Научная статья на тему 'Социальная защита лиц, осуществляющих деятельность в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, как элемент их правового статуса'

Социальная защита лиц, осуществляющих деятельность в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, как элемент их правового статуса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4501
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЦ / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНАХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОКУРАТУРЫ РФ / ЛИЦО / ЗАМЕЩАЮЩЕЕ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДОЛЖНОСТЬ / ПРОКУРОРСКИЕ РАБОТНИКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / ВОЕННЫЕ ПРОКУРОРЫ / НАУЧНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ НАУЧНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / LEGAL STATUS OF PERSONS CARRYING OUT THEIR ACTIVITY / IN THE BODIES AND ORGANIZATIONS OF THE RF PROSECUTOR'S OFFICE / PERSON WHO HOLDS A PUBLIC OFFICE / PROSECUTORS / FEDERAL STATE CIVIL SERVANTS / MILITARY PROSECUTORS / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORKERS / OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PROSECUTOR'S OFFICE / SOCIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дианова Ирина Васильевна

В настоящее время социальная защита рассматриваемых в статье лиц как элемент их правового статуса недостаточно урегулирована на законодательном уровне, что приводит к трудностям. Выявлены категории указанных лиц, названы особенности социальной защиты каждой из категорий. Сделан вывод о необходимости внесения ряда изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», а также разработки и принятия федерального закона «О социальной защите лиц, осуществляющих деятельность в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дианова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social protection of the persons EXERCISING ACTIVITIES IN THE BoDIES and organizations of the rf prosecutor’s office AS AN ELEMENT of THEIR LEGAL STATUS

Currently social protection of the persons considered in the article as an element of their legal status is not resolved at the legislative level, and this leads to difficulties. The author identifies categories of these persons and the features of social protection of each category. She comes to the conclusion that there is a need to amend the Federal law «On the Prosecutor’s office of the Russian Federation» as well as to develop and adopt the Federal law «On social protection of persons exercising activities in the bodies and organizations of the Prosecutor’s office of the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «Социальная защита лиц, осуществляющих деятельность в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, как элемент их правового статуса»

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

социальная защита лиц, осуществляющих деятельность в органах и организациях прокуратуры российской федерации, как элемент их правового статуса

дианова ирина Васильевна

Преподаватель кафедры социального права, государственной и муниципальной службы Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: spgms@mail.ru

В настоящее время социальная защита рассматриваемых в статье лиц как элемент их правового статуса недостаточно урегулирована на законодательном уровне, что приводит к трудностям. Выявлены категории указанных лиц, названы особенности социальной защиты каждой из категорий. Сделан вывод о необходимости внесения ряда изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», а также разработки и принятия федерального закона «О социальной защите лиц, осуществляющих деятельность в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации».

Ключевые слова: правовой статус лиц, осуществляющих деятельность в органах и организациях прокуратуры РФ; лицо, замещающее государственную должность; прокурорские работники; федеральные государственные гражданские служащие; военные прокуроры; научные и педагогические работники научных и образовательных организаций прокуратуры; социальная защита

social protection of the persons

EXERCISING ACTIVITIES IN THE BoDIES

and organizations of the rf prosecutor's office

AS AN ELEMENT of THEIR LEGAL STATUS

Dianova Irina

Ural State Law University (Yekaterinburg), e-mail: spgms@mail.ru

Currently social protection of the persons considered in the article as an element of their legal status is not resolved at the legislative level, and this leads to difficulties. The author identifies categories of these persons and the features of social protection of each category. She comes to the conclusion that there is a need to amend the Federal law «On the Prosecutor's office of the Russian Federation» as well as to develop and adopt the Federal law «On social protection of persons exercising activities in the bodies and organizations of the Prosecutor's office of the Russian Federation».

