Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА В СТРУКТУРЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА В СТРУКТУРЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ДИАЛОГИЧНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / КЕЙС-СТАДИ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярыгина Наталья Александровна

В современных условиях крайне актуальным являются обновление парадигмы высшего образования, модернизация технологий профессиональной подготовки лиц, обучающихся в военных вузах, с обязательной ориентацией подготовки выпускников на опережение запросов отрасли. В данной связи автор статьи идентифицирует ключевые направления модернизации образовательных программ и технологий в военных вузах. Отмечается, что военные вузы, в сопоставлении с иными высшими учебными учреждениями страны, в наименьшей степени склонны к видоизменению своих педагогических практик и экспериментированию с подачей учебного материала. В военных вузах до сих пор главенствует классическая педагогическая модель, в рамках которой обучающийся - это пассивный реципиент новой информации, а педагог - активный источник ее трансляции. В статье произведен анализ конкретных способов эффективизации обучения будущих военных в вузах в контексте педагогической концепции об интерактивном обучении. Отдельно рассматриваются методы кейс-стади и военно-профессиональной игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярыгина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL LESSONS OF OPEN TYPE IN THE STRUCTURE OF THE CURRICULUM OF A MILITARY UNIVERSITY

Nowadays it is rather important to update the paradigm of higher education, modernize the technologies for vocational training of people studying in military universities, with the obligatory orientation of training graduates to stay ahead of the demands of the industry. In this regard, the author of the article identifies the key areas for such educational modernization in military universities. It is noted that military universities, in comparison with other higher educational institutions of the country, are the least inclined to modify their pedagogical practices and experiment with the presentation of educational material. In military universities, the classical pedagogical model still dominates, in which the student is a passive recipient of new information, and the teacher is an active source of its transmission. The article analyzes specific ways to improve the training of future military in universities in the context of the pedagogical concept of interactive learning. The methods of case study and military-professional game are considered in details.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА В СТРУКТУРЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

Практические занятия открытого типа в структуре учебных планов военного вуза

Ярыгина Наталья Александровна,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общепрофессиональных дисциплин Московского высшего общевойскового командного училища E-mail: lartchik@mail.ru.

В современных условиях крайне актуальным являются обновление парадигмы высшего образования, модернизация технологий профессиональной подготовки лиц, обучающихся в военных вузах, с обязательной ориентацией подготовки выпускников на опережение запросов отрасли. В данной связи автор статьи идентифицирует ключевые направления модернизации образовательных программ и технологий в военных вузах. Отмечается, что военные вузы, в сопоставлении с иными высшими учебными учреждениями страны, в наименьшей степени склонны к видоизменению своих педагогических практик и экспериментированию с подачей учебного материала. В военных вузах до сих пор главенствует классическая педагогическая модель, в рамках которой обучающийся - это пассивный реципиент новой информации, а педагог - активный источник ее трансляции. В статье произведен анализ конкретных способов эффективизации обучения будущих военных в вузах в контексте педагогической концепции об интерактивном обучении. Отдельно рассматриваются методы кейс-стади и военно-профессиональной игры.

Ключевые слова: высшее образование, учебный план, интерактивность, диалогичность, интерактивные формы обучения, кейс-стади, военно-профессиональная игра.

о с

CJ

см см о см

СП

Согласно положениям Национальной образовательной доктрины на период до 2025 г., утвержденной в Российской Федерации, приоритетным вектором развития образовательной системы страны является «развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий» [10]. Трансформационные процессы, происходящие в социуме, массовое проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы бытия человека, распространение новых профессий в оборонной сфере, возникновение нестандартных форм занятости - все это приводит к необходимости обновления парадигмы высшего образования, модернизации технологий профессиональной подготовки лиц, обучающихся в военных вузах, с обязательной ориентацией подготовки выпускников на опережение запросов отрасли и при учете долгосрочных перспектив прогрессивного развития страны [2, с. 13]. При этом можно отметить нарастание интенсивности дискуссий, направленных на критику текущего состояния системы высшего образования. Множество исследователей выражает мнение о деструкции важных компонентов существующей образовательной парадигмы в процессе следования образовательным инновациям; речь также идет об отсутствии стабильности и цельности в реформировании вузовского образования [6, с. 188].

