Научная статья на тему 'Подготовка будущих педагогов-музыкантов в вузе к реализации музыкально-просветительских проектов (из опыта егу им. И. А. Бунина)'

Подготовка будущих педагогов-музыкантов в вузе к реализации музыкально-просветительских проектов (из опыта егу им. И. А. Бунина) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ / MUSICAL ENLIGHTENMENT / PROFESSIONAL TRAINING OF THE TEACHER-MUSICIAN / MUSICAL EDUCATION / MUSICAL AND EDUCATIONAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пиджоян Лариса Анатольевна

Обращаясь к актуальной проблеме организации музыкально-просветительской деятельности в современных социокультурных условиях, автор акцентирует внимание на подготовке будущего педагога-музыканта к реализации музыкально-просветительских проектов. В статье представлен опыт кафедры музыкального образования (Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина) по формированию готовности будущего педагога-музыканта к музыкально-просветительской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пиджоян Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of future teachers-musicians in the university for the implementation of musical and educational projects (from the experience of Yelets State University named after I.A. Bunin)

Addressing the current problem of the organization of musical and educational activities in modern socio-cultural conditions, the author focuses on the training future teachers-musicians for the implementation of musical and educational projects. The article presents the experience of the Department of music education (Yelets State University named after I.A. Bunin) on formation readiness of the future musician-teachers for musical and educational activity.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих педагогов-музыкантов в вузе к реализации музыкально-просветительских проектов (из опыта егу им. И. А. Бунина)»

готовки студентов в условиях модернизации инженерного бакалавриата / Н.В. Патяева, Е.Б. Михайлова // Приволжский научный журнал. 2015. №3 (35). С. 252256.

4. Русанов Е. К. Требования рынка труда к специалистам со знанием иностранного языка / Е.К. Русанов // Ярославский педагогический вестник: Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 4, Т. 1. С. 146-150.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство: утв. 31.05.2017 № 481 / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. М, 2017. 31 с.

Пиджоян Л.А.

подготовка Будущих педагогов-музыкантов в вузе к реализации музыкально-просветительских проектов (из опыта егу им. и.А.БунинА)

Компетентного специалиста в области музыкальной культуры и образования отличает владение широким спектром компетенций, готовность вести образовательную, музыкально-исполнительскую, просветительскую деятельность, а также профессиональная мобильность, позволяющая успешно адаптироваться в динамично изменяющихся социокультурных условиях. Стоит отметить, что основные требования и концептуальные положения об универсальных способностях педагога - музыканта, сформулированные в педагогике музыкального образования еще в двадцатом столетии, не теряют актуальности и сегодня, подчеркивая многогранность профессиональной деятельности будущего специалиста.

Музыкант «широкого профиля», отмечает Г.Круглова, обладающий широкой эрудицией, профессиональной мобильностью, стремлением к расширению профессиональных и культурных интересов, способностью к самосовершенствованию и саморазвитию, способен отвечать на социокультурные вызовы современной действительности XXI века. Этим обусловливается необходимость переосмысления традиционных представлений о профессии музыканта, ее роли и месте в российском обществе [4].

Содержание высшего музыкально-педагогического образования на современном этапе ориентировано на подготовку компетентных, квалифицированных

педагогов-музыкантов, готовых выполнять разнообразные профессиональные функции в области образования, социальной сферы и культуры. важно особенно отметить, что именно культурно-просветительская работа пронизывает все многогранные сферы будущей профессиональной деятельности педагога-музыканта. в связи с этим вполне правомерно акцентировать внимание сегодня на просветительской миссии педагога-музыканта, способного решать важнейшие задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием участников социума и формированием массовой аудитории для адекватного восприятия достижений музыкальной культуры.

успешность и эффективность музыкально-просветительской деятельности во многом определяется наличием подготовленных компетентных специалистов в данной области.

К исследованию различных аспектов готовности профессиональных кадров к организации музыкально-просветительской работы обращались многие известные педагоги-музыканты: О.А.Апраксина [1], Л.г.Арчажникова [2], Д.Б.Кабалевский [3], Л.А.Рапацкая [4], [5], Е.Н.Яковлева [12],[13],[14].

