Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВОЕННО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / КОМПЕНСАЦИИ / ЛЬГОТЫ / МОНИТОРИНГ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шепилов С.В., Маличенко И.П.

Реализация полномасштабных социальных программ для национальных компаний является их добровольным волеизъявлением, в то время как наличие военно-социальной работы является обязательным видом деятельности в вооруженных силах РФ. В самом общем виде военно-социальная работа представляет собой деятельность по реализации установленных законодательством социально — экономических прав и льгот военнослужащих и обеспечению на этой основе их социальной защиты. В связи с непрерывным реформированием военной системы появляется все большее количество неурегулированных в правовом и организационно-экономическом отношении вопросов реализации социальных гарантий и компенсаций, что снижает привлекательность профессии военнослужащего и повышает текучесть кадров, а в стратегическом плане может отразиться на обороноспособности страны в целом. В связи с чем вопросы совершенствования военно-социальной работы, реализации льгот и компенсаций, социальных мероприятий, нацеленных на удержание военнослужащих и их развитие, представляются очень важными и актуальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL POLICY IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The implementation of full-scale social programs for national companies is their voluntary expression of will, while the availability of military social work is a compulsory activity in the armed forces of the Russian Federation. In the most general form, military social work is an activity to implement the socioeconomic rights and privileges of servicemen established by the legislation and to ensure, on this basis, their social protection. In connection with the continuous reform of the military system, there is an increasing number of issues of social guarantees and compensations that are not regulated in the legal, organizational and economic aspects, which reduces the attractiveness of the soldier’s profession and increases staff turnover, and, in strategic terms, may aff ect the defense capacity of the country as a whole. In this regard, the issues of improving military social work, the implementation of benefi ts and compensation, social activities aimed at retaining servicemen and their development, are very important and relevant.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ»

перспективные направления развития социальной политики в вооруженных силах рф

prospective directions of development of social policy in the armed forces of the russian federation

ПОЛУЧЕНО 04.05.18 ОДОБРЕНО 14.05.18 ОПУБЛИКОВАНО 27.06.18

ШЕПИЛОВ С.В.

Полковник юстиции, начальник группы по военно-социальной (социальной) работе отдела по работе с личным составом Южного округа войск национальной гвардии Российской Федерации

SHEPILOV S.V.

Colonel of Justice,

Head of the Military Social (Social)

Group of the Department for Work

with the Personnel of the Southern

District of the National Guard Troops

of the Russian Federation

e-mail: kniga-05@mail.ru

УДК 331 DOI 10.12737/article_5b5090491d7942.04218075

МАЛИЧЕНКО И.П. Канд. экон. наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами, руководитель магистерской программы «Экономика, психология и право в управлении персоналом» Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону

MALICHENKO I.P. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Human Resources Management, Head of the Master's Program "Economics, Psychology and Law in Personnel Management", Southern Federal University, Rostov-on-Don

e-mail: kniga-05@mail.ru

Аннотация

Реализация полномасштабных социальных программ для национальных компаний является их добровольным волеизъявлением, в то время как наличие военно-социальной работы является обязательным видом деятельности в Вооруженных Силах РФ. В самом общем виде военно-социальная работа представляет собой деятельность по реализации установленных законодательством социально-экономических прав и льгот военнослужащих и обеспечению на этой основе их социальной защиты. В связи с непрерывным реформированием военной системы появляется все большее количество неурегулированных в правовом и организационно-экономическом отношении вопросов реализации социальных гарантий и компенсаций, что снижает привлекательность профессии военнослужащего и повышает текучесть кадров, а в стратегическом плане может отразиться на обороноспособности страны в целом. В связи с чем вопросы совершенствования военно-социальной работы, реализации льгот и компенсаций, социальных мероприятий, нацеленных на удержание военнослужащих и их развитие, представляются очень важными и актуальными.

Ключевые слова: социальная политика, военно-социальная работа, компенсации, льготы, мониторинг положения военнослужащих, социальная защита, меры социальной поддержки.

Abstract

The implementation of full-scale social programs for national companies is their voluntary expression of will, while the availability of military social work is a compulsory activity in the armed forces of the Russian Federation. In the most general form, military social work is an activity to implement the socioeconomic rights and privileges of servicemen established by the legislation and to ensure, on this basis, their social protection. In connection with the continuous reform of the military system, there is an increasing number of issues of social guarantees and compensations that are not regulated in the legal, organizational and economic aspects, which reduces the attractiveness of the soldier's profession and increases staff turnover, and, in strategic terms, may affect the defense capacity of the country as a whole. In this regard, the issues of improving military social work, the implementation of benefits and compensation, social activities aimed at retaining servicemen and their development, are very important and relevant.

Keywords: social policy, military social work, compensation, benefits, monitoring the situation of servicemen, social protection, measures of social support.

ОБОСНОВАНИЕ НЕ0Бх0дИМ0СТИ

расширения мер социальной поддержки военнослужащих

Социальная защита персонала на сегодняшний день обладает обязательным законодательным минимумом льгот, гарантий и компенсаций, установленных государством для работников. В данном контексте социальная ответственность предполагает выполнение руководством хозяйствующих субъектов предъявляемых к ним обязательных и дополнительных экономических, правовых и морально-этических требований. В настоящее время можно выявить повышенную заинтересованность работодателей в реали-

зации дополнительных социальных продуктов с целью формирования стабильно работающих коллективов.

