УДК 316
DOI 10.21685/2072-3016-2019-2-14
М. А. Калинин
ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Аннотация.
Актуальность и цели. Социальная защита военнослужащих имеет характерные особенности, которые обусловлены спецификой их труда. Актуальность исследования системы социальной защиты, предоставляемых правовых и социальных гарантий военнослужащих, во-первых, подтверждается значительным государственным вниманием к развитию современных вооруженных сил и реализации правовых и социальных гарантий и льгот для военнослужащих; во-вторых, определяется потребностью в повышении статуса и престижа воинского труда, создании условий для удовлетворения нужд и интересов военнослужащих, выступающих специфической социально-профессиональной группой и играющих важнейшую роль в обеспечении обороны и безопасности страны. Цель исследования состоит в комплексном анализе удовлетворенности системой социальной защиты военнослужащих в современных условиях.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа нормативно-правовых актов в области социальных гарантий военнослужащих, материалов общероссийских и авторских исследований удовлетворенности системой социальной защиты военнослужащих.
Результаты. Проведен теоретический анализ особенностей социальной защиты военнослужащих; представлена система социальных гарантий; на основе вторичного анализа и данных авторских исследований выявлены факторы удовлетворенности социальной защитой военнослужащих на современном этапе.
Выводы. В последние десятилетия произошли существенные изменения в социальной защите военнослужащих, определяемые проведением комплексной военной реформы. Вместе с тем, несмотря на положительную динамику повышения удовлетворенности военнослужащих социальными гарантиями, на практике остаются нерешенными ряд социальных проблем, в том числе недостаточное денежное довольствие, обеспечение вещевым имуществом, качество и доступность предоставляемых услуг в сфере медицины, культуры и досуга.
Ключевые слова: военная служба, военнослужащий, система социальной защиты, социальные гарантии, удовлетворенность.
M. A. Kalinin
FACTORS OF SATISFACTION WITH THE SOCIAL PROTECTION SYSTEM BY MILITARY PERSONNEL
Abstract.
Background. Social protection of the military personnel has characteristics which are caused by specifics of work of the military personnel. The relevance of a re-
© Калинин М. А., 2019. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
search of a system of social protection, the provided legal and social safeguards of the military personnel, first, is confirmed by considerable state attention to development of modern armed forces and implementation of legal and social safeguards and privileges for the military personnel, secondly, will be defined by the need for increase in the status and prestige of military work, creation of conditions for satisfaction of requirements and the interests of the military personnel acting as specific social professional group, playing an important role in ensuring defense and safety of the country. The research objective consists in the complex analysis of satisfaction with the system of social protection of the military personnel in modern conditions.
Materials and methods. Realization of research tasks was reached on the basis of the analysis of normative legal acts in the field of social guarantees of the military personnel, materials of the all-Russian and author's researches of satisfaction with the system of social protection of the military personnel.
Results. The theoretical analysis of features of social protection of the military personnel is carried out, the system of social guarantees is presented, on the basis of the secondary analysis and these author's researches factors of satisfaction with social protection of the military personnel at the present stage are revealed.
Conclusions. In the last decades there were significant changes in social protection of the military personnel determined by carrying out complex military reform. At the same time, despite positive dynamics of increase in satisfaction of the military personnel with social guarantees, in practice there is unresolved a number of social problems, including an insufficient monetary allowance, providing with ware property, quality and availability of the provided services in the sphere of medicine, culture and leisure.
Keywords: military service, serviceman, system of social protection, social guarantees, satisfaction.
На современном этапе социально-политического и социально-экономического развития России усиливается потребность в формировании эффективной системы социальной защиты военнослужащих, что обусловлено повышением престижа военной службы и оптимизацией процесса социального воспроизводства военнослужащих.
