Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критическое мышление / технология / техники / стратегическая цель / урок / critical thinking / technology / techniques / strategic goal / lesson / сыни ойлау / технология / техникалар / стратегиялық мақсат / сабақ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даумова З.С.

В статье рассматриваются стратегии развития критического мышления на уроках английского языка. Из опыта автора статьи предлагаются наиболее эффективные техники: кластеры, корзина идей, толстые и тонкие вопросы, инсёрт, мозговая атака, таблица аргументов, бортовой журнал, круги по воде и др. Обоснована идея, что развитие критического мышления обучающихся является стратегической целью обучения по обновленным программам на уроках английского языка, так как позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers strategies for developing critical thinking at English lessons. From the experience of the author of the article, the most effective techniques are presented: clusters, a basket of ideas, thick and thin questions, insert, brain attack, argument table, on-board magazine, water circles, etc. The idea is justified that students’ critical thinking development is a strategic goal of learning according to the English updated programs, as it allows every student to significantly increase the time of speech practice at the lesson, to get the knowledge by all members of the groups.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»



УДК 373.1.02:372.8

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Ацдатпа

Макал ада агылшын тш сабактарында сыни ойлау-ды дамыту стратегиялары карастырылады. Автордьщ тэж1рибесшен ец тшмд1 эд1стер усынылады, олар: кластерлер, идеялар коржыны, кальщ жэне жщ1шке сурактар, инсёрт, ми шабуылы, дэлелдер таблицасы, бортты журналы, су шецберлер1 жэне т.б. Окушылар-дьщ сыни ойлауын дамыту агылшын тш1 сабактарында жацартылган багдарламалар бойынша окытудын стратегиялык максаты болып табылады, ейткен1 бул эр окушы ушш сабакта сейлеу тэж1рибесшщ уакытын едэу1р арттыруга жэне топтьщ барльщ катысушылары-ньщ материалды игеруше кол жеткпуге мумкшдж бе-ред1.

Аннотация

В статье рассматриваются стратегии развития критического мышления на уроках английского языка. Из опыта автора статьи предлагаются наиболее эффективные техники: кластеры, корзина идей, толстые и тонкие вопросы, инсёрт, мозговая атака, таблица аргументов, бортовой журнал, круги по воде и др. Обоснована идея, что развитие критического мышления обучающихся является стратегической целью обучения по обновленным программам на уроках английского языка, так как позволяет значительно увеличить время речевой прак-Щ тики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения ^ материала всеми участниками группы, m

< Annotation

Рч

О The article considers strategies for developing critical § thinking at English lessons. From the experience of О the author of the article, the most effective techniques О are presented: clusters, a basket of ideas, thick and thin X questions, insert, brain attack, argument table, on-board н magazine, water circles, etc. The idea is justified that ® students' critical thinking development is a strategic goal § of learning according to the English updated programs, as w it allows every student to significantly increase the time of speech practice at the lesson, to get the knowledge by all members of the groups.

Даумова 3.C.,

учитель английского языка,

педагог-мастер, сертифицированных^ учитель I (продвинутого) уровня, школа-гимназия №3, привлечённый тренер филиала ЧУ "Центр педагогического мастерства ", г.Костанаьt

Нег'иг'1 свздер: сыни ой-лау, технология, техникалар, стратегиялыц мацсат, сабац.

Ключевые слова: критическое мышление, технология, техники, стратегическая цель, урок.

Keywords: critical thinking, technology, techniques, strategic goal, lesson.

Обновление содержания образования предполагает отход от традиционной организации учебного процесса и базируется на ожидаемых результатах, которые определяются по образовательным областям и отражают дея-тельностный аспект, т.е. учащиеся «знают», «понимают», «приметают», «анализируют», «синтезируют», «оценивают».

Результатом обновления содержания образования должно стать то, что учащиеся сами смогут добывать знания на каждом уроке при организующем и направляющем участии учителя.

Известно, что для учителя английского языка главная цель - научить детей говорить, то есть развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Стратегической целью обновления содержания образования при изучении английского языка является развитие критического мышления школьников. Развитие критического мышления стало толчком к изменению подхода в обучении языкам. Работа над развитием критического мышления учащихся предоставляет учителю уникальную возможность усвоить инновационные и эффективные стратегии развития языковых навыков, реализовать новые подходы на уроках английского языка. Формирование коммуникативных навыков осуществляется через развитие у школьников четырех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма), которые помогут им в будущем адаптироваться во взрослой жизни.

Согласно исследованиям ученых при обучении иностранному языку необходимо приметать такие способы и приемы, которые помогают детям усваивать язык без перевода, то есть при помощи дидактического материала, при помощи жестов и действий, связав его с реальными жизненными ситуациями и интересами учащихся. Для того, чтобы процесс обучения английскому языку был наиболее эффективным, мне, учителю английского языка, необходимо составлять структурированный, спиралевидный план, с ясно обозначенными целями обучения, критериями оценивания и дескрипторами.

На своих уроках при проведении форматив-

ного и суммативного оценивания обговариваю с учениками критерии оценивания и дескрипторы. Согласно критериям оценивания, учащимся проще выполнять работу и делать акцент на конкретном задании. При проведении формативного оценивания на уроках, при организации парной или групповой форм деятельности, учитывая критерии оценивания и дескрипторы, я могу доверить оценивание работ другим учащимся. Предоставленные задания способствуют развитию говорения моих обучающихся.

Технология развития критического мышления объединяет принципы личностно-ори-ентированного и деятельностного обучения, обучения на основе сотрудничества, творческой и проектной работы. Моя деятельность по развитию критического мышления учащихся направлена на обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников, на обучение на основе диалога и совместного поиска решения проблем, новые знания появляются как результат активного поиска, предположений, анализа, выводов обучающегося. Моя роль на уроке - координирующая, преобладают партнёрские отношения.

