известия вгпу
и.в. ЕФРЕМОВА, Т.д. КИРИЧЕНКО,
Л.А. ПИДЖОЯН
(Елец)
музыкально-
просветительская
деятельность как условие
совершенствования
коммуникативной
компетентности будущего
педагога-музыканта
Акцентируется внимание на процессе подготовки профессиональных кадров к организации музыкально-просветительской работы с различной возрастной аудиторией. При рассмотрении образовательной практики вуза отмечается ее нацеленность на формирование широкого спектра профессиональных компетенций, особое место среди которых занимают коммуникативные умения и навыки. В контексте формирования готовности к музыкально-просветительской деятельности будущего педагога-музыканта представлен опыт успешной организации и функционирования студенческой филармонии как творческого объединения обучающихся и преподавателей.
Ключевые слова: музыкально-просветительская деятельность, педагог-музыкант, коммуникативные умения и навыки, студенческая филармония.
Кардинальные изменения и преобразования в социокультурной жизни российского общества порой не только негативно сказываются на физическом здоровье нации, но и приводят к потере духовных и нравственных ориентиров, снижению общекультурного уровня населения нашей страны. Перечисленные проблемы требуют активного поиска решений, позволяющих преодолеть сложившуюся ситуацию на современном этапе. Этим обусловлена необходимость просветительской деятельности, способствующей воспитанию толерантной личности, которая обладает позитивной мировоззренческой позицией, сформированной системой ценностей морально-этических качеств, социальной активностью и гражданской ответственностью.
Засилье в современном мире низкопробной музыки вызывает потребность возрастания роли просветительства и в области музыкального искусства. Приобщение к лучшим
образцам мировой музыкальной культуры, формирование музыкальных предпочтений, интересов, вкусов положительно сказывается на развитии духовной культуры личности и общества в целом и «прежде всего на их нравственности» (Д.Б. Кабалевский).
Своевременность осуществления музыкально-просветительской деятельности вызвана потребностью государства в высококультурном и образованном члене общества: «единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности» [3]. Главной движущей силой, осуществляющей музыкально-просветительскую деятельность, по нашему глубокому убеждению, должен быть педагог-музыкант (учитель музыки).
В современной научно-методической, педагогической и искусствоведческой литературе понятие «музыкально-просветительская деятельность» характеризуется неоднозначно и представляет собой сложное многофакторное явление. Так, одни исследователи отдельно характеризуют каждое слово в данном словосочетании и не делают каких-либо заключений по обобщению термина, другие - рассматривают и анализируют его как цельное, сложное, многоаспектное понятие, представляющее собой единый сплав, комплексный подход к деятельности индивида по осуществлению чего-либо. Для рассмотрения феномена «музыкально-просветительская деятельность» необходимо обратиться к рассмотрению и анализу имеющихся точек зрения.
На наш взгляд, ключевым для данного понятия является слово просвещение (и производные от него - просветительство, просветитель). В настоящее время термин просветительство, обладая междисциплинарным характером, вызывает к себе интерес со стороны различных отраслей науки: филологии, культурологии, философии, педагогики, искусствоведения и др. Смена господствующих тенденций в языке, культуре, экономике, политике, искусстве меняет и смысловое пространство, и смысловое поле рассматриваемого термина.
Если обратиться к широкому толкованию этого понятия, то в энциклопедическом словаре просвещение рассматривается как «распространение знаний, образования» [6]; в слова-
© Ефремова И.В., Кириченко Т.Д., Пиджоян Л.А., 2018
ре Д.Н. Ушакова просветить значит «сообщить кому-либо знания, распространить среди кого-либо... культуру» [5]. В социокультурном словаре просветительство рассматривается как «стремление. интеллигенции. повысить культуру общества, распространение знаний. путь приобщения непросвещенной, некультурной личности к накопленному содержанию мировой культуры.» [4]. В словаре современного русского литературного языка понятие «просветительство» трактуется как «деятельность просветителя» [9, с. 337].
В настоящее время в педагогике просветительство принято рассматривать в рамках категории «воспитание», которая традиционно трактуется как организованный, систематический и целенаправленный процесс формирования личности; передача исторического и культурного опыта подрастающему поколению. Более того, в современных условиях воспитание не только способствует развитию качеств личности человека, характеризующих его мировоззрение, нравственные и социальные позиции, но и служит фундаментом формирования общества и государства, науки и культуры.
В исследованиях педагогов-современников Е.Н. Яковлевой и М.С. Якушкиной просветительство трактуется как деятельность, выходящая за рамки организованного учебного процесса и направленная на широкую общественную аудиторию [11; 12], а также как нестандартизированный процесс распространения достижений науки и культуры и иных социально значимых сведений среди представителей широких слоев населения [12, с. 357].
