Научная статья на тему 'Формирование универсальных компетенций у обучающихся в военных образовательных организациях посредством интерактивных методов обучения'

Формирование универсальных компетенций у обучающихся в военных образовательных организациях посредством интерактивных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВОЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голобокова Я.А.

В статье рассматриваются особенности использования в военных образовательных организациях интерактивных методов обучения, формирование с их помощью универсальных компетенций у обучающихся (курсантов, слушателей). Актуальность статьи предопределяется введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в военных образовательных оргнаизациях, в которых предполагается замена общекультурных компетенций на универсальные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голобокова Я.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных компетенций у обучающихся в военных образовательных организациях посредством интерактивных методов обучения»

Формирование универсальных компетенций у обучающихся в военных образовательных организациях посредством интерактивных методов обучения

Голобокова Яна Анатольевна,

кандидат исторических наук, доцент, rainsy2019@mail.ru

В статье рассматриваются особенности использования в военных образовательных организациях интерактивных методов обучения, формирование с их помощью универсальных компетенций у обучающихся (курсантов, слушателей). Актуальность статьи предопределяется введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в военных образовательных оргнаизациях, в которых предполагается замена общекультурных компетенций на универсальные.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, военные образовательные организации, универсальные компетенции, профессиональные компетенции, общепрофессиональные компетенции, интерактивные методы обучения, интерактивное обучение.

о

с ^

00

о см

<0

О!

Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю.

Китайская мудрость

Одной из актуальных задач ведомственного военного образования на современном этапе является практическая реализация компетентност-ного подхода в рамках каждой учебной дисциплины (раздела, модуля), что позволит разрешить существующие противоречия между требованиями к подготовке специалистов со стороны силовых структур в частности и государства в целом и имеющимися на сегодняшний день результатами образования.

С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО) в военных образовательных организациях появятся новые универсальные компетенции, которые являются общими для всех образовательных организаций высшей школы. Универсальные компетенции по своей природе имеют надпрофессиональный междисциплинарный характер, т.е. умения и способности личности позволяют ей творчески самореализовываться, социально взаимодействовать и адаптироваться к изменяющимся условиям.

Универсальные компетенции должны обеспечивать успешную продуктивную деятельность человека в социуме, и их можно и нужно применять в самых различных, как профессиональных, так и социальных областях.

Благодаря тому, что в обучении в военных образовательных образовательных организациях применяются принципы коммуникативного подхода и интерактивные методы обучения, создаётся весьма благоприятная основа для формирования не только профессиональных (общепрофессиональных), но и универсальных компетенций.

Ориентация на новые ФГОСы ВО требует не только изменение содержания изучаемых дисциплин (разделов, модулей), но и методов и форм организации образовательного процесса (обучения и воспитания), активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближение изучаемых тем к будущей профессиональной деятельности в силовых структурах.

Объективные потребности государства и военного сектора делают актуальным повсеместное внедрение личностно-ориентированных развивающих технологий. При таком обучении формируются и развиваются такие профессиональные личностно-значимые качества обучающихся, как ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, стрессоустойчивость, инициатив-

ность, творческая, коммуникативная, личностная активность обучающихся и др.

В условиях развивающего обучения очень важно обеспечить максимальную активность обучающихся на учебных занятиях лекционного и семинарского типа, и тем самым задействовать обучающегося в процессе формирования универсальных компетенций, т.к. именно в опыте собственной деятельности формируются компетенции обучающихся [1,22,10]. Именно это является ключевой причиной того, что знаительное количество ученых указывают на нали-чае взаимозавимости между инновациями и образовательного процесса с применением интерактивных методов обучения.

В отношении последнего в научных источниках принято выделать два рода категорий:

- интерактивные методы обучения, определяемые сущностью комуникации сторон образовательного процесса;

- интерактивное обучение как совокупность дидактических характеристик применяемых в процессе обучения образовательных средтв.

Указанные категории определяют целевую ориентированность свойства интерактивности, повышающего эффективность достижения образовательной цели.

По мнению автора, в настоящее вермя получила широкое распространение тенденция применения инструментов воспитания и обучения, основу которых составляет коммуникативнй процесс. Необходимо отметить, что она были характерна для реализации парадигмы гуманизма в педагогике, в различные периоды развития социума.

