Научная статья на тему 'Организация работы информационных систем как процедур муниципальной системы оценки качества'

Организация работы информационных систем как процедур муниципальной системы оценки качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЦЕДУРЫ И МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубаиров А.Ф., Орехова Т.А., Белякова Т.Б., Ильясова О.А., Ищенко Т.А.

В статье представлена характеристика информационных систем как постоянных и инвариантных процедур оценки качества в региональной системе образования. Рассматривается структура организационных механизмов (положение об автоматизированной информационной системе и циклограмма функционирования информационной системы) применения информационных систем для планирования и организации проведения процедур оценки качества общего образования в рамках муниципальных систем оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубаиров А.Ф., Орехова Т.А., Белякова Т.Б., Ильясова О.А., Ищенко Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация работы информационных систем как процедур муниципальной системы оценки качества»

УДК 37:004

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ КАК ПРОЦЕДУР МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

А.Ф. Зубаиров, Т.А. Орехова, Т.Б. Белякова, О.А. Ильясова, Т.А. Ищенко

В статье представлена характеристика информационных систем как постоянных и инвариантных процедур оценки качества в региональной системе образования. Рассматривается структура организационных механизмов (положение об автоматизированной информационной системе и циклограмма функционирования информационной системы) применения информационных систем для планирования и организации проведения процедур оценки качества общего образования в рамках муниципальных систем оценки качества образования.

Ключевые слова: муниципальная система оценки качества образования, процедуры и механизмы оценки качества образования, региональные информационные системы, организационные механизмы проведения оценочных процедур.

Одной из задач государственной программы «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №1642 [1], является создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.

В ходе осуществления образовательного процесса в образовательных организациях формируются и аккумулируются данные, которые должны быть использованы при проведении процедур оценки качества образования (информация о кадровых условиях реализации образовательных программ, успеваемости, посещаемости и т.д.). При этом в условиях формирования современной информационно-образовательной среды региона значительная доля информации, которая исследуется при проведении процедур оценки качества образования, на основе которой могут быть приняты управленческие

решения, направленные на повышение качества образования и его результатов, накапливается в информационных системах, применяемых в системе образования Челябинской области.

Массовое внедрение информационных систем (далее - ИС) в образовании на уровне образовательных организаций, муниципалитетов и региона в целом началось в связи с необходимостью оказания ряда муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде. На начальном этапе процесса оказания этих услуг в электронном виде в образовательных организациях установилась культура по обработке информации средствами ИС, был определен перечень информации, подлежащей внесению в ИС с целью оказания муниципальных услуг, а также перечень информации, вносимой в ИС по решению образовательной организации с целью автоматизации процессов управления образовательной организацией. Информация из ИС стала восприниматься как актуальная при принятии решений в процессе реализации образовательных программ. Таким образом, в период с 2013 года по настоящее время ИС в образовании стали неотъемлемым и традиционным инструментом управления в образовательных организациях. При этом, благодаря использованию ИС обеспечивается открытость и прозрачность образовательного процесса, а оценивание успеваемости осуществляется более объективно, что соответствует тем принципам, которым должна соответствовать современная система оценки качества образования.

В условиях формирующейся на уровне региона системы оценки качества образования (далее - РСОКО) муниципальные системы оценки качества образования должны стать компонентом РСОКО и «встраиваться» в единое оценочное пространство региона.

Структура, содержание, порядок осуществления процедур оценки качества образова-

ния определяются содержанием региональной модели оценки качества общего образования. В контексте данной модели анализ информации, представленной в ИС, является постоянной и инвариантной процедурой для муниципальных систем оценки качества образования (далее - МСОКО) в Челябинской области.

В соответствии с Концепцией региональной системы оценки качества образования Челябинской области используются следующие механизмы:

- оценка качества образовательных программ;

- оценка качества условий реализации образовательных программ;

- оценка качества результатов освоения обучающимися образовательных программ [2].

На данный момент в региональной системе образования развивается практика управления качеством образования через создание и обеспечение функционирования нескольких региональных информационных систем:

- автоматизированная информационная система «Образование Челябинской области» [3];

- автоматизированная информационная система «Аттестация педагогических работников» [4];

- автоматизированная информационная система «Управление качеством общего образования» [5];

- региональные мониторинговые системы (мониторинг состояния библиотек общеобразовательных организаций; мониторинг количества руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций, обученных по дополнительным профессиональным программам).

Информационные системы (АИС «Образование» и АИС «Аттестация») формируют автоматизированную информационно-образовательную систему региона, что позволяет выстроить систему индикативного управления, способствующего росту объективности принимаемых решений по повышению качества образования на уровне дошкольного, начального общего образовании, основного общего образования, среднего общего обра-

зования, дополнительного образования. АИС «Образование» и АИС «Аттестация», как постоянные и инвариантные процедуры МСОКО в Челябинской области, применены к механизмам оценки качества в части условий реализации образовательных программ, а АИС «Образование» является еще процедурой оценки качества планируемых результатов освоения образовательных программ. ИС позволяют получить широкий спектр показателей для оценки качества общего образования в муниципальной системе оценки качества образования. В связи с этим необходимо выстроить порядок организации и проведения описанных оценочных процедур с учетом того, что главную роль в подготовке информации, лежащей в основе данных процедур, играют непосредственно образовательные организации.