Военные вузы страны все чаще предпринимают попытки обновления педагогических технологий, стремясь выпускать высококонкурентоспособных, компетентных и квалифицированных специалистов, инициативных и профессионально мобильных, обладающих активной жизненной позицией и способных к адаптации к динамическим условиям окружающей действительности.

Изменения, происходящие в современной постиндустриальной цивилизации, непосредственным образом затрагивают будущих профессионалов, обучающихся в учебных учреждениях военного профиля. Выпускники таких вузов должны быть готовы к выстраиванию конструктивной высокотехнологичной коммуникации в контексте интеграции онлайн и офлайн форматов; они должны обладать навыками индивидуальной и командной работы, демонстрировать управленческие способности при руководстве людьми и в управлении многофункциональными автоматизированными системами. Соответственно, перед военными вузами стоит важнейшая задача по воспитанию специалистов, обладающих комплексными компетенциями - универсальными, общепрофессиональными и профессиональными, как собствен-

но, и предписано текстами федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Все вышеизложенное позволяет нам идентифицировать ключевые направления модернизации образовательных программ и технологий в военных вузах:

1) Наделение реальным приоритетом дисциплин практико-ориентированной профессиональной подготовки, которые смогут обеспечить тесную взаимосвязь образовательной деятельности со сферой будущего труда (т.е. сократить «разрыв» между теорией и практикой);

2) Повышение адаптивности и мобильности учебного плана посредством увеличения количества и объема вариативных образовательных модулей, тематик и дисциплин;

3) Регулярная обновляемость учебных программ, исходящая из динамики социального запроса, развития науки и техники, появления новых сфер деятельности в рамках военной отрасли;

4) Следование принципу практикоориентирован-ности за счет увеличения часов, отведенных под практикумы, семинары, полевые исследования, за счет сокращения лекционных часов;

5) Задействование практиков, работодателей в качестве заинтересованных участников образовательных отношений; возможность проведения экспертиз образовательной программы специалистами оборонного сектора;

6) Создание условий обучения, сближенных с профессиональными реалиями выпускника военного вуза.

Л.Н. Бережнова и М.В. Крылов, по результатам анализа текущих образовательных программ и учебных планов, утвержденных военными вузами России, приходят к выводу о наличии пробела между «приобретенными курсантами за период обучения в военном вузе и зафиксированными в реальности педагогическими знаниями, умениями и навыками, без которых невозможна их успешная профессиональная деятельность в войсках» [3, с. 33]. Кроме того, исследователи говорят об устаревании методического обеспечения военных вузов: учебники и учебные пособия, выпускаемые сегодня и применяемые в вузовском обучении, практически неотличимы от изданий прошлых лет. Безусловно, из новых учебных пособий для военных вузов изъята неактуальная коммунистическая риторика, а сами тексты осовремениваются за счет точечных включений современных материалов, они, кроме того, «приукрашены психологическими теориями и концепциями» [3, с. 34], однако их смысловая сущность остается прежней.

К сожалению, военные вузы, в сопоставлении с иными высшими учебными учреждениями страны, в наименьшей степени склонны к видоизменению своих педагогических практик и экспериментированию с подачей учебного материала. В военных вузах до сих пор главенствует классическая педагогическая модель, в рамках которой обучающийся - это пассивный реципиент новой инфор-

мации, а педагог - активный источник ее трансляции. Такой метод получения нового знания априори не может являться эффективным: только небольшая доля информации, полученной таким образом, усваивается, фиксируется в сознании обучающегося; более того, даже при высоком уровне усвоения новых данных учащийся не умеет оперировать ими, соотносить их с реальными обстоятельствами. По сущности, знаниевый пласт, полученный пассивно, остается таковым и в последующем. Схожие тезисы содержатся в публикациях вышеотмеченных авторов Л.Н. Бережновой и М.В. Крылова: «как никогда, в военном вузе необходимо опережающее образование, суть которого заключается в развитии мышления: не знание само по себе - есть сила, а разумное оперированием им» [3, с. 34].

При этом нельзя сказать, что укорененность традиций в высшей педагогике при обучении будущих военных обусловлена недостатком теоретических и экспериментальных разработок в области внедрения современных педагогических технологий. Более того, анализ публикаций, диссертационных и монографических работ, изданных за последнее десятилетие, показывает, что педагогическая наука накопила колоссальный массив знаний о закономерностях и принципах эффективного обучения военнослужащих. Следовательно, актуальной представляется реализация объяснительных, аналитических и проектировочных усилий, которые помогут внедрить существующие наработки в образовательную практику.

