Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАГИСТРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАГИСТРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / МАГИСТРАТУРА / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пиджоян Лариса Анатольевна

Рассматривается проблема формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности обучающихся магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», направленности (профилю) «Музыкальное образование». Обосновывается единство средового, культурологического, личностно-деятельностного, компетентностного и системного подходов к организации профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пиджоян Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE READINESS TO VOCATIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES OF THE STUDENTS OF THE MASTER’S DEGREE PROGRAM IN THE CONTEXT OF THE CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY

The article deals with the issue of the development of the readiness to the vocational and pedagogical activities of the students of the master’s degree program 44.04.01 “Pedagogical education”, profile “Music education”. There is substantiated the unity of the environmental, culturological, personal and activity, competence and system approaches to the organization of the professional training of future music teachers in universities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАГИСТРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Л.А. пиджоян

(Елец)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАГИСТРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА

Рассматривается проблема формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности обучающихся магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», направленности (профилю) «Музыкальное образование». Обосновывается единство средового, культурологического, личностно-деятельностного, компе-тентностного и системного подходов к организации профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в университете.

Ключевые слова: готовность кпрофессиональ-но-педагогической деятельности, будущий педагог-музыкант, магистратура, культурно-образовательная среда университета.

Высшее образование на современном этапе, предоставляя реальную возможность обучающимся получать и постоянно совершенствовать профессиональные знания и компетенции, удовлетворять свои познавательные и духовные потребности, нацелено на непрерывное развитие личности, на создание условий для формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности. Каким образом формируется данная готовность? какими ресурсами располагает университет для этой важной миссии?

Обозначенные вопросы заставляют размышлять о системообразующей роли университета в современном региональном образовании, выполняющем взаимосвязанные и взаимозависимые социальные (участие вуза в общественно-социальной жизни региона), культурные (обеспечение возможностей для реализации культурно-творческих процессов), научные (создание условий для развития научного потенциала, организации научно-исследовательской деятельности), профессионально-

образовательные (концентрация фундаментального знания, трансляция знаний, создание условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся) функции [5, с. 250-251]. Практико-ориентированный характер образования, широкая доступность обучения в дистанционном режиме, гибкость и вариативность образовательных программ, внедрение инновационных форм, методов и методик обучения позволяют создавать в университете благоприятную среду для формирования профессионально-личностных качеств будущего специалиста [3]. В качестве ключевых характеристик, свойственных современному университету, обозначаются глобальная мобильность, интеграция университетской образовательной практики с производством, внедрение цифровых технологий, конкурентоспособность, свободный доступ к информации, а также сформированное образовательное пространство [7].

Совершенно очевидно, что эффективность высшего образования во многом зависит от того, насколько комфортные условия созданы на сегодняшний день для формирования конкурентоспособного специалиста, готового к продуктивной профессиональной деятельности. Взаимосвязь определенных условий, обеспечивающих образование человека и его профессиональную готовность, находит воплощение в феномене «культурно-образовательная среда» (Е.В. Бондаревская, Ю.С. Мануйлов, И.В. Новиков, Е.М. Ямбург и др.).

Е.П. Белозерцев отмечает: «...среда предстает в виде некоей лаборатории духовного, социального, профессионального опыта человека, а алгоритм ее изучения синхронизирован с процессом формирования личности» [1, с. 123]. А.И. Бондаревская подчеркивает, что культурно-образовательное пространство может быть понято как обусловленный временем способ существования, взаимодействия, взаимной детерминации образования и культуры, бытия образования в мире культуры, а культуры - в мире образования [2]. Автор также акцентирует внимание на создании в университете культурно-образовательной среды, ориентированной на личностно-деятельност-ный тип образования, интегрирующей учебно-образовательную, воспитательную, науч-

О Пиджоян Л.А., 2021

но-исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность всех субъектов образовательного процесса и акцентирующей внимание на создании условий для свободы выбора обучающимися способов самообразования и самореализации [2].

Необходимо подчеркнуть, что феномену «готовность к профессионально-педагогической деятельности» в психолого-педагогических исследованиях отводится значительное место. Для определения профессиональной готовности будущего специалиста в педагогике профессионального образования используется понятие профессиональной компетентности, включающее интегративное единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и определенные личностные характеристики (А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.).

В.А. Сластенин под готовностью к педагогической деятельности понимает интегра-тивное качество личности, объединяющее в себе необходимые знания, умения, навыки; мотивационно-ценностное отношение к деятельности; адекватные требования профессиональной деятельности к чертам характера, способностям, проявлениям темперамента. Ученый акцентирует внимание, с одной стороны, на психологической, психофизиологической и физической готовности будущего специалиста, с другой - на научно-теоретической и практической готовности как составляющих его профессионализма [5].

Подготовка обучающегося магистратуры по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», направленности (профилю) «Музыкальное образование» обусловлена многогранностью профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности (направленной на осуществление музыкально-образовательной, музыкально-исполнительской, культурно-просветительской, научно-исследовательской деятельности) возможно на основе единства и взаимодействия средового, культурологического, личностно-деятельностного, системного и компетентностного подходов.

