Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
критическое мышление / эффективное решение проблемы / работа с иноязычным текстом / critical thinking / effective solving of any problem / work with foreign texts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кунбуттаева А.Ш.

В статье раскрывается суть технологии критического мышления и преимущества ее применения на уроках английского языка. Особое внимание уделено технологии «Insert», как одной из эффективных методик в обучении английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кунбуттаева А.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL METHODS OF CRITICAL THINKING TECHNOLOGY AT ENGLISH LESSONS

The article shows the essence of critical thinking technology and the advantages of its using at English lessons. A great attention the author pays to the technology « Insert» as one of the most effective methods in teaching English.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

The scientific heritage No 20 (2018)

43

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Кунбуттаева А.Ш.

старший преподаватель, к.ф.н.

Дагестанский институт развития образования, г.Махачкала

PRACTICAL METHODS OF CRITICAL THINKING TECHNOLOGY AT ENGLISH LESSONS

Kunbuttaeva A.Sh.

the teacher, the candidate of philological sciences Dagestan institute of educational development, Makhachkala

Аннотация

В статье раскрывается суть технологии критического мышления и преимущества ее применения на уроках английского языка. Особое внимание уделено технологии «Insert», как одной из эффективных методик в обучении английскому языку.

Abstract

The article shows the essence of critical thinking technology and the advantages of its using at English lessons. A great attention the author pays to the technology « Insert» as one of the most effective methods in teaching English.

Ключевые слова: критическое мышление, эффективное решение проблемы, работа с иноязычным текстом.

Keywords: critical thinking, effective solving of any problem, work with foreign texts.

Под технологией критического мышления традиционно понимают систему суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять поученные результаты к ситуациям и проблемам. В более узком смысле критическое мышление означает «корректную оценку утверждений», «разумное» рефлексивное мышление, направленное на принятие решения о том, чему доверять и что делать.

Е.О. Божович определяет критическое мышление как способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложное, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные решения.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана американцами Ч. Темплом. Эта технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях, она универсальная, проникающая, "надпредметная", открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач.

В технологии критического мышления обычно выделяют три стадии: стадия вызова, стадия осмысления и стадия рефлексии.

При работе с иноязычным текстом на уроке английского языка для каждой стадии разработан и широко используется банк многообразных приемов, нацеленных на формирование навыков критического мышления. Одним из таких апробированных и целесообразных приемов является техника INSERT, рекомендуемая разработчиками для использования на двух этапах - этапе осмысления и этапе рефлексии. Название INSERT представляет

собой акроним, составленный из первых букв слов, входящих в название приема:

I - interactive (интерактивная) N - noting (размечающая) S - system (система для) E - effective (эффективного) R - reading (чтения и) T - thinking (говорения / думания). На практике техника INSERT представляет собой систему маркировки текста. Учащийся читает текст, делая карандашом условные пометки на полях:

Л - уже известная информация - противоречит имеющимся представлениям

+ интересно и неожиданно ? хочется узнать больше

При чтении текста учащиеся помечают такими значками слова, фразы, предложения и абзацы. Откуда учащийся знает, что выбрать? Их выбор связан с их представлениями о мире, с их жизненным опытом, событиями, важными для них, их ценностями, фактами. Это как увлекательная игра, которая помогает детям систематизировать уже имеющиеся знания и соединить их с новыми. Текст должен быть неизвестным, с событийным сюжетом и неожиданной развязкой.

Перед применением данного приема необходимо вспомнить, что дети знают о предлагаемой проблеме, теме. Можно записать уже имеющиеся у них знания на доске, используя прием «кластер». Чем больше будет исходных сведений, тем богаче будет резервный фонд для изучения нового. Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме, усилится мотивация.

Читая текст, учащиеся не просто формально воспринимают информацию, они пропускают ее через призму субъективно-личностного взгляда с

последующим формированием суждений. Они решают, правдива история или нет; оценивают отдельных героев и событий; предполагают, как бы они поступили в подобной ситуации и т.д.

