ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья УДК 34
doi:10.21685/2307-9525-2022-10-2-9
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ
Дмитрий Юрьевич Мананников
Пензенский государственный университет, Пенза, Россия [email protected]
Аннотация. Актуальность и цели. Предмет исследования составляет правовое регулирование социальной поддержки военнослужащих и членов семей погибших (умерших) участников боевых действий в условиях проведения Российской Федерацией специальной военной операции на территории Украины. Цель работы - комплексное исследование социальных гарантий военнослужащим, принимающим (принимавшим) участие в проведении специальной военной операции на территории Украины, а также членам их семей в свете современных социально-политических вызовов. Материалы и методы. Эмпирическую базу исследования составили правовые нормы социальных гарантий и поддержки военнослужащих и членов семей погибших (умерших) участников боевых действий в условиях проведения Российской Федерацией специальной военной операции на территории Украины. Методы анализа и синтеза позволили решить поставленные задачи. Результаты. Проанализированы правовые нормы социальной поддержки военнослужащих и членов семей погибших (умерших) участников боевых действий в условиях проведения Российской Федерацией специальной военной операции на территории Украины. Социальная поддержка на государственном уровне военнослужащих и членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий рассматривается в качестве необходимой социальной меры возмещения существенного риска при выполнении ими обязанностей военной службы. Сформулированные в работе положения могут быть использованы при совершенствовании военно-административного законодательства, в том числе по вопросам социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов семей погибших (умерших) участников боевых действий. Выводы. Меры социальной поддержки имеют особое государственное значение для поддержания стабильности правового положения военнослужащих и членов их семей. Выстроенная государством правовая система в данном отношении должна развиваться в сторону расширения сфер социальной поддержки. Каждый военнослужащий и члены его семьи должны чувствовать «уверенность в завтрашнем дне», принимая во внимание значимую роль в обществе военной службы в свете проведения Российской Федерацией специальной военной операции.
Ключевые слова: военнослужащий, государство, социальная поддержка, специальная военная операция
Для цитирования: Мананников Д. Ю. Социальная поддержка военнослужащих и членов семей погибших (умерших) участников боевых действий в условиях проведения Российской Федерацией специальной военной операции на территории Украины // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2022. Т. 10, № 2. С. 80-88. doi:10.21685/2307-9525-2022-10-2-9
© Мананников Д. Ю., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2022;10(2). http://esj.pnzgu.ru
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Original article
SOCIAL SUPPORT FOR MILITARY PERSONNEL AND FAMILY MEMBERS OF THE DEAD (DECEASED) COMBATANTS UNDER THE CONDITIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION SPECIAL MILITARY OPERATION ON THE TERRITORY OF UKRAINEI
Dmitry Yu. Manannikov
Penza State University, Penza, Russia [email protected]
Abstract. Background. The study focuses on the legal regulation of social support for military personnel and family members of the dead (deceased) combatants in the context of the Russian Federation conducting a special military operation on the territory of Ukraine. The aim of the author is to examine the social guarantees for military personnel who is taking (have taken) part in the special military operation on the territory of Ukraine, as well as their family members in the light of modern sociopolitical challenges. Materials and methods. The empirical base of the study is the legal norms of social guarantees and support for military personnel and family members of the dead (deceased) combatants within the Russian Federation special military operation on the territory of Ukraine. The methods of analysis and synthesis enable solving the set tasks. Results. The article analyzes the legal norms of social support for military personnel and family members of the dead (deceased) combatants in the context of the Russian Federation conducting a special military operation on the territory of Ukraine. Social support at the state level for military personnel and members of the families of dead (deceased) combatants is considered as a necessary social measure to compensate for a significant risk when performing duties under military service. The provisions formulated in the article can be used for improving military administrative legislation, including on the issues of social security of military personnel, citizens discharged from military service, family members of the dead (deceased) combatants. Conclusions. The social support measures are of particular national importance for maintaining the stability of the legal status of military personnel and their families. The legal system built by the state in relation to military personnel and members of their families should evolve toward expanding the areas of social support. Every representative of military personnel and their family members should feel "confidence about the future", taking into account the significant role in the society of military service in the light of the Russian Federation special military operation. Keywords: military personnel, state, social support, special military operation
For citation: Manannikov D.Yu. Social support for military personnel and family members of the dead (deceased) combatants under the conditions of the Russian Federation special military operation on the territory of Ukraine. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2022;10(2):80-88. (In Russ.). doi:10.21685/2307-9525-2022-10-2-9
В условиях проведения специальной военной операции на территории Украины приоритетной частью политики государства среди главных ориентиров системы социального обеспечения граждан являются меры социальной поддержки военнослужащих и членов семей погибших (умерших) участников боевых действий.
