Научная статья на тему 'Связь волевых качеств с фрустрационными реакциями в ранней юности'

Связь волевых качеств с фрустрационными реакциями в ранней юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1015
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЯ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ФРУСТРАЦИЯ / ФРУСТРАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ / РАННЯЯ ЮНОСТЬ / WILL / ENDURANCE / FRUSTRATION / FRUSTRATION REACTIONS / EARLY ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидоров Константин Рудольфович, Ившина Татьяна Николаевна

Исследуется связь волевых качеств с фрустрационными реакциями в ранней юности. Проверяется гипотеза: чем выше уровень развития волевых качеств личности, тем меньше юноши и девушки оценивают ситуацию как фрустрирующую. Обнаружены достоверные корреляционные связи между уровнем выраженности ряда волевых качеств и фрустрационными реакциями в ранней юности. На основании корреляционных связей сделаны выводы о том, что инициативные юноши либо не придают значимости фрустрирующей ситуации, либо, наоборот, оценивают ее как угрожающую для себя, для проявления своей инициативности. Настойчивые учащиеся подчеркивают ситуацию фрустрации для того, чтобы успешно справиться с трудностями, и готовы преодолеть внутренние и внешние препятствия к достижению поставленной цели. Самостоятельные юноши обнаруживают возможность в полной мере осуществить все задуманное без вмешательства других. Ответственные школьники осознают значимость возлагаемой на них обязанности и потому стараются контролировать всю ситуацию в целом. Выдержка способствует более взвешенному разрешению ситуации фрустрации и помогает юношам достигать поставленных целей. Внимательные юноши меньше ожидают помощи и поддержки своего окружения, что требует большого ресурса внимания. Целеустремленность помогает юношам меньшее значение придавать собственной защите для того, чтобы успешно справиться с разрешением фрустрирующей ситуации. Раскрыты и наиболее характерные реакции юношей в ситуациях фрустрации: экстрапунитивные и импунитивные. Фиксация происходит, главным образом, на препятствиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сидоров Константин Рудольфович, Ившина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN VOLITIONAL QUALITIES AND FRUSTRATED REACTIONS IN EARLY ADOLESCENCE

The article examines the relationship between volitional qualities and frustrated reactions in early youth. The authors check a hypothesis: the higher the level of development of volitional qualities of a person, the less young men and women assess the situation as frustrating. Reliable correlations between the level of expression of a number of volitional qualities and frustrated reactions in early youth have been revealed. On the basis of this correlation the authors concluded that initiative young men either do not consider a frustrating situation as significant or, on the contrary, estimate it as dangerous for themselves, for the manifestation of their initiative. Persistent students place emphasis on the situation of frustration in order to cope successfully with the difficulties; they are ready to overcome internal and external obstacles to achieve their goals. Independent young men find the opportunity to fully implement their plans without interference by others. Responsible students are aware of the importance of responsibilities placed upon them, so they try to control the whole situation in general. Endurance contributes to a more balanced, correct, informed resolution of the situation of frustration and helps the young men to successfully achieve their goals. Attentive young men expect less help and support from other people, which requires a large resource of attention. Purposefulness helps the young men to give lower meaning to their own protection in order to cope successfully with a resolution of frustrating situations. The authors also disclose the most characteristic reactions of young men in situations of frustration: extrapunitive and impunitive. Fixation occurs mainly on the obstacles.

Текст научной работы на тему «Связь волевых качеств с фрустрационными реакциями в ранней юности»

36_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2015. Т. 25, вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 159.9.072

К.Р. Сидоров, Т.Н. Ившина

СВЯЗЬ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ С ФРУСТРАЦИОННЫМИ РЕАКЦИЯМИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

Исследуется связь волевых качеств с фрустрационными реакциями в ранней юности. Проверяется гипотеза: чем выше уровень развития волевых качеств личности, тем меньше юноши и девушки оценивают ситуацию как фрустрирующую. Обнаружены достоверные корреляционные связи между уровнем выраженности ряда волевых качеств и фрустрационными реакциями в ранней юности. На основании корреляционных связей сделаны выводы о том, что инициативные юноши либо не придают значимости фрустрирующей ситуации, либо, наоборот, оценивают ее как угрожающую для себя, для проявления своей инициативности. Настойчивые учащиеся подчеркивают ситуацию фрустрации для того, чтобы успешно справиться с трудностями, и готовы преодолеть внутренние и внешние препятствия к достижению поставленной цели. Самостоятельные юноши обнаруживают возможность в полной мере осуществить все задуманное без вмешательства других. Ответственные школьники осознают значимость возлагаемой на них обязанности и потому стараются контролировать всю ситуацию в целом. Выдержка способствует более взвешенному разрешению ситуации фрустрации и помогает юношам достигать поставленных целей. Внимательные юноши меньше ожидают помощи и поддержки своего окружения, что требует большого ресурса внимания. Целеустремленность помогает юношам меньшее значение придавать собственной защите для того, чтобы успешно справиться с разрешением фрустрирующей ситуации. Раскрыты и наиболее характерные реакции юношей в ситуациях фрустрации: экстрапунитивные и импунитивные. Фиксация происходит, главным образом, на препятствиях.

Ключевые слова: воля, волевые качества, фрустрация, фрустрационные реакции, ранняя юность.

Современное общество постоянно находится в каких-либо сложных, конфликтных, трудно разрешимых ситуациях, подвергая давлению не только во взрослых людей, но и юношей, влияя на психическое развитие последних, поскольку они очень чувствительны и подвержены более глубоким переживаниям, чем взрослые, ввиду стоящей перед юностью задачи - профессионального и личностного самоопределения, подготовки к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Но в процессе достижения поставленных пред собой целей у юношей возникают препятствия субъективного и объективного характера, проявляющиеся на эмоциональном уровне - чаще в виде фрустрации [9; 12; 13].

