Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ'

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ / ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / CRITICAL THINKING TECHNOLOGY / TEACHING SPEAKING SKILLS / TEACHING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Ольга Алексеевна, Чмых Инна Евгеньевна, Коккезов Динислам Умарович

В статье рассматриваются особенности обучения иноязычному говорению с применением технологии критического мышления. Представлены этапы и приемы реализации технологии развития критического мышления при обучении говорению на иностранном языке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова Ольга Алексеевна, Чмых Инна Евгеньевна, Коккезов Динислам Умарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING SPEAKING SKILLS WITH THE USE OF CRITICAL THINKING TECNOLOGY

The article discusses the features of teaching speaking skills on the basis of critical thinking technology. The stages and types of independent work when teaching English speaking skills to high school students are presented

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

СИМОНОВА Ольга Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения БУ ВО «Сургутский государственный университет»

e-mail: simonova_oa@surgu.ru

ЧМЫХ Инна Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения БУ ВО «Сургутский государственный университет»

e-mail: inna_eug@mail.ru

КОККЕЗОВ Динислам Умарович,

магистрант 2 курса направления «Лингвистика» БУ ВО «Сургутский государственный университет»

e-mail: kokkezovd@icloud.com

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности обучения иноязычному говорению с применением технологии критического мышления. Представлены этапы и приемы реализации технологии развития критического мышления при обучении говорению на иностранном языке.

Ключевые слова: технология критического мышления, обучение говорению, приемы обучения.

SIMONOVA Olga Alekseevna,

candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Linguistics and Translation Studies,

Surgut state University

CHMYKH Inna Evgenievna,

candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Linguistics and Translation Studies,

Surgut state University

KOKKEZOV Dinislam,

Second -year Student of Master's Degree Course in Linguistics,

Surgut state University

TEACHING SPEAKING SKILLS WITH THE USE OF CRITICAL

THINKING TECNOLOGY

Annotation. The article discusses the features of teaching speaking skills on the basis of critical thinking technology. The stages and types of independent work when teaching English speaking skills to high school students are presented.

Key words: critical thinking technology, teaching speaking skills, teaching techniques.

Основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, как способности вести межкультурное общение на иностранном языке. Как отмечает Е. Стеганцов,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

«в последние два десятилетия Россия стала полноценным игроком на мировом пространстве, что повлекло увеличение международных контактов практически во всех сферах жизни общества. В этой связи понятие «обучение иностранным язы-

кам» обретает качественно иные очертания, трансформируясь из одного из видов учебной деятельности в практическую необходимость. Например, большинство современных работодателей, приглашая на квалифицированную работу новых сотрудников, требуют от них, помимо качественно высокой профессиональной квалификации, качественного владения иностранными языками» [3].

Однако, как показывает практика, при традиционном подходе к изучению иностранного языка у учащихся нет возможности анализировать, сравнивать, оценивать, образовательный процесс сводится к механическому запоминанию и последующему воспроизведению изучаемых структур, или речевых образцов. В частности, для успешной сдачи выпускного экзамена ОГЭ или ЕГЭ обучение иностранному языку сводится к заучиванию тем или речевых клише. Все это обусловило поиск эффективных технологий обучения устно-речевому общению, которые способствуют развитию умений выносить обоснованные суждения, решения и применять их к различным ситуациям и проблемам.

Одной из таких технологий обучения является технология развития критического мышления (далее - ТРКМ), которая представляет собой вид интеллектуальной деятельности человека, которая характеризуется высоким уровнем понимания, восприятия и объективности отношения к окружающему миру.

Технология развития критического мышления была разработана в 80-е годы XX в. американскими исследователями: К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, Д. Халперн, С. Уолтер и др. В России данная технология получила распространение позднее, ее развитием занимаются ученые И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, М.В. Кларин, И.В. Мушта-винская и др.

В технологии развития критического мышления обобщены идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества и развивающего обучения. По сути, она является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.

Использование ТРКМ позволяет формировать универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Технология помогает развивать умения работать с увеличивающимся и постоянно обновляющейся информацией на иностранном языке; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно и понятно; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать про-

блемы; способность самостоятельно заниматься иностранным языком; умение сотрудничать и работать в группе и т.д.

Критичность ума, как отмечал Д. Халперн, -«такое его свойство, когда человек умеет правильно оценивать мысли, свои и чужие, критически относиться к информации, когда он способен анализировать все выдвигаемые положения и выводы, а не принимать их на веру» [4].

Под критическим мышлением в обучающей деятельности «понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также "мышление оценочное, рефлексивное", для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах» [1 ; с. 45].

В работе Дж. Хьюза и П. Думметта отмечается, что «критическое мышление нужно рассматривать как три "R": 1) Reflectively - как образ мыслей, который включает в себя мышление рефлексивно (любопытно); 2) Rationally - рационально (мышление аналитически) и 3) Reasonably - разумно (приходит к разумным выводам)» [5].