в последние десятилетия отечественные исследователи обращаются к изучению вопроса организации музыкально-педагогической деятельности, где данный вид представлен в аспекте функционирования концертно-филармонических организаций (Савельева Н.Л.) [10]; изучаются методические аспекты организации концертно-просветительской деятельности преподавателей музыкальных колледжей (мельникова Л.Л) [6]; проблемы возрождения традиции музыкального просветительства в молодежной среде на материале региональной культуры (Тулинова О.в., Яковлева Е.Н) и др. [11], [12].

Рассмотрение проблемы подготовки будущего педагога-музыканта в вузе к реализации музыкально-просветительских проектов представляется возможным на основе взаимодействия культурологического, средового, личностно-деятель-ностного, компетентностного подходов.

Так, средовой и культурологический подходы (м.Я. виленский, в.п. Зин-ченко, И.Ф. Исаев, м.С. Каган, Л.И. Новикова, Ю.С. мануйлов, в.Я. Ясвин и др.) позволяют рассмотреть готовность будущего педагога-музыканта в вузе к музыкально-просветительской деятельности в контексте уникальности культурно-образовательного пространства города и региона, а также с учетом культурно-образовательного потенциала университетской среды.

Личностно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Н.в. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.в. мудрик и др.), в основе которого лежит идея развития личности через деятельность, акцентирует внимание на формировании музыкально-просветительских умений и навыков в процессе подготовки будущего педагога-музыканта в вузе.

Компетентностный подход (г.Б. голуб, И.А. Зимняя, А.К. маркова, м.м. митина и др.) способствует решению исследовательской задачи с учетом требований, предъявляемых к современному педагогу - музыканту и позволяет раскрыть специфику его будущей профессиональной деятельности.

Подготовку музыкантов-просветителей невозможно представить без активного вовлечения будущих специалистов в региональное культурно-образовательное пространство, представленное музыкально-просветительской деятельностью учреждений образования, культуры и искусства, культурно-историческим контекстом, выдающимися представителями музыкальной культуры. Изучение, сохранение и популяризация регионального культурного наследия, «погружение» будущих специалистов в активную культурно-музыкальную жизнь города и области (участие в организации и проведении творческих программ и конкурсов, проектах, фестивалях, культурно-событийных мероприятиях, тематических вечерах в музеях и библиотеках) позволяет смоделировать будущую музыкально-просветительскую деятельность еще на этапе вузовской подготовки.

Важно подчеркнуть: просветительская деятельность организуется традиционно в конкретном регионе, в контексте его музыкально-образовательного пространства и, с характерной только для него, культурно-исторической атмосферой. Без учета этой специфики довольно проблематично говорить о результативности просветительской деятельности. Именно знание региональной культуры и культурных традиций является одной из важнейших профессиональных характеристик будущего специалиста-просветителя.

возникшая острая необходимость в создании в регионах России постоянно действующих музыкально-просветительских центров, акцентирует внимание на особой миссии университета в популяризации просветительства. Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина довольно часто является источником новых творческих идей, культурно-просветительских и музыкально-образовательных проектов, фестивалей (Международный фестиваль им. Т.Н.Хренникова, межрегиональный туристский событийный фестиваль «Антоновские яблоки», межрегиональный фестиваль вокально-хоровой музыки «Она жива, великая Россия», конкурс народного творчества «Играй, гармонь елецкая»).

Социокультурная среда данного вуза обладает не только образовательным, но и «культуротворческим» потенциалом за счет накопленного опыта, сложившихся традиций, а также способности формировать единое межкультурное пространство с целью реализации личностно-творческого потенциала и развития профессиональных качеств обучающейся молодежи. Акцентируя внимание на важнейшей роли образовательного учреждения в личностном становлении, Д.С. Лихачев отмечал: «университет - это не столько здание, библиотека, компьютеры, и даже не столько преподаватели и студенты, сколько человеческая общность, базирующаяся на тех или иных ценностях. Каковы ценности - такова общность» [5, с.293].