Ключевая идея такого взаимодействия заключается в установлении между сторонами педагогического процесса, характеристикой которых является заинтересованного отношения, предполагающего развития свободы выражения и обмена идеями, использования среды как инструмента развития личнострынх характеристик обучающихся [7,8].

На базе категории активности обучающихся ряд ученых утверждает, что интерактивные методы должны относиться к совокупности активных (продуктивных) методов (инструментов) обучения [17,19]. В некоторых работах категории активные и интерактивные методы обучения применяются как синонимы [105, с.112]. При этом большинсто исследователей в области педагогики относят активные методы в образовании к инновационным, позволяющим увеличить качественные показатели образовательного процесса. По мнению данных исследователей именно характеристика активности взаимодействия с учебным материалом позволяет повысить качество обучения и воспитания, в отличии от традиционных инструментов. Разделяя данную позицию, отметим что сама данная категория по разному определяется во срвеменных исследвоаниях, при этом можно согласиться с утвердеием, что по-знакательная активность может юыть охарактеризована как «личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается, в особом образом организованном процессе познания с учетом

индивидуальных и возрастных особенностей учащихся» [16, С.47].

При этом саму основу активности исследователи находят в личостных характеристиках обучающихся, вдижущих им мотивов и потребностей, активизацию которых находят в характере коммуникативного процесса между личностью педагога и обучающегося [18, С. 6-7].

При этом механизмом активизации в образовательном процессе могут выступать такие способы как постановка проблемы, взаимообучение, исследовательский поиск, индивидуализация образовательного процесса и самообучение, инструменты самоконтроля; расшиоения коммуникации между стороными образовательного процесса.

Между тем, не все исследователи разделяют положения о синомичности активных и интерактивных методах оубчения. В ряде работ они рассматриваются как самостоятельные группы мето-дов[2,6,11,12].

Ключевым признаком, различающих данные группы методов считается то, что интерактивные методы подразумевают наличие только положительных коммуникаций.

Л.Ф. Вязникова сравнивает активные и интерактивные методы и указывает не то, что клчюевая цель их применения - решение дидактических задач, приобретение знаний, освоение способов деятельности, закрепление навыков; при этом интерактивные методы ориентированы на субъекты образовательного процесса, нацелены на лич-ностно-рефлексивное развитие [6].

Следовательно, в определении интерактивности в значимое особое место занимает рефлексивная составляющая педагогического взаимодействия.

Весьма значимыми особенностями интерактивных методов обучения, по мнению исследователей, являются: усиление познавательной деятельности в образовательном процессе [5, 20, 21]; включение каждого обучающегося в продуктивное учебное взаимодействие (непосредственно или опосредованно через учебный текст, компьютер и др.) [1, 5]; субъект-субъектные отношения между преподавателем и обучающимся, взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем, позволяющее реализовывать и взаимообучение [6, 3]; постоянно действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися [14]; самостоятельный поиск решений проблем [1, 5]; обращение к личностно значимому опыту, актуальным и реальным проблемам и ситуациям окружающей действительности [5, 13]; трансформация роли преподавателя на роль менеджера - организатора учебного процесса, консультанта [12]; значительный воспитательный эффект [4,14]; создание развитой способности к социальной интеграции [4].

Ключевыми характеристиками интерактивного обучения явдяются: личностная ориентированность, активность, деятельностность, рефлексивность, коммуникативность, наличие прямой или косменной обратной связи между субъектами обучения, как по

О

о

го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл -о А ы О ГО А

X

^

т

о

с

^

8

о сч <е

О!

вертикали, так и по горизонтали, профессиональная направленность. Следовательно, интерактивное обучение позволяет определять его как полностью соответствующее потребностям современного образования с позиции потенциальной реализации идей гуманизации, гуманитаризации, фундамента-лизации, информатизации развития профессиональной компетентности обучающихся.

При использовании интерактивных методов процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучающихся становится выше активности преподавате-ля.Однако в то же время, интерактивные методы направлены на симуляцию социального опыта, в которых они распределяют, и реализуют различные социальные роли.при реализации интерактива невозможно доминирование одного слушателя или мнения. Обучающиеся развивают навыки критического мышления, решения сложных проблем, анализировать альтернативные точки зрения. Образование сегодня в военных образовательных организациях предполагает смещения фокуса с опредлеенных в рамках одного предмета умений и владений как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

Таким образом, основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение обучающимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых дисциплин (разделов, модулей). В этом одна из отличительных особенностей новых ФГОСов ВО. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности педагога и обучающихся. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности обучающегося и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Если обратиться к европейскому опыту, то в качестве ключевых для определения уровня образованности европейца рекомендовано применять 8 универсальных компетенций, а именно [23]: компетенции в отласти владения родного языка, иностранного языка, фундаментальных естественно научных и технических, математических, компьютерных компетенций, навыки межличностного, мужкультурного и социального взаимодействия, знания в области культуры и предпринимательской деятельности.