Средовой и культурологический подходы (Е.П. Белозерцев, М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, Л.И. Новикова, Ю.С. Мануйлов, В.Я. Ясвин и др.) позволяют рассмотреть готовность будущего педагога-музыканта к профессионально-педагогической деятельности в контексте уникальности культурно-образовательного пространства университетской среды и региона в целом.

Личностно-деяте льностный подход (к.А. Абульханова-Славская, Н.В. кузьмина, А.Н. Леонтьев и др.), акцентирующий внимание на идее развития личности в деятельности, позволяет уделить внимание вовлечению обучающихся в различные виды образовательной, научно-исследовательской, культурно-просветительской деятельности.

Компетентностный подход (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, М.М. Митина и др.) способствует раскрытию специфики профессиональной подготовки обучающихся магистратуры с учетом требований, предъявляемых к современному педагогу-музыканту.

Системный подход позволяет представить профессиональную подготовку будущего педагога-музыканта как интегративное единство взаимосвязанных элементов, органично включенное в окружающую образовательную среду. Развитие личности будущего специалиста в области музыкально-педагогического образования возможно в целостном педагогическом процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организационно-деятельностный, диагностико-результативный) тесно взаимосвязаны [4].

Таким образом, говорить об успешности формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности обучающихся магистратуры можно, если университет рассматривается как учебно-образовательный центр, центр организации научно-исследовательской деятельности, центр непрерывного образования, культурно-просветительский и центр международного сотрудничества.

Университет как учебно-образовательный центр. Образовательная программа магистратуры ориентирована на расширение объема и перечня компетенций в области музыкально-педагогического образования. обучающиеся имеют возможность улучшить языковые навыки и умения в процессе изучения иностранных языков. Особое внимание уделяется формированию компетенций в области профессиональной коммуникации и самоорганизации, совершенствованию навыков организации и проведения научного исследования в области музыкально-педагогического образования, а также совершенствованию музыкально-педагогических умений и навыков в профессиональной сфере (музыкально-педагогической, музыкально-исполнительской, культурно-просветительской и т. д.).

Стоит отметить: сложная эпидемиологическая ситуация в мире (начиная с 2020 г.) способствовала информатизации образовательного пространства и широкому включению раз-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

личных дистанционных образовательных технологий. Все чаще стали говорить об актуальности создания в университете электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей доступ к образовательным ресурсам, к фондам электронных библиотечных систем, позволяющим организовывать и фиксировать ход образовательного процесса, осуществлять мониторинг результатов обучения, контролировать результаты промежуточной аттестации и результаты освоения основной образовательной программы, формировать электронное портфолио обучающегося, осуществлять консультирование в процессе организации научно-исследовательской деятельности магистранта.

Университет как центр организации научно-исследовательской деятельности. Традиционно научно-исследовательская работа организуется на протяжении всего периода обучения в магистратуре, а сформированные исследовательские умения, способности и компетенции являются одним из важнейших показателей профессиональной готовности. В достаточной степени условности ее можно разделить на учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу. Учебно-исследовательская работа связана с освоением дисциплин образовательной программы, когда на аудиторных занятиях и в процессе самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающиеся выполняют множество различных учебно-исследовательских заданий.

Внеучебная научно-исследовательская деятельность - важнейшая составляющая подготовки магистра. Кафедральный научный руководитель, основываясь на положении о научно-исследовательской работе обучающихся, консультирует и готовит обучающихся к участию в конференциях, научных проектах и конкурсах; привлекает к работе по подготовке исследовательских проектов и грантов, консультирует обучающегося по теоретико-методологическим, профессиональным вопросам написания выпускной квалификационной работы, руководит работой по подготовке статей к публикации в сборниках и журналах.

Университет как центр непрерывного образования. Каждое высшее учебное заведение сегодня располагает ресурсами и возможностями в овладении компетенциями, необходимыми для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации в рамках организуемых программ профессиональной переподготовки. С целью профессионального развития довольно часто обучающиеся по направлению подго-

товки 44.04.01 «Педагогическое образование» (направленность «Музыкальное образование») выбирают программы дополнительного образования в области дошкольного и начального образования. Это позволяет будущему педагогу-музыканту быть мобильным, расширять сферы профессиональной деятельности, чутко реагировать на изменяющиеся условия общественной и социально-экономической жизни. Программы повышения квалификации, организованные на кафедрах университета, позволяют повысить профессиональный уровень в рамках имеющейся квалификации, удовлетворяя познавательные и духовные потребности.

Университет как культурно-просветительский и центр международного сотрудничества. История становления системы музыкально-педагогического образования в России наглядно иллюстрирует примеры культурно-просветительской миссии музыкальных школ и школ искусств, музыкальных колледжей, консерваторий и университетов. В российских регионах в последние десятилетия возникает острая необходимость в создании музыкально-просветительских центров. На основе традиций и накопленного опыта в вузе формируется особое культурно-образовательное и межкультурное пространство, поэтому университет обладает не только образовательным, но и «культуротворческим» потенциалом. Преподаватели и обучающиеся Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина являются организаторами культурно-просветительских и музыкально-образовательных проектов. По инициативе кафедры музыкального образования проводятся различные концерты, конкурсы, музыкальные олимпиады, фестивали (фестиваль вокально-хоровой музыки «Она жива, великая Россия», олимпиада по музыке «Музыкальная мозаика»).

