Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

159
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛЕКЦИИ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков Владимир Петрович

Одним из важнейших требований к современному военному образованию является внедрение инновационных форм и методов подготовки будущих офицеров, военно-профессиональная деятельность которых требует от них высокого уровня профессионализма и воинского мастерства, развитых интеллектуальных качеств и способностей, необходимых для решения задач в мирное и военного время. Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся военного вуза способствует развитию познавательного интереса к будущей профессии, технического мышления, военного мировоззрения, формированию таких важных качеств как самостоятельность и креативность. В статье анализируются особенности интерактивного обучения, интерактивных методов и форм обучения. Организация интерактивного обучения военнослужащих рассматривается как дидактическое условие активизации познавательной деятельности курсантов и осуществляется на основе принципов взаимодействия преподавателя с обучающимися; что способствует развитию положительной мотивации к изучению дисциплины, организации групповой работы, сотрудничеству; активному включению обучающихся в практико-ориентированную деятельность; взаимосвязи индивидуальной и коллективной форм обучения курсантов. Особую роль в организации интерактивного обучения курсантов автор статьи отводит интерактивным лекциям, раскрывает методические особенности кейс-технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE LEARNING AS A BASIS FOR ENABLING EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN A MILITARY UNIVERSITY

One of the most important requirements for modern military education is the introduction of innovative forms and methods of training future officers, whose military professional activities require them to have a high level of professionalism and military skill, refined intellectual qualities and abilities necessary to solve tasks in peacetime and wartime. Enabling educational and cognitive activity of military university students contributes to the development of interest in learning about the future profession, technical thinking, military worldview, the formation of such important qualities as independence and creativity. The article analyzes features of interactive learning, interactive methods and forms of learning. The organization of interactive training of military personnel is considered as a didactic condition for activating the cognitive activity of cadets and is carried out on the basis of the principles of dialogic interaction, stimulating and activating the activities of students; organization of work in small groups on the basis of cooperation and collaboration; active inclusion of students in role-playing (game) practice-oriented activities; interrelation of individual and collective forms of training of cadets. The author of the article assigns a special role in the organization of interactive training of cadets to interactive lectures, reveals methodological features of case technology.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

Теория и методика профессионального образования Theory and methodology of Professional Education

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-36-43 УДК: 378.147 В

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Быков Владимир Петрович

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» г. Челябинск, Россия vladimir.bykov.vp@yandex.ru

Аннотация. Одним из важнейших требований к современному военному образованию является внедрение инновационных форм и методов подготовки будущих офицеров, военно-профессиональная деятельность которых требует от них высокого уровня профессионализма и воинского мастерства, развитых интеллектуальных качеств и способностей, необходимых для решения задач в мирное и военного время. Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся военного вуза способствует развитию познавательного интереса к будущей профессии, технического мышления, военного мировоззрения, формированию таких важных качеств как самостоятельность и креативность. В статье анализируются особенности интерактивного обучения, интерактивных методов и форм обучения. Организация интерактивного обучения военнослужащих рассматривается как дидактическое условие активизации познавательной деятельности курсантов и осуществляется на основе принципов взаимодействия преподавателя с обучающимися; что способствует развитию положительной мотивации к изучению дисциплины, организации групповой работы, сотрудничеству; активному включению обучающихся в практико-ориентированную деятельность; взаимосвязи индивидуальной и коллективной форм обучения курсантов. Особую роль в организации интерактивного обучения курсантов автор статьи отводит интерактивным лекциям, раскрывает методические особенности кейс-технологии.

Ключевые слова: интерактивное обучение, обучение курсантов, активизация познавательной деятельности, лекции, кейс-технология

Для цитирования: Быков В.П. Интерактивное обучение как основа активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в военном вузе. Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 2. с. 36-43. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-36-43

Original article

INTERACTIVE LEARNING AS A BASIS FOR ENABLING EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN A MILITARY UNIVERSITY

Vladimir P. Bykov

Branch of the Air Forces Military Academic Center «Air Force Academy»

Chelyabinsk, Russia vladimir.bykov.vp@yandex.ru

Abstract. One of the most important requirements for modern military education is the introduction of innovative forms and methods of training future officers, whose military professional activities require them to have a high level of professionalism and military skill, refined intellectual qualities and abilities necessary to solve tasks in peacetime and wartime. Enabling educational and cognitive activity of military university students contributes to the development of interest in learning about the future profession, technical thinking, military worldview, the formation of such important qualities as independence and creativity. The article analyzes features of interactive learning, interactive methods and forms of learning. The organization of interactive training of military personnel is considered as a didactic condition for activating the cognitive activity of cadets and is carried out on the basis of the principles of dialogic interaction, stimulating and activating the activities of students; organization of work in small groups on the basis of cooperation and collaboration; active inclusion of students in role-playing (game) practice-oriented activities; interrelation of individual and collective forms of training of cadets. The author of the article assigns a special role in the organization of interactive training of cadets to interactive lectures, reveals methodological features of case technology.

