Научная статья на тему 'Проблемы социальной адаптации в условиях работы в море и факторы ее успешности'

Проблемы социальной адаптации в условиях работы в море и факторы ее успешности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
947
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шарлай В. Б.

Социальная адаптация личности - актуальная проблема совре-менности. Способность к приспособлению в стремительно меняю-щемся мире. Это в настоящее время залог социальной успешности. Социальная адаптация является неотъемлемым условием успешно-сти и стабильности производственной среды. Статья посвящена проблеме социальной адаптации и факторам, влияющим на ее ус-пешность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шарлай В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы социальной адаптации в условиях работы в море и факторы ее успешности»

УДК 159.9 + 301.151

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ В МОРЕ И ФАКТОРЫ ЕЕ УСПЕШНОСТИ

В.Б. Шарлай, Дальрыбвтуз, Владивосток

Социальная адаптация личности - актуальная проблема современности. Способность к приспособлению в стремительно меняющемся мире. Это в настоящее время залог социальной успешности. Социальная адаптация является неотъемлемым условием успешности и стабильности производственной среды. Статья посвящена проблеме социальной адаптации и факторам, влияющим на ее успешность.

Проблемы социальной адаптации все чаще изучаются комплексно, одновременно с разных позиций. В научной литературе особое внимание уделяется социологическому и психологическому аспекту адаптации. Причиной тому является современная социальная, экономическая и политическая реальность, которая оказывает существенное влияние на социальную, а также психологическую составляющую личности, что в комплексе определяет успешность или неуспешность адаптации личности.

Термин «социальная адаптация» для характеристики социальных процессов был введен американскими социологами В.Томасом и Ф.Л. Знанецки в начале XX столетия, в настоящее время он используется в нескольких значениях: приспособление, освоение, взаимодействие, вхождение, вживание. В трудах отечественных исследователей периода 80-х годов XX в. встречается более широкое понимание социальной адаптации: это процесс изменений социальных, социально-

психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде [7, с. 232].

В рамках психологического подхода адаптация рассматривается как система, стремящаяся к сохранению своей стабильности. Организм, а также психика человека активно адаптируется к окружающей среде, стремясь сохранить гомеостаз, т.е. стремясь к определенной стабильности. В рамках данного подхода рассматриваются различные уровни адаптации: психический, социально-психологический, психофизиологический. Психическая адаптация рассматривается как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе деятельности человека. Ряд исследователей отмечают многомерность образа психического состояния, формирование его во взаимодействии когнитивных процессов и чувственных переживаний [5, с. 113]. Так, в результате экспериментальных исследований,

установлено, что в условиях позитивного восприятия уровня психического состояния повышается чувствительность, позитивный уровень восприятия способствует высокой продуктивности, позитивные психофизиологические состояния способствуют легкости и четкости представлений [5, с. 115].

Внимание к проблемам социальной адаптации в современной научной литературе за последние десять лет несколько изменилось. В настоящее время рассматривается социальная адаптация к определенным видам деятельности, адаптация определенных

социальных групп населения (например, молодежи, женщин, а также безработных, студентов, лиц определенных профессий, населения определенных регионов и т.п.). Рассматривается адаптация к изменившимся и динамично продолжающим видоизменяться социальным условиям жизнедеятельности, изучаются критерии

успешности адаптации различных социальных слоев и групп

населения, в том числе профессиональных, в новых социальноэкономических условиях. В научной психологической литературе авторы продолжают традицию рассмотрения понятия адаптации, сущности и типов адаптации.

Социально-экономические изменения, происходящие в России, кардинально изменили и актуализировали проблему социальной

адаптации больших групп населения. Актуальность приобретает социально-психологическая адаптация в производственной деятельности, стабильность как один из факторов успешной адаптации в производственной деятельности. Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности - это адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, традициям и неписаным нормам коллектива, стилю работы руководителей, особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами.

Профессиональная адаптация - полное и успешное овладение профессией, т.е. привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации. Она выражается в определенном уровне овладения профессиональными знаниями и навыками, умении, соответствии характера личности характеру профессии [3, с. 79]. Важно знать, что работник, как правило, обладает необходимыми профессиональными способностями, нанимаясь на работу. Но для полной успешной профессиональной адаптации, необходима стабильность работы на предприятии, как условие качественного ее выполнения, а также общая социальная стабильность в обществе, государстве.

