Научная статья на тему 'Визуализация учебной информации как педагогическая проблема'

Визуализация учебной информации как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2739
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ / СЕМИОТИЗАЦИЯ / ТАЧСКРИН / СКРАЙБИНГ / ИНФОГРАФИКА / ГРАФИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / VISUALIZATION OF INFORMATION / INFORMATION SPACE / MEANS OF COMMUNICATION / SEMIOTIZATION / TOUCHSCREEN / SKRAYBING / INFOGRAPHICS / GRAPHIC FASILITATION / MENTAL MAPS / AUGMENTED REALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катханова Юлия Федоровна, Корзинова Елена Игоревна, Игнатьев Сергей Евгеньевич

Статья посвящена раскрытию содержания визуализации учебной информации как наиболее яркой тенденции развития современного информационного образовательного пространства. В результате реализации этой тенденции возникают принципиально новые коммуникативные, культурные и образовательные явления, значительно преобразующие окружающую среду и влияющие на все ее составляющие: образовательные, социальные, информационные и когнитивные процессы. Обсуждаются перспективы и роль визуализации в современном образовательном пространстве, представленные в качестве источника новых знаний, развития визуального мышления обучающихся, а также намечающиеся пути решения актуальных проблем информатизации образования и новые перспективы развития педагогической науки и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUALIZATION OF EDUCATIONAL INFORMATION AS PEDAGOGICAL PROBLEM

The paper discloses the content of visualization of educational information as a striking trend in development of modern information educational space. Realization of this trend results in essentially new communicative, cultural and educational phenomena considerably transforming the environment and influencing all its components: educational, social, information and cognitive processes. The publication discusses the prospects and a role of visualization in modern educational space presented as a source of new knowledge, development of visual thinking of students, as well as the outlined solutions of current problems of informatization of education and the new prospects of development of pedagogical science and practice.

Текст научной работы на тему «Визуализация учебной информации как педагогическая проблема»

УДК 37.026:004 ББК 74.025.3 К 29

Ю.Ф. Катханова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна Московского педагогического государственного университета; E-mail: ise-hgf@mail.ru

Е.И. Корзинова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна Московского педагогического государственного университета; E-mail: ise-hgf@mail.ru

С.Е. Игнатьев

Доктор педагогических наук, профессор кафедры истории художественной культуры и методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государ5ственного университета; E-mail: ise-hgf@mail.ru

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена раскрытию содержания визуализации учебной информации как наиболее яркой тенденции развития современного информационного образовательного пространства. В результате реализации этой тенденции возникают принципиально новые коммуникативные, культурные и образовательные явления, значительно преобразующие окружающую среду и влияющие на все ее составляющие: образовательные, социальные, информационные и когнитивные процессы. Обсуждаются перспективы и роль визуализации в современном образовательном пространстве, представленные в качестве источника новых знаний, развития визуального мышления обучающихся, а также намечающиеся пути решения актуальных проблем информатизации образования и новые перспективы развития педагогической науки и практики.

Ключевые слова: визуализация информации, информационное пространство, средства коммуникации, семиотизация, тачскрин, скрайбинг, инфографи-ка, графическая фасилитация, ментальные карты, дополненная реальность.

Yu.F. Katkhanova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Design, Moscow Pedagogical State University; E-mail: ise-hgf@mail.ru

E.I. Korzinova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Design, Moscow Pedagogical State University; E-mail: ise-hgf@mail.ru

S.E. Ignatyev

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of History of Art Culture and Technique of Teaching Fine Arts, Moscow Pedagogical State University; E-mail: ise-hgf@mail.ru

VISUALIZATION OF EDUCATIONAL INFORMATION AS PEDAGOGICAL PROBLEM

Abstract. The paper discloses the content of visualization of educational information as a striking trend in development of modern information educational space. Realization of this trend results in essentially new communicative, cultural and

educational phenomena considerably transforming the environment and influencing all its components: educational, social, information and cognitive processes. The publication discusses the prospects and a role of visualization in modern educational space presented as a source of new knowledge, development of visual thinking of students, as well as the outlined solutions of current problems of informatization of education and the new prospects of development of pedagogical science and practice.

Keywords: visualization of information, information space, means of communication, semiotization, touchscreen, skraybing, infographics, graphic fasilitation, mental maps, augmented reality.

