Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ'

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пясецкая Инна Шарифьяновна

Период пандемии коронавируса ускорил внедрение цифровых технологий в отрасли социальной сферы страны, исключением среди которых не стала и система образования. Учитывая опыт применения образовательными учреждениями обучения с применением дистанционных технологий, возрастающую потребность общества в непрерывном образовании и необходимости формирования у обучающихся ценностей и навыков использования ресурсов диджитал-сферы, развитие смешанного обучения в образовании становится все более актуальным. В данной статье рассмотрен опыт применения цифровых инструментов обучения как элементов смешанного обучения на примере кафедры сервиса и туризма Международного Института Дизайна и Сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пясецкая Инна Шарифьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICFL EXPERIENCES OF APPLYING MIXED LEARNING IN THE CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES AT HIGHER SCHOOL

The period of the coronavirus pandemic has accelerated the introduction of digital technologies in the country's social sector, among which the education system was no exception. Taking into account the experience of educational institutions using learning with the use of distance technologies, the growing need of society for lifelong education and the need to form students' values and skills in using the resources of the digital sphere, the development of blended learning in education is becoming more and more urgent. This article discusses the experience of using digital learning tools as elements of blended learning on the example of the Department of Service and Tourism of the International Institute of Design and Service.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ»

МИДиС: ИННОВАЦИОННЫМ ВЗГЛЯД

НА ОБРАЗОВАНИЕ

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-3-102-110

УДК 378 ББК 74.480.27

И.Ш. Пясецкая

(Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ

Период пандемии коронавируса ускорил внедрение цифровых технологий в отрасли социальной сферы страны, исключением среди которых не стала и система образования. Учитывая опыт применения образовательными учреждениями обучения с применением дистанционных технологий, возрастающую потребность общества в непрерывном образовании и необходимости формирования у обучающихся ценностей и навыков использования ресурсов диджитал-сферы, развитие смешанного обучения в образовании становится все более актуальным. В данной статье рассмотрен опыт применения цифровых инструментов обучения как элементов смешанного обучения на примере кафедры сервиса и туризма Международного Института Дизайна и Сервиса.

Ключевые слова: смешанное обучение, дистанционные образовательные технологии, гостиничное дело, цифровая экономика, онлайн-платформа.

I.Sh. Pyasetskaya

(International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia)

PRACTICFL EXPERIENCES OF APPLYING MIXED LEARNING IN THE CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES AT HIGHER SCHOOL

The period of the coronavirus pandemic has accelerated the introduction of digital technologies in the country's social sector, among which the education system was no exception. Taking into account the experience of educational institutions using learning with the use of distance technologies, the growing need of society for lifelong education and the need to form students' values and skills in using the resources of the digital sphere, the development of blended learning in education is becoming more and more urgent. к This article discusses the experience of using digital learning tools as elements of blended learning on the example of the Department of Service and Tourism of the International £ Institute of Design and Service.

Keywords: blended learning, distance learning technologies, hospitality, digital economy, online platform.

iz

На сегодняшний день все цивилизованное общество и сфера образования находятся на стыке тектонических изменений, происходящих под воздействием цифровой революции. С целью опережающего развития экономическая жизнь и социальная сфера страны должны быть готовы к новым вызовам глобальной цифровизации. По рекомендациям Министерства науки и образования РФ образовательные учреждения перешли на обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Дистанционные образовательные технологии -образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [5].

Особое внимание следует уделить подготовке кадров, владеющих ключевыми компетенциями цифровой экономики [11; 4]. В связи с бурным развитием цифровых технологий и возрастающими требованиями общества роль педагога в процессе формирования цифровых компетенций сложно переоценить [7]. Однако, вынужденная работа преподавателей в формате дистанционного обучения в рамках первой волны пандемии указала на некоторые недостатки.

