Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические технологии / интерактивные технологии / профессиональная подготовка военнослужащих / военно-педагогический процесс. / pedagogical technologies / interactive technologies / professional training of military personnel / military pedagogical process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусиец Полина Владимировна

Статья посвящена рассмотрению возможностей и особенностей использования интерактивных педагогических технологий в процессе профессиональной подготовки военнослужащих. Значительное внимание уделяется проблемам использования интерактивности в военно-педагогическом процессе. Авторы показывают, что интерактивные педагогические технологии позволяют эффективно формировать большинство универсальных компетенций, предусмотренных учебными программами военных вузов. Результаты исследования расширяют знания о практическом потенциале инновационных педагогических методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF HIGHER MILITARY EDUCATION

The article is devoted to the consideration of the possibilities and features of the use of interactive pedagogical technologies in the process of professional training of military personnel. Considerable attention is paid to the problems of using interactivity in the military pedagogical process. The authors show that interactive pedagogical technologies make it possible to effectively form most of the universal competencies provided for in the curricula of military universities. The research results expand knowledge about the practical potential of innovative pedagogical methods.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

«Научные исследования и инновации»

УДК 371.3

Мусиец Полина Владимировна Musiets Polina Vladimirovna

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ph.D of Philosophical Sciences, Docent, Associate Professor, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова Military Academy Air and Space Defense named after G. K. Zhukov

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

INTERACTIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF

HIGHER MILITARY EDUCATION

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению возможностей и особенностей использования интерактивных педагогических технологий в процессе профессиональной подготовки военнослужащих. Значительное внимание уделяется проблемам использования интерактивности в военно-педагогическом процессе. Авторы показывают, что интерактивные педагогические технологии позволяют эффективно формировать большинство универсальных компетенций, предусмотренных учебными программами военных вузов. Результаты исследования расширяют знания о практическом потенциале инновационных педагогических методов.

Abstract: The article is devoted to the consideration of the possibilities and features of the use of interactive pedagogical technologies in the process of professional training of military personnel. Considerable attention is paid to the problems of using interactivity in the military pedagogical process. The authors show that interactive pedagogical technologies make it possible to effectively form most of the universal competencies provided for in the curricula of military universities. The research results expand knowledge about the practical potential of innovative pedagogical methods.

Ключевые слова: педагогические технологии, интерактивные технологии, профессиональная подготовка военнослужащих, военно-педагогический процесс.

Key words: pedagogical technologies, interactive technologies, professional training of military personnel, military pedagogical process.

VМеждународная научно-практическая конференция Компетентностный подход, фундирующий методологический базис

федеральных государственных образовательных стандартов высшего

образования, аккумулирует основные принципы системно-деятельностного,

личностно-ориентированного и культурологического подходов в образовании.

Среди них ведущими представляются идеи актуализации полученных знаний в

практической профессиональной деятельности, умения обучающихся

действовать и принимать решения в ситуации неопределённости преобразования

содержательных основ обучения в интегративный результат. Всё это

свидетельствует о том, что в рамках военного вуза внедрение компетентностного

подхода не менее актуально. Однако не следует забывать, что военное

образование имеет свои особенности и нюансы.

Специфика профессиональной подготовки военного специалиста не всегда

учитывается при инкорпорировании общепедагогических идей в структуру

военно-педагогического процесса. Итогом становятся «перегибы» в

требованиях, формализация введения новейших образовательных технологий в

практику обучения и воспитания военных кадров. Косность определённых

военных структур зачастую также не позволяет педагогам активно использовать

прогрессивные образовательные методы в практике преподавания учебных

дисциплин. Тем не менее, современные тенденции развития настоятельно

требуют изменения взглядов на военную педагогику, совершенствования её

методологической базы.

В связи с этим сформулирована цель данного исследования - рассмотреть

педагогические технологии, актуальные в условиях перехода военного вуза на

государственные образовательные стандарты высшего образования нового

поколения (3++) и обосновать возможности их применения в рамках военно-

педагогического процесса.

Понимая под педагогической технологией «совокупность способов

организации учебного процесса (форм, методов, приемов и средств),

реализующихся на практике совокупностью последовательных действий,

операций, связанных с личностью педагога и направленных на передачу

«Научные исследования и инновации» социокультурного опыта» [1, с. 59], особое внимание мы будем уделять

интерактивным технологиям в силу их особой интенсивности, динамичности и

действенности.

