Научная статья на тему 'Фрустрация, ее свойства и особенности ее возникновения в воинских коллективах'

Фрустрация, ее свойства и особенности ее возникновения в воинских коллективах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2240
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / УРОВЕНЬ ФРУСТРАЦИИ / ФРУСТРАТОР / ФРУСТРАЦИИ / ФРУСТРАЦИОННЫЕ СИТУАЦИИ / STRESS / FRUSTRATION / FRUSTRATED / FRUSTRATION OF THE SITUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильин В. Н.

В статье рассматривается понятие фрустрации, выделены основные свойства фрустрации и особенности ее возникновения в воинских коллективах. В рамках исследования было установлено, что состояние фрустрации характеризуется как объективными причинами, так и свойствами самой личности. Можно сказать, что фрустрация является разновидностью психологического стресса, сопровождающегося тревожностью, раздражительностью, разочарованием и состоянием отчаяния. В процессе исследования также было установлено, что различные субъективные и объективные факторы оказывают непосредственное воздействие на формирование ситуаций фрустрации в воинских коллективах. Воинские коллективы отличаются некоторыми признаками психологического характера в зависимости от особенностей личного состава, характера деятельности и иных объективных условий. Одним из главных психологических признаков воинских коллективов считается тип общения внутри коллектива. Для преодоления фрустрации в воинских коллективах требуется формирование в них прочных личных, деловых и духовных связей между военнослужащими.The article deals with the concept of frustration, highlights the main properties of frustration and the features of its occurrence in military collectives. The study found that the state of frustration is characterized by both objective causes and the properties of the individual. Frustration can be said to be a type of psychological stress, accompanied by anxiety, irritability, frustration, and a state of despair. The study also found that various subjective and objective factors have a direct impact on the formation of situations of frustration in military collectives. Military collectives differ in some features of a psychological nature, depending on the characteristics of the personnel, the nature of activities and other objective conditions. One of the main psychological characteristics of military collectives is the type of communication within the team. To overcome frustration in military collectives requires the formation of strong personal, business and spiritual ties between military personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фрустрация, ее свойства и особенности ее возникновения в воинских коллективах»

Фрустрация, ее свойства и особенности ее возникновения в воинских коллективах

Ильин Владимир Николаевич,

соискатель, старший преподаватель Центральных офицерских курсов (ЦОК), 4 Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ E-mail: [email protected]

В статье рассматривается понятие фрустрации, выделены основные свойства фрустрации и особенности ее возникновения в воинских коллективах. В рамках исследования было установлено, что состояние фрустрации характеризуется как объективными причинами, так и свойствами самой личности. Можно сказать, что фрустрация является разновидностью психологического стресса, сопровождающегося тревожностью, раздражительностью, разочарованием и состоянием отчаяния. В процессе исследования также было установлено, что различные субъективные и объективные факторы оказывают непосредственное воздействие на формирование ситуаций фрустрации в воинских коллективах. Воинские коллективы отличаются некоторыми признаками психологического характера в зависимости от особенностей личного состава, характера деятельности и иных объективных условий. Одним из главных психологических признаков воинских коллективов считается тип общения внутри коллектива. Для преодоления фрустрации в воинских коллективах требуется формирование в них прочных личных, деловых и духовных связей между военнослужащими.

Ключевые слова: стресс, уровень фрустрации, фрустратор, фрустрации, фрустрационные ситуации.

Термин «фрустрация» в психологии определяется как состояние психики человека, которое предопределяется возможностью неудачи, или, наоборот, отсутствию возможности удовлетворить свои потребности. Это состояние возникает, когда существуют реальные или виртуальные преграды, препятствующие достижению поставленной цели.

В современном обществе довольно часто данное состояние возникает не из-за реальных препятствий, а из-за разрыва между ожиданиями (планами) и действительностью.

Если возникшую потребность или ожидание по какой-либо причине невозможно удовлетворить (например, вместо запланированного отпуска вы вынуждены продолжать работать, или искать материальные средства на этот отпуск), возникает психическое состояние, именуемое фрустрацией. При этом человек не отказывается от достижения цели, но не знает, как достичь в этой борьбе успеха. Данная ситуация весьма схожа с потерей пространственной ориентации летчиком в полете.