Вместе с тем коммерческие компании, стремящиеся сформировать узнаваемый HR-бренд на рынке труда, привлечь и удержать профессиональных работников, самостоятельно принимают решение о расширении базовой части государственной социальной защиты работников. К таким обязательным социальным затратам в соответствии с российским законодательством работодателя относят оплату отработанного времени или выполнения объема работ, расходы по выплате страховых взносов в социальные фонды, выходные пособия уволенным сотрудникам, оплата неотработанного времени (отпусков, больничных листов), различ-

ные виды доплат и компенсаций, связанных с привлечением работников к сверхурочным работам, выполнению опасных или вредных работ [13, с. 151]. Руководители коммерческих компаний направляют дополнительные финансовые средства на формирование программ совместного отдыха, повышают заинтересованность в результатах труда за счет индивидуального премирования, предусматривают обучение, карьерный рост и другие виды стимулирования деятельности и развития подчиненных, образуя отдельную социальную подсистему управления персоналом.

Между тем в военных организациях, в силу их государственной принадлежности, бюджетного финансирования и иного некоммерческого предназначения, связанного-прежде всего с защитой государственных интересов, реализация идентичных дополнительных мер социальной поддержки персоналастановится недоступной. Однако подобное направление деятельности, выходящее за пределы мер социальной защиты, установленных государством, в войсках тоже имеется и называется военно-социальной работой (ранее обозначалась как социально-правовая работа) [11].

Наряду с государственной социальной защитой, военно-социальная работа также носит обязательный, нормативно закрепленный порядок реализации. Кроме этого, государство предусматривает ряд гарантий и компенсаций, которые распространяются только на военнослужащих и членов их семей. Прежде всего, это денежные выплаты, вещевое, медицинское и пенсионное обеспечение, страховка жизни и здоровья, а также льготы по налогообложению. Также социальная работа в Вооруженных Силах заключается в проведении организационных, культурно-досуговых и памятных мероприятий, оказании помощи в трудоустройстве, определении в детские сады, школы и иные учебные заведения членов семьи. Данные мероприятия не требуют дополнительных затрат из государственного бюджета. Основным источником средств для их реализации могут выступать спонсорская помощь и благотворительность.

Тем не менее привлекательность военной службы, как показывает практика, основана больше всего на семейных идеалах, личных ценностных ориентирах или обязательных социальных нормах, установленных государством для военнослужащих. С учетом масштабного реформирования Вооруженных Сил вопрос социальной защищенности и мотивации военнослужащих серьезно актуализировался. Появляются неурегулированные в правовом отношении меры реализации социальных гарантий и компенсаций, часть социальных программ могут вообще не выполняться, что негативно влияет на привлекательность профессии военнослужащего и повышает текучесть кадров. Так, при проверках воинских частей и подразделений1, несмотря на проводимую работу, были выявлены факты незнания командирами: нужд, стремлений и запросов подчиненных, их социально-демографических данных, количества реализованных и нереализованных социальных гарантий. Не обладая указанным минимумом информации невозможно стать настоящим «отцом-командиром», выявить проблемные вопросы и устранить их посредствам системной реализации социальных мер поддержки для каждой конкретной семьи.

Указанные факты в стратегическом плане снижают боеготовность и боеспособность частей и подразделений, лояльность и вовлеченность военнослужащих и их семей. В связи с чем вопросы совершенствования мер социальной поддержки военнослужащих особенно в условиях реформирования необходимо рассматривать с позиции совре-

1 Справки о результатах проверок служебно-боевой деятельности соединений и воинских частей Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации за 2015 и 2016 гг.

менных концепций управления персоналом, с одной стороны, и с учетом специфики деятельности и индивидуальных потребностей военнослужащих и членов их семей, вынужденных беспрекословно принимать предоставляемую органами военного управления среду жизнедеятельности, с другой стороны.

мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих И ЧЛЕНОВ их семей

В соответствии с требованиями ст. 29 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 № 232 в Северо-Кавказском округе войск национальной гвардии Российской Федерации2 ежегодно проводится мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей. В статье представлены краткие результаты проведенного мониторинга при авторском участии за 2016 г.3

Актуальность исследований в рамках Мониторинга — 2016 вызвана реорганизацией внутренних войск МВД Российской Федерации в войска национальной гвардии Российской Федерации и штатно-организационными преобразованиями в органах военного управления. Исследовательская работа выполнялась по единой методике и утвержденной ранее системе показателей, что позволило осуществить обобщение результатов мониторинга, проведенного в войсках округа, а также обосновать предложения, направленные на совершенствование социальной политики в отношении военнослужащих и членов их семей.

Особенностью проведения мониторинга в 2016 г. являлась социально-экономическая и правовая ситуация в стране, сложившаяся с принятием в отношении России рядом государств санкционных мер (социально — экономического и политического характера) и принятыми мерами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по сохранению ранее достигнутого уровня жизни населения.