Технология развития критического мышления включает три этапа:

- стадия «Вызов» (Evocation). Активизирует полученные ранее знания, помогает в обнаружении недостатка в этих знаниях и определяет цели к получению новой информации;

- стадия «Осмысление» (Realization of meaning). На этой стадии происходит осмысленная работа с текстом или видеоматериалом, в ходе которой человек делает маркировку, составляет таблицы и ведет дневник, которые позволяют отслеживать собственное понимание информации;

- стадия «Рефлексия» (Reflection). Позволяет вывести знания на уровень их понимания и применения на практике. На этой стадии происходит формирование личного отношения человека к тексту, которое он записывает своими словами либо обсуждает во время дискуссии. Метод обсуждения имеет более важное значение, поскольку в ходе обмена мнениями отрабатываются коммуникативные навыки.

В технологию РКМЧП входят различные методические приемы.

1. Прием KWL (знаем - хотим узнать -узнали). При работе с текстом в тетради рисуется таблица, в которой ученик вписывает свои мысли в соответствующие поля и затем анализирует написанное.

2. Прием Insert (Вставка) - чтение с маркировкой. При чтении текста ученик ставит на полях заметки, соответствующие его отношению к

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

информации. В процессе работы используется 4 маркера: 1) «V» - написанное соответствует тому, что ученик уже знал ранее или думал, что знает; 2) «- « - написанное противоречит тому, что ученик уже знает или думал, что знает; 3) «+» - написанное является для ученика новым; 4) «?» -написанная информация не понятна, либо ученик хотел бы получить более подробные сведения по читаемой тематике. Таким образом, так как вся записанная информация заносится в маркировочную таблицу «Insert», этот прием позволяет классифицировать информацию в зависимости от опыта и знаний.

При реализации данной технологии учитель становится связующим звеном между учеником и основой для его постоянного развития и образования. Ученики - партнеры в процессе общения, испытывающие все больше позитивных эмоций и видящие практическое применение своих языковых навыков и умений.

В контексте нашего исследования было установлено, что приемы ТРКМ можно эффективно применять не только для обучения чтению и письму, но также для развития умений говорения.

На первой стадии «Вызова» положительным моментом является важность всех высказываемых идей, среди них нет правильных или неправильных, учащиеся свободны в своих мнениях. Такой обмен информацией способствует актуализации знаний уже на начальном этапе урока, выработке оригинальных идей, появлению интересных предположений. Не секрет, что на уроке учащиеся обычно отвечают на вопросы, подготовленные учителем или авторами УМК. Это традиционный подход, не соответствующий принципам технологии развития критического мышления. Здесь же сами ученики задают вопросы, что, кстати, соответствует одному из заданий при сдаче выпускного экзамена. Self-direct questions -это несколько вопросов по изучаемой теме, которые учащиеся самостоятельно записывают на карточках и обмениваются ими с партнером. Оригинальность этого приема в том, что эти вопросы ученики готовят для себя, их собеседники задают эти вопросы им же. Как вариант взаимодействия и активизации познавательной деятельности учащихся эти вопросы становятся Partner-direct, и некоторые из них, оставшиеся без ответа, выносятся на групповое обсуждение или становятся стимулом для дальнейшего изучения темы.

На стадии осмысления организуется работа учащихся с целью получения новой информации, сохранения интереса к теме, продвижение от старого к новому. На занятиях активно используются Ranking tasks, например, прием Values ladder. Учащиеся оценивают предложенные учителем или тематическим текстом утверждения, ключе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

вые слова из которых они располагают на ступеньках воображаемой лестницы по степени важности. Рисуется эта лестница на доске, но иногда и на полу мелом, тогда учащиеся становятся на определенную ступеньку, что способствует положительному настрою на обсуждение проблемы.

Наконец, на стадии рефлексии ученики формируют и высказывают свое личное отношение к проблеме, активно переосмысляют первоначальные собственные представления с учетом новых знаний, отбирают, систематизируют и оценивают полученную информацию, устанавливают причинно-следственные связи.

В качестве итоговой дискуссии по отдельным темам или проблемам практикуется проведение дебатов. Учащихся знакомят с правилами проведения дебатов на родном языке, позже на уроках иностранного языка они обучаются сбору аргументов на английском языке. Умение доказать свою позицию, подкрепив ее фактами, конкретными данными, «разбить» аргумент противника и убедить в правильности своей точки зрения - все это элементы технологии развития критического мышления. «Дебаты позволяют организовать контрольно-оценочную деятельность без тестов и контрольных работ, учащиеся не воспринимают этот этап урока как жесткий срез знаний, а как возможность обобщить полученные знания, актуализировать изученную лексику и высказать свое отношение к проблеме» [2].

Критическое мышление - не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом. Обучающиеся подвергают сомнению достоверность и авторитетность информации, проверяют логику доказательств, делают выводы, принимают решения.

Каждому этапу присущи методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. В качестве примера рассмотрим прием "Brainstorm" («мозговой штурм»).

Основная цель «мозгового штурма» на уроках английского языка - это развитие творческого типа мышления, от него зависит выбор темы исследовательской деятельности на уроке. На первом этапе «мозгового штурма» идет создание банка идей, возможных решений проблемы урока. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование пока не допускаются. На втором этапе идет коллективное обсуждение идей и предложений. Здесь главное - найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в

целое. Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке. Результатом «мозгового штурма» является правильный выбор направления решения проблемы урока, темы исследовательской работы и т.д.

Прием «Разбивка на кластеры» (Clusters), где кластер («гроздь») - выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры являются ведущими приемами на стадии вызова, рефлексии, они могут стать стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, учащиеся интуитивно распределяют их особым образом, компонуют по категориям. Кластер - графический прием систематизации материала. Прием кластера на уроке прост: в центре - это наша тема урока, а вокруг нее - крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием мною реализуется на стадии ответа, на уроке, когда идет систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Данный прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Прием «Тонкие» и «толстые» вопросы (Low Order and High Order questions) может быть использован на любой из трех стадий урока. Если его использовать на стадии опроса, учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме вопросов: «тонких» (What? Where? etc.) и «толстых» (What do you think of...?), которые записываются на доске, а далее учащиеся (индивидуально или в группах) попробуют на них ответить, аргументируя свои предположения. В левую колонку таблицы записываются вопросы, требующие простого односложного ответа, а в правой колонке -вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того, как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при реф-

лексии - для демонстрации понимания пройденного.

Регулярно используя технологию критического мышления, учитель создает в классе доброжелательную атмосферу, атмосферу открытости и сотрудничества; способствует лучшему усвоению трудного материала; побуждает интерес к изучаемому материалу; повышает качество урока.

Использование технологии развития критического мышления в обучении иностранному языку способствует развитию когнитивных, аналитических и перцептивных умений установить проблему в иноязычной информации, определить ее значимость для решения проблемы, а также дать оценку и провести поиск альтернативных решений, высказать свою точку зрения. Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы, который включает в себя осознание многозначности различных точек зрения и альтернативности принимаемых решений, что обеспечивает формирование личностных качеств, необходимых для успешной межкультурной коммуникации, таких как, коммуникабельность, креативность, самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности.

Список литературы:

[1] Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.

[2] Ситникова А.Ю., Симонова О.А. Формирование социальной активности студентов университета средствами иноязычных интерактивных технологий (на примере клуба дебатов «Спикер») // Север России: стратегии и перспективы развития: материалы II Всеросс. науч.-практ. конф., Сургут, 27 мая 2016 г. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2016. - С. 153-157.

[3] Стеганцов Е. Цели обучения иностранным языкам [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://stegantsov.com/pedagogika/ celi-obucheniya-inostrannym-yazykam/ (дата обращения: 12.07.2019).

[4] Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000. - 126 с.

[5] Hughes, J., Dummett, P. Critical Thinking in ELT: A Working Model for the Classroom [Электронный ресурс] // Chapter I. A working model for Critical thinking in ELT. URL: https://eltngl.com/assets/ downloads/ctinelt_9780357044728/unit1.pdf (дата обращения: 12.07.2019).

Spisok literatury:

[1] Zagashev I.O., Zair-Bek S.I. Kriticheskoe myshlenie: tekhnologiya razvitiya. - SPb: Al'yans «Del'ta», 2003. - 284 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

[2] Sitnikova A.Yu., Simonova O.A. Formirovanie social'noj aktivnosti studentov universiteta sredstvami inoyazychnyh interaktivnyh tekhnologij (na primere kluba debatov "Spiker") // Sever Rossii: strategii i perspektivy razvitiya: materialy II Vseross. nauch.-prakt. konf., Surgut, 27 maya 2016 g. - Surgut: Izd-vo SurGU, 2016. - S. 153-157.

[3] Stegancov E. Celi obucheniya inostrannym yazykam [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://stegantsov.com/pedagogika/celi-obucheniya-

inostrannym-yazykam/ (data obrashcheniya: 12.07.2019).

[4] Halpern D. Psihologiya kriticheskogo myshleniya. - SPb., 2000. - 126 s.

[5] Hughes, J., Dummett, P. Critical Thinking in ELT: A Working Model for the Classroom [Elektronnyj resurs] // Chapter I. A working model for Critical thinking in ELT. URL: https://eltngl.com/assets/ downloads/ctinelt_9780357044728/unit1.pdf (data obrashcheniya: 12.07.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.