Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВОЕННОМ ВУЗЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / КУРСАНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева Наталья Валентиновна, Тенитилов Павел Сергеевич

В настоящей статье рассматриваются наиболее эффективные из числа современных подходов к проведению педагогической диагностики при обучении иностранному языку курсантов российских военных вузов на современном этапе развития соответствующего сегмента системы высшего образования. Перед исследованием таких подходов производится изучение современного состояния высшего военного образования в связи с особенностями функционирования военного дела на современном этапе. Доказывается, что лингвистическая подготовка является важной составляющей профессиональной подготовки современного офицера. Далее рассматривается процесс педагогической диагностики как важное слагаемое такой подготовки. Предлагаются наиболее эффективные, на взгляд авторов, методы педагогической диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE TO CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

This article discusses the most effective of the modern approaches to conducting pedagogical diagnostics when teaching a foreign language to Russian military universities cadets at the current stage of the corresponding higher education system segment development. Before the study of such approaches, the current state of higher military education is studied in connection with the peculiarities of the military affairs functioning at the present stage. It is proved that linguistic training is an important component of a modern officer professional training. Next, the process of pedagogical diagnostics is considered as an important component of such training. The most effective, in the authors' opinion, pedagogical diagnostics methods are proposed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

Социальные умения очень тесно связаны с социальной компетентностью, которую можно классифицировать как определенный уровень социализации.

Литература:

1. Акулова, Е.Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр / Е.Ф. Акулова // Наука, образование, общество. - 2015. - № 4 (6). - С. 38-52.

2. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников / Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 1. - С.74-85.

3. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников/ С.С. Бычкова. - М.: Аркти, 2015. - 96 с.

4. Вирченко, В.И. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В.И. Вирченко// Дошкольное образование России и Китая: новые грани сотрудничества. Сборник материалов международной научно-методической конференции. - 2017. - С. 158-163.

5. Дидора, О.Н. Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников / О. Н. Дидора // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. - Краснодар: Новация, 2019. - С. 21-23.

6. Трифонова, Е.В. Игра как ведущая деятельность дошкольника. ХХ век: путь от творчества к регламентации / Е.В. Трифонова // Вестник МГПУ. - 2017. - №2. - С. 108-120.

7. Чанчикова, А.А. Педагогические условия формирования социальных умений у детей дошкольного возраста в ДОУ. Педагогический опыт: теория, методика, практика / А.А. Чанчикова, О.В. Полетаева. - 2015. - № 1 (2). - С. 253-255

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Гусева Наталья Валентиновна

ФГКВОУ ВО «Военный университет Министерства обороны Российской Федерации» (г. Москва),

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, зам начальника кафедры романских языков Тенитилов Павел Сергеевич

ФГКВОУ ВО «Военный университет Министерства обороны Российской Федерации» (г. Москва)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются наиболее эффективные из числа современных подходов к проведению педагогической диагностики при обучении иностранному языку курсантов российских военных вузов на современном этапе развития соответствующего сегмента системы высшего образования. Перед исследованием таких подходов производится изучение современного состояния высшего военного образования в связи с особенностями функционирования военного дела на современном этапе. Доказывается, что лингвистическая подготовка является важной составляющей профессиональной подготовки современного офицера. Далее рассматривается процесс педагогической диагностики как важное слагаемое такой подготовки. Предлагаются наиболее эффективные, на взгляд авторов, методы педагогической диагностики.

Ключевые слова: преподавание иностранного языка в военном вузе, современные педагогические технологии, педагогическая диагностика, курсанты, преподаватели высшей военной школы.

Annotation. This article discusses the most effective of the modern approaches to conducting pedagogical diagnostics when teaching a foreign language to Russian military universities cadets at the current stage of the corresponding higher education system segment development. Before the study of such approaches, the current state of higher military education is studied in connection with the peculiarities of the military affairs functioning at the present stage. It is proved that linguistic training is an important component of a modern officer professional training. Next, the process of pedagogical diagnostics is considered as an important component of such training. The most effective, in the authors' opinion, pedagogical diagnostics methods are proposed.

Key words: teaching a foreign language in a military university, modern pedagogical technologies, pedagogical diagnostics, cadets, teachers of the higher military school.

Введение. Специфика учебной деятельности курсантов современных ведомственных вузов Министерства обороны России обуславливается целевым характером подготовки будущих военных специалистов. В последние десятилетия возрастающая сложность профессиональных задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации, наглядно демонстрирует тот факт, что для их выполнения необходимы специалисты, обладающие высоким уровнем развития профессиональной компетенции [1; 3; 7; 9-10].

Важным элементом подготовки таких профессионалов военного дела является подготовка лингвистическая. Эффективность последней, в свою очередь, во многом связана с проведением эффективной педагогической диагностики соответствующих компетенций курсантов [2; 5; 7-8; 12].

