Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА'

ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
883
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Запорожан О.А.

В статье представлен опыт работы специалистов Муниципального бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр развития образования города Челябинска» в рамках реализации федерального инновационного проекта «Модуль «Многоуровневая система оценки качества образования» автоматизированной информационной системы «Сетевой город. Образование» как средство управления качеством образования. Основной особенностью при проектировании муниципальной системы оценки качества образовательных результатов является использование автоматизированной информационной системы для формирования аналитических отчетов по результатам муниципальных диагностических работ. Автоматизация оценочных и аналитических процедур позволяет оперативно принимать управленческие решения в целях повышения качества образовательных услуг на уровне учащегося, образовательной организации и муниципалитета в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Запорожан О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА»

УДК 371

ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

О.А. Запорожан

В статье представлен опыт работы специалистов Муниципального бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр развития образования города Челябинска» в рамках реализации федерального инновационного проекта «Модуль «Многоуровневая система оценки качества образования» автоматизированной информационной системы «Сетевой город. Образование» как средство управления качеством образования. Основной особенностью при проектировании муниципальной системы оценки качества образовательных результатов является использование автоматизированной информационной системы для формирования аналитических отчетов по результатам муниципальных диагностических работ. Автоматизация оценочных и аналитических процедур позволяет оперативно принимать управленческие решения в целях повышения качества образовательных услуг на уровне учащегося, образовательной организации и муниципалитета в целом.

Ключевые слова: оценка качества образования, муниципальная система оценки качества образования, управление качеством образования, инструментарий оценки качества образования, автоматизированные информационные системы.

Проблема принятия управленческих решений является одной из ключевых в современной теории и практике управления. Вопросы оценки эффективности управленческих решений актуальных для предприятий и организаций любого вида и типа, в том числе для образовательных учреждений.

Под управленческим решением понимается информация, которую получают и реализуют исполнители, выраженная в определенной коммуникативной форме и выработанная лицом, принимающим решение, в процессе выбора целей, способов их достижения и анализа всех

имеющихся видов ресурсов и вариантов выбора

[4].

Различные подходы к определению понятия эффективности управленческих решений, эффективности управления, управленческого труда, управления образованием, а также анализ методических аспектов оценки эффективности применительно к перечисленным объектам изложены в работах Г. П. Соляника, В. А. Балабана, А. И. Абалкина, И. Е. Рисина, В. И. Олигина-Нестерова, А. М. Омарова, А. П. Алексеева, В. М. Пигалова, А. И. Ковалева, В. Д. Рудашев-ского, Р. Г. Мирзоева, А. В. Тихомировой, Н. Г. Чумаченко, Г. Г. Азгальдова, Н. В. Амбросова, Н. А. Аминова, С. А. Беланов-ского и других [4].

Очевидно, что успех любой организации во многом зависит от качества принимаемых решений, так как эффективный анализ управленческих решений позволит в будущем учесть существующие ошибки, а также усовершенствовать структуру управления для достижения наиболее оптимального результата деятельности предприятия. Образовательная организация, как и любое иное предприятие, требует грамотного и качественного управления, и именно поэтому важно изучить, насколько эффективно осуществляется ее руководство, как производится поиск оптимальной модели управления, способствующей решению конкретных управленческих задач.

Многим менеджерам известен девиз Анри Файоля, основателя так называемой классической административной школы управления: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать, то есть строить двойной - материальный и социальный - организм предприятия; распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать; координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать, то есть заботиться о том,

чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям» [2, с. 5].Эти слова одного из основоположников научного менеджмента формулируют основные функции управления, каждая из которых связана с принятием решений. Файоль выделяет 5 функций или типов задач менеджера, дающих основу для анализа работы современного управляющего:

1. Планирование. Постановка целей, поиск путей их достижения и определение направлений, в которых должно продвигаться предприятие.

2. Организация. Конструирование и создание структуры, соответствующей целям и средствам, намеченным в ходе планирования.

3. Командование. Оперативное руководство исполнителями спланированных мероприятий.

