Научная статья на тему 'Практическое применение теоретических знаний об ОМЦ в тренировочном процессе тяжелоатлеток группы совершенствования спортивного мастерства'

Практическое применение теоретических знаний об ОМЦ в тренировочном процессе тяжелоатлеток группы совершенствования спортивного мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УЧЕТ ФАЗ ОМЦ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ТЯЖЕЛОАТЛЕТОК / ОВАРИАЛЬНО-МЕНСТРУАЛЬНЫЙ ЦИКЛ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПЛАНИРОВАНИЕ НАГРУЗОК В ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОК ОБ ОМЦ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терзи К.Г.

Работоспособность в различные фазы ОМЦ у женщин-спортсменок постоянно колеблется, и многие авторы дают рекомендации о рациональном распределении нагрузок в течение тренировочного процесса. Однако применяются ли на практике, в частности в тяжелой атлетике, те теоретические знания, которые были открыты учеными и как влияет ОМЦ на планирование тренировочных нагрузок тяжелоатлеток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терзи К.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практическое применение теоретических знаний об ОМЦ в тренировочном процессе тяжелоатлеток группы совершенствования спортивного мастерства»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

информации. Теоретический материал, подаваемый преподавателем, не воспринимается первокурсниками без опоры на базовые знания, а поэтому превращается в абстракцию, теряет свою креативную функцию.

Современный студент очень мало читает, в том числе специальной литературы, полагаясь, в основном на извлечение материала, в случае необходимости, из интернета. Между тем, по современным стандартам образования более 50% учебного времени переводится на режим самостоятельной работы [4, с. 5]. Подготовка студентов к лабораторным занятиям показывает низкий уровень навыков и умений в организации самостоятельной работы с источниками информации. Для активизации самостоятельной работы к каждому лабораторному занятию студенты готовят рефераты по теме занятия и делают доклады на 5-7 минут. Это приучает их работать со специальной литературой, анализировать её, выделять главное, освоить терминологию предмета, усвоить межпредметные связи, понять значимость дисциплины «Общая и неорганическая химия» для будущей профессиональной деятельности [1, с. 118; 2, с. 228].

Другой важной проблемой является отсутствие у студентов каких-либо практических навыков работы в химической лаборатории. Студенты не знают названия и назначения простейшей химической посуды и приборов, не умеют обращаться с химическими веществами, боятся брать в руки пробирки с реактивами. Студенты объясняют это тем, что в школе на уроках химии они в основном заучивали по учебнику материал, а затем пересказывали его. Учитывая специфику фармацевтического факультета, необходимо сформировать у первокурсников простейшие навыки обращения с реактивами, работы химической посудой, весами, умение фильтровать, нагревать, готовить растворы.

Большое значение мы придаем также формированию умения решать расчётные задачи, которые требуют применять теоретические знания для решения практических задач, использовать приёмы логического мышления. Опыт показал, что при выполнении контрольных работ у большинства первокурсников более высокие баллы за решение задач по расчётам концентраций растворов и термохимическим расчётам.

Выход из такой ситуации приводит к необходимости использовать новые формы, содержание и методы образования, внедрять инновационные педагогические технологии. Список использованной литературы:

1. Стальная М.И. Социальные аспекты организации работы студенческого научного кружка в вузе // Инновационная наука. № 3. - Уфа, 2015.

2. Стальная М.И. Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе // Международный научный журнал «Символ науки». № 5. - Уфа, 2015.

3. Стальная М.И., Стальная В.В. Анализ результатов тестирования студентов в области пагубного воздействия курительных смесей // Материалы международной научно-практической конференции «Здоровье как критерий потенциала человека». - Донецк, 2015.

4. Химия: учебное пособие по самостоятельному изучению дисциплины «Химия» студентами очной и заочной форм обучения. Майкоп: ИП Кучеренко В.О., 2015. - 120 с.

© Стальная М.И., 2016

УДК 7.092

К.Г. Терзи

к.п.н.,доцент

Московская государственная академия физической культуры

п. Малаховка, Российская Федерация

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ОБ ОМЦ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОК ГРУППЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Аннотация

Работоспособность в различные фазы ОМЦ у женщин-спортсменок постоянно колеблется, и многие

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

авторы дают рекомендации о рациональном распределении нагрузок в течение тренировочного процесса. Однако применяются ли на практике, в частности в тяжелой атлетике, те теоретические знания, которые были открыты учеными и как влияет ОМЦ на планирование тренировочных нагрузок тяжелоатлеток.

Ключевые слова

Учет фаз ОМЦ при планировании тренировочного процесса тяжелоатлеток.

Овариально-менструальный цикл и его влияние на планирование нагрузок в тяжелой атлетике.