Всего в ходе мониторинга опрошено 23 157 респондентов (в 2015 г. — 18 187), включая:

1. Военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях офицеров — 3374 чел. (в 2015 г. — 2486), что больше в 1,4 раза.

2. Военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях прапорщиков — 2547 чел. (в 2015 г. — 1656), увеличение респондентов в 1,5 раза.

3. Военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантов, старшин и рядового состава — 14 195 чел. (в 2015 г. — 11 802), увеличение респондентов в 1,2 раза.

4. Военнослужащих, проходящих военную службу по призыву — 3041 чел. (в 2015 г. — 2243), увеличение респондентов в 1,4 раза.

На фоне ухудшения благосостояния населения в стране (рост безработицы на 5% и инфляции на 17,1% в 2016 г. (в 2015 г. — на 3% и 12,1% соответственно), увеличения численности населения с доходами ниже прожиточного минимума до 14,6% (в 2015 г. — 13,4%) от численности жителей страны социально-экономическое положение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, выглядит относительно стабильным.

2 Далее по тексту — СКО ВНГ РФ, округ.

3 Далее по тексту — мониторинг, Мониторинг — 2016.

Этот вывод подтверждают 88,9% (в 2015 г. — 81,1%) опрошенных, которые считают, что их социально-экономическое положение, если не равно, то точно не хуже, чем у гражданского населения в районе дислокации воинской части. Вместе с этим, дальнейшая обработка результатов исследования социально-экономического положения военнослужащих показала необходимость разработки последовательных мер по повышению уровня и качества их жизни с учетом инфляционных процессов в стране и полной реализации норм законодательства, установившего их социальные гарантии.

По результатам опроса военнослужащих различных категорий, заключивших новый контракт, отмечается рост респондентов изъявивших желание уволиться с военной службы, в том числе: среди офицеров — на 2,6%; прапорщиков — на 5,5%; военнослужащих по контракту — на 0,5%. В целом снизилась удовлетворенность условиями контракта на прохождение военной службы, особенно среди прапорщиков (рис. 1).

2015

2016

Рис. 1. Удовлетворенность условиями, на которых с военнослужащими заключен контракт на прохождение военной службы4

К основным причинам своей неудовлетворенности условиями контракта респонденты относят:

1. Среди офицерского состава:

- нарушения производства денежных выплат (с 0,9% в 2015 г. до 1,6% в 2016 г.);

- неполное обеспечение вещевым имуществом (с 10,6 до 23,3%);

- нарушение порядка заключения нового контракта (с 0,4 до 4,5%).

2. Среди прапорщиков:

- неполное обеспечение вещевым имуществом (с 9,8 до 28,8%);

- нарушение порядка заключения нового контракта (с 0 до 1%).

3. Среди военнослужащих по контракту:

- нарушения порядка предоставления выходных (с 26,8 до 27,9%);

- нарушения порядка предоставления отпусков (с 5,1 до 9,2%);

- нарушения производства денежных выплат (с 1,3 до 3,7%);

- нарушения в сфере обеспечения жильем (с 4,5 до 7%);

- нарушение порядка заключения нового контракта (с 0,4 до 0,6%).

Анализ исследований показал, что 58,8% из числа офицеров, 56,2% прапорщиков и 51,6% военнослужащих по контракту в целом выразили удовлетворение размером среднемесячного дохода семьи. Вместе с этим в сравнении

с предыдущим годом количество семей офицеров, в которых размер среднемесячного дохода составляет 30 000 руб. и 45 000 руб., незначительно снизилось.

В ходе мониторинга проведен анализ динамики изменения социального самочувствия военнослужащих и членов их семей в связи с мерами, принимаемыми государственными органами власти по совершенствованию социальной защиты военнослужащих и членов их семей (табл. 1).

Таблица 1

Удовлетворенность соотношением денежного довольствия с объемом задач5

Адекватен ли размер получаемого денежного довольствия объему выполняемых Вами служебных обязанностей 2016 г. 2015 г. динамика (тенденции)

Офицеры

да 2711 80,3% 2031 81,7% Снижение

нет 663 19,7% 455 18,3% Рост

Прапорщики

да 2029 79,7% 1310 79,1% Рост

нет 518 20,3% 346 20,9% Снижение

Военнослужащие по контракту

да 9763 68,8% 8423 71,4% Снижение

нет 4432 31,2% 3379 28,6% Рост

Данные свидетельствуют в целом о лояльном отношении военнослужащих к материальному поощрению. Однако наметилась тенденция к снижению удовлетворенности соотношением денежного довольствия и объемом выполняемых задач среди офицеров и военнослужащих по контракту.

С одной стороны, повышение денежного довольствия военнослужащих с января 2012 г. в большинстве случаев оправдало надежды военнослужащих и членов их семей, о чем и свидетельствуют результаты исследования. Однако, как правило, денежное довольствие главы семьи чаще всего является единственным источником дохода, так как 40,6% (1081) жен офицеров, 42,6% (875) жен прапорщиков и 45,1% (4488) жен военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, не работают и далеко не всегда могут найти работу по специальности или трудоустроиться вообще. Также отмечается, что не индексируемые с момента повышения доходы семей военнослужащих, прогрессивная инфляция и рост цен на все группы товаров отмечены военнослужащими как основные причины снижения их благосостояния в 2016 г. (в 64,1% семей офицеров, в 68,6% семей прапорщиков и 65,1% семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава).