В данной связи обратимся к анализу конкретных способов эффективизации обучения будущих военных в вузах в контексте обозначенных нами выше принципов практической ориентированности, интерактивности, диалогичности и проч. Структура профессиональной подготовки курсантов военного вуза включает в себя виды, методы и формы внеучебной и учебной деятельности и разнообразные технологии организации этой деятельности [7, с. 157]. Как справедливо отмечают А.С. Корсаков с соавт., в рамках любой формы учебной деятельности крайне важным является практическое иллюстрирование учебного материала - соотнесение его с реальной ситуацией. Соответственно, педагог должен тщательно подбирать дидактический материал, избегать общетеоретических формулировок и формализма; от обзорности следует переходить к аналитичности [7, с. 157]; мы, в свою очередь, можем добавить, что автономность, закрытость преподавателя должна смениться на интеракцию между ним и обучающимися.

Вышеизложенное приводит нас к рассмотрению популярной в педагогической среде категории «интерактивность». Предназначение интерактивных педагогических технологий заключается, по Т.Г. Мухиной, в развитии базовых компетенций и метакомпетенций, формировании необходимых в будущей профессии умений и навыков, а также в привитии осознанного отношения к об-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

учению и развитии психологической готовности внедрять в реальную практику усвоенные навыки [1]. С.Б. Ступина говорит, в свою очередь, о том, что интерактивное обучение - это общение диалогического характера [12]; В.П. Быков дефиниру-ет интерактивное обучение как «специфическую форму организации познавательной деятельности обучающихся, ориентированную на повышение мотивации и развитие познавательного интереса»; ядром интерактивного обучения, согласно исследователю, является диалоговая активность, совместное творчество, формирование аналитических, коммуникативных, рефлексивных умений, необходимых будущим военным специалистам [4, с. 38].

Интерактивное обучение выстраивается на основании определенных дидактических принципов: принцип сотрудничества, реализуемый за счет активности в микрогруппах; принцип ориентации на проблемные ситуации; принцип диалога или полилога; принцип практической направленности -отражение реальных ситуаций, возникающих в военной службе. Интерактивное обучение позволяет раскрыть потенциал обучающихся и потенциал самого педагога; такие занятия становятся занятиями особого, открытого диалогического типа, и именно они, по нашему мнению, являются наиболее перспективными при внедрении в массовую образовательную практику. Преподаватель в рамках подобной интеракции становится модератором, консультантом или помощником; совместный характер деятельности позволяет ему также выступать участником обсуждения проблем.

Одним из наиболее интересных и в наибольшей степени интерактивных является такой метод обучения, как «кейс» / «кейс-стади». Сам по себе термин имеет англоязычную этимологию (англ. case, 'происшествие', 'событие') и был, соответственно, позаимствован из западной педагогики, где данный метод успешно применяется в течение пяти десятилетий [8]. В.В. Нестеров и Л.А. Золо-товская определяют кейс-методику следующим образом: занятие, в фокусе которого находится прецедент - сегмент фактического материала - анализируемый в сотворчестве преподавателя и обучающихся; а также в качестве технологии с синергетическим эффектом, направленной на иммерсивный опыт - т.е. на «погружение» обучающихся и преподавателя в ситуацию [11, с. 93].

А.С. Земскова говорит о вариативности форм кейс-метода и возможности активировать разные когнитивные методы познания: моделирование, анализ, проблемный метод, дескриптивный метод, игровой метод, дискуссия как метод [5, с. 14]. В.П. Быков говорит о том, что в современных военных вузах страны данный метод только начинает свое распространение и нередко именуется 5 по-разному: кейс-стади, ситуационные задачи, си-5 туационный анализ, анализ инцидента, игровое й симулирование и т.п. [4, с. 42]. ° Работа с «кейсом» важна по той причине, ¡в что кейс опирается на субъективный опыт, полу-

ченный работающим специалистом, а не на тео-ретизированную, «идеальную» задачу, которая вряд ли встретится военному при несении службы. В.В. Нестеров и Л.А. Золотовская говорят о том, что благодаря регулярной практике внедрения кейс-стади в учебные планы в военных вузах учащийся «овладевает различными видами инициативных актов в учебном сотрудничестве, генерирует идеи», а также развивает навыки работы в условиях неопределенности [11, с. 94].