Не случайно 25 мая 2022 г. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами -Президент России В. В. Путин на заседании Президиума Государственного Совета произнес следующие слова: «Вне зависимости от того, какие у них есть или будут награды, это люди,
© Manannikov D.Yu., 2022. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2022;10(2). http://esj.pnzgu.ru
которые рискуют своим здоровьем и жизнью ради людей и детей Донбасса, ради России. Они все герои - именно так. Каждый подвергает свою жизнь смертельной опасности, идет на это сознательно. И относиться к ним нужно именно так - как к героям»1.
С указанным мнением Президента России трудно не согласиться. 77 лет назад наши деды и прадеды в кровопролитном сражении с немецко-фашистскими захватчиками сумели отстоять право российского народа на жизнь и независимость. Их подвиг, дань которому мы отдаем 9 мая, навечно будет в наших сердцах. С великой гордостью в рядах «бессмертного полка» мы несем фотографии родных и близких, внесших вклад в Великую Победу. Профашистски настроенные силы на Украине, напротив, хотели бы, чтобы через годы наши дети несли портреты «бандеровцев» и иных нацистов.
Политика Украинского государства свелась к последовательному насаждению антироссийских настроений, основанных на отрицании общего прошлого, настоящего и будущего русского и украинского народов и направленных при активной поддержке странам Запада на создание у границ России тлеющего очага напряженности. Статус государственной украинской идеологии приобрела русофобия, началась череда преследований и откровенного уничтожения не только русских, но и в целом русскоговорящих. Иными словами, сформирована государственная система травли людей, для которых русский является родным языком.
Именно по этой причине проведение Российской Федерацией специальной военной операции является выполнением задачи исключительной важности, и государство аккумулирует ресурсы для обеспечения условий, достаточных для реализации предусмотренных законом социальных прав военнослужащих.
Важно помнить о том, что военная служба относится к особому виду федеральной государственной службы. Лица, проходящие военную службу, обладают особым правовым статусом, им надлежит выполнять важные конституционные обязанности по обеспечению обороны нашего государства. Повышенное внимание к военнослужащим на государственном уровне рассматривается в качестве необходимой социальной меры возмещения существенного риска при выполнении ими обязанностей военной службы2.
Как известно, основным средством материального обеспечения и стимулирования военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы является денежное довольствие. При этом дополнительно за участие в специальной военной операции военнослужащим выплачивается ежемесячно два оклада по воинской должности, а при неполном месяце - пропорционально количеству дней участия в выполнении соответствующих задач. Кроме того, вне зависимости от получаемого питания военнослужащим ежемесячно начисляются суточные в рублях на сумму, эквивалентную 53 долл. США. В выслугу лет для назначения военной пенсии один день участия в операции засчитывается за три дня [1, с. 86].
Действующим законодательством также предусмотрены повышенные страховые и иные дополнительные выплаты в случае получения ранений и травм, которые исчисляются миллионами рублей и в десятки раз превышают аналогичные выплаты лицам, травмированным на производстве в мирных условиях3.
Так, в случае получения в период прохождения военной службы тяжелого увечья военнослужащий получит 200 тыс. руб., при легкой степени ранения, контузии, травмы - 50 тыс. руб.
При установлении инвалидности в период прохождения военной службы, либо до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья, либо в результате полученного в период службы заболевания размеры страховой выплаты составляют: инвалиду I группы - 1,5 млн. руб.; инвалиду II группы - 1 млн. руб.; инвалиду III группы -500 тыс. руб. [2, с. 105].
