ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 371.69:004.3
РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Т.А. Ищенко, Н.С. Ильинова, Т.А. Орехова
Даётся характеристика информационной системы как процедуры оценки качества образования. Представлен опыт Магнитогорского городского округа по использованию данных, имеющихся в информационной системе, для оценки качества образовательных программ, условий их реализации и результатов освоения обучающимися образовательных программ.
Ключевые слова: региональная система оценки качества образования, информационная система, многоуровневая система оценки качества, электронный журнал, федеральный государственный образовательный стандарт.
В настоящее время проблема оценки качества образования одна из самых значимых в системе образовании Российской Федерации.
В Челябинской области создана региональная система оценки качества образования (далее РСОКО), обеспечивающая комплексный подход к оценке качества образовательных программ, условий их реализации и результатов освоения обучающимися образовательных программ.
С июня 2016 года в Челябинской области введена в штатную эксплуатацию автоматизированная информационная система «Образование Челябинской области», которая обрабатывает данные об образовательных организациях и о контингенте обучающихся.
С помощью информационной системы обучающиеся и их родители, общественный совет, совет родителей, сотрудники управлений и министерства образования получают актуальную, надежную и достоверную информацию о состоянии и развитии системы образования области, города, района, учреж-
дений на разных уровнях образования.
Механизмы оценки качества определяют внутреннее устройство РСОКО и требуют определённого порядка действий, т.е. процедур. Одной из них и является региональная информационная система «Образование Челябинской области», в состав которой входят автоматизированные информационные системы «Сетевой город. Образование» (далее АИС «СГО») и «Е-услуги. Образование» (далее АИС «Е-услуги»).
Итак, рассмотрим какие сведения, позволяющие провести оценку качества объектов РСОКО, содержатся в информационных системах, указанных выше.
Обе системы содержат данные о результатах внешней оценки качества образования (инвариантного уровня). Например, данные о лицензии и аккредитации.
Важное место в структуре системы оценки качества образования отводится анализу качества образовательных программ и созданных условий для их реализации. Провести такой анализ помогут следующие документы: образовательные программы, учебный план, рабочие программы или аннотации к ним, календарный учебный график.
Перечисленные выше документы есть на сайтах образовательных учреждений, но в АИС «СГО» они очень компактно находится в разделе «Публичные документы» и свободны для прямого доступа к ним сотрудникам министерства образования, управления образования, потребителям услуг.
Посещение информационной системы несравнимо с посещением сайтов учреждений. Приведём результаты мониторинга зарегистрированных входов родителей и обучающихся в модуль общеобразователь ных учреждений АИС «СГО» Магнитогорс кого городского округа за 2017 год - 7932302
входов, из них 48 % входов приходится на родителей обучающихся.
Субъекты системы оценки качества образования могут проанализировать:
- календарный учебный график, реальное расписание занятий (разделы «Планирование» и «Расписание»);
- реализуемые направления развития образования детей (раздел «Учебный план»).
С помощью отчёта «Учёт учебных часов учителя» специалисты Министерства образования и науки, управлений образований, управления надзора и контроля в сфере образования смогут получить достоверные и актуальные данные о выполнении рабочих программ учебных предметов, курсов.
Информационная система поможет провести анализ кадрового состава образовательного учреждения, его материально-технического обеспечения и финансово-хозяйственной деятельности. В виртуальных кабинетах дошкольных образовательных организациях отражаются важные сведения о площади групп, предельной и фактической наполняемости групп.
В АИС «СГО» содержится информация о подключении образовательных организаций к сети Интернет. Основные статистические данные для регионального мониторинга «Информационное общество» (обеспечения доступа образовательных организаций к сети Интернет) можно получить с помощью отчётов системы, не делая запросы в образовательные организации.
