УДК 159
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ МОРЯКОВ В МОРСКИХ И ОКЕАНИЧЕСКИХ РЕЙСАХ (МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
О.К. Митракова, Дальрыбвтуз, Владивосток
Проведен анализ причин и механизмов, определяющих эффективность адаптационных процессов моряков к экстремальным воздействиям системного социально-экологического фона в рейсовом и послерейсовом периодах. Предложены практические рекомендации, способствующие оптимизации процессов адаптации человека к условиям работы в море на личностном уровне.
Эволюционное преобразование экологических процессов, постепенно изменяющее психофизиологические свойства человеческой популяции ведет к качественным изменениям категорий «здоровье» и «болезнь». Наблюдается тенденция к широкому распространению заболеваний, имеющих специфическую климатогеографическую и социально-производственную направленность [6]. Растет число показателей хронической заболеваемости, а в структуре здоровья населения увеличивается доля пограничных расстройств - между здоровьем и явно выраженной болезнью. Такого рода расстройства являются следствием «третьего» функционального состояния организма, наряду с возможными: «нормальным» и «патологическим» состояниями [7,18]. Нормальное функциональное состояние организма характерно для категории «здоровье», а патологическое - для категории - «болезнь»
Третье - пограничное состояние - это состояние нового качества организма человека, являющееся одним из наиболее ранних проявлений нарушения механизмов адаптации, которые возникают в неадекватных условиях природной и социальной среды, не соответствующих феногенотипических и адаптационным возможностям и потребностям индивида [2, 6]. В этой связи особую актуальность и особые черты приобретают медико-социальные проблемы сохранения и развития здоровья как человеческой популяции в целом, так и отдельных групп населения, трудовая деятельность которых связана с неблагоприятным воздействием на человека экстремальных факторов среды, провоцирующих возникновение пограничных расстройств и хронических заболеваний.
К профессиональной деятельности с повышенным фактором риска развития пограничных состояний относится также работа в условиях моря и океанического промысла. Экспедиционно-вахтовый способ организации труда плавсостава, многократное перемещение судов на большие расстояния с пересечением нескольких часовых поясов
предъявляет повышенные требования к организму человека, обусловленные сдвигами сезонных и суточных ритмов на фоне незавершенной адаптации к быстро наступившим изменениям условий среды обитания [10, 12, 15]. Сенсорная изоляция, кумулятивное воздействие качки и вибрации, климатозональные контрасты, круглосуточный режим работы, повышенная интенсивность и экстенсивная напряженность трудовой деятельности, а также ряд других необычных для трудовой деятельности человека на земле факторов оказывают влияние на всех работающих, независимо от их профессиональной принадлежности [11, 12, 14]. Особенно интенсивные и неожиданно возникающие экстремальные воздействия, в частности, аварийные ситуации ведут к развитию ответной защитной реакции организма типа острого стресса, что требует значительных затрат энергии, мобилизации краткосрочных внешних механизмов адаптации, направленных на нейтрализацию экстремального фактора [6, 16]. При этом, как правило, происходит определенные, нередко патологические, нарушения тканевых структур и функций. За счет некоторых потерь организм выигрывает жизнь в экстремальных ситуациях. Через определенный период времени организм выздоравливает, восстанавливая в процессе текущей деятельности и отдыха свои структурно-функциональные изменения [6].
Характерной особенностью труда плавсостава является растянутость во времени и периодичность повторения экстремальных воздействий, которые формируют ответные реакции типа хронического стресса [2, 16, 19]. В таких ситуациях организм использует иную стратегию адаптации - мобилизует долгосрочные внутренние механизмы, которые большую часть энергии и пластических материалов направляют на восстановление нарушенных структур и функций, снижая эффективность срочных защитных реакций, способствующих ликвидации поражающего фактора [6].
Длительное рассогласование внешних и внутренних механизмов адаптации приводит к истощению регенераторно-восстановительных функций организма и, как следствие, к развитию предпатологических и патологических состояний с вялым, хроническим течением. В связи с этим заслуживает внимания тот факт, что целый ряд структурнофункциональных показателей здоровья плавсостава, нарушенных длительным воздействием экстремальных факторов во время рейса, в период межрейсового отдыха купируются лишь частично и служат основой возникновения более глубоких и стойких патологических состояний адаптационного и дезадаптационного генеза [1, 6, 19]. При этом недостаточная функция пораженных органов и их систем восполняется усиленной деятельностью сохранившихся структур организма за счет комплексных механизмов функциональной саморегуляции [6]. Иными словами, в неадекватных условиях среды на определенный срок - до выздоровления или на всю жизнь (при
невосполнимых дефектах) - вступают в действие компенсаторные механизмы регуляции жизнедеятельности организма.