Исследователи (Ф.Е. Василюк [4], Н.Д. Левитов [11], Н.В. Тарабрина [20]) отмечают некоторые трудности в понимании самого термина фрустрация.

Этимологически он означает расстройство (планов), уничтожение (замыслов), то есть указывает на какую-то травмирующую ситуацию, приведшую к неудаче [21]. Истоки работ по фрустрации восходят к З. Фрейду [19], послужив толчком к развитию нескольких теорий фрустрации. В 19301940-е гг. появились следующие: «эвристическая» теория Розенцвейга; теория фрустрационной агрессии (Доллард, Майер, Сирс, Дуб); теория фрустрационной регрессии (Баркер, Дембо, Левин); теория фиксации (Майер) [21].

Так, по С. Розенцвейгу, «Фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности» [21. С. 5].

В работах Н.Д. Левитова под фрустрацией понимается состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Автор считает, что фрустрацию необходимо рассматривать шире, включая «выносливость по отношению к жизненным трудностям и реакции на эти трудности». При этом отмечается, что должны изучаться те трудности, которые являются действительно непреодолимыми препятствиями или преградами, барьерами, оказывающимися на пути к достижению цели, решению задачи, удовлетворению потребности [11]. Считаем определение фрустрации данное Н.Д. Левитовым наиболее точным.

А. Налчаджян в своей книге «Агрессивность человека» отмечает, что фрустрацию необходимо понимать как психическое состояние, при котором целенаправленная деятельность человека блокируется. По мнению автора, о фрустрации можно говорить только тогда, когда человек двигаясь к достижению поставленной перед собой цели, встречается с трудностями, после которых новая ситуация пред-

Связь волевых качеств с фрустрационными реакциями в ранней юности 37

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2015. Т. 25, вып. 3

ставляется ему непреодолимой и безысходной [13]. А Р. Кригмайер указывает на то, что человек, несмотря на фрустрацию, способен двигаться дальше, достигая поставленной перед собой цели через активацию специфических поведенческих схем, которые в свою очередь зависят от оценки ситуации [23].

Стоит отметить неопределенность в том, к чему относить термин фрустрация: к внешней причине (ситуации) или к вызываемой ею реакции (психическое состояние или отдельные реакции). В научной литературе можно встретить и то, и другое употребление данного термина [11]. Тип защиты, интенсивность и длительность защитно-адаптивных процессов зависят от смысла фрустратора, которым обогащается его личность. Уровень фрустрации зависит от ряда обстоятельств, связанных в частности со степенью значимости блокируемого поведения и трудностью задачи; функциональным состоянием попавшего во фрустрационную ситуацию; со сложившимися ранее формами эмоционального реагирования на жизненные трудности [1].

Фрустрация возникает в ситуации разочарования, неосуществления значимой для личности цели, потребности, проявляясь в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Защитные реакции при этом могут проявиться в агрессивности, апатии, уходе от трудной ситуации (в том числе переносе в воображаемый план, в мир фантазии, изменении деятельности на ту, в которой человек успешен); также в компенсации - когда удовлетворяются другие потребности в иной сфере жизнедеятельности, в снижении сложности поведения и вытеснении - неприятные мысли устраняются из сознания [10]. Что касается связи фрустрации с агрессией, Л. Берковиц [2] считает, что фрустрация - это лишь один из множества аверсивных стимулов, способных спровоцировать агрессивные реакции, но не приводящие к агрессивному поведению, скорее создающих готовность к агрессивным действиям.

Что может способствовать недопущению тяжелых фрустрационных состояний? Предполагается, что уровень развития волевых качеств человека определяет возможности выхода его из фрустра-ционных ситуаций. В связи с этим возникают вопросы: что такое воля и волевые качества человека? В психологии существуют две крайние позиции в понимании воли: это гетерономные и автономные (волюнтаристские) теории.

1. Гетерономные теории - группа теоретических и экспериментальных исследований, объясняющих волю и волевые действия человека исходя из сложных психических процессов (действий) неволевого характера [5. С. 819]. К их числу относятся ассоциативные и интеллектуальные теории [5].

2. Автономные же (волюнтаристские) теории трактуют волю, исходя из законов, заложенных в самом волевом действии и признают самостоятельность данного феномена [17].

Чтобы избежать крайностей в понимании воли, важно рассматривать теории воли в зависимости от признаков, наиболее полно раскрывающих феномен воли и не позволяющих психологии выстраивать редукционистские теории по этой проблеме [17]. Среди признаков воли отмечается один важный признак, который может быть подвергнут измерению, - наличие у человека разнообразных качеств или свойств, получивших название волевых [18]: как энергичность, настойчивость, выдержка, терпеливость, смелость, решительность и др. Отсутствие этих качеств рассматривается как показатель слабости воли. Проявление воли (точнее - силы воли, волевого усилия) в различных специфических ситуациях позволяет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными [7]. Исследователи не находят единства даже по вопросу числа волевых качеств. Так, Н.Ф. Добрынин выделял три таких качества (решительность, энергичность и настойчивость) [6]; А.Ц. Пуни -девять (целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание) [16]; С.А. Петухов - до нескольких десятков [15]. В работе В.А. Иванникова и Е.В. Эйдмана утверждается, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и - как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, то есть как личностные свойства [8]. Мы придерживаемся позиции М.В. Чумакова, поскольку такие волевые качества, как ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность и целеустремленность, выделяемые автором, можно измерить. Для этого ученым создан тест-опросник ВКЛ [22].