В большинстве случаев благополучие и социальное самочувствие оценивается по наличию в семье товаров длительного пользования. Результаты исследования в табл. 2 показывают, что в семьях военнослужащих по контракту, как правило, есть все основные предметы длительного пользования, однако возможности их приобретения снижаются.

При этом товары длительного пользования, приобретенные в течение 2016 г., были оплачены ими за счет источников, представленных в табл. 3.

Таким образом, в ходе мониторинговых исследований среди всех категорий военнослужащих отмечаются тенденции:

1) незначительный рост приобретенных товаров длительного пользования за счет личных сбережений и суще-

Составлено авторами по результатам Мониторинга.

Составлено авторами по результатам исследования.

4

Таблица 2

Приобретение товаров длительного пользования6

Приобретение товаров длительного пользования (телевизор, холодильник, стиральную машину, компьютер и т.д.) 2016 г. 2015 г. Тенденции

Оф ицеры

Да 1240 36,8% 1289 51,9% Снижение

Нет 2134 63,2% 1197 48,1% Рост

Прапорщики

Да 713 28,0% 751 45,4% Снижение

Нет 1834 72,0% 905 54,6% Рост

Военнослужащие по контракту

Да 3988 28,1% 4714 39,9% Снижение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нет 10 207 71,9% 7088 60,1% Рост

Таблица 3

Источники финансирования приобретения товаров длительного пользования7

2016 г. 2015 г. Тенденции

Офицеры

сбережений 293 23,6% 331 15,1% Рост

кредита в банке 468 37,7% 534 24,4% Рост

получаемого денежного довольствия 388 31,3% 992 45,3% Снижение

родственниками (подарены) 91 7,3% 334 15,2% Снижение

Прапорщики

сбережений 234 32,8% 433 27,2% Рост

кредита в банке 304 42,6% 392 24,6% Рост

получаемого денежного довольствия 136 19,1% 634 39,8% Снижение

родственниками (подарены) 39 5,5% 135 8,5% Снижение

Военнослужащие по контракту

сбережений 1167 29,3% 1768 15,3% Рост

кредита в банке 1206 30,2% 3837 33,2% Снижение

получаемого денежного довольствия 1171 29,4% 4098 35,4% Снижение

родственниками (подарены) 444 11,1% 1862 16,1% Снижение

ственный рост, особенно у прапорщиков, кредитных обязательств военнослужащих в банках;

2) снижения покупательской способности на товары длительного пользования в 2017 году. Так — 38,7% семей офицеров в 2016 г. не планировали в следующем году покупку товаров длительного пользования (в 2015 г. — 51,8%, снижение на 13,1%); 30,5% семей прапорщиков (в 2015 г. — 45,6%, снижение на 15,1%); 34,1% семей военнослужащих по контракту (в 2015 г. — 39,9%, снижение на 5,8%).

По результатам исследования остается также проблемным вопросом — отсутствие жилья у военнослужащих первых годов службы. Указанные военнослужащие вынуждены снимать жилье по ценам, которые намного выше размера компенсации, установленного действующим законодательством Российской Федерации.К тому же повышение денежного довольствия в 2012 г. привело к отмене ряда льгот (Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ), к примеру, был отменен бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно (за исключением военнослужащих, проходящих во-

6 Составлено авторами по материалам исследования.

7 Составлено авторами по материалам исследования.

енную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями и т.д.). Потеря данной льготы с большим сожалением воспринимается военнослужащими всех категорий (табл. 4).

Таблица 4

Влияние отмены оплаты проезда в отпуск8

Степень влияния отмены бесплатного проезда к месту проведения отпуска и обратно на выбор места проведения отпуска 2016 г.

Офицеры

значительно 1836 54,4%

незначительно 913 27,1%

вообще не повлияло 625 18,5%

Прапорщики

значительно 1342 52,7%

незначительно 658 25,8%

вообще не повлияло 547 21,5%

Военнослужащие по контракту

значительно 6539 46,1%

незначительно 3985 28,1%

вообще не повлияло 3671 25,9%

Таким образом, в 2016 г. благосостояние военнослужащих и членов их семей остается относительно стабильным, с одной стороны. Военнослужащие считают свое материальное благополучие сравнимым с гражданскими лицами в месте их дислокации. С другой стороны, тревожным фактом выступает снижение покупательной способности военнослужащих товаров длительного пользования и удовлетворение жизненных потребностей в кредит (благополучие в долг), что со временем может привести к негативным последствиям. По результатам анкетирования военнослужащих можно сформулировать основной вывод, что на фоне существенного увеличения интенсивности боевой подготовки, роста военных, в том числе террористических угроз России, оценка роли военнослужащих должна сопровождаться адекватным денежным эквивалентом с регулярной их индексацией, расширением льгот по налогам, транспортным расходам и прочим социальным направлениям, а также необходимость усилить работу командиров (начальников) с целью укрепления воинской дисциплины и правопорядка в отношении формирования условий полной-прозрачности процедур при приеме граждан на военную службу по контракту, при получении вещевого имущества, оказании медицинских услуг, а также при предоставлении дополнительных дней отдыха.