В настоящее время интеллектуализация информационного пространства и окружающей среды, внедрение в нее взаимосвязанных цифровых информационных устройств создают новый тип цивилизации, который характеризуется, в первую очередь, визуализацией, актуализацией и усилением информации, расширением социальной памяти, а также синтезом знаний, образования и высоких технологий. При этом в современном информационном пространстве формируется новый тип культуры, в котором визуализация выступает важнейшим принципом коммуникации и репрезентации информации. Так, еще в начале XXI века выдающийся специалист в области компьютерных технологий Джей Болтер подчеркивал важность осознания и развития визуальных средств коммуникации, особенно в образовательном процессе, поскольку сочетание различных способов представления учебной информации развивает когнитивные стили не только передачи этой информации, но и ее восприятия [1, 2]. Это объясняется тем, что визуальная информация обрабатывается правым полушарием и, взаимодействуя с вербальной, развивает межполушарные связи и в целом «пластичность» мозга, что следует учитывать и использовать в образовательном процессе, как и то, что благодаря этому явлению современные обучающиеся не приемлют формальные подходы к обучению.

Главным двигателем необратимых изменений в современном информационном пространстве становится неожиданная смена

информационных приоритетов в общественном, профессиональном и межличностном общении, которая заключается в растущем коммуникативном преобладании визуальной информации над вербальной. Эта принципиально новая тенденция в современном информационном пространстве вызвана, в первую очередь, активным развитием компьютерных технологий и цифровых средств передачи визуальной информации, которые не только непрестанно создаются и совершенствуются, но и активно встраиваются во всевозможные (и даже совершенно неожиданные) приборы, механизмы и гаджеты, превращаясь в «регистраторы», «коммуникаторы», «вид-жеты» и т.п. Они по определению не могут не влиять на межличностное общение, особенно на принципы и методы восприятия учебной информации интегрального типа.

Отметим, что в современной коммуникации происходит не только постоянная «гибридизация» жанров общения, но и семиотическое слияние визуальной и вербальной информации, где доля визуальной информации постоянно растет. Причем даже вербальный обычный текст, отснятый (сканированный) цифровой камерой, превращается в электронный объект, который пересылается как обычная картинка. При этом превращается в визуальное сообщение: рисунок, изображение, знаки, образ. С другой стороны, возможность мгновенно переслать и показать то, что происходит здесь и сейчас в любое другое место, создаёт необходимость не подбирать точные слова и выражения для

«живописания» происходящего. Отсюда принципиально преобразуются информационные потоки, задачи, проблемы и методы обработки информации, а также мыслительные процедуры, межличностное взаимодействие, условия принятия решений и др. В данном случае изменяется восприятие визуального материала, формируется особое вербально-визуальное и визуальное мышление с потребностью интенсивного межсемиотического перекодирования информации и т.п. В прикладном отношении все это приводит к тому, что возникают новые требования к обществу, например, создание принципиально новых «визуально-ориентированных» учебников, учебных пособий, тренажеров и многое другие.

На наш взгляд, с визуализацией информационного пространства непосредственно связано общение и его растущая семиотизация, которая вызвана, в первую очередь, использованием цифровых средств получения, сбора, представления, обработки и распространения информации разного рода и вида. Так, современные программные средства навигации в Интернете и представления информации в нем, а также в смежных системах передачи информации все более интенсивно используют самые разнообразные символы, обозначения, значки, метки, графические объекты и т.п. Эти семиотические приемы символизации информации неизбежно приводят к ее визуализации. В целом электронный дискурс становится менее вербальным, но более объемным в смысловом отношении благодаря развивающимся способам визуализации информации, в том числе и учебной. Более того, без картинки пост не привлекает внимания читателя независимо от важности изложенной в нем информации. В результате происходящая на наших глазах визуализация современной коммуникации и даже культуры в целом влечет за собой целый комплекс инноваций не только

в технических устройствах получения, обработки и передачи информации, но и в сознании, мышлении, поведении, образовании человека и его профессиональной деятельности, в которых визуальный компонент начинает получать все большее значение.