При работе над ФГОС ВО в России были сформированы 30 общих (универсальных) компетенций: способность к анализу и синтезу; способность применять знания на практике; способность к организации и планированию; базовые знания в различных областях; тщательная подготовка по основам профессиональных знаний; письменная и устная коммуникация на родном языке; знание второго языка; элементарные навыки работы с

компьютером; исследовательские навыки; способность учиться; навыки управления информацией; способность к критике и самокритике; способность адаптироваться к новым ситуациям; способность порождать новые идеи (креативность); решение проблем; принятие решений; работа в команде; навыки межличностных отношений; лидерство; способность работать в междисциплинарной команде; способность общаться со специалистами из других областей; принятие различий и мультикультурности; способность работать в международной среде; понимание культур и обычаев других стран; способность работать самостоятельно; разработка и управление проектами; инициативность и предпринимательский дух; приверженность этическим ценностям; забота о качестве; стремление к успеху. В конечном итоге в ФГОС 3 ++ вошли только 8 универсальных компетенций. Формирование перечня компетенций отражено в схеме, представленной на рис. 1.

Универсальные компетенции

ФГОС 3++

Общепрофессиональные

Профессиональные

ФГОС 3++

примерная ООП; КТ;

требования силовых структур; обобщение опыта

Рисунок 1. Формирование перечня компетенций

Одной из основных проблем современного ведомственного военного образования является гармоничное развитие личностных и професио-нальных характеристик будущего военного, потребность в высоких качествах подготовки которого постоянно возрастает. При этом действующая система подготвоки не всегда позволяет учесть все данные качества, что является причиной выработки новых ориентиров необходимого уровня компетентности офицеров.

Необходимым фактором эффективного образовательного процесса в военных учреждениях является самоидентификация будущего офицера с необходимыми качествами, соотвествия необходимым для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Следовательно, будущий офицер должен отвечать критериям, определенными соотвествую-щими военно-профессиональными задачами, по-втоянно стремиться соответствовать эталонным обрацам поведения.

Формирование и совершенствоание профессиональных компетенций и личностных качеств, по мнению автора, взаимосвязаны. Говоря о личности, необходимо отметить такие неотьемленые ее характеристики как мотивационная и профессиональ-

ная составляющие. При этом категорию профессиональной компетентности можно определить как устоявшееся отношение человека к сфоей профессиональной деятельности, в том числе совокупность мотивов, форм, иинструментов профессионального поведения. Указанная категоря по мнению автора играет решающее значение для проектирования системы формирования профессиональных компетенций в рамках военного образования.

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания, на развитие ключевых компетенций, формированию которых способствует системно-деятельностный подход, что, в свою очередь, достигается путём внедрения в учебный процесс интерактивных технологий обучения.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС ВО нового поколения, основной результат применения которого - развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, предполагает в проекте универсальные компетенции (УК), представленные в табл. 1.

Таблица 1

нравственными личностными характеристиками личности, а также обладать качеством приспособления к трансформирующейся среде.

Таблица 2

Формирование на учебных занятиях личностных профессио-

Код УК Наименование категории (группы) УК Наименование УК выпускника программы специалиста

УК-1 Системное и критическое мышление. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.

УК-2 Разработка и реализация проектов. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла.

УК-3 Командная работа и лидерство. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели.

УК-4 Коммуникация. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия.

УК-5 Межкультурное взаимодействие. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия.

УК-6 Самоорганизация и саморазвитие (в т. ч. здоровьесбе-режение). Способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы её совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни

УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

УК-8 Безопасность жизнедеятельности. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Категория профессиональной компенетности по отношению к будущим военным должна определяться посредством системы компетенций, включающих в том числе как проектно-конструкторские, гностические, коммуникативные, обладать высоко-

Код УК Личностные профессионально-значимые качества обучающихся Интерактивные методы обучения

УК-1 Ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, стрессоустойчивость; инициативность, коммуникативность, находчивость, эрудированность, выдержанность, способность к саморазвитию, эмоциональная управляемость, критичность и др. «Мозговой штурм» (атака), анализ ситуаций, ролевые, дидактические и деловые игры, разработка проектов, решение компетентностно-ориентированных задач, дискуссия, «интервью», проигрывание ситуаций, работа в «малых группах», эвристический метод, творческие задания, «дебаты» и др.

