Что означает быть свободной, не оставляя следов? Быть, как ангел? Не быть обремененной чем-то земным: бытом, детьми, делами ... Всем тем, благодаря чему человек остается жить даже после смерти. Однако тут же присутствует желание запечатлеться в памяти человечества, как великому поэту. Рифма «броский-Бродский» как раз указывает на уникальность поэта, на которого хотела бы походить лирическая героиня.
В стихотворении Веры Полозковой, как и в стихотворении В. Маяковского есть некий вызов, и даже глагол «мажет» так же напоминает нам «смазать карту будня» [3] поэта начала ХХ века, но, как и у В. Маяковского его неэстетичность вносит свою «ложку дегтя»: портит всю красоту восходящего солнца: «Наблюдая, как чем-то броским / Мажет выпуклый глаз заря» [1].
В результате анализа стихотворения приходим к выводу, что смыл, являющийся результатом синтеза формы и содержания, противоречив, так как присутствует алогизм на уровне рифмы, сочетания образов, использования лексики. Яркие, броские фразы не есть стихотворение, должно быть единство формальных и содержательных признаков.
Рефлексия предполагает отзыв обучающихся о стихотворениях, рассмотренных на уроке. Ответы на следующие вопросы: какая поэзия ближе и почему? В чем отличие современной поэзии от других эпох? В чем особенность нашего времени относительно лирики?
Таким образом, в конце урока можно сделать вывод о том, что современная лирика разнородна, но важно при чтении стихотворений всегда обращать внимание на важный показатель художественности: единство формы и содержания.
Выводы. Таким образом, в предложенных рекомендациях к урокам по изучению современной лирики предлагаются разные по уровню художественности тексты, что определяется необходимостью формирования у обучающихся умения отличать хорошую литературу от слабой и умение ориентироваться в современном литературном процессе. Обращение к современности объясняется наличием мотивации у школьников к изучению современных поэтов.
Методика интертекстуального и структурно-семантического анализа, предложенная для изучения стихотворений современных поэтов позволяет не только выявить характерные черты времени и течения, но и индивидуальные авторские особенности.
Литература:
1. Вера Полозкова: стихи [Электронный ресурс]: база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих. - Режим доступа: https://rustih.ru/vera-polozkova/ (дата обращения 10.05.2020)
2. Иван Жданов [Электронный ресурс]: стихи, проза, эссеистика и фотоработы Ивана Жданова. -Режим доступа: http://ivanzhdanov.com/biography.htm (дата обращения 20.06.2020)
3. Маяковский В.В. А вы могли бы? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/2119/p.1/index.html
4. Примерная образовательная программа СОО [Электронный ресурс]: Планируемые предметные результаты освоения ООП (Литература), Примерные программы отдельных учебных предметов (Литература). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282289/ (дата обращения 12.05.2020)
5. ФГОС СОО [Электронный ресурс]: Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. - Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения 20.06.2020)
Педагогика
УДК 378.147
соискатель ученой степени, старший преподаватель
Центральных офицерских курсов (ЦОК) Ильин Владимир Николаевич
Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ (4 ГЦ ПАП и ВИ МО РФ) (г. Липецк)
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИТУАЦИЙ ФРУСТРАЦИИ У АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА ВКС РОССИИ
Аннотация. В современных условиях предметов исследования большого количества ученых выступает феномен фрустрации. Исследованию данного феномена в настоящее время посвящено много научных работ, в частности, работы С. Розенцвейга, Е.В. Пискленовой, Н.Д. Левитова, О.Г. Карпова и других исследователей. Однако, невзирая на повышение внимания ученых к исследованию данной проблемы, в настоящее время требуется исследование основ моделирования стратегий преодоления фрустрационных состояний. Цель исследования - исследовать основы педагогического моделирования стратегий преодоления ситуаций фрустрации у авиационного персонала ВКС России. Задачи исследования: рассмотреть основные подходы к определению термина «фрустрация»; провести исследование особенностей возникновения состояния фрустрации у авиационного персонала ВКС России; выделить основные стратегии преодоления состояния фрустрации авиационным персоналом ВКС России. Гипотеза исследования: для преодоления фрустрации в воинских коллективах требуется формирование в них прочных личных, деловых и духовных связей между военнослужащими, а также использование эффективных стратегий преодоления фрустрации. Методы исследования: исследование, анализ научной литературы, материалов периодической печати и интернет-ресурсов. Достигнутые результаты: предложено авторское определение термина «фрустрация», под которым понимается человеческое состояние, которое выражается в характерных особенностях поведений и переживаний, обусловленное непреодолимыми трудностями на пути к решению определенной задачи или достижению цели. Основными элементами, связанными с ситуацией фрустрации, считаются: фрустрационное воздействие; фрустрационная обстановка; фрустратор, т.е. фактор, который способствует формированию фрустрации. К высокоэффективным способам и методам работы с авиационным персоналом ВКС РФ при формировании фрустрационных состояний, как показывают исследования, можно отнести: методы, которые направлены на саморегуляцию; релаксационные методы; арт-терапию; эмоционально-образную терапию; позитивную краткосрочную терапию; нейро-лингвистическое программирование;
элементы суггестивной терапии; рациональную психотерапию и телесно-ориентированную психотерапию и так далее.