Стоит подчеркнуть, что ситуация фрустрации переживается в особенности тяжело, если неожиданно и внезапно возникает барьер, который мешает достижению конкретной цели. Ниже выделим основные причины, которые способствуют формированию у индивида фрустрационных ситуаций:

- физические барьеры (поломка автомобиля, ограничение свободы и т.д.);

- барьеры биологического характера (усталость, старение, болезнь и т.д.);

- психологические барьеры (неуверенность в себе, страхи, отрицательный прошлый опыт и т.д.);

- социокультурные барьеры (существующие в обществе запреты, правила и нормы). Однако, требуется определить, почему же возникает ситуация фрустрации? Не каждое неудовлетворенное стремление порождает негативное эмоциональное состояние. Опираясь на исследования И.А. Юрова и К.И. Юровой, можно определить, что фрустрация возникает, когда:

- ощущение неудовлетворенности превышает порог, который данный человек способен вынести;

- препятствие субъективно воспринимается как непреодолимое [10, с. 112].

Состояние фрустрации характеризуется как объективными причинами, так и свойствами самой личности. Можно сказать, что это разновидность психологического стресса, сопровождающегося тревожностью, раздражительностью, разочарованием и состоянием отчаяния.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Фрустация как явление состоит из:

- фрустратора - причины фрустрации;

- фрустрационной ситуации;

- реакции на фрустрацию.

А.Н. Анкин писал, что уровень фрустрации определяется интенсивностью действия фрустратора, состоянием человека и сформировавшихся у него форм реакции на возникающие перед ним трудности. Важную роль в подверженности личности фрустрации занимает психологическая устойчивость личности, заключающаяся в устойчивости к раздражителю, основывающейся на особенностях воспитания, способности адекватно оценить фрустрационную ситуацию и найти из нее выход [2, с. 105].

Для более глубокого понимания особенностей формирования фрустрации в воинских коллективах требуется рассмотреть способы проявления фрустрации. Зигмунд Фрейд и сторонники его учения в своих работах высказывали предположение, что фрустрация имеет прямую связь с агрессией. Современные исследователи большое внимание уделяют изучению фрустраций, возникающих в сфере межличностных конфликтов и в повседневной жизни при преодолении различного рода трудностей [9, с. 38].

Фрустрация всегда сказывается на поведении человека. Например, он может жить в вымышленном мире, не воспринимая адекватно реальность. Кроме того, отсутствие веры в успех своих действий снижает мотивацию и эффективность деятельности.

Это состояние проявляется также в:

- ощущении тревоги, отчаянья, разочарования;

- повышенной раздражительности или агрессивности;

- защитных реакциях психики (отрицании, вытеснении, переносе и др.).

Фрустрация возникает чаще у эмоциональных людей, склонных фанатично добиваться поставленной цели четко по намеченному плану. Встретив «непреодолимое» препятствие на своем пути, такие люди просто не видят других вариантов для достижения своих целей. При этом именно эти качества приветствуются и воспитываются в военной среде.

Недостаток способности к адаптации в данном случае - главная причина возникающей фрустрации. Личностная устойчивость (толерантность) к данному состоянию, позволяющая человеку справляться с трудностями в конкретной ситуации, зависит от обстоятельств, особенностей личности и некоторых других факторов.

Фрустрация и стресс обычно связаны между собой, поэтому в психологии встречается понятие стресс-фрустрации.

Стресс имеет психологические компоненты 5 (необходимость принять ответственное решение, § быстро перестроиться при резкой смене стратегии поведения и др.). Эти компоненты часто являются еЗ причинами возникновения стресса и его послед-ав ствиями, а также последствиями событий и ситу-

аций, связанных с фрустрацией. Непреодолимое препятствие на пути к цели в таком случае является стрессором (фактором, вызвавшим стресс) [6, с. 331]. В такой ситуации воздействию подвергается и организм, и личность человека. Примеры воздействия стресс-фрустрации - «выгорание» представителей определенных профессий (учителя, опять же представители силовых ведомств, медики, и пр.).