УК-2 Ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, стрессоустойчивость; инициативность, коммуникативность, эрудированность, выдержанность, способность к саморазвитию, эмоциональная управляемость, критичность, энергичность, настойчивость, толерантность, уверенность в себе и др. Разработка проектов, решение компетентност-но-ориентированных задач, «кейс-стади», работа в «малых группах», творческие задания и др.

УК-3 Ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, стрессоустойчивость; инициативность, коммуникативность, эрудированность, выдержанность, способность к саморазвитию, эмоциональная управляемость, критичность, энергичность, настойчивость, толерантность, уверенность в себе, лидерские качества и др. Работа в «малых группах», «мозговой штурм» (атака), анализ ситуаций, ролевые, дидактические и деловые игры, разработка проектов, дискуссия, проигрывание ситуаций, тренинги, «дебаты» и др.

УК-4 Ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, коммуникативность, эрудированность, способность к саморазвитию и самовоспитанию, креативность, уверенность в себе и др. «Мозговой штурм» (атака), анализ ситуаций, ролевые, дидактические и деловые игры, разработка проектов, выполнение компетентностно-ориентированных заданий, «интервью», проигрывание ситуаций, работа в «малых группах», творческие задания, тренинги, информационные технологии и др.

УК-5 Ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, коммуникативность, выдержанность, способность к саморазвитию, эмоциональная управляемость, критичность, толерантность, выдержанность и др. Работа в «малых группах», «мозговой штурм» (атака), анализ ситуаций, ролевые, дидактические и деловые игры, разработка проектов, дискуссия, проигрывание ситуаций, тренинги, «дебаты», «кейс-стади» и др.

УК-6 Ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, стрессоустойчивость; инициативность, коммуникативность, эрудированность, способность к саморазвитию и самовоспитанию, эмоциональная управляемость, критичность, энергичность, настойчивость, толерантность, уверенность в себе, остроумие и др. «Мозговой штурм» (атака), анализ ситуаций, ролевые, дидактические и деловые игры, разработка проектов, решение компетентностно-ориентированных задач, дискуссия, проигрывание ситуаций, работа в «малых группах»,творческие задания и др.

УК-7 Ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, стрессоустойчивость; инициативность, способность к саморазвитию и самовоспитанию, эмоциональная управляемость, энергичность, уверенность в себе и др. Игровые методы обучения

УК-8 Ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, стрессоустойчивость; инициативность, способность к саморазвитию и самовоспитанию, эмоциональная управляемость, энергичность, уве_ренность в себе и др._

Игровые методы обучения

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с ^

00

0 сч <о

01

Харатер деятельности военнослужащего можно охарактеризовать системой отношений «человек-человек». Очевидно, что служащие в этой сфере деятельности должны обладать значительным количеством компетенций, относящимся характерных для различных видов профессиональной деятельности. Следовательно, профессиональная подготовка должна позволять приобретение всех необходимых компетенций, вне зависимости от специфики деятельности военнослужащего.

Кроме того, кадровый офицер должен обладать высоким уровнем квалификации в области управления, обладать организаторскими навыками, реализуемыми в самых различных условиях, уметь применять знания из различных предметов профессиональной деятельности.

Ниже представлена таблица, наглядно показывающая, какие личностные профессионально-значимые качества обучающихся во взаимосвязи с универсальными компетенциями формируются на учебных занятиях лекционного и семинарского типа посредством интерактивных методов обучения.

Таким образом, интерактивные методы обучения направлены, прежде всего, на: коммуникативное общение; приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения и развития практических навыков (владений); развитие критического мышления; развитие умения выявлять, анализировать и решать проблемы; комплексное взаимодействие знаний-умений-владений на уровне мышления, воспроизведения, восприятия; формирование личностных профессионально-значимых качеств обучающихся. Преподаватели, применяя на учебных занятиях интерактивные методы обучения, добиваются новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между обучающимися в учебной группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе содержания учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Данные процессы, безусловно, способствуют формированию универсальных компетенций у обучающихся в ведомственных образовательных организациях.