Понятие «музыкально-просветительская деятельность» в научных трудах ряда исследователей отождествляется с термином культурно-просветительская деятельность и сводится к необходимой профессиональной и общественной деятельности, «направленной на вовлечение разных групп населения в процесс непрерывного просвещения.» [2].
музыкально-просветительская деятельность - предмет изучения многих педагогов и музыкантов современности: опубликованы научные статьи, учебные пособия и монографии. За последние годы значительно расширился диапазон тематики диссертационных исследований по данному направлению, и, как следствие, результаты апробируются и внедряются в практику образовательных организаций. В данной статье хотелось бы рас-
КИЕ НАУКИ -
смотреть ряд принципиально важных моментов, отраженных в научных трудах нескольких соискателей.
Так, в работе Л.Л. Мельниковой [1] акцентируется внимание на характеристике понятия «музыкально-просветительская деятельность», автор трактует его как передачу и расширение знаний о музыкальном искусстве; высказывает мнение о том, что в основе музыкального просветительства лежат принципы пропаганды шедевров музыкальной культуры мира; популяризации музыкальных произведений золотого фонда; приобщения к отечественным и зарубежным музыкальным традициям. Исследователь обосновывает также цель музыкально-просветительской деятельности -нравственное и духовное развитие личности и общества [1].
В диссертационной работе С.В. Ручим-ской [8] представлена теоретико-методическая модель формирования просветительской направленности в процессе профессиональной вузовской подготовки педагога-музыканта, основанная на аксиологическом, антропологическом, системном, культурологическом, индивидуально-деятельностном подходах; описаны этапы становления просветительства в профессиональном образовании педагога-музыканта, определены цели и задачи деятельности просветителя на каждом из этапов. Кроме того, в работе реализована авторская методика диагностики уровней сформирован-ности просветительства в процессе обучения студентов-музыкантов [Там же].
Обращаясь к проблеме подготовки педагога-музыканта в сфере культурно-просветительской деятельности, Е.Л. Рудой в своем исследовании [7] раскрывает содержание и методы культурно-просветительской работы педагога-музыканта в процессе профессионального образованияв вузе. Наряду с этим здесь описаны компоненты профессиональной подготовки педагога-музыканта в области культурно-просветительской работы, выявлены и обоснованы педагогические условия осуществления культурно-просветительской деятельности.
особый интерес вызывает арт-проект, предложенный автором в контексте освоения инновационных технологий арт-менедж-мента. По мнению исследователя, введение в образовательный процесс современного вуза технологий арт-менеджмента выявляет связь развивающейся личности с разнообразными сторонами художественной куль-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
туры, обеспечивает возможность ее осмысления, развивает творческое воображение студентов, позволяет выйти за пределы одного вида искусства в полихудожественную и социально-культурную деятельность. Автор доказывает, что подготовка и реализация на местах региональных арт-проектов являются эффективным условием профессиональной подготовки будущих специалистов [7].
Характеризуя понятие «музыкальное просветительство», Е.Н. Яковлева рассматривает его как публичную художественно-творческую деятельность, осуществляемую на стыке науки и искусства в виде распространения информации, направленной на музыкальную пропаганду и приобщение широкого круга населения к музыкальному искусству, на формирование художественного сознания, культуры и высоких духовных ориентиров и ценностей личности и общества [9]. Автор отмечает, что данный феномен является важнейшим компонентом музыкальной культуры и влияет на развитие и общества, и самого искусства.
В диссертационной работе Е.Н. Яковлевой [11] представлена классификация форм и видов музыкального просветительства; определена первостепенная роль просветительской деятельности в современной культурной политике России и ее направленность на подрастающее поколение; выявлена роль музыкальной культуры региона в музыкально-эстетическом воспитании детей и молодежи (на примере изучения краеведческих и современных музыкально-просветительских проектов Курской области). В данном иследо-вании представлена концепция музыкального просветительства в молодежной среде, могущая, по мнению исследователя, служить основой развития музыкального искусства и культуры в России на современном этапе. Она представляет собой некую систему взаимодействия направлений просветительской деятельности и включает следующие составляющие: обогащение традиций музыкального просветительства; изучение и пропаганду региональной культуры и опору на региональные кадры музыкантов-просветителей; опору на принципы просветительской деятельности. Важнейшими условиями успешной организации музыкально-просветительской деятельности, с точки зрения Е.Н. Яковлевой, являются изучение целевой аудитории просветительства с ориентацией на молодежную среду и подготовка кадров музыкантов-просветителей.