Мощный прорыв в визуализацию информации произошел благодаря созданию целого комплекса инновационных технологий, таких, как «touch-screen», «multitouch» и др. («тачскрин» - сенсорный экран электронного устройства, графический интерактивный интерфейс, обладающий рядом уникальных характеристик, главная из которых — частичная или полная замена текста картинкой, изображением, рисунком и т.п.). Потрясающее удобство при пользовании, комфорт и доступность при работе с тачскри-нами делают их востребованными в различных видах деятельности. Одной из наиболее перспективных технологий тачскрин стала технология «multitouch» («мультитач»), которой оснащаются не только ноутбуки и смартфоны, но и множество различных демонстрационных стендов.

Другое новейшее социотехно-логическое веб- и кибер-направле-ние в данной области - разработка разнообразных профессиональных и общедоступных мобильных приложений к ай-фонам, ай-падам, а также использование мультитач-па-нелей в создании трехмерных моделей или макетов реальных объектов. Что касается произошедшего в начале XXI века принципиального преобразования информационного потока и начавшегося преобладания в его структуре визуальной информации, то оно было связано, в первую очередь, с распространением видеозаписывающей техники - веб-камер и их установкой на большинстве социальных, производственных, образовательных учреждений, предприятий, объектов и т.п. Их сущностным свойством является цифровая обработка текущей

визуальной информации, и потому ее растущая видеоинформатизация в некоторой степени может стать источником знаний.

Современная информационная и коммуникационная эпоха ставит новые методологические, теоретические, прикладные и практические проблемы в изучении взаимодействия визуального и вербального, света и звука, изображения и знака. В качестве перспектив особо следует отметить значимость разработки на новом коммуникативном уровне проблемы, связанной с распознаванием передаваемых изобразительными средствами мысли. Причем уже сам перечень цифровых технологий, связанных с созданием, передачей, воспроизведением и использованием графических и визуальных образов, говорит о том, что мы становимся свидетелями зарождения нового когнитивно-визуального или визуального стиля мышления. В связи с этим вполне резонно предположить, что мышление современного человека может отличаться целым комплексом характеристик, которые возникли благодаря растущей визуализации информационного пространства и девербализации современной коммуникации. Все это соответствует природе человека, его интеллектуальным навыкам, среди которых доля распознавания и обработки визуальной и перцептивной информации играет важнейшую роль. Отсюда можно считать одним из приоритетных направлений в области образовательных методик - визуализацияю учебной информации различными средствами, в том числе с помощью компьютерных систем.

Справедливости ради следует отметить, что достаточное количество специалистов видят в происходящей в настоящее время «кибер-техни-зации» современного общества целый ряд недостатков и негативных последствий. Например, в качестве угроз данной ситуации специалисты и общественные деятели видят

падение грамотности, снижение качества письма, логического изложения мыслей, интереса к чтению и печатному тексту, его пониманию и запоминанию. Популярное явление, так называемое «клиповое мышление и культура», также считают последствием негативного влияния современной техно- и медиа- на сознание подрастающего поколения. Правда, наряду с недостатками такого типа мышления отмечается и целый ряд достоинств, например, в более эффективном восприятии и понимании обучающимися учебной информации. В данном случае функции, принципы и структурные компоненты технологий подачи учебного материала и его визуализация являются предпосылкой к повышению эффективности восприятия за счет схемо-знаковых моделей представления знаний.

Известно, что успешность социализации каждого обучающегося в современном образовательном пространстве определяется во многом его метапредметными результатами: целеполаганием, планированием, оцениванием, умением работать с учебной информацией, умением активно включаться в образовательную деятельность. Педагог, в свою очередь, перенаправляет получение знаний из обычного формата с четкой структурой и формой организации на путь к самообразованию и саморазвитию. Здесь педагогическое сообщество постоянно ведет поиск инновационных подходов к организации продуктивной деятельности обучающихся, чаще всего - простых и понятных для восприятия способов визуального представления учебной информации. Такие способы визуализации учебной информации уже имеются, например, тайм-лай («линия времени»), скрайбинг («набрасывать эскиз»), скетчнотинг («зарисовка заметки»), инфогра-фика «письменное разъяснение») и другие. Образовательным ресурсом с прозрачной структурой является графическая фасилитация (графика

- с греч. урфгко^ «письменный»; от урафю «записывать, писать», фаси-лизация- англ. от facilitate - «помогать, облегчать, способствовать»).

В основе фасилитации лежит схематизация, позволяющая организовать познавательную деятельность обучающегося. Несмотря на обширную трактовку понятия, мы сходимся на том, что техникой графической фасилитации считается сжатие большого объёма учебной информации к малому ее размеру с помощью символов и выделения главного. Причем считается, что графическая фасилитация - это социальный навык, поскольку аналогичные различные схемы-рекомендации передаются не только сплошным текстом, но и способом графической фасилитации (здравоохранение, нововведения в правилах дорожного движения, крупные встречи и конференции, совещания, дискуссии и др.) [3]. Для этого имеется человек, который фиксирует вербальную информацию, превращая её в визуальный контент

- графическую фасилитацию. Экспериментальное обучение с использованием графической фасилитации проходило в виде мастер-классов для бакалавров на кафедре дизайна и медиатехнологий в искусстве художественно-графического факультета МПГУ и лицеистов-дизайнеров, обучающихся при МПГУ.

На наш взгляд, информация, тем более учебная, бывает разная по структуризации и плотности. Она может и не требовать уплотнения, однако наглядной и эффективной она должна быть всегда. При этом используется сокращенная запись фактов, понятий, определений, величин с помощью рисуночного кодирования, условных знаков, с помощью которых учебный материал запоминается и организуется лучше. Существуют мнемонические методы укрупнения (размещение слов-вешалок, ключевых фраз, ключевых образов) и логические (формулы, кратные записи, мини-матрицы,

графические опоры). Выделяются еще крупноблочные опоры: схемы, графы, смысловые модели, фреймы, голография, ментальные карты и др.

Отметим, что каждый из методов уплотнения учебной информации эффективно применяется в конкретных обстоятельствах. Например, методом укрупнения учебной информации в семидесятых годах прошлого столетия, когда никто не знал, что такое компьютерные технологии, в отечественном образовании занимался В.Ф. Шаталов. Именно он реализовал принцип наглядности или визуального сопровождения, разработав дидактическую систему, элементом которой стали «опорные конспекты и сигналы». Принцип наглядности учебного материала при этом имел прогностический характер за счёт ассоциативных слов, знаков и символов, заменяющих смысловое значение информации. По сути, это и есть визуализация учебной информации способом графической фасилитации. Однако этот подход к обучению не нашел понимания среди его современников - ученых педагогов. Тем не менее авторская технология обработки и структурирования учебного материала живет и сейчас в системе дополнительного образования в «Школе Шаталова» (г. Москва), где связь графической фасилитации и положительной успеваемости учеников устойчиво положительна [4].

Можно рассмотреть работу по визуализации учебного материала американского ученого в области искусственного интеллекта М.Л. Минского, создавшего фрейм-технологию. Здесь материал структурируется определенным образом в ячейки, наполненные или не наполненные минимальным описанием сущности объекта или ситуации. Сегодня фреймовая технология востребована и используется как образовательный концепт в стенах МПГУ в обучении будущих магистров инновационных технологий в художественном образовании [5]. Фрейм

- это содержательное ядро учебной информации, её структура, а также логико-смысловая связь в виде схемы. Что очень важно, с помощью фрейма реализуется принцип организации учебного материала, за счёт чего происходит ускорение времени на его усвоение, поскольку фрейм создает сам обучающийся.

Нельзя не сказать о работе Тони Бьюзена — британского психолога, чья преподавательская деятельность была направлена на понимание и исследование широких возможностей головного мозга и памяти. Тони Бьюзен предложил известную методику «интеллект-карта» (или «карта ума»), как инструмент развития памяти имышления, а также для лучшего понимания информации и её усвоения. В основе техники был положен принцип радиального мышления (относящийся к ассоциативным мыслительным процессам), где отправной точкой является центральный образ, от которого во все направления расходятся ветвящиеся линии, имеющие возможность бесконечного роста и дополнения. Данной теме посвящен не один десяток книг, востребованных и в педагогике.

Ментальные графические карты (Mind Maps) вполне могут применяться в учебном процессе. Построение ментальных графических карт производится по простым, но непреложным базовым правилам: карта рисуется, карта строится вокруг центрального понятия или центральной идеи. Центральное понятие должно включать цветной образ. Каждое слово (рисунок) в ментальной графической карте может стать центром ассоциации. Основные темы иидеи расходятся в виде ветвей, они должны быть живыми, ритмичными и эмоциональными. В картах используются ключевые слова — одно слово на ветвь. Ментальные карты используются для конспектирования, презентации, планирования, проведения мозгового штурма, работы с текстом, записи лекции.

Применение ментальных графических карт в учебном процессе показало, что они способствуют повышению понимания, запоминания, успеваемости. Они помогают информацию воспроизводить, даже если чтение и воспроизведение разорваны во времени, позволяют установить взаимосвязь между частями объекта, помогают свертывать информацию и при необходимости развертывать, а также оценивать с различных позиций, вспомнить детали, связанные с ключевыми моментами. Для построения ментальных графических карт существует большое количество компьютерных программ: Head Case, Visual Mind, Explain, he Brain, Think Map и др. Но наиболее популярными являются Mind Jet, Mind Manager Pro и Concept Draw INDMAP.

В магистерской программе «Инновационные технологии в художественном образовании» кафедры дизайна и медиатехнологий в искусстве МПГУ используется технология «скрайбинг» в качестве визуализации новой учебной информации простыми образами. Этот способ визуализации задействует не только зрение, слух, но и воображение обучающихся, благодаря чему качество усвоения и понимания учебного материала значительно увеличивается. Картинка создается и движется, подкрепляя слова преподавателя. Однако скрайбинг пока мало используется в педагогической деятельности, но, не теряя своей актуальности, с каждым годом набирает обороты, поскольку как вид представления учебной информации имеет широкий диапазон применения. Интересно, что сам педагог не обязан уметь рисовать, поскольку компьютерная программа Video Scribe позволяет создавать ролики на различные темы при помощи большого количества шаблонов, и, если необходимого изображения не оказалось в базе, то можно загрузить свое - нарисованное.

Серьезной социокультурной проблемой XXI века является противоречие между техническим прогрессом и образовательным «регрессом», когда современные технологии используются везде, кроме образования, в котором они лишь робко присутствуют. В результате современные дети почти с колыбели осваивают «умную технику», а во многих школах учатся по старинке: писать ручкой, делать домашнее задание на бумаге, читать бумажные книги и т.п., иначе говоря, учиться так, как учились их бабушки и дедушки. Неудивительно, что некоторые учащиеся, отрицательно относящиеся к школьному обучению, вне школы активно пользуются достижениями информационных технологий, но редко в образовательных целях. Эта ситуация нуждается в кардинальном преобразовании. Технологии обучения и в целом система образования должна идти в ногу с развитием цифровизации. Ведь у современных детей под воздействием внешней техно-среды формируются принципиально новые познавательные возможности и «^потребности», которые требуют новой «техно-программы», новых «техно-форм» обучения, новых «техно-ориентированных» домашних заданий и даже «техно-принципов» получения новых знаний и социализации. Современные дети не хотят учиться по-старому, им нужен, помимо прочего, еще и «виртуальный учитель», знающий цифровые технологии и методику виртуального познания, развивая в детях гуманистическое начало. При этом наиболее актуальными методологическими задачами и «^проблемами» в современном информационном пространстве становится создание образовательных «^программ» нового поколения, в которых визуализация станет принципом коммуникации и репрезентации информации.

Самым большим и многообещающим прорывом в высоких технологиях визуализации информации

считается создание информационных систем и ресурсов, совмещающих реальную и виртуальную реальность. Дополненная реальность не только поражает воображение, но и развивает его, раздвигает границы мыслимого, создает новый, необычный мир. Точнее, порождает новый тип реальности — «опосредованную» реальность и новый тип визуальной информации, которая используется во все возрастающем количестве областей деятельности, в том числе педагогической. Важнейшим свойством опосредованной и дополненной реальности выступает ее интерактивность и управляемость. Ее можно изменять, показывая, например, эволюцию объекта и возможные преобразования. Так, соответствующие технологии арт-дизайна дополненной реальности широко используются для продвижения разнообразных, в том числе различных проектов, «старт-тапов» и т.п., для создания фона для реальных объектов и изображений, для расширения музейных экспозиций за счет создания дополнительных динамичных изображений и пр. Особое место опосредованная реальность начинает занимать в образовательных программах вообще и обучении изобразительному искусству, в частности. Она поддерживает технологии преподавания, программную или внепрограммную изобразительную деятельность, развивает навыки активного познания, дает возможность «раз-стандартизации» образовательных программ, заменяя лекции новыми обучающими методиками с погружением обучающихся в то, что сейчас называют «изобретенным опытом».

Таким образом создается новая форма образовательной среды, характеризующейся, в первую очередь, «фотографической» памятью, расширением памяти визуализацией, усилением информации, а также синтезом знаний, культуры, образования и высоких технологий. Но не сама по себе виртуальная

реальность, а ее производная, качественно измененная версия — дополненная реальность может стать стимулом к развитию принципиально новых мыслительных навыков: совмещения объективной и виртуальной реальности. Такие техники совмещения имеют целый ряд преимуществ, главное из которых — гораздо более низкая затратность соответствующих продуктов: изображений, макетов, тренажеров, моделей, приложений и т.п. На наш взгляд, очевидна их перспективность в образовательном процессе с целью формирования нового типа воображенияза счет наложения виртуальных объектов на изображение реальных предметов и т.п.

Преимущества дополненной «смешанной» или «совмещенной» реальности перед виртуальной реальностью заключаются не только в ее малой затратности, но и в прямой связи с объективной реальностью, которая, в отличие от виртуальной, не позволяет воспринимать изображаемое как игру, развлечение, не имеющее отношения к серьезным делам и занятиям. При этом «смешанная» реальность усиливает восприятие пользователем изображаемого и развивает интуитивные навыки взаимодействия с реальным миром. Если виртуальная реальность может полностью поглотить мысли и чувства пользователя, перенеся его в нереальный, сконструированный мир, «смешанная» реальность не

замещает объективную, а «развивает» ее, так как дает возможность увидеть в ней новый, виртуальный объект. Ясно, что технологии «дополненной» реальности имеют большое будущее в создании учебных средств обучения, тренажеров принципиально нового типа в подготовке специалистов самых разных направлений, помогая развивать стиль мышления подрастающего поколения.

Вместе с тем, работая с информацией, переводя вербальные образы на графические и обратно, всегда происходит структуризация и систематизация учебной информации. При таком подходе поиск решения происходит не за счет перебора методов, а за счет процесса сравнения утверждений и условий поставленных задач, трансформируя информацию из одной знаковой системы в другую путём обобщения, системного анализа и сравнения полученных данных, а также неординарного решения поставленной задачи. Еще немало важный аспект перевода вербальной информации в визуальную - это нестандартный подход обучающегося к поиску связи ранее известных способов решения задачи, приспособление знаний под некую учебную ситуацию. Однако, несмотря на то, что уже имеется некоторый практический опыт использования в образовательном процессе визуализации учебной информации, педагогическая теория остаётся не до конца разработанной.

Примечания:

1. Болтер Д. Изучение и изменение мира средств массовой информации // Гуманистические перспективы в технологическом мире. Джорджия: Технологический институт Джорджии, 2014. С. 211-215.

2. Брыксина О.Ф. Три кита инфографики: мастер-класс. URL: https://sites. google.com/site/infogrwhales/ (дата обращения: 01.09.2017).

3. Русских Е.А. Визуальная фасилитация, или скрайбинг: как это применимо в обучении? URL: https://grebennikon.ru/ (дата обращения 12.06. 2018).

4. Гринько М.А., Петьков В.А. Подготовка будущих учителей к проектированию индивидуальных маршрутов обучения старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2009. Вып. 3. С. 24-28.

5. Минский М. Фреймы для представления знаний: пер. с англ. М.: Энергия, 1979. 152 с.

References:

1. Bolter D. Exploring and changing the world of the media // Humanistic perspectives in the technological world. Georgia: Georgia Institute of Technology, 2014. P. 211-215.

2. Bryksina O.F. Three pillars of infographic: master class. URL: https://sites. google.com/site/infogrwhales/ (access date: 01.09.2017).

3. Russkikh E.A. Visual facilitation or scribing: how is this applicable in training? URL: https://grebennikon.ru/ (access date 12.06. 2018).

4. Grinko MA, Petkov V.A. Preparing future teachers for designing individual learning routes for high school students // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2009. Iss. 3. P. 24-28.

5. Minsky M. A framework for representing knowledge: transl. from English. M.: Energy, 1979. 152 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.