Литература

1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. за-

ведений / Б.Ц. Бадмаев. - М. : Владос, 2004. - 303 с.

2. Балицкая, И.В. Интерактивные методы обучения и воспитания в системе образования США / И.В. Балицкая. - Южно-Сахалинск : Изд-во СахГУ, 2004. - 107 с.

3. Безрукова, В.С. Педагогика: проективная педагогика : учеб. пособие для инж. пед. ин-тов и индустр.-пед. техникумов / В.С. Безрукова. - Екатеринбург : Изд-во «Деловая книга», 1996. - 344 с.

4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Н.В. Бордовская. - М. : КНОРУС, 2016. - 432 с.

5. Вакуленко, В.А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе / В.А. Вакуленко, И.Е. Уколова, Е.С. Ко-ролькова. - М. : Изд. дом «Новый учебник», 2002. - 192 с.

6. Вязникова, Л.Ф. Интерактивные методы в образовании: попытка осмысления / Л.Ф. Вязнико-ва // Интерактивные методы в образовании: лич-ностно созидающие смыслы : сб. научн. ст. / под ред. Л.Н. Куликовой. - Хабаровск : ХГТГУ, 2002. -С. 27-30.

7. Гавронская, Ю.Ю. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» / Ю.Ю. Гавронская // Высшее образование в России. - 2008. - № 7. -С. 101-104.

8. Гавронская, Ю.Ю. Интерактивное обучение химическим дисциплинам студентов педагогических вузов на основе компетентностного подхода : монография / Ю.Ю. Гавронская. - СПб. : Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2008. - 223 с.

9. Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения / Н.Н. Двуличанская // Наука и образование. 2011. - 4 апреля. - Режим доступа: http: // technomag/edu/ru (дата обращения: 10.05.2018).

10. Ефремова, О.Ю. Военная педагогика : учебник для вузов / О.Ю. Ефремова. - СПб. : Питер, 2017. - 640 с.

11. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике / С.С. Кашлев. - Минск : Тетра-Системс, 2013. - 224 с.

12. Кибирев, А.А. Интерактивные методы обучения: теория и практика : уч.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений, слуш. учрежд. доп. обр. / А.А. Кибиреев, Т.А. Веревкина. - Хабаровск : ХКИППКПК, 2013. - 124 с.

13. Кларин, М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения, нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 12-18.

14. Комарницкая, О.В. Интерактивное обучение физике : метод. пособие / О.В. Комарницкая. -Херсон : Айлант, 2004. - 76 с.

15. Корнеева, Л.Д. Интерактивные методы обучения / Л.Д. Корнеева // Высшее образование в России. - 2004. - № 12. - С. 105-112.

16. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М. : Сентябрь, 2003. - 174 с.

17. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии : учеб. пособие / В.Я. Ляудис. - М. : Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.

18. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. - М. : Просвещение, 1977. - 240 с.

19. Огородников, А.Ю. Применение интерактивных образовательных технологий на практических занятиях по социологии : учебно-методическое пособие для бакалавриата / А.Ю. Огородников. - М. : Проспект, 2017. - 96 с.

20. Силласте, Г.Г. Интерактивные методы преподавания курса социологии в финансово-экономическом вузе : учеб. пособие / Г.Г. Силасте.

- М. : ФА, 2004. - 118 с.

21. Соосаар, Н. Интерактивные методы преподавания: настольная книга преподавателя / Н. Соосар, Н. Замковая. - СПб. : Златоуст, 2004. -188 с.

22. Хуторской, А.В. Дидактика : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.В. Хуторской. - СПб. : Питер, 2017. - 720 с.

23. Читаева Ю.А. Формирование ключевых компетенций обучающихся в России и за рубежом

- Режим доступа: http: // superInf/ru (дата обращения: 10.08.2018).

Formation of universal competencies of students in military educational organizations through interactive teaching methods Golobokova Ya.A.

The article discusses the features of the use of interactive teaching methods in military educational organizations, the formation of universal competencies of students (cadets, students) with their help. The relevance of the article is predetermined by the introduction of new Federal state educational standards of higher education in military educational organizations, which are supposed to replace General cultural competencies with universal ones.

Keywords: Federal state educational standard, military educational organizations, universal competence, professional competence, General professional competence, interactive teaching methods, interactive learning. References

psychology: studies. institutions / B.Ts.

