Научная статья на тему 'Графические техники визуализации информации как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов (на примере изучения курса «Педагогика»)'

Графические техники визуализации информации как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов (на примере изучения курса «Педагогика») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1708
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / КЛАСТЕР / МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА / ДЕНОТАТНЫЕ ГРАФЫ / "ФИШБОУН" / КОНЦЕПТ-КАРТА / «СИНКВЕЙН» / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ТАБЛИЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балина О.Г.

В статье проанализированы возможности использования графических средств визуализации информации как средства активизации познавательной деятельности студентов на примере изучения курса «Педагогика», раскрыта сущность и дана характеристика таких приемов, как кластеры, ментальные карты, денотатные графы, различные виды таблиц и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Графические техники визуализации информации как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов (на примере изучения курса «Педагогика»)»

ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ПЕДАГОГИКА»)

© Балина О.Г.*

Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

В статье проанализированы возможности использования графических средств визуализации информации как средства активизации познавательной деятельности студентов на примере изучения курса «Педагогика», раскрыта сущность и дана характеристика таких приемов, как кластеры, ментальные карты, денотатные графы, различные виды таблиц и др.

Ключевые слова: методы активного обучения, кластер, ментальная карта, денотатные графы, «фишбоун», концепт-карта, «синквейн», концептуальные и сравнительные таблицы.

Коренные изменения в различных областях государственно-общественного устройства, прежде всего в социально-экономической сфере, происходящие в России в последние десятилетия, привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, в том числе и образования. Стремительно меняются и возрастают требования к уровню развития личности.

В качестве основных задач, стоящих перед высшей школой сегодня, выдвигаются не только подготовка высококлассного профессионала, но и формирование молодого человека, выпускника вуза, имеющего нестандартное, критическое мышление, способного к поиску обоснованных и взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающей действительности.

Современному работодателю сегодня нужна не просто квалификация специалиста как единство знаний и умений, а компетентность как соединение навыков, свойственных каждому индивиду и сочетающих квалификацию с социальным поведением, способностью работать в команде, инициативностью, умением принимать решения и отвечать за их последствия. Формирование такой социально и профессионально активной личности требует не только изменения содержания образования, которое сегодня направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности, но и применения совершенно иных методов и приемов работы.

Адекватным ответом на такие требования со стороны общества и государства стало появление и использование современных образовательных

Доцент кафедры Педагогического и специального образования, к.п.н.

110

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

технологий, позволяющих существенно повысить познавательную активность обучающихся.

В практике высшей школы достаточно успешно используются технологии активного обучения, которые позволяют стимулировать познавательную деятельность студентов, вовлекать каждого участника в мыслительную и поведенческую активность, и направлены на осознание, обогащение и личностное принятие знания. Под методами активного обучения, составляющих суть данных технологий, понимается совокупность педагогических действий, приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие студентов к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности [2].

Применение совокупности методов активного обучения, или методов активизации учебного процесса, обеспечивает высокую степень включенности обучающихся, способствует развитию способности анализировать сложные ситуации, связанные с будущей профессионально-педагогической деятельностью, учит выявлять причины их возникновения, находить способы и средства их разрешения; позволяет активизировать собственную интеллектуальную деятельность, совершенствовать процессы внимания, мышления памяти; способствует формированию навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса; развивает умение аргументировать, четко формулировать и излагать собственную точку зрения.

В литературе представлены четыре группы способов активизации познавательной деятельности: интенсификация, визуализация учебной информации, способы и приемы, направленные на формирование мыслительных умений высокого уровня (анализ, синтез, оценивание), интерактивные приемы.

В практике высшей школы достаточно широко используются такие методы активизации учебно-познавательного процесса, как деловая игра, организационно-деятельностные игры, метод групповой дискуссии, «мозговой штурм», ситуационный анализ (кейс-стади), анализ конкретных ситуаций (АКС), дебрифинг и многие другие [3]. Одни из перечисленных методов позволяют приблизить изучаемые темы к реальной жизни, будущей профессиональной деятельности, обеспечивают формирование умения поиска путей решения возникающих проблем. Другие в значительной степени активизируют деятельность обучающихся в ходе занятия.

Среди многообразия методов активизации познавательной деятельности особо хотелось бы остановиться на способах визуализации учебной информации.

Особенно это важно при изучении таких фундаментальных гуманитарных дисциплин, как педагогика. С одной стороны, эта наука призвана обеспечить базовую основу для изучения других дисциплин профессионального блока, в частности, методик обучения. С другой стороны, из-за значитель-

Современные педагогические технологии

111

ной перегруженности понятиями, терминами, часто смежными, отражающими и обозначающими одни и те же явления, неоднозначности трактовки, многоплановости определений, в целом, излишней «затеоретизированно-сти» материала у студентов, особенно младших курсов, возникают трудности при изучении данного предмета.

Техники визуализации ориентированы на обеспечение более образного, наглядного представления информации. Визуализация - это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального их понимания; придание зримой формы любому объекту, процессу. С помощью таких графических техник можно представить проблему целиком, представить ее структуру. Значительно повышается мотивация, поскольку при помощи графических образов легче воспринимаются знания; это способ развития гибкости, критичности мышления, генерирования новых идей. В литературе также называются следующие преимущества графического представления информации: скорость, надежность, точность восприятия, запоминания и переработки информации, особенно это важно, если речь идет об объектах повышенной сложности.

Особо следует подчеркнуть важность использования подобных методов и приемов для формирования информационной компетентности будущего специалиста в той или иной области. При этом следует отметить, что навыки деятельности, составляющие основу данной компетентности, относятся не только к использованию современных информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта. Интернет), но и к информации, которая содержится в учебных предметах и окружающем мире. При активном применении средств визуализации у студентов совершенствуются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать ее, преобразовывать и сохранять.

В настоящее время существует множество графических техник визуализации информации. Охарактеризуем некоторые их них.

Понятие «кластер» происходит от англ. cluster «гроздь, рой, скопление». Кластер - графический способ, позволяющий представить большой объем информации в структурированном виде, выявить ключевые понятия. По сути, это графическая схема из овалов, в центре которой основная проблема, идея, тема. В овалах следующего уровня - классифицирующие признаки или основания для систематизации, в овалах третьего уровня идет дальнейшая детализация. Кластеры могут сильно ветвиться, поэтому всегда следует остановиться на разумном уровне детализации.

Данный метод универсален, он может использоваться на стадии осмысления для фиксирования новых фрагментов; его можно использовать для систематизации уже имеющейся информации и выявления областей недостающего знания либо после знакомства с новым теоретическим материалом, в конце лекции, или при самостоятельной работе с текстовыми материалами

112

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

при подготовке к семинарам, дискуссиям. В качестве примера использования данной графической схемы в курсе педагогики можно привести опыт составления кластера по теме «Методы обучения».

Построение кластеров воспринимается как креативная деятельность, где возможна реализация собственного видения проблемы, авторской точки зрения, средство самореализации. Составление кластеров возможно как вариант организации индивидуальной, парной или групповой работы, в последнем случае мы можем говорить о возможности формирования информационно-коммуникативной компетенции.

Еще одним удобным инструментом структурирования информации являются ментальные карты (англ. Mind Map, автор Тони Бьюзен) или «интеллект-карты», «карты ума», «когнитивные карты» или «когнитивная сетка». Это способ обучения, построенный на основе записи (так называемая «визуализация мыслей») идей, ассоциаций. Основное понятие или тема обозначаются в центре листа, после изучения информации основная тема соединяется с выделенными понятиями и ключевыми словами, затем по мере более глубокого знакомства с материалом дополняется уточнениями. Целесообразно использовать рисунки для лучшего раскрытия идей, положений. На основное полученной карты организуется обсуждение или дискуссия. Данный прием используется в качестве опоры для упорядочивания мыслительного процесса, развития ассоциативного мышления, решения творческих проблем. На наш взгляд, в курсе «Педагогики» такие карты можно использовать, например, при изучении темы «Система образования РФ» (понятие «система образования» - ступени образования - виды учебных заведений или типы учебных заведений - цели обучения, категории учащихся), «Содержание образования» и др.

Схемы «фишбоун» («рыбьи косточки») были предложены профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммой Ишикава. Ключевое понятие или проблема - это своеобразная «голова» рыбы, «кости скелета» - характерные признаки, причины, проблемы, отражающие все «за» и «против», «хвост» содержит вывод. Данная графическая техника помогает не только структурировать информацию, но и выявить возможные проблемы, причины, а также причинно-следственные связи (отсюда еще одно название «причинно-следственные диаграммы»). Использование схемы «фишбоун» позволяет уточнить проблему, выявить существенные признаки изучаемых явлений. Схемы можно применять на любом этапе занятия, главное, чтобы записи были краткими и отражали суть проблемы, ключевые признаки. Такие схемы можно, например, составлять при знакомстве с темой «Классно-урочная система», «Дистанционное обучение: за и против» и др.

Денотатные графы - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Этот прием хорошо использовать при осмыслении изучаемого материала. Суть данного приема состоит в том, что студент

Современные педагогические технологии

113

выделяет ключевое понятие (существительное). Ниже он подбирает глаголы, отражающие наиболее важные процессы и действия, происходящие с данным понятием. Поскольку денотатный граф - это всегда чередование существительных и глаголов, на следующем уровне необходимо подобрать комментарии к глаголам при помощи существительных и прилагательных. Таким образом, постепенно ключевое понятие дробится на «ветки», появляется возможность его осмысления с разных сторон. Денотатные графы могут быть положительными, в которых отражаются позитивные, эталонные признаки, и отрицательными, раскрывающими своеобразные «антиподы», препятствующие реализации и часто имеющие скрытый характер.

Примером использования указанного метода может служить составление денотатных граф при изучении темы «Технологии работы классного руководителя». Ключевое понятие «классный руководитель», который организует общение детей (изучение межличностных отношений детей; организация малых групп; обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе); обеспечивает индивидуальное воспитательное взаимодействие с ребенком (изучение индивидуальных особенностей воспитанника; включение ребенка в разнообразные формы деятельности с учетом индивидуальных особенностей для обеспечения успешности каждого из детей); организует педагогическое взаимодействие с родителями школьников (изучает социально-культурные и воспитательные возможности семьи; устанавливает личностный контакт с родителями; организует совместную деятельность детей и родителей в условиях школы; обеспечивает педагогическое просвещение родителей; оказывает педагогическую помощь родителям в решении трудных проблем семейного воспитания).

Интересным приемом, который позволяет отразить существующие отношения между ключевыми понятиями, является диаграмма связей или концепт-карта, концептуальная схема (автор Джозеф Новак). Такие карты были разработаны для повышения степени осмысления в процессе обучении, так как хорошо выполненная концепт-карта (концептуальная карта) позволяет явно увидеть «фокус вопроса», в отличие от ментальных карт, имеющих только ветви, расходящиеся от центральной картинки (образа, понятия). Для выявления отношений, связей и их графического отражения целесообразно использовать следующие глаголы или фразы: «требует», «способствует», «вызывает», «причиной является» и т.д.

Следует отметить, что сегодня существует возможность построения перечисленных графических схем с помощью специальных инструментов, доступных в Интернете.

Еще одним приемом, который пришел к нам из американской школы и, как правило, используется для организации обратной связи, является син-квейн («пять строчек»). Автор - Аделаида Крепси. Прием не требует много времени, после выполнения задания или знакомства с новым материалом

114

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

студентам предлагается составить небольшую схему из пяти строк, напоминающую белый стих.

Первая строка - ключевое понятие или тема (существительное); вторая строка - два прилагательных, отражающих наиболее важные признаки понятия; третья строка - три глагола, описывающие наиболее важные процессы, происходящие с данным существительным; четвертая - ключевая фраза, наиболее важная идея; пятая - снова существительное, но уже резюме или синоним к основному, метафора. Например, вот как можно описать понятие «педагогический процесс» при помощи данного приема: 1) педагогический процесс; 2) целенаправленный, единый; 3) обучает, воспитывает, формирует; 4) взаимодействие взрослого и ребенка; 5) система, направленная на развитие всех участников данного процесса.

Кроме графических схем при изучении текстового материала целесообразно использовать различные виды таблиц. Наиболее известными являются концептуальные и сравнительные таблицы.

Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявлении наиболее существенных признаков изучаемых явлений, событий и особенно полезны при необходимости сравнений трех и более аспектов. При построении таблицы по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, по вертикали - различные свойства, признаки, по которым это сравнение происходит. Такая таблица представляет собой основу, матрицу, с помощь которой можно провести четкий сравнительный анализ (при необходимости более детального рассмотрения каждого из изучаемый явлений) или комплексную оценку (если рассматриваемые объекты, процессы являются частью одной системы) [1]. В курсе «Педагогика» такие концептуальные таблицы можно использовать, например, при изучении темы «Современные образовательные технологии» (в качестве названия граф можно предложить следующие заголовки: «Название технологии», «Уровень применения», «Цели», «Преобладающие методы», «Особенности содержания и методики»).

