УДК [378.016:687] (470.344)
Л. Н. Калинина, Е. В. Леонова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ШВЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Статья посвящена вопросам взаимодействия вуза и производства в процессе подготовки кадров для швейных предприятий Чувашской Республики. Проведен анализ швейных предприятий городов Чебоксары и Новочебоксарск по выпуску ими изделий различного ассортимента, а также исследовано их техническое оснащение. Особое внимание уделено вопросам обучения бакалавров по направлениям подготовки «Технология изделий легкой промышленности» и «Конструирование изделий легкой промышленности» для современного производства. Приведены формы, результаты и примеры взаимодействия кафедры инженерно-педагогических технологий Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева и данных швейных предприятий.
Ключевые слова: высшее образование, бакалавр, производство, швейные предприятия, формы взаимодействия, кадры, представители работодателя.
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время в России расширяется практика привлечения работодателей в образовательную деятельность учебных заведений и оценку ее качества. Возможны различные организационные формы подобного участия предприятий в этом процессе. Целью статьи является освещение вопросов взаимодействия кафедры инженерно-педагогических технологий Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева (далее - ЧГПУ им И. Я. Яковлева) и швейных предприятий республики при подготовке кадров для легкой промышленности.
Материал и методика исследований. Проведен анализ швейных предприятий Чувашской Республики (гг. Чебоксары, Новочебоксарск) и их потребности в кадрах. Изучены федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки бакалавров 29.03.01 Технология изделий легкой промышленности и 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности, формы и результаты взаимодействия швейных предприятий и вуза на примере кафедры инженерно-педагогических технологий ЧГПУ им И. Я. Яковлева.
Результаты исследований и их обсуждение. Анализ современного состояния и перспектив развития швейной отрасли в Чувашской Республике позволяет сделать вывод о том, что происходящие изменения повлекли за собой преобразования и в подготов-
© Калинина Л. Н., Леонова Е. В., 2018
Калинина Лариса Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерно-педагогических технологий Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Леонова Елена Владимировна - кандидат технических наук, доцент кафедры инженерно-педагогических технологий Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.12.2018
ке персонала для данной сферы деятельности. Удовлетворение потребности производства в кадрах возможно при условии активного взаимодействия образования и производства.
Исследования показали, что на 2018 г. в городах Чебоксары и Новочебоксарск насчитывается более 240 швейных предприятий, которые имеют свои направления производства- трикотажных изделий (ООО «Швейная фабрика „Пике"», ООО «Марго»), женской одежды (ООО «ФИЛЕО», ООО «ФИЛЛ-1», ООО «Лавэлис», ООО «Га1лпс1а.»). мужских и подростковых сорочек (ЗАО «Элита»), мужских брюк (швейная фабрика «Яо8й81ау»), спецодежды: рабочей, медицинской, для сферы услуг, охранных структур, туризма и отдыха, утепленной (фабрика спецодежды «Вилан»), а также одежды, обуви и снаряжения для охоты, рыбалки и активного отдыха (ООО «ХСН»), сувенирной продукции, сценических и национальных костюмов, плоскостных изделий (скатерти, салфетки, полотенца) с чувашской вышивкой (ручной и машинной) (ООО «Фирма художественных промыслов „Паха тёрё"»), изделий из меха (швейная фабрика «Кёрёк») и др. (рис. 1).
45 40 35 30 25 20 15 10 5 О
-42А-
-1Л-
J-b-
трикотажное производство производство производство производство производство изготовление производство мужской детской женской и спецодежды женской швейных, одежды одежды мужской одежды трикотажных,
одежды кожаных и
меховых изделий
Рис. 1. Швейные предприятия по производству одежды городов Чебоксары и Новочебоксарск
Чувашской Республики
В ходе нашего исследования было выявлено, что большинство швейных предприятий оснащено современными системами автоматизированного проектирования (далее САПР) одежды известных фирм: «Grafis» и «Assyst» (Германия), «Gemini» (Румыния), «Comtense» (Россия), «Lectra» (Франция), «Investronika» (Испания), «Грация» (Украина). В основном это крупные и средние предприятия республики: ООО «Швейная фабрика „Пике"», группа компаний «KAYSAROW & OVAS», ЗАО «Элита», ООО «Фирма художественных промыслов „Паха тёрё"», ООО «Марго», ООО «ФИЛЕО», ООО «Лавэлис», ООО «FaLinda», ООО «ХСН».