При этом стресс и фрустрация имеют и существенные различия. Стресс (как выработанный в процессе эволюции адаптивный механизм) напрямую связан с выживанием, с жизненно важными функциями организма, поэтому сильный стресс поглощает фрустрацию (например, фрустрация экзистенциальная поглощается при экстремальных ситуациях). Кроме того, стрессор обычно не воспринимается человеком как непреодолимое препятствие. Появление стрессора вынуждает человека преодолевать трудности, поскольку это связано с выживанием.

Фрустратор же с выживанием обычно не связан. Стресс и фрустрация могут не иметь объективной причины - значение каждой конкретной ситуации воспринимается людьми по-разному.

В период фрустрации человек (и коллектив в целом) не способны эффективно функционировать. Фрустрация и состояние изнеможения (прострация) похожи физической и нервно-психической расслабленностью организма, поэтому люди часто путают эти явления.

В исследовании Д.А. Дориной отмечается, что в настоящее время требуется выделить стрессоры психологического и физиологического характера. Так, по мнению ученого, стрессоры физиологического характера воздействуют на ткани человеческого организма. Прежде всего, среди них можно выделить чрезмерную физическую нагрузку, высокую температуру, холод, боль и так далее. В то же время, стрессоры психологического характера представляют собой стимулы, сигнализирующие о значимости событий с социальной и биологической стороны (обида, опасность, тревога и так далее). Ученый, ссылаясь на две разновидности стрессоров, выделяет и два типа стресса: психологический и физиологический стресс. В свою очередь, психологический стресс может классифицироваться на стресс эмоционального и информационного характера [3].

В работе Е.Н. Ломковой, Р.Р. Агаевой отмечается, что стресс информационного характера может сформироваться из-за информационных перегрузок, при которых человек не может справиться с задачей, либо же не успевает в заданном темпе принимать соответствующие решения. В том случае, если нагрузка информационного характера превосходит человеческие возможности, можно говорить об информационной перегрузке [1].

Стресс эмоционального характера вызывается сигнальными раздражителями. Исследователи отмечают, что эмоциональный стресс проявляется у человека в состоянии конфликтных ситуаций,

обиды или угрозы. Также к универсальным стрессорам психологического характера ученые относят словесные раздражители.

Для человека особенное влияние имеет стресс психологического характера, потому что многие события обусловливают формирование стресса в силу объективных особенностей, в результате чего человек может воспринимать ситуацию в качестве источника стресса.

В психологии в зависимости от способности выдерживать стресс в течение долгого времени и от уровня субъективной стрессоустойчивости, можно выделить три основных личностных типов:

- индивиды, которые эффективно не могут работать в стрессовых условиях (стресс вола);

- индивиды, которые выдерживают стрессовые нагрузки относительно недолго (стресс кролика);

- индивиды, которые могут длительное время выдерживать стрессовые нагрузки, адаптируясь к стрессу (стресс льва) [5, с. 47].

Все сказанное можно отнести как к отдельной личности, так и к целому коллективу. Но в этом случае возникает ситуация коллективной фрустрации.

Одним из распространенных заблуждений в обществе является стереотип, что воинские коллективы являются исключением, не подверженные потрясениям. Со времен Советского Союза воин - это образец стрессустойчивости.

Однако воинский коллектив - это всего лишь реплика общества, его уменьшенная копия, пусть со своими особенностями, но, в то же время, со всеми вытекающими сильными и слабыми сторонами.

Воинский коллектив обладает собственной психологической и социальной структурой. Основными элементами социально-психологической структуры воинского коллектива считаются люди, которые в деятельности и в коллективе выполняют определенные роли, занимают отдельные микрогруппы, известное положение. Указанные позиции, т.е. групповые роли индивидуального характера, связаны своеобразными отношениями.

Воинские коллективы отличаются некоторыми признаками психологического характера в зависимости от особенностей личного состава, характера деятельности и иных объективных условий. Одним из главных психологических признаков воинских коллективов считается тип общения внутри коллектива. Некоторые воинские коллективы используют деловое общение, при котором взаимодействие образует основу их коллективной деятельности. В других - общение возможно лишь в промежутках между исполнением задач, на учебных занятиях или во время отдыха. Формы коллективной и индивидуальной деятельности в большинстве воинских подразделений переплетаются, в результате чего разнообразный характер носит общение.

