Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право DOI 10.47643/1815-1337_2021_1_211
РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Development of the legislation of the Russian federation in the field of social protection of military personnel
КОТЕЛЬНИКОВ Алексей Сергеевич,
аспирант Кемеровского государственного университета, Кемерово. E-mail: [email protected];
Kotelnikov Alexey Sergeevich,
Postgraduate student, Kemerovo State University, Kemerovo, Sovetsky Avenue 73A. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматриваются основные этапы, направления, задачи и результаты развития законодательства Российской Федерации в сфере социально-правовой защиты военнослужащих. В период ломки экономических и политических устоев, проведения шоковых реформ был потерян престиж воинской службы, что было обусловлено низким уровнем оплаты труда, отсутствием гарантий социально-правовой защищенности. Сегодня в сфере формирования социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей достигнуты большие результаты. Оплата труда военнослужащих становится конкурентоспособной, а наличие льгот и гарантий повышает престиж воинской службы, отмечается рост желающих проходить воинскую службу по контракту. Однако, несмотря на прогрессивные результаты, в сфере социально-правовой защиты военнослужащих остается ряд проблем, требующий дальнейшего развития законодательства в этой сфере.
Abstract: the article discusses the main stages, directions, tasks and results of the development of the legislation of the Russian federation in the field of social and legal protection of military personnel. During the period of breaking economic and political foundations, carrying out shock reforms, the prestige of military service was lost, which was due to the low level of remuneration, the lack of guarantees of social and legal protection. Today, great results have been achieved in the formation of social and legal protection of military personnel, citizens dismissed from military service and members of their families. the remuneration of military personnel becomes competitive, and the availability of benefits and guarantees increases the prestige of military service, there is an increase in those who want to serve under a contract. however, despite the progressive results, there are still a number of problems in the sphere of social and legal protection of military personnel, which require further development of legislation in this area.
Ключевые слова: военнослужащие, социально-правовая защита военнослужащих, льготы, гарантии, компенсации, военная ипотека, денежное довольствие.
Keywords: military personnel, social and legal protection of military personnel, benefits, guarantees, compensation, military mortgage, monetary allowance.
Дата направления статьи в редакцию: 22.12.2020
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на современном этапе пере Россией стоит задача реформирования вооруженных сил с целью повышения обороноспособности, формирования современной армии, соответствующей мировым критериям. Одним из важных направлений проводимых реформ выступает обеспечение адекватных мер социально-правовой защиты военнослужащих. Осознание социально-правовой защищенности повышает мотивацию военнослужащих, обеспечение конкурентоспособного уровня денежного вознаграждения, наличие системы льгот и гарантий повышает престиж воинской службы среди молодых людей.
Результаты исследования показывают, что к 2020 году в ходе реформ в России сформирована эффективная система социально-правовой защиты военнослужащих. Прежде чем рассмотреть ее особенности и этапы формирования необходимо коротко остановится на характеристике ключевых понятий.
Регулирование социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с воинской службы и членов их семей занимает важное место в структуре военного права.
История развития законодательного регулирования социального статуса военнослужащих уходит своими истоками во времена Петра I, когда впервые получил закрепление принцип служения не только царю но и Отечеству. Впервые меры социальной защиты семей военнослужащих получили закрепление в Указе Петра I от 1701 года, согласно которого жены погибших военнослужащих получали право на получение поместья. С 1810 года в России получили развитие меры социализации бывших военных, так, представителей офицерского состава и мелких чинов, получивших ранения, приведшие к инвалидности, отправляли на обучение, простых солдат, утративших возможность воевать и ставших нетрудоспособными, направляли в монастыри1.
Следующим этапом развития социально-правовой защиты военнослужащих стала кодификация военного права Российской империи. В «Приказах по военному ведомству» 1869 года получили закрепление следующие положения: за особое участие в боевых действиях полагалась надбавка к годовому жалованию в размере годового содержания2; обеспечены меры дальнейшего трудоустройства на гражданскую службу, лиц уволенных с воинской службы; установлен порядок обеспечения протезами увечных воинов и порядок
1 Щербинин П.П. Особенности призрения увечных воинов в России в XVIII - начале XX в. URL: http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Cherbinin_03.pdf
2 Корякин В.М. Военно-социальная работа в вооруженных силах Российской федерации: вопросы теории и практики. Учебное пособие. / В.М. Корякин - М., 2004. — С.7.
