Алимходжаева Н.Т.,
доцент кафедры «Биологической,
биоанорганической и биоорганической химии»
Ташкентского педиатрического медицинского
института;
Сулейманова Г.Г.,
ассистент кафедры «Биологической,
биоанорганической и биоорганической химии»
Ташкентского педиатрического медицинского
института;
Икрамова З.А.,
ассистент кафедры «Биологической, биоанорганической и биоорганической химии» Ташкентского педиатрического медицинского института
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «МЕДИЦИНСКАЯ ХИМИЯ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКИХ ОРГАНАЙЗЕРОВ
АЛИМХОДЖАЕВА Н.Т., СУЛЕЙМАНОВА Г.Г., ИКРАМОВА З.А. «ТИББИЙ КИМЁ» ФАНИНИ УК.ИТИШДА ГРАФИК ОРГАНАЙЗЕРЛАРНИ К.УЛЛАШДАГИ УЗИГА ХОСЛИКЛАР
Маколада замонавий таълимда педагогик технологиянинг урни, талабаларнинг аналитик ва ижодий фикрлашини ривожлантиришда график органайзерлардан фойдаланиш йуналишлари курсатиб утилган. Маколада «Тиббий кимё» фанини тулик узлаштириш х,амда утилган мавзу-ни мустах,камлаш учун «Нима учун?», «Балик скелети», «Кандай?» график органайзерларининг кулланиши келтирилган.
Таянч суз ва тушунчалар: таълим технологияси, тизимли фикрлаш, ижодий фикрлаш, аналитик ахборот, график органайзер.
АЛИМХОДЖАЕВА Н.Т., СУЛЕЙМАНОВА Г.Г., ИКРАМОВА З.А. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «МЕДИЦИНСКАЯ ХИМИЯ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКИХ ОРГАНАЙЗЕРОВ
Для развития творческого и аналитического мышления студентов, а также для закрепления пройденной темы на лабораторно-практических занятиях, необходимо применять современные педагогические технологии. В статье рассматривается применение графических органайзеров «Пять почему?», «Скелет рыбы», «Как?» при обучении предмету «Медицинская химия».
Ключевые слова и понятия: технология обучения, системное мышление, творческое мышление, аналитическая информация, графический органайзер.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10
ALIMHODJAEVA N.T., SULEYMANOVA G.G., IKRAMOVA Z.A. FEATURES OF STUDYING THE SUBJECT «MEDICAL CHEMISTRY» IMPLEMENTING GRAPHIC ORGANIZER
For the development of creative and analytical thinking of students, as well to secure the threads passed to laboratory-practical traininges implementation of modern educational technology provides good results. The article discusses application graphic organizers, «Five whys?», «Fishbone», «How?» in the study course of «Medical Chemistry».
Keywords: technology training, system thinking, creative thinking, analytical information, a graphic organizer.
В современном образовании наиболее важное значение имеет выбор методов и технологий преподавания предмета. В настоящее время в системе образования невозможно достигнуть существенных результатов без применения новейших технологий преподавания.
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Технология обучения - это процесс реализации содержания обучения, обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей. Введение новой технологии обучения ведет к изменению не только самой деятельности, но и вызывает существенную перестройку целевых установок, системы конкретных знаний, необходимых для ее реализации1.
Технология обучения определяется как совокупность действий по отбору и определению порядка и последовательности использования дидактических средств, организации форм и методов обучения. Педагогические технологии планируются с учетом того, чтобы они могли бы быть воспроизведены любым педагогом и обеспечить достижение намеченных результатов всеми обучаемыми.
В прогрессивном технологическом подходе к образовательному процессу выделяются:
• постановка целей и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результатов;
1 Тожиев М., Толипов У.К,., Сейтхалилов Э.А., Зиёму-хамедов В.Б. Педагогик технология: замонавий илмий-назарий асоси. - Т., 2008. -184 -б.
• профилирование содержания;
• обеспечение материалами и организация всего хода учебно-воспитательного процесса в соответствии с учебными целями;
• оценка текущих результатов;
• коррекция компонентов учебного процесса, направленная на достижение целей;
• заключительная оценка результатов.