Специалист в области музыкально-педагогического образования ориентирован на различные виды музыкально-педагогической деятельности, где особое место занимает просветительская работа (наряду с исследовательской, проектной и педагогической). образовательная практика вуза нацелена на подготовку педагога-музыканта, владеющего широким спектром профессиональных компетенций (общекультурные, общепрофессиональные, музыкально-теоретические, музыкально-исполнительские и др.), базовой доминантой которых являются сформированные коммуникативные умения и навыки.
Стоит отметить, что в психолого-педагогической литературе представлены различные подходы к определению содержания понятий «коммуникация» и «общение». Одни ученые (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.А. Реан и др.) рассматривают их в контексте образовательного процесса; другие (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бо-далев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, П.Е. Решетников, И.И. Рыданова и др.) раскрывают сущность, содержание, формы и средства данных явлений; третьи (З.И. Васильева, И.Я. Зю-зан, Г.А. Ковалёв, Н.В. Кузьмина, Н.В. Седова и др.) говорят о способах развития коммуникативных умений педагога.
В музыкальном образовании некоторые аспекты коммуникативной компетентности нашли отражение в трудах Э.Б. Абдулли-на, Е.В. Николаевой (коммуникативно-организаторская деятельность педагога-музыканта, условия ее осуществления); П.В. Аниси-мова, Г.С. Тарасова (средства и приемы художественно-коммуникативного воздействия музыки); М.Г. Арановского, А.Ю. Кудряшо-ва, В.В. Медушевского, В.Н. Холоповой и др. (коммуникативные возможности воздействия музыки в процессе восприятия) [13].
Приведенные исследования свидетельствуют о том, что коммуникативная компетентность рассматривается отечественными учеными как обязательная составляющая общей профессиональной компетентности будущего специалиста. Ее формирование в процессе вузовской подготовки осуществляется в результате теоретического обучения и практического освоения учебного материала, а также во время самообразования обучающихся.
Осмысление проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего педагога-музыканта требует обращения к прак-
педагогические науки
тическому опыту подготовки к музыкально-просветительской деятельности обучающихся музыкального отделения Института истории и культуры Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина.
С целью углубления знаний, формирования коммуникативных компетенций в области музыкально-просветительской деятельности вариативная часть учебного плана по направлению подготовки «Педагогическое образование (профиль "Музыка")» была расширена следующими теоретическими дисциплинами: «Народное музыкальное творчество», «музыкальное краеведение», «Режиссура музыкальных программ и праздников», «Технология организации досуговой деятельности детей», «музыкально-просветительский практикум» и др. В обязательном порядке на вышеперечисленных дисциплинах рассматриваются вопросы коммуникативного взаимодействия ведущего и зрителя, музыканта-исполнителя (в нашем случае студента) и слушателя, ведущего и музыканта-исполнителя в условиях проведения концерта; формируются умения вступать в контакт и управлять вниманием аудитории, слушать и понимать партнера, разрешать непредвиденные ситуации в случае их возникновения. Иными словами, теоретический и практический материал, предложенный для изучения студентам, построен так, чтобы обучающиеся могли делать самостоятельные выводы, находить решения и разрешения возникающих противоречий.
Совершенствование практических исполнительских навыков музыканта-просветителя осуществлялось на дисциплинах «Класс основного музыкального инструмента», «Исполнительская деятельность педагога-музыканта», «музыкально-педагогический практикум», «Вокальная подготовка», «Хоровой класс и практическая работа с хором» и др. здесь студенты кроме работы над музыкально-исполнительским мастерством овладевают навыками артистизма и сценической культуры, умением сосредоточиться, «прожить» и передать средствами музыкальной выразительности эмоциональную окрашенность исполняемого произведения, а также наладить вербальный контакт с аудиторией и обратную связь, осуществляемую с помощью личностного отношения зрителя к происходящему на сцене.
Уровень коммуникативной компетенции студента-музыканта напрямую зависит и от его самовоспитания и самообразования. Лишь
самостоятельное накопление и расширение знаний за счет изучения научной и методической литературы, наблюдения за работой опытных и начинающих музыкантов, анализа собственной практической деятельности поможет студентам достигнуть уверенности в общении со зрительской аудиторией. Итогом самостоятельной работы обучающихся в контексте подготовки к концертной деятельности и профессиональному общению стало проведение тестирования и различных тренингов, позволяющих выявить уровень овладения студентами теоретического и практического материала.