Keywords: interactive training, training of cadets, enabling cognitive activity, lectures, case-technology

For citation: Bykov V.P. Interactive learning as a basis for enabling educational and cognitive activity of students in a military university. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. no. 2. PP. 36-43. (InRuss.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-00-00

Профессиональная деятельность офицерских кадров является сложной, многогранной и многофункциональной. Она требует высокого уровня профессионализма и воинского мастерства, интеллектуальных качеств и способностей, особенно в условиях усложнения задач, стоящих перед Вооруженными силами Российской Федерации.

Потребности в совершенствовании процесса обучения в военном вузе включают в себя использование эффективных инновационных образовательных технологий. Одним из приемов повышения мотивации к обучению в военном вузе является применение интерактивных методов обучения.

Мы разделяем мнение Т.Г. Мухиной, которая считает, что «интерактивные методы и формы обучения развивают базовые компетентности и метакомпе-

тентности студента, формируют необходимые для профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки [1].

Следует отметить, что современное военное образование в большей мере ориентировано на использование информационно-коммуникационных технологий, активных форм и методов обучения на учебных занятиях, содержание которых определяется Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальностям и направлениям военной подготовки.

Интерактивное обучение является предметом исследования отечественных педагогов И.А. Зимней, М.В. Кларина, В.В. Серикова, С.Б. Ступиной и др. Несмотря на большой интерес со стороны ученых, преподавателей общеобразовательных школ и вузов, однозначное понимание сущности понятия «интерактивное обучение» так и не достигнуто.

Так, М.В. Кларин интерактивное обучение рассматривает как специально организованное взаимодействие участников образовательного процесса [2].

По мнению С.Б. Ступиной, интерактивное обучение строится на совместной деятельности через диалог; способствует реализации содержания образования; представляет систему форм, методов и средств обучения; обеспечивает эффективность обучения и повышает его качество [3].

На наш взгляд, интерактивное обучение следует рассматривать как специфическую форму организации познавательной деятельности обучающихся, ориентированную на повышение мотивации и развитие познавательного интереса, активную диалоговую деятельность, совместную творческую деятельность, формирование аналитических, коммуникативных, организаторских и рефлексивных умений, как необходимых компонентов профессиональной компетентности будущих военных специалистов. Безусловно, использование интерактивных методов, форм и технологий способствует интенсификации и оптимизации профессиональной подготовки курсантов.

К основной задаче интерактивного обучения следует отнести, прежде всего, познавательную задачу, которая связана с непосредственным изучением дисциплины, формированием системы научных знаний и мировоззрения, развитием общеучебных и интеллектуальных умений, а также с формированием специальных военно-профессиональных навыков. Второй не менее важной задачей интерактивного обучения, безусловно, выступает формирование и развитие коммуникативных умений, связанных с развитием когнитивной, перцептивной и собственно интерактивной составляющей общения.

Интерактивное обучение курсантов в военном вузе осуществляется на основе общедидактических и специальных принципов. Дидактические принципы мы рассматриваем как нормативные требования к организации профессиональной подготовки военных специалистов, направленные на достижение целей и способствующие повышению эффективности образовательного процесса. К специальным принципам целесообразно отнести следующие принципы:

- принцип сотрудничества, предполагающий организацию микрогрупп, совместная и коммуникативная деятельность которых направлена на анализ и поиск способов разрешения проблемных ситуаций;

- обучение на основе диалога или полилога, способствующее стимулированию, развитию положительной мотивации, активизации познавательной деятельности, развитию коммуникативных умений;

- принцип практической направленности, который предполагает, что рассматриваемые проблемы в рамках любой технологии (проектной, кейс-метод,