Предложения по развитию мер социальной поддержки военнослужащих и их семей

Стратегия развития Вооруженных Сил РФ направлена на достижение новых качественных показателей, связанных с развитием в экономическом, правовом и социальном аспектах человеческого капитала, что в стратегическом плане положительно отразится на устойчивости военной системы и обороноспособности всей страны.

Для реализации стратегических направлений по формированию социальной защищенности военнослужащих и их семей необходимо сосредоточиться на следующих первоочередных задачах:

1. Развитие системы доступного и непрерывного образования, подготовки и переподготовки для военнослужащих и членов их семей.

8 Составлено авторами по материалам исследования.

2. Формирование воспроизводимой в любых условиях локации действующей системы по профилактике, сохранению и укреплению физического и психического здоровья военнослужащих и членов их семей.

3. Совершенствование информационной, культурной и торгово-бытовой инфраструктуры для военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

4. Повышение качества и уровня жизни за счет роста материального достатка военнослужащих и улучшения жилищных условий семей военнослужащих.

5. Системное снижение рисков военной службы и обеспечение безопасности военнослужащих и членов их семей.

6. Развитие резервной работы с лицами, уволенными в запас, военными пенсионерами.

Модернизация ключевых компонентов формирования и функционирования Вооруженных Сил, включая комплектование, профессиональную подготовку личного состава, техническое оснащение и материальное обеспечение, предъявляет новые требования ко всей военно-социальной сфере и направленности социального развития Вооруженных Сил. Однако существующие в российских силовых структурах негативные тенденции социального характера могут служить серьезным препятствием на пути модернизации армии.

В этой связи генеральной целью социальной политики является удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, что будет способствовать укреплению обороноспособности страны и развитию человеческого капитала [20].

Совершенствование организации социальной политики для военнослужащих за счет учета их индивидуальных достижений, прозрачности распределения социальных льгот и возможности влияния на их выбор позволит:

1. Повысить авторитет командира и желание служить Родине.

2. Уменьшить количество жалоб, исков военнослужащих и актов реагирования правоохранительных органов.

3. Привлечь новый и закрепить имеющийся кадровый состав.

4. Воспитать высокие морально-психологические (деловые) качества воина и патриотизм.

5. Поддерживать связь с военными пенсионерами и членами семей военнослужащих.

Данные критерии востребованности военно-социальной работы можно достичь на основе совершенствования системы социальной защиты (рис. 2).

Реализация социальной политики в Вооруженных Силах должна, с одной стороны, обеспечивать законодательно закрепленные нормы реализации социальных компенсаций и льгот, с другой стороны, быть мотивационным инструментом для военнослужащих, отражать их вклад в военную службу, поощрять за добросовестность в выполнении боевых задач, уважение, дисциплинированность, патриотизм.

Универсальный подход к реализации социальной политики, применимый вне зависимости от сферы деятельности хозяйствующих субъектов, можно сформулировать следующим образом: выявлять и учитывать материальные и нематериальные потребности и интересы сотрудников; расходы на социальные нужды и предоставленные услуги должны быть известны сотрудникам и расцениваться ими как добровольные; быть для организации экономически оправданными и ориентированными в системе рыночной экономики на понятие эффективности их осуществления (соотношение результатов и затрат); социальные нужды, которые уже в достаточной мере удовлетворяются государством или другими общественными учреждениями, не должны быть предметом социальной политики в организации [18, с. 18].

Так, в вооруженных силах на комиссиях по социальным вопросам не рассматривается распределение дополнительной материальной помощи, что вызывает рост социальной напряженности в коллективах, повышается уровень недоверия командованию. Кроме этого, одним военнослужащим указанную помощь выплачивают, другим отказывают ввиду отсутствия лимитов на эти цели, что вызывает крайнее недовольство у военнослужащих.

В связи с этим прозрачные комиссионные решения по распределению дополнительных благ представляются важным направлением развития и улучшения социальной политики в органах военного управления. Например, военнослужащий на протяжении полугодия (или иного отрезка времени) добросовестно исполнявший обязанности, выполняющий точно и в срок задачи командования, имеющий опрятный внешний вид и положительные оценки по предметам обучения, не имеющий взысканий и дней трудопо-терь, не курящий, не имеющий избыточного веса, может в зависимости от жизненной ситуации получить от коман-

Достижение уровня социальной справедливости в применении имеющихся мер социальной защиты

Увеличение денежного довольствия на непроиндексированный размер и его последующая ежегодная индексация_

Решение жилищных проблем военнослужащих с учётом развивающихся рисков, влекущих ущерб государству

Улучшение медицинского обслуживания и установление равных возможностей санаторно-курортного печения членам их семей

Социальная адаптация бывших военное

Модернизирование системы пенсионного обеспечения

Рис. 2. Совершенствование системы социальной защиты1

1 Составлено авторами по материалам исследования.