Отметим, что связь волевых качеств с фрустрационными реакциями в ранней юности не исследована вообще. Выше мы уже обозначили значимость такого исследования. Его цель: изучить связь волевых качеств с фрустрационными реакциями в ранней юности. Объект - фрустрационные реакции. Предмет - специфика фрустрационного реагирования юношей в связи с уровнем развития волевых качеств. Гипотеза: чем выше уровень развития волевых качеств личности, тем меньше юноши и девушки оценивают ситуацию как фрустрирующую.

Организация и методики исследования

Участники исследования. В исследовании принял участие 61 человек (39 девушек и 22 юноши) - учащиеся 10 «а» и «б» классов Удмуртской Государственной национальной гимназии имени К. Герда и Школы № 87 города Ижевска. Возраст испытуемых составил 15-16 лет. Для участия в исследовании на добровольной основе избирались лица мужского и женского пола юношеского возраста.

Используемые в исследовании методики применялась строго индивидуально, что обеспечивало понимание инструкции и задач, исключало действие побочных факторов при изучении предъявляемых ситуаций.

Этапы исследования.

I. Подбор методик, необходимых для проведения исследовательской работы.

II. Проведение исследования.

III. Обработка, анализ и интерпретация полученных результатов.

Процедура исследования.

I. Изучение специфики фрустрационных реакций.

II. Диагностика волевых качеств личности юношей и девушек.

Методики исследования.

I. Исследование фрустрационных реакций юношей и девушек осуществлялось посредством техники С. Розенцвега в адаптации Н.В. Тарабриной (1994) [20].

II. Волевые качества юношей и девушек измерялись с помощью «Опросника диагностики волевых качеств личности (ВКЛ)» М.В. Чумакова (2004) [22].

1. Каждому из испытуемых индивидуально предъявлялась серия из 24 схематических контурных рисунков с изображением двух или более человек, занятых ещё не законченным разговором. Одно действующее лицо говорит что-то другому, ответ которого не приводится.

Такая методика является проективной, поскольку идентификация с каким-либо из персонажей картины поощряется структурой стимула. Чтобы облегчить подобную проекцию, черты лица или какие-либо другие (внешние) выражения характера изображенных действующих лиц специально опущены. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и другим характеристикам, удовлетворяющим конкретным целям исследования [20].

Отметим также, что, согласовав с автором адаптированного варианта, проф. Н.В. Тарабриной (ИП РАН, г. Москва), необходимость изменения рисунков № 15 и № 17, мы решили вернуть первоначальный вариант «методики изучения фрустрационных реакций» С. Розенцвейга (1944), поскольку его первоначальные рисунки вполне соответствуют современной действительности. Окончательные варианты перевода согласованы с Н.В. Тарабриной.

Заменили высказывания и рисунки: «Я понимаю, что подвожу тебя, но приехать я не смогу» (№ 15) - на: «Очень жаль, мы бы выиграли, если бы я не допустил эту глупую ошибку» - и: «Как нарочно, теперь ты потерял ключи» (№ 17) - на: «Как не вовремя ты потерял ключи!»

Инструкция требует, чтобы субъект вписал в специально отведенном пустом квадрате первый же ответ, пришедший ему в голову.

Далее испытуемому показывали, как надо отвечать, на примере ситуации, изображенной на рисунке № 1. Попросив его взглянуть на первый рисунок, зачитывались вслух слова действующего лица, изображенного слева, и после короткой паузы просили испытуемого составить в уме самый первый ответ, который представлялся ему возможным для лица, изображенного справа. Когда испытуемый сообщал, что он готов, его просили записать ответ. После этого испытуемый должен перейти к другим рисункам и проделать то же самое. После выполнения задания испытуемого просили прочесть вслух написанные ответы. При этом отмечались особенности интонации и прочее, что могло помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому задавались вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов [20].

2. Испытуемым предлагалось 78 утверждений, каждое их которых необходимо было оценить по степени своего согласия.

Методика направлена на общую оценку уровня развитости волевой регуляции, обеспечивающей сознательное, намеренное, осуществляемое на основе собственного решения, поведение. Эта регуляция имеет сложную системную природу, включает в себя различные уровни, фазы, стадии.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Сложность измеряемой психологической реальности отражается в опроснике выделением 9 шкал, содержащих основные компоненты волевой регуляции поведения личности; а именно:

1) Ответственность (О)

2) Инициативность (И)

3) Решительность (Р)

4) Самостоятельность (С)

5) Выдержка (Вк)

6) Настойчивость (Н)

7) Энергичность (Э)

8) Внимательность (Вн)

9) Целеустремленность [22].

Методика проводилась в индивидуальном варианте. Испытуемым предъявлялся готовый бланк с инструкцией и текстом опросника.

Регистрация показателей.

1. В варианте методики изучения фрустрационных реакций, после выполнения испытуемым задания, ему предлагалось зачитать вслух каждую из ситуаций и ответы на них, при этом исследователь фиксировал полученные результаты на основании типа и направления фрустрационной реакции, учитывая внешние факторы и проявления, которые давали дополнительную информацию об отношении учащегося к той или иной ситуации, а именно: в интонации, в мимике, в пантомимике. Если возникали трудности в определении типа и направления фрустрационных реакций, например, относительно очень коротких и двусмысленных высказываний, испытуемому задавались дополнительные, уточняющие вопросы.

