Научная статья на тему 'Автоматизация оценочных мероприятий для принятия эффективных управленческих решений по результатам внутренней системы оценки качества образования'

Автоматизация оценочных мероприятий для принятия эффективных управленческих решений по результатам внутренней системы оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вебер Елена Дмитриевна, Попова Ирина Александровна, Кузнецова Людмила Евгеньевна, Авдашкин Андрей Александрович

В представленной статье рассматриваются возможности модуля «Многоуровневой системы оценки качества образования» автоматизированной информационной си-стемы «Сетевой город. Образование» как механизма управления качеством работы образовательной организации в целом и разработки системы мероприятий по ликвидации проблемных зон в обучении на уровне от-дельного обучающегося, класса и образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вебер Елена Дмитриевна, Попова Ирина Александровна, Кузнецова Людмила Евгеньевна, Авдашкин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация оценочных мероприятий для принятия эффективных управленческих решений по результатам внутренней системы оценки качества образования»

УДК 371:004

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Д. Вебер, И.А. Попова, Л.Е. Кузнецова, А.А. Авдашкин, Ю.Б. Климова

В представленной статье рассматриваются возможности модуля «Многоуровневой системы оценки качества образования» автоматизированной информационной системы «Сетевой город. Образование» как механизма управления качеством работы образовательной организации в целом и разработки системы мероприятий по ликвидации проблемных зон в обучении на уровне отдельного обучающегося, класса и образовательной организации.

Ключевые слова: оценка качества образования, автоматизация оценочных процедур, управленческие решения, результаты внутренней системы оценки качества образования.

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации на современном этапе. В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования пересмотрены сложившиеся взгляды на результаты образования, и на всю систему их оценивания в целом.

Сегодня в школе востребовано развитие существующих и формирование новых практик оценки качества образования с использованием преимуществ различных автоматизированных систем. В представленной статье описаны возможности по управлению качеством образования, которые предоставляют использование модуля «Многоуровневой системы оценки качества образования» (далее - МСОКО) автоматизированной информационной системы «Сетевой город. Образование» (далее - АС СГО). Модуль МСОКО -это автоматизированная система сбора, хранения, анализа и передачи информации.

Сопоставимое качество образования в МАОУ «СОШ № 94 г. Челябинска» обеспе-

чивается посредством двух систем оценки качества: внешней и внутренней оценки качества образования, основным инструментом которой выступает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования, а также Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Внешнюю систему оценки качества составляют: государственная итоговая аттестация, лицензирование, государственная аккредитация, государственный контроль (надзор). В данном случае субъектом контроля выступает государство. Однако внешняя оценка носит периодический характер и не способна обеспечить постоянное наблюдение за состоянием качества образования и его коррекцией в МАОУ «СОШ № 94 г. Челябинска».

Внутренняя система оценки качества (самооценка педагогического сообщества МАОУ «СОШ № 94 г. Челябинска») рассматривается нами как наиболее прогрессивная форма саморегуляции. Коллективом школы в соответствии с региональной системой и моделью оценки качества общего образования сформулированы собственные цели и задачи, разработаны концепция, стратегия и методики системы оценки качества образования.

Так как процесс самооценки и самообследования имеет непрерывный характер в МАОУ «СОШ № 94 г. Челябинска», то значительная роль отведена использованию модуля МСОКО, результаты его основных оценочных мероприятий используются для принятия решений, обеспечивающих выработку разнообразных образовательных стратегий, направленных на обеспечение равных возможностей обучения всех обучающихся нашей школы. К таким стратегиям мы относим: выявление наименее подготовленных обучающихся в целях предоставления им

необходимой помощи, оказание

соответствующей ресурсной,

организационной, методической и

психологической поддержки неэффективно работающим учителям.

Какие возможности предоставляет АИС «Сетевой город. Образование»

педагогическому коллективу? На основе электронного ресурса автоматически формируются более 30 отчетов: сводные отчеты по педагогам, по контингенту, отчет об итогах учебного процесса, отчет об успеваемости и посещаемости обучающихся и др.