С.Б. Ступина представляет следующие типы учебных кейсов: 1) кейс-иллюстрация, выступающий наглядным примером действительной закономерности, механизма, причинно-следственной взаимосвязи; 2) кейс-проблема; 3) кейс-оценка, предполагающий оценку обстоятельств, ресурсов и принятого в соответствии с ними решения; 4) кейс-упражнение (кейс-задача), выполнение которого требует обращения к научной литературе, нормативному массиву или справочникам [12].

Классифицировать кейс-технологии можно и на базисе критерия специфики рассматриваемого кейса. В данном случае можно выделить (1) кейс, основанный на известной ситуации (подобную задачу можно разрешить самостоятельно, а затем сличить с образцами ее решения, выработанными реальной практикой); (2) кейс, основанный на ситуации, аналогичной или схожей с известной: кейс в данном случае не будет тождественным известному, но в целом будет похож на него, а обучающиеся в таком случае учатся действовать в знакомых, но несколько видоизмененных обстоятельствах; такой кейс можно разрешить также с использованием «образцовых» паттернов, но при этом требуется отслеживать то, в какой степени новые варьируемые факторы оказывают влияние на методику решения; (3) кейс, выстроенный на основе новой случайной ситуации, не имевшей место ранее в профессиональной деятельности военных кадров; невозможность разрешить такой кейс посредством обращения к справочной литературе, к учебным пособиям или к образцам разрешения кейса приводит к поиску нетривиальных, креативных путей анализа, оценки и решения ситуации.

Открытие границ мышления посредством вышеописанных «открытых» занятий (в противовес формализованным) - крайне важная задача в обучении будущих военных. Вузовский курс должен открывать границы мышления, обучать мыслить адаптивно, реактивно и динамично, но вместо этого учебные программы проводят четкую грань между академическими дисциплинами, а выпускник военного вуза в результате получает массив теоретических знаний, фрагментированный согласно отдельным научным векторам. Профессиональная деятельность же априори не может быть такой «мозаикой» - она являет собой цельное, неразрывное единство обстоятельств, ситуаций, реакций и требований. Соответственно, помимо профессиональных компетенций крайне важно развивать открытость и динамичность мышления,

навык объединять полученные знания в единый применимый на практике массив знаний и умений (условно назовем данное свойство профессионального профиля военного метакомпетенцией). Безусловно, вся деятельность командира - это бесконечный выбор, и по этой причине отсутствие креативности в мышлении военного «в рамках боевой обстановки увеличивает возможности противника предугадать вероятные направления деятельности войск» [4]. Пожалуй, в контексте формирования метакомпетенций будущих военных именно кейсы представляются наиболее перспективной формой обучения (Таблица 1):

Таблица 1. Векторы формирования метакомпетенций будущих военных посредством кейс-методик

Направление развития метакомпетенций Ключевой навык Аспект развиваемой метакомпе-тенции

Работа с исходящими и входящими данными Инфор -мацион-но -аналитические навыки Использование приёмов всестороннего анализа данных, касающихся ситуаций, возникающих в профес -сиональной деятельности. Отработка умения истребования до -полнительной информации в целях уточнения исходных обстоятельств. Отработка умения формулировать поисковые запросы.

Принятие оперативных (тактических) и стратегических решений Навык принятия ре -шений Умение оперативно принимать решения. Умение рассматривать альтернатив -ные опции при принятии решения в ситуации. Умение выработки плана действий.

Вербализация точки зрения Комму-ника тивный навык Отработка навыка вербализации -изложения собственной точки зре -ния. Отработка навыка самопрезентации. Отработка навыка конструктивной критической оценки точки зрения других.

Анализ прошлого опыта, в том числе собственного Рефлексивный навык Умение производить анализ чужого и собственного опыта и прогнозиро -вать пути совершенствования даль -нейшей работы. Умение истребования и анализа об -ратной связи.

Следует отметить, что кейс-методика являет собой анализ совершенного события, т.е. аналитические усилия в рамках кейса так или иначе направлены в прошлое. При этом, существуют и методики, которые позволяют обратиться к будущим ситуациям, симулируя их. Примером подобной симуляции (моделирования ситуации, возникающей в профессиональной деятельности военного специалиста) является, помимо прочих, военно-профессиональная игра. А.И. Шишков говорит о том, что военно-профессиональная игра (ВПИ) - это своего рода репетиция профессиональной деятельности, «позволяющая представить ролевые функции в различных условиях и ситуациях» [14, с. 281].