4. Координация. Согласование и упорядочение деятельности подразделений и представителей организации, направленное на достижение наибольшей общей эффективности.

5. Контроль. Оценка эффективности в соответствии с разработанной ранее системой правил [2].

В образовательной системе управленческое решение связано с целями повышения качества предоставляемых образовательных услуг потребителям: обучающимся и родителям (законным представителям) обучающихся. Управление образовательными организациями на уровне муниципалитета, в первую очередь, предполагает решение вопроса о достижении высокого уровня качества освоения обучающимися образовательных программ. Для достижения данной цели при выполнении всех функций современного управляющего, выделенных Анри Файолем, необходимо выполнение следующих задач:

1) Быстрый сбор необходимой информации для принятия управленческих решений.

2) Способность принять решение в сжатые сроки на основе анализа первичных данных.

3) Оперативность доведения информации до исполнителей.

4) Обеспечение четкого выполнения решений на местах.

5) Осуществление комплексного контроля выполнения решений.

6) Высокий уровень технической оснащенности школ.

7) Высокое качество оказываемых образовательных услуг [3].

Наиболее проблемной для выполнения можно выделить задачу оперативного сбора объективных данных об уровне подготовки обучающихся. Как правило, эти данные формируются на уровне муниципалитета только при проведении государственной итоговой аттестации. По ее итогам специалисты Комитета по делам образования города Челябинска получают объективные данные о качестве освоения выпускниками школ основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Однако в период формирования муниципальной системы оценки качества образования стала актуальной проблема оценки образовательных достижений обучающихся на уровне всех параллелей в целях обеспечения условий повышения качества образования: методических, кадровых, материально-технических и прочих.

Для решения данной задачи в 2016 году специалисты МБУ ДПО «Центр развития образования города Челябинска» (далее - Центр развития образования) разработали инициативный инновационный проект о внедрении модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» автоматизированной информационной системы «Сетевой город. Образование» (далее - модуль МСОКО АИС СГО) в систему муниципальной оценки качества образования. С 2018 года Центр развития образования стал федеральной инновационной площадкой по реализации проекта «Модуль МСОКО АИС СГО как средство управления качеством образования» на муниципальном уровне на период до 2023 года [1].

Основная цель реализации проекта -информационно-аналитическое и методическое обеспечение управления качеством образования системы общего образования в условиях внедрения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов на основе информатизации процедур оценки качества образовательных результатов.

Основной задачей проекта является внедрение новых информационных технологий в систему

оценки качества образования на всех уровнях муниципальной образовательной системы в целях прогнозирования, планирования и организации управления качеством образования.

В рамках реализации проекта в Челябинском городском округе на уровне муниципалитета разработан и апробирован механизм оценки качества образовательных результатов обучающихся на основе технических возможностей модуля МСОКО АИС СГО. Использование ресурсов модуля МСОКО способствовало повышению объективности оценивания образовательных результатов обучающихся, изменению характера внутренней системы оценки качества образования с тенденцией к повышению роли мониторинга внешней оценки качества, обеспечению принципов прозрачности и открытости оценочных процедур.

Получение данных мониторинговых исследований на основе модуля МСОКО АИС СГО распределяется по системе уровней:

индивидуальный - накопление и анализ результатов по каждому учащемуся в течение всего периода обучения, обеспечение индивидуализации образования, выявление способностей и предрасположенности каждого учащегося к определенный дисциплинам;

на уровне класса - предоставление информации, необходимой учителям для практической деятельности (корректировка программ, выбор технологий обучения, создание индивидуального образовательного маршрута);

на уровне образовательной организации -информация по различным предметам и классам для анализа работы учителей и получения квалиметрических данных, необходимых для принятия результативных управленческих решений в целях повышения качества образовательных услуг, совершенствования технологий обучения, определения направления повышения квалификации педагогических работников;

на муниципальном уровне - информация для органов управления образованием по отдельным образовательным организациям, по группам образовательных организаций для комплексного анализа состояния качества образования, оценки эффективности работы образовательных органи-

заций и принятия результативных управленческих решений в целях повышения качества образовательных услуг, а также распределения оборудования, кадровых и материальных ресурсов и т.д.