Описание смыслового содержания вербальных ответов, на которое мы опирались, приведено в табл. 1.

Таблица 1

Описание смыслового содержания вербальных ответов

Направление реакции

Типы фрустрационных реакций

OD фиксация на препятствии

ED фиксация на самозащите

№ фиксация на удовлетворении потребности

л =

и

Н =

С «

&

н и

и

т Ш

E' - подчеркивается наличие препятствия. Встречается, главным образом, в ситуациях препятствия. Образец: «Эта ситуация определенно меня фрустрирует (досаждает, беспокоит)».

E - враждебность, порицание направлены против кого-либо или чего-либо в окружении. Образец: «Это все надо порицать. Вы виноваты». Ж - субъект активно отрицает свою вину за совершенный поступок (ситуация обвинения). Образец: «Я не делал того, в чем вы меня обвиняете».

е - требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию.

Образец: «Это вам надо разрешить эту ситуацию».

л =

и

Н 8

8

^

8

о &

н 8 8

I' - фрустрирующая ситуация интерпретируется как своего рода благо, как приносящая удовлетворение или же заслуживающая наказания.

Образец: «Эта ситуация практически - благодеяние (выгода)» в замаскированной форме «мне очень жаль, что я послужил причиной этого».

I - порицание, осуждение направлено против самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызений совести. Образец: «Это меня надо осуждать (винить, бранить), за то, что произошло». I - субъект, признавая свою вину, отрицает свою ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства. Образец: «Я виноват, но сделал это не нарочно».

I - испытуемый сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность. Образец: «Я беру на себя отвественность за исправление этой ситуации».

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Окончание табл.

M' - трудности фруст-рирующей ситуации не замечаются или сводятся к полному ее отрицанию.

M - ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена к минимуму, осуждение избегается.

Образец: «Никого (ни вас, ни меня) нельзя осуждать за то, что произошло».

m - выражается надежда, что время или нормальный ход событий постепенно автоматически разрешит проблему - просто надо немного подождать; или же взаимопонимание или взаимоуступчивость полностью устранят фрустрирую-щую ситуацию.

Образец: «Эта ситуация нисколько меня не фру-стрирует. Она не имеет никакого значения»

Образец: «Вопрос решится сам собой, стоит нам только немного подождать, поговорить, подумать».

2. В методике изучения волевых качеств личности от юношей и девушек требовалось внимательно прочитать каждое из утверждений и оценить степень согласия с ним:

0 - неверно;

1 - скорое неверно;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 - скорее верно;

3 - верно.

Далее производился подсчет баллов на основании представленного автором ключа в опроснике ВКЛ, где содержались и прямые, и обратные задания. Затем полученные результаты сверялись с нормативными таблицами для шкал и для итогового балла «Опросника диагностики волевых качеств личности», после чего они переводились в стеновый показатель согласно конверсионным таблицам, предложенным автором [22].

Метод математической обработки: корреляционный анализ по методу ранговой корреляции Спирмена, U Манна-Уитни [14].

Критерий выбирался с учетом его назначения, типа шкалы, а также имеющихся ограничений. Для статистической обработки данных использовалась программа SPSS for Wind 10.05 [3].

Результаты исследования и их обсуждение

I. Для доказательства того, что волевые качества личности юношей и девушек сопряжены со спецификой индивидуального реагирования во фрустрационных ситуациях, использовался метод ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Статистическая гипотеза:

Н1: корреляция между показателями: «волевые качества» и «фрустрационные реакции» достоверно отличаются от нуля.

Верификация статистической гипотезы:

Корреляционный анализ выявил статистически значимые связи (см. табл. 2).

Инициативность (И) и импунитивная реакция (М) (r = 0,342; p = 0,007), то есть чем больше у человека развита инициативность, деловитость, деятельность, активность, творчество, тем более вы-раженно проявляется малозначимость фрустрирующей ситуации, то есть человек не обращает внимания на сложившуюся ситуацию. Энергичность и находчивость дают ему возможность выдвигать новаторские идеи и реализовывать их в жизни, делать первые шаги, брать на себя ответственность за принятие решения. Трудности для такого человека не становятся непреодолимой преградой, а напротив, дают возможность проявить активную жизненную позицию. Такой человек продвигает и отстаивает свои интересы, стремиться незамедлительно исправить свои ошибки, допущения, не дожидаясь указаний сверху.

42 К.Р. Сидоров, Т.Н. Ившина

2015. Т. 25, вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Таблица 2

Статистически значимые корреляции переменных

Используемые переменные Значение Уровень значимости

Переменная 1 - И (инициативность); переменная 2 - М (импунитивные реакции) -0,342 Р = 0,007

Переменная 1 - И (инициативность); переменная 2 - Е (враждебность, порицание 0,257 Р = 0,046

направлено против кого-либо или чего-либо в окружении)

Переменная 1 - И (инициативность); переменная 2 - Е (экстрапунитивные реакции) 0,299 Р = 0,019

Переменная 1 - Н (настойчивость); переменная 2 - Е' (подчеркивается наличие препятствия) 0,255 Р = 0,047

Переменная 1 - ПО (первичная оценка); переменная 2 - Е' (подчеркивается наличие препятствия) 0,310 Р = 0,015

Переменная 1 - С (самостоятельность); переменная 2 - КР (фиксация на удовлетворении потребности) 0,284 Р = 0,027

Переменная 1 - С (самостоятельность); переменная 2 - т (выражается надежда, что время 0,291 Р = 0,023

или нормальный ход событий позволят постепенно решить проблему)

