Научная статья на тему 'Роль визуализации учебной информации в повышении квалификации педагогов'

Роль визуализации учебной информации в повышении квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЙ (ВИЗУАЛЬНЫЙ) ОРГАНАЙЗЕР / ГРАФИКАЛЫқ (ВИЗУАЛДЫ) ОРГАНАЙЗЕР / GRAPHIC (VISUAL) ORGANIZER / РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ / WORK WITH INFORMATION / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / MIND MAP / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / АқПАРАТПЕН ЖұМЫС АқПАРАТТЫқ ЦүЗЫРЕТТіЛіК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мансурова В.Х.

В статье дается определение графического (визуального) органайзера как средства обучения. Описываются основные типы графических органайзеров: причин и следствий, сравнения и сопоставления, иерархические, концептуальные. Раскрываются основные задачи, решаемые в образовательном процессе на курсах повышения квалификации посредством стратегии визуальных органайзеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль визуализации учебной информации в повышении квалификации педагогов»

Вестник «Op.;iey»-kst

О

В.Х. Мансурова,

главный специалист ФАО

НЦПК « врлеу» ИПК ПР

по Костанайской области

He2i32i свздер: графикалъщ (визуалды) органайзер, интеллект-карт а, ацпаратпен ж) мыс ацпаратт ыц цузыретт Шк

Ключевые слова: графический (визуальный) органайзер, работа с информацией, интеллект-карта, информационная компетентност ъ.

Keywords: graphic (visual) organizer, Mind map, information competence, work with information.

РОЛЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Ацдатпа

Макал ад а оку куралы ретшде графикальщ (визуалды) органайзердщ аньщтамасы бершедк Графикальщ орга-найзерлердщ непзп турлер1 синаптталады: себептер мен салдарлар, салыстырулар, мен салгастырулар, сатылы, тужырымдамалык жэне деректерд1 керсету. Визуалды органайзерлердщ стратегиялары аркылы бшктшкп арт-тыру курстарында бшм беру урд'сшде шеиилетш непзп мэселелер ашылады.

Аннотация

В статье дается определение графического (визуального) органайзера как средства обучения. Описываются основные типы графических органайзеров: причин и следствий, сравнения и сопоставления, иерархические, концептуальные. Раскрываются основные задачи, решаемые в образовательном процессе на курсах повышения квалификации посредством стратегии визуальных органайзеров.

Annotation

In the article definition of graphic (visual) organizer as learning tool is given. Primary categories of graphic organizers (Cause and Effect, compare/contrast, hierarchical, conceptual) are described. Key purposes for using graphic organizers strategy in educational process at the courses for professional development are revealed.

Графические органайзеры являются инструментами, которые помогают вашему мозгу думать.

Ку1епе Бирс 5

X <

«Все больше появляется сторонников того, что уче- й никам для того чтобы быть успешными, необходимы как < знания, так и навыки. Это требует от учащихся перехода Й от запоминания информации к ее осознанию, понима- 2 нию и применению этих знаний в различных контекстах. ^ Именно подобное применение знаний позволит уча- 5 щимся приобрести широкий круг компетенций, кото- ^ рые теперь часто называют навыками двадцать первого ^ века» [1, с. 601.

о;

Постоянно растущий объем информации и ее обновление приводит к основным проблемам в организации ц и структурировании учебного материала, который явля- ~ ется основой содержания образования. Разнородность и

ш

Вестник «Орлеу»-!^

взаимосвязь ее элементов усложняет организацию единого учебного процесса. Информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся, она структурирует процесс обучения через его компоненты - деятельность учителя и деятельность ученика. Поэтому, учителю необходимо развивать у учащихся навыки и эффективные приемы работы с информацией, разные способы восприятия и обработки учебного содержания. Одним из таких навыков является умение визуализировать информацию. Этот прием позволяет активизировать мыслительную и познавательную деятельность ученика и подготовить его в когнитивном и деятельностном плане.

