КОНОНОВ Эдуард Анатольевич,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»,
e-mail: ed.kononov2012@yandex. ru
ЗОНИНА Дарья Михайловна,
студент 3 курса факультета непрерывного образования Дальневосточного филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», e-mail: [email protected]
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМ ДОВОЛЬСТВИЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ДИСБАЛАНСА
Аннотация. Начавшаяся 24 февраля 2022 года специальная военная операция на Украине потребовала быстрого изменения законодательства с учетом сохранения мобильности. Однако, на данный момент, некоторые положения регулируют те общественные отношения, которые не являются сферой их распространения. Также в статье анализируются практические проблемы социальной защиты и денежного довольствия военнослужащих в Российской Федерации и предлагаются пути решения проблем путем внесения изменений в законодательство о воинской обязанности и военной службе.
Ключевые слова: Вооруженные Силы Российской Федерации, социальная защита военнослужащих, денежное довольствие военнослужащих, военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, Стратегия национальной безопасности, статус военнослужащих.
KONONOV Jeduard Anatol'evich,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines Far Eastern Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian State University of Justice»
ZONINA Dar'ja Mihajlovna,
3rd year student of the Faculty of Continuing Education Far Eastern Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian State University of Justice
PRACTICAL PROBLEMS OF SOCIAL PROTECTION AND PROVISION OF MONETARY ALLOWANCES FOR MILITARY PERSONNEL IN CONDITIONS OF GLOBAL POLITICAL AND LEGAL IMBALANCE
DOI: 10.24412/2224-9133-2023-6-47-53 NIION: 2021-0079-6/23-321 MOSURED: 77/27-025-2023-06-321
Annotation. The special military operation in Ukraine, which began on February 24, 2022, required a rapid change in legislation, taking into account the preservation of mobility. However, at the moment, some provisions regulate those public relations that are not the scope of their dissemination. The article also analyzes the practical problems of social protection and monetary allowances of military personnel in the Russian Federation and suggests ways to solve problems by amending the legislation on military duty and military service.
Key words: Armed Forces of the Russian Federation, social protection of military personnel, monetary allowance of military personnel, military personnel undergoing military service in the Armed Forces of the Russian Federation under contract, citizens of the Russian Federation called up for military service on mobilization, National security strategy, status of the military.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [5], защиты суверенитета Российской Федерации, одним из важнейших направлений реализации социальной политики государства является организация социальной защиты военнослужащих, выполняющих воинский долг на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Целью исследования является анализ нормативных правовых актов и практики их применения в общественных отношениях в сфере социальной защиты и обеспечения денежным довольствием военнослужащих в Российской Федерации, а также формулирование предложений по разрешению имеющихся проблем.
В соответствии с указанной целью в процессе исследования предполагается решить следующие задачи:
- изучить особенности статуса военнослужащих по контракту и граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации;
- рассмотреть основы законодательства о социальной защите и денежном довольствии военнослужащих в Российской Федерации;
- выявить основные практические проблемы мер социальной защиты и обеспечения денежным довольствием военнослужащих в Российской Федерации - участников специальной военной операции на Украине, и предложить пути их решения.
Методологической основой написания работы являются следующие общенаучные методы исследования: исторический, сравнительный, системный, индукции, а также частнона-учного метода: технико-юридического анализа.
В условиях нестабильности мирового порядка, планов расширения НАТО на Восток и существующей агрессии Запада против Российской Федерации, Верховным главнокомандующим Российской Федерации было принято решение о проведении специальной военной операции на Украине с целью денацификации, демилитаризации и освобождения народа, проживающего на
территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областях.
Затем Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее - Указ Президента РФ № 647) на территории Российской Федерации с 21 сентября 2022 года была объявлена частичная мобилизация [7].
Особое внимание стоит уделить положению, что на основании п. 2 Указа Президента РФ № 647 граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту [7].
Специальная военная операция на Украине потребовала внесения изменений в нормативную правовую базу, а также принятия в ускоренном порядке ряд нормативных правовых актов.
Дополнительно, в сложившейся обстановке, было необходимо резко улучшить систему денежного довольствия и социальной защиты военнослужащих, а также разработать новые социальные гарантии и расширить распространение мер социальной поддержки военнослужащих.
Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [3] (далее - Федеральный закон «О статусе военнослужащих») непосредственно регламентирует социальную защиту военнослужащих, основанную на Конституции Российской Федерации, посредством реализации конкретных мер социальной поддержки как конституционно-правовых гарантий.
Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы, что является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций
органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе [3].
Однако сосредоточение законодателя на базовых проблемах военнослужащих оставило без должного внимания проблемы оказания социальной, правовой и реабилитационной помощи инвалидам, ветеранам и семьям погибших в вооруженных конфликтах. Проблемы реализации гарантий основных видов социальной поддержки военнослужащих в Российской Федерации обусловлены ещё и тем, что участники боевых действий - люди со своеобразным тяжелым жизненным опытом. Данная категория военнослужащих нуждается в особом подходе, так как есть первостепенная необходимость помочь им адаптироваться в гражданской и мирной жизни.
