14. Микеева О.А. Анализ методологии и направлений исследований современной социальной реальности // Социально-гуманитарные знания. -2009. - № 9. - С. 241.
15. Несмеянов Е.Е., Матяш Т.П. Науки о духе и природе в неклассической философии: критерии различия и проблема статуса // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 3. - С. 16-20.
16. Авдеев Е.А., Бакланов И.С. Информатизация и глобализация: изменения роли знаний в современном обществе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 1. - С. 110-112.
17. Гончаров В.Н. Религия в системе современной культуры // European Social Science Journal. - 2014. - Т. 1, № 1. - С. 14-17.
18. Камалова О.Н. Эстетическое освоение действительности в контексте философских идей Шеллинга // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 1. - С. 67-69.
19. Камалова О.Н. «Созерцание» в философско-культурологических построениях И. Ильина // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2012. - № 6. - С. 29-31.
20. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: Философские основы мировоззрения. В 3 ч. Ч. 1. Введение: Философия и жизнь. -СПб.: Изд-во СПбГУ 1997. - С. 11-14.
21. Бакланов И.С., Душина Т.В., Микеева О.А. Человек этнический: проблема этнической идентичности // Вопросы социальной теории. - 2010. -Т. 4. - С. 396-408.
22. Бакланова О.А., Душина Т.В. Методологические основания современных концепций общественного развития // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2011. - № 2. - С. 152-154.
23. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. Актуальны ли мысли Аристотеля о «хорошем» обществе»? // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2012. - № 3. - С. 11-18.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
© Кречетников К.Г.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Рассматриваются активные методы обучения, рекомендованные к применению в учебном процессе Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток).
* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.
Ключевые слова: аквариум, активное чтение, дебаты, дебрифинг,
делиберация, денотатный граф, диаграмма Исикавы, дискуссия, кейс-
метод.
При обучении в вузе образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы он обеспечивал бы учёт и формирование ценностных ориентаций личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания, основные его идеи, понятия, «ценностные блага», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы [1].
Смена устаревшей педагогической парадигмы предполагает создание новой системы образования, ориентированной на гуманизацию педагогического процесса, которая определяет интерес исследователей к проблеме профессионального взаимодействия и обуславливает требования к построению такого процесса обучения, в котором главный акцент делался бы на развитие у обучающихся профессионально значимых умений, навыков и качеств личности. Именно эта задачи решается широким применением методов активного обучения.
В настоящее время в Дальневосточном федеральном университете рекомендованы к применению в учебном процессе около 30 методов активного обучения. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Аквариум - это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее [2].
Преимущества метода:
- эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени;
- учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков;
- стимулирует участников к практической работе.
Активное чтение - техника целенаправленного поиска ответов на вопросы, поставленные перед началом изучения материала [3].
Алгоритм активного чтения выглядит так:
1. задайте вопросы, которые определяют цель чтения; например, если вы выбираете планшетный компьютер, спросите, какого размера должен быть экран, какими должны быть характеристики и т.п. ;
2. бегло просмотрите текст; обратите внимание на его структуру, сформируйте общее представление о содержании;
3. задайте вопросы, которые помогут лучше понять материал; спросите, что вы уже знаете о предмете, на что вам следует обращать внимание во время чтения;
4. прочитайте текст с маркером и карандашом в руках; рекомендуется записывать любые мысли и вопросы, возникающие во время чтения, прямо на полях; записывайте незнакомые термины;
5. прочитав текст, запишите ответы на вопросы;
6. напишите резюме; не заглядывая в текст, запишите на бумаге основные тезисы прочитанного материала;
7. постарайтесь в ближайшие 12 часов научить хотя бы одного человека тому, чему вы научились благодаря прочитанному; лучше всего учебный материал усваивают учителя и лекторы, обучающие аудиторию.
Дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения [2]. Требуют определенной подготовки от участников и ведущего.
Дебаты формируют:
- умение формировать и отстаивать свою позицию;
- ораторское мастерство и умение вести диалог;
- командный дух и лидерские качества.
Дебаты должны способствовать тщательному анализу различных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость -это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям. Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.
Разновидностью обратной связи для анализа итогов совместной деятельности и определения качества обучения является также технология деб-рифинга. Дебрифинг (англ. debriefing - «выдаивание», в данном случае знаний из участников игрового взаимодействия) - это процесс пересмотра суждений или мнений участников интерактивного обучения, а также обсуждение и сравнение их решения с возможными альтернативами.
Цель дебрифинга - не признать суждения выступающих верными или неверными, а извлечь информацию из анализа игрового занятия, заставить обучаемых подойти к решению проблемы с различных точек зрения и тем самым дать им больше возможностей для выбора действий. Он подразумевает процесс, обратный инструктажу; его специфика - подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором результатов [4].
Делиберация - структурированное обсуждение актуальных вопросов жизни общества [5]. Это целостная педагогическая технология структурированного учебного обсуждения, основанная на работе со специально разработанными текстами в рамках учебного процесса, направленная на развитие культуры ведения диалога в образовательном процессе и в реальной жизни: ведение структурированного обсуждения, без использования дискуссий, дебатов и споров, отрабатывается умение выражать свои мысли и идеи, получать и передавать информацию.