дискуссии и др.) должны отражать реальные профессиональные ситуации, имеющие место в военной службе в мирное и военное время, носить опережающий и прогностический характер;

- взаимосвязь индивидуальной и коллективной форм обучения курсантов. При использовании индивидуальных форм обучения целесообразно учитывать индивидуальные познавательные способности, характер познавательной деятельности курсантов, возможность самовыражения, а использование коллективных или групповых форм деятельности требует учёта совместимости участников для выполнения совместного курсового проекта, реферативной работы, участия в дебатах, дискуссиях. Эффективность коллективной деятельности во многом зависит от условий её организации и личностных качеств участников. Доброжелательность, коммуникативность, коллективизм и товарищество, ответственность и самостоятельность - далеко не полный список качеств, необходимых для коллективной деятельности и интерактивного общения.

В условиях интерактивного обучения меняется роль преподавателя, который становится в большей мере консультантом и помощником. В совместной творческой деятельности преподаватель часто выступает равноправным участником обсуждения проблем или кейсов, выбора наиболее оптимального варианта их решения. При его непосредственном участии курсанты выявляют проблемы, разрабатывают задания и вопросы для обсуждения, в качестве тайм-спикера осуществляют контроль времени и порядка выполнения заданий.

Интерактивное обучение включает взаимодействие различного уровня и характера всех участников образовательного процесса. Это может быть взаимодействие преподавателя с курсантом, взаимодействие курсантов в группах или парах, с некоторым предметом, имеющим отношение к изучаемой теме, взаимодействие курсанта с военной техникой. Любое взаимодействие должно носить практический характер, т.е. должны быть поставлены конкретные цели и обсуждены правила, по которым организована определенная деятельность.

В военном вузе чаще проводятся лекции и семинарские занятия в традиционной форме. Однако в последнее время преподаватели все чаще обращают внимание на применение активных и интерактивных методов и форм обучения, ориентированных на организацию коллективного обсуждения рассматриваемых проблем, поиск вариантов их решения, коллективное принятие совместных решений, интерпретацию данных таблиц, слайдов, диаграмм. Интеллектуальная рефлексия, организуемая на заключительном этапе, позволяет оценить степень усвоения учебного материала.

В профессиональной подготовке курсантов используются такие виды лекций, как лекция-беседа, лекция-консультация, лекция-дискуссия, лекция вдвоем и др.

В данной статье мы хотели бы остановиться на дидактических особенностях некоторых видов интерактивной лекции.

Проблемная лекция. Изложение учебного материала на проблемной лекции строится на основе рассмотрения определенных проблем. Методической особенностью данной лекции является вовлечение обучающихся в анализ проблемной ситуации, предложенной преподавателем в процессе изложения учебного материала, поиск способов её разрешения. Изучение нового учебного материала дисциплины начинается с постановки проблемного вопроса, задачи или ситуации, в которых зафиксированно противоречие, требующее его обнаружения, рассуждения и разрешения. Рассуждая, преподаватель обращается к аудитории, вовлекая

курсантов в обсуждение, диалог и предлагает высказывать свои аргументированные предложения по разрешению противоречий.

Активный поиск способов разрешения проблемной ситуации или задачи, использование дополнительной информации, полученной от преподавателя, могут самостоятельно привести обучающихся к выводам, которые преподаватель анализирует, обобщает и представляет в качестве новых знаний. Таким образом, лекция, носящая проблемный характер, способствует глубокому усвоению учебного материала, вооружает обучающихся способами самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, формированию исследовательских умений, а также умений самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях неопределенности часто встречающихся в военно-профессиональной деятельности.

Лекция-пресс-конференция имеет свои особенности. Преподаватель сообщает тему лекции и просит обучающихся письменно сформулировать вопросы, вызывающие у них предметный интерес или затруднения при предварительном знакомстве с содержанием лекции.

Затем преподаватель анализирует и сортирует вопросы по их смысловому содержанию и рассматривает учебный материал в соответствии с логикой поставленных перед ним вопросов. Ожидание ответа на свой вопрос заставляет курсантов активизировать свое внимание, сконцентрировать его на излагаемом материале, что значительно повышает мотивацию к изучению данной дисциплины. В завершение лекции преподаватель проводит итоговый анализ и дает оценку содержания вопросов, которое свидетельствует о глубине и осознанности знаний, включенности обучающихся в процесс познания, их интересе к предмету изучения. Лекция-пресс-конференция может проводиться на всех этапах изучения дисциплины. Её методическая ценность заключается в том, что она способствует развитию мыслительной деятельности курсантов, умений рассуждать, анализировать, устанавливать причинно следственные связи, формулировать вопросы, понимать трудности, связанные с усвоением лекционного материала. Кроме того, лекция-пресс-конференция позволяет преподавателю выявить отношение и интерес обучающихся к своей дисциплине.

