26
ЗНиСО Февраль №2 (203)
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АЛКОГОЛИЗАЦИИ ПЛАВСОСТАВА
В.И. Зайцев, С.А. Виноградов
SOCIAL HYGIENIC ASPECTS OF ALCOHOLIZATION OF SHIPBOARD PERSONNEL
V.I. Zaitcev, S.А. Vinogradov
ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
В настоящей статье представлен анализ литературных источников, посвященных изучению основных причин алкоголизации плавсостава судов. Выделены основные судовые, социальные и социально-психологические факторы, которые способны оказывать отрицательное воздействие на психику моряка и, в свою очередь, способствовать их алкоголизации. Изложены основные риски для здоровья моряков, связанных со злоупотреблением спиртными напитками (соматические заболевания, травматизм). Предлагается схема мероприятий, направленных на профилактику алкоголизации плавсостава.
The article dwells upon the analysis of literature devoted to examination of the main reasons for alcoholization of shipboard personnel. The authors have determined the main ship, social and social-psychological factors capable of causing damage influence on seamen's state of mind and, in its turn, of favoring their alcoholization. The authors have set forth the main risks for seamen's health related to the abuse of alcohol drinks (somatic diseases, traumatism). The organization chart aimed at prevention of alcoholization of shipboard personnel is proposed in the article.
Последние годы ситуация в стране характеризуется стабильно высоким уровнем алкоголизма среди населения. Рост числа потребителей алкогольных напитков приводит к ухудшению состояния здоровья населения, определяет высокий уровень смертности, оказывает негативное влияние на социальный климат в семьях и влияет на социально-экономическое развитие страны.
Потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло с 5,38 л абсолютного алкоголя в 1990 г. до 10 л в 2008 г. (в 1,8 раза). Однако реальное душевое потребление алкоголя с учетом оборота спиртосодержащей продукции, в том числе парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии в России составляет около 18 л.
В 2008 г. смертность, связанная с употреблением алкоголя (по данным Росстата), составила 76268 человек.
Учитывая состояние заболеваемости и смертности населения Российской Федерации от употребления алкоголя и спиртосодержащей продукции, принято Постановление № 46 от 29.06.2009 г. Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О надзоре за алкогольной продукцией».
Злоупотребление спиртными напитками отмечается и среди части моряков, что является одним из серьезных факторов риска.
Известно, что моряки во всех странах пользуются репутацией людей много и чрезмерно
пьющих, чьи показатели алкоголизации более высоки, чем у представителей других профессий. По данным зарубежных исследований распространенность алкоголизма среди моряков варьирует от 10 % до 50 %, некоторые авторы относят моряков к группам повышенной физиологической и социальной уязвимости в отношении алкоголизма [1].
Актуальность проблемы пьянства и алкоголизма у плавсостава определяется следующими главными обстоятельствами. Во-первых, это принадлежность к транспортным специальностям. Изучение характера труда плавсостава показало, что его деятельность представляет собой разновидность операторского труда с присущим ему нервно-психическим напряжением. Поэтому даже легкие постинтоксикационные расстройства могут существенно сказаться на качестве профессиональной деятельности, особенно в экстремальных условиях, что в определенной ситуации может оказать решающее влияние на безопасность мореплавания и послужить угрозой здоровью, а иногда и жизни экипажа. Во-вторых, значимость проблемы предопределяется существенной распространенностью алкоголизма среди моряков. [4]
В работах ряда авторов указывается наличие риска развития алкоголизма при длительном пребывании в экстремальных условиях, приводящих к нарушению психофизиологической адаптации. Известно, что адаптация
Февраль №2 (203) знисо
27
моряка к экстремальным условиям плавания сопровождается перестройкой всех систем организма и, в первую очередь, психического состояния и высшей нервной деятельности. Одним из вариантов патологии, возникающей на основе нервно-эмоционального напряжения, является алкоголизм.
Алкоголь в таких случаях играет роль фактора, временно снижающего или ослабляющего эмоциональное напряжение, тревожность, беспокойство в связи с его «деф-рустрирующими» и «транквилизирующими» свойствами. При этом наличие предрасполагающих особенностей у индивидуума может создавать условия для становления его психологической зависимости от алкоголя.
Считается, что экстремальные условия в ряде случаев «проявляют», усиливают, заостряют и тем самым способствуют актуализации связанных с ними тенденций, к которым относится, в частности, стремление к употреблению алкоголя [3; 5; 9].