Key words: legal status of persons carrying out their activity in the bodies and organizations of the RF Prosecutor's office, person who holds a public office, prosecutors, federal state civil servants, military prosecutors, scientific and pedagogical workers of scientific and educational institutions of Prosecutor's office, social protection

Рассматривая правовой статус лиц, осуществляющих деятельность в органах и организациях прокуратуры РФ, следует определить, о каком виде правового статуса идет речь и каково содержание этого статуса. Представляется, что говорить следует

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

о родовом (специальном) статусе этих лиц, который отражает специфику их правового положения, а также дополнительные субъективные права и обязанности1. Данный правовой статус отличается от иных видов правового статуса (общего, базового, отраслевого и индивидуального). Родовой (специальный) статус лиц, осуществляющих деятельность в органах и организациях прокуратуры, включает их права (полномочия), обязанности, ответственность и гарантии2. В нашу задачу не входит детальный анализ прав (полномочий), обязанностей и ответственности указанных лиц. Мы намереваемся исследовать, каким образом правовой статус этих лиц определяет особенности их социальной защиты.

Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»3 (далее - ФЗ «О прокуратуре РФ») служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Можно выделить следующие категории работников органов и организаций прокуратуры:

1) лицо, замещающее государственную должность;

2) прокурорские работники;

3) федеральные государственные гражданские служащие;

4) военные прокуроры;

5) научные и педагогические работники научных и образовательных организаций прокуратуры.

Рассмотрим каждую категорию.

1. Лицо, замещающее государственную должность. Согласно Сводному перечню государственных должностей Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»4, к данной категории лиц относится только Генеральный прокурор РФ. Его правовой статус определен в ст. 129 Конституции РФ и ст. 12, 17, 40, 405, 43 ФЗ «О прокуратуре РФ». Согласно ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Статья 12 ФЗ «О прокуратуре РФ» содержит правовые нормы об условиях и порядке назначения на должность Генерального прокурора РФ. В ст. 17 этого же Федерального закона названы полномочия Генерального прокурора по руководству системой прокуратуры РФ, в ст. 405 - его полномочия по назначению на должность и освобождению от должности лиц, осуществляющих деятельность в органах и организациях прокуратуры РФ, в ст. 43 - положения об отставке Генерального прокурора РФ. В перечисленных статьях и в ряде других речь идет о межотраслевом правовом статусе Генерального прокурора РФ, который регулируется нормами конституционного, административного и трудового права5. Кроме того, вопросы правового статуса Генерального прокурора затрагиваются в положениях финансового, гражданского права и права социального обеспечения.

1 Перевалов В. Д. Теория государства и права: учеб. для бакалавров. М., 2012. С. 258.

2 Шобухин В. Ю. Служба в органах и организациях прокуратуры. Екатеринбург, 2015. С. 17.

3 Рос. газ. 1992. 18 февр.

4 СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 173.

5 Подробнее о правовом статусе лиц, замещающих государственные должности, см.: Гильмутдинов В. Р., Петров С. М. Служба на государственных должностях Российской Федерации / под ред. С. М. Петрова. М., 2009.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

По вопросам финансового обеспечения и мер социальной защиты в отношении Генерального прокурора РФ складывается следующая ситуация. В настоящее время в РФ не принят нормативный правовой акт о социальной защите лиц, замещающих государственные должности РФ, и ее финансировании. Отдельные нормативные правовые акты касаются социальной защиты лишь некоторых категорий из числа упомянутых лиц (членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, председателя Счетной палаты РФ, его заместителей и аудиторов и др.). В отношении Генерального прокурора РФ такой специальный нормативный правовой акт отсутствует. Поэтому ответы на интересующие вопросы следует искать в различных источниках.

Так, согласно ч. 3 ст. 422 Налогового кодекса РФ не подлежат обязательному пенсионному страхованию прокуроры. При этом нельзя не согласиться с В. Ю. Шобу-хиным, который считает, что исходя из положений ст. 401 ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор может быть отнесен к числу прокуроров1. Следовательно, на Генерального прокурора РФ распространяются нормы п. 2 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре РФ», согласно которым пенсионное обеспечение прокуроров осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»2 (далее - Закон РФ о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу). К сожалению, в тексте данного Закона о прокурорах ничего не сказано, поэтому требуется незамедлительно внести в него соответствующие изменения.

Несколько иная ситуация складывается с обеспечением Генерального прокурора РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как указано в ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»3 (далее - ФЗ № 255-ФЗ), лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Следовательно, имеют право на пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком и др.