Ключевые слова: фрустрация, состояние фрустрации, стратегии преодоления, стратегии преодоления фрустрационных состояний.
Annotation. In modern conditions, the subjects of research of a large number of scientists are the phenomenon of frustration. Many scientific works are currently devoted to the study of this phenomenon, in particular, the work of S. Rosenzweig, E.V. Pisklenova, N.D. Levitova, O. G. Karpov and other researchers. However, despite the increased attention of scientists to the study of this problem, at the present time it is required to study the foundations of modeling strategies for overcoming frustration states. The purpose of the research is to study the foundations of pedagogical modeling of strategies for overcoming situations of frustration among aviation personnel of the Russian Aerospace Forces. Research objectives: to consider the main approaches to the definition of the term "frustration"; to conduct a study of the features of the occurrence of a state of frustration among the aviation personnel of the Russian Aerospace Forces; highlight the main strategies for overcoming the state of frustration by the aviation personnel of the Russian Aerospace Forces. Research hypothesis: overcoming frustration in military collectives requires the formation of strong personal, business and spiritual ties between military personnel, as well as the use of effective strategies to overcome frustration. Research methods: research, analysis of scientific literature, periodicals and Internet resources. Results achieved: the author's definition of the term "frustration" is proposed, which is understood as a human state, which is expressed in the characteristic features of behaviors and experiences, caused by insurmountable difficulties on the way to solving a specific problem or achieving a goal. The main elements associated with the situation of frustration are considered: frustration; frustrating environment; frustrator, i.e. a factor that contributes to the formation of frustration. The highly effective methods and methods of working with the aviation personnel of the RF Aerospace Forces in the formation of frustration states, as studies show, include: methods that are aimed at self-regulation; relaxation methods; art therapy; emotional imagery therapy; positive short-term therapy; neuro-linguistic programming; elements of suggestive therapy; rational psychotherapy and body-oriented psychotherapy and so on.
Keywords: frustration, a state of frustration, coping strategies, strategies for overcoming frustration states.
Введение. Термин «фрустрация» в психологии определяется как состояние психики человека, которое предопределяется возможностью неудачи, или, наоборот, отсутствию возможности удовлетворить свои потребности. Это состояние возникает, когда существуют реальные или виртуальные преграды, препятствующие достижению поставленной цели.
Термин «фрустрация» происходит от латинского слова «frustratio», что в переводе означает «расстройство замыслов», «тщетное ожидание», «неудача», «обман». Основателем теории фрустрации является С. Розенцвейг, который считал, что фрустрация представляет собой психическое состояние индивида, которое вызвано невозможностью удовлетворения собственных потребностей, имеющих для субъекта определенную значимость [8, c. 11]. Проще говоря, для ситуаций фрустрации, в первую очередь, характерно осознание действительного или мнимого несоответствия действительного и реального. Термин «фрустрация» в более широком понимании следует рассматривать в качестве реакции на жизненные трудные ситуации или выносливости.
По мнению Н.Д. Левита, фрустрация - это человеческое состояние, которое выражается в характерных особенностях поведений и переживаний, обусловленное непреодолимыми трудностями на пути к решению определенной задачи или достижению цели [2, c. 28].
Если возникшую потребность или ожидание по какой-либо причине невозможно удовлетворить (например, вместо запланированного отпуска вы вынуждены продолжать работать, или искать материальные средства на этот отпуск), возникает психическое состояние, именуемое фрустрацией. При этом человек не отказывается от достижения цели, но не знает, как достичь в этой борьбе успеха. Данная ситуация весьма схожа с потерей пространственной ориентации летчиком в полете.
На взгляд Д. Майерса, фрустрация представляет собой акт блокирования поведения, который направлен на достижение значимой цели [3, c. 128]. В то же время, А.А. Налчаджян пишет, что под фрустрацией следует понимать цепь образований качественного характера, которые включают в себя желание / цель -ситуацию фрустрации - личность - поведение защитного характера [3, c. 201].