Применение АИС «Сетевой город. Образование» позволяет руководящим работникам школы осуществлять контроль своевременности и объективности

выставления оценок, количество и причину пропущенных обучающимися учебных занятий. Это в свою очередь ощутимо облегчает проведение работы с родителями по вопросу качества обучения. АИС «Сетевой город. Образование» позволяет автоматически анализировать результаты контрольных работ, полученные по их результатам показатели, а также разрыв между ними, что дает возможность формулировать прогноз качества образования обучающихся, прогнозировать

результаты выпускников на государственной итоговой аттестации, тем самым определять оптимальные планы индивидуальной работы с обучающимися.

Приводим примеры отчетов модуля МСОКО, которые мы использовали в 2016 -2017 учебном году для принятия управленческих решений, например, отчет «Прогноз повышения качества образования» по всей школе позволяет выявить обучающихся, которым необходимо организовать индивидуальную работу по тому или иному учебному предмету. Наше управленческое решение - организовать индивидуальную работу с обучающимися: разработать индивидуальную

образовательную программу, выделить часы в учебном расписании или во внеурочной деятельности, назначить тьютора.

Продолжительность индивидуальных занятий зависит от индивидуальных способностей ребенка. Таким образом, администрация школы решает вопрос об уменьшении количества обучающихся имеющих одну «3» или одну «2», как следствие этому решению-повышается качество образования. Пример отчета, формируемого модулем МСОКО, представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Отчет «Прогноз повышения качества образования»

Отчет «Классный контроль - динамика проблемных компонентов» позволяет нам: определить динамику качества образования в течение учебных периодов по классам, оценить перспективу развития классного коллектива, выявить проблемные классные коллективы, или даже параллель. Управленческое решение - принять решение о проведении: педагогического совета по теме «Повы-

шение качества образования в параллелях 6-х и 7-х классов» и психолого-педагогического консилиума по обеспечению подходов к обучающимся с оптимистической гипотезой относительно перспектив их дальнейшего развития и реализации программ работы с ними - по результатам обучения, воспитания. Этот пример отчета, формируемого модулем МСОКО, представлен на рисунке 2.

Мравление Планирование Обучение Расписание Журнал Отчеты Ресурсы МСОКО

Ц Многоуровневая система оценки качества образования (МСОКО)

отчеты по классам отчеты по школе мониторинг отчеты по учащимся 11рогноз О! з/ы 3 настроики для прогноза

d

Период: Отчет:

2 ЧЕТВЕРТЬ

6. Классный контроль - динамика

Сформировать

м KU 1 Д ► Ж а | Q. ► Н- й В

Классный контроль - динамика проблемных компонентов

2 ЧЕТВЕРТЬ 5-9 2016/2017 уч.год

1 ЧЕТВЕРТЬ 5-9 2 ЧЕТВЕРТЬ 5-9 |

№ Класс Кол-во проЕшемныя компонентов Позиция в рейтинге из 25 Кол-во про&лемны!( компонентов Позиция в рейтинге из 25

1 5-1 5 12 4 14

2 5а 3 7 2 3

3 56 9 22 6 19

4 5в 3 7 1

5 5г 10 23 7 22

В 6-1 5 12 2 3

7 6-2 1 2 2 3

В 6а 6 15 1В 25

9 66 3 7 4 14

10 6в 4 10 2 3

11 7-1 4 10 3 11

12 7-2 2 4 3 11

13 7а 6 15 6 19

14 76 6 20 О 23

15 7в 2 4 2 3

16 7г 5 12 2 3

17 0-1 2 4 3 11

16 0-2 1 1 2

14 Ra я 2П 5 17

Рис. 2. Отчет «Классный контроль - динамика проблемных компонентов»

Отчет «Прогноз результатов ОГЭ» позволяет нам: спрогнозировать результаты экзаменов на государственной итоговой аттестации по различным учебным предметам; выявить группу тех обучающихся, которые имеют пограничные положительно-отрицательные результаты. Управленческое реше-

ние - организация и проведение индивидуальных групповых занятий; проведение индивидуальной работы с обучающимися и их родителями по вопросам выбора учебных предметов на государственную итоговую аттестацию. Пример отчета, формируемого модулем МСОКО, представлен на рисунке 3.

