Научная статья на тему 'Формирование качеств социальной и профессиональной компетентности студентов колледжа в рамках курса «Психология деловых отношений»'

Формирование качеств социальной и профессиональной компетентности студентов колледжа в рамках курса «Психология деловых отношений» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манохина М. М.

В данной статье затрагиваются проблемы системы среднего профессионального образования, в частности обсуждаются вопросы формирования качеств социальной и профессиональной компетентности в юношеском возрасте. Описываются задачи учебного курса «Психология деловых отношений» для студентов колледжа. Описывается разработанный психологический практикум для решения поставленных задач в рамках разработанного учебного курса «Психология деловых отношений» для студентов колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манохина М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование качеств социальной и профессиональной компетентности студентов колледжа в рамках курса «Психология деловых отношений»»

Таким образом, формирование ИКТ-компетентности будущих технологов легкой промышленности на этапе вузовского образования способствует подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных бакалавров.

Список литературы:

1. Андреева Л.Н. Система автоматизированного проектирования одежды (САПРО) [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. - Режим доступа: http://biblio.chgpu. edu.ru/.

2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Электронный ресурс]. - Екатеринбург, 2000. - Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/slovar-s162-ru1-p2.htm.

3. Козлова Е.А. Возможности информационных и коммуникационных технологий в деятельности технолога изделий легкой промышленности [Электронный ресурс] / Е.А. Козлова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/120-16225 (дата обращения: 06.01.2015).

4. Лавина Т.А. Структура и содержание компетентности в области информационных и коммуникационных технологий будущего технолога изделий легкой промышленности / Т.А. Лавина, Е.А. Козлова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12 (часть 2). - С. 384-387.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 262000 Технология изделий легкой промышленности (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvpo.ru/index.php? menu_id=7&menu_type=7&parent=6&direction_id=25.

6. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ»

© Манохина М.М.*

Университетский колледж информационных технологий Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), г. Москва

В данной статье затрагиваются проблемы системы среднего профессионального образования, в частности обсуждаются вопросы форми-

* Заместитель директора по воспитательной работе.

рования качеств социальной и профессиональной компетентности в юношеском возрасте. Описываются задачи учебного курса «Психология деловых отношений» для студентов колледжа. Описывается разработанный психологический практикум для решения поставленных задач в рамках разработанного учебного курса «Психология деловых отношений» для студентов колледжа.

Ключевые слова социальная компетентность, профессиональная компетентность, психология деловых отношений.

На современном этапе система среднего профессионального образования должна удовлетворять общественную потребность в специалистах, сочетающих высокую профессиональную подготовку с навыками управленческой, организаторской, коммуникативной деятельности, специалистов, которые с легкостью адаптируются к постоянно изменяющимся условиям среды. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек», умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Эти умения составляют основу жизненного и профессионального успеха. Безусловно, проблеме общения в настоящий момент уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включается этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения.

Юношеский возраст является наиболее активным периодом самоопределения и профессионального определения личности. Молодой человек в силу как внешних, так и внутренних причин вынужден в какой-то степени «применить» на себя все возможные социальные роли, пересмотреть перспективу своего развития во всех основных сферах жизнедеятельности -профессиональной, бытовой, общественно-политической и других, должен определиться идеологически.

В период ранней юности из-за необходимости самоопределения нарушается равновесие внутреннего мира молодого человека. Если подростки, создавая жизненные планы, мало думают о реальности их осуществления, то юноши уже решают, как, какими путями, возможно, достичь желаемого, какие для этого есть объективные возможности. Юность всегда сориентирована на будущее. Переоценка ценностей, разочарования в друзьях, родителях, появление новых идеалов - все это воспринимается как создание себя завтрашнего, как конструирование собственного жизненного пути.

Необходимость личностного и профессионального самоопределения и недостаточности сформированности способов их осуществления составляют главное противоречие на этом возрастном этапе, которое одновременно явля-

ется и необходимым условием овладения этими новыми для личности способами саморегуляции, самореализации, самосоздания. Именно поэтому юношеский возраст считается периодом интенсивного развития самосознания личности. Этот процесс является вдвойне детерминированным, как внутренне (закономерности развития), так и извне (объективные обстоятельства).

Основными показателями социальной компетентности в юношеском возрасте являются: осмысленность жизни, построение временной перспективы; наличие жизненных целей; «интернальный локус контроля» по отношению к жизни; высокий уровень ответственности; сформированность мотивации достижения и социально значимых ценностных ориентаций; высокий уровень самоуважения, самопринятия и рефлексии.