1 Заседание Президиума Госсовета по вопросам социальной поддержки граждан // Президент России : офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/state-council/68481 (дата обращения: 26.05.2022).
2 Ефремов А. В. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». 2018 // ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). URL: https://base.garant.ru/77603221/ (дата обращения: 26.05.2022).
3 Белянинова Ю. В., Гурина О. А., Захарова Н. А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (постатейный) / под ред. Т. С. Гусевой. 2016 // ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). URL: https://base. garant.ru/57202421/ (дата обращения: 26.05.2022).
В связи с проведением специальной военной операции на территории Украины и участием российских военнослужащих в боевых действиях 5 марта 2022 г. Президентом России подписан Указ № 981 об установлении дополнительных социальных мер лицам, проходящим военную службу, и членам их семей.
Так, военнослужащим, получившим в ходе специальной военной операции ранение (травму, контузию, увечье), помимо названных выше страховых сумм, Указом Президента РФ № 98 установлена единовременная выплата в размере 3 млн. руб. В то же время при травмировании на производстве (независимо от тяжести травмы) предусмотрена единовременная страховая выплата в размере не более 94 тыс. руб. [3, с. 146].
26 марта 2022 г. вступили в законную силу внесенные в Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» изменения , предусматривающие признание военнослужащих, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, ветеранами боевых действий. Уточняющий перечень документов, являющихся основанием для выдачи удостоверений участникам специальной военной операции, приведен в приказе Министра обороны Российской Федерации от 26 марта 2022 г. № 178.
Таким образом, на указанную категорию граждан распространяются права, льготы и меры социальной поддержки, указанные в ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Так, ветераны боевых действий имеют следующие социальные права:
1) на дополнительный отпуск, продолжительность которого составляет 15 суток;
2) на повышение в размере 32 % пенсии за выслугу лет;
3) на компенсацию расходов на оплату жилых помещений в размере 50 % платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (исходя из общей площади жилых помещений);
4) на первоочередное право при вступлении в жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, приобретение земельных садовых участков (огородных земельных участков);
5) на внеочередное оказание бесплатной медицинской помощи после увольнения с военной службы во всех медицинских организациях, в том числе в госпиталях войн;
6) на прием по установленной квоте не менее 10 % на обучение в учебные заведения по программам бакалавриата и специалитета за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов [4, с. 30].
Помимо прочего, на региональном уровне для участников боевых действий могут быть предусмотрены иные меры социальной поддержки, в частности бесплатный проезд на определенных видах общественного транспорта.
На участников специальной военной операции, признанных в установленном порядке ветеранами боевых действий, также распространяются налоговые льготы. При расчете земельного налога на земельные участки, находящиеся в собственности военнослужащих, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 м2 площади облагаемых налогом земельных участков (ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации) [5, с. 16].
Государство предусмотрело освобождение от уплаты налога на имущество на принадлежащий участнику боевых действий на праве собственности один объект недвижимости
1 О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей : указ Президента РФ от 5 марта 2022 г. № 98 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120220 3050061 (дата обращения: 20.06.2022).
2 О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах» : федер. закон от 26 марта 2022 г. № 69-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_412684/ (дата обращения: 20.06.2022).
(хозяйственное помещение, гараж, квартира, жилой дом и пр.), который не используется для целей предпринимательской деятельности (ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации) [6, с. 10]. На уровне регионального законодательства также может быть предусмотрена налоговая льгота по транспортному налогу.
Безусловно, исполнение законодательства о правах и социальных гарантиях, в том числе ветеранов боевых действий, отнесено к приоритетному направлению социальной политики. Принимая это во внимание, государство не могло не предусмотреть социальные гарантии в отношении членов семей военнослужащих [7, с. 33], в том числе погибших в ходе проведения специальной военной операции на территории Украины.
Следует отметить, что семьи военнослужащих имеют специфические (нетипичные) черты. Так, с одной стороны, на них в полной мере распространяется действие правового регулирования в сфере защиты материнства и детства, а также социального обеспечения. С другой - государство распространяет на проходящих военную службу «людей в погонах» дополнительные меры социальной поддержки, что обусловлено отдаленностью мест прохождения службы от развитых населенных пунктов и городских агломераций; нереальностью в отдельных случаях трудоустройства супруги (супруга) военнослужащего; частой сменой места проживания и службы; риском утраты кормильца при участии в военных конфликтах [8, с. 4].