В исследовании Е.В. Псикленовой отмечается, что фрустрация представляет собой тип жизненной ситуации, который при определенных трудностях становится критическим на пути мотивированных целей индивида [5, c. 477].
Таким образом, на основе проведенного анализа научных подходов к определению термина «фрустрация», можно предложить авторское определение данного термина. В рамках настоящего исследования под фрустрацией мы будем понимать человеческое состояние, которое выражается в характерных особенностях поведений и переживаний, обусловленное непреодолимыми трудностями на пути к решению определенной задачи или достижению цели.
Изложение основного материала статьи. Опираясь на исследования И.А. Юрова и К.И. Юровой, можно определить, что фрустрация возникает, когда:
- ощущение неудовлетворенности превышает порог, который данный человек способен вынести;
- препятствие субъективно воспринимается как непреодолимое [7, c. 112].
Состояние фрустрации характеризуется как объективными причинами, так и свойствами самой личности. Можно сказать, что это разновидность психологического стресса, сопровождающегося тревожностью, раздражительностью, разочарованием и состоянием отчаяния.
Фрустация как явление состоит из:
- фрустратора - причины фрустрации;
- фрустрационной ситуации;
- реакции на фрустрацию.
Фрустрация возникает чаще у эмоциональных людей, склонных фанатично добиваться поставленной цели четко по намеченному плану. Встретив «непреодолимое» препятствие на своем пути, такие люди просто не видят других вариантов для достижения своих целей. При этом именно эти качества приветствуются и воспитываются в военной среде.
Недостаток способности к адаптации в данном случае - главная причина возникающей фрустрации. Личностная устойчивость (толерантность) к данному состоянию, позволяющая человеку справляться с трудностями в конкретной ситуации, зависит от обстоятельств, особенностей личности и некоторых других факторов.
В исследовании А.Б. Шуриевой, К.З. Сансызбаевой отмечается, что в настоящее время коллективы также отличаются по качественным характеристикам: результатам деятельности и достижению, морально-психологическому климату, уровню коллективного мастерства, сплоченности, нравственной зрелости [6, с. 285]. В воинских коллективах умения и навыки взаимодействия заключаются в том, чтобы решать в процессе совместной деятельности общие задачи, без указаний и просьб, на основе личной оценки обстановки. Прежде всего, спецификой таких навыков считается ориентация на действия воинских товарищей, понимание развития коммуникативной ситуации. Таким образом, стремление сотрудников воинских коллективов помогать другу, действовать коллективно, осознавая взаимную зависимость, необходимость подчинения личностных интересов успеху всего коллектива. На коллективную мотивацию в воинских коллективах большое воздействие оказывают сложившиеся в воинских подразделениях взаимоотношения: равнодушие к результатам сослуживца и стремление к личным показателям, обстановка нервозного соперничества, либо же ответственность за общее дело, друг за друга, «дух товарищества».
В воинских коллективах ситуации фрустрации могут быть обусловлены рядом объективных и субъективных причин. Среди причин формирования ситуации фрустрации могут быть следующие причины (рисунок 1).
Основные причины формирования фрустрации
Субъективные причины
Управленческие причины: низкое самоуважение, повышенная
тревога, неустойчивость эмоционального характера; повышенная раздражительность и
агрессия; поведенческий негативизм; стремление любыми путями стать лидером в коллективе; завышенная самооценка отдельных военнослужащих; сложные взаимоотношения; предвзятое отношение начальника к подчиненным; неуставные отношения и так далее
Психологические причины: излишняя опека старшими начальниками младших начальников в исполнении ими обязанностей должностного характера; неумение подчеркнуть престижность командных должностей у руководителей; примерное равенство подчиненных
и начальников; принятие ошибочных или необоснованных решений командным составом подразделения; недостаточная профессиональная подготовка
_*_
Объективные причины
Динамичность и сложность воинской деятельности
Слабая разработанность основных правовых способов разрешения противоречий межличностного характера, которые формируются во взаимоотношениях военнослужащих
Нарушения при распределении духовных и материальных благ социальной справедливости
Недостаточная обеспеченность воинского подразделения всем необходимым для осуществления боевых задач и нормальной жизнедеятельности
Высокая сложность адаптации профессионального и социального характера к должностному статусу у командиров
Несоответствие нормативного характера
отношений военнослужащих отношениям, которые формируются при служебной деятельности
Рисунок 1. Причины формирования фрустрации [4, а 135; 1]
Таким образом, в процессе исследования также было установлено, что различные субъективные и объективные факторы оказывают непосредственное воздействие на формирование ситуаций фрустрации в воинских коллективах.