Базисом ВПИ является концептуальная триада «имитация - роль - инсценировка»: обучающийся в процессе игры должен стремиться к полному погружению в роль, выделенную ему, имитировать действия, которые предполагают выполнение этой роли и инсценировать предложенные обстоятельства исходя из рамок ролевой функции. Внедрение в учебные планы ВПИ будет способствовать не только формированию компетенций, представленных в Таблице 1 выше, но и положительно сказываться на мотивации к учебной практической деятельности [13, с. 48]. Согласимся с А.И. Шишковым: мотивационный потенциал ВПИ колоссален: они актуализируют широкий спектр мотивов курсантов, которые полноценно задействовать в ходе традиционного обучения невозможно в принципе: любопытства, общения (особенно в неожиданном контексте), азарта, состязательности, самосовершенствования и проч. [14, с. 281]

Безусловно, перечень «открытых» методологий обучения в военных вузах не исчерпывается вышепредставленными. П.В. Мусиец, к примеру, рекомендует к применению в военных вузах, помимо кейс-стади, проектный метод работы, брейн-сторминг, интеллект-карты, метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно, методы теории решения изобретательских задач [9]. В.П. Быков расширяет данный список практикумами-беседами, дискуссиями, соревновательной работой на занятиях в малых группах (группа офицеров командного пункта, группа обработки информации и проч.), мини-конференциями и брифингами [3].

В заключение следует отметить: тот факт, что сегодня в военных вузах страны лекции и семинарские занятия проводятся в традиционной форме, является, скорее, недостатком данного сегмента образовательной системы. Следует обратить внимание на поиск путей имплементации открытых - диалогичных и интерактивных - форматов обучения. Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования мета-компетенции курсантов побуждает их к проявлению творческого, исследовательского подхода. Следование традиционному подходу в обучении курсантов приведет, пожалуй, только к тому, что выпускники военных вузов будут обладать лишь приблизительным представлением о тех ситуациях, с которыми они столкнутся в военной службе. Кроме того, в данном случае обнаружится необходимость «доучивать» специалистов на местах, а это, в свою очередь, замедляет их включение в деятельность подразделений и снижает эффективность воинской системы в целом.

Литература

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.

2. Апанасюк, Л.А. Современные требования к профессиональной подготовке выпускни-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

о с

U

см а>

ков вузов / Л.А. Апанасюк, Ю.П. Яблонских, И.П. Шишковская // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-2. -С.12-15.

3. Бережнова, Л.Н. Педагогика и перспективы её развития в военных вузах внутренних войск МВД России / Л.Н. Бережнова, М.В. Крылов // Ученые записки университета Лесгаф-та. - 2013. - № 12 (106). - С. 32-36.

4. Быков, В.П. Интерактивное обучение как основа активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в военном вузе / В.П. Быков // Педагогика: история, перспективы. - 2021. - № 2. - С. 36-43.

5. Земскова, А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе / А.С. Земскова // Совет ректоров. - 2008. - № 8. - С. 12-16.

6. Клеймёнова, Т.Н. Состояние высшего образования в современной России / Т.Н. Клеймёнова, Е.А. Волкова, О.В. Джаксбаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-2. - С. 188-191.

7. Корсаков, А.С. Практическая деятельность курсантов в образовательном процессе военного вуза как фактор повышения профессиональной мобильности/А.С. Корсаков, В.А. Токарев, А.Н. Тарасов // МНКО. - 2020. - № 2 (81). - С. 156-158.

8. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 48 с.

9. Мусиец, П.В. Интерактивные педагогические технологии в системе высшего военного образования / П.В. Мусиец // Научные исследования и инновации. - 2021. - № 4. - С. 353-362.

10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г. (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).

11. Нестеров, В.В. Интерактивное обучение технология группового взаимодействия в вузах РВСН: формы и методы организации активной познавательной деятельности обучаемых / В.В. Нестеров, Л.А. Золотовская // ВВО. -2022. - № 1 (34). - С. 93-95.

12. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно- методическое пособие / С.Б. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.