На рисунке 2 представлено техническое оснащение швейных предприятий САПР одежды в Чувашской Республике (городов Чебоксары и Новочебоксарск).
- Общее количество предприятий
I Количество предприятий, использующих САПР одежды
Рис. 2. Техническое оснащение швейных предприятий системами автоматизированного проектирования (САПР) одежды в Чувашской Республике (городов Чебоксары и Новочебоксарск)
На сегодняшний день актуальной проблемой остается внедрение САПР одежды на малых швейных предприятиях как массового, так и индивидуального производства. Данная работа требует больших вложений, не только финансовых, но и интеллектуальных, поскольку необходимы специалисты, владеющие практическими навыками конструирования и моделирования одежды и вручную, и с использованием систем автоматизации проектирования.
Проанализировав состояние швейных предприятий Чувашской Республики, мы можем утверждать, что улучшение качества, увеличение ассортимента и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции как на общероссийском, так и на международном рынках зависят от конкретных производителей. Хорошие техническая база и кадровый состав играют важную роль в нормальной жизнедеятельности предприятий швейной промышленности.
Таким образом, современный уровень технического оснащения швейных предприятий Чувашской Республики требует эффективной подготовки кадров инженерных направлений. С 2007 г. на технолого-экономическом факультете ЧГПУ им И. Я Яковлева готовятся специалисты для швейных предприятий. Это единственный вуз в республике, обучающий студентов по таким направлениям подготовки бакалавров, как 29.03.01 Технология изделий легкой промышленности и 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности. Как и многие технические вузы, он работает по системе многоуровневого обучения «бакалавр - специалист - магистр», которая представляет собой совокупность основных образовательных программ различного уровня, длительности и назначения.
В таблице 1 представлена классификация ступеней/уровней обучения в инженерно-технических вузах [6].
Таблица 1
Классификация ступеней обучения студентов инженерно-технических вузов
Уровень Срок обучения Цель обучения
Бакалавр 4 года Массовый инженер, инженер-практик - «субъект, предназначенный для осуществления практической деятельности внутри производства» [61
Специалист 5 лет Универсальный инженер, который может работать как внутри производства, так и в отделах технологий (научно-исследовательских лабораториях/отделах)
Магистр 6 лет Элитный инженер, способный заниматься научными обоснованиями/исследованиями), - субъект, профессиональная деятельность которого относится к научно-педагогическим и научно-техническим разделам
Многоуровневая система высшего образования коснулась как структуры, так и содержания образования. По мнению М. В. Зосимова, А. Л. Галиновского и Е. В. Винокуровой, когда «технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить „узких" специалистов. Введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве будет больше соответствовать быстро меняющемуся рынку труда. <...> Преимущество многоступенчатой подготовки инженеров состоит в ее гибкости, возможности оперативно корректировать содержание образования» [2].
Одним из важнейших критериев качества и надежности деятельности вуза, конкурентоспособности на рынке образования и труда является его взаимодействие с работодателями.
В. Н. Люсев и А. В. Мишин отмечают, что «тесное взаимодействие образовательного процесса с производством дает возможность достаточно быстро адаптироваться к производственным условиям» [3].
М. С. Сюпова и Н. А. Бондаренко установили, что «развитие различных форм взаимодействия и сотрудничества учреждений высшего образования с предприятиями позволит модернизировать учебный процесс с учетом требований, предъявляемых рынком труда к специалистам, и тем самым повысить эффективность самого процесса образования» [8].
За последние годы расширилась практика взаимодействия высшего образования и производства. Т. О. Платонова предлагает классифицировать формы взаимодействия «вуз - предприятие» в соответствии с циклом управления [7]: целеполагание, планирование, реализация и оценка.
Рассмотрим на примере кафедры инженерно-педагогических технологий ЧГПУ им И. Я. Яковлева наиболее предпочтительные формы взаимодействия.
1. Совместная разработка и корректировка образовательных программ.