Следует отметить, что данный вид лекции требует большого профессионализма преподавателя, проявляющегося не только в свободном и всестороннем знании своего предмета, но в коммуникативных и ораторских способностях, умении импровизировать, использовать практический опыт.

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией». Методической особенностью данной лекции является организация активной беседы или диалога с аудиторией.

Для привлечения курсантов к лекции-беседе преподаватель использует различные методические приемы. Это могут быть проблемные вопросы, вопросы, подготавливающие аудиторию к активному восприятию учебного материала, вопросы, актуализирующие знания, формирование и развитие которых будет осуществляться на данной лекции. Проведение лекции в форме диалога возможно при условии готовности курсантов к совместному обсуждению, а часто и постановке вопросов, требующих высказывания собственного мнения, демонстрации своей позиции относительно ключевых положений темы лекции. Данная лекция отличается тесным взаимодействием преподавателя с аудиторией, необходимостью поддерживать интерес к обсуждаемым вопросам и стимулировать к активной деятельности, акцентировать внимание на актуальных профессионально ориентированных проблемах.

Такая совместная деятельность преподавателя и курсанта создает у последнего ощущение сопричастности к проведению лекции, повышает её ценность и значимость, развивает у курсантов положительную мотивацию.

Лекция с разбором конкретных ситуаций. Методическая особенность данной лекции является организация обсуждения конкретной ситуации, которая может возникнуть (или уже встречалась) в профессиональной или учебной деятельности.

Конкретные ситуации на лекции могут быть представлены устно или в виде короткой видеозаписи. Содержание конкретной ситуации должно быть кратким по форме представления, но емким по содержанию, включающему достаточную информацию для оценки и характеристики изучаемого объекта, процесса или явления. Обучающиеся анализируют и обсуждают эти ситуации коллективно, в группах, парах и затем представляют свои варианты разрешения ситуации.

Преподаватель активизирует участие курсантов в обсуждении ситуации, предлагая вопросы, дополнительную информацию, стимулирует курсантов к выдвижению гипотезы, высказыванию своей точки зрения на причины и следствия, обнаруженные в ситуации. Опираясь на правильные или ошибочные высказывания курсантов, анализируя и обобщая дискуссионный материал, преподаватель подводит курсантов к выводам. Такой прием часто используется перед началом лекции с целью активизации внимания на обсуждаемых вопросах.

Целенаправленное обсуждение конкретного вопроса способствует продуктивному обмену мнениями и идеями, грамотной и научной постановке спорного вопроса, подготовке обоснованного ответа на вопросы оппонента.

Принимая участие в дискуссии, обсуждении конкретной ситуации, поиске наиболее эффективного ее решения, у курсантов формируются умения логично излагать свое мнение, пользоваться приемами доказательства, опровержения, делать выбор; приобретать новые знания и новый социальный опыт; принимать точку зрения оппонентов.

В процессе обучения часто используются видеолекции, записанные преподавателем, что позволяет курсантам прослушать лекцию в удобное для них время, доработать и дополнить её содержание, повторить лекционный материал непосредственно перед семинарскими занятиями, повторно разобраться с трудным материалом.

Самостоятельная работа курсантов с лекционным материалом организуется в часы самостоятельной внеаудиторной работы с использованием электронных учебников, методических материалов, информационно-коммуникационных технологий. При этом содержание электронных учебников, пособий структурировано с учетом индивидуально-психологических особенностей курсантов, практической направленности, выбора обучающимися для себя оптимальной траектории изучения учебного материала, удобного темпа самостоятельной работы и способа изучения дисицплины. Обучающий эффект достигается не только за счет содержательной части, но и за счет использования тестирующих программ, позволяющих обучающимся оценить степень усвоения ими предметных знаний.