Социальная защита военнослужащих реализуется в форме разработки и обеспечения социальных льгот и гарантий для них как специфичной социально-профессиональной группы, выполняющей важные государственные функции по обеспечению безопасности. В научной литературе система социальной защиты военнослужащих определяется как система социально-экономических отношений по обеспечению достойного социального положения и материального благосостояния военнослужащих, а также членов их семей [1, с. 191]. По действующему законодательству (Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих») социальная защита военнослужащих предусматривает три направления: во-первых, реализация прав, гарантий и компенсаций военнослужащих; во-вторых, совершенствование институтов и механизмов защиты; в-третьих, охрана здоровья и жизни военнослужащих; в-четвертых, иные меры, которые направлены на создание условий, соответствующих общественной роли и характеру военной службы [2]. В указанном законе определяется структура системы социальной защиты военнослужащих, состоящая из правовых (меры правовой защиты) и социальных гарантий (материальное и иные виды обеспечения) военнослужащим. Следует под-
черкнуть, что для них устанавливается единая система социальной защиты, но она является дифференцированной в зависимости от воинских должностей, званий, продолжительности военной службы, выполняемых служебных обязанностей и задач, а также условий и порядка прохождения военной службы.
Теоретический анализ системы социальной защиты военнослужащих позволяет выделить ряд ее особенностей и выделить основные социальные гарантии военнослужащих (рис. 1).
Рис. 1. Социальная защита военнослужащих: особенности и структура (составлено по [4, 5, 8])
Удовлетворенность системой социальной защиты военнослужащих является частью системы общей удовлетворенности воинским трудом, представляющей собой интегративный показатель меры или степени реализации социальных ожиданий военнослужащего от практической деятельности в сфере воинского труда [3, с. 11].
Как справедливо отмечает А. В. Кудаев, сегодня «социальная защита военнослужащих может рассматриваться как на уровне промежуточных (официально юридически установленная совокупность льгот и гарантий), так и конечных (степень обеспечения либо необеспечения, во-первых, гражданских прав, во-вторых, социальных гарантий военнослужащего) показателей» [4, с. 11].
Большая важность военной службы по обеспечению национальных интересов требует повышенного внимания к профессии военнослужащего, выявлению проблем в реализации их прав и гарантий, их удовлетворенности
системой социальной защиты. Актуальность повышения удовлетворенности военнослужащих системой социальной защиты также подтверждается и «Стратегией социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020 года» (далее - Стратегия) [5]. Следует подчеркнуть, что в Стратегии устанавливаются уровни достижения ключевых показателей социальной защиты военнослужащих до уровня 90 % и более.
По данным исследования И. Ю. Сурковой, в 2007-2010 гг. в четырех военных округах РФ (п = 614) [6, с. 98] в отношении материального обеспечения военнослужащих (материальное содержание и доход) выявлено, что среднедушевой доход в 2007 г. составлял чуть больше 8049 руб. на человека (в 2009 г. - 10 411 руб.; в 2010 г. - 10 705 руб.). Снижению возможностей получения дополнительного дохода препятствует запрет для некоторых категорий военнослужащих на работу в коммерческом секторе (однако часто встречается их подработка на должностях охранников или владельцев своего бизнеса). Кроме того, на среднедушевой доход военнослужащих оказывают влияние и причины низкого трудоустройства членов их семей.
Подобные тенденции в отношении проблем денежного довольствия военнослужащих и жилищной проблемы также констатируют П. В. Разов, А. В. Чаевич, В. А. Архипов. По данным исследований, 60 % военнослужащих отмечали неудовлетворенность своим материальным положением. Это было обусловлено тем, что в 1,2 раза ниже были средние темпы роста денежных доходов военнослужащих и их семей, а доля семей военнослужащих, которые имели денежные доходы на одного члена семьи меньше прожиточного минимума, - в 1,6 раза выше, чем в целом по России [7, с. 84]. Около 40 % военнослужащих высказывали неудовлетворенность своими жилищными условиями. И это не удивительно: нуждались в жилье более 122 тыс. военнослужащих. Около 30 % семей не обеспечены служебным жильем [7, с. 85].
Для изучения особенностей социальной защиты военнослужащих был проведен ряд социологических исследований среди военнослужащих одной из частей Западного военного округа: «Оценка социального самочувствия военных, несущих службу по контракту» (2015-2016 гг.; п = 355), «Удовлетворенность военнослужащих по призыву и контракту» (2017 г.; п = 515).
По результатам исследования 2015-2016 гг. выявлялся уровень удовлетворенности различными сторонами военной службы. Так, военнослужащие наиболее удовлетворены безопасностью военной службы, организацией торговли и питания. Далее следуют такие факторы, как условия для занятий физической культурой и спортом, медицинское обслуживание (рис. 2).
