Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАГИСТРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ'

ПРАКТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАГИСТРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
магистратура / производственная практика / учебная практика / профессиональная мобильность / педагогическое образование / student / university / practice / mobility / education / pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Идрисова О. И.

Статья посвящена вопросу формирования профессиональной мобильности обучающегося магистратуры в процессе прохождения практики. Рассмотрена проблема организации и проведения практики на уровне магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование». Цель статьи — наглядно представить процесс прохождения практики на уровне магистратуры, нацеленный на формирование профессиональной мобильности. Методология. В исследовании используются теоретические и эмпирические методы педагогического исследования. В качестве теоретических оснований, обеспечивающих эффективность формирования профессиональной мобильности обучающихся магистратуры в процессе прохождения практики, используются комплексный, личностно-деятельностный и компетентностный подходы. Результаты и научная новизна. Сформулировано рабочее определение понятия «профессиональная мобильность обучающегося магистратуры» и описаны его компоненты (когнитивный, мотивационный, деятельностный, рефлексивный). Описан потенциал практики в формировании профессиональной мобильности, а именно: большой временной период; высокая вариативность и индивидуализация программы практики; возможность целенаправленного изменения профессионального статуса обучающегося магистратуры. Для наглядного представления процесса формирования профессиональной мобильности в ходе прохождения практики в статье описано содержание программ практики на уровне магистратуры, которое, во-первых, соответствует требованиям образовательного стандарта, во-вторых, удовлетворяет потребность работодателей относительно актуальности знаний, умений и навыков современного педагогического работника и, в-третьих, учитывает характерные особенности и образовательные потребности обучающихся магистратуры. Практическая значимость. Разработанное содержание программ учебной и производственной практики может быть использовано образовательными организациями, осуществляющими подготовку обучающихся магистратуры по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», также представленный материал может быть адаптирован для других направлений подготовки обучающихся высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Идрисова О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL CONTEXT FOR FOSTERING THE PROFESSIONAL MOBILITY OF MASTER'S STUDENTS IN THE INTERNSHIP PROCESS

The article deals with the issue of formation of professional mobility of a master’s degree student during pedagogical practice. The issue is regarded with reference to subject area 44.04.01 Pedagogical Education. Aim. The aim of the study is to provide a theoretical description of the process of formation of professional mobility of the master’s degree student in the course of pedagogical practice. Methodology and research methods. The study employs the following theoretical and empirical methods of pedagogical research. As the theoretical foundations that ensure the effectiveness of the formation of professional mobility of master’s degree students in the course of practice, complex, personal-activity and competence approaches are used. Results and scientific novelty. The article provides definition to the notion “professional mobility of master’s degree student” and described its components (cognitive, motivational, activity-centered, reflexive). To demonstrate the process of formation of professional mobility during pedagogical practice in a more salient manner, the article presents components of practice. The article describes content of components, which, on the one hand, facilitate the fulfillment of the educational standard requirements and, on the other hand, improve the satisfaction of the demands of the education services customers. Practical significance. The practice content developed and implemented into the practice of the research base can be used by educational organizations that train master’s degree students in the direction 44.04.01 Pedagogical education and can also be adapted for other areas of training students of higher education.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАГИСТРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3. С. 165-178. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 3. P. 165-178.

Научная статья УДК 378.14.015.62

doi: 10.24412/2224-0772-2022-84-165-178.

ПРАКТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАГИСТРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

О. И. Идрисова

Оксана Игоревна Идрисова

Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, oxana.knyazeva@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования профессиональной мобильности обучающегося магистратуры в процессе прохождения практики. Рассмотрена проблема организации и проведения практики на уровне магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование».

Цель статьи — наглядно представить процесс прохождения практики на уровне магистратуры, нацеленный на формирование профессиональной мобильности.

Методология. В исследовании используются теоретические и эмпирические методы педагогического исследования. В качестве теоретических оснований, обеспечивающих эффективность формирования профессиональной мобильности обучающихся магистратуры в процессе прохождения практики, используются комплексный, личностно-деятель-ностный и компетентностный подходы.