Переменная 1 - О (ответственность); переменная 2 - OD (фиксация на препятствии) 0,256 Р = 0,047

Переменная 1 - Вк (выдержка); переменная 2 - ED (фиксация на самозащите) -0,273 Р = 0,034

Переменная 1 - С (самостоятельность); переменная 2 - М' (трудности фрустрирующей ситуации -0,258 Р = 0,045

не замечаются или сводятся к полному ее отрицанию)

Переменная 1 - Вн (внимательность); -0,300 Р = 0,019

переменная 2 - е (требуется, ожидается, что кто-то разрешит ситуацию)

Переменная 1 - Ц (целеустремленность); переменная 2 - ED (фиксация на самозащите) -0,273 Р = 0,033

Инициативность (И) и экстрапунитивные реакция, направленные на самозащиту (Е) (г = 0,257; р = 0,046). Чем выше инициативность, тем в большей степени проявляются враждебность и порицание, направленное на внешние обстоятельства. Человек, активный в выдвижении новых идей и претворении их в жизнь, требует от окружающих такого же отношения к его деятельности, как он сам. Возможно, это связано с тем, что ожидания не совпадают с возможностями самого инициатора, что порождает негативное отношение, направленное на внешнее окружение.

Это говорит о том, что инициативный человек может либо вообще не придавать значимости фрустрирующей ситуации вообще, либо, наоборот, оценить ситуацию как угрожающую для себя (а значит, и для проявления своей инициативности), понимаемую как трудноразрешимую, и проявить агрессию, направленную против окружения.

Настойчивость (Н) и экстрапунитивные реакции, направленные на препятствие (Е') (г = 0,255; р = 0,047). Настойчивые испытуемые подчеркивают и учитывают ситуацию фрустрации для того, чтобы успешно справиться с ней. То есть настойчивые юноши готовы преодолеть внутренние и внешние препятствия к достижению своей цели, умеют самостоятельно формулировать, ставить и разрешать поставленные перед ними задачи, несмотря на все трудности. Осознавать ответственность, которая на них лежит, и упорно двигаться к намеченной цели, даже в ситуации оцениваемой ими как фрустрирующая.

Была выявлена положительная корреляция между общей оценкой волевых качеств (ПО) и экст-рапунитивными реакциями, направленными на препятствие (Е') (г = 0,31; р = 0,015). В данной ситуации можно говорить о том, что высокий уровень развития волевых качеств - это следствие принятия фрустрирующей ситуации как значимой для испытуемого и беспокоящей его. Здесь успешным может

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

быть человек, учитывающий все неблагоприятные события, оцениваемые им как трудноразрешимые, а затем, исходя из ситуации, выбирающий самый оптимальный вариант.

Самостоятельность (С) оказалась связанной с фиксацией на удовлетворении потребности (ОТ) (г = 0,299; p = 0,019); то есть, чем самостоятельнее человек, тем больше он направлен на удовлетворение своих потребностей. Он не «застревает» на самозащите либо на препятствии. Для него в будущем важнее всего достижение собственных целей. Такой человек способен решать свои проблемы сам, учитывая свои предпочтения и возможности. Отметим также, что ответственным человеком можно назвать только того, у кого самоконтроль проявляется в действиях и поступках, позволяя ему справляться со сложными жизненными ситуациями самостоятельно.

Корреляционная связь была обнаружена между самостоятельностью (С) и импунитивными реакциями, направленными на удовлетворение своей потребности (т) (г = 0,291; p = 0,023). В этом случае самостоятельный человек будет надеяться на то, что трудная ситуация решится сама собой, но на это необходимо время, либо он будет надеяться на взаимопонимание и уступчивость, которые позволят разрешить фрустрирующую ситуацию. То есть именно самостоятельность дает возможность юноше в полной мере осуществить все задуманное без вмешательства внешних стимулов, либо же наоборот: он ждет помощи и поддержки от окружающих, желая при этом прийти к ожидаемому результату - удовлетворить свои потребности.

Ответственность (О) оказалась в корреляционной связи с фиксацией на препятствии (OD) (г = 0,256; p = 0,047). В данном случае отмечается такая тенденция: чем выше развита ответственность, тем большее внимание уделяется препятствию, которое человек воспринимает как фрустри-рующую ситуацию или полностью отрицать ее значимость. Ответственный человек осознает значимость возлагаемой на него обязанности, реагируя при этом настороженно, учитывая и признавая трудность сложившейся ситуации, обеспечивая тем самым контроль за всей ситуацией в целом.

Корреляционная связь была отмечена также между выдержкой (Вк) и фиксацией на самозащите (ED) (г = 0,273; p = 0,034). Если юноша обладает благоразумием и выдержкой, то для него большое значение имеет самозащита. Выдержка будет способствовать более взвешенному, обдуманному разрешению ситуации фрустрации, которая также будет защищать личное пространство испытуемого. Выдержка способствует достижению юношами поставленных целей, игнорирированию влияния внешних факторов, успешному проявлению себя в деятельности, не забывая о собственной безопасности и защите.

Отметим, что выявилась корреляционная связь между самостоятельностью (С) и импунитивной реакцией, направленной на препятствие (М') (г = -0,258; p = 0,045), но она отрицательная. Это означает, что чем выше самостоятельность, тем большее внимание уделяется переживанию и фрустри-рующая ситуация становится значимой. В данном случае можно предположить, что такого рода поведение свойственно случаям, когда самостоятельный человек, чувствуя ответственность, прежде всего перед самим собой, должен учитывать все возможные исходы событий (и положительные, и отрицательные) для успешного претворения в жизнь своих замыслов, не дожидаясь помощи и подсказки окружающих людей. В связи с этим фрустрирующая ситуация становится угрозой, которая может «подорвать» ответственность, поэтому ее необходимо учитывать.