Немного иначе решен вопрос об обеспечении Генерального прокурора РФ в случае его гибели (смерти) или причинения ему телесных повреждений в связи с его служебной деятельностью. Согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»4 (далее - ФЗ № 125-ФЗ) лица, замещающие государственные должности РФ, не подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Не распространяются на Генерального прокурора РФ и положения Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном

1 Шобухин В. Ю. Указ. соч. С. 19.

2 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 328.

3 Рос. газ. 2006. 31 дек.

4 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»1 (далее - ФЗ № 52-ФЗ). Остается сделать вывод о том, что на Генерального прокурора РФ распространяются нормы ст. 45 ФЗ «О прокуратуре РФ» и нормы Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»2 об обязательном государственном личном страховании.

Право Генерального прокурора РФ на медицинскую помощь регламентировано следующим образом. Согласно ст. 42 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»3 особенности организации оказания медицинской помощи лицам, занимающим государственные должности РФ, устанавливаются актами Президента РФ и актами Правительства РФ. Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи указанным лицам осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств обязательного медицинского страхования. В развитие этих положений Президентом РФ принят Указ от 16 марта 2015 г. № 136 «О некоторых вопросах Управления делами Президента Российской Федерации»4. Данным Указом утверждено Положение об особенностях организации оказания медицинской помощи лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной гражданской службы, и иным лицам. Одновременно были внесены изменения в Положение об Управлении делами Президента РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 17 сентября 2008 г. № 13705. Генеральный прокурор РФ включен в число лиц, которым медицинская помощь оказывается медицинскими организациями, подведомственными Управлению делами Президента РФ.

2. Прокурорские работники. Согласно ст. 54 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурорские работники - это прокуроры, а также другие работники органов и организаций прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).

Перечень должностей работников прокуратуры установлен в ст. 14, 15 и 16 ФЗ «О прокуратуре РФ». Речь в них идет о Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах, а также прокуратурах городов и районов, приравненных к ним прокуратурах. В соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 2012 г. № 1563 «О классных чинах прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» и приказом Генпрокуратуры РФ от 10 декабря 2007 г. № 198 «О классных чинах и форменном обмундировании прокурорских работников» к прокурорским работникам относятся: первый заместитель Генерального прокурора РФ; заместители Генерального прокурора РФ; начальники главных управлений Генеральной прокуратуры РФ; советник Генерального прокурора РФ; старший помощник Генерального прокурора РФ; прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа; транспортный прокурор; первый заместитель прокурора; заместитель прокурора

1 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1474.

2 Там же. 1995. № 17. Ст. 1455.

3 Рос. газ. 2011. 23 нояб.

4 Там же. 2015. 23 марта.

5 СЗ РФ. 2008. № 38. Ст. 4277.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

области; заместитель начальника отдела на правах управления; начальник отдела в составе управления; старший прокурор; прокурор города, района, иной территориальной и специализированной прокуратуры, приравненной к прокуратуре города, района; помощник прокурора; старший прокурор; прокурор управления, отдела прокуратуры субъекта РФ, специализированной прокуратуры, приравненной к прокуратуре субъекта РФ; первый заместитель и заместитель прокурора города, района, иной территориальной и специализированной прокуратуры, приравненной к прокуратуре города, района, начальник отдела этих прокуратур; старший помощник прокурора города, района, иной территориальной и специализированной прокуратуры, приравненной к прокуратуре города, района, и др.

В ч.2 ст. 40 ФЗ «О прокуратуре РФ» утверждается, что трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством РФ о труде и законодательством о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре РФ». Кроме того, в соответствии с ч.3 ст. 401 ФЗ «О прокуратуре РФ» лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет (приказом Генпрокуратуры России от 25 марта 2011 г. № 81 утверждена форма трудового договора и соглашения об изменении его условий1).

Однако следует учитывать нормы Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - ФЗ № 58-ФЗ) и Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - ФЗ № 79-ФЗ). Кроме ФЗ «О прокуратуре РФ», на работников прокуратуры распространяется ФЗ № 79-ФЗ, который значительно сузил объем трудоправового воздействия на служебные отношения. В частности, в ст. 73 ФЗ № 79-ФЗ указывается, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим Федеральным законом. Однако п. 2 ст. 40 ФЗ «О прокуратуре РФ» противоречит ст. 73 ФЗ № 79-ФЗ, так как в нем регламентировано, что трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных этим Федеральным законом.