Рассматривая вузовскую подготовку педагога-музыканта в контексте готовности к организации музыкально-просветительской работы, необходимо отметить, что процесс формирования компетенций, знаний, умений сложный и длительный. Успешное освоение студентами дисциплин профессионального и гуманитарно-социального циклов становится прочной основой просветительской деятельности будущего педагога-музыканта. Преподаватели вуза ориенти-

руют обучающихся на формирование:

- базовых знаний основных закономерностей историко-культурного развития человечества, широкой осведомленности в предметной области;

- ценностных основ просветительской деятельности;

- навыков использования различных форм и видов коммуникации; анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем;

- умений и навыков проектирования и организации учебной урочной и внеурочной деятельности обучающихся; использования современных технологий в процессе образовательной и просветительской деятельности;

- готовности организовывать музыкально-образовательный процесс с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей обучающихся различного возраста.

Специальные музыкальные дисциплины (история музыки, класс основного музыкального инструмента, вокальная подготовка, хоровой класс и т.д.) способствуют развитию специальных профессиональных компетенций, среди которых:

- способность анализировать отечественные и зарубежные музыкально-педагогические концепции в контексте развития историко-педагогического процесса в сфере музыкального образования;

- владение музыковедческими знаниями: умение анализировать музыкальные сочинения различных направлений, жанров, форм, стилей, а также представить словесный комментарий в доступной и интересной форме в соответствии с возрастом обучающихся;

- владение музыкально-исполнительскими способностями (инструментальными, вокальными, вокально-хоровыми и т.д.);

- способность осуществлять вокально-хоровую, хормейстерскую работу с детьми различных возрастов;

- способность организовывать различные виды и формы музыкально-просветительской деятельности.

С целью формирования готовности будущего педагога-музыканта к реализации музыкально-просветительских проектов в Елецком государственном университете им. И.А.Бунина разработаны и внедрены в образовательный процесс программы, помимо обязательных дисциплин вариативной части учебного плана, ряд курсов по выбору и факультативов, среди которых «музыкально-просветительский практикум», «Организация досуговой деятельности детей», «Историко-культурное наследие Ельца и Липецкой области», «музыкальное краеведение», «Технологии культурно-просветительской деятельности».

Как показывает практика, широкий спектр дисциплин по выбору позволяет познакомить обучающихся:

- с историей становления музыкального просветительства и музыкально-просветительских институтов в России и за рубежом;

- с основными формами и видами музыкально-просветительской деятельности, спецификой и особенностями их организации и проведения;

- с современными технологиями реализации просветительской деятельно-

сти в музыкальном образовании;

овладеть навыками и умениями:

- музыкально-исполнительской, лекторской, организаторской деятельности в процессе осуществления музыкально-просветительской работы с различной возрастной аудиторией;

- использования возможностей современных информационных и коммуникационных технологий в осуществлении музыкально-просветительских мероприятий;

- вовлечения обучающихся различного возраста в различные музыкально-просветительские мероприятия;

- планирования, организации и проведения музыкально-просветительских проектов (концерт, литературно-музыкальная композиция, музыкальный лекторий и др.).

Обращая внимание на практико-ориентированную функцию профессиональной подготовки обучающихся вуза, необходимо отметить: комплекс знаний и умений, получаемых ими в ходе изучения дисциплин, должен претворяться в содержании и внеаудиторных видов деятельности. вовлечение студентов в различные формы внеаудиторной деятельности способствует развитию просветительских навыков, формированию музыкально-исполнительских умений, лекторского искусства, а также развитию организаторских и проектировочных способностей обучающихся.

К разнообразным формам музыкально-просветительской работы традиционно относят культурно-просветительские и музыкально-образовательные мероприятия, распространяющие музыкальные знания и приобщающие людей различного возраста к достижениям художественной культуры. Каждая из них имеет свои особенности не только в плане организации и проведения, но и в процессе восприятия зрителями представленного музыкального материала.

