Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка военнослужащих / военно-педагогический процесс / профессионально-правовая компетенция / организационно-педагогические условия совершенствования профессиональной компетенции. / professional training of military personnel / military pedagogical process / professional and legal competence / organizational and pedagogical conditions for improving professional competence.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусиец Полина Владимировна, Краюхин Александр Иванович

Статья посвящена рассмотрению организационно-педагогических условий совершенствования профессионально-правовой компетенции слушателей военных вузов. На основе анализа классификации организационно-педагогических условий и особенностей военно-педагогического процесса указывается специфика обучения военных специалистов. Авторы обсуждают общие проблемы правовой подготовки военнослужащих и предлагают возможные варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусиец Полина Владимировна, Краюхин Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR IMPROVING THE PROFESSIONAL AND LEGAL COMPETENCE OF LISTENERS OF MILITARY UNIVERSITIES

The article is devoted to the consideration of the organizational and pedagogical conditions for improving the professional and legal competence of students of military universities. Based on the analysis of the classification of organizational and pedagogical conditions and the characteristics of the military pedagogical process, the specifics of training military specialists are indicated. The authors discuss the general problems of legal training of military personnel and offer possible solutions to them.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

УДК 371.21

Мусиец Полина Владимировна Musiets Polina Vladimirovna

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ph.D of Philosophical Sciences, Docent, Associate Professor, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines,

Краюхин Александр Иванович Krayukhin Aleksandr Ivanovich старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Senior Lecturer, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines

Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова Military Academy Air and Space Defense named after G. K. Zhukov

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR IMPROVING THE PROFESSIONAL AND LEGAL COMPETENCE OF LISTENERS OF MILITARY UNIVERSITIES

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению организационно-педагогических условий совершенствования профессионально-правовой компетенции слушателей военных вузов. На основе анализа классификации организационно-педагогических условий и особенностей военно-педагогического процесса указывается специфика обучения военных специалистов. Авторы обсуждают общие проблемы правовой подготовки военнослужащих и предлагают возможные варианты их решения.

Abstract: The article is devoted to the consideration of the organizational and pedagogical conditions for improving the professional and legal competence of students of military universities. Based on the analysis of the classification of organizational and pedagogical conditions and the characteristics of the military pedagogical process, the specifics of training military specialists are indicated. The authors discuss the general problems of legal training of military personnel and offer possible solutions to them.

Ключевые слова: профессиональная подготовка военнослужащих, военно-педагогический процесс, профессионально-правовая компетенция, организационно-педагогические условия совершенствования профессиональной компетенции.

Key words: professional training of military personnel, military pedagogical process, professional and legal competence, organizational and pedagogical conditions for improving professional competence.

Система высшего военного образования предполагает, как подготовку будущих специалистов Вооружённых сил, так и повышение квалификации офицерского состава армии. Практическая деятельность руководящего звена имеет широкий спектр направлений, обусловленный служебными полномочиями и обязанностями командиров различных уровней. Образование военнослужащих характеризуется высокой значимостью морально-

нравственных требований, выдвигаемых профессиональной средой. Аксиологическая и этическая составляющие военного образования, несомненно, пересекаются и с его правовой компонентой, что обусловлено строгой регламентированностью воинской службы. Это, в свою очередь, делает особенно актуальным создание и совершенствование организационно-педагогических условий формирования профессионально-правовой компетенции слушателей военных вузов. Для обеспечения профессиональной компетентности кадрового состава ВС РФ в рамках повышения квалификации и переподготовки необходимо поднимать общий уровень правовой культуры офицеров. В то же время, организационно-педагогические условия (ОПУ) совершенствования профессионально-правовой компетенции слушателей военных вузов имеют свою специфику, которую нужно учитывать при работе с данными категориями военнослужащих.

Н. Н. Двуличанская под педагогическими условиями понимает «совокупность содержания и структуры предметного образования, учебно-методического обеспечения и инновационной образовательной среды, обеспечивающую успешное решение поставленных дидактических задач» [1]. Бероева Е. А. педагогические условия разделяет на три составляющих [2]: организационно-педагогические условия (моделирование профессиональной деятельности специалистов с учетом постоянного развития инноваций в технике, технологии, организации труда и т. п.); психолого-педагогические условия (повышение уровня мотивации слушателей в своей профессиональной и учебной деятельности); дидактические условия (создание в процессе обучения проблемных ситуаций и решение связанных с ними профессиональных задач и т. д.). С нашей точки зрения, создание организационно-педагогический условий в образовательном процессе является ключевым звеном, посредством которого создаются последующие (психолого-педагогические и дидактические условия). Совокупность трёх составляющих определяет комплексную направленность педагогической деятельности.