Так, в случае гибели (смерти) военнослужащих, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, членам их семей в равных долях производится единовременная выплата в размере 5 млн руб. Порядок предусмотренных выплат определен соответствующими ведомственными приказами.
Членами семьи, имеющими право на денежные выплаты, считаются: 1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего или смерти гражданина, уволенного с военной службы, в зарегистрированном браке с ним (с ней); 2) родители военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы; 3) дети военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы; 4) лица, находившиеся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего или умершего гражданина, уволенного с военной службы.
Для назначения указанных выплат в случае смерти (гибели) потребуются заявления членов семьи военнослужащего, свидетельство о его смерти и подтверждающие степень родства с погибшим документы [9, с. 30].
Основанием для регистрации смерти гражданина и оформления соответствующего свидетельства является медицинское свидетельство о смерти (форма 106/У), которое составляется медицинскими работниками по результатам исследования (вскрытия) трупа. Оформление медицинского свидетельства о смерти заочно, без личного установления медицинским работником факта смерти запрещено [10, с. 62].
По указанной причине родственники погибшего в ходе боевых действий военнослужащего, местонахождение тела которого не установлено, в отсутствие указанных документов не могут реализовать установленным порядком свое право на получение страховых и иных компенсационных выплат [1, с. 86].
В таких случаях признание факта гибели военнослужащего в ходе боевых действий и получение его родственниками положенных в этой связи выплат возможны только в судебном порядке путем объявления гражданина умершим (ст. 45 и гл. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) либо признания судом юридического факта -смерти гражданина (п. 8 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Часть 2 ст. 45 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает принятие судом решения об объявлении умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Данное обстоятельство весьма осложняет своевременное получение их родственниками положенных компенсаций [11, с. 129].
В то же время право на обращение в суд с заявлением о признании юридического факта (факта смерти) военнослужащего не ограничено какими-либо временными промежутками. В обоснование заявления доказательствами могут являться выписка из приказа о направлении военнослужащего в составе подразделения для участия в специальной военной операции; выписка из приказа о направлении для выполнения конкретной боевой задачи; объяснения командиров и сослуживцев об обстоятельствах, при которых произошла гибель военнослужащего; фото-, видеозаписи момента гибели военнослужащего или его трупа; вещественные доказательства (документы, жетон, одежда, личные вещи и пр.); публикации в СМИ, сети «Интернет», подтверждающие факт гибели [12].
Получившим ранение (контузию, травму, увечье) военнослужащим, принимавшим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, единовременно производится выплата в размере 3 млн руб.
В целях получения указанной выплаты военнослужащим (служащим) Минобороны и Росгвардии России в связи с ранением (контузией, травмой, увечьем) необходимы рапорт и справка о тяжести увечья; в ФСБ России и ФСО России, помимо этого, - справка, утвержденная военно-врачебной комиссией.
При этом производство упомянутых выше выплат не учитывается при определении права на страховые и иные выплаты, а также при предоставлении других мер социальной поддержки [13, с. 17].
Так, в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ1 в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, выгодоприобретателям выплачивается страховая сумма в размере 2,96 млн руб., при получении легкого или тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии), а также установлении инвалидности выплата составит от 68 тыс. до 2,06 млн руб.
Кроме того, в силу Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 4,45 млн руб., а при увольнении в связи с признанием военнослужащего не годным к военной службе вследствие военной травмы - в размере 2,96 млн руб. [14, с. 104].
В случае тяжелой болезни военнослужащего его близкие родственники имеют право на проезд на безвозмездной основе от места своего жительства до места нахождения больного и обратно (ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). В п. 57 приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 г. № 815 отмечается, что основанием для выдачи военным комиссариатом воинских перевозочных документов (ВПД) в данных целях, помимо заявления и документов, удостоверяющих личность и подтверждающих степень родства, является извещение (заверенное письмо, телеграмма) о тяжелой болезни военнослужащего, подписанное командиром воинской части [15, с. 76].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460 предусмотрено, что погребение погибших (умерших) военнослужащих (возмещаются затраты на
1 Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации : федер. закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1474.