Сегодня обязательным условием образовательного процесса является участие работодателей в процессе формирования основных программ вузов. Совместная деятельность по их разработке позволяет конкретизировать требования к уровню сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускников, разработать учебные планы и программы практик с учетом требований рынка труда и возможностей вуза.
Кафедрой инженерно-педагогических технологий ЧГПУ им И. Я. Яковлева проведена совместная работа по корректировке основных образовательных программ, учебных планов, программ практик направлений подготовки бакалавров 29.03.01 Технология изделий легкой промышленности, профиль «Технология швейных изделий» и 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности, профиль «Конструирование швейных изделий» с представителями швейных предприятий г. Чебоксары: директором по производству ООО «Лавэлис», начальником швейного производства ООО «Марго», технологом-конструктором швейного производства ООО «Весна», дизайнером-консультантом ИП О. А. Решетовой.
Преподавателями кафедры совместно с представителями работодателя разработаны рабочие программы дисциплин «Спецкомпозиция», «Макетирование костюма», «Конструирование одежды из трикотажа», «Разработка коллекции моделей» и др., методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавров 29.03.01 Технология изделий легкой промышленности и т. д.
Членами кафедры ежегодно выпускаются печатные и электронные учебные, учебно-методические пособия по дисциплинам профилей подготовки бакалавров. В большинстве случаев данные издания рецензируют ведущие специалисты швейных предприятий Чувашской Республики.
2. Привлечение к преподаванию ведущих специалистов швейных предприятий Чувашской Республики.
Кафедра инженерно-педагогических технологий ЧГПУ им И. Я. Яковлева активно привлекает к учебному процессу преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных швейных организаций. Наиболее активными партнерами являются ООО «Лавэлис», ООО «Марго», ООО «Весна», ООО «ФИЛЕО», ООО «Фирма художественных промыслов „Паха тсрс"». ИП О. А. Решетова и др. Они проводят теоретические и практические занятия по профильным дисциплинам, руководят практиками, курсовыми и выпускными квалификационными (бакалаврскими) работами, принимают участие в заседаниях художественного совета кафедры, который консультирует и утверждает объект проектирования выпускной квалификационной работы обучающихся. Специалисты швейных предприятий привлекаются для работы в художественном совете на каждом этапе проектирования.
Отметим, что во ФГОС ВО определено, что «доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 10 процентов» [9], [10]. Общая доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа работодателей по кафедре инженерно-педагогических технологий ЧГПУ им И. Я. Яковлева составляет более 10 % по каждому направлению подготовки бакалавров.
Деятельность работодателей не ограничивается только учебной нагрузкой, представители швейных предприятий принимают активное участие в организации и проведении открытых лекций, мастер-классов, круглых столов, научно-практических конференций и др.
Мастер-класс - это одна из современных и наиболее востребованных форм демонстрации опыта профессиональной деятельности. Например, в рамках Дня открытых дверей на базе технолого-экономического факультета ЧГПУ им И. Я. Яковлева ежегодно проводятся мастер-классы с привлечением работодателей, такие как мастер-класс, проведенный технологом-конструктором швейного производства ООО «Весна» по теме «Макетирование асимметричных рельефов в женской одежде» (24 ноября 2018 г.).
Круглый стол - форма организации обмена мнениями по обсуждаемому вопросу. Проблемы швейного производства, обучения и подготовки специалистов для предприятий легкой промышленности Чувашской Республики неоднократно обсуждались в формате круглого стола. На подобном мероприятии рассматриваются итоги работы легкой промышленности республики, кадровые проблемы и перспективы развития отрасли, организуются выставки швейных изделий. В работе круглого стола принимают активное участие и руководители предприятий легкой промышленности, и представители учебных заведений. Именно с таких круглых столов началось сотрудничество кафедры инженер-
но-педагогических технологий университета с ведущим предприятием Чувашской Республики - ООО «Швейная фабрика „Пике"» (г. Новочебоксарск).
3. Организация ознакомительных экскурсий.