В Федеральном законе РФ «О статусе военнослужащих» предусмотрены льготы для военнослужащих в области культурно-досугового обслуживания, в частности бесплатное пользование библиотеками и читальными залами, кинотеатрами, льготы при посещении платных мероприятий, которые организуют учреждения культуры и спорта, а также пользование спортивными сооружениями, имуществом культурно-просветительного назначения, спортивным инвентарем, находящимся в расположении воинских частей [2].
Наименьшую удовлетворенность вызывают условия для досуга и отдыха военнослужащих. Это подтверждается данными других исследований: низкий уровень удовлетворенности доступностью и качеством культурно-досуговых услуг [7, с. 85]. На втором месте среди факторов, вызывающих неудовлетворенность военнослужащих, стоит их неудовлетворенность де-
нежным вознаграждением; на третьем - бытовым обслуживаем; на четвертом - жилищными условиями. Исследование показало, что проблема с получением жилья острее всего стоит перед семейными военнослужащими более старшего возраста.
Рис. 2. Факторы удовлетворенности системой социальных гарантий военнослужащих (п = 355), %
По результатам авторского исследования, проведенного в 2015-2016 гг., была выявлена различная степень достижения целевых установок по социальным группам. Так, большую удовлетворенность системой социальной защиты демонстрируют респонденты с невысоким уровнем образования (от неполного среднего до среднего профессионального), более старшего возраста (от 30 до 50 лет), не имеющие семьи, с выслугой менее пяти лет.
Следует отметить, что решение жилищных проблем военнослужащих сегодня ведется достаточно активно, реализуется в рамках государственных жилищных сертификатов и накопительно-ипотечной системы (НИС). Как отмечается на сайте Минобороны России, за последние шесть лет выполнены социальные обязательства по жилищному обеспечению более 574,5 тыс. военнослужащих, что с учетом численного состава их семей составляет около 2 млн граждан РФ. Также была внедрена новая форма жилищного обеспечения - жилищная субсидия, предоставляемая военнослужащим по единой очереди вне зависимости от места прохождения военной службы. Более 30,4 тыс. семей военнослужащих получили такие выплаты. Получила новый вектор развития НИС жилищного обеспечения. Квартиры в рамках реализации этой системы приобрели 96,9 тыс. военнослужащих [8]. Как отмечает Н. А. Серебрякова, участие военнослужащего в НИС преследует сразу несколько целей: во-первых, это одна из форм социальных гарантий; во-вторых, это фактор, способствующий повышению заинтересованности в военной службе и ее
привлекательности [9, с. 221]. Исследования свидетельствуют, что при внедрении НИС сначала только 40 % молодых офицеров одобряли новую систему обеспечения жильем, а через десять лет число ее сторонников увеличилось почти в два раза [10, с. 64].
В декабре 2018 г. было проведено исследование «Удовлетворенность социальной защитой и воинской службой» (п = 410). По его результатам было установлено, что гарантиями по жилищному обеспечению военнослужащих удовлетворены 65,85 % респондентов (в 2015 г. этот показатель составлял 25,4 %), что обусловлено повышением уровня жилищной обеспеченности военнослужащих (рис. 3).
Рис. 3. Удовлетворенность жилищными условиями (п = 410) (в процентах от числа опрошенных)
В отношении реализации права военнослужащих на обеспечение жильем по месту службы цифры показывают, что более 184,6 тыс. военнослужащих предоставлено специализированное жилье, 161,2 тыс. военнослужащих обеспечены денежной компенсацией за наем жилья [8].
При этом уровень удовлетворенности имеет корреляцию с полом, возрастом респондентов, выслугой лет. Так, полностью удовлетворены своими жилищными условиями в большей степени женщины, чем мужчины (46,33 против 35,11 %); более младшего возраста (18-27 лет - 54,55 %; 28-40 лет - 36,84 %; 41-55 лет - 35,71 %); в зависимости от разных условий привлечения на военную службу - бесспорно, служащие по призыву (100 % призывников и 38,27 % контрактников); в зависимости от статуса - в большей мере командный состав (рядовой состав - 30 %, командный состав -44,23 %); военнослужащие со средним образованием (63,64 против 36,92 % с высшим образованием); с небольшой выслугой лет (от одного до пяти лет -52,63 %; от шести до 10 лет - 38,46 %; более 10 лет - 34 %); вне зависимости от денежного довольствия (полностью удовлетворены жилищными условиями 40,63 % военнослужащих с ежемесячным денежным довольствием менее 45 тыс. руб. и 38 % с денежным довольствием более 45 тыс. руб).