дования преимущества (преференции) по сравнению с другими военнослужащими при назначении на высшую воинскую должность, получить возможность выбора этажа или квартиры из имеющихся в наличии при распределении ему жилья, во внеочередном порядке получить путевки в санаторий и в необходимом количестве на состав семьи, иметь преимущество при выборе времени проведения отпуска и др. Данные меры значительно заинтересуют (замотиви-руют) военнослужащих на повышение личных результатов служебно-боевой деятельности, возродят интерес к военной службе и ее ценностям, сделают процесс поощрения открытым и понятным, а еще значительно минимизируют коррупционные риски (табл. 5). Все обозначенные знаком «+» виды социальных гарантий и компенсаций в данной таблице, как минимум 10 из 48 могут, на наш взгляд, могут применяться с преимуществами в зависимости от достижений и показателей военнослужащего.

Таблица 5

Оказано мер дополнительной социальной поддержки военнослужащим и членам их семей в 2016 г.9

Окончание табл. 5

№ п/п Виды социальных гарантий и компенсаций Преимущества

37 ЕДП при увольнении

38 ЕДП беременной жене в/с по призыву

39 Страховые выплаты пострадавшим

40 Ежемесячные выплаты в/с по призыву — сиротам

41 ЕДП военнослужащим по призыву — сиротам, при увольнении

42 ЕДП пострадавшим в борьбе с терроризмом

43 Страховка членам семей погибших (умерших) в/с

44 ЕДП в случае гибели (смерти) в/с

45 Компенсация за ритуальные услуги

46 Компенсация за надгробный памятник

47 Выдача справок на ремонт индивидуального жилого дома

48 Оформление пенсионных дел +

В период реформирования Вооруженных Сил РФ, усиления экономических и политических санкций необходимость поиска стратегических альтернатив устойчивого развития социально-экономической системы существенно возрастает. Одной из таких стратегических альтернатив для Вооруженных Сил РФ могут стать полномасштабные социальные программы и проекты, которые будут способствовать сбалансированному достижению стратегических и тактических задач военной службы. Прозрачность реализации социальной политики с учетом индивидуальных характеристик военнослужащего и потребностей его семьи позволит снизить коэффициент текучести кадров, повысить коэффициент стабильности коллектива, качество оказания социальной помощи и как результат дисциплинированность, лояльность и вовлеченность военнослужащих.

ЛИТЕРАТУРА

№ п/п Виды социальных гарантий и компенсаций Преимущества

1 Основной отпуск за текущий год +

2 Часть основного отпуска за текущий год

3 Дополнительный отпуск (ветеранский)

4 Дополнительный отпуск (чернобыльский)

5 Реабилитационный отпуск

6 Увеличение отпуска на 5 суток

7 Отпуск по личным обстоятельствам

8 Отпуск по личным обстоятельствам при увольнении +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Отпуск по беременности и родам

10 Отпуск по уходу за ребенком

11 Учебный отпуск

12 Дополнительные сутки отдыха (далее — ДСО) +

13 Денежная компенсация вместо ДСО (за СБЗ)

14 Обеспечение жильем (все виды выполнения обязательства)

15 Выплата денежной компенсации за поднаем жилья

16 Аренда воинской частью жилья +

17 Бесплатная выдача лекарств

18 Предоставление путевок (курсовок) в санатории +

19 Направление на обучение в высшие военные учебные заведения +

20 Обучение в высших гражданских учебных заведениях +

21 Обучение в средних-специальных учебных заведениях

22 Профессиональная переподготовка увольняемых

23 Рекомендации (ходатайства) на обучение +

24 Назначение на высшие воинские должности +

25 Денежное довольствие за истекший месяц

26 Материальная помощь

27 Дополнительная материальная помощь

28 Надбавка за третий класс военнослужащим

29 Надбавка за второй класс

30 Надбавка за первый класс

31 Надбавка за класс «Мастер»

32 Надбавка за секретность (все виды допусков)

33 Надбавка за стаж работы с секретными документами

34 Подъемное пособие (при переводе к новому месту службы)

35 Суточные (при переводе к новому месту службы)

36 Налоговый вычет

9 Составлено авторами.

1. Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

2. Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

3. Федеральный закон РФ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

4. Федеральный закон РФ от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

5. Федеральный закон РФ от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

6. Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы, и их семей».

7. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. № 232 «Об организации ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей».

8. Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

9. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей».

10. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. № 1072 «О денежном довольствии военнослужащих, проходящих военную службу по призыву».

11. Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 25 апреля 2001 г. № 165 «О повышении эффективности социально-правовой работы во внутренних войсках МВД России».

12. Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров. — М.: Кно-рус, 2016. — 205 с.

13. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Экономика управления персоналом: Учебник / Под ред. А.Я. Киба-нова. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 427 с.

14. Кистень А.М., Москалев И.Е. Методы спецназа для руководителей: Практическое руководство по формированию эффективных команд на основе управленческой системы воинских подразделений специального назначения / А.М. Кистень, И.Е. Москалев. — М., 2012. — 199 с.

