Научная статья на тему 'Необходимость формирования ИКТ-компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Технология изделий легкой промышленности»'

Необходимость формирования ИКТ-компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Технология изделий легкой промышленности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ТЕХНОЛОГОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Е.А.

В данной статье описывается необходимость формирования компетентности в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) у бакалавров по направлению подготовки «Технология изделий легкой промышленности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость формирования ИКТ-компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Технология изделий легкой промышленности»»

В заключение отмечу следующее: на сегодняшний день каждый работник образовательной системы осознаёт необходимость и важность работы с одарёнными детьми. Данное направление предполагает системный подход, чёткость организации, многообразие форм педагогического воздействия и взаимодействия.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. О взаимосвязи способностей и характера. - М., 1962.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. - СПб., 2002.

3. Домосканова М., Гаранина И., Бугрова Н. Как управлять талантами? [Электронный ресурс] // Управление школой. Методическая газета для школьной администрации. - № 18. - Режим доступа: www.1september.ru.

4. Михеева Е.Н. Развитие творческого потенциала личности средствами музыкального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cultura.spb.ru.

5. Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Вып. 27. - Воронеж, 2005.

НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ТЕХНОЛОГИЯ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

© Козлова Е.А.*

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

В данной статье описывается необходимость формирования компетентности в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) у бакалавров по направлению подготовки «Технология изделий легкой промышленности».

Ключевые слова: компетенция, компетентность, ИКТ-компетент-ность, ИКТ-компетентность технологов легкой промышленности.

Вступление России в Болонский процесс, введение «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», разработка федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения в российском образовании определился процесс перехода от традиционного подхода обу-

* Аспирант кафедры Информационных технологий.

чения (знаниевого) к компетентностному. При построении процесса образования на основе компетентностного подхода акцент в обучении ставится на практическую значимость образования и на готовый результат обучения. То есть на подготовку человека, способного ориентироваться в постоянно меняющейся информационной среде.

В настоящее время разрабатываются новые образовательные стандарты высшего образования поколения 3+, где также содержание обучения должно строиться на основе компетентностного подхода.

Научными исследованиями в области компетентностного подхода занимались такие ученые как А.А Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и другие.

Согласно А.В. Хуторскому: «Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [6].

Педагог В.С. Безрукова в своем энциклопедическом словаре понятие «компетентность» определяет как «уровень квалификации и профессионализма специалиста», который складывается из мотивации к постоянному обновлению знаний, использования полученных знаний для решения различных задач, гибкости методов профессиональной деятельности и способностью выбирать оптимальные способы деятельности [2].

В современном мире информационные и коммуникационные технологии внедрены практически во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и профессиональную деятельность специалистов. Таким образом, формирование ИКТ-компетентности у студентов является важным моментом процесса образования.

Понятие «ИКТ-компетентность» рассматривали ученые С.А. Бешенков, А.А. Кузнецов, Т.А. Лавина, М.Б. Лебедева, И.В. Роберт, О.Н. Шилова и другие.

Проанализировав данные работы можно сделать вывод, что ИКТ-ком-петентность - это способность индивида использовать информационные и коммуникационные технологии для решения различного рода задач и вопросов, чтобы успешно жить и работать в условиях информационного общества.

Рассмотрим процесс формирования ИКТ-компетентности студентов на примере подготовки технологов легкой промышленности.

Под ИКТ-компетентностью технолога легкой промышленности будем понимать «интегративное профессионально-личностное образование, включающее в себя направленность студентов на использование ИКТ в учебной деятельности, потребность в образовании и самообразовании в области ИКТ; знания о возможности использования средств ИКТ при осуществлении научно-исследовательской, производственно-технической, управленческой и проектной деятельности технолога, об основных типах средств ИКТ,

используемых в производстве изделий легкой промышленности, а также умения и навыки их использования» [4].

Определим специфику деятельности технолога легкой промышленности и возможности ИКТ для решения профессиональных задач.

Рассмотрев действующий на данный момент ФГОС ВПО по направлению подготовки «Технология изделий легкой промышленности» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный Министерством образования и науки РФ от 22 февраля 2009 года, можно выделить следующие ИКТ-компетенции, которыми должен обладать современный технолог легкой промышленности [5]:

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

- использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

- подготавливать презентации, научно-технические отчеты и доклады по результатам выполненных исследований (ПК-6);

- вести профессиональную деятельность с применением классических и инновационных технологий в проектировании и изготовлении швейных, трикотажных изделий, обуви, аксессуаров, кожи, меха, кожгалантереи (ПК-7);

- применять информационные технологии при проектировании процессов изготовления изделий легкой промышленности (ПК-16);

- проектировать конструкции изделий легкой промышленности и технологические процессы с использованием систем автоматизированного проектирования (ПК-17).