Для активизации взаимодействия курсантов, организации их совместной творческой деятельности мы используем кейс-технологию, позволяющую курсантам активно взаимодействовать друг с другом, обсуждать проблему, обмениваться мнениями, анализировать и обобщать учебный материал, находить альтернативные варианты решения рассматриваемой проблемы. Понятие «Кейс» (от англ. «case») означает «происшествие» или «событие» [4]. По мнению А.С. Земско-вой, кейс-метод представляют сложную систему [5], включающую различные методы познания: моделирование, анализ, проблемный метод, методы описания,

дискуссию, игровые методы и др., виды деятельности и межличностного общения, смену ролевых действий.

В научной литературе встречаются кейс-технологии разной предметной направленности. Так, И.К. Масалков и М.В.Семина выделяют метод ситуационного анализа, ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций или кейс-стади; метод инцидента; игровое проектирование [6].

Организуя работу обучающихся с «кейсом», важно опираться на их субъектный опыт, знания, полученные в предметной и смежной областях знаний, активно устанавливать межпредметные связи предшествующего, сопутствующего и перспективного характера.

В процессе профессиональной подготовки курсантов, будущих штурманов, мы использовали различные виды ситуаций, ориентируясь на опыт применения кейс-технологий С.Б. Ступиной, которая в своих работах описывает различные ситуации и способы их разрешения: 1) ситуация-иллюстрация, иллюстрирующая закономерности, механизмы, следствия их разрешения; 2) ситуация-проблема, описывающая реальные проблемы; 3) ситуация-оценка, направленная на оценку принятого решения; 4)ситуация-упражнение, предполагающая обращение обучающихся к специальным источникам информации, литературе, справочникам [3].

Методической особенностью данной технологии является, прежде всего, практическая направленность, то есть возможность применения теоретических знаний к решению практических задач. Интерактивный характер кейс-технологии способствует более глубокому усвоению учебного материала за счет активного участия и эмоциональной вовлеченности курсантов. Следует подчеркнуть, что ценность данной технологии заключается в развитии у будущих военных специалистов способности и готовности к принятию неоднозначных решений проблем в реальной жизни, непредвиденных ситуациях, в ситуациях неопределенности, умений соотносить имеющиеся знания с практической деятельностью.

Таким образом, применение интерактивных форм и методов обеспечивает высокую эффективность обучения и качество подготовки курсантов к профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. -Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.

2. Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000 № 7 с. 12-18.

3. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. 52 с.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 48 с.

5. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. 2008. №8. С. 12-16.

6. Масалков И.К. Стратегия кейс стади. Методология исследования и преподавания: учебник / Масалков И.К., Семина М.В. - Москва : Академический Проект, Альма Матер, 2011. 445 c. - ISBN 978-5-8291-1286-8. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/36592.html (дата обращения: 04.04.2021).

REFERENCES

1. Active and interactive educational technologies (forms of conducting classes) in higher school: textbook, comp. T. G. Mukhina. N. Novgorod: NNGASU, 2013. 97 p.

2. Klarin M. V. Interactive learning - a tool for mastering new experience. Pedagogy. 2000 No. 7 p. 12-18.

3. Stupina S. B. Technologies of interactive learning in higher school: an educational and methodological guide. Saratov: Publishing Center "Nauka", 2009. 52 p.

4. Markova A. K. Psychology of professionalism. M., 1996. 48 p.

5. Zemskova A. S. The use of the case method in the educational process. Council of Rectors. 2008. No. 8. p. 12-16.

6. Masalkov I. K. Case Study strategy. Methodology of research and teaching: textbook. Masalkov I. K., Semina M. V.. Moscow: Academic Project, Alma Mater, 2011. 445 p. - ISBN 978-5-8291-1286-8. Text: electronic.Electronic library system IPR BOOKS: [website]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/36592.html (accessed: 04.04.2021).

Информацияобавторе: Владимир Петрович Быков, кандидат педагогических наук, доцент Филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина» в г. Челябинске (ФВУНЦ ВВС «ВВА») г. Челябинск, Россия. E-mail: vladimir.bykov.vp@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Bykov Vladimir Petrovich, candidate of pedagogical Sciences, docent of branch of the Military Training and Research Center of the Air Force «Air Force Academy named after professor N. E. Zhukorovsky and Yu. A. Gagarin», Chelyabinsk (FFUNC VVS «VVA»). E-mail: vladimir.bykov.vp@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 21.03.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 15.04.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.04.2021

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests.

©Быков В.П. 2021 © «Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.