С целью повышения уровня самообразования и самовоспитания студента-музыканта, расширения музыкально-просветительской деятельности в вузе и городе на кафедре музыкального образования была организована студенческая филармония, реализующая следующие функции:
- профориентационная деятельность (привлечение абитуриентов на музыкальное отделение);
- участие обучающихся в практико-ориентированной деятельности просветителя (освоение ролей организатора мероприятия, сценариста, ведущего, исполнителя, звукорежиссера);
- непосредственно музыкально-просветительская работа (передача знаний и информации о музыкальном искусстве зрительской аудитории).
Первые концерты студенческой филармонии, организованные для школьников города, выявили определенные недостатки в подготовке и проведении мероприятий, среди которых несформированность практических умений и навыков в области музыкально-просветительской деятельности, отсутствие опыта работы у обучающихся в роли организатора, ведущего, сценариста, режиссера и т. д. С течением времени студенческая филармония стала функционировать как творческое объединение студентов и преподавателей отделения, организующее музыкально-просветительские программы для обучающихся общеобразовательных и музыкальных школ, средних профессиональных и высших образовательных организаций города. Основная форма просветительского мероприятия -беседа-концерт (тематическая программа), периодичность его проведения - 1 раз в месяц. разнообразная тематика определяла содержание программ и направленность концертов
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
(историко-стилевые, монографические, национально-стилистические), а подведение итогов становилось важным этапом музыкально-просветительской работы. Анализу подвергалась вся технология организации и осуществления мероприятия, включая музыкальные номера, предварительную организационную работу, работу сценариста, ведущего, звукорежиссера, атрибутику концерта, использование интерактивных средств, подготовленность зрительской аудитории. Отмечались как самые успешные, так и негативные моменты, допущенные ошибки тщательно разбирались и рассматривались пути их устранения с целью снижения вероятности повторения в будущем.
Несмотря на профессиональную подготовку обучающихся к осуществлению музыкально-просветительской работы в условиях деятельности студенческой филармонии, иногда все же возникали вопросы (в основном организационного характера), требующие особого внимания со стороны преподавателей, курирующих данную работу. Например, допустимая доля импровизационности в процессе проведения публичного концертного мероприятия, позволяющая вносить лишь некоторые изменения (сокращение или расширение) теоретического материала, замену намеченных ранее музыкальных произведений новыми и т. д. В таких ситуациях ведущему и организатору мероприятия приходится принимать кардинальные решения, проявлять по отношению друг к другу взаимовыручку и взаимопомощь, уметь выполнять (взять на себя) функции другого члена коллектива, что в конечном итоге сказывается на успешности проведенного мероприятия.
Таким образом, функционирующая в вузе студенческая филармония стала важной составляющей музыкально-образовательного пространства университета. оправдывая свое предназначение - пропаганду и популяризацию музыкального искусства, реализацию творческих проектов - филармония как творческое объединение обрела собственную аудиторию, а будущие педагоги-музыканты получили возможность на практике реализовывать свои профессиональные знания и коммуникативные умения в области музыкально-просветительской деятельности.
Список литературы
1. Мельникова Л.Л. Методика формирования профессиональной готовности преподавателя
колледжа искусств к концертно-просветительской работе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
2. Модельный закон о социально-культурной деятельности: принят в г. Санкт-Петербурге 25 нояб. 2016 г. Постановлением 45-15 на 45-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultantru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=INT&n=60128#06562248844401632 (дата обращения: 17.02.2018).
3. Об утверждении Основ государственной культурной политики [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 24 дек. 2014 г. № 808. URL: http:// library.stu.ru/files/Ykaz_Presidenta_N_808.pdf (дата обращения: 16.03.2018).
4. Просветительство [Электронный ресурс] // Ахиезер А. Социокультурный словарь. URL: https:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/ahiez/06.php (дата обращения: 12.06.2018).
5. Просветить [Электронный ресурс] // Толковый словарь Ушакова. URL: http://ushakovdiction-ary.ru/word.php?wordid=60608 (дата обращения: 10.06.2018).
6. Просвещение [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь. URL: https://gu fo.me/dict/bes/ПРОСВЕЩЕНИЕ (дата обращения: 12.06.2018).
7. Рудой Е.Л. Профессиональная подготовка педагога-музыканта в сфере культурно-просветительской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2015.
8. Ручимская С.В. Феномен просветительства в профессиональной подготовке педагога-музыканта: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.
9. Словарь современного русского литературного языка. М. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. Т. XI.
10. Яковлева Е.Н. Введение в музыкальное просветительство: учеб. пособие. Курск: ОБУК «Участок оперативной полиграфии», 2016.
11. Яковлева Е.Н. Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области): автореф. дис. . д-ра искусствоведения. Саратов, 2016.
12. Якушкина М.С., Илакавичус М.Р. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ // Науч. диалог. 2016. № 3(51). С. 354364.