Таким образом, при формировании ИКТ-компетентности у будущих технологов легкой промышленности в образовательном процессе необходимо использовать следующие программные продукты: операционные системы (Windows, Linux и т.д.); текстовые, табличные, графические редакторы (Microsoft Office, iWork, SofttMaker Office и т.д.); веб-браузеры (Opera, Mazilla Firefox, Google Chrome или Internet Explorer); Интернет-мессенджеры (ICQ, Miranda, Mail.ru Agent, QIP, Skype); программы сканирования (ABBY FineReader, VueScan Scanitto, Readiris Pro); справочно-правовые системы (Кон-сультантПлюс, Гарант, Библиотека ГОСТов и нормативных документов, ГОСТ-эксперт) и другие.

К стандартным программным продуктам можно отнести специализированные программы, которые позволяют автоматизировать научно-исследовательскую, производственно-техническую, организационно управленческую и проектную деятельность технолога легкой промышленности.

Согласно ФГОС ВПО выпускник вуза должен быть компетентным в области «рациональных, ресурсосберегающих, конкурентоспособных технологий проектирования, изготовления изделий легкой промышленности и индустрии моды (кожи, меха, одежды, обуви, аксессуаров)» [5].

Для автоматизации проектирования и изготовления изделий легкой промышленности на многих предприятиях используются системы автоматизированного проектирования одежды (CAD), системы автоматизации технологического процесса (CAM), системы автоматизации инженерных расчетов (CAE). Достаточно часто встречаются гибридные CAD/CAE-системы или CAD/CAM/CAE-системы. В большинстве российских источниках термин САПР подразумевает все CAD/CAM/CAE-системы.

Среди САПР, которые позволяют автоматизировать производство предприятия легкой промышленности, можно выделить следующие программы: Lectra, Gerber Technology, Pad System, OptiTex, Gemini CAD Creative, САПР Ассоль, Комтенс, Eleandr, Грация, СТАПРИМ, Julivi.

Большинство вышеперечисленных программных продуктов САПР содержит несколько модулей управления процессом производства, которые позволяют создавать технический чертежи; редактировать таблицу размеров, библиотеку воротников, манжетов и т.д.; управлять информацией о продукции (отображают дизайн, техническую информацию, списки лекал, таблицы размеров, сборку, затраты, упаковку и метки); производить автоматическую градацию лекал, импорт лекал в другие системы автоматизирования, производить автоматическую и ручную раскладку деталей; оптимизировать раскрой материала; контролировать посадку изделия с помощью трехмерной визуализации модели; подготавливать каталоги готовой продукции без создания предварительных образцов; автоматизировать создание продукции как для массового производства, так и по индивидуальным заказам с учетом размерных признаков; управлять производством от создания эскизов до вывода готовой продукции на рынок.

Одним из аспектов конкурентоспособности швейного предприятия является эффективность производственной деятельности организации, которая не возможна без компетентных специалистов, способных использовать современные технологии для решения профессиональных задач. Связи с этим работодатели предъявляют большие требования к технологам легкой промышленности: технологи должны быть компетентны в области использования ИКТ для автоматизации производства.

Использование САПР в производстве изделий легкой промышленности, способствует увеличению производительности труда технологов, уменьшению затрат времени на запуск изделия в производство, сокращению площади экспериментального производства, сокращению расходы предприятия (например, создание каталога продукции без проведения пробного пошива изделий легкой промышленности) и так далее.

Таким образом, формирование ИКТ-компетентности будущих технологов легкой промышленности на этапе вузовского образования способствует подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных бакалавров.

Список литературы:

1. Андреева Л.Н. Система автоматизированного проектирования одежды (САПРО) [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. - Режим доступа: http://biЫю.chgpu. edu.ru/.

2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Электронный ресурс]. - Екатеринбург, 2000. - Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/slovar-s162-ru1-p2.htm.

3. Козлова Е.А. Возможности информационных и коммуникационных технологий в деятельности технолога изделий легкой промышленности [Электронный ресурс] / Е.А. Козлова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - Режим доступа: http://www.stience-education.ru/120-16225 (дата обращения: 06.01.2015).

4. Лавина Т.А. Структура и содержание компетентности в области информационных и коммуникационных технологий будущего технолога изделий легкой промышленности / Т.А. Лавина, Е.А. Козлова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12 (часть 2). - С. 384-387.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 262000 Технология изделий легкой промышленности (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvpo.ru/index.php? menu_id=7&menu_type=7&parent=6&direction_id=25.

6. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ»

© Манохина М.М.*

Университетский колледж информационных технологий Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), г. Москва

В данной статье затрагиваются проблемы системы среднего профессионального образования, в частности обсуждаются вопросы форми-

* Заместитель директора по воспитательной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.