Также надо заметить, что в силу ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе. К этому следует добавить, что исходя из содержания ст. 3 ФЗ № 58-ФЗ служба прокурорских работников относится к федеральной государственной службе иных видов.

Повышенная социальная защита прокурорских работников связана с рядом особенностей их службы. Так, их жизнь и здоровье подвергаются значительной опасности, они испытывают разностороннее противодействие. Кроме того, служба прокурорских работников протекает в условиях режимных ограничений, постоянного

Законность. 2011. № 6.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

пропускного режима и охраны служебных помещений, осуществляется при необходимости в любое, в том числе внеслужебное, время1.

Социальная защита прокурорских работников регулируется следующим образом. Как и Генеральный прокурор РФ, все остальные прокурорские работники не подлежат обязательному пенсионному страхованию (ч. 3 ст. 422 Налогового кодекса РФ) и обеспечиваются пенсиями согласно Закону РФ о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу (п. 2 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Если речь идет об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то согласно ст. 2 ФЗ № 255-ФЗ такому страхованию и обеспечению по страхованию подлежат лица, работающие по трудовым договорам. Поскольку, как уже указывалось, прокуроры проходят службу по трудовому договору, они имеют право на предоставление им пособий по обязательному социальному страхованию.

Что касается обеспечения прокуроров в связи с гибелью (смертью) или причинением им телесных повреждений в ходе их служебной деятельности, то, хотя ФЗ № 125-ФЗ относит физических лиц, выполняющих работу по трудовому договору, к числу застрахованных (п. 1 ст. 5), согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуроры подлежат обязательному государственному личному страхованию.

Медицинская помощь прокурорским работникам оказывается в соответствии с п. 6 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре РФ», в котором указано, что медицинское обеспечение работников и проживающих совместно с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета. В то же время среди лиц, имеющих право на медицинскую помощь по Положению об особенностях организации оказания медицинской помощи лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной гражданской службы, и иным лицам, названы заместители Генерального прокурора РФ, советники Генерального прокурора РФ, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям Генерального прокурора РФ, начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ и их заместители, помощники и помощники по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощники по особым поручениям заместителей Генерального прокурора РФ.

Правовой статус прокуроров оказывает влияние на содержание таких мер их социальной защиты, которые не характерны для других государственных служащих. Речь идет о денежном содержании (п. 1 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре РФ»), праве на дополнительную жилую площадь (п. 4 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре РФ»), внеочередной установке домашнего телефона (п. 5 данной статьи), погребении за счет средств, выделяемых на финансирование органов прокуратуры (п. 2 ст. 45 Закона), и др.

Включение денежного содержания (денежного довольствия) в социальную защиту опирается на ч. 2 ст. 7 Конституции РФ. С этим согласны и специалисты в области права социального обеспечения2.

3. Федеральные государственные гражданские служащие. Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в органах прокуратуры РФ опре-

1 Капинус О. С., Рябцев В. П. Правовое регулирование государственной службы в прокуратуре Российской Федерации: тенденции и перспективы развития // Вестн. Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. № 5. С. 15.

2 Право социального обеспечения России: учеб. для бакалавров / отв. ред. Э. Г. Тучкова. М., 2016. С. 13.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

делен Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»1. К ним относятся:

должности категории «руководитель»: высшая группа должностей - начальник управления, заместитель начальника, руководитель аппарата Генерального прокурора РФ, заместитель руководителя аппарата Генерального прокурора РФ, управляющий делами Генеральной прокуратуры РФ, заместитель управляющего делами Генеральной прокуратуры РФ; главная группа должностей - начальник отдела, заместитель начальника отдела;

должности категории «специалисты»: главная группа должностей - начальник отдела в управлении, заместитель начальника отдела в управлении, референт, ведущий советник, советник; ведущая группа должностей - главный консультант, ведущий консультант, консультант; старшая группа должностей - главный специалист, ведущий специалист, специалист;

должности категории «обеспечивающие специалисты»: главная группа должностей - главный специалист 3-го разряда; ведущая группа должностей - ведущий специалист 1-го, 2-го, 3-го разрядов; старшая группа должностей - старший специалист 1-го, 2-го, 3-го разрядов; младшая группа должностей - специалист 1-го, 2-го разрядов. Все они проходят службу в соответствии со служебным контрактом. Правовой статус государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом № 79-ФЗ. Так, в гл. 3 ФЗ № 79-ФЗ («Правовое положение (статус) гражданского служащего») перечислены основные обязанности (ст. 15), ограничения (ст. 16), запреты (ст. 18), нормы об урегулировании конфликта интересов на гражданской службе (ст. 19), представлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 20). Глава 11 ФЗ № 79-ФЗ посвящена государственным гарантиям на гражданской службе. Среди них - медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения службы, государственное пенсионное обеспечение и др.