их лечения в медицинских учреждениях1; регламентирован порядок деятельности инвалидных домов и принятия в них военных, получивших увечья.
Медицинские учреждения и инвалидные дома содержались за счет благотворительных пожертвований.
В 1912 году впервые в Российском законодательстве получили закрепление нормы, регулирующие порядок назначения пенсий и единовременных пособий для военнослужащих и их членов их семей. Льготы были установлены для офицерских чинов2. Так же члены семей погибших и получивших увечье 1-го и 2-го класса офицеров получали содействие в получении жилья, трудоустройстве, воспитании детей, компенсации затрат на наем прислуги, лечение в санатории, на погребение.
Таким образом, уже в царской России в законодательстве получил закрепление комплекс мер, направленный на обеспечение жизненно важных потребностей потерпевших. Недостатком законодательства того времени была высокая дифференциация установленных льгот и компенсаций в зависимости от категории военнослужащего.
Следующий этап развития законодательства в сфере социально-правовой защиты военнослужащих приходится на советское
время.
Уже в первый год советской власти было принято решение о немедленном увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев, военным пенсионерам полагалась дополнительная надбавка3.
С приходом советской власти были упразднены все благотворительные заведения и учреждения, осуществлявшие социальную защиту увечных воинов, на смену им пришла централизованная государственная система социального обеспечения, в которой преобладало натуральное обеспечение военнослужащих - за солдатами сохранялось право на получение продовольствия и предметов обмундирования.
Законодательную основу социальной защиты военнослужащих в 20-е годы XX в. составляли нормы ГК РСФСР 1922 г., которые были направлены на ограничение ответственности организации за причиненный ущерб. Так, в случае, если организация уплачивала в установленном порядке страховые взносы, то она освобождалась от компенсации вреда, причиненного наступлением страхового случая (ст. 413 ГК РСФСР 1922 г.). Социальное страхование на этом этапе выступало единственным источником возмещения вреда.
Порядок государственного обеспечения военнослужащих регулировался Кодексом законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче - Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и их семей, утвержденным Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. В кодексе получили закрепление льготы в сфере землепользования, налогообложения, образования и здравоохранения, а так же выплата пособий для лиц командного, административного и медицинского состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота и членов их семей. Так же предусматривалось содействие в организации перевозок для военнослужащих, несущих службу в отдаленных местностях.
В дальнейшем меры социально-правовой защиты нашли свое отражение в положениях Закона СССР "Об обязательной военной службе", утвержденном Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 18 сентября 1925 г., а впоследствии в Законе СССР от 12 октября 1967 г. "О всеобщей воинской обязанности"4.
Нормы закона СССР "Об обязательной военной службе" 1925 г. содержали отсылку к Кодексу о льготах и преимуществах для военнослужащих РККА и их семей", утвержденному Постановлением ЦИК и СНК от 23 апреля 1930 г.
Кодекс предусматривал выплату денежных пособий как для командного так и для рядового состава на лечение и восстановление здоровья" (ст. 143).
Одной из особенностей советского правового регулирования социально-правовой защиты военнослужащих выступает большое число различных ведомственных НПА, подзаконных актов. Многие из них были малодоступны, нормы, отдельные акты противоречили друг другу, что усложняло процесс реализации права военнослужащих на социально-правовую защиту. При этом в советское время военнослужащим и их семьям был обеспечен стабильный достойный доход, формирование советской идеологии создавало престиж воинской службы5.
Разрушение этой системы в перестроечный период привело к резкому падению уровня материальной обеспеченности военнослужащих, уровень денежного вознаграждения военнослужащих был существенно ниже среднего по стране, обострились жилищные проблемы, среди военнослужащих отмечался рост социальной напряженности. Социально-правовое положение военных в этот период характеризовалось снижением уровня медицинского обслуживания, недостаток финансирования негативно отражался на технологическом оснащении медицинских военных учреждений, в удручающем состоянии находилась культурно-досуговая сфера вооруженных
1 Корякин В.М. Военно-социальная работа в вооруженных силах Российской федерации: вопросы теории и практики. Учебное пособие. / В.М. Корякин - М., 2004. — С.8.
2 Там же..
3 О выдаче процентных добавок к пенсиям военнослужащих" // Постановление СНК от 16 декабря 1917 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства 1917 - 1918 гг. М., 1943. С. 138.
4 Корякин В.М. Военно-социальная работа в вооруженных силах Российской федерации: вопросы теории и практики. Учебное пособие. / В.М. Корякин - М., 2004. — С.32.