В современной системе высшего образования выделяют различные инновационные педагогические технологии. Наиболее популярны следующие из них [2, с. 86-87]: исследовательская (проблемно-поисковая) технология, имитационное моделирование, коммуникативная (дискуссионная) технология и рефлексивная технология. Постараемся показать возможности и особенности их применения в рамках военно-педагогического процесса.

Проблемно-поисковая (эвристическая) технология позволяет сконцентрировать внимание обучающихся на решении конкретных проблем, раскрывающих содержание изучаемых дисциплин. Несомненные плюсы данной технологии - в повышении мотивации обучающихся и в возрастании познавательного интереса: личностная включённость в поиск решения, эмоциональное переживание субъективных открытий способствуют не только усвоению базовых положений и понятий темы, но и переводу их в долговременную память. В данном случае велико значение преподавателя, который играет роль «катализатора», направляя эвристическую активность обучающихся и позволяя осмыслить её с позиций актуальных научных парадигм. В то же время, это требует от педагога профессиональной зрелости и высокого уровня мастерства: необходимо умение ставить исследовательскую проблему таким образом, чтобы её решение отвечало требованиям формирования компетенций, предусмотренных учебной программой дисциплины, носило актуальный характер, способствовало индивидуальной заинтересованности обучающихся.

В рамках военного вуза применение эвристической технологии оправдано как в рамках лекционных занятий (проблемная лекция, лекция-панель или бинарная лекция, лекция-провокация (лекция с запланированными ошибками), лекция-пресс-конференция, лекция-дискуссия и др. [3, с. 164]), так и в рамках занятий практической направленности (семинар, лабораторное занятие,

VМеждународная научно-практическая конференция групповое занятие, практическое занятие и др.). Основными формами

интерактивности могут выступать: кейс-стади, метод проектов, мозговой штурм

(брейнсторминг), интеллект-карты, метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де

Боно, методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Проблемно-

поисковая технология направлена, прежде всего, на формирование

универсальных компетенций системного и критического мышления (УК-1) и

разработки и реализации проектов (УК-2).

Применению проблемно-поисковой технологии сопутствует развитие креативного (дивергентного) мышления, способного продуцировать множество решений одной задачи. Без творческого мышления невозможно осуществление «переноса акцента с передачи готовых знаний на организацию совместной познавательной деятельности», что особенно актуально для современного образования [4, с. 220]. Этот момент часто встречает сопротивление как среди командного и преподавательского состава военных учебных заведений, так и среди самих обучающихся. Бытует мнение, что военнослужащему не нужно творческое мышление: его основная задача - исполнять приказы вышестоящего руководства и требования воинских уставов. В то же время, бездумное выполнение приказов ведёт упущенным возможностям, неоптимальным решениям «на местах», формальному («для галочки») подходу к реализации поручений руководства и, как следствие, к неэффективному функционированию Вооружённых сил в целом. Регламентация деятельности командира и войск уставами и наставлениями не абсолютна, она даёт возможность проявления творчества, инициативы, самостоятельности и рационального выбора.

Доктор философских наук, профессор, генерал-майор С. А. Тюшкевич подчёркивает: «вся деятельность командира - бесконечный выбор» [5, с. 189]. Отсутствие креативности в мышлении командира в рамках боевой обстановки увеличивает возможности противника предугадать вероятные направления деятельности войск, что ведёт к ослаблению боевых позиций, потере тактических и стратегических преимуществ, поражению в локальном сражении и в войне в целом.

«Научные исследования и инновации»

С эвристическими технологиями тесно связаны технологии

коммуникативные (дискуссионные), поскольку решение поставленных проблем требует обсуждения, взаимодействия обучающихся. Организация совместной деятельности в педагогическом процессе предполагает формирование коммуникативных навыков, выработку умения согласовывать действия в группе, интенсификацию принятия решений посредством анализа различных точек зрения на обсуждаемую проблему. Данная технология формирует, прежде всего, универсальные компетенции, связанные с взаимодействием: УК-3 Командная работа и лидерство, УК-4 Коммуникация, УК-5 Межкультурное взаимодействие. Среди наиболее распространённых методов коммуникативные технологии используют диспуты, коллоквиумы, научные мини-конференции и брифинги. Возможно также проведение разнообразных психологических тренингов, в том числе коммуникативных, командообразующих и т. д., однако это требует активного включения в образовательный процесс психологической службы вуза, что, к сожалению, не всегда осуществимо.