Результаты и научная новизна. Сформулировано _

© Идрисова О. И., 2022

рабочее определение понятия «профессиональная мобильность обучающегося магистратуры» и описаны его компоненты (когнитивный, мотивационный, деятельностный, рефлексивный).

Описан потенциал практики в формировании профессиональной мобильности, а именно: большой временной период; высокая вариативность и индивидуализация программы практики; возможность целенаправленного изменения профессионального статуса обучающегося магистратуры.

Для наглядного представления процесса формирования профессиональной мобильности в ходе прохождения практики в статье описано содержание программ практики на уровне магистратуры, которое, во-первых, соответствует требованиям образовательного стандарта, во-вторых, удовлетворяет потребность работодателей относительно актуальности знаний, умений и навыков современного педагогического работника и, в-третьих, учитывает характерные особенности и образовательные потребности обучающихся магистратуры.

Практическая значимость. Разработанное содержание программ учебной и производственной практики может быть использовано образовательными организациями, осуществляющими подготовку обучающихся магистратуры по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», также представленный материал может быть адаптирован для других направлений подготовки обучающихся высшей школы.

Ключевые слова: магистратура, производственная практика, учебная практика, профессиональная мобильность, педагогическое образование

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-313-90029.

Для цитирования: Идрисова О. И. Практический контекст формирования профессиональной мобильности обучающихся магистратуры в процессе прохождения практики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3 (84). С. 165-178. doi: 10.24412/2224-0772-2022-84-165-178.

Original article

Practical Context for Fostering the Professional Mobility of Master's Students in the Internship Process

Oksana I. Idrisova

Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, oxana.knyazeva@mail.ru

Abstract. The article deals with the issue of formation of professional mobility of a master's degree student during pedagogical practice. The issue

is regarded with reference to subject area 44.04.01 Pedagogical Education.

Aim. The aim of the study is to provide a theoretical description of the process of formation of professional mobility of the master's degree student in the course of pedagogical practice.

Methodology and research methods. The study employs the following theoretical and empirical methods of pedagogical research. As the theoretical foundations that ensure the effectiveness of the formation of professional mobility of master's degree students in the course of practice, complex, personal-activity and competence approaches are used.

Results and scientific novelty. The article provides definition to the notion "professional mobility of master's degree student" and described its components (cognitive, motivational, activity-centered, reflexive).

To demonstrate the process of formation of professional mobility during pedagogical practice in a more salient manner, the article presents components of practice. The article describes content of components, which, on the one hand, facilitate the fulfillment of the educational standard requirements and, on the other hand, improve the satisfaction of the demands of the education services customers.

Practical significance. The practice content developed and implemented into the practice of the research base can be used by educational organizations that train master's degree students in the direction 44.04.01 Pedagogical education and can also be adapted for other areas of training students of higher education.

Keywords: student, university, practice, mobility, education, pedagogy

Acknowledgments. The study was funded by RFBR, project number 19-313-90029.

For citation: Idrisova O. I. Practical context for fostering the professional mobility of master's students in the internship process. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(3):165-178. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2224-0772-2022-84-165-178.

Введение

Содержание современного образования направлено как на достижение национальных целей, решение научно-образовательных и социокультурных задач, так и на подготовку профессиональных кадров, отвечающих требованиям системной трансформации современного общества в настоящем для работы в будущем. Учитывая, что современный мир принято называть VUCA-мир, по аббревиатуре его характеристик: нестабильность (Volatility), неопределенность (Uncertainty), сложность (Complexity), неясность, двусмысленность (Ambiguity), то ответить однозначно на вопрос, какой будет социально-профессиональная структура общества в будущем, с каждым годом становится все сложнее [15]. Социальные

институты в лице работодателей, общества и государства ставят перед системой высшего образования задачу подготовки особого типа личности. Это личность, у которой будут сформированы надпрофессиональные навыки (soft skills), необходимые для эффективного взаимодействия с участниками образовательных отношений в онлайн- и офлайн-среде, профессиональные навыки (hard skills), необходимые для успешной реализации профессиональной деятельности, будь то проведение уроков или организация внеурочной деятельности, а также навыки заботы о себе (self-skills), направленные на осознание своих потребностей, ощущений, осмысление своих интересов, рефлексию приобретенного опыта [7].