В рамках изучения социальной адаптации рассматриваются понятия производственная среда, производственная адаптация. Составляющие компоненты производственной среды как объекта социальной адаптации весьма многообразны. Среди них можно

выделить условия труда и его организацию, оплату труда и формы материального стимулирования, содержание труда, жесткость производственных норм, психологический климат в коллективе и другие факторы. В научной литературе при рассмотрении адаптации работника на предприятии выделяют в основном два ее элемента: профессиональную и социально-психологическую адаптацию.

Факторами непроизводственной сферы предприятия, относящимися к сфере социально-психологической адаптации, считаются адаптация к бытовым условиям, внепроизводственному межличностному общению с коллективом, организация досуга на предприятии [1].

Производственную адаптацию как сложное явление и более широкое понятие, чем профессиональная адаптация, можно рассматривать с различных позиций, выделяя психофизиологическую, профессиональную, социально-психологическую. Каждая из них имеет свой объект, свои целевые задачи, показатели эффективности.

При решении кадровых проблем на предприятии, значение имеют все разновидности производственной адаптации. Неудовлетворенность ее результатами и неуспешность ее прохождения на предприятии приводит к необоснованно высокой текучести, к повышенной заболеваемости и другим негативным моментам социального и экономического характера [3, с. 95].

Адаптация в сфере мореплавания актуальна в большей степени, чем каком-либо другом производстве. Для работников плавсостава как больших, так и малых судов актуальна профессиональная, психофизиологическая и социально-психологическая адаптация, а также бытовая адаптация. Для работников плавсостава актуален статический аспект адаптации, то есть устойчивость к условиям среды как быта на корабле, так и работы. Так же важным критерием здесь является надежность как мера адаптированности, уровень устойчивости человека как биосистемы.

Характеристика социальной адаптации работников морского флота рассматривается как процесс приспособления работников к комплексу (морских) условий труда и быта различных типов судов флота; процесс социальной адаптации, возникающий в результате формирования рыночных отношений, как в обществе, так и океаническом производстве [4, с. 18], как особая система деятельности человека.

Работа в условиях моря относится к профессиональной деятельности с повышенным фактором риска. Судно является сложным специфическим производственным объектом, характеризующимся единством зон труда и отдыха, круглосуточным воздействием на организм моряка динамичного комплекса природных, производственных и бытовых факторов. С технических позиций тип судна во многом определяет автономность и безопасность плавания, тяжесть и напряженность труда, качество обитаемости экипажа и производственной деятельности, которая зависит от современной

оснащенности судна, его возраста и организации современного производственно-технологического процесса.

Экспедиционно-вахтовый способ организации труда плавсостава, многократное перемещение судов на большое расстояние с пересечением нескольких часовых поясов предъявляют повышенные требования к организму человека, обусловленные сдвигами сезонных и суточных ритмов на фоне незавершенной адаптации человека к измененным условиям среды.

Сенсорная изоляция, кумулятивное воздействие качки и вибрации, постоянного шума от работающего двигателя, климато-зональные контрасты, круглосуточный режим работы, повышенная интенсивность и экстенсивная напряженность трудовой деятельности, а также ряд других экстремальных факторов оказывает влияние на всех работающих, независимо от их профессиональной принадлежности [6].

Экономические реформы вызвали и обострили целый ряд негативных процессов в сфере труда, в том числе значительное ухудшение условий и культуры труда, снижение качества трудового потенциала, депрофессионализацию рабочей силы, миграцию наиболее квалифицированных специалистов. Ослабление мотивации к эффективному и качественному труду и усиление ориентации на «быстрый» и желательно большой заработок у большинства работающих стали основной тенденцией в общественном сознании, что затрудняет процесс приспособления к условиям повседневной жизни, ограничивая действия адаптационных механизмов [2, с. 37-48]. Все эти факторы в полной мере касаются и мореплавания как деятельности.

Неудовлетворенность трудом, как правило, становится фактором роста недовольства своим социальным положением и ухудшения социального самочувствия человека. Люди, недовольные своей работой и важнейшими ее сторонами, зачастую в такой же мере недовольны материальным положением и тем местом, которое они занимают в социальной иерархии, и наоборот, удовлетворенность работой очень часто совпадает с удовлетворенностью своим социальным и экономическим положением, которое сказывается на качестве социальной адаптации.