Данная форма необходима для знакомства обучающихся по направлениям подготовки бакалавров «Технология изделий легкой промышленности» и «Конструирование изделий легкой промышленности» со швейными предприятиями республики, выпускающими различный ассортимент одежды, со спецификой их работы разной направленности (массовое, серийное и индивидуальное производство) и будущей профессиональной деятельностью. Беседы с ведущими специалистами-швейниками позволяют повысить познавательную активность студентов и способствуют возникновению желания пройти практику (с последующим трудоустройством) именно на данном предприятии. Такие ознакомительные экскурсии содействовали сотрудничеству кафедры с ЗАО «Элита» (г. Новочебоксарск), «Яозйзку» и ООО «Ба1лпс1а» (г. Чебоксары).
4. Проведение практик на базе различных швейных предприятий.
Традиционным способом взаимодействия вузов и предприятий является практика.
Для направлений подготовки бакалавров 29.03.01 Технология изделий легкой промышленности и 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности предусмотрены учебная, производственная практики, в том числе и преддипломная. Учебная практика проводится в целях получения первичных умений и навыков в профессиональной и научно-исследовательской деятельности, а производственная - для приобретения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, преддипломная - для выполнения обязательной выпускной квалификационной работы [9], [10].
Во время практики обучающиеся знакомятся с реальным швейным производством, материально-технической базой, технологическими процессами, ассортиментом выпускаемой продукции, организацией и культурой труда, экономической деятельностью и нормативно-технической документацией конкретного предприятия. В ходе ее прохождения они получают навыки работы на специализированном оборудовании, изготавливают швейные изделия в условиях действующего предприятия, адаптируются к производственным условиям.
Данная форма работы «очень важна для студентов, так как помогает научиться работать в коллективе, правильно выстраивать алгоритм своих действий с соблюдением временных норм при выполнении определенных технологических операций, ... нести ответственность не только за себя, но и за коллектив, в котором ты создаешь конкретный продукт» [1].
Отметим, что во время прохождения практик руководители швейных предприятий имеют возможность выбора подходящего им специалиста. Ежегодно в рамках подобной формы взаимодействия выпускники кафедры трудоустраиваются, например, в ООО «ФИЛЕО», ООО «Марго», ООО «Эвкрата», ЗАО «Элита» (после прохождения преддипломной практики).
Таким образом, студент может сравнить условия труда на различных швейных предприятиях и выбрать для дальнейшего трудоустройства наиболее благоприятный вариант.
5. Формирование заказа на выпускные квалификационные работы по заявкам швейных предприятий.
Выпускная квалификационная работа (далее - ВКР) является важнейшим этапом реализации основной профессиональной образовательной программы по направлениям подготовки бакалавров. Она является полностью самостоятельной формой работы и охватывает все виды будущей профессиональной деятельности [4], [5]. ВКР направлений подготовки бакалавров относится к категории реальных, практико-ориентированных проектов. Результаты разработок имеют практическое значение: внедряются на швейных
предприятиях Чувашской Республики с предоставлением соответствующего документа («Акт о внедрении»).
Данная форма взаимодействия в последнее время широко практикуется на кафедре инженерно-педагогических технологий ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Интерес к ней проявили ООО «Марго», ООО «Швейная фабрика „Пике"», ООО «Острая Роза», швейная фабрика «КояЙйЬу» и др. Например, ООО «Марго» является производителем верхних изделий из трикотажного полотна для женщин и мужчин. В рамках преддипломной практики и выполнения ВКР бакалаврами, обучающимися на технолого-экономического факультете, здесь были разработаны и внедрены в производство экспериментальные модели женской одежды:
1) платье из комбинированных материалов: трикотаж и хлопок (выпуск 2018 г., направление подготовки 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности) (рис. 3);
Рис 3. Экспериментальная модель платья
2) трансформируемая джинсовая одежда, состоящая из платья и жакета (выпуск 2018 г., руководитель ВКР - представитель работодателя ООО «Марго», направление подготовки 29.03.05 Конструированис изделий легкой промышленности) (рис. 4).
Рис. 4. Экспериментальная модель трансформируемой одежды, состоящей из платья и жакета
ООО «Острая Роза» специализируется на производстве верхней женской одежды. В рамках преддипломной практики бакалавров здесь была разработана и внедрена в производство экспериментальная модель женского пальто из комбинированных тканей (драп и букле) (выпуск 2017 г., направление подготовки 29.03.01 Технология изделий легкой промышленности).