2 О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной
ритуальные услуги в размере до 23 837 руб.), а также изготовление и установка надгробных памятников (норма расходования до 29 435 руб.) производится за счет средств федеральных органов исполнительной власти [1 6].
Порядок реализации данных мероприятий определен приказами Минобороны России от 13 января 2008 г. № 5, Росгвардии от 21 ноября 2017 г. № 491, ФСБ России от 20 июня 1995 г. № 125, ФСО России от 3 июня 2010 г. № 264, МЧС России от 30 июня 2004 г. № 307.
Доведение до военнослужащих и членов их семей предусмотренных законодательством денежных сумм в настоящее время организовано органами военного управления всех уровней, включая военные комиссариаты, и страховой компанией АО «СОГАЗ» [17, с. 15].
9 мая 2022 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ № 268, который устанавливает дополнительные меры поддержки семей военнослужащих.
Нормативным правовым актом определено, что для детей военнослужащих, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции на территориях Донецкой, Луганской народных республик и Украины, устанавливается льготный порядок поступления на обучение в образовательные организации.
В частности, по каждой специальности или каждому направлению подготовки для детей военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, участвующих (участвовавших) в проведении специальной военной операции, в том числе погибших при исполнении обязанностей, предусматривается на бюджетной основе специальная квота (в размере 10 % общего объема контрольных цифр приема в учебные образовательные учреждения). В границах упомянутой квоты детям военнослужащих разрешено не сдавать вступительные экзамены (за исключением дополнительных испытаний творческой, профессиональной направленности). Кроме того, дети военнослужащих будут приниматься в военные образовательные учреждения без вступительных экзаменов.
Рассмотренные меры социальной поддержки являются своевременной и обоснованной необходимостью, а также имеют особое государственное значение для поддержания стабильности правового статуса военнослужащих и членов их семей.
Несмотря на современные социально-политические вызовы, армия и флот России убедительно доказывают свою мощь, боеготовность и возросшие возможности, а военнослужащие продолжают самоотверженно выполнять свой воинский долг. В этих условиях государство не может изолироваться от исполнения возложенных социальных обязательств [18, с. 27].
В соответствии с п. 39 утвержденной 25 декабря 2014 г. Президентом России военной доктрины выполнение задачи строительства и развития Вооруженных Сил достигается в том числе путем повышения уровня социального обеспечения военнослужащих и членов их семей.
Как представляется, выстроенная государством правовая система в отношении военнослужащих и членов их семей в перспективе должна развиваться в сторону расширения сфер социальной поддержки. Прежде всего потому, что каждый военнослужащий и члены его семьи должны чувствовать «уверенность в завтрашнем дне», принимая во внимание значимую роль в обществе военной службы в свете проведения Российской Федерацией специальной военной операции.
Список литературы
1. Корякин В. М. Социальное обеспечение участников специальной военной операции: проблемные вопросы // Право в Вооруженных Силах. 2022. № 4. С. 85-93.
2. Петров М. И. Комментарий к Федеральному закону от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (постатейный). М. : Юстицинформ, 2010. 290 с.
службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников : постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 460 // Собрание Законодательства РФ. 2002. № 40. Ст. 3933.
3. Алексеенко Н. А., Кацубо С. П., Кравчук Е. В. Экономико-правовые основы оценки уровня социально-экономической безопасности в трудовых отношениях // Власть Закона. 2015. № 2 (22). С.133-170.
4. Старцун В. Н., Давыдов А. В. О социальных гарантиях военнослужащих-контрактников в сфере образования // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2008. № 2. С. 30-33.
5. Титов В. В. Военнослужащим о налогах! (земельный налог) // Военно-юридический журнал. 2015. № 9. С. 14-17.
6. Титов В. В. Военнослужащим о налогах (налог на имущество физических лиц) // Военно-юридический журнал. 2015. № 6. С. 8-11.
7. Капитонова Е. А. Проблемы реализации социальных гарантий, предоставленных законодательством членам семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2017. № 9 (242). С. 31-39.