15. Корякин В.М. Военно-социальная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации: вопросы теории и практики: учебное пособие для военных кафедр гражданских вузов. — М., 2004. — 105 с.

16. Крылов А.Н. Корпоративная социальная ответственность: экономические модели — мораль — успех — устойчивое развитие / А.Н. Крылов. — М., 2014. — 87 с.

17. Кузнецов В.А. Военно-социальная работа: методология, теория, практика: Учебное пособие для вузов Министерства обороны Российской Федерации. — М, 2000.

18. Лаврентьева И.П., Кузнецов В.В., Григорьев В.В. Социальная политика и управление в социальной сфере: учебное пособие. — Ульяновск: УлГТУ, 2009. — 135 с.

19. Михалкина Е.В. и др. Управление человеческими ресурсами организации: теория, процессы, технологии. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д, 2013. — 448 с.

20. Чертополох А.А. Актуальные проблемы развития социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: монография. — М., 2004. — 145 с.

REFERENCES

1. Federal'nyy zakon RF ot 28 marta 1998g. № 53-FZ «O voinskoy obyazannosti i voennoy sluzhbe» [Federal Law of the Russian Federation of March 28, 1998, No. 53-FZ "On Military Duty and Military Service"].

2. Federal'nyy zakon RF ot 28 marta 1998 g. № 52-FZ «Ob obyazatel'nom gosudarstvennom strakhovanii zhizni i zdorov'ya voennosluzhashchikh, grazhdan prizvannykh na vo-ennye sbory, lits ryadovogo i nachal'stvuyushchego sostava or-ganov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby, organov po kontrolyu za oborotom narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv, sotrudnikov uchrezhdeniy i organov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy» [Federal Law of the Russian Federation of March 28, 1998, No. 52-FZ "On compulsory state insurance of life and health of service-

men, citizens called up for military training, members of the rank and file of the bodies of internal affairs of the Russian Federation, the state fire service, trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances, staff of institutions and bodies of the penal system "].

3. Federal'nyy zakon RF ot 27 maya 1998 g. № 76-FZ «O statuse voennosluzhashchikh» [Federal Law of the Russian Federation of May 27, 1998, No. 76-FZ "On the Status of Servicemen"].

4. Federal'nyy zakon RF ot 7 noyabrya 2011 g. № 306-FZ «O de-nezhnom dovol'stvii voennosluzhashchikh i predostavlenii im otdel'nykh vyplat» [Federal Law of the Russian Federation of November 7, 2011 No. 306-FZ "On the monetary allowance of servicemen and the granting of separate payments to them"].

5. Federal'nyy zakon RF ot 3 iyulya 2016 g. № 226-FZ «O voyskakh natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law of the Russian Federation of July 3, 2016 No. 226-FZ "On the troops of the National Guard of the Russian Federation".].

6. Zakon RF ot 12.02.1993g. № 4468—1 «O pensionnom obespeche-nii lits, prokhodivshikh voennuyu sluzhbu, sluzhbu v organakh vnutrennikh del, gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhbe, organakh po kontrolyu za oborotom narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv, uchrezhdeniyakh i organakh ugolovno — ispolnitel'noy sistemy, i ikh semey» [Law of the Russian Federation No. 4468—1 of 12.02.1993 "On the provision of pensions for persons who have completed military service, service in internal affairs agencies, the State Fire Service, bodies controlling traffic in narcotic drugs and psychotropic substances, institutions and bodies of criminal- executive system, and their families"].

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27 fevralya 1999 g. № 232 «Ob organizatsii ezhegodnogo monitoringa sotsial'no-ekono-micheskogo ipravovogo polozheniya voennosluzhashchikh, grazhdan uvolennykh s voennoy sluzhby i chlenov ikh semey» [Decree of the Government of the Russian Federation of February 27, 1999, No. 232 "On the organization of an annual monitoring of the socioeconomic and legal situation of servicemen, citizens dismissed from military service and members of their families"].

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 9 fevralya 2004 g. № 65 «O dopolnitel'nykh garantiyakh i kompensatsiyakh voennoslu-zhashchim i sotrudnikam federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti, uchastvuyushchim v kontrterroristicheskikh operatsiyakh i obespechivayushchim pravoporyadok i obshchestvennuyu be-zopasnost' na territorii Severo-Kavkazskogo regiona Rossiyskoy Federatsii» [Resolution of the Government of the Russian Federation of February 9, 2004, No. 65 "On Additional Guarantees and Compensations for Servicemen and Employees of Federal Executive Bodies Participating in Counter-Terrorist Operations and Ensuring Law and Order and Public Security in the Territory of the North Caucasus Region of the Russian Federation"].

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31 dekabrya 2004 g. № 909 «O poryadke vyplaty denezhnoy kompensatsii za naem (podnaem) zhilykh pomeshcheniy voennosluzhashchim — grazhdanam Rossiyskoy Federatsii, prokhodyashchim voennuyu sluzhbu po kon-traktu, grazhdanam Rossiyskoy Federatsii, uvolennym s voennoy sluzhby i chlenam ikh semey» [Decree of the Government of the Russian Federation of December 31, 2004, No. 909 "On the Procedure for Payment of Cash Compensation for the Hiring (Subletting) of Residential Premises to Servicemen — Russian Federation Nationals Passing Military Service on Contract, Citizens of the Russian Federation, Fired from Military Service and Members of Their Families "].