С 2009 г. в университете успешно организуется Международный открытый конкурс-фестиваль творческой молодежи и студентов им. Т.Н. Хренникова, участники (солисты и творческие коллективы) из разных городов России и зарубежья представляют и демонстрируют творческие достижения в области инструментального, вокального, хореографического искусства. Мастер-классы в рамках фестиваля способствуют культурно-творческому общению участников, расширяют представления о музыкальном исполнительстве, музыкальном просвещении, позволяют осмыслить собственные профессиональные достижения.

Развитие международного сотрудничества в научно-образовательной и творческой сфе-

рах - один из важнейших показателей успешности университета в реализации своих функций. Позиционирование университета как центра научных исследований и подготовки специалистов международного уровня, установление международных партнерских связей с зарубежными университетами и исследовательскими центрами позволяет формировать поликультурную среду для международного сотрудничества, участвовать в программах академического обмена, презентовать достижения университета в образовательной, научной и творческой сферах на международных конференциях, выставках, конкурсах.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что формирование готовности к профессиональной деятельности предполагает единство сре-дового, культурологического, личностно-дея-тельностного, компетентностного и системного подходов к организации профессиональной подготовки. Использование потенциала университета как учебно-образовательного центра, центра организации научно-исследовательской деятельности, центра непрерывного образования, культурно-просветительского и центра международного сотрудничества позволяет сделать данный процесс практико-ориентированным и личностно значимым для будущих педагогов-музыкантов.

Список литературы

1. Белозерцев Е.П. Вуз: наследие, культурно-образовательная среда, диалог // Наука. Искусство. Культура. 2012. № 1. С. 117-130.

2. Бондаревская А.И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2004.

3. Мирошникова О.Х. Постсовременный университет: взгляд в будущее [Электронный ресурс] // Мир науки. 2015. Вып. 3. URL: http://mir-nauki.com/ PDF/02PDMN315.pdf (дата обращения: 21.02.2021).

4. Никулина Н.Н., Давитян М.Г., Шевченко С.Н. Системный подход в педагогике как общеметодологический принцип науки [Электронный ресурс] // Науч. журн. КубГАУ. 2015. № 111(07). URL: http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/59.pdf (дата обращения 19.02.2021.

5. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев и др.; под ред. В.А. Сластенина. М., 2004.

6. Розин В.М., Ковалева Т.М. Персонификация или индивидуализация: психолого-антропологический или культурно-средовой подходы // Педагогика. 2020. Т. 84. № 9. С. 18-28.

7. University of the future: A thousand year old industry on the cusp of profound change [Electronic

resource] // Ernst & Young research team. Australia, 2012. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUA-ssets/University_of_the_future/SFIL E/University_of_

the_future_2012.pdf (дата обращения: 10.02.2021). * * *

1. Belozercev E.P. Vuz: nasledie, kul'turno-ob-razovatel'naya sreda, dialog // Nauka. Iskusstvo. Kul'-tura. 2012. № 1. S. 117-130.

2. Bondarevskaya A.I. Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo vuza kak sreda professional'no-lich-nostnogo samorazvitiya studentov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Rostov n/D., 2004.

3. Miroshnikova O.H. Postsovremennyj uni-versitet: vzglyad v budushchee [Elektronnyj resurs] // Mir nauki. 2015. Vyp. 3. URL: http://mir-nauki.com/ PDF/02PDMN315.pdf (data obrashcheniya: 21.02.2021).

4. Nikulina N.N., Davityan M.G., Shevchen-ko S.N. Sistemnyj podhod v pedagogike kak obsh-chemetodologicheskij princip nauki [Elektronnyj resurs] // Nauch. zhurn. KubGAU. 2015. № 111(07). URL: http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/59.pdf (data obrashcheniya 19.02.2021.

5. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / E.P. Belozercev, A.D. Goneev i dr.; pod red. V.A. Slastenina. M., 2004.

6. Rozin V.M., Kovaleva T.M. Personifikaciya ili individualizaciya: psihologo-antropologicheskij ili kul'turno-sredovoj podhody // Pedagogika. 2020. T. 84. № 9. S. 18-28.

Development of the readiness to vocational and pedagogical activities of the students of the master's degree program in the context of the cultural and educational environment of university

The article deals with the issue of the development of the readiness to the vocational and pedagogical activities of the students of the master's degree program 44.04.01 "Pedagogicaleducation", profile "Music education". There is substantiated the unity of the environmental, culturological, personal and activity, competence and system approaches to the organization of the professional training of future music teachers in universities.

Key words: readiness to vocational and pedagogical activities, future music teacher, master's degree program, cultural and educational environment of university.

(Статья поступила в редакцию 26.04.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.