13. Шалдяев, В.В. Развивая педагогические технологии о роли инновационных подходов в формировании профессиональных компетенций у выпускников военного вуза / В.В. Шалдяев // ВВО. - 2021. - № 6 (33). - С. 46-50.

14. Шишков, А.И. Применение интерактивных методов проведения занятий в процессе формирования профессиональной компетентности у курсантов военных вузов в ходе тактико-специальной подготовки / А.И. Шишков // Вестник ГУУ. - 2013. - № 10. - С. 278-281.

PRACTICAL LESSONS OF OPEN TYPE IN THE STRUCTURE OF THE CURRICULUM OF A MILITARY UNIVERSITY

Yarygina N.A.

Moscow Higher Combined Arms Command School

Nowadays it is rather important to update the paradigm of higher education, modernize the technologies for vocational training of people studying in military universities, with the obligatory orientation of training graduates to stay ahead of the demands of the industry. In this regard, the author of the article identifies the key areas for such educational modernization in military universities. It is noted that military universities, in comparison with other higher educational institutions of the country, are the least inclined to modify their pedagogical practices and experiment with the presentation of educational material. In military universities, the classical pedagogical model still dominates, in which the student is a passive recipient of new information, and the teacher is an active source of its transmission. The article analyzes specific ways to improve the training of future military in universities in the context of the pedagogical concept of interactive learning. The methods of case study and military-professional game are considered in details.

Keywords: higher education, curriculum, interactivity, dialogicity, interactive learning methods, case study, military-professional simulation game.

References

1. Active and interactive educational technologies (forms of conducting classes) in higher education: textbook / comp. T.G. Mukhina. - N. Novgorod: NNGASU, 2013. - 97 p.

2. Apanasyuk, L.A. Modern requirements for the professional training of university graduates / L.A. Apanasyuk, Yu.P. Yablon-skikh, I.P. Shishkovskaya // Problems of modern pedagogical education. - 2022. - No. 75-2. - P. 12-15.

3. Berezhnova, L.N. Pedagogy and prospects for its development in military universities of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia / L.N. Berezhnova, M.V. Krylov // Scientific notes of the University of Lesgaft. - 2013. - No. 12 (106). - S. 32-36.

4. Bykov, V.P. Interactive learning as a basis for activating the educational and cognitive activity of students in a military university / V.P. Bykov // Pedagogy: history, prospects. - 2021. -No. 2. - S. 36-43.

5. Zemskova, A.S. Use of the case method in the educational process / A.S. Zemskova // Council of Rectors. - 2008. - No. 8. -S. 12-16.

6. Kleimenova, T.N. The state of higher education in modern Russia / T.N. Kleimenova, E.A. Volkova, O.V. Dzhaksbaeva // Problems of modern pedagogical education. - 2021. - No. 71-2. - S. 188-191.

7. Korsakov, A. S., Tokarev V.A., Tarasov A.N. Practical activities of cadets in the educational process of a military university as a factor in increasing professional mobility. - 2020. - No. 2 (81). - S. 156-158.

8. Markova, A.K. Psychology of professionalism / A.K. Markova. -M.: International Humanitarian Fund "Knowledge", 1996. - 48 p.

9. Musiets, P.V. Interactive pedagogical technologies in the system of higher military education / P.V. Musiets // Scientific research and innovation. - 2021. - No. 4. - S. 353-362.

10. National doctrine of education in the Russian Federation for the period up to 2025 (Decree of the Government of the Russian Federation of 04.10.2000 No. 751).

11. Nesterov, V.V. Interactive learning technology of group interaction in universities of the Strategic Missile Forces: forms and methods of organizing active cognitive activity of trainees / V.V. Nesterov, L.A. Zolotovskaya // VVO. - 2022. - No. 1 (34). -S. 93-95.

12. Stupina, S.B. Interactive learning technologies in higher education: a teaching aid / S.B. Stupina. - Saratov: Publishing Center "Nauka", 2009. - 52 p.

13. Shaldyaev, V.V. Developing pedagogical technologies on the role of innovative approaches in the formation of professional competencies among military university graduates / V.V. Shaldyaev // VVO. - 2021. - No. 6 (33). - S. 46-50.

14. Shishkov, A.I. Application of interactive methods of conducting classes in the process of forming professional competence among cadets of military universities in the course of tactical and special training / A.I. Shishkov // Bulletin of the State University of Management. - 2013. - No. 10. - S. 278-281.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.