С учетом прошлых ошибок в сфере социальной защиты военнослужащих - участников войны в Афганистане и контртеррористических операций, Указом Президента Российской Федерации от 03.04.2023 № 232 «О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» [8] был учрежден Государственный фонд, где реализуются виды поддержки военнослужащих - от юридической до психологической и реабилитационной.
Однако на практике существует проблема, заключающаяся в том, что о всех мерах поддержки, предоставляемых данным Государственным фондом, проинформировано небольшое количество людей, а сами участники боевых действий не обращаются за необходимой им помощью.
Исследованием сфер законодательства о денежном довольствии и социальной защите военнослужащих было установлено наличие проблем по прибытии к новому месту военной службы.
Также было установлено, что поступающие обращения граждан обусловлены невыплатой дополнительного денежного довольствия (выплат) - ежегодной материальной помощи, ежемесячной премии за добросовестное и эффективное выполнение обязанностей, подъемного пособия, надбавки за выслугу лет и других выплат в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 06.12.2019 № 727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предо-
ставления им и членам их семей отдельных выплат» (далее - Приказ Министра обороны РФ № 727) [10].
Денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы [4].
В соответствии с п. 6 приказа Министра обороны РФ № 727 военнослужащему, не предъявившему денежный аттестат по прибытии к новому месту военной службы, денежное довольствие выплачивается на основании его рапорта с первого числа месяца, следующего за месяцем зачисления в списки личного состава воинской части [10].
Перерасчет причитающегося денежного довольствия за прошедшее время осуществляется при поступлении денежного аттестата или его дубликата с прежнего места военной службы [10].
Однако, несмотря на вышеизложенное и с учетом положений п. 5 Приказа Министра обороны РФ № 727, многие военнослужащие должным образом не обеспечиваются денежными аттестатами, где должна указываться информация о выплаченном денежном довольствии военнослужащего, помимо сведений, указанных в приказе об исключении из личного состава воинской части.
Так, в случае наличия ошибки в расчете денежного довольствия по прежнему месту службы при отсутствии денежного аттестата по прибытии в новую воинскую часть нет никаких сведений о денежном довольствии военнослужащего, а допуск к автоматизированной системе ресурсного обеспечения «Алушта» ограничен.
Дальнейшее исследование вопросов автоматизированной системы ресурсного обеспечения осложнено в связи с ограниченным порядком допуска к ведомственным приказам и самой системе.
Вместе с этим одной из важнейших проблем в реализации практики по социальной защите военнослужащих являются компенсационные меры за гибель военнослужащего и получение увечий (ранений, травм, контузий). Помимо страховых выплат, установлены единовременные выплаты, в соответствии с Указом Президента РФ от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» (далее - Указ Президента РФ № 98) [6], назначение и осуществление которых реализуется согласно приказу Министра обороны РФ от 22.04.2022 № 236 «Об определении назначения и осуществления выплат, установленных Указом
Президента РФ от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» [11]. Так, одним из условий для реализации права на единовременную выплату является наличие справки командира (начальника, руководителя) о ранении (травмы, контузии, увечья) без указания степени тяжести.
Однако лицам, проходящим службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ФСВНГ РФ), для реализации права на осуществление единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ № 98, необходима справка о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), установленная приказом ФСВНГ РФ от 07.03.2022 № 66 «Об утверждении Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - приказ ФСВНГ РФ № 66) [13] и выдаваемая военно-медицинской организацией по результатам проведения военно-врачебной экспертизы военно-врачебной комиссией в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (далее - постановление Правительства РФ № 855) [9], которым установлен перечень увечий, относящихся к различным степеням тяжести.
Так, если военнослужащим ФСВНГ РФ справка о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии) с установлением степени тяжести не была выдана, то основания для реализации права на единовременную выплату, в соответствии с Указом Президента РФ № 98, отсутствуют.
Сложившаяся практика определена посредством неизменения формы справки, указанной в приложении № 7 приказа ФСВНГ РФ № 66, то есть с учетом положений о наличии степени тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), где ставится «прочерк», наличием в справке указаний о перечне увечий, установленном постановлением
Правительства РФ № 855, с добавлением примерной формулировки о том, что данная справка выдается для реализации права на выплату в соответствии с Указом Президента РФ № 98.
Представляется возможным решение изложенной проблемы путем установления единого и унифицированного порядка назначения и осуществления единовременных выплат в различных ведомствах по упрощенной системе, сформированной Министерством обороны Российской Федерации, поскольку форма справки, установленная приложением № 7 приказа ФСВНГ РФ № 66 [13], предназначена для осуществления страховых выплат, порядок и основания выплаты которых регламентируется иным нормативным правовым актом - Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» [2].