Интерес для нашего исследования представляет уровень высшего образования — магистратура, где реализуются образовательные программы по направлению подготовки «Педагогичное образование». Это обусловлено тем, что для современного российского общества магистратура — это центр консолидации способных, целеустремленных граждан, готовых к выстраиванию научной или управленческой карьеры в разных сферах профессиональной деятельности [13]. Согласно документу, регламентирующему процесс высшего образования в Российской Федерации,— федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО), к направлениям профессиональной деятельности выпускника, освоившего программу магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование», относится педагогическая, проектная, культурно-просветительская, методическая, организационно-управленческая, сопровождения, научно-исследовательская деятельность.

Обычно содержание магистерских программ в Российской Федерации нацелено на формирование компетенций по двум-трем направлениям профессиональной деятельности у обучающегося. Однако социальные институты и их представители акцентируют внимание на том, чтобы педагогический работник, имеющий квалификацию «магистр» мог одинаково хорошо осуществлять профессиональную деятельность по всем направлениям и в случае необходимости быстро осваивать новые профессиональные роли и функции [2]. Так, решить задачу подготовки особого типа личности, у которой сформированы «мягкие» навыки для успешной жизнедеятельности в современном мире и «твердые» навыки для востребованного осуществления производственной деятельности разной направленности, возможно, если сформировать у обучающегося

магистратуры определенное качество личности — профессиональную мобильность.

Быть одинаково готовым к качественному осуществлению профессиональной деятельности по всем направлениям, уметь быстро осваивать новые профессиональные роли и функции, пройдя специализированную подготовку только в рамках цикла учебных дисциплин, выпускнику магистратуры достаточно сложно. Так, исследованиями ученых (Л. В. Горюновой, Б. М. Игошева, Т. И. Мясниковой, Е. А. Никитиной и др.) доказано, что профессиональная мобильность формируется только в практической деятельности [3; 5; 10; 12]. Это обусловлено тем, что любая профессиональная деятельность подчиняется ряду правил, принципов, норм, в ее состав входят мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели — результаты, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется. Так, у каждого вида профессиональной деятельности свои характерные особенности, свое содержание, свои критерии эффективности. Поскольку профессиональная мобильность проявляется при выполнении профессиональной деятельности, то судить об уровне ее сформированности до практического включения субъекта в решение профессиональных задач не представляется возможным. С целью введения студента магистратуры в трудовую деятельность в образовательные программы включена практика, во время прохождения которой преднамеренно создаются условия для решения обучающимися разнообразных типов задач профессиональной деятельности в реальных производственных ситуациях.

Обзор литературы

Понятие «профессиональная мобильность» впервые встречается в социологических исследованиях в начале 1950-х гг. и описывается как «смена различных видов занятий или профессий, относящихся к основным видам труда: физическому, нефизическому и фермерскому» [16]. Позднее профессиональная мобильность приобрела статус самостоятельного предмета исследования благодаря работам американских социологов 8. М. Црзе^ Я. Веп^х [19].

Уже в начале 1980-х гг. понятие профессиональной мобильности начинает встречаться на страницах отечественной педагогической и психологической литературы. В настоящее время проблема формирования профессиональной мобильности рассматривается отечественными

и зарубежными учеными повсеместно. Так, в педагогических исследованиях понятие профессиональной мобильности трактуется как комплексность разнообразных компетенций педагогического работника, формируемых в процессе получения профессионального образования (Б. М. Игошев, В. М. Кашлаш) [5; 7], готовность к профессиональным переменам (Л. А. Амирова, Т. И. Мясникова, R. Iucu, I.-O. Pâniçoarâ,

G. Pâniçoarâ) [1; 10; 17], что позволяет индивиду осуществлять перемещения в социально-профессиональном пространстве. С другой стороны, в психологических исследованиях понятие профессиональной мобильности рассматривается как психологическая сущность, коррелирующая качества личности и профессиональные характеристики специалиста (Ю. Ю. Дворецкая, Е. А. Никитина, T. G. Prokhorenko) [4; 12; 20].