Алгоритм действий специалистов Комитета по делам образования города Челябинска в целях принятия эффективных управленческих решений в муниципальной образовательной системе можно представить следующим образом:

1. Издание приказа, утверждающего Регламент проведения муниципальных диагностических исследований качества образования на учебный год.

2. Издание в соответствии с Регламентом приказа о создании рабочей группы по разработке контрольно-измерительных материалов для проведения муниципальной диагностической работы по учебному предмету в определенных классах (например, математика, 6 класс).

3. Издание приказа об организации и проведении муниципальной диагностической работы по математике в 6-х классах.

4. Организация и проведение муниципальной диагностической работы по математике в 6-х классах в общеобразовательных организациях города Челябинска, внесение результатов работы в электронный протокол АИС «Сетевой город. Образование».

5. Формирование муниципального отчета с результатами диагностической работы всех обучающихся всех общеобразовательных организаций города Челябинска в едином отчете, формируемом в модуле МСОКО АИС СГО.

6. Подготовка аналитической справки на основе отчета модуля МСОКО АИС СГО по результатам выполнения муниципальной диагностической работы с указанием проблемных тем и общеобразовательных организаций, показавших менее качественные результаты.

7. Издание приказа с утверждением аналитической справки и доведение его до руководителей общеобразовательных организаций с размещением на сайте Центра развития образования.

8. Проведение инструктивно-методического совещания городского методического объединения в целях анализа результатов муниципальной

диагностической работы для выявления и оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям с низкими образовательными результатами.

9. Организация управленческой и методической работы на уровне общеобразовательных организаций по результатам проведения муниципальной диагностической работы.

Принятие управленческих решений представляет собой основной инструмент управляющего воздействия, ведь именно в разработке решений, их принятии, реализации и контроле заключается деятельность всего аппарата управления. Оценка эффективности управленческих решений играет важную роль в деятельности всей организации в целом. При этом результативность управленческого решения зависит не только от его абсолютной правильности, но и от того, насколько оно реализовано последовательно и в срок. Следовательно, эффективность управленческого решения зависит как от качества самого решения, так и от своевременности его осуществления. Поэтому для решения проблемы оперативности получения информации и был внедрен модуль МСОКО АИС СГО. Так, процесс проведения муниципальной диагностической работы во всех 118 общеобразовательных организациях города Челябинска и проверки результатов обучающихся занимает от 5 до 7 дней, а сам отчет об уровне подготовки в разрезе каждой общеобразовательной организации формируется в модуле МСОКО в течение 20 минут при минимальных искажениях. Сведения о качестве обучения поступают в муниципальный орган управления в сжатые сроки, что способствует оперативной разработке управленческих решений, направленных на повышение качества образования.

Таким образом, проектирование муниципальной системы оценки качества образования на основе модуля МСОКО АИС СГО позволяет своевременно получать результаты диагностики уровня подготовки обучающихся, контролировать объективность сведений, проводить анализ результатов деятельности образовательной организации с целью выявления положительной и отрицательной динамики, определения проблем и путей их решения, принимать эффективные управленческие решения, направленные на

повышение качества образования по всей вертикали муниципальной образовательной системы, а также делать образовательный процесс прозрачным и открытым для всех участников образовательных отношений.

Список литературы

1. Сборник практико-ориентированных материалов по реализации федерального инновационного проекта «Модуль МСОКО АИС СГО как средство управления качеством образования» : Из опыта работы опорных площадок МБУ ДПО ЦРО в рамках реализации федерального инновационного проекта (2019 г.). - Челябинск : МБУ ДПО ЦРО, 2019. - 164 с.

2. Файоль А. Общее и промышленное управление : монография / А. Файоль. - Москва : Контроллинг,1992. - 112 с.- (Библиотека журнала "Контроллинг") (Серия Классики менеджмента ; вып. 3). - ISBN 5-86005-013-5.