Проведенный опрос среди преподавателей и обучающихся кафедры сервиса и туризма Международного Института Дизайна и Сервиса по итогам дистанционного формата обучения в ВУЗе позволил сделать следующие выводы:

1) среди трудностей, возникших у преподавателей в рамках использования дистанционных технологий обучения, отмечаются повышенная педагогическая нагрузка (57,1%), а также необходимость освоения новых цифровых технологий в короткие сроки (42,9%);

2) при проведении практических занятий в дистанционном формате около 85% педагогов использовали цифровую платформу «Zoom»,

при проведении лекций - преимущественно платформу «Webinar» (71,4%);

3) востребованность использования онлайн-платформ обучения профессорско-преподавательским составом до перехода на дистанционное обучение и после возвращения к традиционному аудиторному формату обучения осталась на том же уровне. Более 71,4% преподавателей продолжают использовать инструменты дистанционного обучения в преподавании профессиональных дисциплин и модулей;

4) освоение практических занятий в дистанционном режиме было сложным для 52% обучающихся, 40% - не испытали никаких трудностей при изучении дисциплин, 8% опрошенных затруднялись ответить. На рис.1 представлены причины основных проблем студентов при дистанционном формате обучения.

5) недостаточное общение с преподавателями, по словам студентов, сказывалось на качестве обучения с применением дистанционных технологий (58%). 52% респондента испытывали дефицит общения с однокурсниками.

Согласно диаграмме 40% студентов испытывали во время проведения дистанционного формата обучения проблемы с интернетом, 40% также указали трудности при работе с онлайн-платфор-мами (Webinar, Zoom), 16% обучающихся указали на невозможность онлайн-взаи-модействия с преподавателем в связи с отсутствием технических возможностей: отсутствием компьютера/ноутбука/наушников. 4% опрошенных ссылались на низкую степень самоорганизации при дистанционном формате обучения. Проведенный опрос преподавателей также указал на слабые технические возможности подключения обучающихся к он-лайн-платформам обучения (71,4%), а

ф т

Ю <й

ш

о ц

0

1

X ф

н X _0 I _0

Ф

ш

о

СО

го

ю

0 X _0

1 I

о

J

I I

ф го

I н

ф о

I *

а. к

ф

Ч Ф I

ш

X

к

s ш

н о

* ш

го о

а. ^

а ш

к

го ^

ф

о к

с

Рис. 1. Проблемы, возникшие в процессе дистанционного обучения

(по мнению студентов)

также отсутствие навыка самостоятельного подключения к онлайн-трансляции обучающихся (28,6%). Навыки компьютерной грамотности студентов преподаватели оценили преимущественно на

среднем (85,7%), а также высоком (14,3%) уровне.

Среди преимуществ дистанционного обучения обучающиеся назвали причины, указанные на рис. 2.

Рис. 2. Преимущества дистанционного обучения (по мнению студентов)

Таким образом, возможность выбрать студентам в опросе несколько вариантов ответов, позволила сделать вывод нам о том, что в качестве преимуществ дистанционного обучения опрошенные видят экономию денежных средств (60%) на проезд до образовательного учреждения туда-обратно, расходы на питание и другие расходы. 62% студента отмечают достоинством данного формата обучения

появившееся свободное время. 50% извлекают в период пандемии пользу для самообразования, 26% успевают совмещать работу с учебой в ВУЗе. Среди прочих преимуществ (8%) дистанционного обучения респонденты указали появившееся дополнительное время на сон, удобное посещение учебных занятий и возможность проводить больше времени дома. Таким образом, формат обучения с применени-

ем дистанционных технологии указал на преимущества и недостатки, требующие коррекции обучения с применением цифровых технологии.

Накопив определенный опыт и сделав выводы, образовательное сообщество сформировало стратегию по внедрению образовательного процесса и его наполнению в цифровое пространство. На сегодняшний день ведущими образовательными учреждениями страны разработаны Положения, Правила и Инструкции, позволяющие эффективно организовать взаимодействие субъектов образовательного процесса в цифровой среде, методически грамотно организовать деятельность преподавательского состава. Немаловажная роль отводится личности педагога и его уровню сформи-рованности цифровых информационно-коммуникативных компетенций, среди которых: профессиональное развитие, организация и управление образовательным процессом, а также использование технических информационно-коммуникационных средств. Л.Н. Дегтеренко и Е.Г. Бодрова указывают, что к «причина, по которым преподавателю важно уметь использовать цифровые инструменты и сервисы в своей профессиональной деятельности», могут быть отнесены: непосредственное «освоение дистанционных образовательных технологий, личностное самообразование, владение приемами совместной (групповой) деятельности, знание основ формирования контента» [2; 1].