8. Корякин В. М., Скулакова О. В. Социальные гарантии, предоставляемые семьям военнослужащих : монография. М. : За права военнослужащих, 2010. 287 с.
9. Ефремов А. В. О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки родителям погибших (умерших) военнослужащих // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2013. № 9. С. 27-31.
10. Демидова Г. С. Юридические факты в механизме приобретения наследства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 12. С. 60-65.
11. Хомчик В. В. Судебная защита прав и свобод военнослужащих и законных интересов государства при увольнении военнослужащих с военной службы: Теория и практика правового регулирования : монография. М. : За права военнослужащих, 2012. 157 с.
12. Бабкин Р. С., Шанхаев С. В. Некоторые вопросы, связанные с исключением военнослужащего из списков личного состава воинской части // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2005. № 11. С. 32-33.
13. Тарасенкова А. Н. Льготные категории граждан: социальная помощь. М. : Библиотечка «Российской газеты», 2014. 176 с. (Библиотечка «Российской газеты», вып. 18).
14. Петров М. И. Комментарий к Федеральному закону от 7 ноября 2011 г. № 306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (постатейный). М. : Деловой двор, 2012. 154 с.
15. Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» (постатейный). М. : За права военнослужащих, 2005. 751 с.
16. Старцун В. Н. О некоторых вопросах реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих (в части возмещения расходов на изготовление и установку надгробных памятников) // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2006. № 2. С. 9-13.
17. Боголюбов А. В. О некоторых мерах социальной поддержки членов семей военнослужащих, потерявших кормильца // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2013. № 11. С.13-15.
18. Хабриева Т. Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России // Журнал российского права. 2005. № 12 (108). С. 19-29.
References
1. Koryakin V.M. Social Security of Participants in the Special Military Operation: Challenges. Pravo v Vooruzhennykh Silakh = Law in the Armed Forces. 2022;(4):85-93. (In Russ.)
2. Petrov M.I. Kommentariy k Federalnomu zakonu ot 28 marta 1998 g. № 52-FZ «Ob obyazatelnom gosudarstvennom strakhovanii zhizni i zdorovya voennosluzhashchikh, grazhdan, prizvannykh na voennye sbory, lits ryadovogo i nachalstvuyushchego sostava organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, gosu-darstvennoy protivopozharnoy sluzhby, organov po kontrolyu za oborotom narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv, sotrudnikov uchrezhdeniy i organov ugolovno-ispolnitelnoy sistemy» (postatey-nyy) = Comments on the Federal Law dated 28March 1998 No. 52-FZ "On Compulsory State Insurance of Life and Health of Military Personnel, Citizens Called for Military Training, Junior and Senior Personnel of the Russian Ministry of Internal Affairs, Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergency Management and Natural Disasters Response, Personnel of the Control Bodies over the Circulation of Narcotic Drugs and Psychotropic Substances, Personnel of the Penitentiary System " (Article-by-Article). Moscow: Yustitsinform, 2010:290. (In Russ.)
3. Alekseenko N.A., Katsubo S.P., Kravchuk E.V. Economic and Legal Basis for Assessing the Level of Socio-Economic Security in Labor Relations. Vlast Zakona = Power of Law. 2015;(2): 133-170. (In Russ.)
4. Startsun V.N., Davydov A.V. On the Social Guarantees of Contract Military Personnel in the Field of Education. Pravo v Vooruzhennykh Silakh - Voenno-pravovoe obozrenie = Law in the Armed Forces -Military Legal Review. 2008;(2):30-33. (In Russ.)
5. Titov V.V. To the Military Personnel about Taxes (Land Tax). Voenno-yuridicheskiy zhurnal = Military Legal Journal. 2015;(9):14-17. (In Russ.)
6. Titov V.V. To the Military Personnel about Taxes (Tax on Property of Individuals). Voenno-yuridicheskiy zhurnal = Military Legal Journal. 2015;(6):8-11. (In Russ.).
7. Kapitonova E.A. Challenges in Implementing the Social Guarantees Provided by Law to the Members of the Families of Military Personnel Undergoing Military Service under the Contract. Pravo v Vooruzhennykh Silakh - Voenno-pravovoe obozrenie = Law in the Armed Forces - Military Legal Review. 2017;(9):31-39. (In Russ.)