Одним из основных достоинств модуля МСОКО системы АИС «Сетевой город», в полной мере проявляющихся на уровне образовательной организации, является возможность быстрой обработки информации и принятия управленческих решений как для администрации и классного руководителя, так и для учителя-предметника. Формирование автоматизированных отчётов избавляет педагогов от долгой и кропотливой работы и позволяет увидеть полную картину результатов учебной деятельности на определённый момент.

Таким образом, полученные с помощью модуля МСОКО автоматизированные отчеты, позволяют проводить проблемно-ориентированный анализ по различным блокам информации по школе (на индивидуальном уровне по ученикам и педагогам, по предметным областям, на уровне класса, на уровне школы), быстро планировать устранение недостатков в образовательной деятельности образовательной организации, контролировать достижение планируемых результатов, давать оценку положительным

или отрицательным изменениям показателей и принимать управленческие решения, тем самым предоставляются возможности по управлению качеством образования на различных уровнях, что способствует достижению нового качественного уровня работы всего педагогического коллектива МАОУ «СОШ № 94 г. Челябинска».

Список литературы

1. Дерябина, Е. А. Формирование модели оценки качества общего образования на основе автоматизированной системы «Сетевой город. Образование» [Электронный ресурс] -Режим доступа : http://www.ir-tech.ru/wp-con tent/uloads/2014/pdf/derebianina_ea_14.pdf (дата обращения: 09.10.2017).

2. Новая модель оценки качества образования [Текст] : [метод. пособие] / Н. Б. Фомина. - М. : Новый учеб., 2008. - 78 с.

3. Новая многоуровневая модель оценки качества образования. Опыт мониторинговых исследований [Текст] : [метод. пособие] / Н. Б. Фомина. - М. : Новый учеб., 2009. -

- 111с.

4. Формирование системы оценки качества образования с использованием возможностей автоматизированных систем: материалы международной научно - практической конференции (1-31 марта 2017 г.) [Текст] -Челябинск, МБУ ДПО УМЦ, 2017. - 160 с.

References

1. Derjabina, E. A. Formirovanie modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija na os-nove avtomatizirovannoj sistemy «Setevoj go-rod. Obrazovanie» [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa : http://www.ir-tech.ru/wp-content/uploads/2014/pdf/derebianina_ea_14. pdf (data obrashhenija: 09.10.2017).

2. Novaja model' ocenki kachestva obrazovanija [Tekst] : [metod. posobie] / N. B. Fom-ina. - M. : Novyj ucheb., 2008. - 78 s.

3. Novaja mnogourovnevaj a model' ocenki kachestva obrazovanija. Opyt monitoringovyh issledovanij [Tekst] : [metod. posobie] / N. B. Fomina. - M. : Novyj ucheb., 2009. - 111s.

4. Formirovanie sistemy ocenki kachestva obrazovanija s ispol'zovaniem vozmozhnostej avtomatizirovannyh sistem: materialy mezhdu-narodnoj nauchno - prakticheskoj konferencii (1-31 marta 2017 g.) [Tekst] - Cheljabinsk, MBU DPO UMC, 2017. - 160 s.

Сведения об авторах

Вебер Елена Дмитриевна - заместитель директора по учебной работе МАОУ «СОШ № 94 г. Челябинска», г. Челябинск

Попова Ирина Александровна - заместитель директора по учебной работе МАОУ «СОШ № 94 г. Челябинска», г. Челябинск

Кузнецова Людмила Евгеньевна -начальник лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оцен-

ки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Авдашкин Андрей Александрович -методист лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск оценки качества образовательных программ

Климова Юлия Борисовна - начальник лаборатории организационно-технического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Veber E.D. - Deputy Director of School for Academic Affairs, Secondary school # 94, Chelyabinsk

Popova I.A. - Deputy Director of School for Academic Affairs, Secondary school # 94, Chelyabinsk

Kuznetsova L.E. - Head of Laboratory for organizational and methodological support of the Department «Ensuring the assessment quality of educational programs», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Avdashkin A.A. - Methodist of Laboratory for organizational and methodological support of the Department «Ensuring the assessment quality of educational programs», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Klimova Ju.B. - Head of Laboratory for organizational and technical support of the Department «Ensuring the assessment quality of educational programs», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.