Швейная фабрика «Яовйв^у» известна в качестве производителя мужских брюк классического и молодежного стиля. В рамках преддипломной практики (выпуск 2017 г., направление подготовки 29.03.01 Технология изделий легкой промышленности) на фабрике был разработан и внедрен в производство мужской комплект, состоящий из жилета и брюк с отделкой из экокожи.
6. Привлечение работодателей к участию в работе государственной итоговой аттестации (далее - ГИА).
ГИА обучающихся проводится в форме открытой защиты выпускной квалификационной работы (завершающий этап подготовки бакалавров). Ежегодно кафедра инженерно-педагогических технологий ЧГПУ им. И. Я. Яковлева привлекает к участию в ней ведущих специалистов швейных предприятий Чувашской Республики - ООО «Фирма художественных промыслов „Паха тёрё"», ООО «Лавэлис», ООО «Марго», ООО «Весна», ООО «Швейная фабрика „Пике"» и др.
Представители работодателя отмечают высокий уровень подготовки выпускников вуза по направлениям подготовки бакалавров 29.03.01 Технология изделий легкой промышленности и 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности, рекомендуют лучших выпускников к поступлению в магистратуру.
Отметим, что кафедра инженерно-педагогических технологий ЧГПУ им. И. Я. Яковлева тесно сотрудничает с кафедрой конструирования одежды и обуви Казанского национального исследовательского технологического университета. В 2018 г. магистратуру данного вуза по направлению подготовки 29.04.05 Конструирование изделий легкой промышленности окончили с отличием два наших выпускника. На сегодняшний день в магистратуре по указанному направлению подготовки в Казанском национальном исследовательском технологическом университете и Российском государственном университете имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) (г. Москва) обучаются на бюджетной основе наши выпускники 2017 и 2018 гг.
Резюме. Таким образом, привлечение работодателей к образовательному процессу в вузах является одним из важных факторов качества высшего образования. В настоящее время высшие учебные заведения взаимодействуют с предприятиями в рамках разработки основных программ, организации учебной, производственной и преддипломной практик, формирования заказа на выпускные квалификационные работы, преподавания дисциплин профиля подготовки и работы государственной итоговой аттестации. «Формирование партнерского сотрудничества между системой высшего образования и сферой труда позволяет модернизировать учебный процесс с учетом требований, предъявляемых рынком труда к специалистам, и тем самым повысить эффективность как самого процесса образования, так и степень успешного трудоустройства выпускников вузов» [8].
Отметим, что необходимо продолжить работу по повышению эффективности взаимодействия высшего образования и швейного производства, рассмотреть и другие ее варианты (целевая подготовка кадров, организация на базе предприятий курсов повышения квалификации и стажировок преподавателей университета, профессиональная переподготовка и повышение квалификации работников, создание совместных учебно-научных центров, лабораторий, базовых кафедр, совместная разработка и реализация основных и дополнительных образовательных программ и др.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Веснова Н. С., Крысова В. А., Морилова Л. В., Микрюкова О. Н. Опыт взаимодействия факультета технологии и дизайна с субъектами рынка труда при подготовке специалистов легкой промышленности // Концепт.-2014.-№33.-С. 11-15.
2. Зосимов М. В., Галиновский А. Л., Винокурова Е. В. Роль многоуровневой системы инженерного образования в подготовке кадров для науки и промышленности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2014. - № 3, т. 20. - С. 103-106.
3. Люсев В. П., Мишин А. В. Современные формы взаимодействия образования и производства // Педагогическое образование и наука. -2012. - № 1.-С. 9-81.
4 .Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавров 29.03.01 Технология изделий легкой промышленности / сост. Г. Е. Семенова, И. А. Федорова, М. И. Васильева. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2018. - 44 с.
5. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавров 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности / сост. Л. Н. Андреева, Е. В. Леонова. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2018. - 41 с.
6. Пиралова О. Ф. Теоретические основы оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в условиях современного технического вуза [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://monographies.ru/en/book/view?id= 131.