5 Елисеева, Е. О. Социальная защита военнослужащих / Е. О. Елисеева // Правовые, социально-гуманитарные и экономические проблемы в фокусе научных исследований : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. Е. Туркулец. - Хабаровск, 2016. - С. 189.
сил. Состояние жилищного фонда не соответствовало никаким нормам, а граждане, уволенные с воинской службы начинали жизнь с нулевой точки отсчета, лишившись казенного жилья, зачастую, попросту оказавшись на улице.
Переломным моментом стало принятие двух основополагающих законов, которые до настоящего времени выступают фундаментом социально-правовой защиты военнослужащих: Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ и Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-Ф3.
На современном этапе на военнослужащих распространяют свое действие все социальные льготы и преференции, установленные в общем порядке для граждан России. При этом особенность военной службы, заключающаяся в служении интересам государства и общества обусловила отдельные отличительные особенности социально-правовой защиты военнослужащих.
Основы правового статуса военнослужащих установлены Конституцией РФ, Федеральными законами и законодательными
нормами.
Понятие и содержание правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей содержится в ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Согласно норм данной статьи государственная функция по реализации правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей заключается в законодательном закреплении, урегулировании и определении механизма реализации прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц а так же иных мер их социальной защиты.
Содержанием государственной функции по обеспечению социальной защиты военнослужащих выступают: реализация органами власти, военного управления и местного самоуправления прав, льгот, гарантий и компенсаций положенных военнослужащим; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты военнослужащих; обеспечение охраны жизни и здоровья военнослужащих, а также реализация иных меры, направленных на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
В Федеральном Законе «О статусе военнослужащих» получили закрепление ключевые права и свободы военнослужащих, такие как: право на свободу передвижения и выбор места жительства; на свободу слова; на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; на свободу совести и вероисповедания; на участие в управлении делами государства и общественными объединениями; право на труд и на отдых; на жилище; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на возмещение причиненного вреда; право собственности; право на образование.
Нормами данного закона урегулированы объемы и порядок обеспечения военнослужащих денежным, продовольственным и вещевым довольствием, торгово-бытовым обслуживания, регламентирован порядок предоставления льгот по налогам и по проезду на транспорте, закреплены страховые гарантии военнослужащих, а также другие меры их социальной защиты.
В сфере социально-правовой защиты военнослужащих так же действует ряд других федеральных законов, а так же подзаконных нормативно-правовых актов, образующих в совокупности правовую основу социальной в военной сфере РФ.
На современном этапе отмечается дальнейшее развитие законодательства в сфере социально-правовой защиты военнослужащих. Так, 1 октября 2020 года на 3 % увеличено денежное довольствие военных1. Заработная плата военнослужащих на современном этапе конкурентоспособна, так по итогам 2019 года средняя заработная плата прапорщика составляла не менее 30 тыс.руб., средняя заработная плата младшего офицерского состава - не менее 60 тыс.руб., минимальная заработная плата водителя составляла не менее 18 тыс.руб. Среднемесячная заработная плата в сфере экономики в Кемеровской области в 2019 году составила 42тыс. руб. Минимальная оплата труда водителей составила 16 тыс.руб.
С учетом того, что пенсии граждан, уволенных с воинской службы, зависят от размеров денежного довольствия, то они так же увеличатся. Средняя пенсия лиц уволенных с воинской службы увеличится с 1 октября 2020 года до 26968 руб. Средний размер страховой пенсии по старости с учетом индексации пенсии в Кемеровской области в 2020 году составил 16 018 руб.
Важные законодательные изменения отмечаются и в сфере регулирования накопительной ипотечной системы для военных. Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20.08.2004 N 117-ФЗ является важным источником нормативно-правового регулирования социально-правовой защиты военнослужащих в части гарантии их прав на жилье. Само принятие этого закона было уже прогрессивным шагом, его реализация позволила добиться перелома в сфере решения жилищных проблем военнослужащих и их семей. Однако в силу того, что военная ипотека является новым экономико-правовым механизмом и опыта ее регулирования не было накоплено, при реализации этого закона возникали проблемы, практика его реализации позволяла выявлять пробелы в регулировании. На устранение таких пробелов направлены и последние изменения в законодательстве2. Так, согласно внесенным
1 Проект постановления о повышении с 1 октября 2020 года денежного довольствия военнослужащим по контракту Министерства обороны Российской Федера-ции//https://snn-mn.ru/2020/02/14/постановление-правительства-о-повыш/
2 Федеральный закон от 27.12.2019 N 506-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"
изменениям, в случае гибели военнослужащего государство сможет гасить ипотечный кредит не дожидаясь вступления членов семьи военнослужащего в наследство и переоформления кредита. Ранее процесс погашения ипотечного кредита был намного сложнее и занимал долгое время. Сейчас обременение с жилья снимается сразу после погашением государством остатка по кредиту.