На наш взгляд, интересной является позиция О. В. Галкиной, которая, рассматривая организационно-педагогические условия, выделяет три их типа [3, с. 33]: условия-предпосылки, условия-обстановки и условия-требования. Первый тип включает в себя совокупность предварительных условий, которые предполагают возможность осуществления профессиональной деятельности педагога и познавательной деятельности обучающихся. Это, прежде всего, обеспеченность (реальная и потенциальная) эффективной деятельности педагогов и обучающихся информационными, материально-техническими, методическими, кадровыми и др. ресурсами. Второй тип ориентирует педагога и обучающихся на определённую деятельность в социально-педагогической организации и включает в себя документы (локальные акты) образовательного учреждения (положения, распоряжения, расписания, графики, инструкции и т. д.), задающие правила и нормы, права и обязанности, объём, состав, методы, способы и характер функций, выполняемых педагогами и обучающимися в учебно-воспитательном процессе, в соответствии с образовательными целями и задачами. Третий (нормативный) тип ОПУ представляет собой совокупность

условий в нормативной действительности, устанавливающих нормы и требования к деятельности, направленной на достижение образовательных целей: способы контроля и анализа педагогической и учебной деятельности и их результатов, способы коррекции деятельности и т. д. Таким образом, организационно-педагогические условия целесообразно рассматривать как «совокупность взаимосвязанных информационных комплексов (предпосылок, обстановки, требований), создаваемых субъектом-руководителем на управленческом уровне и обеспечивающих управление педагогами и их профессиональной деятельностью, а также обучаемыми и их деятельностью по достижению образовательных целей» [3, с. 34].

Образовательная среда военного вуза отличается своими специфическими особенностями, которые оказывают непосредственное воздействие на организационно-педагогические условия обучения офицерского состава Вооружённых сил. Томилов П. Д. выделяет следующие особенности военно-образовательного процесса, с учетом условий организационного характера, создаваемых в вузе [4, с. 46]: закрытая среда для внешнего воздействия (ограничение передвижения курсантов, выхода в интернет); интенсивность педагогического процесса (занятия, воспитательная работа, самостоятельная работа под руководством офицеров, военно-научные кружки, спортивные мероприятия и др.); образовательный процесс в военном вузе удовлетворяет потребностям ведомства при подготовке военных специалистов. А. Н. Протасов выделяет отличительные черты, обусловленные спецификой целей и задач учебного процесса военного вуза [5]: «это обучение не только отдельной личности, но и воинского подразделения в целом, подготовка его к совместной, коллективной боевой деятельности; военное обучение имеет особую практическую направленность, профессиональную ценность составляют только те знания, умения и навыки, что обеспечивают выполнение боевых задач; учебный процесс характеризуется особым соотношением учебной и боевой деятельности, неопределённостью временного интервала между приобретением боевых навыков и умений и их применением в реальной обстановке». Позиции указанных авторов дополняют друг друга. В то же время следует отметить, что указанные организационно-педагогические условия касаются, прежде всего обучения курсантов. При обучении слушателей (магистров, слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации) данные условия несколько меняются. В то же время они отличны и от аналогичных условий при обучении и переподготовке в гражданских вузах. Немаловажную роль здесь играет то, какие квалификационные требования предъявляются к слушателю по специальности «на выходе». Кроме того, слушатели военных вузов ВС РФ имеют собственный опыт военной службы, который зачастую обусловливает консервативный характер их мышления и поведенческих реакций в процессе профессиональной деятельности.

Принимая за основу классификацию организационно-педагогических условий О. В. Галкиной, можно рассмотреть особенности подготовки военных специалистов сквозь призму ОПУ-предпосылок, ОПУ-обстановки и ОПУ-требований. К первой группе условий в рамках высшего военного образования

следует отнести, прежде всего, одновременное сочетание двух компонентов: необходимости выполнения учебной программы и соблюдения общих и специальных обязанностей военнослужащего. Ненадлежащее выполнение последних может повлечь негативные последствия. Перенасыщение мероприятиями различной направленности, проводимые в военном вузе с участием слушателей и курсантов, уменьшают временные рамки подготовки к занятиям. Говоря о подготовке слушателей магистратуры условия подготовки более комфортные, поскольку распорядок служебного времени обучаемых существенно отличается от регламента служебного времени курсантов.

При изучении дисциплин правовой направленности ОПУ-предпосылки предполагают также обеспечение слушателей учебно-юридической литературой (учебники, электронные учебники, учебно-методические пособия и т. д.); технические и информационно-правовые средства обучения (правовые системы Гарант, Консультант плюс и т. д.); комплектование профессорско-преподавательского состава военного вуза военнослужащими и гражданским персоналом, имеющими практический опыт деятельности в конкретном направлении службы; прохождением профессорско-преподавательским составом курсов повышения квалификации и переподготовки. Говоря о правовой подготовке обучающихся, следует выделить общие проблемы военно-образовательного процесса, а именно:

1. Недостаточность количества нормативно-правовых актов в библиотеке: последние утрачивают актуальность в течении полугода, поскольку законы претерпевают существенные изменения. Так, например, Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на настоящий момент претерпел 100 изменений, а Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 126 изменений и т. д.