Обращаясь к современному состоянию материальной обеспеченности военнослужащих, следует подчеркнуть, что за последние пять лет оклады военнослужащих повышались дважды: в 2012 г. - в два-три раза и в 2018 г. -на 4 %. В 2019 г. зарплата военнослужащих увеличилась на 4,3 %, что позволило довести средний доход до 45 370 руб.
По данным авторского исследования среди военнослужащих 2018 г. было установлено, что в большей степени они полностью удовлетворены материальной помощью. Наибольшее удовлетворение также вызывают премии и ежемесячные выплаты (табл. 1).
(Л
о о
о го'
о
ГО (/>
(Л
о о
о" <0
Таблица 1
Удовлетворенность военнослужащих материальными выплатами (п = 400) (в процентах от числа опрошенных)
Факторы удовлетворенности Окладом месячного денежного содержания военнослужащего 02. Ежемесячными и иными дополнительными выплатами (за выслугу лет, за классную квалификацию, за особые условия военной службы, за особые достижения в службе, за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время; за работу со сведениями, составляющими государственную тайну) Премией за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей Ежегодной материальной помощью
Полностью удовлетворен 23,17 35,37 32,93 40,24
Частично удовлетворен 47,56 46,34 50,00 34,15
При суммировании вариантов 70,73 81,71 82,93 74,39
Частично не удовлетворен 23,17 14,63 12,20 18,29
Полностью не удовлетворен 6,10 3,66 3,66 7,32
Затрудняюсь ответить 0,00 0,00 1,22 0,00
Итого 100 100 100 100
ю N0
Тп
N0 О 1-*
О о\
ГО
0
3 <»
ГО
1 I о; го
I
О ^
С
п о
-С
с §
о
со §
Обратимся к анализу удовлетворенности окладами военнослужащих в зависимости от разных социальных показателей. По данным опроса выявлено, что полностью удовлетворены своим окладом в большей степени женщины, чем мужчины (35 против 22,22 %), в младшей и более старшей возрастных группах (18-27 лет - 27,27 %; 28-40 лет - 21,05 %; 41-55 лет - 28,57 %); в зависимости от статуса - командиры (рядовой состав - 16,67 %; командный состав - 26,92 %); военнослужащие со средним образованием (45,45 против 20 % с высшим образованием); со средней выслугой лет (от одного до пяти лет - 15,79 %; от шести до 10 лет - 38,46 %; более 10 лет - 22 %).
По результатам исследования А. В. Кудаева (2015-2016 гг.), среди современных проблем социальной защиты военнослужащих на первом месте стоит проблема приостановки процессов индексации денежного довольствия военнослужащих: отсутствие опережающих индексаций дохода (72,2 % респондентов (Нижегородская область) и 75,4 % (Саратовская область) [4, с. 14]. По официальным данным, ожидаемая инфляция в 2019 г. - 4,3 %, что установлено ст. 1 ФЗ № 459-ФЗ от 29.11.2018 (о федеральном бюджете на 20192021 гг.), поэтому в 2019 г. индексация денежного довольствия военнослужащим увеличит денежные выплаты на 4,3 % [11].
Данные исследования 2018 г. также позволили выявить удовлетворенность различными социальными гарантиями, предусмотренными в действующем законодательстве. Следует подчеркнуть, что многие военнослужащие не используют предоставляемые социальные гарантии, поэтому не могут оценить их качество и возможности предоставления. Среди наиболее значимых стоят те, которые наиболее часто используют респонденты: это организация питания по месту военной службы (56,1 % демонстрируют высокую удовлетворенность по этому показателю, что также подтверждают материалы авторского исследования 2015 г.), обеспечение вещевым имуществом (46,34 % опрошенных), обязательным государственным личным страхованием (35,37 %), банно-прачечным обслуживанием (34,15 %). Военнослужащие чаще не удовлетворены выдачей продовольственного пайка (20,73 % полностью не удовлетворены) и выплатами продовольственно-путевых денег (19,51 %).