Большую роль в решении жилищной проблемы военнослужащих, проходящих службу по контракту, играет и решение о выплате «поднаёмных» средств не только офицерам и прапорщикам, служащим по контракту, но и рядовым военнослужащим1. Так же были пересмотрены правила выплаты и размеры компенсации2
Рассмотрев современное состояние законодательства о социальной защите военнослужащих можно отметить, что оно является прогрессивным, содержит основные формы механизмы и инструменты социально-правовой защиты. Однако нельзя не отметить, что в рассматриваемой сфере сохраняется ряд проблем, анализ которых проводился на основе опроса военнослужащих 74-ой отдельной гвардейской мотострелковой Звенигородско-Берлинской ордена Суворова бригады в/ч 21005.
В составе части проходят службу как солдаты срочной службы так и служащие по контракту.
В опросе приняли участие 90 человек, включая представителей офицерского состава, прапорщиков и рядовых военнослужащих, проходящих службу на контрактной основе. Исследование проводилось в два этапа: первый этап проводился в 2015 году, второй -в декабре 2019 года.
На начальном этапе была исследована ценность социально-правовой защиты для военнослужащих.
Результаты оценки основных ценностей военной службы как в 2015 г. так и 2019 году дали идентичные результаты, представленные на рисунке 1.
■ воинская честь и достоинство
■ хороший коллектив и боевые товарищи
■ воинские традиции и ритуалы
■ решение жилищной проблемы
■ высокий социальный статус
Рисунок 1 - Результаты структуры признаваемых ценностей воинской службы
Полученные результаты показывают, что обеспечение жильем и высокий социальный статус на современном этапе входят в состав общих воинских ценностей. При этом 28 % опрошенных отметили перспективу обеспечения жильем в качестве мотива воинской службы.
При оценке удовлетворенности денежным довольствием результаты опросов в 2015 г и в 2019 г различаются (рисунок 2).
Индексация денежного довольствия, доведение его до конкурентоспособного уровня существенно повысило уровень удовлетворенности военнослужащими своим материальным положением. В 2019 году не удовлетворены размером денежного довольствия рядовые военнослужащие, имеющие выслугу менее 5 лет. Размер получаемого ими денежного довольствия составляет 25 000 руб.
За период с 2015 по 2019 г вырос и уровень удовлетворенности военнослужащих их жилищными условиями, так в 2015 году жилищными условиями было удовлетворено всего 24 % респондентов, в 2019 году - 67%, число тех, кто не удовлетворен жилищными условиями снизилось с 48 % в 2015 году до 13 % в 2019 году, число тех, кто частично удовлетворен жилищными условиями снизилось с 28 % в 2015 году до 20 % в 2019 г.
1 Калинин, М. А. Факторы удовлетворенности системой социальной защиты военнослужащих / М. А. Калинин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2019. - № 2 (50). -С. 141.
2 Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 909 (ред. от 27.11.2019) "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей"
Рисунок 3 - Оценка удовлетворенности респондентов размером денежного довольствия
Необходимо отметить, что в ходе опроса как в 2015 году, так и в 2019 году респондентам был задан вопрос о том, как они оценивают перспективы накопительной военной ипотеки в решении жилищных проблем. В 2015 году только 30 % опрошенных считали, что посредством накопительной военной ипотеки можно решить эти проблемы, в 2019 году положительно перспективы военной ипотеки оценивали 92 % опрошенных.
Таким образом, можно отметить, что сосредоточение законодателя на решении проблем материального и жилищного обеспечения позволили достичь эффективных результатов в этой сфере.
Так же за исследуемый период вырос уровень удовлетворенности действующей системой льгот, компенсаций и гарантий, числе респондентов, которые удовлетворены системой льгот выросло с 35 до 47%, число тех, кто не удовлетворен действующей системой льгот не изменилось и оставило 20 % от общего числа респондентов, число тех, кто частично удовлетворен действующими льготами снизилось с 45 до 33 %.