Для максимально полного усвоения предмета «Медицинская химия», закрепления пройденного материала, а также для развития системного, творческого и аналитического мышления на лабораторно-практических занятиях используются средства наглядного представления аналитической информации -графические органайзеры. Их можно использовать для отработки и закрепления теоретического содержания, для контроля его освоения. Наиболее часто на лабораторно - практических занятиях используются следующие органайзеры: схема «Пять почему?», «Рыбий скелет».
Метод «Пять почему?»
Метод 5 Whys («Пять почему») придумал человек по имени Сакити Тоёта, 1930- основатель компании Toyota. Придумал он ее для простой, но чрезвычайно важной вещи - выявления корня проблемы. Считается, что если сформулировать проблему и задать 5 раз вопрос «почему?» обязательно найдется ее корневая причина.
Суть метода
«Пять почему?» - эффективный инструмент, использующий вопросы для изучения причинно-следственных связей, лежащих в
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10
основе конкретной проблемы, определения причинных факторов и выявления первопричины. Рассматривая логику в направлении пять почему?», мы постепенно раскрываем всю цепь последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему.
План действий
1. Определить конкретную проблему, которую необходимо решить.
2. Прийти к согласию относительно формулировки рассматриваемой проблемы.
3. При поиске решения проблемы следует начинать с конечного результата (проблемы) и идти в обратном направлении (в направлении возникновения первопричины), спрашивая, почему возникает проблема.
4. Ответ записать под проблемой.
5. Если ответ не выявляет первопричину проблемы, снова задать вопрос «Пять почему? и новый ответ записать ниже.
6. Вопрос «Пять почему?» необходимо повторять до тех пор, пока первопричина проблемы не станет очевидной.
7. Если ответ решает проблему, и группа согласна с ним, принимается решение, использующее ответ.
Особенности метода
Отдавая должное интересу, проявляемому к принципу «Пять почему?», следует отметить, что данный приём не является новым. Начиная с самого детства, для выяснения чего-то непонятного мы постоянно задаем вопрос «Почему?».
Истоки использования вопроса «Почему?» для анализа проблемы и поиска первопричины её возникновения находят в наследии философов IV-III вв. до н. э. Справедливо будет отметить, что автором причинно-следственной концепции, используемой в логике для любого доказательства, принято считать Сократа.
Однако первым учёным, предложившим для сокращения или ликвидации издержек и увеличения производительности использовать принцип «Пять почему?», который получил популярность в 70-х годах ХХ в. благодаря производственной системе Тойота (TPS), стал Сакити Тоёта. Цифра «пять» условна. В
действительности вы можете обнаружить, что вопросов придется задать меньше или больше пяти раз, выстраивая логическую цепочку, прежде чем установите первопричину проблемы. Поиск ответов на вопросы, входящие в логическую цепочку, позволяет структурировать исследовательскую ситуацию, т. е. выработать методику эффективного анализа рассматриваемой проблемы.
Дополнительная информация:
1. Процесс выявления, анализа и уяснения причин, является ключевым в структурировании проблемы и переходу к корректирующим действиям.
2. Для получения полной и точной информации необходимо правильно формулировать вопросы.
3. Принцип «Пять почему?» может быть использован как самостоятельно, так и в качестве составной части различных методов решения широкого круга задач и проблем в различных областях повседневной жизни и деятельности. Например, вопрос «Почему?» применяется в рамках функционально-стоимостного анализа, концепции «Шесть сигм», причинно-следственной диаграммы, метода контрольных вопросов и т. д.
4. Принцип «Пять почему?» наиболее полезен при решении проблем, связанных с человеческим фактором и межличностными отношениями.
5. Данный подход не всегда направляет исследователей по пути, способствующему установлению причины проблем, поскольку не имеет встроенных экспертных знаний и обычно обеспечивает только получение мнений о том, почему существует проблема.
6. Поскольку задать вопрос «Почему?» просто, людям нравится использование приема «Пять почему?». Однако просто задавая вопрос «Почему?», вы не получите того, что выше ваших знаний.