Деятельность над развитием критического мышления учащихся на уроках английского подразумевает, что урок будет разделен на следующие стадии:

1 стадия - «Вызов» (Evocation stage).

Актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей §

обучения. <|

га

2 стадия - «Осмысление содержания» о (Stage of understanding the content). ^

Получение новой информации; корректи- о ровка учеником поставленных целей обуче- §

нта. о

3 стадия - «Рефлексия» (Reflection stage), о

Размышление, рождение нового знания; по- х

становка учеником новых целей обучения. н

На стадии вызова я использую: ^

А) Кластеры. §

Кластер («гроздь») - выделение смысловых § единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Класте-

ш

ры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер - графический прием систематизации материала.

Алгоритм составления:

Ключевое слово.

Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.

Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.

Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

В) Приём «Корзина идей» - приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идёт актуализация знаний и опыта. Этот приём позволяет выяснить всё, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее

§ сказанного.

® 4. Все сведения кратко записываются в О «корзине идей», даже если они ошибочны. <! 5. Все ошибки исправляются по мере освое-§ ния новой информации.

Щ Приём позволяет сформировать у обучаю-^ щихся такие универсальные учебные дей-§ ствия, как: умение самостоятельно опреде-® лять цели, ставить и формулировать новые

и

н задачи в познавательной деятельности, умение

® выражать свои мысли, формирование навыков

К смыслового чтения.

(-н

§ На стадии осмысления содержания я

н

применяю:

А) «Тонкие и толстые вопросы».

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. После того, как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы.

В) Метод Инсерт (insert).

I - interactive: самоактивизирующая «v» -уже знал;

N - noting: системная разметка «+» - новое;

S - system: для эффективного «-» - думал иначе;

Е - effective: чтение и размышление «?» -думал иначе;

R - reading;

Т - thinking.

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

Пометки должны быть следующие:

v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1 -я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.

«V» «+» «?»

You should put a tick if you knew this fact before. (To, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете или думали, что знаете) New information (То, что вы читаете является для вас новым) Thought differently (То, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете) Don't understand, have questions (To, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу)

C) Мозговая атака.

Мозговую атаку можно применять при обсуждении проблемного вопроса. Так, например, в 9 классе, при прохождении темы «The worth of wealth» («Ценность богатства») учащимся был предложен вопрос: «How do you understand to be wealthy and wealth?» (Как ты понимаешь быть богатым и богатство?) Группа делится на 2 подгруппы - «генераторы идей» и «аналитики».

«Генераторы идей» за три минуты предлагают варианты решения обсуждаемой проблемы.

«Аналитики» рассматривают все варианты и делают свой вывод. Данный прием может использоваться как соревнование между «генераторами» и «аналитиками» - какая команда предложит больше идей по теме.

D) Приём «Таблица аргументов».

Работа строится следующим образом: учащимся предлагаются по очереди аргументы, которые они должны опровергнуть или подтвердить фактами из изучаемого текста.

Arguments «Yes» «No»

Why? Why?

Е) Приём «Бортовой журнал».

Это приём обучающего письма. При чтении, аудировании, во время пауз и остановок учащиеся заполняют правую графу журнала, связывая полученную информацию со своим видением мира, со своим опытом.

What I know. (Что мне известно по данной теме) What I have learnt. (Что нового я узнал из текста)

в; S х

m

о

СП

à W О в; s i—

О §

X X ш tS в; S Рч О ш t-

Некоторые приемы, используемые мной в моей практической деятельности на стадии рефлексии:

А) Синквейн.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Пятая строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например: Мдг-Бикап (6 класс):

Шг-Бикап

w

соло;

в; s х

<С m

о

СП

t W О в; s

1-ч

О

4 О X X ш tS в;

5

Рч

о

ш t-

Famous, architectural

Visit, walk around, dream

The largest city of sights in Kazakhstan

Worth seeing.

B) Круги по воде.

Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме. Данный прием может использоваться и на стадии вызова для активизации лексики по теме.

Например, «Environment» (7 класс): Е - earth - ecologically good N -nature - nasty V -vegetation - various I - ice-house -ideal R - rubbish - racy О -oceans - oppressive N -nests - natural M -mountains - murderous E -ecology - everyday N -nation - neutral T - trees - tolerable.

C) «Лестница успеха», «Дерево желаний», «Лист самоанализа», «2 звезды, 1 пожелание» - известные стратегии для анализа учащимися своих достижений на уроке.

Развитие критического мышления обучающихся на уроках английского языка способствует:

• повышению эффективности восприятия информации;

• повышению интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

• умению критически мыслить;

• умению ответственно относиться к собственному образованию;

• умению работать в сотрудничестве с другими;

• повышению качества образования учеников;

• желанию и умению стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Деятельность учителя на уроке английского языка по развитию критического мышления обучающихся направлена на:

• создание в группе атмосферы открытости

и ответственного сотрудничества;

• использование модели обучения и системы эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

• развитие умения грамотно анализировать свою деятельность;

• становление источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Таким образом, развитие критического мышления обучающихся является стратегической целью в рамках обновления содержания образования на уроках английского языка, так как позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития личности обучающегося.

ЛИТЕРАТУРА:

1 .Educational programme for the in-service training of the English language pedagogical staff in the context of the updated curriculum for comprehensive school éducation in the Republic of Kazakhstan, HANDBOOK FOR TEACHERS, 2015.

2.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004,- 175 с.

3.Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии,-2004,-№2,-С. 7.

4.Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Пздат. дома «Первое сентября»,- 2005,- №3,- с. 27-29.

5.Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// Иностранные языки в школе.-2006,-№ 1,- С.32.

6.Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000. - 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.