Многие авторы связывают развитие алкоголизма в экстремальных условиях с личностными психологическими характеристиками людей, стремящихся к употреблению алкоголя, причем выявление лиц с признаками риска развития алкоголизма по данным психологического обследования считается весьма перспективным. В дальнейшем, при накоплении фактического материала, может появиться возможность проведения психологических исследований у лиц, поступающих на работу на флот, с целью прогнозирования у них риска развития нарушений психофизиологической адаптации и влечения к алкоголю [2].
К факторам, способствующим развитию алкоголизации на флоте, многие авторы относят и специфические условия труда моряка, сопровождающиеся информационными, физическими и эмоциональными перегрузками.
Большое значение в возникновении психоэмоционального напряжения у моряков имеет длительное воздействие на организм комплекса неблагоприятных метео и гелио-физических факторов. Известно, что жизнь моряка — это постоянное ожидание. В океане проходят годы, десятилетия, но они воспринимаются не как жизнь, а как ожидание жизни на берегу. По мнению некоторых исследователей, фактор неопределенности и ожидания (изменение рейсового задания, планов, сроков и места встречи с семьей) оказывает сильное воздействие на нервное состояние моряков, проявляющееся невротическими и вегетатив-
ными расстройствами у обследуемого контингента, так называемый «невроз ожидания».
Существенным изменениям в ряде физиологических систем моряка способствует и сенсорная депривация (ограничение потока падающих на организм привычных раздражителей природной и социальной среды). Известно, что постоянный и достаточно афферентный поток — это своеобразные и совершенно необходимые опорные точки для поддержания психики человека в норме, правильной оценки самого себя и своих возможностей. Поэтому сенсорная депривация вызывает тягостные эмоциональные состояния и определенные функциональные нарушения. Специфическим состоянием при этом является скука, понижение уровня мотивации, угнетенное настроение и повышенная тревожность, которые также могут быть провоцирующим фактором для развития алкоголизации у моряков [5; 7; 9].
Безусловно, перечисленные выше факторы могут оказывать вредное влияние на психоэмоциональное состояние моряков и являются ведущими, но не исчерпывают полностью весь диапазон судовых, социальных и социально-психологических факторов, которые способны оказывать повреждающее действие на психику моряка и способствовать их алкоголизации.
В-третьих, злоупотребление спиртными напитками остается одним из серьезных факторов риска здоровья моряков, что не может не сказаться на формировании разнообразной соматической патологии. В первую очередь это касается сердечно-сосудистых заболеваний, болезней желудка и желудочно-кишечного тракта, органов дыхания. Известно, что формирование соматических заболеваний происходит уже на ранних стадиях злоупотребления спиртными напитками, а частота, тяжесть и необратимость соматических нарушений коррелирует с давностью и стадией алкоголизма. Одним из наиболее распространенных последствий злоупотребления алкоголем среди плавсостава остается травматизм. Каждый третий моряк (34,9 %), доставленный в хирургическое отделение по поводу различных травм, находился в состоянии алкогольного опьянения [10]. Так, среди плавсостава Северного бассейна, получившего травмы на судах, в алкогольном опьянении находились 8,1 % пострадавших. Большинство из них работали на транспортном (65,8 %), речном (18,3 %), рыбопромысловым (7,4 %) флотах. Высокий
28
ЗНиСО Февраль №2 (203)
уровень травм в алкогольном опьянении на транспортных судах связан с особой напряженной деятельностью моряков, быстро сменяющимися климато-географическими условиями плавания, частыми заходами в порт, морским гостеприимством и традициями.
Речники, также как и моряки, при транспортировке грузов совершают частые заходы в порты и имеют значительные возможности приобретения и употребления алкогольных напитков на судах. Единичные случаи травм рыбаков в алкогольном опьянении зафиксированы только при стоянках в портах, т. к. на рыбопромысловые суда, которые находятся в районах ловли рыбы по 3—4 и более месяцев, поступление алкогольных напитков извне судна не происходит [10].
Следует отметить, что нерешенными остаются вопросы выявления моряков, злоупотребляющих алкоголем, из-за трудностей сбора объективного анамнеза, стремления моряков диссимулировать свое отношение к спиртным напиткам. Проведенный анонимный опрос двух экипажей о периодичности и продолжительности потребления алкоголя показал, что число лиц, систематически употребляющих алкоголь, невелико (в среднем 5,1 %), однако, учитывая специфику труда моряков на судне (управление механизмами и оборудованием, работа на скользкой палубе, необходимость принятия решения в условиях дефицита времени и др.), даже столь незначительный процент лиц, систематически употребляющих алкоголь, является нежелательным. Число лиц, эпизодически употребляющих алкоголь, составляет третью часть обследованных судов (27,8 %). Частота приема алкоголя и степень опьянения, по данным опроса, свидетельствует, что основная масса плавсостава употребляет алкоголь 1-2 раза в месяц. Наибольшее количество алкогольных эксцессов приходится на время стоянок в портах. Данные о продолжительности алкоголизации свидетельствуют о преобладании лиц, употребляющих алкоголь в течение 5-8 лет. Учитывая молодой возраст обследуемого контингента (70 % составляют лица до 30 лет), столь значительный «стаж» алкоголизации настораживает.