Однако, как показали результаты нашего исследования, дистанционные образовательные технологии не всегда способны удовлетворить образовательные потребности обучающихся и решить профессиональные задачи педагогов. В связи с этим возникает необходимость их рационального сочетания с другими образовательными технологиями. Эту проблему, на наш взгляд, способно решить технология смешанного обучения.

Отсюда актуальность смешанного обучения в образовании сегодня на-

бирает обороты, так как современная жизнь человека каждый день балансирует между онлайн и оффлайн-реаль-ностями. По результатам исследования рынка компанией Childwise подростки активно принимают участие в виртуальной реальности: дети в возрасте от 15-16 лет 6,5 часов ежедневно поводят за гаджетом [8].

Смешанное обучение - обучение, сочетающие традиционные формы обучения аудиторного обучения и элементы электронного обучения. Данный вид обучения призван в сложившихся обстоятельствах синтезировать преимущества оффлайн и онлайн-обучения в образовательном учреждении. Среди принципов смешанного обучения ряд авторов (М.Г. Бондарев, А.С. Трач [3], Л.В. Николаева [6], О.Н. Толстобоков [9], Уэйкфилд Дж. [10], ) выделяют:

1) общедидактические принципы обучения;

2) принцип инклюзии и поддержки (развитие наставничества, кураторства);

3) принцип активного взаимодействия преподавателей и студентов (асихронное и синхронное взаимодействие);

4) принцип мотивации и другие.

Для формирования благоприятной

среды смешанного обучения необходимы организационные мероприятия со стороны руководства учреждения:

- создание социокультурной цифровой среды обучения (платформы электронного обучения: Moodle, Biglbluebutton, MS Teams, техническое сопровождение и оборудование лабораторий для проведения видео-семинаров, конференций и других онлайн-мероприятий);

- формирование кадрового потенциала (формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов, командная работа преподавателей, дизайнеров, проектировщиков образовательных онлайн-продуктов).

ф т

Ю <й

ш

о ц

0

1

X ф

н X _0 I _0

Ф

ш

о

СО

го

ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 X _0

1 I

о

J

I I

ф го

I н

ф о

I *

а. к

ф

ч

ф

I

ш

X

к

s ш

н О

* Ш

го о

а. ^

а ш

Отметим, что подготовка кадров среднего профессионального и высшего образования по специальностям и направлениям кафедры сервиса и туризма имеет практикоориентированный характер обучения. Период онлайн-об-учения указал на необходимость проектирования практических курсов учебных дисциплин с учетом новых педагогических технологий. Профессорско-преподавательский состав кафедры делает первые шаги по реализации смешанного обучения преподаваемых дисциплин.

В качестве примера смешанного обучения в табл. 1 приведем фрагмент смешанного обучения в рамках дисциплины «Организация и контроль текущей деятельности сотрудников службы приема и размещения». Цель учебной дисциплины - сформировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС специальности 43.02.14 «Гостиничное дело» в формате смешанного обучения. Онлайн-взаимодействие со студентами происходит преимущественно через корпоративный портал образовательного учреждения.

Таблица 1 - Фрагмент смешанного обучения МДК 01.01 "Организация текущей деятельности сотрудников службы приема и размещения".

Тема 6. Бронирование гостиничных услуг

к

го ^

ф

о к

с

Этап учебного занятия Место Методические материалы/ Цифровой инструмент / средство Решаемые педагогические задачи

Предварительный этап портал midis. info Файл.pdf Терминологический аппарат «Бронирование гостиничных услуг»; Ознакомление слушателей перед учебным занятием с понятийным аппаратом

кабинет службы приема и размещения Активная лекция, рабочая тетрадь студента Ознакомление обучающихся с типами бронирования, условиями гарантированного бронирования и аннуляции. Кассовые операции при совершении технологического цикла бронирования

Начальный этап портал midis. info Доска Miro Закрепление теоретического материала у обучающихся путем работы с виртуальной доской и коллективной работы с применением метода кластера для систематизации и обобщения теоретического материала по терминологическому аппарату

Реализация технологии обучения в сотрудничестве кабинет службы приема и размещения Стандарт обслуживания при бронировании индивидуального гостя Знакомство студентов с алгоритмом стандарта бронирования индивидуального гостя, а также составление на основании объективных критерием стандарта собственного текста/ скрипта общения с потребителем гостиничных услуг.