По результатам исследования, невысокую степень удовлетворенности военнослужащие демонстрируют в отношении бесплатного получения медицинской помощи (31,71 % полностью удовлетворены и 32,92 % удовлетворены частично). Кроме того, санаторно-курортным лечением и отдыхом полностью не удовлетворены 20,73 % респондентов. Эти данные также подтверждаются результатами других исследований. Так, не удовлетворены полнотой, доступностью и качеством медицинских услуг и обеспечения более половины военнослужащих. Кроме того, около четверти респондентов отмечают недостаточное обеспечение современным медицинским оборудованием и изношенность материально-технической базы военно-медицинских учреждений. Треть военнослужащих сталкиваются с отсутствием нужных лекарств и медикаментов [7, с. 85].
В отношении возможностей, предоставляемых для обучения в образовательных организациях, респонденты указали, что чаще удовлетворены ими (23,17 % полностью удовлетворены и еще 19,51 % удовлетворены частично).
Еще одним важным направлением в рамках социальной защиты военнослужащих выступает реализация их прав в области культуры, досуга, спор-
та. Менее половины респондентов удовлетворены льготами при посещении платных мероприятий, организуемых учреждениями культуры и спорта (45,12 %). По исследованию 2015 г. также был установлен низкий уровень удовлетворенности условиями проведения досуга и отдыха. В этой связи исследователи П. В. Разов, А. В. Чаевич, В. А. Архипов констатируют: в отдаленных и закрытых военных городках многие услуги сферы культуры недоступны; оснащены современными техническими средствами только 8 % куль-турно-досуговых учреждений; здания требуют ремонта. В библиотеках до 80 % книжного фонда устарело [7, с. 85]. Подобные тенденции констатирует и А. В. Швачкин: неразвитость социальной инфраструктуры военных гарнизонов и сокращение выплат на ее развитие [12, с. 145].
Таким образом, анализ материалов социологических исследований позволяет сделать ряд важных выводов в отношении удовлетворенности военнослужащих социальной защитой, предоставляемыми гарантиями. Ситуация по основным социальным гарантиям военнослужащих постепенно начинает меняться в лучшую сторону. В частности, это касается жилищного обеспечения. Сегодня еще присутствуют проблемы в отношении денежного обеспечения военнослужащих, однако также отмечаются положительные сдвиги в этом направлении с момента реализации кардинальной реформы в российской армии. Еще одна достаточно важная проблема - обучение и повышение квалификации военнослужащих. Необходимо повышение их заинтересованности в обладании современными знаниями в области военного дела. В соответствии со «Стратегией социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020 года» показатели на уровне 90 % и выше в отношении качества и доступности предоставляемых услуг в сфере культуры и досуга, медицинского и санаторно-курортного лечения вряд ли могут быть достигнуты. Для решения этих проблем необходимы, во-первых, разработка на государственном уровне необходимых программ и проектов, способствующих совершенствованию материально-технической обеспеченности культурно-досуго-вых учреждений; во-вторых, постоянный социологический мониторинг удовлетворенности системой социальной защиты военнослужащих.
Библиографический список
1. Елисеева, Е. О. Социальная защита военнослужащих / Е. О. Елисеева // Правовые, социально-гуманитарные и экономические проблемы в фокусе научных исследований : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. Е. Турку-лец. - Хабаровск, 2016. - С. 189-192.
2. О статусе военнослужащих : Федер. закон РФ от 27.05.1998 № 76-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 22. - Ст. 2331.
3. Скок, А. С. Удовлетворенность воинским трудом как фактор эффективности профессиональной деятельности офицера сухопутных войск : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.03 / Скок А. С. - Москва, 1993. - 303 с.
4. Кудаев, А. В. Социальная защита военнослужащих в условиях социально-экономического развития России : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.03 / Кудаев А. В. - Саратов, 2017. - 18 с.
5. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). - иКЬ: http://sc.mil.rU/social/strategy.htm#txv (дата обращения: 18.02.2019).
6. Суркова, И. Ю. Удовлетворенность воинской службой в российской армии: факторы и прогнозы / И. Ю. Суркова // Социологические исследования. - 2012. -№ 3. - С. 96-103.
7. Разов, П. В. Современное состояние социальной защиты военнослужащих ВС РФ / П. В. Разов, А. В. Чаевич, В. А. Архипов // Сервис plus. - 2012. - № 1. -С. 84-91.