В исследовании А.Б. Шуриевой, К.З. Сансызба-евой отмечается, что в настоящее время коллекти-

вы также отличаются по качественным характеристикам: результатам деятельности и достижению, морально-психологическому климату, уровню коллективного мастерства, сплоченности, нравственной зрелости [8, с. 285]. В воинских коллективах умения и навыки взаимодействия заключаются в том, чтобы решать в процессе совместной деятельности общие задачи, без указаний и просьб, на основе личной оценки обстановки. Прежде всего, спецификой таких навыков считается ориентация на действия воинских товарищей, понимание развития коммуникативной ситуации. Таким образом, стремление сотрудников воинских коллективов помогать другу, действовать коллективно, осознавая взаимную зависимость, необходимость подчинения личностных интересов успеху всего коллектива. На коллективную мотивацию в воинских коллективах большое воздействие оказывают сложившиеся в воинских подразделениях взаимоотношения: равнодушие к результатам сослуживца и стремление к личным показателям, обстановка нервозного соперничества, либо же ответственность за общее дело, друг за друга, «дух товарищества».

Таким образом, для предотвращения ситуаций фрустрации в воинских коллективах требуется формирование в них прочных личных, деловых и духовных связей, в результате чего будет сформирован эффективный и единый организм.

В воинских коллективах ситуации фрустрации могут быть обусловлены рядом объективных и субъективных причин. Среди объективных причин формирования ситуации фрустрации могут быть следующие причины (рис. 1).

Рис. 1. Объективные причины формирования фрустрации [4, с. 135]

В свою очередь, среди субъективных причин формирования конфликтов и ситуации фрустрации, можно выделить психологические и управленческие причины (рис. 2).

Формирование конфликтных ситуаций в повседневной жизни воинского коллектива, прежде всего, рассматривается в качестве симптома неблагополучия отношений. Именно поэтому,

о о го

13 А

-I

о

о

СП

А

со о го

заинтересованные стороны направляют все свои силы на преодоление таких ситуаций, часто без осуществления анализа причин противоречий. Использование такого подхода может привести только к временному сглаживанию конфликтной ситуации.

вания конфликтных ситуаций, а также нарабатывать «опыт» наиболее оптимальных решений конфликтных ситуаций, осуществлять корректировку действий при разрешении конфликтов.

Проводя исследование причин формирования в коллективе ситуаций конфликта, командир воинской части должен организовывать правильно собственную деятельность по профилактике и предупреждению фрустрационных ситуаций.

Литература

1. Агаева Р.Р., Ломкова Е.Н. Информационная перегрузка // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2020. URL: http:// scienceforum.ru/2020/article/2018019518

2. Анкин А.Н. Соотношения прогностических способностей и нервнопсихической устойчивости у студентов [Текст] / А.Н. Анкин, О.С. Стад-ник // Известия высших учебных заведений. Уральский регион.2016. - № 4. - С. 102-111.

3. Дорина Д.А. Стресс и стрессоустойчивость // Материалы Х Международной научной конференции «Студенческий научный форум». 2018. URL: http://scienceforum.ru/2018/ article/2018004087

4. Карпов О.Г. Особенности конфликта в воинском коллективе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. № 2 (10). С. 134138.

5. Корнеенко Д.А., Кашин С.В., Куропатки-на А.Е. - Критерии оценки информационно-психологической устойчивости it-специали-ста // Кибернетика и программирование. -2013. - № 3. - С. 43-54.

6. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. [Текст] Л.: Медицина, 1970. С. 329-338.

7. Нургатина Е.Л., Наумлюк А.Г. Психология конфликтов. Работа начальника службы МТО по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций в подчиненных коллективах // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2018. URL: http://scienceforum.ru/2018/ article/2018004447

8. Сансызбаева К.З., Шуриева А.Б. Особенности психологического климата в коллективе // Молодой ученый. - 2017. - № 9. - С. 284-288.

9. Шестакова Е. Г. Фрустрационные теории агрессии (к истории проблемы) // СПЖ. 2009. № 33. С. 36-41.