К сожалению, ФЗ «О прокуратуре РФ» не содержит положений о правовом статусе гражданских служащих, проходящих государственную службу в прокуратуре. Эти положения имеются в иных федеральных законах и подзаконных актах. Исходя из Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»2 гражданские служащие подлежат обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию, а также обеспечению по этим видам страхования. Данные нормы развиты в других актах. В ст. 2 ФЗ № 125-ФЗ среди лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обеспечению по нему, названы государственные гражданские служащие. Что же касается пенсионного обеспечения гражданских служащих, то оно осуществляется согласно федеральным законам от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»3 и от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»4.

1 СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 118.

2 Там же. 2009. № 30. Ст. 3738.

3 Рос. газ. 2013. 31 дек.; 2014. 15 янв. (прил. 1-4).

4 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

На основании первого из этих законов гражданские служащие получают пенсии по старости и по инвалидности, а на основании второго - пенсии за выслугу лет.

4. Военные прокуроры. Перечень должностей Главной военной прокуратуры установлен в ст. 461 ФЗ «О прокуратуре РФ». Это главный военный прокурор, первый заместитель, заместитель, старший помощник по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощник по особым поручениям, статус которого соответствует статусу заместителей начальников управлений, старший прокурор и прокурор. Лица этой категории имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»1 и обладают правами и социальными гарантиями, установленными федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О прокуратуре РФ». Они имеют воинские звания.

Полномочия военных прокуроров изложены в ст. 47 ФЗ «О прокуратуре РФ», а вопросы материального и социального обеспечения военнослужащих и работников военной прокуратуры - в ст. 49 данного Закона. Речь идет о денежном довольствии военных прокуроров, их пенсионном обеспечении, медицинской помощи, обеспечении жилыми помещениями.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» регулирует такие вопросы, как поступление на военную службу по контракту (ст. 32-35), составы военнослужащих и воинские звания (ст. 46), предельный возраст пребывания на военной службе (ст. 49) и др. В Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»2 содержатся статьи, посвященные гарантиям правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (ст. 3), денежному довольствию (ст. 12), продовольственному и вещевому обеспечению (ст. 14), праву на жилище (ст. 15), праву на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 16), страховым гарантиям и праву на возмещение вреда (ст. 18). Кроме того, в этом Законе имеются положения о должностных обязанностях военнослужащих (ст. 27), ограничениях, запретах и обязанностях, связанных с прохождением военной службы (ст. 271), ответственности военнослужащего (ст. 28).

Более подробно вопросы социальной защиты военнослужащих, в том числе военных прокуроров, регулируются: Законом РФ о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных вы-плат»3, ФЗ № 52-ФЗ и др.

5. Научные и педагогические работники научных и образовательных организаций прокуратуры. Они относятся к прокурорским работникам, так как имеют классные чины.

В соответствии с Указом Президента РФ «О классных чинах прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» и приказом Генпрокуратуры РФ «О классных чинах и форменном обмундировании прокурорских работников» к ним относятся: специалист научного и образовательного учреждения прокуратуры РФ; младший научный сотрудник, главный специалист, ведущий специалист научного и образовательного учреждения прокуратуры РФ; научный сотрудник, преподаватель, ассистент научного и образовательного учреждения прокуратуры РФ; старший научный сотрудник, доцент, старший преподаватель, заместитель

1 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

2 Рос. газ. 1998. 2 июня.