Динамика общего соматического статуса индивида в процессе адаптации выступает в роли базисной основы изменения его психологических особенностей, поскольку психическая деятельность человека интегрально связана с функционированием организма как биосистемы в целом. Психологические преобразования личности в ходе адаптации, в свою очередь, определяют состояние физиологических показателей в комплексе категорий «здоровье -предболезнь - болезнь» [7, 10].
Как показывают многочисленные исследования, в структуре заболеваемости плавсостава существенную долю занимают психосоматические и пограничные нервно-психические расстройства, обусловленные воздействием разнообразных компонентов психотравмирующего фактора, включающего целый ряд компонентов [1, 14, 19 ]. К их числу относят: личный риск и выполнение ответственных производственных заданий при дефиците временного бюджета, длительные нарушения режимов труда и отдыха, высокий ритм и темп деятельности, монотонность рабочих действий, ограничение двигательной активности, сенсорную депривацию, деформацию отношений и общения в судовых коллективах, производственные и бытовые конфликты, фрустрирующие ситуации и др. [1, 4, 13].
Разнообразные этиологические факторы нарушений общесоматического и психического статуса контингента плавсостава преломляются через субъективные модели реальной действительности, которые создаются у человека в процессе адаптации к новым, измененным и особенно экстремальным условиям.
Содержание этих моделей, связанное с психологическими
особенностями личности, с одной стороны, определяет многообразие и полиморфизм клинических проявлений соматических и нервнопсихических расстройств, а с другой, - адекватность и успешность индивидуальной стратегии адаптации [4, 12, 16].
Анализ причин, определяющих эффективность адаптационных процессов к экстремальным воздействиям, будет неполным, если ограничиться лишь медико-биологическими аспектами рассмотрения проблемы. Человеку в условиях морского и океанического плавания противостоят неизолированные природные и производственные
факторы, а системный социально-экологический фон, содержание которого обусловлено комплексом явлений общественной жизни: научно-технических, экономических, производственных, медикосоциальных, социально-психологических и др.
Демографический анализ показателей заболеваемости и
смертности в Российской Федерации свидетельствует о значительных потерях численности работающего населения по медицинским показателям [6]. Учитывая, что интенсификация хозяйственного
освоения природных ресурсов океана привлекает к труду в условиях океанического промысла все большее число людей, необходимо выделить как социальную проблему адаптации - сохранение и развитие здоровья контингента лиц морских профессий. Будучи важнейшим фактором повышения производительности труда, здоровье людей, их суммированный адаптивный потенциал является значительным резервом трудовых ресурсов, без учета которого не имеет смысла понятие эффективности общественного производства [1,
10, 14].
При адаптации человека к экстремальным факторам деятельности в условиях морского и океанического промысла потребление субъекта труда происходит особенно интенсивно, что требует от организма человека больших компенсационных затрат, наличия гибкой системы жизнеобеспечения. Вместе с тем на современном этапе коренного социально-экономического реформирования в нашей стране еще не создан целостный, устойчивый и органичный механизм, способный к рациональному использованию трудовых ресурсов с учетом «человеческого фактора», что приводит к экономическим убыткам по медицинским показателям.
Уровень, структура и тяжесть заболеваний групп населения, трудовая деятельность которых связана с промыслом, характеризуется особой спецификой, которая во многом обусловлена социальными и психологическими факторами [11, 13, 15]. Поэтому медицина должна быть ориентирована не только на обнаружение и лечение уже возникающей патологии, но и на поиск социальных путей сохранения здоровья плавсостава в соответствии с динамикой социогенных и психогенных потребностей человека. Весьма активными и действенными в этом направлении являются теоретические и практические разработки по созданию для работников морских
профессий продуктивных медико-социальных моделей
жизнеобеспечения. Как свидетельствуют литературные данные, сотрудниками медицинского университета Владивостока разработана концепция профилактической лечебно-оздоровительной программы для работников рыбопромыслового флота, которая включает замкнутую
систему предупредительных мероприятий и терапевтических
воздействий во внерейсовый и рейсовый период [1, 20].
По данным апробации программы, значения показателей
эффективности, предложенных в ней рекомендаций, неоднозначны и по критерию «улучшение состояния» колеблются в пределах от 47,8 до 84,5 %. Это, на наш взгляд, дает основание, изменяя структуру и содержание программы, составлять другие более совершенные и конкретные модели систем восстановления и развития здоровья человека применительно к разным морским профессиям. Взаимодействие социальных, экологических, медицинских, психологических и биологических явлений в проблеме адаптации человека, в том числе к экстремальным условиям деятельности,
требует такого подхода к понятию здоровья, который предусматривал бы не только его сохранение, но также и развитие. Это определяет необходимость включения в содержание оздоровительных и профилактических программ для плавсостава социальных и социальнопсихологических рекомендаций, предусматривающих раскрытие индивидуального адаптационного потенциала человека как основы его развития.