Таким образом, высокая эффективность деятельности человека в процессе производства зависит от многих факторов не только самого производства, но и эффективности освоения новых обстоятельств -процесса адаптации. В случае же с мореплаванием - это не только производственный процесс, но и проблема адаптации к специфичным бытовым условиям. Уровень адаптации человека зависит от успешности вхождения в его новую роль.

С целью изучить уровень адаптации плавсостава судна, было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 50 человек специалистов морского флота. В результате проведенного исследования респонденты разделились на три группы. Первая группа -

специалисты с высоким уровнем адаптации, вторая группа - средним уровнем адаптации, третья группа с заметно низким уровнем адаптации.

Исследования уровня социальной, психологической и производственной адаптации специалистов морского флота выявили следующие результаты: респонденты с высокой и средней степенью адаптации имеют большой стаж работы на судах флота, более 5 лет и составляют 93 % экипажа. Респонденты с низким уровнем адаптации составляют

7 % состава экипажа и их стаж работы менее 5 лет.

Значимую роль в адаптации работников плавсостава в экстремальных морских условиях труда и быта имеет профессиональный рост и продвижение по службе. По результатам исследования выявлено, что за период работы на судах флота большинство работников с низким уровнем адаптации ни разу не продвигались на вышестоящую должность, однако работники с высоким уровнем адаптации периодически продвигаются по службе. Называемые причины неуспешности продвижения по служебной лестнице, по данным опроса, являются отсутствие деловых и профессиональных качеств, здоровья, различные нарушения трудовой и производственной дисциплины, то есть тех качеств, которые зависят от личных, профессиональных, деловых, моральных качеств специалистов - социальных и профессиональных.

На процесс успешной адаптации большое влияние оказывает удовлетворенность работой в целом через их субъективно-объективное отношение с социальной средой. В ходе исследования получены данные, из которых следует, что группа респондентов с высоким уровнем адаптации довольны своим местом работы, испытывают удовлетворенность своей производственной деятельностью. Тогда как в группе с низким уровнем адаптации значительное количество респондентов не довольны своим местом работы.

Проведенное социологическое исследование выявило основные мотивы увольнения работников плавсостава. Мотивы увольнения - это выражение субъективной оценки респондентов наиболее значимых объективных условий социальной среды, связанных с определенными потребностями и ценностными ориентациями. Они также показывают и степень несоответствия существующих условий работы в море потребностям, интересам, установке работников плавсостава, которая является побудительной причиной для расторжения трудовых договоров и увольнений по собственному желанию. Данные исследования свидетельствуют о том, что первое место среди всех мотивов увольнения в группе с высоким уровнем адаптации занимает неудовлетворенность заработной платой, сроками ее получения, однако и значительная часть этой группы вообще не увольнялась. Тогда как в группе с низким уровнем адаптации все респонденты увольнялись, и их мотивом были: неудовлетворенность заработной

платой, сроками ее получения, а также неудовлетворенность организацией и условиями труда.

Среди главных факторов, значительно влияющих на экономическую адаптацию личности на судах флота, является удовлетворенность заработной платой. Зарплата как основной рычаг материальной заинтересованности влияет на профессиональную ориентацию командного и рядового плавсостава, в том числе молодых специалистов и женщин. Уровень зарплаты - одно из основных условий, привлекающих к работе на судах флота и влияющих на стабильность и закрепляемость кадров плавсостава.

На вопрос «Соответствует ли заработная плата, которую Вы получаете, вашему образованию, квалификации и условиям труда?» -85 % всех опрошенных респондентов ответило, что: «Оплата ниже, чем должна быть по уровню образования, квалификации и работы в экстремальных (морских) условиях труда и быта. Число ответивших таким образом, выше в 2,3 раза, чем желающих уволиться из-за недостаточной оплаты труда. Существенных различий между личностями с высоким уровнем адаптации и низким уровнем адаптации не наблюдалось. Кроме удовлетворенности заработной платой, на привязанность респондентов к своей работе или нежелание увольняться влияют другие факторы: интерес к морской специальности, хороший коллектив, перспектива профессионального роста.