Каждая образовательная организация, соз-
давая внутришкольную систему оценки качества образования, должна сформировать комплекс механизмов, процедур и инструментов оценки по всем объектам качества образования. В части оценивания индивидуальных результатов освоения обучающимися образовательных программ в информационной системе существуют отчеты, как статистические («Качество основного и среднего образования», «Мониторинг успеваемости и качества знаний» и т.д.), так и аналитические, выявляющих причины изменения уровня освоения обучающимися образовательных программ («Результаты контрольных работ», «Анализ периода»).
В АИС «СГО» есть возможность подключить дополнительный модуль «Многоуровневая система оценки качества» (далее модуль МСОКО), который позволяет автоматизировать процесс оценки качества образования, начиная с оценки уровня освоения образовательных программ каждым учащимся и выявление пробелов в ее освоении до регионального уровня управления образованием с выявлением проблемных компонентов в деятельности педагога, общеобразовательной организации, муниципальной системы управления образованием и сформировать эффективные управленческие решения на каждом уровне. С использованием баз данных АИС «СГО» и модуля МСОКО формируется прогноз готовности обучающегося к ОГЭ/ЕГЭ, за основу берутся результаты обучения за два года: 8-9 класс или 10-11 класс (рисунок 1).
) Многоуровневая система оценки качества образования (МСОКО)
Хдвсс:
4а
физии *
1-Прогноз релулпт-вгрогят.
* Ей
« Ь "I м 1 □ ► И- &
г Прогноз результатов ОГЭ в £019/2016 уч. г. длд эл класса
Фнзиы
201И015^год |
1 чегЕарть 2 четверть Зчгперть 4 чбГМрТЬ 1 четверть 2 четверть 4 ч етеерть Итоговый средний
№ ФМучйЦЛГКЯ Прогнр) ср С»пп Прогноз Срб»пл Г|ХММ0Э ср.Сапп прогноз ер б»пл Прогноз србапл Прогноз ср.бмп Прогноз гр балл ПрОГнОЭ всроятый приОл. фал.
1 3.0 3.9 4,0 3,0 3,0 4.0 4,0 4,0 3,3 3,0 3,6 3 { 9-18 16 0
2 1.5 4.11 5.0 5.0 5,0 5,0 4.0 4,0 4,0 4.0 5,0 5.0 5,0 4,6 4 19-29 27 а
т / ни» м 3.0 3.0 3.0 3.0 го 3.0 3.5 3.0 4.5 4.0 3.7 3.0 1 3.4 3 9-18 15 а
4 Е 1 » М 3.0 3.0 3,0 3,0 3.0 3.0 3.0 3.0 1,5 2,0 3.0 3,0 1 2,9 3 0-18 13 0
5 1 КПП г.5 2.0 2.5 2.0 3.0 3.0 2.7 2.0 2,5 2.0 2.5 2.0 2.7 2,0 1 2,6 2 0« 7 0
т ] » м 2.5 2.0 2,3 2.0 2.5 3.0 1 2.5 2.0 3.0 3.0 | 2,6 2 (УЗ 6 0
7 Е 1 3.0 3.0 3,0 3 9-18 14 0
8 I V го 3.5 3.0 4,0 4.0 3.0 3.0 3.0 3.0 I 4.0 *,0 3.7 | 3.0 1 3.5 3 9-18 16 0
Рисунок 1. - Многоуровневая система оценки качества образования
Роль и место информационных систем в системе оценки качества образования
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткое требование к системе оценки достижения планируемых результатов - обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов. В модуле МСОКО основным критерием качества достижения индивидуальных учебных результатов обучающихся является различие полученных показателей качества освоения образовательной программы с прогнозируемыми (условно заданными) показателями.
Руководители всех общеобразовательных организаций города Магнитогорска с помощью фиксации в модуле МСОКО результатов школьных диагностических работ имеют возможность проанализировать уровень освоение обучающимися образовательных программ соотнося их с результатами всероссийских, региональных работ, осуществляя принцип согласованности внутренней и внешней оценки (рисунок 2), и принять эффективные управленческие решения для улучшения и совершенствования процессов образования.