В данном случае курсанты военных вузов также сталкиваются с рядом проблем. Позитивистская направленность актуальных эпистемологических тенденций приводит к попыткам редуцирования всех наук, в том числе гуманитарной направленности, к точным и строго доказательным. Итогом становится боязнь обучающегося дать «неправильный» ответ, отсутствие когнитивной гибкости, неумение рассуждать, рассматривая проблему с различных точек зрения. Шаблонность мышления в определённой мере поддерживается и существующим в Вооружённых силах порядком: стремление к единообразию, жёсткая регламентированность всех сторон жизни военнослужащих не способствует развитию самостоятельности и креативности познавательных процессов. Зачастую присутствует и поляризованность взглядов, приверженность крайним позициям: либо чёрное, либо белое, а третьего не дано, кто не с нами - тот против нас и т. д. Именно эту «однобокость», склонность не замечать полутонов и призваны скорректировать интерактивные педагогические технологии. Они помогают обучающимся

VМеждународная научно-практическая конференция увидеть всё многообразие возможных мнений по тому или иному вопросу,

выявить пробелы в собственной логике, иначе взглянуть на обсуждаемую

проблему.

Ещё одна из наиболее актуальных интерактивных педагогических технологий - имитационное моделирование - предполагает «воссоздание в учебном процессе каких-либо личностно или профессионально значимых реальных ситуаций, что позволяет не только комплексно воспроизвести различные стороны профессиональной деятельности, но и формировать профессиональный опыт, «погружая» обучающихся в профессиональную среду» [2, с. 88]. Наиболее успешно апробированными интерактивными формами обучения в рамках технологии имитационного моделирования являются: деловая игра, интерактивная экскурсия, использование информационных технологий и тренажёров. Имитационное моделирование может формировать одновременно несколько универсальных компетенций: УК-1 Системное и критическое мышление; УК-2 Разработка и реализация проектов; УК-3 Командная работа и лидерство; УК-4 Коммуникация. Также в процессе изучения конкретных дисциплин данная технология позволяет сформировать и профессиональные компетенции, предусмотренные программой специалитета.

В настоящий момент имитационное моделирование широко применяется в военно-педагогическом процессе. Курсанты и офицеры, проходящие курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, имеют реальную возможность отрабатывать навыки и умения необходимые для службы в Вооружённых силах по получаемой специальности. В то же время, стажировки в действующих войсковых частях и соединениях преподавательского состава из числа военнослужащих показывают, что материальная база образовательного процесса далека от современных видов вооружений, используемых в боевых действиях. В итоге, курсанты получают лишь приблизительное представление о той технике, с которой им предстоит иметь дело в будущей военной службе. Непрерывное ускорение технологического развития влечёт необходимость

«Научные исследования и инновации» доучивать специалистов «на местах», что замедляет их включение в

деятельность подразделений, снижает эффективность воинского труда.

Кроме того, отдельные дисциплины, в рамках которых применение имитационного моделирования было бы уместно, не позволяют использовать данную технологию в силу недостатка времени, отводимого на изучение курса. Могут возникать и кадровые проблемы: чтобы отработать с курсантами ту или иную ситуацию, возникающую в процессе военной службы, преподаватель должен иметь опыт решения подобных вопросов в профессиональной деятельности. Однако гражданские преподаватели военных вузов имеют весьма условное представление о реалиях жизни армии. Не лучше дело обстоит и с преподавателями-военнослужащими: значительная часть из них имеет минимальный стаж практической деятельности в боевых подразделениях Вооружённых сил. Общий консерватизм военно-образовательной системы зачастую не позволяет преподавателям выходить за границы традиционных форм преподавания дисциплин.

Рефлексивная технология позволяет активизировать процессы личностной саморегуляции и постановки целей, развить метакогнитивные умения, способности самоанализа и осознания себя в качестве полноправного субъекта учебного процесса, повысить познавательную мотивацию обучающихся. Подобные технологии особенно важны «для тех профессиональных сфер, которые опираются на коллективные формы деятельности, а их результат зависит от усилий команды» [6, с. 194]. Иными словами, актуальность их использования при подготовке и переподготовке офицерского состава Вооружённых сил особенно высока.