Необходимо отметить, что в проанализированных исследованиях не рассматриваются вопросы формирования профессиональной мобильности на уровне магистратуры, не учитываются условия обучения на конкретном уровне высшего образования.

В педагогике можно выделить достаточное количество работ, касающихся роли и содержания магистерских программ (В. С. Сенашенко,

H. А. Пыхтина, М. Шнейдер, G.-R. Judith и др.) [14; 18; 21]. Вопросы организации практики на уровне магистратуры рассматриваются в трудах Э. М. Киселевой, Л. И. Назаровой, Я. С. Чистовой и др. [8; 11]

Профессиональная мобильность обучающегося магистратуры рассматривается нами как качество личности, которое проявляется в практической деятельности через готовность и способность решать профессиональные задачи, осваивать смежные направления профессиональной деятельности, исходя из своего профессионального статуса.

Материалы и методы

В работе используются теоретические и эмпирические методы педагогического исследования.

В качестве теоретических оснований для рассмотрения проблемы формирования профессиональной мобильности обучающихся магистратуры в процессе прохождения практики нами были избраны следующие подходы:

- комплексный подход — позволяет рассмотреть практику как компонент системы подготовки обучающихся магистратуры к различным направлениям профессиональной деятельности;

- личностно-деятельностный подход — позволяет спроектировать содержание программы практики с учетом траекторий ее прохождения обучающимися магистратуры.

Результаты исследования

Анализ целей магистерских программ, опыта профессиональной деятельности обучающихся и факта преемственности образовательных программ высшего образования позволяет выделить три траектории прохождения практики:

- непрерывная педагогическая—для обучающихся, осваивающих двухлетнюю преемственную программу в рамках одного направления подготовки выпускника высшей школы;

- эмпирическая педагогическая — для обучающихся, имеющих опыт практической деятельности в области образования и науки и осваивающих двухлетнюю образовательную программу, не преемственную бакалавриату (специалитету);

- дополнительная непедагогическая — для обучающихся, не имеющих опыта практической деятельности в области образования и науки и осваивающих двухлетнюю образовательную программу, не преемственную бакалавриату (специалитету) [9].

Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», в блок практики входят учебная и производственная практики, которые, в свою очередь, подразделяются на типы. Так, типы учебной практики: ознакомительная, технологическая (проектно-технологическая) практики, а также научно-исследовательская работа. Типы производственной практики: педагогическая, технологическая (проектно-технологическая) практики и научно-исследовательская работа. Содержание видов практики определяется тем ее типом, к которому тот или иной вид практики относится, состоит из вариативной и инвариантной частей и спроектировано с учетом траекторий прохождения практики обучающихся магистратуры.

Практика на уровне магистратуры имеет характерные особенности, используя которые возможно выстроить содержание программ практики, направленное на формирование профессиональной мобильности.

Характеристика практики, позволяющая в процессе ее проведения формировать у обучающихся профессиональную мобильность, — это ее временной период (не менее 1 440 из 4 320 академических часов). Так,

третья часть учебного времени отводится на выполнение трудовых функций педагогических работников, что является достаточным для получения профессионального опыта.

Следующая характеристика практики — это наличие реальной профессиональной среды в образовательной организации, где обучающийся проходит практику. При вхождении в профессиональную среду обучающийся на заданный промежуток времени становится полноценным субъектом профессиональной деятельности, выполняя трудовые функции, присущие педагогическому работнику конкретной должности, что позволяет обучающемуся получить релевантный опыт работы.

Также одной из характеристик практики является высокая степень вариативности и индивидуализации ее содержания. Так, вариативность содержания практики позволяет целенаправленно менять профессиональную роль обучающегося в процессе ее прохождения таким образом, чтобы за весь период обучения он получил профессиональный опыт по всем направлениям профессиональной деятельности. Индивидуализация программы практики позволяет включить в нее то содержание, которое будет соответствовать потребностям обучающихся конкретной траектории прохождения практики.

Характерные особенности практики, траектории ее прохождения и теоретические основания, послужившие базисом рассматриваемой проблемы, позволяют перейти к содержательному представлению программ учебной и производственной практик.