Рассмотрению наиболее эффективных из числа современных подходов к её проведению будет посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. В своё время нами были охарактеризованы основные черты педагогической диагностики преподавания иностранного языка курсантам военных вузов как целостного процесса [4, С. 5-7]. Суть последнего состоит в организации систематического наблюдения и дальнейшего прогнозирования индивидуальной и групповой коммуникативной образовательной траектории курсантов военных вузов. Последнее позволяет изучить наиболее значимые качественные параметры их лингвистической подготовки и определить степень достижения планируемых результатов обучения курсантов военных вузов иностранному языку [4, С. 6].

Применительно к процессу обучения курсантов военных вузов иностранному языку педагогическую диагностику должны характеризовать следующие признаки:

- четко осознаваемая цель - диагностика, прежде всего, уровня обученности;

- содержательная сторона осуществляемого, таким образом, контроля должна включать сформированность основных компетенций курсантов в области иностранного языка;

- единство содержания и процесса педагогической диагностики: между тем, что контролируется и как это осуществляется;

- позиция, при которой лица, обучающиеся в военных вузах, находятся в положении субъектов контроля и самоконтроля, проводимых в ходе педагогической диагностики [2-3; 5-6; 11].

На настоящем этапе разработки соответствующей проблематики к наиболее эффективным формам и методам педагогической диагностики уровня обученности иностранному языку курсантов современного военного вуза мы с определённой долей уверенности можем отнести:

- компьютерное тестирование уровня языковой компетенции (лексико-грамматических навыков);

- проведение с курсантами профессионально-ориентированных деловых игр, имеющих целью объективную оценку уровня сформированности их речевых умений;

- проведение таких игр, предусматривающих широкое использование ИКТ, позволяющее минимизировать субъективный фактор при комплексной оценке уровня сформированности у курсантов иноязычной коммуникативной компетенции [3; 11; 13].

В современных учебных пособиях, разработанных для курсантов военных вузов, представлены различные виды обучающего контроля, в совокупности позволяющие провести комплексную педагогическую диагностику обученности курсантов иностранному языку.

Так, представляет интерес учебное пособие за авторством С.В. Шермазановой [13].

В нём пособии представлены различные виды заданий для курсантов, которые позволяют провести всестороннюю педагогическую диагностику. Предлагаемые задания направлены на усвоение профессионально-ориентированной лексики на английском языке для дальнейшего использования в ситуациях профессиональной иноязычной коммуникации:

I. Learn the following words (Выучите слова).

II. Read the text and find the answers to the questions (Прочитайте текст и найдите ответы на вопросы).

III. Translate the following word combinations and sentences from English into Russian (Переведите следующие словосочетания и предложения с английского языка на русский).

IV. Translate the following word combinations from Russian into English (Переведите следующие словосочетания с русского языка на английский).

V. Agree or disagree with the statements. Use: "true" or "false" (Согласитесь или не согласитесь с высказыванием. Используйте: «правильно» или «не правильно»).

VI. Fill in the gaps (Заполните пробелы).

VII. Complete the sentences (Закончите предложения).

VIII. Match all parts of the sentences (Соедините части предложения).

IX. Choose a key word in every paragraph of the previous text (Выберете ключевое слово в каждом абзаце текста выше).

X. Look through the text again. What is the main idea of the text? (Просмотрите текст еще раз. Какова основная идея текста?).

XI. Render the text in Russian briefly (Передайте содержание текста на русском языке).

XII. Translate paragraph 1 of the text. Use a dictionary (if necessary) (Переведите первый абзац текста. При необходимости, воспользуйтесь словарем).

Например, будущим офицерам могут быть предложены следующие учебные задания:

1. Translate the following word combinations from Russian into English (Переведите следующие словосочетания с русского на английский):

- Организация Североатлантического договора,

- страна-участник НАТО,

- права человека,

- ответственность,

- устав,

- консенсус,

- военные операции,

- террористические атаки,

- падение Берлинской стены,

- вызов безопасности,

- стратегическое командование.

2. Translate the following word combinations and sentences from English into Russian (Переведите следующие словосочетания и предложения с английского на русский):

- The world's major international institution

- A political and military Alliance

- Member countries

- Member states

- Individual liberty

- Human rights

- Transatlantic bond

- Founding charter

- Collective defense commitment

- Terrorist attacks

- Military and civilian personnel

- Military operations

- Command structure

- Emerging security challenges

3. Fill in the gaps (Заполните пробелы):

Integrated military command structure is the following:_Commands (Two Joint Force

Commands: Allied Command_and Allied Command_),_command;_command

and_command [13, С. 116-118].

Нами неоднократно использовались данные и подобные этим задания в процессе проведения диагностики уровня знаний английского языка курсантами.