1. Badmaev, B.T. Methods of teaching allowance for stud. higher studies. Badmaev. - M.: Vlados, 2004. - 303 p.

2. Balitskaya, I.V. Interactive methods of training and education in

the US education system / I.V. Balitskaya. - Yuzhno-Sakhalinsk: Publishing house SakhGU, 2004. - 107 p.

3. Bezrukova, V.S. Pedagogy: projective pedagogy: studies. manual for Ing. ped. in-tov and industr.-ped. technical schools / V.S. Bezrukov. - Ekate-rinburg: Publishing house "Business book", 1996. - 344 p.

4. Bordovskaya, N.V. Modern educational technologies: study guide / N.V. Bordovskaya. - M.: KNORUS, 2016. - 432 p.

5. Vakulenko, V.A. Methodical manual on interactive methods of

teaching law in school / V.A. Vakulenko, I.E. Ukolova, E.S. Korolko-va. - M.: Izd. house "New textbook", 2002. - 192 p.

6. Vyaznikova, L.F. Interactive methods in education: an attempt to

comprehend / L.F. Vyaznikova // Interactive Methods in Education: Personally Constructive Meanings: Sat. scientific Art. / ed. L.N. Kulikova. - Khaba-rovsk: KhGTGU, 2002. - p. 2730.

7. Gavronskaya, Yu.Yu. "Interactivity" and "interactive learning" /

Yu.Yu. Gavronskaya // Higher Education in Russia. - 2008. - № 7. - P. 101-104.

8. Gavronskaya, Yu.Yu. Interactive learning of chemical disciplines

for us students of pedagogical universities based on the competence approach: monograph / Yu.Yu. Gavronskaya. -SPb. : Publishing House of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2008. - 223 p.

9. Dvulichanskaya, N.N. Interactive teaching methods / N.N. Dvu-

Chanskaya // Science and Education. 2011. - April 4th. -Access mode: http: // technomag / edu / ru (access date: 05.05.2018).

10. Efremova, O. Yu. Military Pedagogy: a textbook for universities / O.Yu. Ephraim. - SPb. : Peter, 2017. - 640 p.

11. Kashlev, S.S. Interactive pedagogy teaching methods / S.S. Kashlev. - Minsk: TetraSystems, 2013. - 224 p.

12. Kibirev, A.A. Interactive teaching methods: theory and practice: teaching method. allowance for stud. higher studies. institutions, listen. institution additional arr. / A.A. Kibireev, T.A. Verevkina. - Khabarovsk: KKIPPPK, 2013. - 124 p.

13. Clarin, M.V. Interactive learning - a tool for learning, new experience / M.V. Clarin // Pedagogy. - 2000. - № 7. - p. 12-18.

14. Komarnitskaya, O.V. Interactive physics training: method. posobie / O.V. Komarnitskaya. - Kherson: Aylant, 2004. - 76 p.

15. Korneyev, L.D. Interactive teaching methods / LD. Korneev // Higher education in Russia. - 2004. - № 12. - p. 105-112.

16. Korotaeva, E.V. Educational technologies in the cognitive activity of schoolchildren / E.V. Korotaeva. - M.: September,

2003. - 174 p.

17. Lyaudis, V.Ya. Methods of teaching psychology: studies. manual / V.Ya. Laudis - M.: Publishing house of URAO, 2000. -128 p.

18. Makhmutov, M.I. Organization of problem-based learning at school / M.I. Makhmutov. - M.: The Enlightenment, 1977. - 240 p.

19. Ogorodnikov, A.Yu. The use of interactive educational technologies in practical classes in sociology: a teaching aid for the undergraduate degree / A.Yu. Ogorodnikov. - M.: Prospect, 2017. - 96 p.

20. Silaste, G.G. Interactive methods of teaching the course of sociology in a financial and economic university: studies. manual / G.G. Silaste. - M.: FA, 2004. - 118 p.

21. Soosaar, N. Interactive teaching methods: the teacher's reading-book / N. Soosar, N. Zamkovaya. - SPb. : Zlatoust,

2004. - 188 p.

22. Khutorskoy, A.V. Didactics: a textbook for high schools. The standard of the third generation / A.V. Farmhouse. - SPb. : Peter, 2017. - 720 s.

23. Chitaeva, Yu.A. Formation of key competencies of students in Russia and abroad - Access mode: http: // superInf / ru (appeal date: 10.08.2018).

О О го -о m

m

m x x О m

m Д А

x m о т; О m

О Q1 -о А u О ГО А X

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.