Рассматривая музыкально-просветительскую деятельность в историческом контексте, стоит отметить, что многие ее формы, используемые в настоящее время, прошли определенный путь становления и развития. В исследовании Е.Н.Яковлевой представлена классификация основных видов музыкального просветительства, акцентирующих внимание на форме, объеме, организационной сложности, тематике, аудитории, социально-экономическом статусе, жанрах, музыкально-исполнительском составе, связи с медиа-пространством. Автор дает краткие комментарии к различным видам и формам: концерту, музыкально-просветительскому салону, литературно-музыкальной гостиной и т.д. Культурно-просветительский проект, по мнению исследователя, представлен культурно-просветительскими мероприятиями, включающими экскурсии, выставки, творческие встречи, цикл концертов, концертные марафоны, фестивали [14].

Сложившаяся традиция в системе музыкального образования - объединения подготовки педагога-музыканта в вузе с концертной практикой позволяет активно вовлекать обучающихся в различные музыкально-просветительские проекты (концертные программы, музыкальные гостиные, творческие, исполни-

тельские конкурсы, фестивали и т.д.).

важную роль в формировании умений, связанных с музыкальным просветительством, занимает «Студенческая филармония» как творческое объединение студентов и преподавателей, занимающихся организацией и проведением музыкальных программ для школьников и студентов.

Основой музыкально - просветительской деятельности данной филармонии являются тематические концерты («музыкальный мир романтизма», «музыка 20 века», «музыка военных лет», «Сказка в музыке» и мн.др.). Обучающиеся выступают в роли организатора, солиста, участника хора или ансамбля, обретая бесценный опыт сценических выступлений, так необходимый для будущей педагогической и концертно-просветительской деятельности.

Студенческая филармония, организованная на кафедре музыкального образования, несмотря на свой скромный статус, выполняет важнейшую просветительскую, воспитательную и образовательную функции. Организуемые концерты, в основе которых положена определенная концепция - художественная идея, объединенные тематическим, жанровым принципом, позволяют планомерно выстраивать репертуарную политику, способствуют раскрытию творческого потенциала исполнителей.

Активное участие в концертной деятельности «Студенческой филармонии» стимулирует обучающихся к пополнению своего музыкально-теоретического багажа, положительно влияет на повышение музыкально-исполнительского мастерства, способствует освоению методических и практических аспектов организации различных форм музыкально-просветительской деятельности. многолетняя практика организации таких концертных программ позволила сделать следующие выводы: у студентов и преподавателей появляется личная заинтересованность в дальнейшем профессиональном совершенствовании, предоставляются широкие возможности для творческой самореализации каждого обучающегося в университете, повышается их успеваемость.

Как известно, одной из самых масштабных форм музыкального просветительства, является фестиваль. по инициативе музыкально-педагогического факультета Егу им. И.А.Бунина (в настоящее время - музыкальное отделение) с 2009 года организуется международный фестиваль-конкурс творческой молодежи им. Т.Хренникова, в котором принимают участие творческие коллективы, ансамбли и солисты из России и зарубежных стран.

Столь масштабное культурное событие организуется один раз в два года и носит имя известного земляка не случайно. Культурная жизнь древнего города ельца неразрывно связана с именем выдающегося композитора Т.Н.Хренникова. Его многогранный талант позволял вести не только композиторскую и исполнительскую деятельность, но и активно заниматься сохранением и развитием музыкальной и художественной культуры родного края. На протяжении многих лет композитор сотрудничал и помогал преподавателям и студентам музыкально-педагогического факультета в их концертной и творческой деятельности, поддерживал юных музыкантов провинциального города, являлся организатором

незабываемых концертов.

Обучающиеся университета - будущие педагоги-музыканты выступают как в роли участников-исполнителей, так и в роли организаторов фестиваля. Как известно, такие масштабные мероприятия требуют огромной организационной работы, связанной со встречей, размещением, сопровождением гостей.