Как отмечает Л.М. Баранова, эффективным методом контроля и, соответственно, педагогической диагностики уровня облучённости курсантов является электронное портфолио [1, С. 29-30].

Электронное портфолио позволяет курсанту создать коллекцию собственных академических работ, а также рефлексивных материалов обучения. Университетский портал, предусматривающий возможность работы обучающихся с электронными портфолио, содержит следующие элементы:

- информация о соответствующем методе педагогической диагностики;

- методические материалы, в которых описаны особенности основных этапов разработки электронного портфолио;

- инструментарий, позволяющий курсантам эффективно разрабатывать портфолио;

- галерея портфолио [1; 4; 12].

Началом правильно составленного электронного портфолио курсанта служит презентационная страница. Эта, последняя, содержит такие данные об обучающемся, как ФИО, факультет, курс, группа, специальность. Разделы электронного портфолио курсанта включают:

- индивидуальный учебный план;

- учебную программу по дисциплине «Иностранный язык»;

- личную папку курсанта [1, С. 106].

Исследование применения портфолио как инновационного метода оценки образовательных достижений обучающихся позволило определить его слабые и сильные стороны, которые заключаются в следующем (Табл. 1).

Таблица 1

Преимущества и недостатки применения метода портфолио

Преимущества Недостатки

Осуществление качественной оценки на основе имеющихся материалов, индивидуальный подход в оценке работы курсантов. Невозможность дополнить образовательный рейтинг обучающегося полученными данными в качестве суммарной составляющей.

Возможность проследить в динамике учебную и творческую активность обучающегося, направленность его интересов. Временные затраты на подготовку и проведение.

Составление характеристик обучающихся преподавателями, сокурсниками. Сложность планирования в рамках аудиторной работы (внедрение метода не должно препятствовать учебной программе).

Анализ самим обучающимся результатов его деятельности. Неполная оснащенность УМБ (компьютерные классы, ПО и т.д.).

Хранение отзывов, документов, грамот и др. Отсутствие методик по составлению портфолио для высшей военной школы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планирование обучающимися их деятельности и другие.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, отметим, что на сегодняшний день основные черты учебной деятельности курсантов военных вузов обуславливается, в первую очередь, целевым характером их обучения.

Сложность ряда задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации на современном этапе их развития, свидетельствует о том, что для успешного выполнения таких задач необходима подготовка профессионалов, характеризующихся высоким уровнем развития профессиональной компетенции.

Важным элементом их подготовки является обучение курсантов иностранному языку.

В свою очередь, его эффективность во многом связана с проведением эффективной педагогической диагностики соответствующих компетенций обучающихся.

Эффективную педагогическую диагностику лингвистической подготовки будущих офицеров должны характеризовать:четко осознаваемая цель - диагностика, прежде всего, уровня обученности; содержательная сторона осуществляемого, таким образом, контроля должна включать сформированность основных компетенций курсантов в области иностранного языка; единство содержания и процесса педагогической диагностики: между тем, что контролируется и как это осуществляется; позиция, при которой лица, обучающиеся в военных вузах, находятся в положении субъектов контроля и самоконтроля, проводимых в ходе педагогической диагностики.

К наиболее эффективным формам и методам педагогической диагностики уровня обученности иностранному языку лиц, обучающихся в современном военном вузе, мы с определённой долей уверенности можем отнести: компьютерное тестирование уровня языковой компетенции (лексико-грамматических навыков); проведение с курсантами профессионально-ориентированных деловых игр, имеющих целью объективную оценку уровня сформированности их речевых умений; проведение таких игр, предусматривающих широкое использование ИКТ, позволяющее минимизировать субъективный фактор при комплексной оценке уровня сформированности у курсантов иноязычной коммуникативной компетенции.

Эффективной в плане педагогической диагностики сформированности языковых компетенций у будущих офицеров является также подготовка электронного портфолио.

Литература:

1. Баранова, Л.М. Повышение качества обучения курсантов военных вузов на основе мониторинга образовательных достижений: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Баранова Людмила Михайловна. - Воронеж, 2019 - 209 с.

2. Гусева, Н.В. Балльно-рейтинговая система как эффективное средство педагогической диагностики при обучении иностранному языку курсантов военных вузов / Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). -С. 151-153.

3. Гусева, Н.В. Особенности использования балльно-рейтинговой системы при обучении иностранному языку курсантов военных вузов / Н.В. Гусева // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. -2021. - № 4. - С. 32-39.

4. Гусева, Н.В. Педагогическая диагностика процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гусева Наталья Валентиновна. - Москва, 2021. - 208 с.

5. Патеева, Н.Е. Инновационные приемы педагогической диагностики в процессе изучения иностранных языков / Н.Е. Патеева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - № 21. -Т. 5. - С. 160-164.