Из волевых качеств было выделено также внимание (Вн), которое оказалось в отрицательной корреляционной взаимосвязи с экстрапунитивной реакцией, направленной на удовлетворении потребности (е) (г = -0,3; p = 0,019). Чем внимательнее испытуемый, тем меньше ожидает он помощи, поддержки со стороны окружения и сам может справиться с любой сложной, фрустрирующей ситуацией: берется за ее разрешение, что требует и большего ресурса внимания.

Отрицательная корреляционная связь была выявлена и между таким волевым качеством, как целеустремленность (Ц) и таким направлением реакции, как фиксация на самозащите (ED) (г = -0,273; p = 0,033): чем больше человек проявляет упорства и целеустремленности, тем меньшее значение придает собственной защите, сосредотачиваясь на разрешении фрустрирующей ситуации. Все внимание направляется на способы достижения этой цели; при этом, отвлекающие факторы, в том числе фруст-рирующие, уходят на второй план, «обесцениваются».

Полученные корреляционные связи мы подкрепили конкретными примерами, полученными в ходе анализа индивидуальных случаев учащихся.

Инициативность (И) и импунитивная реакция (М) (г = 0,342; p = 0,007): «Да ничего страшного» (респ. № 3), «Ничего страшного, все в порядке» (респ. № 4), «Бывают в жизни огорчения» (респ.

№ 10), «Хорошо, до свидания» (респ. № 21), «Я думаю, что это не такая великая потеря. Не переживайте» (респ. № 43), «Ничего страшного, главное, что мы не пострадали» (респ. № 50), «Увидимся в другой раз» (респ. № 54).

Инициативность (И) и экстрапунитивная реакция, направленная на самозащиту (Е) (г = 0,257; p = 0,046): «Я? Нет! Это Вы сейчас лжете» (респ. № 5), «Это не было правильно с вашей стороны, об этом предупреждают заранее» (респ. № 16), «Прежде чем как везти кого-то, проверьте машину!!!» (респ. № 36).

Настойчивость (Н) и экстрапунитивная реакция, направленная на препятствие (Е') (г = 0,255; p = 0,047). Общая оценка волевых качеств (ПО) и экстрапунитивной реакцией, направленной на препятствие (Е') (г = 0,31; p = 0,015): «Что значит не могу? Вы обещали и должны сдержать свое слово» (респ. № 5), «Зачем? Мы и так опаздываем» (респ. № 8), «Жаль» (респ. № 15), «Беда» (респ. № 49), «Это очень плохо, когда следующий завоз?» (респ. № 56).

Самостоятельность (С) и импунитивная реакция, направленной на удовлетворении своей потребности (ш) (г = 0,291; p = 0,023): «Давай подождем, видимо задерживается» (респ. № 2), «Она как обычно опаздывает. Придется ждать» (респ. № 11), «Подожди, у моего друга есть запасные, он сейчас принесет» (респ. № 19), «Ну что делать, придется ждать другой» (респ. № 23), «Мы не попрощались, давай подождем» (респ. № 28), «В следующий раз мы выиграем» (респ. № 45).

Самостоятельность (С) и импунитивная реакция, направленная на препятствие (М') (г = -0,258; р = 0,045). «Хорошо, спасибо» (респ. № 2), «Ничего, я и так понимаю, что происходит» (респ. № 9), «Если у нас есть время, то почему бы и нет» (респ. № 33), «Да ничего страшного...» (респ. № 34), «Но ничего страшного не произошло!» (респ. № 48), «Нет, все в порядке» (респ. № 49), «Хорошо» (респ. № 61).

Внимание (Вн) и экстрапунитивная реакция, направленная на удовлетворении потребности (е) (г = -0,3; р = 0,019): «Так спроси ее» (респ. № 12), «Не могли бы вы сделать исключение, так как у меня нет больше свободного времени» (респ. № 17), «Билет обратно не примут, поэтому будет логично, что вы компенсируете стоимость билета, и мы забудем этот инцидент» (респ. № 18), Может быть вы поищите еще где-нибудь. Мне очень это важно» (респ. № 38).

Таким образом, обнаружены достоверные корреляционные связи между уровнем выраженности волевых качеств и фрустрационными реакциями в ранней юности.

II. Для обоснования того, что юноши и девушки по-разному реагируют в ситуациях фрустрации, использовался статистический критерий и Манна-Уитни.

Статистическая гипотеза:

Н1: между юношами и девушками сущесвуют достоверные различия в специфике реагирования во фрустрирующих ситуациях.

ВеРификация статистической гипотезы:

С помощью данного критерия мы выяснили, что различий в специфике реагирования на фруст-рирующие ситуации между молодыми людьми и девушками обнаружено не было (и=393, р=0,586), то есть статистическая гипотеза не подтвердилась, что говорит о том, что в современном обществе постепенно стираются гендерные границы. Уже не очерчиваются определенные рамки, в которых должны жить, воспитываться и развиваться отдельно, обособленно друг от друга мужчины и женщины.

Отметим, что в ходе исследования выявлены и наиболее характерные стратегии поведения юношей в ситуациях фрустрации, а именно: фиксация на препятствие (ОБ), экстрапунитивные реакции (Е) и импунитивные реакции (М).

Преобладание у юношей экстрапунитивных реакций указывает на наличие обвинения, агрессии, выраженной открыто, направленной на живое или неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию.