Традиционно свое участие подтверждают творческие коллективы (академические, народные, эстрадные) и солисты Липецкой, Орловской, Курской, Белгородской, Воронежской областей, гг. Санкт-Петербурга, Москвы, Белгорода, Таганрога и зарубежных стран (Болгария, Казахстан). Из года в год география участников фестиваля расширяется. В разные годы в работе фестиваля принимали участие видные деятели искусств (Леонид Милованов, Виктор Хайкин, Борис Тевлин, Маргарита Сорокина, Петер Петров (Болгария) и мн.др.). В 2017 году прошел юбилейный V фестиваль, участниками которого стали 85 коллективов, а количество заявок превышало число 700.

Обучающиеся-студенты и все участники фестиваля всегда воспринимают его как торжественное, праздничное действо. Участие в подобного рода мероприятиях способствует культурно-творческому обмену между исполнителями, налаживанию творческих связей. Мастер-классы, творческие встречи с именитыми педагогами-музыкантами расширяют границы музыкального кругозора участников, способствуют осмыслению собственных профессиональных позиций и взглядов.

В процессе организации и проведения фестиваля предполагается активное сотрудничество и взаимодействие с различными учреждениями - общеобразовательными школами, школами искусств, колледжами искусств, институтами искусств и культуры, академиями музыки, культурно-досуговыми центрами и т.д. Столь масштабные культурно-просветительские мероприятия в целом положительно влияют на музыкально-образовательный и общекультурный уровень подрастающего поколения, воспитывают заинтересованного слушателя, способствуют выявлению творчески одаренных детей, а также вовлекают большое количество детей и взрослых в творческую деятельность.

Резюмируя вышесказанное необходимо отметить: в процессе обучения в вузе необходимо готовить студентов к осуществлению музыкально-просветительской деятельности, организуя процесс профессиональной подготовки так, чтобы просветительство рассматривалось не как отдельная сторона будущей деятельности, а как закономерность его профессии. Осознание особой роли музыканта-просветителя сегодня определяет новые подходы и формы работы с обучающимися вуза. Освоение образовательной программы, факультативных курсов и курсов по выбору, активное участие в концертно-просветительской деятельности, наличие опыта в организации и проведении творческих конкурсов и фестивалей, являются важнейшими показателями, определяющими степень готовности будущего педагога-музыканта к осуществлению музыкально-просветительской деятельности в современных социокультурных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983. - с.224.

2. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: кн. для учителей // Л.Г.Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

3. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? - М.: Просвещение,

1989.

4 Круглова М.Г. Профессиональная подготовка музыканта широкого профиля как проблема современного музыкального образования // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2016. № 8(26). URL: http://7universum. com/ru/psy/archive/item/3466 (дата обращения: 16.08.2018).

5. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб.,

2006.

6. Мельникова Л.Л. Методика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе: ав-тореф.дис. ...канд. пед. наук.: 13.00.02. -М., 2005.

7. Мансурова А.П. К вопросу содержания модели профессионального музыканта широкого профиля // Вестник МГУКИ. - 2013. - № 1 (51). - С. 191-196.

8. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителей музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: автореф.дис. ...д-ра пед. наук. - М., 1991.

9. Рапацкая Л.А. Культурологический подход как методологическая основа подготовки педагога-музыканта широкого профиля // вопросы музыкальной культуры и образования. Сборник научных трудов.- М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. - Вып. 7. - С. 3-8.

10. Савельева Н.Л. Музыкальное просветительство в деятельности концер-тно-филармонических организаций. Теория, история, практика: автореф. дис. ...канд.иск.:17.00.09. Саратов, 2013.

11. Тулинова О.В. Организация музыкально-просветительской работы в школе: учебно-методическое пособие. - Вып. 3.: Музыкальная буниниана. -Елецкий государственный университет., 2016. - 76 с.

12. Яковлева Е.Н. Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области): автореф. дисс. ... докт. искусств. - Саратов, 2016.-59 с.

13. Яковлева Е.Н. К вопросу о методическом подходе по обучению студентов музыкально-просветительской деятельности (учебно-организационная работа) // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1.;URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=20296 (дата обращения: 19.09.2018).

14. Яковлева Е.Н. Принципы классификации музыкально-просветительской деятельности. //Научный журнал Куб ГАУ, № 117 (03), 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.