6. Ларина, Т.В. Технология резидуального контроля в образовательном процессе военного вуза (на примере изучения иностранного языка): автореферат дис ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ларина Татьяна Владимировна. - Воронеж, 2006 - 23 с.

7. Мандранов, А.М. Обеспечивая международную деятельность: Специфика формирования общекультурных компетенций будущих военных переводчиков учебных военных центров / А.М. Мандранов, Ю.Ю. Лушников // Вестник военного образования. - 2018. - № 5(14). - С. 94-97.

8. Смирнова, М.А. Применение лингво-адаптивного контроля при обучении иностранному языку курсантов военных вузов / М.А. Смирнова, Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 5(90). - С. 89-91.

9. Соколова, Н.И. Анализ использования открытых электронных ресурсов в преподавании иностранного языка у студентов экономических специальностей вуза / Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). -С. 245-247.

10. Соколова, Н.И. Цифровые ресурсы для организации дистанционного обучения английскому языку / Н.И. Соколова // Дистанционное обучение: актуальные вопросы. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования». - Чебоксары: Среда, 2020. - С. 80-83.

11. Шевченко, М.А. Обучение иноязычному военному дискурсу / М.А. Шевченко, С.С. Загайнов, П.Д. Митчелл // Язык и культура. - 2020. - № 51. - С. 265-287.

12. Шевченко, М.А. Совершенствование лингвистической подготовки в системе военного образования / М.А. Шевченко, Л.А. Митчелл // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. - № 1. - С. 86-96.

13. Шермазанова, С.В. Международные неправительственные организации: учебное пособие. - Москва: ВУ, 2019. - 187 с.

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат педагогических наук, доцент Даричева Мария Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат физико-математических наук Дорожкина Дарья Сергеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); студентка Гришина Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО

ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы использования интерактивных методов при обучении говорению на уроках английского языка в средней школе. Анализируется степень изученности проблемы в научно-педагогической среде. Представлены особенности такого вида речевой деятельности как говорение. Обозначена характеристика коммуникации как живого процесса интеракции. Авторы изучили структуру речевой деятельности, состоящей из трех фаз (уровней), описали основные черты данных уровней. Раскрыты цели и задачи обучения говорению на уроках иностранного языка. Главная цель обучения говорению заключается в овладении речевыми навыками для их применения как в учебной практике, так и в ситуациях бытового общения. Обоснована актуальность использования интерактивных методов в процессе обучения говорению. Раскрыто влияние данных методов на повышение мотивации к изучению иностранного языка. Интерактивные методы позволяют обогатить эмоциональную и когнитивную сферу участников общения, а также сферу деятельности. Указаны методические принципы, на базе которых строится интерактивное обучение. В статье перечислены наиболее популярные интерактивные методы. Представлены основные характеристики таких интерактивных методов, как дискуссия, метод "Выбери позицию", мозговой штурм, проектные задания, "Броуновское движение", ментальные карты, метод "Фишбоун". Предлагаются разработанные авторами примеры упражнений, построенные на основе интерактивных методов. Применение данных методов в педагогической практике способствует созданию благоприятной атмосферы, повышению мотивации, развитию учебных и личностных качеств обучающихся.

Ключевые слова: коммуникация, речевая деятельность, интерактивные методы, говорение, мотивация.

Annotation. The article deals with topical issues of using interactive methods in teaching English in English classes in a secondary school. The state of knowledge of the problem in the scientific and pedagogical environment is analyzed. The features of this type of speech activity as speaking are presented. The characteristics of communication as a living process of interaction are indicated. The authors studied the structure of speech activity, consisting of three phases (levels), described the main features of these levels. The goals and objectives of teaching speaking in foreign language lessons are identified. The main goal of teaching speaking is to master speech skills for their application both in educational practice and in situations of everyday communication. The relevance of using interactive methods in the process of teaching speaking is substantiated. The influence of these methods on increasing the motivation to learn a foreign language is revealed. Interactive methods make it possible to enrich the emotional and cognitive sphere of the participants in communication, as well as the scope of activity. The methodological principles defining interactive learning are indicated. The article lists the most popular interactive methods. The main characteristics of such interactive methods as discussion, the "Choose a position" method, brainstorming, project assignments, "Brownian motion", mental maps, the "Fishbone" method are presented. Some examples of exercises developed by the authors and built on the basis of interactive methods are offered. The use of these methods in pedagogical practice helps to create a favorable atmosphere, increase motivation, and develop the educational and personal qualities of students.

Key words: communication, speech activity, interactive methods of teaching, speaking, motivation.

Введение. Владение иностранным языком является ключевым фактором в социальном и профессиональном поле жизнедеятельности современного человека. Процесс языковой подготовки нацелен на формирование иноязычной компетенции, что подразумевает овладение всеми видами иноязычной речевой деятельности. Наиболее востребованным на практике видом речевой деятельности является говорение, но вместе с тем процесс развития данного вида речевой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.