Примеры полученных результатов (анализ индивидуальных случаев) - в следующих утверждениях учащихся:

№1 «Мне очень жаль, что мы забРызгали Ваш костюм, хотя так стаРались объехать лужу».

Ответы: «Вы идиот!» (респ. № 5), «Спасибо за сарказм» (респ. № 13), «Жалко, конечно, но что поделаешь» (респ. № 21) и т.д.

№ 4 «Как обидно, что моя машина сломалась, и Вы из-за этого опоздали на поезд» и т.д.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Ответы: «Да пошел ты! Я опоздал на важную встречу!» (респ. № 16), «От, зараза!» (респ. № 5), «В следующий раз нужно тщательнее проверять состояние машины» (респ. № 22) и т. д.

№9 «Я понимаю, что Вам нужен Ваш плащ, однако Вам придется подождать до обеда, пока не придет заведующий»

Ответы: «Мне он нужен срочно и я не могу долго ждать» (респ. № 2), «Я не могу так долго ждать. Решите как-нибудь эту проблему» (респ. № 11), «Я подам на вас в суд, за такое отношение к клиенту» (респ. № 38) и т. п.

№ 10 «Вы лжец! Вы сами это знайте!»

Ответы: «Вы не правы!» (респ. № 10), «Я лжец? Не судите да не судимы будете» (респ. № 43), «Был бы лжецом, не отрицал бы» (респ. № 42), «Вы не можете так говорить обо мне, не зная подробностей» (50), «Это ваше право думать обо мне так» (51), «Думайте, как хотите, но вы не правы» (респ. № 60).

№ 13 «Яне могу сейчас Вас принять, хотя вечером мы об этом и условились»

Ответы: «Какой же Вы урод!» (респ. № 5) и т. д.

В данном случае большую роль сыграл переходный возраст, когда детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и правил, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли. Поэтому юноши еще не готовы к успешному взаимодействию друг с другом или эффективному разрешению трудных ситуаций, возникающих внезапно.

Импунитивные реакции (М) указывают на отрицание фрустрирующей ситуации, отсутствие ее значимости.

Примерами ответов могут послужить такие высказывания как:

№ 11 «Простите, пожалуйста, значит, нас неправильно соединили»

Ответы: «Ничего страшного, бывает» (респ. № 45), «Да, всего хорошего, до свидания!» (респ. № 51), «Ничего, бывает» (респ. № 52).

№ 12 «Если это не твоя шляпа, то, вероятно, Петров по ошибке взял ее, а свою оставил здесь».

Ответы: «Со всеми бывает, пойду в его» (респ. № 45), «Хорошо, я ему отнесу шляпу» (респ. № 47).

№15 «Очень жаль, мы бы выиграли, если бы я не допустил эту глупую ошибку»

Ответы: «Выиграем в следующий раз» (респ. № 34), «Это всего лишь игра» (респ. № 45), «С кем не бывает» (респ. № 61).

№ 22 «Вы не ушиблись?»

Ответы: «Ахаха, нет» (респ. № 14), «Нет, все в порядке» (респ. № 24), «Нет, нет, все хорошо» (респ. № 35), «Ничего страшного, не волнуйтесь» (респ. № 44).

В данном случае, возможно, подобного рода ответы говорят о том, что и девушки, и молодые люди успешно входят в систему социальных отношений, а также осваивают регуляцию этих отношений, норм и предписаний. Также деятельность и ролевая структура личности в юношеском возрасте уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. Ребята более сдержаны и уравновешены, например, чем подростки. Стоит отметить, что юноши и девушки стремятся взять под контроль собственные проявления агрессии, в том числе и вербальной.

Заключение

Обнаружены достоверные корреляционные связи между уровнем выраженности волевых качеств и фрустрационными реакциями в ранней юности.

Инициативные юноши либо вообще не придают значимости фрустрирующей ситуации, либо, наоборот, оценивают ее как угрожающую для себя, для проявления своей инициативности. Настойчивые учащиеся подчеркивают ситуацию фрустрации для того, чтобы успешно справиться с трудностями. Они готовы преодолеть внутренние и внешние препятствия к достижению поставленной перед собой цели. Самостоятельные юноши направлены на удовлетворение своих потребностей, они способны сами решать свои проблемы, учитывая при этом свои намерения и возможности. Самостоятельность дает им возможность в полной мере осуществить все задуманное без вмешательства каких-либо внешних факторов. Ответственные юноши осознают значимость возлагаемой на них обязанности, поэтому стараются осуществить контроль за всей ситуацией в целом. Выдержка способствует более взвешенному, пра-

вильному, обдуманному разрешению молодыми людьми и девушками ситуации фрустрации, она помогает им успешно достигать поставленных целей, игнорируя влияние внешних обстоятельств. Внимательные юноши меньше ожидают помощи и поддержки со стороны своего окружения, пытаясь самостоятельно справиться со сложными ситуациями, что, безусловно, требует от них большого ресурса внимания. Целеустремленность же помогает юношам придавать меньшее значение собственной защите, чтобы успешно справиться с разрешением фрустрирующей ситуации.

Выяснилось также, что различия в специфике реагирования на фрустрирующие ситуации между молодыми людьми и девушками отсутствуют, поскольку в настоящее время уже не очерчиваются определенные рамки, в которых должны жить, воспитываться и развиваться отдельно, обособленно друг от друга молодые люди и девушки.

Раскрыты и наиболее характерные способы поведения юношей в ситуациях фрустрации. Обнаружены следующие доминируемые реакции: экстрапунитивные (E) и импунитивные реакции (М). Отмечается преимущественная фиксация на препятствиях (OD).

