Научная статья на тему 'Методы визуализации информации при обучении английскому языку'

Методы визуализации информации при обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE TEACHING METHODS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / LEARNER'S MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Елена Викторовна, Титова Ольга Константиновна

Рассматриваются методы визуализации информации, способствующие более эффективному усвоению материала учащимися при изучении английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы визуализации информации при обучении английскому языку»

УДК 372.881.111.1

Е.В. Кравченко, О.К. Титова,

Дальневосточный федеральный университет

Методы визуализации информации при обучении английскому языку

Общие процессы глобализации оказали существенное влияние на реформирование системы образования в России. Это затронуло и структуру системы высшего образования, что проявилось, в частности, в дифференциации уровней профессионального образования.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», в Российской Федерации введены такие уровни высшего образования, как бакалавриат и магистратура [7]. Это нововведение вызвано стремлением отечественной системы образования в большей мере соответствовать мировым стандартам в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных успешно интегрироваться в современное мировое сообщество.

В связи с этим на данный момент одной из основных задач вуза является формирование социокультурной среды, создание условий, необходимых для социализации личности, способной реализовать всю совокупность знаний, умений и опыта. Для достижения этой цели основные образовательные программы по разным направлениям бакалавриата и магистратуры предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения, что будет способствовать формированию профессиональных качеств обучающихся и реализации компетентностного подхода в обучении.

В свете поставленных задач преподаватели успешно используют на практике различные методы, в том числе и методы активного обучения [1, 3, 4, 5, 6]. Согласно А.А. Вербицкому, активное обучение предполагает собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении [2, с. 96].

В процессе изучения иностранных языков, в частности английского, при работе с англоязычными текстами широко при-

Дальневосточный федеральный университет

меняются методы активного обучения, позволяющие визуализировать информацию, получаемую учащимися в процессе чтения этих текстов, например «Инсерт» (INSERT). Эта технология представляет собой интерактивную систему записи для эффективного чтения и размышления, в которой:

I - interactive (интерактивная), N - noting (размечающая), S - system (система), E - effective (эффективного), R - reading (чтения), T - thinking (размышления). В процессе работы с текстом учащиеся расставляют на полях пометки, что желательно делать карандашом. В случае его отсутствия они могут использовать полоску бумаги, которую помеща-

© Кравченко Е.В., Титова О.К., 2015

ЕЛЕНА

ВИКТОРОВНА

КРАВЧЕНКО

кандидат филологических наук, доцент кафедры профессионально ориентированных иностранных языков Восточного института - Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета. Сфера научных интересов: методика преподавания иностранных языков, лингвистика и межкультурная коммуникация, ономастика. Автор 25 публикаций

ОЛЬГА

КОНСТАНТИНОВНА ТИТОВА

кандидат филологических наук, доцент кафедры профессионально ориентированных иностранных языков Восточного института - Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета. Сфера научных интересов: лингвистика и межкультурная коммуникация, линг-вокультурология, методика преподавания иностранных языков. Автор 34 публикаций

Рассматриваются методы визуализации информации, способствующие более эффективному усвоению материала учащимися при изучении английского языка.

Ключевые слова: методы активного обучения, профессиональные компетенции, мотивация обучающегося.

The article deals with a range of visualization methods. These methods promote more efficient

way of learning materials by students in the process of studying English.

Key words: active teaching methods, professional competences, learner's motivation.

ют на полях вдоль текста. Пометки должны быть следующие:

V - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

— - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ - если то, что вы читаете, является для вас новым;

? - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по этому вопросу.

После чтения текста с маркировкой студенты заполняют маркировочную таблицу:

v + - ?

Do you speak

english?

Заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и далее. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Прочитав один раз, учащиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминая, что они знали или предполагали по данной теме раньше. Вследствие этой работы появляется вероятность того, что число значков увеличится. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» делают зримыми процесс накопления информации - путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом этой работы является обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста с учащимися.

Следующим методом, направленным на визуализацию информации, является технология «Фишбоун» (Fishbone).

Слово fishbone дословно переводится как «рыбная кость».

Схема или диаграмма «Фиш-боун» придумана профессором Кауро Исикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей. Этот метод впоследствии был назван в его честь -диаграмма Исикавы.