Этап учебного занятия Место Методические материалы/ Цифровой инструмент / средство Решаемые педагогические задачи

Первичная отработка практических умений бронирования за стойкой регистрации.

портал midis. info Элемент «Страница» -ссылка на обучающие ролики по теме «Бронирование» по компетенции «Администрирование отеля» Представленные ролики легки в восприятии, описывают ситуационные проблемы по обслуживанию гостя за стойкой регистрации и размещения в отеле. Видеосюжеты побуждают у обучающихся интерес по освоению компетенции «Администрирование отеля», так как ведущие роли исполняют чемпионы мира и тренеры Национальной сборной страны.

Этап закрепления навыков бронирования кабинет службы приема и размещения Критерии бронирования различных категорий потребителей Бронирование гостей через турфирму, через компанию за стойкой регистрации.

Заключительный этап портал midis. info Элемент "Тестирование" Тест направлен на проверку усвоенного материала по пройденной теме, формируется в Googledoсs по средствам формы «Тестирование». Затраты на проверку теста преподавателем минимальны, так как настройки формы позволяют сгенерировать результаты пройденного материала.

Завершающий этап портал midis.info Ссылка на видеоконференцию в Zoom на следующее занятие Организация и проведение видеоконференции на представленной платформе позволит сформировать у обучающихся умения бронирования индивидуального гостя. Преподаватель демонстрирует бронирование индивидуального гостя в тренинговом кабинете, после чего студенты работаю попарно в сессионных залах

m

<u т

Ю <й

О Ц

0

1

X ф

H X _û X

_0

ф

ш

о

СО

го а. ю

0 X -О

1 I

о

J

I I

Ф го

I H

ф о

il *

а. к

ф

а. ч ф

I

ш

X

к

s m

н о

* Ш

го о

а. ^

d m

Диджитализация влечет за собой все новые технологии обучения, которые активно будут использоваться в очном формате обучения. Обучающие игры, дополненная и виртуальная реальность, учебная аналитика и искусственный интеллект - все это предстоит внедрить кафедре сервиса и туризма в образовательный процесс.

Библиографический список:

1. Бодрова Е.Г. Современные тенденции в цифровом образовании // Перспективные направления взаимодействия бизнеса, образования и культуры: Материалы Всероссийской научно-исследовательской конференции, Челябинск, 30 ноября 2020 года. -Челябинск: ЧОУВО МИДиС, 2020. -С. 5-7.

2. Бодрова Е.Г., Дегтеренко Л.Н. Цифровые инструменты и сервисы в профессиональной деятельности современного педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 2(52). С. 48-56.

3. Бондарев М.Г., Трач А.С. Принципы смешанного обучения английскому языку для специальных целей // Известия ЮФУ Технические науки. -2013. - № 10 (147). С. 41-48.

4. Дегтеренко Л.Н., Старостина В.И., Куликова О.С. Цифровая компетентность современного педагога в условиях цифровизации образования // Непрерывное образование в контексте Будущего: Сборник научных статей по материалам IV Между народной научно-практической конференции, Москва, 21-22 апреля 2021 года. - Москва: Московский городской педагогический университет, Общество с ограниченной ответственностью «А-Приор», 2021. -С. 113-123.

5. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 / Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. -Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

6. Николаева Л.В. Управление самостоятельной работой студентов в условиях дистанционного обучения: дисс. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2013. - 2017 - Улан-Удэ, 2013. - 194 с.

7. Овсяницкая Л.Ю. Об опыте реализации опережающего образования для подготовки бакалавров цифрового общества // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2020. - Т. 12. - № 4(50). С. 62-68.

8. Петухов Е. Дети проводят за электронными устройствами в среднем 6,5 часов в сутки [Электронный ресурс] // iGuides.ru. - Режим до-сту па: http s://www. iguide s.ru/main/ gadgets/other_vendors/deti_provodyat_ za_elektronnymi_ustroystvami_v_ srednem_6_5_chasov_v_sutki/

9. Толстобоков О.Н. Современные методы и технологии дистанционного обучения: монография. - М.: Мир науки, 2020 [Электронный ресурс] // Мир науки. - Режим доступа: https:// izd-mn.com/PDF/37MNNPM20.pdf

10. Уэйкфилд Дж. Сколько времени дети проводят перед экраном [Электронный ресурс] // ВВС. - Режим доступа: https://www.bbc.com/ukrainian/ ukraine_in_russian/2015/03/150329_ ru_s_children_screens

11. Bates A.W. (Tony). Teaching in a Digital Age, 2016. - P 517 [Электронный ресурс] // Powered by Pressbooks. - Режим доступа: https://opentextbc.ca/ teachinginadigitalage/.