Таким образом, выдвинутую гипотезу можно считать полностью верифицированной. Практические рекомендации для педагогов.

Педагогам следует учитывать возможную реакцию учащихся, в частности, юношей, когда ситуация или задание оценивается ими как трудно разрешимое, поскольку она может вызвать у них открытую агрессию и обвинение, направленные на учителя, либо на своего одноклассника.

Также во время учебного процесса педагогам важно учитывать внутренние ресурсы учащихся, а именно - их волевые качества, с помощью которых они бы справились со сложной для них ситуацией, такие как инициативность, настойчивость, самостоятельность, ответственность, внимание, целеустремленность. Эти волевые качества необходимо развивать у них с помощью самостоятельных творческих заданий, знакомства с техниками целеполагания, развития познавательной активности, делегирования ответственности, направленности на их интересы и увлечения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асейкина Л.С. Роль фрустрационной толерантности в социально - психологической адаптации иностранных студентов //Новые технологии. 2006. № 1. С. 5-8.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК. 2001. 512 с.

3. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей / под. ред. В.Е. Момота. М.: ДиаСофтЮП, 2002 г. 602 с.

4. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологич. журнал. Т. 16. 1995. ЖЗ. С.90-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

6. Добрынин Н.Ф. Об определении и качествах воли // Проблемы психологии воли: материалы науч. конф. Рязань, 1974. С. 9-1.

7. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 688 с.

8. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

9. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989 г. 256 с.

10. Кузьмина Е.И., Мороз О.С. Свобода от фрустрации и жизнестойкость. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2010. № 2. С. 5-8.

11. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6. С. 118-129.

12. Малинина Н.С., Парфенов Ю.А., Белов В.Г. Фрустрация как предиктор девиантного поведения у подростков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2011 № 11 (81). С. 26-31.

13. Налчаджян, А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007. 736 с.

14. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2007. 392 с.

15. Петухов С.А. К проблеме классификации волевых качеств личности // Личность и деятельность: Тез. докл. V Всесоюз. съезда общества психологов. М., 1977. С. 19-20.

16. Пуни А.Ц. О препятствиях различной степени трудности как необходимых факторах проявления и развития воли // Тез. докл. Межвуз. науч. конф. по проблемам психологии воли и формирования волевых качеств личности. Рязань, 1964. С.6-9.

17. Сидоров К.Р. Развитие представлений о воле в психологической науке // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. Вып. 2. С. 61-73.

Связь волевых качеств с фрустрационными реакциями в ранней юности 47

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2015. Т. 25, вып. 3

18. Сунцова Я.С. Взаимосвязь компонентов готовности к профессиональному выбору с особенностями эмоциональной сферы юношей и девушек // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Вып. 2. С. 99-106.

19. Тарабрина Н.В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М.: Наука, 1983. С. 121-126.

20. Тарабрина, Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностранная психология. 1994. Т. 2, № 2 (4). С. 68-76.

21. Фрустрация: Понятие и диагностика: учеб.-метод. пособие: для студентов специальности 020400 «Психология» / сост. Л.И. Дементий. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. 68 с.

22. Чумаков М.В. Опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ): руководство. Ярославль: НЦП «Психодиагностика», 2004. 16 с.

23. Krieglmeyer, R. How to Overcome Frustration? The Influence of Frustration on Motivational Orientation and Motivational Intensity // Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde der Philosophischen Fakultät. Würzburg: der Julius-Maximilians-Universität Würzburg, 2007. 125 S.

Поступила в редакцию 01.08.15

K.R. Sidorov, T.N. Ivshina

THE RELATIONSHIP BETWEEN VOLITIONAL QUALITIES AND FRUSTRATED REACTIONS IN EARLY ADOLESCENCE

The article examines the relationship between volitional qualities and frustrated reactions in early youth. The authors check a hypothesis: the higher the level of development of volitional qualities of a person, the less young men and women assess the situation as frustrating. Reliable correlations between the level of expression of a number of volitional qualities and frustrated reactions in early youth have been revealed. On the basis of this correlation the authors concluded that initiative young men either do not consider a frustrating situation as significant or, on the contrary, estimate it as dangerous for themselves, for the manifestation of their initiative. Persistent students place emphasis on the situation of frustration in order to cope successfully with the difficulties; they are ready to overcome internal and external obstacles to achieve their goals. Independent young men find the opportunity to fully implement their plans without interference by others. Responsible students are aware of the importance of responsibilities placed upon them, so they try to control the whole situation in general. Endurance contributes to a more balanced, correct, informed resolution of the situation of frustration and helps the young men to successfully achieve their goals. Attentive young men expect less help and support from other people, which requires a large resource of attention. Purposefulness helps the young men to give lower meaning to their own protection in order to cope successfully with a resolution of frustrating situations. The authors also disclose the most characteristic reactions of young men in situations of frustration: extrapunitive and impunitive. Fixation occurs mainly on the obstacles.

Keywords: will, endurance, frustration, frustration reactions, early adolescence.

Сидоров Константин Рудольфович, кандидат психологических наук, доцент E-mail: kоnstantsid@yandex.ru

Ившина Татьяна Николаевна, психолог Психологической службы УдГУ E-mail: tatyana.ivshina.93@mail.ru

Sidorov K.R.,

Candidate of Psychology, Associate Professor E-mail: konstantsid@yandex.ru

Ivshina T.N.,

Psychologist at Psychological service of UdSU E-mail: tatyana.ivshina.93@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.