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21 dekabrya 2011 g. № 1072 «O denezhnom dovol'stvii voennosluzhashchikh, prokhodya-shchikh voennuyu sluzhbu po prizyvu» [Decree of the Government of the Russian Federation of December 21, 2011 No. 1072

"On the monetary allowance of servicemen who are on military service on conscription"].

11. Prikaz glavnokomanduyushchego vnutrennimi voyskami MVD Rossii ot 25 aprelya 2001 g. № 165 «O povyshenii effektivnosti sotsial'no-pravovoy raboty vo vnutrennikh voyskakh MVD Rossii» [Order of the Commander-in-Chief of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia of April 25, 2001, No. 165 "On Increasing the Effectiveness of Social and Legal Work in Internal Troops of the Russian Ministry of Internal Affairs"].

12. Belyaeva I.Yu., Eskindarov M.A. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost' [Corporate social responsibility]. Moscow, Knorus Publ., 2016. 205 p.

13. Kibanov A.Ya., Mitrofanova E.A., Esaulova I.A. Ekonomika upravleniya personalom [Economics of Personnel Management]. Moscow, Infra-M Publ., 2013. 427 p.

14. Kisten' A.M., Moskalev I.E. Metody spetsnaza dlya ruko-voditeley: Prakticheskoe rukovodstvo po formirovaniyu effek-tivnykh komand na osnove upravlencheskoy sistemy voinskikh podrazdeleniy spetsial'nogo naznacheniya [Spetsnaz methods for leaders: A practical guide to the formation of effective teams based on the management system of military units of a special purpose]. Moscow, 2012. 199 p.

15. Koryakin V.M. Voenno-sotsial'naya rabota v Vooruzhennykh Silakh Rossiyskoy Federatsii: voprosy teorii i praktiki [Military

social work in the Armed Forces of the Russian Federation: theory and practice: a manual for military departments of civilian universities]. Moscow, 2004. 105 p.

16. Krylov A.N. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost': eko-nomicheskie modeli — moral' — uspekh — ustoychivoe razvitie [Corporate social responsibility: economic models — morality — success — sustainable development]. Moscow, 2014. 87 p.

17. Kuznetsov V.A. Voenno-sotsial'naya rabota: metodologiya, teoriya, praktika: Uchebnoe posobie dlya vuzov Ministerstva oborony Rossiyskoy Federatsii [Military social work: methodology, theory, practice: A manual for higher education institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation]. Moscow, 2000.

18. Lavrent'eva I.P., Kuznetsov V.V., Grigor'ev V.V. Sotsial'naya politika i upravlenie v sotsial'noy sfere [Social policy and management in the social sphere]. Ul'yanovsk, UlGTU Publ., 2009. 135 p.

19. Mikhalkina E.V. Upravlenie chelovecheskimi resursami organi-zatsii: teoriya, protsessy, tekhnologii [Management of human resources of the organization: theory, processes, technologies]. Rostov on Don, 2013. 448 p.

20. Chertopolokh A.A. Aktual'nye problemy razvitiya sotsial'noy raboty v Vooruzhennykh Silakh Rossiyskoy Federatsii [Actual problems of development of social work in the Armed Forces of the Russian Federation]. Moscow, 2004. 145 p.

Генкин Б.М.

методы повышения производительности и оплаты труда

М.: Норма, 2018, 160 с.

Предложены теоретические основы и методы повышения производительности и оплаты труда на рабочих местах, в подразделениях предприятий, на региональном и федеральном уровнях. Основу содержания книги составляют научные результаты автора по оптимизации трудовых процессов, численности персонала и социально-трудовых отношений. Для сотрудников предприятий и органов управления, преподавателей, студентов и аспирантов вузов.

Методы повышения производительности и оплаты труда

Дуракова И.Б., Корыстина Е.С.

актуальные проблемы управления ПЕРСОНАЛОМ: МОББИНГ

Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2018, 226 с.

Рассмотрены признаки и формы моббинга в организации, виды и формы его проявления на рабочем месте, причины возникновения. Исследованы природа и статистика участников, сценарии реализации моббинговых атак, последствия моббинга для жертвы и исполнителей, методы диагностики и предотвращения. Знакомит с научной дискуссией определения моббинга, географией его распространения. Приведены примеры правовых норм, связанных с данным явлением. Включены практические задания для самостоятельного выполнения.

Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.

Для магистрантов, студентов, аспирантов. Представляет интерес для научных и практических работников, исследующих проблемы моббинга и занимающихся построением результативной кадровой политики в организациях.

НАГИ с т е А Т V Р А

H.H. Яурчкони. E.Ç. Корысминч

АКТУАЛЬНЫ! ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ:

МОББИНГ

У Ч Е Б НОЕ И О С О Б И Е

ozon.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.