По мнению исследователей, система профилактики алкоголизации плавсостава должна быть многоступенчатой и включать следующие направления:
1. Формирование здорового образа жизни моряков. Содержание, средства и методы противоалкогольной работы должны быть
максимально адаптированы к данной профессиональной группе с учетом выделенных факторов риска, мотивации, социально-психологических механизмов и клинических особенностей алкоголизации плавсостава.
2. Выявление лиц, имеющих повышенный риск развития алкоголизма или страдающих алкоголизмом. Для этой цели целесообразно использовать психологические тесты и скри-нинговые методики. Необходимо учитывать, что любые методики являются вспомогательными инструментами, а не диагностическими процедурами.
3. Ранняя диагностика лиц, злоупотребляющих алкоголем, в условиях работы медицинской комиссии плавсостава, состоящей из 3-х этапов:
1-й этап — экспресс-диагностика алкоголизма у моряков при помощи теста, направленного на выявление степени напряженности работы моряков, определение адаптационных возможностей в условиях дальнего плавания, устойчивости к нервно-психическим перегрузкам;
2-й этап — проведение обследования отобранной группы лиц с помощью биологических (лабораторных) методик, направленных на обнаружение в организме изменений, вызванных употреблением спиртных напитков;
3-й этап — детальное клиническое обследование с учетом анамнестических сведений и объективных данных для окончательной постановки диагноза.
Следует отметить, что практическая реализация ряда направлений из приведенной системы профилактики алкоголизма у плавсостава в настоящее время весьма проблематична.
Прежде всего, это касается профилактической работы в условиях судна. Дело в том, что в настоящее время на флоте практически ликвидирован институт судовых врачей. Оказание первой медицинской помощи экипажу в рейсе возложено на одного из членов команды (чаще штурмана), прошедшего краткосрочное обучение. Объем знаний, так называемого «парамедика», не позволяет ему осуществлять диагностику лиц с начальными признаками алкоголизма, проводить лечебные мероприятия по подавлению патологического влечения к алкоголю и многое другое.
Для раннейдиагностики лиц, злоупотребляющих алкоголем, лечебно-профилактические учреждения, обслуживающие плавсостав, должны иметь в штате квалифицированных
Февраль №2 (203) знисо
29
психоневрологов для проведения тестирования моряков и наркологов - для диспансерного наблюдения и (если есть необходимость) лечения лиц, страдающих алкоголизмом.
В организации проведения профилактических мероприятий, приведенных в статье, должны принимать участие судовладельцы, лечебно-профилактические учреждения, обслуживающие моряков, а также органы, осуществляющие госсанэпиднадзор за судами, причем основная их функция должна заключаться в координации работы организаций, задействованных в программе, а также проведении анализа результатов их деятельности.
Таким образом, профилактика алкоголизации плавсостава, как показал анализ немногочисленных литературных источников, является достаточно сложной и многоплановой проблемой. Цель данной статьи, заключалась в обосновании актуальности проблемы и изложении некоторых путей ее решения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бычихин Н.П., Сидоров П.Н., Калинин А. Г. Некоторые социально-гигиенические особенности злоупотребления алкоголем среди моряков. / «Здравоохранение Российской Федерации». 1986. № 7 с. 29—33.
2. Виноградов С.А., Филатова Т.А., Сомо-нова Т.В. Психоэмоциональный статус моряков Арктического флота. //X международный симпозиум по морской медицине. СССР. Рига. 22—26 сентября 1986 г. Москва. 1986 г. с. 19—21.
3. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. 1980 г. Новосибирск. «Наука».
4. Калинин А. Г. Клинико-социальные аспекты алкоголизации плавсостава. //Автореферат диссертации кандидата медицинских наук М. 1989 г. с. 1—3.
5. Канеп В.В., Слуцкер Д.С., Шафран Л.М. Адаптация человека в экстремальных условиях среды. 1980 г. Рига. «Звайгзне». с. 180.