Сравнительные таблицы используются в обучении очень давно, но не теряют своей актуальности и в современных реалиях. Они предназначены для сравнения процессов или явлений и позволяют лучше структурировать и систематизировать материал, при этом дают возможность описать и изучить большое количество информации. Иногда в литературе такие таблицы еще называют «сводными» (описаны Дж. Беллансом). При этом преподавателю можно, используя технологии развития критического мышления, предложить студентам самим определить и сформулировать признаки, или так называемые «линии сравнения», по которым сравниваются различные явления или процессы.

Сравнительные таблицы широко используются при изучении такого раздела, как «История образования и педагогической мысли».

Современные педагогические технологии

115

При работе с информационным текстом можно использовать такой интересный прием как составление «таблицы-синтез» (О.И. Загашев), содержащей графы «Ключевые слова», «Толкование», «Выписка из текста» или «Пояснение» [4]. По нашему мнению, его можно использовать как своеобразный вариант понятийного словаря при изучении учебного курса.

Если есть необходимость актуализировать уже имеющиеся знания по теме, расширить их и систематизировать, можно воспользоваться вариантом таблицы «знаю - хочу знать - узнал» - так называемая «таблица-ЗХУ» (Донна Огл) [4]. Обучающимся необходимо вспомнить, что известно по данному вопросу, записать эти сведения в первой графе с указанием источников информации; поставить вопросы к теме до ее изучения, записать во второй графе; после знакомства с материалом отразить ответы в третьей графе. Этот прием можно использовать и в самом начале занятия как средство мотивации и актуализации знаний, и на этапе рефлексии.

Важно отметить, что описанные приемы и способы визуализации информации, позволяющие систематизировать и структурировать изучаемый учебный материал, хорошо вписываются в традиционную лекционно-семинарскую форму занятий и в то же время позволяют в значительной степени обеспечить активизацию учебной деятельности студентов в ходе занятия. Конечно, не стоит забывать и о важности презентации выполненной работы, что также будет способствовать формированию значимых общекультурных и профессиональных компетенций будущего педагога.

В целом, использование разнообразных техник графического представления информации способствует развитию ассоциативного мышления, воображения студентов, индивидуализирует обучение. Однако следует помнить, что применение разнообразных способов, методов, приемов, даже таких значимых и эффективных, - это не самоцель. Важен результат. Поэтому в процессе обучения в вузе целесообразно разумно сочетать традиционные и инновационные методы и использовать их сильные стороны в зависимости от стоящих образовательных задач и ситуаций.

Список литературы:

1. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М.Б. Лебедева, С.В. Агапонов, М.А. Горюнова, А.Н. Костиков, Н.А. Костикова, Л.Н. Никитина, И.И. Соколова, Е.Б. Степаненко, В.Е. Фрадкин, О.Н. Шилова / Под общ ред. М.Б.Лебедевой. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 336 с.

2. Коджаспирова ГМ. Педагогика [Текст]: учебник / Г.М. Коджаспирова. -М.: КНОРУС, 2010. - 744 с.

3. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие [Текст] / Ф.П. Панфилова - СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. - 536 с.

116

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

4. Экгауз Е.Я., Цылова Е.Г. Таблицы как современные инструменты визуального представления и записи информации [Электронный ресурс] // Материалы XI международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе». - Режим доступа: http:Elar.urfu.ru> bitstream>notv-2014-199.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Ганиева А.Р.* *, Хасанова О.В.*

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Статья посвящена проблеме использования здоровьесберегающих технологий в 1-4 классах средней общеобразовательной школы. Дан анализ практическому опыту применения пальчиковых игр и физкультурных минут на уроках английского языка. Сделан вывод об их влиянии на развитие речевых способностей младших школьников на иностранном языке.

Ключевые слова здоровьесберегающие технологии, пальчиковая гимнастика, физкультурные минуты, говорение, иностранные языки.

Российская система образования отдаёт приоритет укреплению и сохранению здоровья детей. Об этом свидетельствуют положения Федерального Закона об образовании в Российской Федерации, в которых излагаются принципы, определяющие государственную политику в сфере образования. Высокие темпы информатизации общества и специфические условия жизни современных городов приводят к противоречию между психо-физиологическими особенностями и возможностями учащихся и постоянно возрастающими информационными нагрузками в процессе обучения. Эта тенденция обуславливает необходимость уделять повышенное внимание состоянию здоровья младших школьников, требуя качественных изменений в педагогическом процессе.

Данные психологов, педагогов и методистов показывают, что английский язык является одним из самых сложных предметов школьного цикла, так как набирает 10 баллов по 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности, фактически занимая второе место после

* Студент 3 курса.

* Доцент кафедры Г ерманской филологии Отделения русской и зарубежной филологии Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.