Особые требования к качеству делиберационных текстов:
- тексты специально подготовленные профессиональной группой разработчиков;
- тексты посвящены актуальным вопросам и вызывают интерес;
- в текстах имеются противоречивые сведения из реальной жизни;
- в тестах имеются статистические данные подтверждающие противоположные позиции по освещаемому вопросу;
- тексты особым способом структурированы.
Денотатный граф - (от лат. denoto - обозначаю и греч. - пишу) - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Способ создания денотатного графа [6]:
- выделение ключевого слова или словосочетания;
- чередование имени (сути) и глагола (действия, динамики мысли);
- точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы цели - направлять, обеспечивать, приводить и т.д.; глаголы, процесса достижения результата - достигать, осуществляться; глаголы, предпосылок - основываться, опираться);
- дробление ключевого слова при создании графа на «слова-веточки»;
- соотнесение каждого «слова-веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
Представление учебного материала в денотатных графах принципиально отличается от традиционного - по главам и параграфам. Денотатный граф - лаконично структурированное содержание текста. Графическая форма - иерархия понятий позволяет избежать избыточности информации. В графе отражаются только наиболее существенные понятия, формулируемые предельно точно и ясно. Денотатный граф - разновидность фреймовой модели систематизации знаний. Все денотатные графы сопровождается тезаурусами (словарями). В них интерпретируется смысловое содержание понятий, входящих в состав графа.
Диаграмма Исикавы (рыбий скелет) - инструмент, обеспечивающий системный подход к определению фактических причин возникновения проблем. Автор метода - К. Исикава (Япония), 1952 г. Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины [7].
В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:
- сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
- группировка этих причин по смысловым и причинно--следственным блокам;
- ранжирование их внутри каждого блока;
- анализ получившейся картины, представленной в форме рыбьего скелета, стержень которого (хребет) ведёт к результату, а «большие кости» - главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему; вторичные причины (причины уровня 2) записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим» и т.д.
При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже незначительные, так как цель схемы - отыскать наиболее правильный и эффективный способ решения проблемы. В диаграмму вносится вся необходимая информация: наименования, имена участников, даты и т.д.
Дискуссия (групповая дискуссия) - метод организации совместной коммуникации в интересах интенсивного и продуктивного решения групповой задачи [8]. Диалог и сократические беседы являются разновидностью групповой дискуссии. Как активный метод обучения они применяются при обсуждении сложных теоретических проблем. Основная задача, решаемая данными методами, - это обмен мнениями между слушателями, уточнение и согласование их позиций, выработка единого подхода, к проблеме. Этот метод позволяет успешно закрепить знания, расширить их и сформировать умение вести диалог. Возможна как ориентация на задачу (например, разбор случаев из производственной практики), так и на межличностные отношения (например, метод «конструктивных конфликтов» в психотерапии).
Дискуссия помогает решать следующие задачи:
- обучать участников анализу реальных ситуаций, а также навыку отделять важное от второстепенного и формулировать проблемы;
- прививать умение слушать и взаимодействовать с другими;
- моделировать особо сложные ситуации, когда самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы;
- продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность возможных решений.
Кейс-метод - метод анализа конкретных ситуаций - род дискуссионных методов обучения, основанный на описании индивидом случая из своей повседневной или профессиональной практики, характерного для рассматриваемого явления; научно отредактированное изложение такого же случая, используемое в качестве учебной модели в обучении. Конкретные ситуации (кейсы), как и деловые игры, являются важным средством практического овладения методами управления, убеждают обучающихся опираться в своей деятельности на количественные и качественные оценки, предыдущий опыт и знания [9].
Цели и области применения метода анализа конкретных ситуаций:
- закрепление знаний после теоретического курса;
- отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление обучающихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинаров, в процессе основного курса подготовки);
- отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур);
- экспертиза знаний, полученных обучающимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
Список литературы:
1. Кречетников, К.Г. Ценностные ориентиры информационного общества // Система ценностей современного общества. - 2014. - № 33. - С. 159164. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id= 21214869.
2. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.
3. Что такое активное чтение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://texterra.ru/blog/kak-povysit-effektiYnost-kontent-marketinga-s-pomosh-chyu-tekhniki-aktivnogo-chteniya.html.
4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Дебри-финг [Электронный ресурс] / А.П. Панфилова. - Режим доступа: http://studen-tam.net/content/view/1321/123.
5. Колосова, В. Делиберация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://slideshare.net/veronicakolosova/11-16372499.
6. Денотатный граф // Метод Вики для вожатых. Летний лагерь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://summercamp.ru.
7. Метод «Диаграмма Исикавы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://producm.ru/methods-of-searching-for-new-ideas/methods-of-control/the-method-of-diagram-isikavy.
8. Активные формы социально-психологического обучения. Групповая дискуссия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studd.ru/lib/2/34/11.
9. Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации. Кейс-метод [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech. htm.