7. Для выполнения работ и получения эффективных решений целесообразно использовать компьютер со встроенной базой знаний.
8. Принцип «Пять почему?» целесообразно использовать совместно с причинно-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10
Схема 1. «Пять почему?»
«Пять почему?»
следственной диаграммой (диаграммой Иси-кавы).
Достоинства метода
• Один из простейших инструментов.
• Помогает установить первопричину проблемы.
• Определяет взаимосвязи между различными причинами проблемы.
Недостатки метода
Решение только простых задач. Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. в данном инструменте отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.
Ожидаемый результат
Получение информации, необходимой для принятия решений.
Основанием для выбора технологий обучения является, прежде всего, уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Посредством технологий обучения можно
предусмотреть степень репродуктивности и творчества учащихся. В этом направлении крайними видами будут технологии, нацеленные на организацию репродуктивной и творческой деятельности учащихся. Между ними возможно выделить сколько угодно переходов и соответствующих технологий - от трансляции готового знания до проблемного обучения, педагогической эвристики.
Для построения графического органайзера «Пять почему?» студенты знакомятся с правилами построения схемы. Индивидуально или в парах формулируют проблему. Рисуют стрелку с вопросом «Пять почему?» и пишут ответ на этот вопрос. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет установлена исходная (но скрытая) причина проблемы.
Студенты объединяются в мини-группы, сравнивают и дополняют свои схемы, сводят в общую схему и представляют в виде презентации.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10
При составлении схемы «Пять почему?» студенты придерживаются следующих правил:
1. Сами выбирают, какие пиктограммы использовать: кружки или прямоугольники.
2. Самостоятельно выбирают вид схемы -цепочки рассуждений: линейная, нелинейная, спираль (помещая исходное положение в центре или с краю).
3. Стрелка обозначает направление поисков: от исходного положения до следствия.
4. Так как растворам принадлежит важная роль в медицине, рассмотрим пример составления графического органайзера «Пять почему?» при изучении темы «Растворы» (схема 1).
Метод «Диаграмма Исикавы»
Другие названия метода: «Причинно-следственная диаграмма» («рыбий скелет»). Автор метода: К. Исикава (Япония), 1952 г. Метод применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы - инструмент, обеспечивающий системный подход к определению фактических причин возникновения проблем.
Цель метода
Изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения.
Суть метода
Причинно-следственная диаграмма - это ключ к решению возникающих проблем. Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуров-невый поиск первопричины.
План действий
В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:
• сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
• группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
• ранжирование их внутри каждого блока;
• анализ получившейся картины.
Общие правила построения
1. Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.
2. Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка -«хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют «рыбьим скелетом»).
3. Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, - «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом».
4. Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).
5. При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы -отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.
6. Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.
7. В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.
Достоинства метода
Диаграмма Исикавы позволяет:
• стимулировать творческое мышление;
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10
Схема 2. «Рыбий скелет»
«Рыбий скелет»
Существуют факторы, влияющие на скорость реакций in vitro
Природа веществ
Температура
• представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.
Недостатки метода
• Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.
• Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.
Метод «Рыбий скелет» позволяет описать целый круг подпроблем, фактов данной проблемы и попытаться решить ее. Развивает и активизирует системное, творческое, аналитическое мышление.
Студенты знакомятся с правилами построения схемы «Скелет рыбы». Индивидуально или в парах записывают на верхней «косточке» скелета формулировку подпроблем, а на нижней - факты, подтверждающие, что данные подпроблемы существуют.
Студенты объединяются в мини-группы, сравнивают и дополняют свои схемы, сводят в общую схему и проводят презентацию по данной теме. Презентация заполненной схемы позволяет продемонстрировать взаимосвязь подпроблем, их комплексный характер.
Рассмотрим пример составления графического органайзера «рыбий скелет» при изучении темы «Химическая кинетика» (схема 2).