Рисунок 2. - Протокол диагностической работы
Кроме того, модуль содержит большое количество различных отчетов по результатам освоения обучающимися образовательных программ как для каждой общеобразовательной организации, так и комплексные отчёты для муниципального органа управления образованием. Отчёты формируются на основе базы данных электронных журналов общеобразовательных организаций. Обязательным условием формирования достоверного отчета является наличие в электронном журнале отметок учащихся, выставленных за различные диагностические работы и учебные периоды (четверть, семестр, полугодие, год).
Важнейшим фактором, обеспечивающим успешность использования информационной системы как процедуры оценки качества образования, является своевременность и полнота ее заполнения. В этом случае
информация, полученная из сформированных отчетов АИС «СГО», является необходимой и достаточной для принятия эффективных управленческих решений на всех уровнях управления качеством образования.
Список литературы
1. Дмитриев, Д. А. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением [Текст] / Д. А. Дмитриев // Вектор науки ТГУ. - 2011. - №4 (7). - С. 87-90.
2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской от 28.07.2016 года № 01/2445 «О вводе в эксплуатацию автоматизированной информационной системы «Образование Челябинской области». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcokio.ru/files/upload/sgo/prikaz_01-
-2445_.pdf (дата обращения 07.04.2018).
3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.09.2017 года № 01/2866 «Об утверждении положения об автоматизированной информационной системе «Образование Челябинской области». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcokio.ru/files/documents/Polo genie_AIS_Obrazovanie_Chelyabinsk_region. pdf (дата обращения 07.04.2018).
4. Фомина, Н. Б. Формирование многоуровневой системы оценки качества образования (МСОКО): проблемы и перспективы. [Электронный ресурс] / Н. Б. Фомина, - Режим доступа: http://fsp.akipkro.ru/images/ FGOS/docs/presentasia_fomina.pdf (дата обращения 07.04.2018).
References
1. Dmitriev, D. A. Ispol'zovanie infor-matsionnyh tekhnologiy v upravlenii obra-zovatel'nym uchrezhdeniem [Tekst] / D. A. Dmitriev // Vektor nauki TGU. - 2011. - №4 (7). - S. 87-90.
2. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy ot 28.07.2016 goda № 01/2445 «O vvode v ekspluatatsiyu avtomatizirovannoy informatsionnoy sistemy «Obrazovanie Chelyabinskoy oblasti». [Elektronniy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/upload/sgo/pri-kaz_01-2445_.pdf (data obrashcheniya 07.04.2018).
3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 25.09.2017 goda № 01/2866 «Ob utverzhdenii polozheniya ob avtomatizirovannoy informatsionnoy sisteme «Obrazovanie Chelyabinskoy oblasti». [Elektronniy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/documents/Pologenie_ AIS _Obrazovanie_ Chelyabinsk_ region.pdf
(data obrashcheniya 07.04.2018)
4. Fomina, N. B. Formirovanie mnog-ourovnevoy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya (MSOKO): problemy i perspektivy. [Elektronniy resurs] / N. B. Fomina, - Rezhim dostupa: http://fsp.akipkro.ru/im-
ages/FGOS/docs/presentasia_fomina.pdf (data obrashcheniya 07.04.2018).
Сведения об авторах
Ищенко Татьяна Александровна - заместитель директора МУ ДПО «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Ильинова Наталья Сергеевна - старший методист МУ ДПО «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Орехова Тамара Анатольевна - начальник отдела обеспечения функционирования информационных систем ГДУ ДПО «Региональный цент оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Ishchenko T.A. - Deputy Director, The centre of training courses and informational and methodological work, Chelyabinsk region, Magnitogorsk
Ilyinova N.S. - Senior Methodist, The centre of training courses and informational and methodological work, Chelyabinsk region, Magnitogorsk
Orekhova T.A. - Head of the Department «Maintenance of the information systems», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk