ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ
ОРГАНАЙЗЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В
МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ
1 1 1 Уста-Азизова Д.А. , Тахирова Р.Н. , Ражабов И.Б.
1 Уста-Азизова Дилноза Ахраровна - кандидат медицинских
наук, доцент, кафедра педагогики и психологии;
2Тахирова Рохатой Норматовна - кандидат медицинских
наук, доцент, кафедра факультетской педиатрии, педиатрический факультет; 3Ражабов Илхом Бахром углы - магистр, кафедра детских инфекционных болезней,
Ташкентский Педиатрический медицинский институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье даётся информация об эффективности применения графических органайзеров -генерирование, визуализация, структурирование идей в процессе изучения и организации информации, разрешения проблем, эффективно сочетающихся с технологиями проблемного, проектного и исследовательского обучения. Ключевые слова: органайзеры, интерактивные методы, технологии обучения.
Подготовка высококвалифицированных кадров для здравоохранения будет эффективной, если врач-педагог постоянно совершенствуется не только в собственно профессиональной (медицинской) сфере, но и наращивает свой психолого-педагогический потенциал. Потребность в новых тактических подходах для решения стратегических образовательных задач, поиски эффективных источников учебно-познавательной активности обратили внимание педагогов на интерактивное обучение. Графические (синоним - визуальные) органайзеры представляют собой инструментарий письменной коммуникации, использующий
39
графическую нотацию для репрезентации знаний, концепций, идей, а также взаимосвязей и отношений между ними [1;2;3]. Целью исследования явилось, изучить влияние применение визуальных графических органайзеров на успеваемость студентов ТашПМИ.
Материалы и методы исследования: Экспериментальное исследование проводили у 32 студента (4 группы - 1 русская и 3 национальная) 5-курса ТашПМИ, которые, прошли цикл на кафедре детские инфекционные болезни с марта месяца по апрель 2019 года. Для определения эффективности успеваемости, всех студентов распределили на 2 группы: основную группу вошли 16 студентов, с использованием графических органайзеров, 16 студентов вошли в группу контроля. Занятия в основной группе проводились с участием студентов в оформлении органайзеров по тематикам практических занятий. Занятия в группе контроля проводились с разбором тематики практических занятий детские инфекционные болезни без использования этой методики, но с использованием других интерактивных методов.
Результаты и обсуждение. В процессе занятия, после объяснения студентам предлагалось оформление новой темы в виде графического органайзера - Венна, причём, должны были участвовать студенты всей группы. Затраченное время составляло от 45 минут до 1 часа. Направляющая роль преподавателя выражалась в распределении обязанностей, раздаче оформительского материала (фломастеры, ватман или бумага), остальное зависело от активности и творческих способностей группы. Каждый студент оформлял отдельную часть общего стенда (например: определение, этиология, патогенез, классификация, диагностика, профилактика, лечение), после чего группа складывала работы вместе в виде стенда.
Примечательно было, что студенты, неактивные во время объяснения или опроса новой темы проявляли большую активность в оформительской, организаторской работе, также повышалась сплочённость группы, студенты давали
рекомендации, дорисовывали, улучшали работы друг друга. Особое удовольствие доставляет студентам объяснять свой раздел работы группе, что, безусловно, способствует ещё лучшему закреплению пройденного материала и становится похожим на защиту мини-проекта.
По окончании цикла была проанализирована успеваемость основной группы и группы контроля. Из таблицы полученные результаты указывают что, показатели успеваемости - текущий контроль получился выше в основной группе - 80%, по отношению в контрольной группе, который составил этот показатель - 72%. Также промежуточный опрос в основной группе составили 75.5%, а в контрольной группе этот показатель составила 76%, почти одинаково. А заключительный опрос в основной группе составил 78%, на много превышая контрольную группу, которой состав ила 71%.
Выводы. Методика применение интерактивных методов, в частности с использованием визуальных графических органайзеров в учебный процесс на кафедре детские инфекционные болезни, усвоения теоретического материала студентами оправдала свою эффективность и рекомендуется к применению в преподавании.
Список литературы
1. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения. М. 89, 2002. 176 с.
2. Gallivant N.P. & Kottler E., 2007. Eight types of graphic organizers for empowering social studies students and teachers. The Social Studies. May/June, 2007. 117-123.
3. Longhi Sarah, 2006. Social Studies Graphic Organizers & Mini-Lessons. Scholastic Teaching Resources. New York: Scholastic Inc.