Определение уровня знаний тяжелоатлеток об ОМЦ.

В настоящее время влияние овариально-менструального цикла (ОМЦ) на уровень работоспособности у женщин спортсменок изучено достаточно подробно. В научной литературе посвященной почти каждому виду спорта особое внимание уделяется методике тренировки женщин. В особенности методики тренировки женщин включены многие компоненты, такие как морфофункциональные особенности организма спортсменок, а так же колебания работоспособности в течение фаз ОМЦ. Например в работе Гурулева П.С. и Румянцевой Э.Р., очень подробно описаны все фазы ОМЦ, доступно объясняются все изменения которые происходят в организме женщин в течение каждой из фаз, а так же даются рекомендации по коррекции нагрузки для женщин-спортсменок в зависимости от того на какой фазе ОМЦ они находятся. Однако на практике тренеры и сами спортсменки не всегда используются теоретические знания предлагаемые учеными.

Целью исследования являлось выявление практического применения теоретических знаний об ОМЦ при планировании тренировочного процесса тяжелоатлеток.

Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи исследования:

1. Выявить уровень знаний об ОМЦ у девушек-спортсменок.

2. Выяснить учитываются ли колебания работоспособности в течение различных фаз ОМЦ при планировании тренировочного процесса спортсменок.

Для решения поставленных задач было решено провести опрос спортсменок, с целью определения влияния овариально-менструального цикла на работоспособность и тренировочную деятельность тяжелоатлеток. Опрос проводился по заранее составленной анкете. Последовательность задаваемых вопросов была подобрана таким образом, что бы первоначально определить предполагаемое влияние фаз ОМЦ на планирование тренировочного процесса, а затем определить уровень знаний опрашиваемых об ОМЦ.

Анкета для опроса спортсменок состояла из следующих вопросов:

1. Возраст (полных лет)

2. Каким видом спорта Вы занимаетесь?

3. Какова продолжительность Вашего ОМЦ?

4. Знаете ли Вы фазы овариально-менструального цикла?

5. Учитывается ли Ваш ОМЦ при планировании тренировочных программ?

6. Как меняется тренировочная нагрузка в течение различных фаз ОМЦ?

7. Замечаете ли Вы изменения в состоянии организма в зависимости от смены фазы ОМЦ?

8. Опишите самочувствие в менструальную фазу цикла?

9. Тренируетесь ли Вы в менструальную фазу?

10. Ощущаете ли вы подъем работоспособности и улучшение самочувствия в постменструальную и постовуляторную фазы?

11. Ощущаете ли Вы овуляторную фазу?

12. Опишите свое состояние в период овуляторной фазы.

13. Опишите свое состояние в течение предменструальной фазы.

14. По Вашим ощущениям, какова продолжительность менструальной фазы?

15. По Вашим ощущениям, какова продолжительность постменструальной фазы?

16. По Вашим ощущениям, какова продолжительность овуляторной фазы?

17. По Вашим ощущениям, какова продолжительность постовуляторной фазы?

18. По Вашим ощущениям, какова продолжительность предменструальной фазы?

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

Опрос проводился среди студенток МГАФК профиля подготовки: спортивная тренировка в тяжелой атлетике и спортсменок СДЮСШОР по тяжелой атлетике г. Люберцы. Все опрошенные были воспитанницами групп совершенствования спортивного мастерства в возрасте 16-18 лет. Всего было опрошено 30 спортсменок.

Обработка полученных ответов показала, что у 70% опрошенных продолжительность ОМЦ составила 28 дней, у остальных 30% спортсменок она составила от 24 до 32 дней.

Отвечая на 4 вопрос, 100% опрошенных не смогли перечислить все фазы ОМЦ и могли назвать только предменструальную и менструальную фазы.

Ответы на 5 вопрос распределились следующим образом, 26% спортсменок ответили, что при планировании тренировочного процесса ОМЦ принимается во внимание и 74% опрошенных отметили, что их ОМЦ не влияет на планирование тренировочной нагрузки.

На 6 вопрос 100% опрошенных ответили, что интенсивность тренировочной нагрузки может быть снижена, при увеличении ее объема и то по просьбе спортсменок.

100% опрошенных замечают изменения в состоянии организма в зависимости от смены фазы ОМЦ. Однако имея в виду только предменструальную и менструальную фазы ОМЦ.

56% опрошенных отметили, что чувствуют себя нормально в течение менструальной фазы ОМЦ, 44% спортсменок ощущают слабость и испытывают боли в области живота в первые дни начала фазы.

Ответы на 9 вопрос распределились следующим образом, 32% отпрошенных сказали, что всегда тренируются в течение менструальной фазы, 46% тренируются при нормальном самочувствии и 22% - не тренируются никогда.