Содержание программы учебной практики позволяет обучающимся разных педагогических специальностей получить первичный опыт профессиональной деятельности посредством знакомства с функциональными обязанностями педагогических работников. Содержание программы производственной практики нацелено на решение обучающимся производственных задач в условиях реальной профессиональной деятельности, исходя из выполняемой обучающимся роли.

В соответствии с ФГОС ВО на первом курсе магистратуры обучающиеся должны пройти учебную (ознакомительную) и производственную (педагогическую) практики. Поскольку группа обучающихся, движущихся по дополнительной непедагогической траектории прохождения практики, впервые получает опыт профессиональной деятельности в области образования, то необходимость в их знакомстве со структурой образовательных организаций, функциями и содержанием деятельности

работников сферы образования реализуется в процессе прохождения ими учебной практики. Так, в программу учебной (ознакомительной) практики можно включить следующие задания: посетить занятия воспитателей (учителей, педагогов) в рамках основной образовательной программы (педагогическая деятельность) и проанализировать их; посетить и проанализировать мероприятия культурно-просветительской направленности (культурно-просветительская деятельность); посетить и проанализировать мероприятия, организованные тьютором и/или педагогом-психологом (деятельность по сопровождению). Выполнив такие задания, обучающиеся могут приступить к прохождению производственной (педагогической) практики.

Содержание программы производственной (педагогической) практики стоит варьировать в соответствии с потребностями разных групп обучающихся.

Так, вариативную часть производственной (педагогической) практики стоит посвятить формированию у обучающихся эмпирической педагогической и дополнительной непедагогической траекторий прохождения практики, базовых знаний об особенностях организации образовательного и воспитательного процесса в современной образовательной организации. С этой целью в программу производственной (педагогической) практики в Уральском государственном педагогическом университете включен спецкурс «Теория и методика обучения и воспитания». Спецкурс проводится в первый день производственной (педагогической) практики, в рамках курса обучающиеся рассматривают вопросы о структуре процесса обучения, его целях, функциях и компонентах, знакомятся с традиционными и современными концепциями обучения, теориями содержания обучения, их особенностями и т.д.

Учитывая, что производственная (педагогическая) практика служит логическим продолжением учебной (ознакомительной) практики, приведем примеры заданий, которые могут быть включены в ее программу. Например, разработать технологическую карту занятий в рамках основной общеобразовательной программы, контрольно-измерительные материалы по теме занятий, провести занятия (педагогическая деятельность); разработать программу массового досугового мероприятия для субъектов образовательного процесса и провести данное мероприятие (культурно-просветительская деятельность); в коллаборации с тьютором и педагогом-психологом образовательной организации составить

программу внеурочного мероприятия для обучающихся или их родителей, провести мероприятие, подготовить информационный буклет с основными тезисами по теме и разместить его на сайте образовательной организации (деятельность по сопровождению).

На втором курсе магистратуры обучающиеся должны пройти учебную (проектно-технологическую) и производственную (проектно-техноло-гическую) практики. В процессе прохождения учебной практики проек-тно-технологического типа обучающихся магистратуры (эмпирическая педагогическая, дополнительная непедагогическая траектории прохождения практики) следует познакомить с технологическим процессом проектирования конкретных продуктов для образовательной организации с учетом ее потребностей и возможностей. Можно предложить следующие задания: познакомиться с содержанием образовательных проектов, которые реализуются в образовательной организации, где обучающийся проходит практику (проектная деятельность); познакомиться с порядком организации научно-практических или образовательно-методических мероприятий, который принят в образовательной организации, где обучающийся проходит практику (организационно-управленческая деятельность); принять участие в подготовке заседания методического объединения образовательной организации совместно с методистом и/ или посетить заседание методического объединения образовательной организации (методическая деятельность).