Используя пометки на полях, учащиеся составляют маркировочную таблицу. Объем материала для таблиц обговаривается заранее. (Это задание делается дома). Записывая ту или иную фразу или предложение в таблицу, учащийся должен подумать, что он может сказать в их защиту, какие доказательства может привести? почему он именно ее отметил? как она связана с ним самим, с его личностью и жизненным опытом?

На стадии рефлексии происходит обсуждение прочитанного, базирующееся на материале составленных таблиц. Надо отметить, что у каждого учащегося свое понимание мира, поэтому не будет одинаковых таблиц. Один выписал фразу в первую колонку. Она ему кажется известной. Другой - так не думал, и выписал ее во вторую колонку. Третьему учащемуся фраза показалась очень интересной, и он выписал ее в третью колонку. А четвертый не понял ее и записал в последнюю колонку. Таким образом, на одну и ту же фразу (предложение) мнения в группе будут разные. Учитель координирует процесс обмена информацией, организует обсуждение каждой графы таблицы.

Для подведения итогов работы, для того, чтобы собрать весь прочитанный, написанный и обсужденный материал, обобщить его и систематизировать, надо дать письменное домашнее задание в конце урока, например, предложить детям написать небольшое эссе. Это не тот вид эссе, который учащиеся пишут на экзамене. В данном случае эссе -это набросок своих мыслей, услышанных фраз, отдельных слов на английском или русском языке. Именно такое эссе может стать основой будущего сочинения.

Давайте попробуем применить данный метод на практике.

1. Introducion

2. Discussion of the theme «What is wealth?»:

- вопросы - ответы (Would you like to have much money? Imagine you have a lot of money. What will you buy? Do you think that rich people have many friends? etc.). СТАДИЯ ВЫЗОВА

- чтение текста, используя прием INSERT. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Читают текст, делая пометки на полях.

- составление маркировочной таблицы и формулирование фраз-доказательств, обсуждение по каждой колонке маркировочной таблицы, пятиминутное эссе «Does money make you happy?».

The scientific heritage No 20 (2018) СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.

Основная цель такого занятия - сподвигнуть учащихся говорить спонтанно (без подготовки), пытаться мыслить на иностранном языке. Другими словами, они должны были говорить не только на темы своих предложений, но и высказывать свое мнение в отношении мыслей, высказанных другими учащимися. Для многих учащихся такая задача представляет серьезную трудность, для некоторых является проблемой, но есть и такие, для кого выполнение задания оказывается порой невозможным. На уроках-дискуссиях создаются благоприятные условия для участия в обсуждении учащегося любого уровня подготовки и способностей. Обсуждение проходит в группах. Внутри групп создаются пары, в которых дети могут помогать друг другу и свободно высказываться. В конце урока нужно подвести итоги, каждый из участников дискуссии в двух словах высказывает свое мнение по данному вопросу.

Прием INSERT очень эффективен, так как: -развивает самооценку и уверенность в себе; -делает уроки более интересными; -развивает чувство ответственности; -дает возможность высказать свое мнение, перенять опыт;

-способствует развертыванию инициативы учащихся;

-учеба происходит в действии при сотрудничестве учащихся с учителем;

-учеба начинается с того уровня, на котором учащиеся находятся;

-помогает проживать и выражать положительные эмоции.

Этот прием безусловно является одним из самых эффективных в обучении чтению и говорению. Он развивает целый комплекс важных умений: рефлексивные умения, поисковые (исследовательские) умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские умения и навыки, общие коммуникативные умения. Этот прием способствует дальнейшему самообразованию учащихся в изучении иностранных языков.

Список литературы

1. Владимирова Л.П. «Интернет на уроках иностранного языка» - ИЯШ №3, 2003 г.

2. Пассов Е.И. «Коммуникативный метод обучения иностранному говорению» - M.: Просвещение, 2009 г..

3. Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка» - ИЯШ № 2,3, 2011г.

4. Полякова Т. Ю. «Английский язык для диалога с компьютером» - М.: Высшая школа, 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.