Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности управления персоналом изолированных коллективов'

Социально-психологические особенности управления персоналом изолированных коллективов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ИЗОЛЯЦИЯ / МОНОТОНИЯ / ФРУСТРАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / MANAGEMENT OF THE PERSONNEL / ISOLATION / MONOTONY / FRUSTRATION / PROFESSIONAL STRESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марат И. К.

В статье рассмотрены проблемы управления персоналом коллективов, длительное время находящихся в условиях изоляции. Описывается влияние профессионального стресса на психологическое и физическое состояние персонала. Предложен ряд практических рекомендаций по корректировке негативных психологических состояний персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of managing personnel spending a long time in the state of isolation are analyzed. Infl uence of stress caused by specifi cs of professional activity) on psychological and physical states of employees is investigated. A variety of practical recommendation concerning correcting negative psychological states of employees is presented.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности управления персоналом изолированных коллективов»

II университета

'ЖУРНАЛ водных / / коммуникации

Определение нормативов численности инспекторов осуществлялось поэтапно в следующей последовательности.

Сначала была сформирована структура инспекций по дедвейтам судов и видам инспекций. В результате было получено процентное соотношение количества произведенных инспекций по дедвейтам судов и по видам инспекций. По этому проценту (удельному весу) были скорректированы проектируемые нормативы времени (указанные в табл. 4). Они представляют собой долю от суммарного норматива времени, приходящуюся на соответствующий вид инспекции по каждому диапазону дедвейта судов. С использованием скорректированных нормативов был произведен расчет нормативов численности инспекторов в зависимости от количества инспекций и вида флота. Зависимость количества инспекций от числа судозаходов является весьма устойчивой, что прослеживается по каждому порту. Количество инспекций в среднем было принято в размере 13 % от числа судозаходов. Количество судозаходов более предсказуемо при перспективном планировании, поэтому оно было принято за основу. Расчет численности инспекторов был произведен через

трудоемкость проведения инспекций, которая была получена путем умножения среднего комплексного норматива времени на количество инспекций. Средний комплексный норматив времени учитывает приведенные затраты времени на все виды инспекций. Норматив численности был получен как отношение трудоемкости к фонду рабочего времени одного человека за год (1810 ч, обоснование см. выше). Результаты расчетов были сведены в табл. 6.

Порядок пользования нормативами

1. Определить количество судозаходов в порт по типам флота: сухогрузному, нефтеналивному и пассажирскому в отдельности.

2. Определить максимальный судопоток по дедвейтам для каждого типа флота.

3. На пересечении количества судозахо-дов и выбранного дедвейта по каждому типу флота получить норматив численности инспекторов портового контроля.

4. Для определения численности инспекторов в целом по порту сложить их нормативную численность по каждому типу флота (сухогрузный, нефтеналивной и пассажирский).

В таком виде нормативы численности инспекторов портового контроля будут направлены в порты для их практического применения.

И. К. Марат,

СПГУВК

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ИЗОЛИРОВАННЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

MANAGEMENT OF PERSONNEL OF ISOLATED PROFESSIONAL GROUPS: SOCIAL-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

В статье рассмотрены проблемы управления персоналом коллективов, длительное время находящихся в условиях изоляции. Описывается влияние профессионального стресса на психологическое и физическое состояние персонала. Предложен ряд практических рекомендаций по корректировке негативных психологических состояний персонала.

Problems of managing personnel spending a long time in the state of isolation are analyzed. Influence of stress caused by specifics of professional activity) on psychological and physical states of employees is investigated. A variety of practical recommendation concerning correcting negative psychological states of employees is presented.

Ключевые слова: управление персоналом, изоляция, монотония, фрустрация, профессиональный стресс.

Key words management of the personnel, isolation, monotony, frustration, professional stress.

Управление персоналом на предприятиях водного транспорта имеет свои четко выраженные особенности, наиболее ярко проявляющиеся в управлении плавсоставом.

Проблема управления персоналом в отношении плавсостава прежде всего связана с особыми условиями его деятельности: работой в изолированных коллективах, в замкнутом пространстве, однообразием выполняемой деятельности и образа жизни.

Особые условия деятельности предъявляют повышенные требования к работникам, являются причиной ошибок и срывов в работе, неблагоприятно влияют на работоспособность и состояние здоровья, ведут к межличностным конфликтам. Поэтому руководителю подобного коллектива гораздо сложнее выполнять свои функции, чем в обычных условиях. От него требуются дополнительные знания и умения, выходящие за рамки его профессиональных навыков и лежащие в области психологии, социологии, медицины.

Особые условия деятельности всегда связаны с воздействием экстремальных факторов или возникновением экстремальных ситуаций. В зависимости от частоты их возникновения и продолжительности выделяют:

1) особые условия деятельности, связанные эпизодическими действиями экстремальных факторов;

2) экстремальные условия деятельно -сти, постоянно связанные с действиями экстремальных факторов.

Работа даже в эпизодических экстремальных условиях ведет к психической напряженности. Психическая напряженность может быть операционной и эмоциональной. Операционная напряженность возникает под воздействием факторов деятельности. К таким факторам относятся:

1) монотонность;

2) гипокинезия;

3) выполнение совмещенной и непрерывной деятельности;

4) изоляция и т. п.

Монотонность ведет к монотонии — психическому состоянию, возникающему у работника в ответ на однообразную и бедную впечатлениями деятельность. Она бывает двигательная (характеризуется однообразным

// университета

[ЖУРНАЛ водных /_/ коммуникации

повторением движений) и сенсорная (обусловливается однообразным повторением сигналов и стимулов среды). Монотония характеризуется понижением психической активности, снижением переключаемости внимания, ухудшением адаптивных способностей, сонливостью, скукой, нарушением координации и т. п. В работе она прежде всего влияет на снижение мотивации к труду.