На своих занятиях со слушателями курсов повышения квалификации автор систематически использует задания на осмысление, переработку и структуризацию информации с помощью ее визуализации. Инструменты визуальной коммуникации, которые используют наглядные средства выражения содержания, называются графическими (визуальными) органайзерами. Графические органайзеры - это все, что каким-то образом помогает организовать информацию на листе бумаги (или экране компьютера), чтобы улучшить ее запоминание, усвоение, анализ или применение. Опыт использования визуальных средств на курсах повышения квалификации и отражается в данной ста-к; тье. Тему занятия, предполагающая исполь-I зование новой для слушателя информации, 22 целесообразно изучать и закреплять через ? практические задания, реализуя графические приемы и стратегии, возможно (но не ^ обязательно) делать это с помощью средств ? ИКТ. В процессе визуализации информации - педагог вдумывается, осмысляет, пропуска-§ ет информацию через себя, представляя ее в ш визуально-концептуальном ключе. Получен- ные технологические навыки помогают учи-£ телю внедрять современные методики для 0 обеспечения качества учебно-воспитатель-~ ного процесса, готовят его к поиску, изучению и освоению новых техник и способов.

В результате учитель учится разрабатывать инструменты оценки деятельности школьников по визуализации учебной информации.

У школьников задания на визуализацию какой-либо информации развивают познавательную деятельность, навыки самостоятельной работы, поддерживают механизмы памяти, упрощая процесс запоминания, осмысления и обобщения информации, но при этом, развивая у них навыки мышления высокого уровня. Учащиеся овладевают способами поиска, подтверждения, систематизации и аргументации информации, нахождения межпредметных связей. Графическое представление информации способствует развитию умения работать с текстом, т.к. позволяет учиться формулировать главную мысль, выделять ключевые слова, делить текст на структурные части, сворачивать информацию в виде вторичных источников (план, алгоритм, таблица, схема), разворачивать ее («читать» формулы, уравнения), перекодировать из визуальной в словесную и наоборот.

Умения, которые приобретаются учениками, в процессе графического представления информации, необходимы будут ему в течении всей образовательной деятельности, так как способствуют развитию навыка представления информации в логичной взаимосвязи.

Существует большое множество графических техник (визуальных органайзеров), которые помогают решать те или иные образовательные задачи. Они применяются в качестве дидактических средств, выполняющих наглядные, коммуникативные и когнитивные функции, но и также для планирования, образовательных проектов, решения проблем, принятия решений, при исследованиях для поддержки работы учащихся [2, с. 209].

В зависимости от цели, которое преследует выполнение задания, на занятиях используется соответствующий органайзер.

Для выявления причинно-следственных

Весгннк «Ор.1еу»-к81

О

связей при описании многофакторных явлений или событий используются органайзеры «Рыбий скелет», «Цепи», «Эффекты», «Елочка. Причины и эффект». Они позволяют учителю определить, понять и запомнить события и последствия. Задание формулируется с помощью вопросов: «Какие факторы вызвали событие X?», «Есть ли связь между различными факторами?», «Различны ли факторы, вызвавшие событие X, и факторы, определяющие его существование?» [3]. Например, если данный органайзер использовать при объяснении темы «Критериальное оценивание»: слушатели заполняют ресурс «Причины и эффект», отвечая на вопросы «Какие предпосылки были для внедрения КО», «Какие следствия ожидаются после внедрения КО».

Для демонстрации сходств и различий между двумя или более объектами используются органайзер сравнения и сличения. Например, чтобы показать возможную логическую взаимосвязь между множествами, можно применить «диаграмму Венна», матрицу сравнений/сопоставлений, а для изучения вопроса с двух сторон (аргументы «за» и «против», преимущества и недостатки, факты и мнения) - Т-диаграмму или «Квадрант» (демонстрирует взаимосвязь между двумя наборами понятий). Ключевые вопросы: «Что или кто сравниваются?», «Каковы сходства и различия?». Органайзер «Диаграмма Венна» можно применить при подведении итогов занятий по критериальному оцениванию, когда слушатели должны показать сходства и различия заданий формативного и суммативного оценивания.

Для описания исторической или биографической последовательности событий, действий основных персонажей или описаний этапов степени выраженности качества предмета, для ранжирования по степеням значимости применяют визуализации «Градуировка», «Классификация 9 ромбов», «Цепочка событий», «Цикл» (в случае цикличности мероприятий). Ключевые вопросы: «Что оценивается?», «Каковы граничные точки?»,

«С чего все началось?», «Что было на следующих этапах?», «Связаны ли события между собой?», «Чем все закончилось?», для циклических визуализаторов «Каковы основные узлы цикла?», «Как они взаимодействуют?», «Как происходит возвращение к исходному состоянию?».