3 СЗ РФ. 2011. № 45. Ст. 6336.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

заведующего лабораторией, заместитель заведующего отделом, заместитель начальника отдела научного и образовательного учреждения прокуратуры РФ; заместитель директора института, заместитель директора института (филиала), ученый секретарь, декан факультета, заведующий кафедрой, заведующий лабораторией, заведующий отделом, начальник отдела, профессор, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник научного и образовательного учреждения прокуратуры РФ; проректор Академии Генеральной прокуратуры РФ; ректор Академии Генеральной прокуратуры РФ. Правовой статус лиц этой категории регулируется ФЗ «О прокуратуре РФ». Следовательно, им предоставляются те же меры социальной защиты, что и прокурорам.

Из сказанного видно, что регулирование службы в органах и организациях прокуратуры в настоящее время осуществляется разными федеральными законами, подзаконными актами, которые иногда противоречат друг другу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсюда можно сделать вывод о необходимости внесения ряда изменений и дополнений в ФЗ «О прокуратуре РФ», а также разработки и принятия федерального закона «О социальной защите лиц, осуществляющих деятельность в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации».

Социальная защита лиц, осуществляющих деятельность в органах и организациях прокуратуры, характеризуется следующими признаками. Во-первых, она охватывает отношения между работниками органов прокуратуры (а в ряде случаев - и (или) членами их семей) с одной стороны и государственным органом - с другой. Во-вторых, социальная защита призвана обеспечить нормальные условия служебной деятельности работников органов и организаций прокуратуры РФ, а также их заинтересованность в службе, компенсацию им повышенных психологических и физических нагрузок, служебных ограничений и неблагоприятных последствий наступления социальных рисков, влекущих за собой необходимость их социальной защиты. В-третьих, она осуществляется за счет специальных финансовых источников. В-четвертых, осуществление социальной защиты производится на основе нормативных правовых актов. В-пятых, ее мерами выступают денежные выплаты, натуральное обеспечение, услуги. Некоторые меры социальной защиты осуществляются вне зависимости от наступления каких-либо социальных рисков, например денежное содержание, вещевое обеспечение, а другие - только при наступлении этих рисков.

На основании изложенного можно дать следующее определение: «Социальная защита лиц, осуществляющих деятельность в органах и организациях прокуратуры, -это система правовых отношений, которые возникают между этими лицами и прокуратурой РФ, а также другими субъектами по поводу предоставления работникам и (или) членам их семей на основе нормативных правовых актов, из средств федерального бюджета и средств обязательного государственного страхования, а также других источников денежных выплат, натурального обеспечения и услуг при наступлении социальных рисков, влекущих необходимость их социальной защиты, а также независимо от их наступления, с целью обеспечения нормальных условий служебной деятельности этих лиц, их заинтересованности в службе, компенсации повышенных психологических и физических нагрузок, служебных ограничений и неблагоприятных последствий наступления социальных рисков.

Вопрос о содержании мер социальной защиты неоднозначно рассматривается специалистами в области права социального обеспечения. Так, Т. К. Миронова утверждает, что социальная защита в самом широком ее понимании осуществляется на государственном и негосударственном уровнях, в разных формах (включая социальное

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

обеспечение), с предоставлением различных видов материальных и нематериальных благ и преимуществ, посредством установления режимов смягчения обременений либо установления мер ответственности (исходя из особой социальной значимости осуществляемых мероприятий). Главный критерий: осуществляемые меры должны быть направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия1. М. Ю. Федорова к системе социальной защиты относит традиционные виды или формы (пенсии, пособия, натуральные услуги), а сверх того - превентивные компоненты организационного или материального характера2.

К мерам социальной защиты лиц, осуществляющих деятельность в органах и организациях прокуратуры, относятся денежные выплаты, натуральное обеспечение и услуги. К числу денежных выплат относятся денежное содержание (ч. 1 ст. 44), пенсии (ч. 2 ст. 44), пособия, компенсации, ежемесячная денежная выплата. К натуральному обеспечению - вещевое обеспечение (ст. 413), продовольственное, лекарственное, жилищное обеспечение (ч. 4 ст. 44). Услуги включают медицинское обеспечение (ч. 6 ст. 44), санаторно-курортное лечение3; обеспечение проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения, а также на железнодорожном, речном, морском, воздушном транспорте (ч. 3 ст. 44); внеочередную установку телефона в жилых помещениях, занимаемых прокурорами (ч. 5 ст. 44); внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, имеющих интернат, летних оздоровительных учреждениях детям4 прокуроров (ч. 5 ст. 44) и т. д.