В учебном процессе этот прием позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально.

Правила построения диаграммы.

- В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над текстом. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние - для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин.

- Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.

Рис. 1. Диаграмма, отражающая причины и возможные последствия современных климатических изменений

Рис. 2. Денотатный граф

В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. «Хвост» может оставаться незаполненным с целью создания условий для более оживленной дискуссии. Важным этапом диаграммы станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер.

- Характер и содержание дальнейшей работы определяет преподаватель: выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

Образец диаграммы, составленной на основе предложенного метода, представлен на рис. 1. Эта диаграмма отражает причины и возможные последствия современных климатических изменений.

Еще одним методом графической работы с информацией, в том числе и с текстами, является денотатный граф.

Денотатный граф (от лат. denoto - «обозначаю») - эффективный способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Правила построения денотат-ного графа следующие.

1. Необходимо выделить ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализировать его существенные признаки, вписать их в верхний прямоугольник.

2. Следует как можно более точно подобрать глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки. Это могут быть самые разнообразные глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение понятия. Их следует вписывать в прямоугольники второго уровня.

3. В прямоугольниках следующего уровня конкретизируется смысл выбранных глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия.

4. Необходимо следить за чередованием имени (именем может быть одно существительное

или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи) и глагола.

5. Обязательно проверять каждый блок информации, включенной в граф, с целью исключения возможных ошибок, несоответствий и противоречий.

Приведем пример.

Используемые приемы: «Дено-татный граф».

Цель: подвести учащихся к пониманию последствий негативного воздействия человека на окружающую среду в результате его необдуманных действий (рис. 2).

Действия преподавателя и учащихся.

I. Преподаватель просит учащихся обозначить ключевыми словами (глаголами) разрушительную для природы деятель-

ность человека, устно или письменно дополняя информацией из личного опыта.

II. Учащиеся читают текст, выделяя в тексте ключевые глаголы, продолжая задание, полученное на первой стадии.

III. Обобщая имеющиеся представления о негативном влиянии человека на окружающую среду, учащиеся составляют денотатный граф.

При изучении иностранных языков предложенные методы представляют собой эффективную мотивационную составляющую в комплексном наборе средств, способствующих решению задач современного высшего образования.

Современные условия способствуют бурному росту объемов информации. Представленные технологии позволяют выработать навыки управления информационными потоками и извлекать необходимую для себя информацию. Они направлены также на развитие у студентов (учащихся) познавательных интересов и формирование компетенции, которые смогут обеспечить конкурентоспособность учащихся в их собственной профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева О.И., Николаева А.И., Леснякова Т.С. Основы критического мышления студентов педагогического колледжа. URL: http://culturel9.narod.ru/page/02/trkm. pdf.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

3. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению. СПб., 2010.

4. Колокольникова З.У., Митросенко С.В., Петрова Т.И.

Технология активных методов обучения в профессиональном образовании. Красноярск, 2007.

5. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов н/Д, 2004.

6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М., 2009.

7. «Об образовании в Российской Федерации». 273-Ф3 от 26 декабря 2012 года. URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165984.

LITERATURA

1. Andreeva O.I., Nikolaeva A.I., Lesnjаkova T.S. Osnovy kriticheskogo myshlenija studentov pedagogicheskogo kolledzha. URL: http://culture19.narod.ru/page/02/trkm. pdf.

2. Verbickii A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshei shkole: kontekstnyi podhod. M., 1991.

3. Zarukina E.V. Aktivnye metody obuchenija: rekomendacii po razrabotke i primeneniyu. SPb., 2010.

4. Kolokol'nikova Z.U., Mitrosenko S.V., Petrova T.I.

Т^Ь^ЬдУа aktivnyh metodov obuchenijа v professional'nom obrazovanii. Krasnojаrsk, 2007.

5. Muhina S.A., Solov'evaA.A. Netradicionnye pedagogicheskie tehnologii v obuchenii. Rostov n/D, 2004.

6. Panfilova A.P. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: Aktivnoe obuchenie. M., 2009.

7. «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federacii». 273-FZ ot 26 dekabj 2012 goda. URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.