При прохождении производственной практики проектно-техноло-гического типа обучающиеся непрерывной педагогической траектории прохождения практики могут сразу приступить к проектированию, т.к. имеют практический опыт достаточный для анализа объекта проектирования, остальные же группы обучающихся приступают к выполнению заданий производственной (проектно-технологической) практики после выполнения заданий учебной практики. Приведем примеры заданий, которые могут быть предложены к выполнению обучающимся: определить круг проблемных вопросов к организации и реализации урочной и внеурочной деятельности, подготовить выступление о передовом отечественном и зарубежном опыте в сфере обозначенных проблемных вопросов, выступить на методическом объединении (методическая деятельность); разработать с коллегами (методическим объединением, воспитателями, учителями, педагогами и т.д.) проект в области образования, направленный на решение выявленных проблемных вопросов

в образовательной организации, выступить с информацией о проекте на педагогическом совете (проектная деятельность); в ходе совместной деятельности с руководством образовательной организации определить форму проведения регионального научно-практического или образовательно-методического мероприятия, организовать и провести данное мероприятие (организационно-управленческая деятельность).

Для всех групп обучающихся в программах производственных практик стоит предусмотреть инвариантную часть, задача которой — усиление мотивации обучающихся к качественной, ответственной работе в период прохождения практики. Реализация содержания инвариантной части практики будет способствовать стимуляции профессионального самосознания, повышению интереса обучающихся к выполнению заданий практики и к профессиональной деятельности работников образования разных должностей. Например, в Уральском государственном педагогическом университете реализуется спецкурс «Роль практики в профессиональном становлении магистра педагогического образования». В рамках курса уточняются и содержательно раскрываются цели и задачи предстоящей практики, проводится круглый стол, в рамках которого педагоги-практики обсуждают с обучающимися роль и значение профессиональной мобильности в профессиональном и личностном развитии педагогического работника с квалификацией «магистр», проводится тренинг по саморазвитию и мотивации, в рамках которого обучающиеся получают практические умения, которые пригодятся им в повседневной жизни.

Также в Уральском государственном педагогическом университете производственная практика заканчивается отчетной конференцией, направленной на формирование у обучающихся умения самоанализа и анализа результатов проделанной работы, самооценку готовности к выполнению трудовых действий, корректировку собственных действий в практической деятельности и составление персонифицированного плана восполнения профессиональных дефицитов с учетом приобретенного опыта.

Заключение

Опираясь на изложенную выше информацию, сделаем следующие выводы:

- профессиональная мобильность как сформированное качество лич-

ности педагогического работника с квалификацией «магистр» позволяет ему оперативно переходить из одной профессиональной роли в другую, при этом качественно выполняя многообразие трудовых функций педагогических работников, что, несомненно, обеспечивает его конкурентоспособность;

- практика на уровне магистратуры обладает достаточным потенциалом для формирования в процессе ее прохождения профессиональной мобильности, а основная ее цель — создание условий для получения обучающимся релевантного опыта работы в различных должностях;

- формирование профессиональной мобильности обеспечивается за счет выполнения в реальных производственных условиях, на практике, трудовых действий, присущих должностям педагогических работников, занятых в сфере образования, что содержательно представлено в учебно-методической документации по практике (программа учебной и производственной практик).

Список источников

1. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2009. 44 с.

2. Галагузова Ю. Н., Князева О. И. Концептуальные основы формирования профессиональ-ноймобильности магистранта в процессе прохождения практики // Высшее образование в России. 2017. № 8. С. 20-26.

3. ГорюноваЛ. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России: дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-н/Д, 2006. 427 с.

4. ДворецкаяЮ. Ю. Психология профессиональной мобильности личности: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2007. 176 с.

5. Игошев Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008. 411 с.

6. Идрисова О. И. Ресурсы потенциала производственной практики в формировании профессиональной мобильности магистранта // Управление в социальных и экономических системах. 2019. № 28. С. 110-111 [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.miu.by/-conferencesl/item. uses/issue.xxviii/article.51.html (дата обращения: 16.11.2019).

7. Кашлач В. М. Становление профессиональной мобильности педагога в процессе профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 3. С. 28-33 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-professionalnoy-mobilnosti-pedagoga-v-protsesse-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 06.08.2016).

8. Киселева Э. М. Особенности производственной практики магистров в условиях уровне-вой системы высшего образования // Молодой ученый. 2014. № 1 (60). С. 534-536. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/60/8869/ (дата обращения: 04.08.2020).