Составление личности студента происходит в процессе формирования у него социальной компетенции и развития ключевых профессиональных качеств.

Под социальной компетентностью мы понимаем:

- Умение принимать решения и делать выбор;

- Готовность брать на себя ответственность за свой выбор и свои поступки;

- Способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;

- Умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других;

- Веру в себя, свои способности и собственную возможность быть эффективным в избранных сферах деятельности;

- Умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами;

- Способность ставить перед собой близкие и дальние цели, ясно определять и переопределять их в зависимости от ситуации, вырабатывать методы их достижения;

- Гражданскую активность;

Ключевыми профессиональными качествами являются:

- Организованность - способность управлять своей деятельностью таким образом, чтобы ее результат был максимально эффективен, а сама деятельность осуществлялась рационально, планомерно и упорядоченно;

- Профессиональная жизненная активность - способность к проявлению профессионального энтузиазма и инициативы, самостоятельности;

- Социально-профессиональная мобильность к новым социально-экономическим условиям;

- Коммуникативность и способность к кооперации - способность общаться и сотрудничать в трудовом коллективе;

- Креативность - способность к рождению новых, необычных оригинальных идей, отходу от традиционных схем мышления, способность к творчеству;

- Специальная компетентность - качество, характеризующее уровень знаний, умений и навыков по специальности, а также способности к использованию имеющегося багажа знаний на практике, умений решать практические задачи и точно выполнять поставленные задания.

В соответствии с вышесказанным нами была разработана программа курса «Психология деловых отношений» для студентов колледжа. Программа предусматривает формирование культуры делового общения студентов, практическое усвоение ими необходимых навыков взаимодействия с людьми на основе различных техник и технологий. Задачи учебного курса следующие:

1. Привлечь внимание студента к психологической жизни.

2. Сформировать отношения студента к психической культуре как самоценности.

3. Дать студенту знания «о самом себе» и способах получения этих знаний.

4. Ознакомить с особенностями организации и механизмами управления человеком собственной психической жизнью.

5. Помочь студенту раскрыть творческие возможности своей личности.

6. Выработать профессионально-перцептивную культуру.

Программа включает в себя теоретические и практические блоки:

- Теоретический блок состоит из усвоения базовых знаний, необходимых для реализации задач программы и реализуемых через такие формы как лекции, семинары, творческие задания;

- Практический блок имеет целью выработку навыков организатор-ско-коммуникативной деятельности, навыков рефлексий, ключевых профессиональных качеств.

Важно также отметить, что указанные задачи блока реализуются через психологический практикум: тренинги группового общения, самопознание через диагностику, рефлексию. Включение текстовых заданий выполняет двоякую роль: помогает аккумулировать определенную информацию о себе и пробуждает интерес к собственной личности. Каждому нужно иметь представление о своих особенностях, способностях, сильных и слабых сторонах. Польза тестов не только в получении информации о себе, но и определении личностных резервов.

Таким образом, наша программа позволяет студентам выработать знания, умения и навыки, которые позволяют им реализоваться как в личностном, так и в профессиональном плане.

Список литературы:

1. Новиков М.А. Проблемы демократизации профессионального образования / М.А. Новиков // Специалист. - М., 1999. - № 1. - С. 4-5.

2. Анасьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Анасьев. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - 288 с.

3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. - М.: Изд. Московского ун-та, 1984. - 104 с.

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Междунар. Пед. Академия, 1995. -212 с.

5. Некрасова Е.В. Психологическое время в структуре самосознания личности в раннем юношеском возрасте: дисс. ... канд. психол. наук / Некрасова Евгения Владимировна. - М., 1988. - 175 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ

© Михайлова В.Н.*

Хакасский политехнический колледж, г. Абакан

В данном материале предложено несколько способов организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся по ФГОС СПО нового поколения для формирования общих и профессиональных компетенций при подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля.

Ключевые слова: способы формирования общих и профессиональных компетенций, компетентностный подход в образовании.

В настоящее время плодотворно идет реализация Федеральных Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения, в которых отражается компетентностный подход к оценки уровня освоения полученных знаний. Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, свободно ориентирующегося в профессиональной деятельности и смежных ее областях, высоко конкурентоспособного на рынке труда, готового постоянно повышать уровень профессионального мастерства. Этому способствует освоение обучающимися общих и профессиональных компетенций, как через выполнение аудиторной нагрузки, так и через организацию самостоятельной (внеаудиторной) работы.

Новый подход в образовании требует создания новых методик обучения и проверки результатов его эффективности. С введением ФГОС СПО нового

* Преподаватель экономических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.