10. Юрова К.И., Юров И.А. Фрустрация как фактор неадекватного поведения // Гуманизация образования. 2016. № 6. С. 110-114.

FRUSTRATION, ITS PROPERTIES AND FEATURES OF ITS OCCURRENCE IN MILITARY COLLECTIVES

Ilin V.N.

4 State center for training aviation personnel and military tests of the Ministry of defense of the Russian Federation

Рис. 2. Субъективные причины формирования фрустрации [7]

При рассмотрении состояния фрустрации в качестве острого стресса, можно выделить несколько методов, направленных на повышение адаптации коллектива к фрустрационным ситуациям. К примеру, использованием техник саморегуляции, приемов самоконтроля или же отказ от определенных действий. Также одним из наиболее сильных поддерживающих факторов считается проговарива-ние и составление формул самозащиты, т.е. позитивных формул самовнушения («Мы сможем!», «Я справлюсь!» и т.д.).

Ключевым вопросом, влияющим на эффективность процесса разрешения фрустрационных ситуаций в воинском коллективе, является личность командира, его авторитет, а также выбор им способа его разрешения. Командир, обладая соответствующими полномочиями в отношении подчиненных, может реализовать любую из ролей третьей стороны в конфликте (наблюдатель, помощник, посредник, арбитр, третейский судья), либо отложить на определенное время решение проблемы. Стоит при этом подчеркнуть, что в любой группа пе могут найтись люди, которые многие противоречия практически всегда решают через конфликт. С помощью проведения анализа каждой ^ конфликтной ситуации, руководители могут аккумулировать положительный опыт урегулиро-

о

The article deals with the concept of frustration, highlights the main properties of frustration and the features of its occurrence in military collectives. The study found that the state of frustration is characterized by both objective causes and the properties of the individual. Frustration can be said to be a type of psychological stress, accompanied by anxiety, irritability, frustration, and a state of despair. The study also found that various subjective and objective factors have a direct impact on the formation of situations of frustration in military collectives. Military collectives differ in some features of a psychological nature, depending on the characteristics of the personnel, the nature of activities and other objective conditions. One of the main psychological characteristics of military collectives is the type of communication within the team. To overcome frustration in military collectives requires the formation of strong personal, business and spiritual ties between military personnel.

Keywords: stress, frustration, frustrated, frustration, frustration of the situation.

References

1. Agaeva R.R., Lomkova E.N. Information overload // Materials of the XII International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum". 2020. URL: http://scienceforum.ru/2020/arti-cle/2018019518

2. Ankin A.N. Correlation of prognostic abilities and neuropsychic stability in students [Text] / A.N. Ankin, O.S. Stadnik // Proceed-

ings of higher educational institutions. Ural region. 2016. - No. 4. - S. 102-111.

3. Dorina D.A. Stress and stress resistance // Materials of the X International Scientific Conference "Student Scientific Forum". 2018. URL: http://scienceforum.ru/2018/article/2018004087

4. Karpov O.G. Features of the conflict in the military team // Human Science: humanitarian research. 2012. No2 (10). S. 134138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Korneenko D.A., Kashin S.V., Kuropatkina A.E. Criteria for assessing the information-psychological stability of an it-specialist // Cybernetics and programming. - 2013. - No. 3. - S. 43-54.

6. Lazarus R. Theory of stress and psychophysiological studies // Emotional stress / Ed.L. Levy. [Text] L .: Medicine, 1970. S. 329-338.

7. Nurgatina E.L., Naumluk A.G. Psychology of conflicts. The work of the head of the MTO service for the prevention and resolution of conflict situations in subordinate teams // Materials of the X International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum". 2018. URL: http://scienceforum.ru/2018/arti-cle/2018004447

8. Sansyzbaeva K.Z., Shurieva A.B. Features of the psychological climate in the team // Young scientist. - 2017. - No. 9. - S. 284-288.

9. Shestakova E.G. Frustration theories of aggression (on the history of the problem) // SPZ. 2009. No33. S. 36-41.

10. Yurova K.I., Yurov I.A. Frustration as a factor of inappropriate behavior // Humanization of education. 2016. No.6. S. 110-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.