Поскольку эффективность процесса адаптации во многом обусловлена умением человека правильно оценить и рационально использовать свои адаптационные возможности, на наш взгляд, является рациональным расширение моделей жизнеобеспечения мероприятиями, повышающими уровень профессиональной психологической компетентности субъекта труда [3, 5, 8].
В первую очередь это предполагает включение в оздоровительноразвивающие программы для плавсостава социально-психологических тренингов, что будет способствовать самоосознанию личностью своих психологических особенностей, созданию устойчивой мотивации к саморазвитию, формированию коммуникативных умений и навыков межличностного общения.
В связи с тем, что эффективность процессов социальной и индивидуальной адаптации во многом определяется качеством допрофессиональной и профессиональной подготовки субъекта труда, необходимо провести следующие мероприятия.
Во-первых, конкретизировать и повсеместно внедрить в деятельность ведомственных центров профессиональной ориентации и консультации систему диагностики психофизиологических и социальнопсихологических характеристик личности, способствующих успешному овладению профессией и эффективному выполнению профессиональных обязанностей [9, 17, 20].
Отбор студентов (курсантов) на профессии морской специализации, как обязательный компонент должен включать научно-обоснованное психологическое тестирование при поступлении в вуз.
Во-вторых, требуются определенные преобразования в системе обучения специалистов флота путем широкого внедрения в программы высших и средних учебных заведений морского профиля психологических дисциплин, а также путем ориентации учебного процесса на социально-психологический тренинг как метод обучения.
Исходя из этого, в Дальрыбвтузе в течение шести последних лет в образовательную программу студентов и курсантов мореходного института введен авторский курс «Психология, ориентированная на труд в условиях моря». Целью данного курса является психологическое сопровождение профессии, направленное на развитие и совершенствование самосознания субъекта труда.
Целесообразным, на наш взгляд, является создание при вузах, готовящих специалистов морских профессий, научноисследовательских центров (лабораторий, комплексов), призванных
координировать на научно-методической основе теоретические разработки и практические мероприятия по проблемам адаптации применительно к конкретным условиям и задачам, которые определяются специфическими особенностями специализации.
Библиографический список
1. Белокобыльский Н.Д., Гараничев В.С., Калинский П.П. и др. Психические нарушения у рыбаков и моряков. Владивосток: Дальнаука, 1995. 245 с.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.
3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. 752 с.
4. Егоров Ю.Н., Королев В.В. О личностных свойствах, обусловливающих успешность деятельности и психологическую совместимость руководителей судовых подразделений // Психологический журнал. 1990. № 1. С. 31-137.
5. Зеер Е.Ф. Психология профессий: Уч. пос. для студ. вузов. М.: Академический Проект, 2003. 336 с.
6. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
7. Количественная оценка тяжести труда: Межотрасл. метод. рекоменд. М.: Экономика, 1988. 120 с.
8. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Воронеж, 1996. 348 с.
9. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание,1996. 308 с.
10. Мацевич Л.М. Охрана здоровья моряков. М.: Транспорт, 1986. 200 с.
11. Парохин В.Н. Социально-психологические исследования экипажей транспортных судов морского флота / Научная организация труда плавсостава. М.: ЦНИИМФ, 1987. № 149. С. 35-42.
12. Репин А.А. Психология, психогигиена и психопрофилактика труда плавсостава. М.: Пищ. пром-сть, 1979. 126 с.
13. Социально-психологический анализ причин навигационной аварийности: Отчет по науч.-исслед. теме № 155-73. Владивосток: ДВГУ, 1975. 91 с.
14. Стенько Ю.М. Психогигиена моряка. Л.: Медицина, 1981. 176 с.
15. Стенько Ю.М., Ткаченко В.Д. Вопросы психологии и социологии на промысловом флоте / Современные вопросы гигиены водного транспорта. М., 1975. С. 69-70.
16. Страхов А.П. Адаптация моряков в океанических плаваниях. М.: Медицина, 1976. 128 с.
17. Фонарев А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 88-93.
18. Яцков Л.П. Клиника, психотерапия и профилактика пограничных состояний. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1991. 231 с.
19. Яцков Л.П. Динамическая физиология как базис оценки адаптации к экстремальным условиям / Профилактика нервнопсихических заболеваний: Матер. междунар. конф. Томск, 1993. С. 230.
20. Яцков Л.П. Психологическая подготовка к работе в морских условиях / Психическое здоровье - региональные аспекты. Владивосток, 1992. С. 230.