Выводы. При рассмотрении состояния фрустрации в качестве острого стресса, можно выделить несколько методов, направленных на повышение адаптации коллектива к фрустрационным ситуациям. К примеру, использованием техник саморегуляции, приемов самоконтроля или же отказ от определенных
действий. Также одним из наиболее сильных поддерживающих факторов считается проговаривание и составление формул самозащиты, т.е. позитивных формул самовнушения.
Ключевым вопросом, влияющим на эффективность процесса разрешения фрустрационных ситуаций в воинском коллективе, является личность командира, его авторитет, а также выбор им способа его разрешения. Командир, обладая соответствующими полномочиями в отношении подчиненных, может реализовать любую из ролей третьей стороны в конфликте (наблюдатель, помощник, посредник, арбитр, третейский судья), либо отложить на определенное время решение проблемы.
К высокоэффективным способам и методам работы с авиационным персоналом ВКС РФ при формировании фрустрационных состояний, как показывают исследования, можно отнести: методы, которые направлены на саморегуляцию; релаксационные методы; арт-терапию; эмоционально-образную терапию; позитивную краткосрочную терапию; нейро-лингвистическое программирование; элементы суггестивной терапии; рациональную психотерапию и телесно-ориентированную психотерапию и так далее.
Литература:
1. Карпов О.Г. Особенности конфликта в воинском коллективе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. №2 (10). С. 134-138.
2. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний [Текст] / Левитов Н.Д. // Вопросы психологии. - 1967. - № 6. - С. 27-30.
3. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. / А.А. Налчаджян. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
4. Нургатина Е.Л., Наумлюк А.Г. Психология конфликтов. Работа начальника службы МТО по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций в подчиненных коллективах // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2018. URL: http://scienceforum.ru/2018/article/2018004447
5. Пискленова Е.В. Фрустрация как психологический феномен // Аллея науки. Т. 4. - № 9. - 2017. -С. 475-479.
6. Сансызбаева К.З., Шуриева А.Б. Особенности психологического климата в коллективе // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 284-288.
7. Юрова К.И., Юров И.А. Фрустрация как фактор неадекватного поведения // Гуманизация образования. 2016. №6. - С. 110-114.
8. Rosenzweig, S. The children's Form of the Rosenzweig Picture-Frustration Study / S. Rosenzweig, E.E. Fleming, L. Rosenzweig // J. Psychol. - 1948. - Vol. 26. - P. 10-12.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Калинина Лариса Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары)
ПРАКТИКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ИНЖЕНЕРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций у бакалавров инженерного направления - 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности. В данной статье рассмотрены производственная практика, в том числе и преддипломная, которые способствуют формированию профессиональных компетенций у будущих конструкторов одежды. Особое внимание уделяется базам и руководителям практик от предприятия.
Ключевые слова: практика, бакалавр, профессиональные компетенции, швейные предприятия.
Annotation. Stat'ya posvyashchena Probleme formirovaniya professional'nykh kompetentsiy u bakalavrov inzhenernogo napravleniya - 29.03.05 Konstruirovaniye izdeliy legkoy promyshlennosti. Rassmotreny proizvodstvennaya praktika, v tom chisle i preddiplomnaya, kotoryye sposobstvuyut formirovaniyu professional'nykh kompetentsiy u budushchikh konstruktorov odezhdy. Osoboye vnimaniye udelyayetsya bazam i rukovoditelyam praktik ot predpriyatiya.
Keywords: practice, bachelor's degree, professional competencies, sewing enterprises.
Введение. Инженерное образование в XXI веке связано с динамичными изменениями в науке и индустрии. В современном обществе востребован бакалавр с высоким уровнем инженерной подготовки. Важной задачей, стоящей перед системой высшего образования, является разработка и реализация образовательных программ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов с опорой на компетентностный подход с использованием практико-ориентированных образовательных технологий.
Изложение основного материала статьи. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО 3+) для каждого направления подготовки определен свой набор компетенций. Для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности, установлены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции [9].
В зависимости от видов профессиональной деятельности (организационно-управленческая; научно-исследовательская, производственно-конструкторская и проектная (дизайнерская)) выпускник данного направления должен быть подготовлен к решению определенных профессиональных задач. Следовательно, современные требования к профессиональной деятельности являются концептуальной основой структурирования профессиональной компетентности.
Структуру профессиональной компетентности целесообразно представить тремя составляющими: образовательной, профессиональной, социально-личностной.
Автор Р.В. Гурина определяет профессиональную компетенцию как «...способность и готовность выпускника к реализации приобретенных в образовательном учреждении знаний, умений, навыков, опыта в профессиональной деятельности, т.е. способность выполнять работу в соответствии с требованиями