9. Ломакина Т. Ю., Идрисова О. И. Проблема неоднородности учебных групп в педагогической магистратуре // Педагогическое образование в России. 2019. № 3. С. 15-20.

10. Мясникова Т. И. Развитие профессиональной мобильности в процессе профилизации подготовки будущих специалистов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010. 192 с.

11. Назарова Л. И., Чистова Я. С. Роль научно-исследовательской практики студентов магистратуры в формировании исследовательских компетенций // Агроинженерия. 2015. № 4. С. 29-32.

12. НикитинаЕ. А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога: дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2007. 180 с.

13. Павленок П. Д. О некоторых проблемах подготовки магистров в стране // Российский и зарубежный опыт реализации магистерских программ по направлению подготовки «Социальная работа»: мат-лы V заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под общ. ред. Л. И. Савинова. Саранск: Издатель Афанасьев В. С., 2015. С. 25-28.

14. Сенашенко В. С., Пыхтина Н. А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 13-25.

15. Soft skills — навыки XXI века: что больше всего ценят работодатели-драйверы в России и Пермском крае? [Электронный ресурс]. URL: https://perm.hse.ru/news/243254110.html (дата обращения: 12.06.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Erikson R., Goldthorpe J. H. The constant flux. A study of class mobility in industrial societies. Oxford: Clarendon press, 1992. 429 p.

17. Iucu R., Panifoara I.-O., Panifoara G. The Professional Mobility of Teachers — new tendencies in the global society // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2011. № 11. С. 251-255.

18. Judith G.-R. Professionalizing Graduate Education: The Master's Degree in the Marketplace. San Francisco: Wiley Periodicals, 2005. 267 p.

19. Lipset S. M., Bendix R. Social Mobility in Industrial Society. Los Angeles: University of California Press, 1959. 309 p.

20. Prokhorenko T. G. Професшна мобшьнють як фактор професшно! усшшносп // Вюник нацюнального ушверситету «Юридична академiя Укра!ни iменi Ярослава Мудрого». Серiя: фiлософiя, фiлософiя права, пол^олопя, соцюлопя. 2017. № 4 (35). С. 167-174. DOI: https://doi. org/10.21564/2075-7190.35.119654.

21. Schneider M., Klor de Alva J. The Master's as the New Bachelor's Degree: In Search of the Labor Market Payoff. Washington: American Enterprise Institute, 2018. 217 p.

22. Sorokin P. A. Social and cultural mobility. Glencoe: Free Press, 1959. 369 p.

References

1. Amirova L. A. Razvitie professional'noj mobil'nosti pedagoga v sisteme dopolnitel'nogo obra-zovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Ufa, 2009. 44 s. [In Rus].

2. Galaguzova Yu. N., Knyazeva O. I. Konceptual'nye osnovy formirovaniya professional'noj mobil'nosti magistranta v processe prohozhdeniya praktiki // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. № 8. S. 20-26. [In Rus].

3. Goryunova L. V. Professional'naya mobil'nost' specialista kak problema razvivayushchegosya ob-razovaniya v Rossii: dis. ... d-ra ped. nauk. Rostov-n/D, 2006. 427 s. [In Rus].

4. Dvoreckaya Yu. Yu. Psihologiya professional'noj mobil'nosti lichnosti: dis. ... kand. psihol. nauk. Krasnodar, 2007. 176 s. [In Rus].

5. Igoshev B. M. Sistemno-integrativnaya organizaciya podgotovki professional'no mobil'nyh peda-gogov: dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2008. 411 s. [In Rus].

6. Idrisova O. I. Resursy potenciala proizvodstvennoj praktiki v formirovanii professional'noj mobil'nosti magistranta // Upravlenie v social'nyh i ekonomicheskih sistemah. 2019. № 28. S. 110-111 [Elektronnyj resurs]. URL: http://elibrary.miu.by/-conferencesl/item.uses/issue.xxviii/article.51.html (data obrashcheniya: 16.11.2019). [In Rus].