3. Филюнина Е.Н. Информационно-коммуникационные технологии как средство обеспечение эффективности принятия управленческих решений / Е.Н. Филюнина // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2018. - N° 7. - С. 57-62.

4. Чечель И.Д. Управленческая проблема как объект анализа эксперта-консультанта по вопросам развития образования / И Д. Чечель, Г.В. Потемкина //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) - 2014. - №6 (38). - URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/6201423 (дата обращения: 16.06.2020). - DOI: https://doi.org/ 10.12731/2218-7405-2014-6-23.

References

1. Sbornik praktiko-orientirovannykh materialov po realizatsii federal'nogo innovatsionnogo proekta «Modul' MSOKO AIS SGO kak sredstvo upravleniya kachestvom obrazovaniya» : Iz opyta raboty opornykh ploshchadok MBU DPO TsRO v ramkakh realizatsii federal'nogo innovatsionnogo proekE (2019 g.). - Chelyabinsk : MBU DPO TsRO, 2019. - 164 s.

2. Fayol' A. Obshchee i promyshlennoe upravlenie : monografiya / A. Fayol'. - Moskva :

Kontrolling,1992. - 112 s. - (Biblioteka zhurnala "Kontrolling") (Seriya Klassiki menedzhmenta ; vyp. 3). - ISBN 5-86005-013-5.

3. Filyunina E.N. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii kak sredstvo obespechenie effektivnosti prinyatiya upravlencheskikh resheniy / E.N. Filyunina // Upravlenie kachestvom obrazovaniya: teoriya i praktika effektivnogo administrirovaniya. - 2018. -№ 7. - S. 57-62.

4. Chechel' I.D. Upravlencheskaya problema kak ob"ekt analiza eksperta-konsul'tanta po voprosam razvitiya obrazovaniya / I D. Chechel', G.V. Potemkina // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal) - 2014. - № 6 (38). - URL: http://journal-

s.org/index.php/sisp/article/view/6201423 (data obrashcheniya: 16.06.2020). - DOI: https://doi.org/ 10.12731/2218-7405-2014-6-23.

Сведения об авторе

Запорожан Оксана Александровна - методист отдела оценки качества образования МБУ ДПО «Центр развития образования города Челябинска», г. Челябинск

Information about author

Zaporozhan O.A. - Methodologist of the Department of Education Quality Assessment of Municipal Budget Institution of Additional Professional Education «Centre for Education Development of Chelyabinsk City», Chelyabinsk

УДК 371.136

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Л.А. Лялина

Практика аттестации педагогов школы через информационную систему «Аттестация педагогических работников» (ИС АПР). Опыт практической реализации новой технологии аттестации педагогов, анализ предложенных параметров профессиональной деятельности, по которым оценивается профессиональный уровень педагога. Положительная оценка, перспективы для педагогов.

Ключевые слова: информационная система «Аттестация педагогических работников», аттестация, компетентность, грамотность.

С 2014 года, в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определен порядок прохождения аттестации педагогическими работниками (приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. N 276). С 2016 года, в качестве регионального инструмента управления качеством кадровых условий образования, предложена

информационная система «Аттестация педагогических работников». С 2018 года ИС АПР введена в промышленную эксплуатацию [3]. Внедрение электронной системы происходило постепенно, руководящих и педагогических работников образовательных учреждений обучали работе в информационной системе. Теоретически перспектива пользования таким электронным ресурсом представлялась несколько туманной.

С 2018 - 2019 учебного года наше образовательное учреждение МАОУ «МСОШ № 16» использует электронную систему аттестации педагогических работников. Рассмотрим практическую процедуру оформления аттестационных материалов.

Программа содержит десять основных параметров, которые отражают профессиональные достижения педагога. Обязательно указывается работа в методическом объединении учителей: школьном или муниципальном; это организация участия школьников в общешкольных мероприятиях, взаимообучение педагогов одного предмета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.