Несмотря на то, что каждая образовательная организация является самостоятельным юридическим лицом, муниципальный орган управления образованием может взять на себя функции сопровождения образовательных организаций по «встраиванию» ИС во внутренние системы оценки качества образования путем планирования, координации процесса, а в последствии - методического и организационного сопровождения деятельности по обеспечению функционирования ИС. Подобный подход позволит обеспечить внедрение в МСОКО процедур, использующих данные (требования к составу и актуальности которых установлены на уровне муниципалитета) из ИС образовательных организаций.

Основой формирования организационных механизмов проведения оценочных процедур могут стать муниципальные положения об информационной системе и циклограммы функционирования ИС. В этой связи межмуниципальной проектной группой разработаны модельные положения и циклограмма функционирования ИС.

Для положения об ИС предлагается следующая единая структура: законодательная основа, определяющая перечень нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми обеспечивается функционирование ИС; цель и задачи; функционирование; состав и вид

А.Ф. Зубаиров, Т.А. Орехова, Т.Б. Белякова, О.А. Ильясова, Т.А. Ищенко

информации, размещаемой в ИС; права и обязанности участников; порядок эксплуатации; заключительные положения.

В модельной циклограмме функционирования информационной системы предлагается выделять:

- мероприятия, выполняемые по установленному графику (мероприятия, для которых строго определены сроки выполнения нормативными и распорядительными документами). Например, процедура перехода на новый учебный год, заполнение форм статистической отчетности, настройки приемных кампаний;

- мероприятия, выполняемые в установленный срок (постоянные, текущие мероприятия). Например, информирование о реорганизации образовательной организации (регистрация, ликвидация).

Описанные модельные организационные механизмы применения ИС как постоянные процедуры могут являться ориентиром для планирования и организации проведения процедур оценки качества общего образования в рамках муниципальных систем оценки качества образования.

Наряду с этим в ходе внедрения и эксплуатации ИС в образовательных организациях дополнительно достигаются следующие цели:

- уменьшение трудозатрат, в том числе при проведении оценки качества образования: на уровне образовательной организации, на уровне муниципалитета;

- упорядочение и унификация процессов, происходящих в образовательной организации;

- выравнивание уровня подготовки работников образования в области информационно-коммуникационных технологий;

- укрепление информационно-технологической инфраструктуры и материальной базы образовательных организаций;

- обеспечение защиты информации согласно требованиям законодательства;

- повышение ответственности участников образовательного процесса и органов управления образованием.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от

26.12.2017 № 1642 (ред. от 04.10.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: КонсультантПлюс - Дата обращения: 19.10.2018.

2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 года №01/3525 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minobr74.eps74.ru/LegalActs/Show/640 6 - Дата обращения: 19.10.2018.

3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.09.2017 года №01/2866 «Об утверждении положения об автоматизированной информационной системе «Образование Челябинской области» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rcokio.ru/files/upload/sgo/ prikaz_01-2445_.pdf - Дата обращения: 19.10.2018.

4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.02.2018 года №01/314 «О вводе в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы «Аттестация педагогических работников» [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://rcokio.ru/files/upload/ attest/prikaz314.pdf - Дата обращения: 19.10.2018.

5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.02.2018 года №03/525 «О вводе в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы «Управление качеством общего образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rcokio.ru/files/documents/prikaz_moin_ 525vvode_v_pfomashlennuyu_expluataciyu_ai s_ukoo.pdf - Дата обращения: 19.10.2018.

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 №1642 (red. ot 04.10.2018) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» [EHlektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: Konsul'tantPlyus - Data obrashcheniya: 19.10.2018.

2. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016 goda №01/3525 «Ob utverzhdenii Kontseptsii regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti» [EHlektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://minobr74.eps74.ru/LegalActs/Show/64 06 - Data obrashcheniya: 19.10.2018.

3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 25.09.2017 goda №01/2866 «Ob utverzhdenii polozheniya ob avtomatizirovannoy informatsionnoy sisteme «Obrazovanie CHelyabinskoy oblasti» [EHlektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/upload/sgo/prikaz_01-2445_.pdf - Data obrashcheniya: 19.10.2018.

4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 05.02.2018 goda №01/314 «O vvode v promyshlennuyu ehkspluatatsiyu avtomatizirovannoy informatsionnoy sistemy «Attestatsiya pedagogicheskih rabotnikov» [EHlektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/upload/attest/prikaz314. pdf - Data obrashcheniya: 19.10.2018.

5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 28.02.2018 goda №03/525 «O vvode v promyshlennuyu ehkspluatatsiyu avtomatizirovannoy informatsionnoy sistemy «Upravlenie kachestvom obshchego obrazovaniya» [EHlektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/documents/prikaz_moin _525vvode_v_pfomashlennuyu_expluataciyu _ais_ukoo.pdf - Data obrashcheniya: 19.10.2018.

Сведения об авторах

Зубаиров Александр Фларитович -

начальник отдела информатизации Управ-ленж по делам образования администрации Кыштымского городского округа, г. Кыштым

Орехова Тамара Анатольевна - начальник отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Белякова Татьяна Борисовна - методист отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Ильясова Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела сопровождения аттестации педагогических работников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Ищенко Татьяна Александровна - заместитель директора МУ ДПО «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы», г. Магнитогорск

Information about authors Zubairov A.F. - Head of the Department of Informatization Department of Education of the Kyshtym City Administration, Chelyabinsk Region, Kyshtym

Orekhova T.A. - Head of the Department «Maintenance of the information systems», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Belyakova T.B. - Methodist of the Department «Maintenance of the information systems», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Ilyasova O.A. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department «Assistance of pedagogical workers certification», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Ischenko T.A. - Deputy Director, The centre of training courses and informational and methodological work, Chelyabinsk region, Magnitogorsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.