Специфика социально-психологической адаптации личности на судах флота определяется характером деятельности, субъективнообъективным отношением с социальной средой и условиями жизни трудового коллектива. Работа на судах флота представляет специфическую форму трудовой деятельности, характеризующуюся повышенным риском, так как ее выполнение требует высокого напряжения физических и психологических сил работников плавсостава всех категорий и возрастов.

Социально-психологическая адаптация личности в трудовых коллективах судов флота характеризуется эмоциональным и психическим состоянием работающих. Данные проведенного исследования показывают, что у значительной части группы респондентов с высоким уровнем адаптации при работе в море вообще нет трудностей как бытовых, производственных, так и моральных, в отличие от респондентов с низким уровнем адаптации. Респонденты первой группы с высоким уровнем адаптации возрастной категории от 41 до 60 лет, с высшим профессиональным образованием, удовлетворены своим местом работы, бытовыми условиями, для них при работе в море практически отсутствуют социально-психологические трудности. Их выбор места работы не зависит от категорий социальной стабильности и защищенности, на первое место в этой группе выходит возможность посмотреть мир, межличностное взаимодействие в коллективе, заработная плата. Трудности, адаптации они связывают с

«информационным голодом», а также проблемой для них является устаревшее оборудование на судах.

Респонденты, отнесенные ко второй группе со средним уровнем адаптации возрастной категории от 20 до 25 лет и от 41 до 60 лет, с высшим, средне-специальным образованием, из них 70 %

удовлетворены своим местом работы, социально-бытовыми условиями. Зависимость выбора места работы эта группа связывает с коллективом, возможностью посмотреть мир, социальной стабильностью. В данной группе отмечаются психофизиологические трудности адаптации, чего нет в первой группе, а также социальные -разлука с близкими людьми и проблемы психологического климата и межличностного взаимодействия в коллективе.

Для респондентов с низким уровнем адаптации важна не только заработная плата, но и социальная стабильность, социальная защищенность. Несмотря на то, что в третьей группе диагностируется низкий уровень адаптации, работа на судах морского флота их привлекает именно наличием социальной стабильности и защищенности и удовлетворительного материального благополучия на данный момент, нежели работа на берегу. Только 10 % ответов респондентов данной группы не желают продолжать работу на судах флота. Респонденты третьей группы с низким уровнем адаптации характеризуются возрастной категорией от 36 до 50 лет, со среднеспециальным и высшим образованием,

80 % из них не удовлетворены своим местом работы, бытовыми условиями. Для данной группы, прежде всего, важен выбор места работы, которая зависит от социальной стабильности и защищенности, заработной платы. В третьей группе отмечаются психофизиологические трудности в их работе, а также социальные. Респонденты отмечают трудности адаптации в коллективе: психологический климат, нервную усталость, разлуку с близкими людьми.

Уровень социально-психологической адаптации человека определяет временные рамки производственной адаптации и успешность вхождения в профессиональную деятельность. Критерием адаптивности могут служить отношение к производственному процессу, к предприятию, отношение к социальному окружению, способность к успешному вхождению в коллектив, удовлетворенность работой и материальным вознаграждением за труд и особые условия работы, отношением с коллегами.

Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать следующие выводы: на уровень социальной адаптации работников плавсостава оказывают влияние такие факторы, как возраст, образование, удовлетворенность профессией, уровень заработной платы, осознанный выбор морской специальности, психологическая и социальная удовлетворенность своим местом работы.

Библиографический список

1. Демидова Т.В., Псядло Э.М., Антошина Е.В., Плетос И.В. Факторы условий труда и их влияние на заболеваемость моряков // Вестник морской медицины. 2001. № 1. С. 5-17.

2. Козырева П.М. Некоторые тенденции адаптационных процессов в сфере труда // Социологические исследования. 2005. № 9. С. 37-48.

3. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия / Под ред. П.В. Шеметова. М.: ИнФрА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. 312 с.

4. Минина Р.Д. Специфические особенности адаптации личности на судах флота рыбной промышленности к условиям рынка: Монография. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. 196 с.

5. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. «Феникс+», Дубна. 279 с.

6. Страхов А.П. Адаптация моряков в длительных океанических плаваниях. Л.: Медицина, 1976.

7. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. М., 1975. 277 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.