Поступила 22.09.2021

к

га ^

J

<u о к IZ

Об авторе:

Пясецкая Инна Шарифьяновна, заместитель директора Высшей школы сервиса и туризма, ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, bildchen@mail.ru

Об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пясецкая Инна Шарифьяновна, заместитель директора Высшей школы сервиса и туризма, ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, bildchen@mail.ru

Для цитирования: Пясецкая И.Ш. Практический опыт применения смешанного обучения в условиях внедрения дистанционных образовательных технологий в вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 3. С. 102-109. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-3-102-109

References:

1. Bodrova E.G. Modern tendencies in digital education. Perspektivnye napravleniya v tsifrovom vzaimodeistvii biznesa, obrazovaniya i kultury. Conference proceedings. -Chelyabinsk. - MIDIS, 2020. P. 5-7. [in Russian]

2. Bodrova E.G., Degterenko L.N. Digital tools and services in the professional realm of modern teacher // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. -Vol. 13. - No. 2. P. 48-56. [in Russian]

3. Bondarev M.G., Trach A.S. Principles of mixed education in English for special purposes // Izvestia SFedU. Technical sciences. - 2013. - No. 10 (147). P. 41-48. [in Russian]

4. Degterenko L.N., Starostina V.I., Kulikova O.S. Digital competence of the contemporary teacher in the conditions of education digitalization. Nepreryvnoe obrazoavnie v kontekste budushchego. Conference proceedings. - Moscow: Moscow City Pedagogical University, "A-Prior", 2021. - P. 113-123. [in Russian]

5. Law of the Russian Federation "On Education" of December 29, 2012 N 273 - FZ. Adopted by the State Duma on December 21, 2012, approved by the Federation Council on December 26, 2012 [Electronic resource] // Available at: http://www.consultant.ru / document / cons_ doc_LAW_140174. [in Russian]

6. Nikolaeva L.V. Management of students' independent work in the context of distance learning. Dis. ... kand.ped.nauk. - Ulan-Ude, 2013. - 194 p. [in Russian]

7. Ovsyanitskaya L.Yu. On the experience of realizing advanced education for training digital society bachelors // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. -Vol. 12. - No. 4. P. 62-68. [in Russian]

8. Petukhov E. Children spend on average 6.5 hours a day with electronic devices [Electronic resource] // iGuides.ru. - Available at: https://www.iguides.ru/main/gadgets/other_vendors/deti_ provodyat_za_elektronnymi_ustroystvami_v_srednem_6_5_chasov_v_sutki/ [in Russian] g

9. Tolstobokov O.N. Modern methods and technologies of distance learning. - M.: | | Mir nauki, 2020 [Electronic resource] // Available at: https://izdmn.com/PDF/ 37MNNPM20.pdf. [in Russian] ° §

10. Wakefield J. How much time children spend on screen [Electronic resource] // Available

о

0 s.

1 Ю

X

о

at: https://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2015/03/150329_ru_s_children_ § x

_D

О

screens. [in Russian]

11. Bates A.W. (Tony). Teaching in a Digital Age, 2016. - P 517 [Electronic resource] // Available | at: https://opentextbc.ca/teachinginadigitalage/. About the author:

Pyasetskaya Inna Sharifyanovna, Assistant director, Higher School of Service and Tourism, International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia, Candidate of js Pedagogy, bildchen@mail.ru

For citation: Pyasetskaya I.Sh. Practicfl experiences of applying mixed learning in g x

X X

<u ro

x I—

<u о

Ü *

а. к

<u

§t x m

<u

к

the conditions of distance education technologies at higher school // Contemporary Higher i m

о

Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 3. Р. 102-109. DOI: 10.7442/2071- g 5 9620-2021-13-3-102-109 i= «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.