Респонденты, которые не удовлетворены действующими льготами, гарантиями и компенсациями отмечают низкую доступность качественных культурно-досуговых услуг, а так же недостаточно высокий уровень медицинского обслуживания. Рост материального положения, обеспеченность жильем обуславливает рост вторичных потребностей, к числу которых относится потребность в куль-турно-досуговых мероприятиях. Несмотря на то, что в законодательстве предусмотрены льготы, гарантирующие бесплатное посещение военнослужащими культурно-массовых мероприятий, библиотек, музеев, спортивных мероприятий, военнослужащие отмечают, что качество предоставляемых услуг их не удовлетворяет. Аппаратура, которой оснащен гарнизонный дом культуры не соответствует современным требованиям, проводимые мероприятия, соответственно, не достигают желаемого уровня.
Так же более 30 респондентов при посещении медицинских учреждений столкнулись с отсутствием необходимой диагностической аппаратуры, и были вынуждены обратиться в областной госпиталь, где существует очередь на прохождение инструментальных и аппаратных обследований. Часть респондентов предпочли обратиться за платными медицинскими услугами в гражданские медицинские учреждения.
Выявленные проблемы снижают уровень социально-правовой защищенности военнослужащих, для их решения необходимо разработать государственные целевые программы, призванные модернизировать материально-техническую базу как учреждений культурно- досуговой сферы, так и медицинских учреждений. Эффективной реализации этих программ можно будет достигнуть только в случае , если они будут опираться на законодательную основу.
В период с 1993 по 2019 годы в сфере развития законодательства, регулирующего социально-правовую защиту военнослужащих упор делался на решение проблем материального и жилищного обеспечения. В результате на современном этапе удалось достичь конкурентного уровня денежного довольствия, разработать эффективные механизмы решения жилищных проблем, разработать спектр льгот, гарантий и компенсаций, что в совокупности вернуло престиж военной службы. Однако сосредоточение законодателя на этих базовых проблемах сместило акцент на них и оставило за бортом реализуемой политики проблемы повышения качества медицинского обслуживания военнослужащих, а так же обеспечения их качественными культурно-досуговыми услугами. Для решения этих проблем необходима разработка государственных программ и проектов, направленных на модернизацию материально-технической базы в проблемных сферах.
Таким образом, можно отметить, что одной из ключевых задач модернизации вооруженных сил России выступает формирование эффективной, боеспособной армии, которая должна соответствовать высоким мировым критериям, в том числе и по уровню социально-правовой защиты. Сегодня в России сформирована эффективная и адекватная современным реалиям законодательная
основа социально-правовой защиты военнослужащих, включающая в себя как пассивных так и активные формы реализации этих мер.
Основными правовыми инструментами реализации социально-правовой защиты выступает закрепленная в законодательстве система льгот, гарантий и компенсаций. Проведенное исследование показало, что достигнуты высокие результаты в сфере решения материальных и жилищных проблем военнослужащих. Однако еще недостаточно урегулированы вопросы повышения качества медицинского обслуживания военнослужащих и качества предоставления культурно-досуговых услуг. Решение этих проблем должно строится на основе реализации государственных программ и проектов, опирающихся на внесение необходимых корректив в законодательство.
Библиография:
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации http: //publication.pravo.gov.ru.
2. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ[Электронный ресурс] : Официальный интернет-портал правовой информации http: //publication.pravo.gov.ru.
3. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ[Электронный ресурс] : Официальный интернет-портал правовой информации http: //publication.pravo.gov.ru.
4. Федеральный закон от 02.12.2019 N 416-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих» [Электронный ресурс] : Официальный интернет-портал правовой информации http: //publication.pravo.gov.ru.
5. Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации http: //publication.pravo.gov.ru.
6. Федеральный закон от 27.12.2019 N 506-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»[Электронный ресурс] : Официальный интернет-портал правовой информации http: //publication.pravo.gov.ru.
7. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 909 (ред. от 27.11.2019) «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» [Электронный ресурс] : Официальный интернет-портал правовой информации http: //publication.pravo.gov.ru.
8. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). - URL: http://sc.mil.rU/social/strategy.htm#txv (дата обращения: 08.03.2020).
9. О выдаче процентных добавок к пенсиям военнослужащих" // Постановление СНК от 16 декабря 1917 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства 1917 - 1918 гг. М., 1943. С. 138.