Еще одна проблема, четко определенная на практике, обозначилась также Указом Президента РФ № 98, которым регламентировано, что в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях [6].
Пунктом «б» данного Указа установлено, что военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальное звание полиции, принимающим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащим, выполняющим специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, получившим ранение (кон-
тузию, травму, увечье) в ходе проведения специальной военной операции (при выполнении специальных задач), осуществляется единовременная выплата в размере 3 млн. рублей [6].
Стоит отметить, что выплата за гибель должна осуществляться с учетом выплаты за ранение. На практике существует проблема, связанная с многообразным толкованием данной нормы. Однако, каких-либо разъяснений по поводу применения последней нет. Несмотря на существующее сомнение, практическое применение в ведомствах сложилось так, что, в случае гибели (смерти) военнослужащего, который реализовал свое право на единовременную выплату за ранение в размере 3 млн. рублей, членам семьи погибшего выплачивают 5 млн. рублей.
При этом на практике имеются случаи, когда военнослужащие, не успели реализовать свое право на получение выплаты за ранение и погибли при исполнении воинского долга (ранение и смерть не связаны причинно-следственными связями). В таких случаях, единовременную денежную выплату за гибель (смерть) в размере 5 млн. рублей осуществляют, а выплату за ранение - нет в связи с тем, что на данном этапе законодательство не предусматривает членов семьи (супругов, детей) как субъектов правоотношений при получении единовременной выплаты за ранение военнослужащего.
При таких обстоятельствах, представляется возможным внести изменения в нормативные правовые акты с введением новой формулировки «членам семей военнослужащих, не реализовавших право на получение выплаты» с уточнением вида выплаты или иного вида социальной поддержки в зависимости от нормативного правового акта.
Исследованием вопросов социальной защиты было установлено, что граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, не могут являться участниками накопительно-ипотечной системы, вследствие чего представляется возможным введение нового статуса «военнослужащего, призванного на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации», поскольку, несмотря на то, что мобилизованные имеют статус «военнослужащих по контракту», они не могут быть обеспечены всеми мерами социальной защиты, предоставляемыми государством «военнослужащим по контракту», а, соответственно, иметь статус последних мобилизованные не могут.
Таким образом, предложенные изменения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и иные нормативные правовые акты имеют практическое значение, представляются возможными для улучшения системы законодательства о
воинской обязанности и военной службе, а также социальной защиты военнослужащих.
В свою очередь, выявленные проблемы снижают уровень социально-правовой защищенности военнослужащих, для их решения необходимо разработать государственные целевые программы, призванные модернизировать систему реализации гарантий основных видов социальной поддержки военнослужащих в Российской Федерации и членам их семей. Эффективной реализации этих программ можно будет достигнуть только в случае, если они будут опираться на законодательную основу.
Перспективным направлением деятельности по указанному направлению является создание по поручению Президента Российской Федерации, Владимира Владимировича Путина, на всей территории Российской Федерации действенного и результативного специального Государственного фонда «Защитники Отечества», главной задачей которого оказание адресной, персональной помощи родственникам погибших участников и ветеранам специальной военной операции.
Также исследованием вопросов, касающихся осуществления мер социальной поддержки военнослужащих было установлено, что представляется возможным внести изменения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», Указ Президента № 98 и иные нормативные правовые акты, изданные в их развитие, с введением новой формулировки «членам семей военнослужащих, не реализовавших право на получение выплаты», реализовать введение нового статуса «военнослужащего, призванного на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации», а также установить унифицированный порядок назначения и осуществления единовременных выплат в различных ведомствах по упрощенной системе, сформированной Министерством обороны Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, представляется возможным использовать выводы и предложения в законотворческой деятельности и правоприменительной практике, что на наш взгляд может повысить эффективность правового регулирования общественных отношений в сфере конституционно-правовых гарантий социальной поддержки военнослужащих в Российской Федерации, а значит реализацию прав и свобод человека и гражданина в рассматриваемой сфере.
Список литературы:
[1] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 [с учетом поправок] // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
[2] Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1474.
[3] Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. - 1998.
- № 22. - Ст. 2331.
[4] Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» // Собрание законодательства РФ. -2011. - № 45. - Ст. 6336.
[5] Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 27 (часть II).
- Ст. 5351.
[6] Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 10. -Ст. 1475.
[7] Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 39. - Ст. 6590.
[8] Указ Президента Российской Федерации от 03.04.2023 № 232 (ред. от 10.04.2023) «О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» // Собрание законодательства РФ. - 2023. - №15. - Ст. 2660.
[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1998.
- № 32. - Ст. 3900.
[10] Приказ Министра обороны Российской Федерации от 06.12.2019 № 727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат» // Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ. - 15.01.2020. - № 57168.