Библиография

Гильмутдинов В. Р., Петров С. М. Служба на государственных должностях Российской Федерации / под ред. С. М. Петрова. М., 2009.

Капинус О. С., Рябцев В. П. Правовое регулирование государственной службы в прокуратуре Российской Федерации: тенденции и перспективы развития // Вестн. Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. № 5.

Миронова Т. К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008.

О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.

О государственных должностях Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 173.

1 Миронова Т. К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 21-22.

2 Федорова М Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования: моногр. Омск, 2000. С. 35.

3 См., например: Об организации санаторно-курортного лечения в санаториях органов прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры России от 3 декабря 2012 г. № 439 // Законность. 2013. № 2.

4 См., например: Об организации отдыха детей прокуроров и следователей органов прокуратуры Российской Федерации в детских оздоровительных учреждениях: приказ Генпрокуратуры РФ от 10 апреля 2003 г. № 11-10 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. Тула, 2004. Т. 2.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат: Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 45. Ст. 6336.

О некоторых вопросах Управления делами Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 16 марта 2015 г. № 136 // Рос. газ. 2015. 23 марта.

О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей: Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 328.

О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Рос. газ. 1992. 18 февр.

О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 // СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 118.

О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Рос. газ. 1998. 2 июня.

О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3738.

О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ // Рос. газ. 2013. 31 дек.; 2014. 15 янв. (прил. 1-4).

Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1474.

Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ // Рос. газ. 2006. 31 дек.

Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.

Об организации отдыха детей прокуроров и следователей органов прокуратуры Российской Федерации в детских оздоровительных учреждениях: приказ Генпрокуратуры РФ от 10 апреля 2003 г. № 11-10 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. Тула, 2004. Т. 2.

Об организации санаторно-курортного лечения в санаториях органов прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры России от 3 декабря 2012 г. № 439 // Законность. 2013. № 2.

Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Рос. газ. 2011. 23 нояб.

Перевалов В. Д. Теория государства и права: учеб. для бакалавров. М., 2012.

Положение об Управлении делами Президента РФ: утв. Указом Президента РФ от 17 сентября 2008 г. № 1370 // СЗ РФ. 2008. № 38. Ст. 4277.

Право социального обеспечения России: учеб. для бакалавров / отв. ред. Э. Г. Тучкова. М., 2016.

Приказ Генпрокуратуры России от 25 марта 2011 г. № 81 // Законность. 2011. № 6.

Федорова М. Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования: моногр. Омск, 2000.

Шобухин В. Ю. Служба в органах и организациях прокуратуры. Екатеринбург, 2015.

Bibliography

Fedorova M. Yu. Social'noe straxovanie kak organizacionno-pravovaya forma social'noj zashhity nase-leniya: problemy pravovogo regulirovaniya: monogr. Omsk, 2000.

Gil'mutdinov V. R., Petrov S. M. Sluzhba na gosudarstvennyx dolzhnostyax Rossijskoj Federacii / pod red. S. M. Petrova. M., 2009.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Kapinus O. S., Ryabcev V. P. Pravovoe regulirovanie gosudarstvennoj sluzhby v prokurature Rossijskoj Federacii: tendencii i perspektivy razvitiya // Vestn. Akademii General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii. 2010. № 5.

Mironova T. K. Pravo social'nogo obespecheniya i sovremennye tendencii pravovogo regulirovaniya otnoshenij v sfere social'noj zashhity: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2008.

O denezhnom dovol'stvii voennosluzhashhix i predostavlenii im otdel'nyx vyplat: Federal'nyj zakon ot 7 noyabrya 2011 g. № 306-FZ // SZ RF. 2011. № 45. St. 6336.

O gosudarstvennoj zashhite sudej, dolzhnostnyx lic pravooxranitel'nyx i kontroliruyushhix organov: Federal'nyj zakon ot 20 aprelya 1995 g. № 45-FZ // SZ RF. 1995. № 17. St. 1455.

O gosudarstvennom pensionnom obespechenii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 15 dekabrya 2001 g. № 166-FZ // SZ RF. 2001. № 51. St. 4831.