10. Проект постановления о повышении с 1 октября 2020 года денежного довольствия военнослужащим по контракту Министерства обороны Российской Федерации//https://snn-mn.ru/2020/02/14/
11. Елисеева, Е. О. Социальная защита военнослужащих / Е. О. Елисеева // Правовые, социально-гуманитарные и экономические проблемы в фокусе научных исследований : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. Е. Туркулец. - Хабаровск, 2016. - С. 189-192.
12. Калинин, М. А. Факторы удовлетворенности системой социальной защиты военнослужащих / М. А. Калинин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2019. - № 2 (50). -С. 141-151.
13. Корякин В.М. Военно-социальная работа в вооруженных силах Российской федерации: вопросы теории и практики. Учебное пособие. / В.М. Корякин - М., 2004. — 136 с.
14. Щербинин П.П. Особенности призрения увечных воинов в России в XVIII - начале XX в. URL: http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Cherbinin_03.pdf
References (transliterated):
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs] : prinyata vsenar. golosovaniem ot 12 dek. 1993 g. // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http: //publication.pravo.gov.ru.
2. Federal'nyj zakon «O statuse voennosluzhashchih» ot 27.05.1998 N 76-FZ[Elektronnyj resurs] : Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http: //publication. pravo.gov.ru.
3. Federal'nyj zakon «O voinskoj obyazannosti i voennoj sluzhbe» ot 28.03.1998 N 53-FZ[Elektronnyj resurs] : Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http: //publication.pravo.gov.ru.
4. Federal'nyj zakon ot 02.12.2019 N 416-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'yu 15 Federal'nogo zakona "O statuse voennosluzhashchih» [Elektronnyj resurs] : Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http: //publication.pravo.gov.ru.
5. Federal'nyj zakon ot 07.11.2011 N 306-FZ «O denezhnom dovol'stvii voennosluzhashchih i predostavlenii im otdel'nyh vyplat» [Elektronnyj resurs]: Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http: //publication.pravo.gov.ru.
6. Federal'nyj zakon ot 27.12.2019 N 506-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'i 4 i 12 Federal'nogo zakona «O nakopitel'no-ipotechnoj sisteme zhilishchnogo obespecheniya voennosluzhashchih»[Elektronnyj resurs] : Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http: //publication.pravo.gov.ru.
7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.12.2004 N 909 (red. ot 27.11.2019) «O poryadke vyplaty denezhnoj kompensacii za naem (podnaem) zhilyh pomeshchenij voennosluzhashchim - grazhdanam Rossijskoj Federacii, prohodyashchim voennuyu sluzhbu po kontraktu, grazhdanam Rossijskoj Federacii, uvolennym s voennoj sluzhby, i chlenam ih semej» [Elektronnyj resurs] : Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http: //publication.pravo.gov.ru.
8. Strategiya social'nogo razvitiya Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda // Ministerstvo oborony Rossijskoj Federacii (Minoborony Rossii). - URL: http://sc.mil.ru/social/strategy.htm#txv (data obrashcheniya: 08.03.2020).
9. O vydache procentnyh dobavok k pensiyam voennosluzhashchih" // Postanovlenie SNK ot 16 dekabrya 1917 g. // Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij rabochego i krest'yanskogo pravitel'stva 1917 - 1918 gg. M., 1943. S. 138.
10. Proekt postanovleniya o povyshenii s 1 oktyabrya 2020 goda denezhnogo dovol'stviya voennosluzhashchim po kontraktu Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii//https://snn-mn.ru/2020/02/14/
11. Eliseeva, E. O. Social'naya zashchita voennosluzhashchih / E. O. Eliseeva // Pravovye, social'no-gumanitarnye i ekonomicheskie problemy v fokuse nauchnyh issledovanij : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. S. E. Turkulec. - Habarovsk, 2016. - S. 189-192.
12. Kalinin, M. A. Faktory udovletvorennosti sistemoj social'noj zashchity voennosluzhashchih / M. A. Kalinin // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. - 2019. - № 2 (50). -
S. 141-151.
13. Koryakin V.M. Voenno-social'naya rabota v vooruzhennyh silah Rossijskoj federacii: voprosy teorii i praktiki. Uchebnoe posobie. / V.M. Koryakin - M., 2004. — 136 s.
14. SHCHerbinin P.P. Osobennosti prizreniya uvechnyh voinov v Rossii v XVIII - nachale XX v. URL: http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Cherbinin_03.pdf