[11] Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22.04.2022 № 236 «Об определении назначения и осуществления выплат, установленных Указом Президента РФ от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» // Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ. - 11.05.2022. - № 68444.
[12] Приказ Министра обороны Российской Федерации от 19.12.2022 № 780 «Об определении Порядка осуществления ежемесячной социальной выплаты гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации» // Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ.
- 20.01.2023. - № 72091.
[13] Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 07.03.2022 № 66 «Об утверждении Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ. - 11.03.2022. - № 67679.
Spisok literatury:
[1] Konstitucija Rossijskoj Federacii prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 [s uchetom popravok] // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2014. -№ 31. - St. 4398.
[2] Federal'nyj zakon ot 28.03.1998 № 52-FZ (red. ot 14.04.2023) «Ob objazatel'nom gosudarst-vennom strahovanii zhizni i zdorov'ja voennoslu-zhashhih, grazhdan, prizvannyh na voennye sbory, lic rjadovogo i nachal'stvujushhego sostava organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii, Gosudarstven-noj protivopozharnoj sluzhby, sotrudnikov uchrezh-denij i organov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, sotrudnikov vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii, sotrudnikov organov prinuditel'nogo ispol-nenija Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1998. - № 13. - St. 1474.
[3] Federal'nyj zakon ot 27.05.1998 № 76-FZ (red. ot 13.06.2023) «O statuse voennosluzhashhih» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1998. - № 22. - St. 2331.
[4] Federal'nyj zakon ot 07.11.2011 № 306-FZ (red. ot 14.04.2023) «O denezhnom dovol'stvii voennosluzhashhih i predostavlenii im otdel'nyh vyplat» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2011. - № 45. - St. 6336.
[5] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot
02.07.2021 № 400 «O Strategii nacional'noj bezo-pasnosti Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonod-atel'stva RF. - 2021. - № 27 (chast' II). - St. 5351.
[6] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot
05.03.2022 № 98 «O dopolnitel'nyh social'nyh garan-tijah voennosluzhashhim, licam, prohodjashhim slu-zhbu v vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii, i chlenam ih semej» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2022. - № 10. - St. 1475.
[7] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot
21.09.2022 № 647 «Ob objavlenii chastichnoj mobi-lizacii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2022. - № 39. - St. 6590.
[8] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot
03.04.2023 № 232 (red. ot 10.04.2023) «O sozdanii Gosudarstvennogo fonda podderzhki uchastnikov special'noj voennoj operacii «Zashhitniki Otechestva» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2023. - №15. - St. 2660.
[9] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.07.1998 № 855 «O merah po realizacii Federal'nogo zakona «Ob objazatel'nom gosudarst-vennom strahovanii zhizni i zdorov'ja voennosluzhashhih, grazhdan, prizvannyh na voennye sbory, lic rjadovogo i nachal'stvujushhego sostava organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii, Gosudarstven-noj protivopozharnoj sluzhby, sotrudnikov uchrezh-denij i organov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy,
sotrudnikov vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii, sotrudnikov organov prinuditel'nogo ispol-nenija Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1998. - № 32. - St. 3900.
[10] Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 06.12.2019 № 727 «Ob opredelenii Porjadka obespechenija denezhnym dovol'stviem voennosluzhashhih Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii i predostavlenija im i chlenam ih semej otdel'nyh vyplat» // Zaregistrirovano v Ministerstve justicii RF.
- 15.01.2020. - № 57168.
[11] Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 22.04.2022 № 236 «Ob opredelenii naz-nachenija i osushhestvlenija vyplat, ustanovlennyh Ukazom Prezidenta RF ot 05.03.2022 № 98 «O dopolnitel'nyh social'nyh garantijah voennosluzhashhim, licam, prohodjashhim sluzhbu v vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii, i chlenam ih semej» // Zaregistrirovano v Ministerstve justicii RF.
- 11.05.2022.- № 68444.
[12] Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 19.12.2022 № 780 «Ob opredelenii Porjadka osushhestvlenija ezhemesjachnoj social'noj vyplaty grazhdanam Rossijskoj Federacii, prizvannym na voennuju sluzhbu po mobilizacii v Vooruzhennye Sily Rossijskoj Federacii» // Zaregistrirovano v Ministerstve justicii RF. - 20.01.2023. - № 72091.
[13] Prikaz Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii ot 07.03.2022 № 66 «Ob utverzhdenii Porjadka naznachenija i osushhestvlenija edinovremennyh vyplat, ustanovlennyh Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 05.03.2022 № 98 «O dopolnitel'nyh social'nyh garantijah voennosluzhashhim, licam, prohodjashhim sluzhbu v vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii, i chlenam ih semej», v vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii» // Zaregistrirovano v Ministerstve justicii RF. - 11.03.2022. - № 67679.