При изучении курса «Медицинская химия» широко используется метод «Рыбий скелет» на лабораторно-практических занятиях по темам «Химическая кинетика», «Качественный анализ», «Биогенные элементы». На схеме 2 приводится один из примеров схемы «Рыбий скелет» на тему «Химическая кинетика». Основной проблемой являются факторы, влияющие на скорость реакций. Далее записываются подпроблемы, связанные с главной проблемой. Группа, состоящая из 12 студентов, делится на две подгруппы. Каждая подгруппа в отдельных листах составляет свою версию схемы. Каждая группа старается внести больше причин разрешения проблем. Схему заполняют в выше изложенном порядке. Через определенное время по одному из представителей каждой группы проводят презентацию своих работ. Команды обсуждают составленные схемы, дополняют друг друга, и тем самым достигается поставленная цель. Команда, схема которой наиболее длинная, и охватила конкретные причины разрешения проблемы, поощряется дополнительными баллами.
Иерархическая диаграмма «Как?» представляет собой цепочку вопросов, которая позволяет получить общее представление о
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10
Схема 3. Иерархическая диаграмма «Как?»
Иерархическая диаграмма «Как?»
способах и средствах решения проблемы, развивает и активизирует системное, творческое, аналитическое мышление студентов.
Для составления графического органайзера студенты знакомятся с правилами построения диаграммы. Индивидуально или в парах строят диаграмму. Далее объединяются, сравнивают и дополняют свои диаграммы. Сводят в общую схему и проводят презентацию результатов.
Для построения диаграммы «Как?» студенты придерживаются следующих правил:
1. При решении проблемы в большинстве случаев студентам не нужно задумываться о том, «Что делать?». Проблема обычно заключается в том, «Как это сделать?». «Как?» -основной вопрос, который возникает при ее решении. Последовательная постановка вопросов «Как?» позволяет:
- исследовать не только все имеющиеся возможности решения проблемы, но и способы ее осуществления;
- выявить структуру иерархических идей.
Диаграмма начинает работать с вопросами на стратегическом уровне. Нижний уровень решения проблемы соответствует списку первоочередных действий.
2. Все идеи нужно записывать быстро, не задумываясь, не оценивая и не сравнивая их.
3. Диаграмма никогда не бывает законченной: в нее можно вносить новые идеи.
4. Если вопрос в схеме повторяется в нескольких ее «ветвях», значит, он представляет нечто важное. Он может быть ключевым шагом к решению проблемы.
5. Вы сами решаете, каким образом графически будете фиксировать новые идеи: в виде дерева или каскада, сверху вниз или слева направо. Главное помнить: лучшим для вас способом станет тот, который позволит вам найти наибольшее количество полезных идей и решений проблемы.
6. Диаграмма гарантирует, что вы сможете найти решение практически любой проблемы, если только будете задавать себе пра-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10
вильные вопросы и сохранять оптимизм при проявлении тенденции ее роста.
На схеме 3 приводится один из примеров схемы «Как?» при изучении темы «Введение в аналитическую химию».
Выводы
При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения в ВУЗе позволят приобрести конкретному обучающемуся:
• опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой;
• развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в своей профессии;
• освоение нового опыта профессионального взаимодействия с практиками в этой области;
• работа в группе;
• развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
• формирование ценностно-ориентацион-ного единства группы;
• решение проблемы;
• принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
• развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
• развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;
• системе преподаватель - группа;
• нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
• формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях.
Литература:
1. Омонов Н.Т., Хужаев Н.Х., Мадярова С.А., Эшчонов Е.У. Педагогик технологиялар ва педагогик майорат. Дарслик. - Т.: «Иктисод-Молия», 2009. -С. 238.
2. Тожиев М., Толипов У.К,., Сейтхалилов Э.А., Зиёмухамедов В.Б. Педагогик технология: Замонавий илмий-назарий асоси. - Т., 2008. -С. 184.
3. Байкова Л.А., Гребёнкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - М.: Педагогические общество России, 2001.
4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: «Педагогика», 1989.
5. Воинова М.Г. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. - Т.: «Иктисод-Молия», 2006.
6. Голиш Л.В. Технологии обучения на лекциях и семинарах в экономическом ВУЗе. Учебное пособие. - Т.: ТГЭУ, 2005.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10