Построение денотатных графов и диаграмм связи (визуализации «Паучья сеть», «Ментальная карта», «Причинная карта» и другие) требует более глубокого аналитического размышления. Эти органайзеры помогают выявлять логические связи между основной идей и различными факторами влияния, причинность и поэтапное ветвление. Ключевые вопросы: «Какая категория рассматривается?», «Каковы подкатегории, как они взаимосвязаны?», «Каковы характеристики главной мысли?», «Каковы функции описываемого предмета?».

Хочу поделиться опытом проведения занятий по обучению создания интеллект-карт. Их изучение автор начинает с правил по составлению концепт-карты (по Т. Бьюзе-ну), изучению примеров. Затем слушатели пробуют разрабатывать свои карты, работая в группах по 4 человека по разным темам. Если аудитория представлена учителями разных предметов, лучше выбрать темы педагогического профиля, близкие к теме самого прослушиваемого курса.

Например, ниже рассмотрен пример создания ментальной карты по теме «Мето- а; ды педагогического исследования». Группу х нужно обеспечить также фломастерами и т бумажным вариантом конспекта по теме (это ~ может быть статья или небольшая книга). 8з Возможно, это будет не изучение материала, ^ а осмысление пройденных, на более ранних £ занятиях тем, тогда слушатели работают без § литературы (метод «мозгового штурма»), § Обязательно каждая группа представляет ш свою карту с целью обозначения особенно- — стей использования элементов, значков, ри- 5 сунков, цветов, линий, что способствует еще ^ более творческому подходу в составлении н ментальной карты. После проработки все-

Вестник «Орлеуи-kst

го материала наступает самый творческий этап: выделение цветом, толщиной, размером. Ветки разделов разного цвета, сначала они толще (как бы выделяя главное), а на подробностях становятся тоньше. Очень хорошо способствует запоминанию и мышлению изображения значков или рисунков. Например: метод «научное наблюдение» пометили изображением бинокля, особенность «объективность» - изображением весов. Здесь нужно использовать изображения не самого параметра (это не всегда возможно, особенно на научных понятиях и определениях), а изображения-ассоциации, например «закрытые и открытые анкеты» изобразить рисунком полуоткрытой двери. Основной принцип при оформлении карты - использовать любые способы выделения, запоминания связей и классификаций.

После занятия со слушателями необходимо обсудить возможности использования карт на уроках, обозначить технологии, которые сопровождаются интеллект-картами и проблемы, с которыми можно столкнуться при обучении детей данному приему визуализации мышления. Так как разработка ментальной карты занимает немало времени (в рамках урока), обычно ею занимаются на итоговых занятиях или используют в проектной, исследовательской деятельности. В старших классах, с сознательными учениками интеллект-карту можно приспособить в; и для контроля усвоенных знаний, предло-

1 жив им выделить желтым, зеленым и крас-<

с: ным цветом частично усвоенные, полностью

^ усвоенные и неусвоенные понятия соответ-

5а ственно. После такой работы обязательно

^ надо проанализировать работу учеников

~ совместно. Создание ментальной карты -

- творческий и сложный процесс, которому

§ надо учиться, преодолевая проблемы. Но ре-х

ш зультат стоит того, так как сопровождается

- процессами активного мышления и запоми-

2 нания, повышая эффективность обучения в о.

О ш Н

несколько раз [4, с. 22].

Таким образом, практика доказывает це-лессообразность использования графических органайзеров для решения задач обучения при повышении квалификации педагогов [5, с. 33]. Особенно это актуально при переходе к обновленному содержанию образования, в котором важное значение придается привитию учащимся навыков критического мышления, научно-исследовательских, коммуникативных, способности решать проблемы и творчески применять знания, работать в группе [1, с.60].

ЛИТЕРАТУРА

1. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предмету «Физика». Руководство для учителя. [Текст] Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016 . - 106 с.

2. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предмету «Физика». Раздаточные материалы для учителя. [Текст] Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016 . - 259 с.

3. Как графические органайзеры помогают организовать себя и свою учебу? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// masam.by/graficheskie-organajjzery/. (доступ 1.02.2017).

4. Мансурова, В.Х. Формирование ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации учителей через использование ментальных карт[Текст]/В.Х. Мансурова.// Менеджмент в образовании. - 2016. -№3 (82). - С.22-26.

5. Заречная, О.П. Визуальные организаторы информации как инструменты развития мышления [Текст]/ О.П. Заречная //Менеджмент в образовании, - 2015. - №4 (79). - С.30 - 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.