Рефлексивные технологии поощряют самокритичность, ответственность и самостоятельность будущих профессионалов, объективность и непредвзятость суждений, хотя и требуют определённого контроля со стороны преподавателя в силу склонности обучающихся к некоторому завышению оценок себе и своим товарищам. Рефлексивная технология формирует компетенции самоорганизации и саморазвития: способность управлять своим временем, выстраивать и

VМеждународная научно-практическая конференция реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в

течение всей жизни (УК-6). Основными методами в контексте рефлексивной

технологии выступают: рефлексивная (позиционная) дискуссия,

индивидуальная рефлексия, рефлексивные игры, рефлексивно-инновационные

семинары и др. Здесь возможно применение само- и взаимооценивания

обучающимися принятых решений, целесообразности и качества выполненных

учебных действий, результатов диагностики знаний и итогов аудиторного

занятия в целом.

При использовании рефлексивной технологии в военно-педагогическом процессе следует учитывать ряд особенностей. Прежде всего, стоит отметить, что данный вид технологий наиболее эффективен в процессе постдипломного обучения и переподготовки. Это связано с необходимостью использования профессионального опыта в качестве материала для рефлексии: курсанты, не имея чётких представлений о будущей служебной деятельности, склонны предлагать лишь гипотетические решения поставленных задач без опоры на действительные условия деятельности войск. Применение рефлексивных технологий при обучении офицеров предпочтителен и в силу наличия у последних актуальных образовательных потребностей, связанных непосредственно с практикой военной службы. Сталкиваясь в процессе воинской деятельности с теми или иными проблемами, офицер ищет теоретические основы их решения, пытается найти поддержку принятых мер либо понять, в чём были допущены ошибки и каким образом можно избежать их в будущем. Эта связь с практикой способствует активизации рефлексии, делает её более эффективной.

Однако и курсанты, и офицеры, участвуя в занятиях и упражнениях рефлексивного типа, должны опираться на «открытое» мышление: формировать вариативные решения учебных задач, отказываясь от шаблонных, догматических ответов, прислушиваясь к иным, отличным от собственных, мнениям. К сожалению, на личностном уровне это не всегда возможно. И здесь более значительные проблемы возникают как раз у офицеров: длительное

«Научные исследования и инновации» пребывание в рядах Вооружённых сил приводит к профессиональной

деформации личности, что выражается в данном случае в стремлении к

единообразию, боязни инициативы и самостоятельности даже на уровне идей,

склонности избегать ответственности, перекладывать её на плечи выше- или

нижестоящих по должности. Подчеркнём, что указанные проблемы не являются

препятствием на пути использования рефлексивных технологий. Конечно, они

создают некоторые трудности, но в то же время и стимулируют необходимость

развития рефлексивных навыков обучающихся.

Таким образом, интерактивные педагогические технологии позволяют эффективно формировать большинство универсальных компетенций, предусмотренных учебными программами военных вузов. Организация интерактивного обучения в системе высшего военного образования предполагает моделирование жизненных ситуаций, взаимообмен информационными потоками, активизацию когнитивной деятельности обучающихся. Интегративность применения интерактивных педагогических технологий обеспечивает формирование у обучающихся метапрофессиональных качеств, таких как профессиональная успешность, мобильность и конкурентоспособность. Это, в свою очередь, является показателем продуктивности обучения, общей эффективности образовательного процесса. Использование рассматриваемых технологий в военно-педагогическом процессе сталкивается с рядом проблем, однако не теряет своей актуальности.

Библиографический список:

1. Безродных, Т. В. Интерактивные технологии в вузе - технологии формирования социально-педагогической компетентности студента / Т. В. Безродных. // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. -№ 52-5. - С. 58-65.

2. Красильникова, Е. В. О педагогических технологиях формирования универсальных компетенций в системе высшего образования / Е. В.

VМеждународная научно-практическая конференция Красильникова, А. А. Кольцова, Н. Н. Луковников, А. В. Тюлина. // Современные

проблемы науки и образования. - 2019. - № 2. - С. 83-91.

3. Зименкова, Н. Н. Лекция как активная и интерактивная форма учебной деятельности в вузах по подготовке специалистов для силовых структур / Н. Н. Зименкова, Л. А. Никонов. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2018. - № 2. - С. 161-167.

4. Сиротюк, А. Л. Теория решения изобретательских задач как инновационная технология развития творческого мышления обучающихся вуза / А. Л. Сиротюк, Ю. С. Думиникэ, А. С. Сиротюк. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2019. - № 4 (49). - С. 220-225.

5. Тюшкевич, С. А. О законах войны (вопросы военной теории и методологии) / С. А. Тюшкевич. - М.: Проспект, 2018. - 349 с.

6. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник / Э. Ф. Зеер. - М.: Академия, 2009. - 378 с.

© П. В. Мусиец, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.