7. Платонова Т. О. Взаимодействие вузов и предприятий: цикл управления // Высшее образование в России. - 2013. - № 4. - С. 141-143.
8. Сюпова М. С., Бондаренко Н. А. Основные формы взаимодействия вузов и предприятий // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. - 2014. - № 4, т. 5. - С. 111-116.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности (уровень бакалавриата) (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 1003) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71376694/.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 29.03.01 Технология изделий легкой промышленности (уровень бакалавриата) (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 1008) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71377454/.
UDC [378.016:687] (470.344)
L. N. Kalinina, E. V. Leonova
INTERACTION OF HIGHER EDUCATION AND PRODUCTION IN TRAINING OF SPECIALISTS FOR GARMENT MANUFACTURERS OF THE CHUVASH REPUBLIC
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article is devoted to the issues of interaction of higher education institutions and production in the course of training specialists for garment manufacturers of the Chuvash Republic.
© Kalinina L. N., Leonova E. V., 2018
Kalinina, Larisa Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Engineering and Pedagogical Technologies, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Leonova, Elena Vladimirovna - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Engineering and Pedagogical Technologies, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on December 08, 2018
The article presents the analysis of the garment manufacturers in Cheboksary and Novocheboksarsk and investigates their equipment. The authors pay special attention to the questions of training of «Technology of Products in Light Industry» bachelors and «Designing of Products of Light Industry» bachelors for the modern production. The work also provides some forms, results and examples of interaction of the department of Engineering and Pedagogical Technologies of I. Yakovlev State Pedagogical University and the garment manufacturers.
Keywords: higher education, bachelor, production, garment manufacturer, forms of interaction, personnel, representatives of the employer.
REFERENCES
1. Vesnova N. S., Krysova V. A., Morilova L. V., Mikryukova O. N. Opyt vzaimodejstviya fakul'teta tekhnologii i dizajna s sub"ektami rynka truda pri podgotovke specialistov legkoj promyshlennosti // Koncept. -2014. - № 33. - S. 11-15.
2. Zosimov M. V., Galinovskij A. L., Vinokurova E. V. Rol' mnogourovnevoj sistemy inzhenernogo ob-razovaniya v podgotovke kadrov dlya nauki i promyshlennosti // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo uni-versiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yuvenologiya. Sociokinetika. -2014.-№3,t. 20.-S. 103-106.
3. Lyusev V. iV., Mishin A. V. Sovremennye formy vzaimodejstviya obrazovaniya i proizvodstva // Peda-gogicheskoe obrazo vanie i nauka. -2012.-№ l.-S. 9-81.
4. Metodicheskie rekomendacii po vypolneniyu vypusknoj kvalifikacionnoj raboty po napravleniyu podgo-tovki bakalavrov 29.03.01 Tekhnologiya izdelij legkoj promyshlennosti / sost. G. E. Semenova, I. A. Fedorova, M. I. Vasil'eva. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2018. - 44 s.
5. Metodicheskie rekomendacii po vypolneniyu vypusknoj kvalifikacionnoj raboty po napravleniyu podgo-tovki bakalavrov 29.03.05 Konstruirovanie izdelij legkoj promyshlennosti / sost. L. N. Andreeva, E. V. Leonova. -Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2018. -41 s.
6. Piralova O. F. Teoreticheskie osnovy optimizacii obucheniya professional'nym disciplinam v usloviyah sovremennogo tekhnicheskogo vuza [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa https://monogra-phies.ru/en/book/view?id= 131.
7. Platonova T. O. Vzaimodejstvie vuzov i predpriyatij: cikl upravleniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. -2013.-№ 4.-S. 141-143.
8. Syupova M. S., Bondarenko N. A. Osnovnye formy vzaimodejstviya vuzov i predpriyatij // Uchenye za-metki Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 4, t. 5. - S. 111-116.
9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 29.03.05 Konstruirovanie izdelij legkoj promyshlennosti (uroven' bakalavriata) (utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 11 avgusta 2016 g. № 1003) [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71376694/.
10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 29.03.01 Tekhnologiya izdelij legkoj promyshlennosti (uroven' bakalavriata) (utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 11 avgusta 2016 g. № 1008) [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71377454/.