78% опрошенных тяжелоатлеток не ощущают подъема работоспособности в постменструальную и поставуляторную фазы ОМЦ и 22% чувствуют рост работоспособности.

Отвечая на 11 вопрос, спортсменки не только не ощущали переход в овуляторную фазу (100%), но и не знали о ее существовании 86% опрошенных.

100% опрошенных описали свое состояние в течение овуляторной фазы как нормальное. Но после уточнения, ответы распределились следующим образом, 90% опрошенных чувствовали себя обычно и только 10% ощущали снижение работоспособности и ухудшение самочувствия примерно в середине периода между менструальными фазами.

28% опрошенных отметили, что чувствуют себя нормально в течение предменструальной фазы ОМЦ, 20% спортсменок ощущают недомогания и испытывают боли в области живота, поясницы и таза и 52% тяжелоатлеток испытывают незначительные боли в области живота и общее недомогание.

Продолжительность менструальной фазы у 72 % опрошенных составила 2-3 дня и 3-4 дня у оставшихся 28% тяжелоатлеток.

На 15,16 и 17 вопросы 100% опрошенных не смогли ответить.

У 66% опрошенных продолжительность предменструальной фазы составила 2 дня и у 34% тяжелоатлеток 1-3 дня.

Анализ ответов тяжелоатлеток показал, что знания об ОМЦ у девушек-тяжелоатлеток весьма поверхностные. Так, например, 100% опрошенных спортсменок не смогли перечислить все фазы ОМЦ и смогли назвать только предменструальную и менструальную фазы. Однако ответили (100%), что замечают изменения в своем организме в зависимости от смены фаз ОМЦ. При этом имея в виду только предменструальную и менструальные фазы ОМЦ. Отмечу, что эти две фазы были достаточно подробно описаны всеми участницами опроса. При этом об остальных фазах ОМЦ ответы были отрицательные (100%). Участницы опроса не только не смогли описать свое самочувствие в течение их периода и определить их продолжительность(100%), но и не знали об их существовании (86 и 100%).

Что касается планирования тренировочного процесса тяжелоатлеток, то оно проходит без учета колебаний работоспособности в течение ОМЦ по мнению 74% опрошенных. И только 26% спортсменок считают, что при планировании тренировочных нагрузок тренеры принимают во внимание ОМЦ, однако нагрузка может быть снижена по интенсивности и увеличена по объему при плохом самочувствии и просьбе

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

спортсменки.

Итак, проведенное исследование выявило отсутствие практического применения теоретических знаний о течении фаз ОМЦ при планировании тренировочного процесса тяжелоатлеток. Список использованной литературы:

1. Гурулев П.С. Женская тяжелая атлетика / П.С. Гурулев, Э.Р. Румянцева М.: Советский спорт., 2006. - 162 с.

2. Доскин В.А. Некоторые особенности работоспособности спортсменок в различные фазы менструального цикла / В.А. Доскин, Т.В. Козеева, Т.С. Лисицкая // Физиология человека.-1979. Т. 5, № 2. - С. 221-227.

3. Радзинский П.А. Физиологическое обоснование управления тренировочным процессом у женщин с учетом фаз менструального цикла / П.А. Радзинский, Л.Т. Шахлина, Т.Т. Степановы // Теория и практика физической культуры. 1990. - № 6 - С. 47.

© Терзи К.Г., 2015

УДК 372.851

Тополя Лариса Сергеевна, студентка 3 курса, ИНПО Савченко Владимир Владимирович, студент 3 курса, ИНПО Научный руководитель: кпн, доцент, А.Г. Толмашов ХГУ им. Н.Ф. Катанова, Россия, Абакан Е-mail: vova_savchenko_1995@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧИСЛОВЫХ РЕБУСОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

В статье рассказывается об изучении числовых ребусов и их использований во внеурочной деятельности младших школьников.

Ключевые слова

Числовые ребусы, внеурочная деятельность.

Одной из форм организации свободного времени учащихся и составной частью учебно-воспитательного процесса в школе является внеурочная работа. Ее основными задачами признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в нее фантазии, элементов игры, оптимистические перспективы. На внеурочных занятиях дети узнают новое из областей: истории, литературы, родного языка, а так же математике. Во внеурочной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков.

Математические школы, факультативные занятия и кружки призваны углублять математические знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что потребность в специалистах - математиках сейчас очень велика, необходимо формировать соответствующий интерес еще в школе. Поэтому роль внеурочной работы заключается в:

1. Повышение интереса к изучению математики;

2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;

3. Воспитание высокой культуры математического мышления;

4. Развитие у младших школьников умений самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-

популярной литературой;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.