8. Koryakin V.M., Skulakova O.V. Sotsialnye garantii, predostavlyaemye semyam voennosluzhash-chikh: monografiya = Social Guarantees Provided to the Families of Military Personnel: Monograph. Moscow: Za prava voennosluzhashchikh, 2010:287. (In Russ.)
9. Efremov A.V. On Some Issues Related to the Provision of Social Support to the Parents of the Dead (Deceased) Combatants. Pravo v Vooruzhennykh Silakh - Voenno-pravovoe obozrenie = Law in the Armed Forces - Military Legal Review. 2013;(9):27-31. (In Russ.)
10. Demidova G.S. Legal Facts in the Mechanism of Acquiring an Inheritance. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika = Laws in Russia: Experience, Analysis, Practice. 2016;(12):60-65. (In Russ.)
11. Khomchik V.V. Sudebnaya zashchita prav i svobod voennosluzhashchikh i zakonnykh interesov gosudarstva pri uvol'nenii voennosluzhashchikh s voennoy sluzhby: Teoriya i praktika pravovogo reguliro-vaniya: monografiya = Judicial Protection of the Rights and Freedoms of Military Personnel and the Legitimate Interests of the State upon Dismissal of Military Personnel from Military Service: Theory and Practice of Legal Regulation: Monograph. Moscow: Za prava voennosluzhashchikh, 2012:157. (In Russ.)
12. Babkin R.S., Shankhaev S.V. Some Issues Related to the Dismissal of a Serviceman from the Lists of Military Personnel. Pravo v Vooruzhennykh Silakh - Voenno-pravovoe obozrenie = Law in the Armed Forces - Military Legal Review. 2005;(11):32-33. (In Russ.)
13. Tarasenkova A.N. Lgotnye kategorii grazhdan: sotsialnaya pomoshch = Preferential Categories of Citizens: Social Assistance. Moscow: Bibliotechka «Rossiyskoy gazety», 2014:176. (In Russ.)
14. Petrov M.I. Kommentariy k Federalnomu zakonu ot 7 noyabrya 2011 g. № 306-FZ «O denezhnom dovolstvii voennosluzhashchikh i predostavlenii im otdelnykh vyplat» (postateynyy) = Comments on the Federal Law dated 7 November 2011 No. 306-FZ "On the Monetary Allowance of Military Personnel and the Provision of Individual Payments to Them" (Article-by-Article). Moscow: Delovoy dvor, 2012:154. (In Russ.)
15. Kudashkin A.V., Fateev K.V. Kommentariy k Federalnomu zakonu «O statuse voennosluzhashchikh» (postateynyy) = Comments on the Federal Law "On the Status of Military Personnel" (Article-by-Article). Moscow: Za prava voennosluzhashchikh, 2005:751. (In Russ.)
16. Startsun V.N. On Some Issues of Implementing Guarantees for the Burial of the Dead (Deceased) Combatants (in Terms of Reimbursement of Expenses for the Manufacture and Installation of Tombstones). Pravo v Vooruzhennykh Silakh - Voenno-pravovoe obozrenie = Law in the Armed Forces - Military Legal Review. 2006;(2):9-13. (In Russ.)
17. Bogolyubov A.V. On Some Measures of Social Support for Family Members of Military Personnel Who Have Lost Their Breadwinner. Pravo v Vooruzhennykh Silakh - Voenno-pravovoe obozrenie = Law in the Armed Forces - Military Legal Review. 2013;(11):13-15. (In Russ.)
18. Khabrieva T.Ya. National Interests and Legislative Priorities of Russia. Zhurnal rossiyskogoprava = Journal of Russian Law. 2005;(12):19-29. (In Russ.)
Информация об авторе / Information about the author
Д. Ю. Мананников - кандидат юридических наук, доцент кафедры правосудия, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.
D.Yu. Manannikov - Candidate of Law, Associate Professor of the Sub-department of Justice, Penza State University, 40 Krasnaya street, Penza, 440026.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests
Поступила в редакцию / Received 23.06.2022
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 10.07.2022 Принята к публикации / Accepted 29.07.2022