Согласно рабочей учебной программе магистратуры в перечень нормативно-правовых актов включено 33 обязательных источника правового характера для реализации компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом. Количество источников для выполнения учебной программы определяются по количеству обучаемых: основных - один экземпляр на двух обучающихся, дополнительных - один на четверых обучающихся. Поскольку существенные изменения российского законодательства носят системный характер, закупка необходимых нормативно-правовых актов воспринимается как напрасная трата бюджетных средств. Решить указанную проблему возможно путём использования постоянно обновляющихся информационно-правовых систем, однако здесь возникает следующая проблема:

2. Ограничение доступа военнослужащих к информационно-правовым системам (Консультант плюс, Гарант), с одной стороны, в силу режима секретности в военных учебных заведениях, с другой, - в силу дороговизны обслуживания точек доступа в количестве, необходимом для индивидуальной работы военнослужащих с информационно-правовой системой.

Для решения возникшей проблемы целесообразно иметь доступ к информационно-правовой системе из расчёта одна точка доступа на факультет,

посредством которой необходимые нормативно-правовое акты будут размещается в электронной образовательной среде военного вуза. Создав предложенные условия организации образовательного процесса, ввуз достигает цели формирования у слушателей навыков работы с информационно-правовыми системами. Кроме того, обучающиеся будут получать необходимую актуальную правовую информацию.

3. Необходимое количество и качество профессорско-преподавательского состава: с одной стороны, ощутим явный кадровый дефицит преподавателей дисциплин правовой направленности в силу большей финансовой и организационной привлекательности гражданских юридических профессий. С другой стороны, это влечёт за собой и качественные недостатки: склонность принимать на преподавательские должности «неостепенённых» юристов без педагогического образования, отсутствие у гражданских преподавателей правовых дисциплин необходимого опыта воинской службы и решения профессионально-правовых проблем.

Для решения указанной проблемы видится целесообразной разработка комплекса мер по подготовке военных юристов-педагогов, привлечению в образовательную деятельность квалифицированных юристов с опытом решения военно-профессиональных задач правового характера, по повышению квалификации (в том числе, обучению в адъюнктуре и докторантуре, защите кандидатских и докторских диссертаций военно-правовой направленности) и переподготовки для ведения образовательной деятельности собственного кадрового состава ВС РФ.

Ко второму типу организационно-педагогических условий (ОПУ-обстановки) в военном вузе следует отнести: локальные правовые акты и документы по организации и обеспечению образовательного процесса с учётом практической направленности военной службы. В данном случае можно говорить о наличии необходимого уровня разработанности разнообразных нормативно-правовых актов, регулирующих образование военнослужащих, хотя как одну из проблем следует отметить некоторую долю формализма их разработки и применения на практике. Отмечается также общая для современного российского образования тенденция быстрой смены нормативно-правовой базы. В итоге много времени и сил оказываются затраченными впустую: по вновь разработанным программам обучение проводится относительно небольшой отрезок времени, а то и вовсе не проводится, т. к. на смену им уже пришли новые стандарты и требования. Подобный нерациональный подход в рамках военно-педагогического процесса снижает качество профессиональной подготовки военнослужащих.

К третьей группе условий (ОПУ-требования) следует отнести наличие локальных документов, связанных с текущим, предварительным и итоговым контролями слушателей. Кроме того, к данной позиции можно отнести оценку деятельности преподавателя в рамках педагогического контроля кафедрального и академического уровней и т. п. Эта группа условий видится нам наименее проблематичной: в рамках военных вузов ведётся тщательная и

целенаправленная работа по контролю как обучающихся, так и профессорско-преподавательского состава.

Таким образом, организационно-педагогические условия в военном вузе целесообразно рассматривать как совокупность взаимосвязанных компонентов: правовой регламентации деятельности военного вуза; создание материально-технической оснащённости учреждения; соблюдение правовых предписаний для достижения цели образовательного процесса. Формирование профессионально-правовых компетенций у слушателей военных вузов ВС РФ зависит о качества создаваемых условий образовательного процесса, носящих комплексный характер.

Библиографический список:

1. Двуличанская, Н. Н. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественнонаучного образования [Электронный ресурс] / Н. Н. Двуличанская // Наука и образование. - 2011. - № 3. - URL: http://technomag. edu.ru/doc/170201.html. (дата обращения: 17.12.2020).

2. Бероева, Е. А. Педагогические условия развития профессиональной компетенции специалиста [Электронный ресурс] / Е. А. Бероева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. -Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2016. - URL: https: // www.elibrary.ru/download/elibrary_25766525_14560372.pdf (дата обращения: 17.12.2020).

3. Галкина, О. В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования / О. В. Галкина О. В. // Известия Самарского научного центра РАН. - 2008. - № 6-2. - С. 30-36.

4. Томилов, П. Д. Обеспечение организационно-педагогических условий реализации компетентностного подхода в военном вузе / П. Д. Томилов // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - № 17. - С. 44-48.

5. Протасов, А. Н. Управление формированием профессиональной компетенции у курсантов военного вуза в ходе учебного процесса [Электронный ресурс] / А. Н. Протасов // Научные исследования в образовании. - 2007. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-formirovaniem-professionalnoy-kompetentnosti-u-kursantov-voennogo-vuza-v-hode-uchebnogo-protsessa (дата обращения: 01.12.2020).

© П. В. Мусиец, А. И. Краюхин, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.