Гипокинезия — состояние пониженной двигательной активности человека, характеризующееся недостатком движений. К гипокинезии ведет как недостаточная общая двигательная активность, так и интенсивная однообразная работа отдельных групп мышц. Длительная гипокинезия снижает физическую и психическую работоспособность, приводит к детренированности организма, ухудшает здоровье. Страдают многие психические процессы, особенно внимание, мышление, память. Поэтому следует разнообразить двигательную активность персонала, менять производственные задания, создавать условия для занятий спортом и т. п.

Все эти факторы способствуют возникновению профессионального стресса.

Стресс — это эмоциональное состояние, которое возникает при несоответствии нагрузок, действующих на человека, адаптивным возможностям его организма. Стресс ведет к множественным изменениям в организме и личности человека. Переживаемое напряжение сопровождается изменением интенсивности многих психических процессов в сторону их повышения или понижения.

Симптомами стресса выступают:

— раздражительность и расстройства настроения;

— вялость, апатия и снижение работоспособности;

— расстройства сна;

— проявление неорганизованности деятельности (рассеянность, суетливость).

Профессиональный стресс может проявляться в двух ситуациях. Первый тип ситуации возникает из-за недостатка информации, ее однообразия, недостатка межличностных контактов, низкой двигательной активности, а также малой интенсивности выполняемой работы.

II университета

'ЖУРНАЛ водных / / коммуникации

Второй тип ситуации противоположен первой. Он возникает вследствие интенсивной работы, когда производственные задания выполняются в условиях дефицита времени и требуют от работника мобилизации всех его возможностей. Эта ситуация часто сопровождается сильными внешними воздействиями (шум, вибрация, крайние температуры).

Руководители «замкнутых» коллективов гораздо чаще сталкиваются с проявлениями стресса у персонала, чем руководители коллективов, функционирующих в нормальных условиях. Вынужденная изоляция по производственным причинам несет в себе общий для всех видов изоляции фактор, провоцирующий стресс, — непереносимость окружающей среды, людей, обстановки. Поэтому необходимо своевременно предупреждать и корректировать негативные психические состояния коллектива.

Наиболее важными для воздействия являются психические состояния в виде утомления, нервно-психического напряжения, фрустрации.

Для борьбы с переутомлением необходим щадящий режим. Переутомление сопровождают различные невротические явления, которые делают работников чрезмерно чувствительными к событиям, которые в нормальном состоянии воспринимаются работниками спокойно. Это может привести к внезапным вспышкам гнева, обидам, конфликтам. Поэтому режим труда и отдыха играет важную роль, позволяя рационально сочетать нагрузки и восстановительные мероприятия.

Для проведения восстановительных мероприятий необходимы специальные условия. На судне должна быть создана комната (каюта) отдыха (комната психологической разгрузки (КПР)).

КПР — это специально оборудованное помещение, в котором проводятся сеансы по снятию, накопившегося у человека утомления и напряженности.

При создании такой комнаты следует учитывать следующие моменты [3]:

— интерьер этого помещения должен отличаться от интерьера рабочих помещений;

— при оформлении помещения необходимо создать иллюзию большого открытого пространства, но одновременно с возможностью уединения для отдельного человека (объясняется это требование тем, что в замкнутых пространствах у людей повышается уровень возбуждения, неблагоприятный для проведения психологической релаксации);

— помещение должно быть изолировано от шума, вибрации и т. п.;

— оптимальная температура воздуха в помещении — 20-22 °С, хорошая вентиляция воздуха;

— помещение должно быть оборудовано удобной мягкой мебелью;

— при создании цветосветовой композиции помещения рекомендуется учитывать психофизиологический эффект цветов: в цветовом интерьере должны преобладать цвета, успокаивающие нервную систему, — зеленый, голубой, синий;

— пол должен быть мягким, гармонирующим с цветом стен.

Другое негативное психологическое состояние — фрустрация (разногласие между желаемым и реальным). Это состояние может сочетаться с утомлением и избыточным нервно-психологическим напряжением, но может выступать как самостоятельный феномен.

Большое значение в этом случае играет поддержание устойчивого позитивного настроения работника. Смена хорошего и плохого настроения — естественный процесс в психике человека, однако доминировать должно хорошее настроение. Оно создается с помощью социальных и физических факторов.

К социальным факторам относятся:

— чаепития в дружеской обстановке;

— наблюдение за животными, природой;

— высказывание похвалы, одобрения;

— беседы «по душам»;

— приобретение новых знаний.

Физическими факторами, способствующими хорошему настроению, выступают:

— чистая одежда;

— хороший сон;

— наличие свободного времени;

— хорошая пища и т. п.

университета водных коммуникаций

Поэтому на судне необходимо сформировать коллекцию аудио- (кроме музыки следует иметь и записи успокаивающих звуков) и видеозаписей (не только художественные фильмы, но и записи спортивных состязаний,

познавательных передач и т. д.). Желательно наличие хотя бы мини-библиотеки.

Руководство должно поощрять стремление работников к повышению квалификации, получению дополнительного образования.

Список литературы

1. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. — СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. — 260 с.

2. Смирнов Б. А., Долгополова Е. В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. — Харьков: «Гуманитарный центр», 2007. — 276 с.

3. Сопов В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. — М.: Академический проект, 2005. — 128 с.

во г

о X 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.