Серия: психология и педагогика
67
Югова В.П.,
учитель французского языка МАОУ «СОШ № 127», г. Пермь
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Мы живем в динамично изменяющемся мире и трудно предсказать, какие профессиональные задачи будут решать сегодняшние школьники, и какие технологии им предстоит использовать в будущем. Современный ученик находится в таких условиях, когда из огромного потока учебной информации приходится выбирать необходимое, систематизировать информацию, выделять главное и второстепенное. На уроках практически каждый педагог учит детей обращаться с информацией: искать ее, обрабатывать, представлять. Безусловно, что использование разнообразных приемов визуализации информации будет способствовать более успешному и эффективному усвоению учебного материала.
По классификации Г.К. Селевко [3], технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей относится к группе педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Суть технологии визуализации состоит в использовании в учебном процессе визуальных моделей, а также в научении учеников рациональным приемам сжатия информации и ее графического представления.
Исследователи выделяют 3 этапа процесса восприятия и переработки учебной информации:
- анализ структуры информации;
- создание новых образов;
- поисковая деятельность.
Специалисты выделяют понятие «учебного элемента», представляющее собой логически законченную часть информации, подлежащей усвоению. В зависимости от содержания учебной информации в качестве учебного элемента могут быть: понятие, факт, явление, процесс, способ действия, характеристика объекта, вывод или следствие.
В литературе выделяют следующие способы графического представления информации:
- схема «фишбоун» (т.е. «рыбий скелет» (понятие ввел Кауро Ишикава); в голове скелета располагается проблема, на верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних - факты, подтверждающие наличие причин);
- денотатные графы (выделение ключевого понятия, от которого следуют ответвления, раскрывающие данное понятие; в графе чередуются глаголы и существительные);
- кластеры (от англ. рой, скопление; в центральном овале представлено основное понятие, в дополнительных - слова, раскрывающие смысл ключевого);
- ментальные карты (разработка Тони Бьюзена, известного писателя и психолога; карты позволяют «застенографировать» мысли, идеи, которые приходят в голову при размышлении над проблемой, а также позволяют оформить информацию так, что мозг ее легко воспримет).
Эти, так называемые, «визуальные организаторы» позволяют графически представить мыслительные процессы, способствуют пониманию темы.
Проявив интерес к данной теории, мы решили использовать ее на уроках французского языка в 5 классе. Учебный материал 5 класса достаточно сложен и разительно отличается от учебника 4 класса. В учебнике «Le français en perspective» (Кулигина А.) содержится много страноведческой информации, тексты для чтения объемны. По окончании изучения каждой
темы обучающиеся должны составить развернутое монологическое высказывание, опорой для которого могли бы послужить вышеуказанные способы представления информации. На уроках нами использовались денотатные графы, кластеры и ментальные карты. Естественно, что на первых порах ученики составляли схемы с помощью учителя. Приведем пример схемы в виде кластера, которую мы составили по теме «Le repas» (рис. 1).
Данный кластер является моделью темы «Le repas», что позволяет увидеть тему целиком. Кластер - не просто рисунок. При использовании данного способа ученики выдвигали гипотезы, классифицировали, моделировали, формулировали выводы, и, таким образом, овладевали познавательными учебными действиями. Учащиеся выражали свои мысли, эффективно работали в группе, то есть овладевали коммуникативными учебными действиями.
Изучая тему «Le système scolaire en France», мы использовали денотатный граф в качестве способа представления темы (рис. 2).
Такая схема позволила ученикам выявить ключевые слова по теме. Представление информации учащимися в виде такой схемы способствовало ее творческой переработке, поэтому обеспечило усвоение информации на уровне понимания. Такой вид работы заинтересовал учащихся, и можно с уверенностью сказать, что использование данного визуального организатора позволяет сузить круг репродуктивной деятельности обучающихся. Практика показала, что денотатный граф поддерживает познавательную деятельность, способствует запоминанию информации, а также позволяет установить связи между объектами.
Серия: психология и педагогика
69
Рис. 2. Денотатный граф на тему «Le système scolaire en France»
Изучая тему «Семья», мы использовали ментальную карту, так как данная тема предполагает достаточно свободное высказывание, не имеющее строгих рамок. Использование данного приема также способствует развитию творческого мышления, позволяет обучающимся находить нестандартные решения, развивает инициативу. Каждый ученик включается в три вида речевой деятельности (думаю, пишу, проговариваю), что обеспечивает внутреннюю обработку информации. Ментальную карту можно рисовать от руки, так как данный способ позволяет «стенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове при размышлении над какой-либо темой.
В сети Интернет существует огромное количество сервисов, на которых в режиме онлайн можно создавать схемы, диаграммы, ментальные карты.
Для создания ментальной карты по теме «Семья» нами использовался ресурс www.cacoo.com. Для работы с сайтом необходимо зарегистрироваться, дождаться подтверждения регистрации по электронной почте, а затем уже работать на сайте. При этом можно копировать свои диаграммы, делиться ими в сети с друзьями. Ученики, несомненно, оценят такой тип работы. Работая на сайте, мы создали следующую карту (рис. 3).
Рис. 3. Ментальная карта по теме «Семья»
Использование вышеперечисленных способов в практике показало, что все обучающиеся справились с монологическим высказыванием по изученным темам. Можно с уверенностью сказать, что материал был усвоен на уровне понимания и осмысления, что способствовало развитию учебно-познавательной мотивации и активности учащихся. В своей последующей работе мы решили использовать шире данные способы визуализации информации, а также научить школьников самостоятельному применению визуальных организаторов на практике.
Литература
1. Неудахина Н.А. О возможностях практического внедрения технологии визуализации учебной информации в вузе // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - Вып. 2 (78). - С. 35-38.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.