7. Kashlach V. M. Stanovlenie professional'noj mobil'nosti pedagoga v processe professional'nogo obrazovaniya // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2010. № 3. S. 28-33 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-professionalnoy-mobilnosti-pedagoga-v-protsesse-profes-sionalnogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 06.08.2016). [In Rus].

8. Kiseleva E. M. Osobennosti proizvodstvennoj praktiki magistrov v usloviyah urovnevoj siste-my vysshego obrazovaniya // Molodoj uchenyj. 2014. № 1 (60). S. 534-536. [Elektronnyj resurs]. URL: https://moluch.ru/archive/60/8869/ (data obrashcheniya: 04.08.2020). [In Rus].

9. Lomakina T. Yu., Idrisova O. I. Problema neodnorodnosti uchebnyh grupp v pedagogicheskoj magistrature // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2019. № 3. S. 15-20. [In Rus].

10. Myasnikova T. I. Razvitie professional'noj mobil'nosti v processe profilizacii podgotovki budush-

chih specialistov v vuze: dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2010. 192 s. [In Rus].

11. Nazarova L. I., Chistova Ya. S. Rol' nauchno-issledovatel'skoj praktiki studentov magistratury v formirovanii issledovatel'skih kompetencij // Agroinzheneriya. 2015. № 4. S. 29-32. [In Rus].

12. Nikitina E. A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj mobil'nosti budushchego pedagoga: dis. ... kand. ped. nauk. Irkutsk, 2007. 180 s. [In Rus].

13. PavlenokP. D. O nekotoryh problemah podgotovki magistrov v strane // Rossijskij i zarubezh-nyj opyt realizacii magisterskih programm po napravleniyu podgotovki «Social'naya rabota»: mat-ly V zaoch. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem / pod obshch. red. L. I. Savinova. Saransk: Izdatel' Afanas'ev V. S., 2015. S. 25-28. [In Rus].

14. Senashenko V. S., Pyhtina N. A. Preemstvennost' bakalavriata i magistratury: nekotorye kly-uchevye problemy // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. № 12. S. 13-25. [In Rus].

15. Soft skills — navyki XXI veka: chto bol'she vsego cenyat rabotodateli-drajvery v Rossii i Permskom krae? [Elektronnyj resurs]. URL: https://perm.hse.ru/news/243254110.html (data obrash-cheniya: 12.06.2020). [In Rus].

16. Erikson R., Goldthorpe J. H. The constant flux. A study of class mobility in industrial societies. Oxford: Clarendon press, 1992. 429 p.

17. Iucu R., Panifoara I.-O., Panifoara G. The Professional Mobility of Teachers — new tendencies in the global society // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2011. № 11. S. 251-255.

18. Judith G.-R. Professionalizing Graduate Education: The Master's Degree in the Marketplace. San Francisco: Wiley Periodicals, 2005. 267 p.

19. Lipset S. M., Bendix R. Social Mobility in Industrial Society. Los Angeles: University of California Press, 1959. 309 p.

20. Prokhorenko T. G. Profesijna mobil'nist' yak faktor profesijnoi uspishnosti // Visnik nacional'nogo universitetu «Yuridichna akademiya Ukraini imeni Yaroslava Mudrogo». Seriya: filosofiya, filosofiya prava, politologiya, sociologiya. 2017. № 4 (35). S. 167-174. DOI: https://doi.org/10.21564/2075-7190.35.119654.

21. Schneider M., Klor de Alva J. The Master's as the New Bachelor's Degree: In Search of the Labor Market Payoff. Washington: American Enterprise Institute, 2018. 217 p.

22. Sorokin P. A. Social and cultural mobility. Glencoe: Free Press, 1959. 369 p.

Информация об авторе

О. И. Идрисова — ассистент кафедры педагогики и педагогической компаративистики Information about the author

O. I. Idrisova — assistant at the Chair of pedagogy and pedagogical comparative studies

Статья поступила в редакцию 17.01.2022; одобрена после рецензирования 03.03.2022; принята к публикации 04.05.2022. The article was submitted 17.01.2022; approved after reviewing 03.03.2022; accepted for publication 04.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.