O gosudarstvennyx dolzhnostyax Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 11 yanvarya 1995 g. № 32 // SZ RF. 1995. № 3. St. 173.

O nekotoryx voprosax Upravleniya delami Prezidenta Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 16 marta 2015 g. № 136 // Ros. gaz. 2015. 23 marta.

O pensionnom obespechenii lic, proxodivshix voennuyu sluzhbu, sluzhbu v organax vnutrennix del, Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhbe, organax po kontrolyu za oborotom narkoticheskix sredstv i psixotropnyx veshhestv, uchrezhdeniyax i organax ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, Federal'noj sluzhbe vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii, i ix semej: Zakon RF ot 12 fevralya 1993 g. № 4468-1 // Vedomosti SND RF i VS RF. 1993. № 9. St. 328.

O prokurature Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 17 yanvarya 1992 g. № 2202-1 // Ros. gaz. 1992. 18 fevr.

O Reestre dolzhnostej federal'noj gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby: Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2005 g. № 1574 // SZ RF. 2006. № 1. St. 118.

O statuse voennosluzhashhix: Federal'nyj zakon ot 27 maya 1998 g. № 76-FZ // Ros. gaz. 1998. 2 iyunya.

O straxovyx pensiyax: Federal'nyj zakon ot 28 dekabrya 2013 g. № 400-FZ // Ros. gaz. 2013. 31 dek.; 2014. 15 yanv. (pril. 1-4).

O straxovyx vznosax v Pensionnyj fond Rossijskoj Federacii, Fond social'nogo straxovaniya Rossijskoj Federacii, Federal'nyj fond obyazatel'nogo medicinskogo straxovaniya: Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 2009 g. № 212-FZ // SZ RF. 2009. № 30. St. 3738.

O voinskoj obyazannosti i voennoj sluzhbe: Federal'nyj zakon ot 28 marta 1998 g. № 53-FZ // SZ RF. 1998. № 13. St. 1475.

Ob obyazatel'nom gosudarstvennom straxovanii zhizni i zdorov'ya voennosluzhashhix, grazhdan, prizvannyx na voennye sbory, lic ryadovogo i nachal'stvuyushhego sostava organov vnutrennix del Rossijskoj Federacii, Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby, sotrudnikov uchrezhdenij i organov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, sotrudnikov vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 28 marta 1998 g. № 52-FZ // SZ RF. 1998. № 13. St. 1474.

Ob obyazatel'nom social'nom straxovanii na sluchaj vremennoj netrudosposobnosti i v svyazi s materinstvom: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2006 g. № 255-FZ // Ros. gaz. 2006. 31 dek.

Ob obyazatel'nom social'nom straxovanii ot neschastnyx sluchaev na proizvodstve i professional'nyx zabolevanij: Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 1998 g. № 125-FZ // SZ RF. 1998. № 31. St. 3803.

Ob organizacii otdyxa detej prokurorov i sledovatelej organov prokuratury Rossijskoj Federacii v detskix ozdorovitel'nyx uchrezhdeniyax: prikaz Genprokuratury RF ot 10 aprelya 2003 g. № 11-10 // Sbornik osnovnyx organizacionno-rasporyaditel'nyx dokumentov Genprokuratury RF. Tula, 2004. T. 2.

Ob organizacii sanatorno-kurortnogo lecheniya v sanatoriyax organov prokuratury Rossijskoj Federacii: prikaz Genprokuratury Rossii ot 3 dekabrya 2012 g. № 439 // Zakonnost'. 2013. № 2.

Ob osnovax oxrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 21 noyabrya 2011 g. № 323-FZ // Ros. gaz. 2011. 23 noyab.

Perevalov V. D. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb. dlya bakalavrov. M., 2012.

Polozhenie ob Upravlenii delami Prezidenta RF: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 17 sentyabrya 2008 g. № 1370 // SZ RF. 2008. № 38. St. 4277.

Pravo social'nogo obespecheniya Rossii: ucheb. dlya bakalavrov / otv. red. Eh. G. Tuchkova. M., 2016.

Prikaz Genprokuratury Rossii ot 25 marta 2011 g. № 81 // Zakonnost'. 2011. № 6.

Shobuxin V. Yu. Sluzhba v organax i organizaciyax prokuratury. Ekaterinburg, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.