8. В отношении более 547,5 тыс. военнослужащих выполнены социальные гарантии по жилищному обеспечению // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). - URL: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm? id=12210807@egNews (дата обращения: 18.02.2019).
9. Серебрякова, Н. А. Система социальной защиты военнослужащих / Н. А. Серебрякова // Вестник Саратовского государственного технического университета. -2008. - Т. 1, № 1 (30). - С. 211-223.
10. Соколова, О. Л. Накопительно-ипотечная система как форма реализации механизма социально-экономической защиты военнослужащих / О. Л. Соколова // Морской сборник. - 2018. - Т. 2056, № 7. - С. 59-64.
11. Индексация денежного довольствия военнослужащим в 2019 году // Современный предприниматель. - URL: https://spmag.ru/articles/indeksaciya-denezhnogo-dovolst viya-voennosluzhashchim-v-2019-godu (дата обращения: 18.02.2019).
12. Швачкин, А. В. Проблема защиты социальных прав военнослужащих в РФ / А. В. Швачкин // Вестник магистратуры. - 2016. - Т. IV, № 5 (56). - С. 144-145.
References
1. Eliseeva E. O. Pravovye, sotsial'no-gumanitarnye i ekonomicheskie problemy v fokuse nauchnykh issledovaniy: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. [Legal, sociohumanita-rian and economic problems in the focus of research: proceedings of an All-Russian scientific and practical conference]. Khabarovsk, 2016, pp. 189-192. [In Russian]
2. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 1998, no. 22, art. 2331. [In Russian]
3. Skok A. S. Udovletvorennost' voinskim trudom kak faktor effektivnosti professional'noy deyatel'nosti ofitsera sukhoputnykh voysk: avtoref. dis. kand. sotsiol. nauk: 22.00.03 [Satisfaction with military service labor as a factor of efficiency of land troop officer's professional activity: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of sociological sciences]. Moscow, 1993, 303 p. [In Russian]
4. Kudaev A. V. Sotsial'naya zashchita voennosluzhashchikh v usloviyakh sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii: avtoref. dis. kand. sotsiol. nauk: 22.00.03 [Social protection of military servicemen in conditions of socioeconomic development of Russia: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of sociological sciences]. Saratov, 2017, 18 p. [In Russian]
5. Ministerstvo oborony Rossiyskoy Federatsii (Minoborony Rossii) [The Ministry of Defence of the Russian Federation]. Available at: http://sc.mil.ru/social/strategy.htm#txt (accessed Febr. 18, 2019). [In Russian]
6. Surkova I. Yu. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2012, no. 3, pp. 96-103. [In Russian]
7. Razov P. V., Chaevich A. V., Arkhipov V. A. Servis plus [Service plus]. 2012, no. 1, pp. 84-91. [In Russian]
8. Ministerstvo oborony Rossiyskoy Federatsii (Minoborony Rossii). [The Ministry of Defence of the Russian Federation]. Available at: https://function.mil.ru/news_page/ country/more.htm?id=12210807@egNews (accessed Febr. 18, 2019). [In Russian]
9. Serebryakova N. A. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universite-ta [Bulletin of Saratov State Technical University]. 2008, vol. 1, no. 1 (30), pp. 211-223. [In Russian]
10. Sokolova O. L. Morskoy sbornik [Marine collection]. 2018, vol. 2056, no. 7, pp. 59-64. [In Russian]
11. Sovremennyy predprinimatel' [Modern entrepreneur]. Available at: https://spmag.ru/ articles/indeksaciya-denezhnogo-dovolstviya-voennosluzhashchim-v-2019-godu (accessed Febr. 18, 2019). [In Russian]
12. Shvachkin A. V. Vestnik magistratury [Bulletin of MA course]. 2016, vol. IV, no. 5 (56), pp. 144-145. [In Russian]
Калинин Максим Александрович аспирант, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Россия, г. Саранск, ул. Льва Толстого, 3)
E-mail: [email protected]
Kalinin Maksim Aleksandrovich Postgraduate student, Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia (3 Lva Tolstogo street, Saransk, Russia)
Образец цитирования:
Калинин, М. А. Факторы удовлетворенности системой социальной защиты военнослужащих / М. А. Калинин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2019. - № 2 (50). -С. 141-151. - БОТ 10.21685/2072-3016-2019-2-14.