13. DisserCat: науч. электрон. библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnoi-gotovnosti-uchitelya-muzyki-k-ped-agogicheskoi-deyatelnosti#ixzz5DTC73Jjz (дата обращения: 19.02.2018).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
* * *
1. Mel'nikova L.L. Metodika formirovanija professional'noj go-tovnosti prepodavatelja kolledzha iskusstv k koncertno-prosvetitel'skoj rabote: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2005.
2. Model'nyj zakon o social'no-kul'turnoj de-jatel'nosti: prinjat v g. Sankt-Peterburge 25 nojab. 2016 g. Postanovleniem 45-15 na 45-m plenarnom zasedanii Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&bas e=INT&n=60128#06562248844401632 (data obra-shhenija: 17.02.2018).
3. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj kul'-turnoj politiki [Jelektronnyj resurs]: Ukaz Prezidenta RF ot 24 dek. 2014 g. №2 808. URL: http://library.stu.ru/ filesAYkaz_Presidenta_N_808.pdf (data obrashhenija: 16.03.2018).
4. Prosvetitel'stvo [Jelektronnyj resurs] // Ahie-zer A. Sociokul'turnyj slovar'. URL: https://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/ahiez/06.php (data obrashhenija: 12.06.2018).
5. Prosvetit' [Jelektronnyj resurs] // Tolkovyj slo-var' Ushakova. URL: http://ushakovdictionary.ru/word. php?wordid=60608 (data obrashhenija: 10.06.2018).
6. Prosveshhenie [Jelektronnyj resurs] // Bol'-shoj jenciklopedicheskij slovar'. URL: https://gufo. me/dict/bes/PROSVEShhENIE (data obrashhenija: 12.06.2018).
7. Rudoj E.L. Professional'naja podgotovka pe-dagoga-muzykanta v sfere kul'turno-prosvetitel'skoj dejatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2015.
8. Ruchimskaja S.V. Fenomen prosvetitel'stva v professional'noj podgotovke pedagoga-muzykanta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2010.
9. Slovar' sovremennogo russkogo literaturnogo jazyka. M. - L.: Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1961. T. XI.
10. Jakovleva E.N. Vvedenie v muzykal'noe pro-svetitel'stvo: ucheb. posobie. Kursk: OBUK «Uchastok operativnoj poligrafii», 2016.
11. Jakovleva E.N. Vozrozhdenie tradicij mu-zykal'nogo prosvetitel'stva v molodezhnoj srede (na materiale regional'noj kul'tury Kurskoj oblasti): avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedenija. Saratov, 2016.
12. Jakushkina M.S., Ilakavichus M.R. Pro-svetitel'stvo kak resurs razvitija prostranstva obra-zovanija vzroslyh gosudarstv-uchastnikov SNG // Nauch. dialog. 2016. № 3(51). S. 354-364.
13. DisserCat: nauch. jelektron. biblioteka dis-sertacij i avtoreferatov [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kom munikativnoi-gotovnosti-uchitelya-muzyki-k-pedagogi cheskoi-deyatelnosti#ixzz5DTC73Jjz (data obrashhenija: 19.02.2018).
О Бориев А.К., 2018
Musical and educational activity as a condition of improvement of communicative competence of a future teacher of music
The article deals with the process of training professional staff to organize music and educational work with various age groups. The educational practice of a university is focused on the formation of a wide range of vocational competences, and communication skills play a special role among them. In the context of formation of readiness for musical and educational activities of a future teacher of music, the article presents the experience of successful organization and functioning of the student philharmonic as a creative association of students and teachers.
Key words: music educational activity, music teacher, communicative skills, student philharmonic.
(Статья поступила в редакцию 05.06.2018)
А.к. Бориев
(Саратов)
интеллектуальная деятельность курсанта военного вуза в проблемном поле профессионально-служебной адаптации
Анализируется роль интеллектуальных структур в развитии процессов адаптации курсантов военных вузов. Выбор курсантом необходимой интеллектуальной стратегии вызван необходимостью решения проблем коллективного взаимодействия, возникающего в процессе профессионально-служебной адаптации курсантов. В настоящей статье выбор стратегии адаптации означает выбор стратегии интеллектуальной деятельности в контексте оппозиции «ассимиляция - аккомодация».
Ключевые слова: воинский коллектив курсантов, уровни развития коллектива курсантов, взаимодействие курсантов, технология профессионально-служебной адаптации, интеллектуальные стратегии адаптации.
1. Введение. Изучению адаптации курсантов военного вуза к профессионально-служебной деятельности посвящена работа И.В. Ревкова [7]. Исследователь понимает