Научная статья на тему 'Опыт использования технологии «Развитие критического мышления» в процессе обучения профессионально-ориентированному деловому английскому языку'

Опыт использования технологии «Развитие критического мышления» в процессе обучения профессионально-ориентированному деловому английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
744
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / АНАЛИЗ / ОЦЕНКА / УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ / РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ / ДИСКУССИЯ / КЕЙС / CRITICAL THINKING / ANALYSIS / EVALUATION / INFERENCE / PROBLEMSOLVING / DISCUSSION / CASE STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулая Татьяна Михайловна, Герасименко Татьяна Леонидовна

Статья посвящена вопросам практического применения технологии «Развитие критического мышления» в процессе обучения профессионально-ориентированному английскому языку в неязыковом вузе для подготовки специалиста, способного постоянно повышать свой интеллектуальный уровень. Представлены методические разработки для студентов экономических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF USING “CRITICAL THINKING” TECHNOLOGY IN TEACHING ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES

The article is devoted to the importance and implementation of “Critical Thinking” technology in teaching English for specific purposes. Its goal is to train a professional to benefit from skillful application of IT learning tools.The use of the above technology enhances the learning motivation of students, provides them with possibilities to realize their intellectual and creative potential and contributes to the effective professional training.

Текст научной работы на тему «Опыт использования технологии «Развитие критического мышления» в процессе обучения профессионально-ориентированному деловому английскому языку»

Педагогика высшей школы

Т.М. Гулая, Т.Л. Герасименко

Опыт использования технологии «Развитие критического мышления» в процессе обучения профессионально-ориентированному деловому английскому языку

Статья посвящена вопросам практического применения технологии «Развитие критического мышления» в процессе обучения профессионально-ориентированному английскому языку в неязыковом вузе для подготовки специалиста, способного постоянно повышать свой интеллектуальный уровень. Представлены методические разработки для студентов экономических специальностей. Ключевые слова: критическое мышление, анализ, оценка, умозаключение, решение проблемы, дискуссия, кейс.

Одной из целей и задач процесса реформирования и модернизации системы высшего образования, происходящего в нашей стране, является подготовка специалистов, не только обладающих определенным запасом знаний, но и высоким творческим потенциалом, новым мышлением, предоставляющим возможности реализации стремления к постоянному профессиональному самосовершенствованию, генерации новых идей и знаний. Умение принимать быстрые и часто неординарные решения, реализуемое при наличии сформированного аналитического, критического, творческого, рефлексивного мышления, становится неотъемлемым атрибутом молодого специалиста и приводит к повышению его конкурентоспособности на рынке труда. однако существующая система преподавания, как правило, нацелена лишь на обеспечение студента формальным знанием. В итоге, выпускник вуза оказывается ограниченным в своих возможностях понимания того, что выходит за рамки приобретенных за время обучения в вузе знаний. Чтобы эффективно решить эту проблему, необходимо внедрять новые педагогические технологии, формирующие у учащихся интеллектуальные навыки, позволяющие естественным образом взаимодействовать с информацией: выбрать, критически оценить, осмыслить и применить ее.

одним из эффективных способов целенаправленного развития интеллектуальных умений является применение технологии «Развитие кри-

тического мышления». Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умения работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; выражать свои мысли, вырабатывать собственное мнение и решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); сотрудничать и выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Стремительное увеличение информационного потока требует наличия умения ориентироваться в нем; следовательно, формирование критического мышления приобретает сейчас особую актуальность. Эффективность технологии «Развития критического мышления» возрастает при использования преимуществ, предоставляемых информационными технологиями, которые делают обучение постоянным, мобильным, индивидуализированным. Интернет располагает огромным количеством общедоступных образовательных ресурсов, представленных в аудио-, видео-, текстовых форматах. Преподаватели активно и результативно используют такие интернет-сервисы, как социальные сети, блоги, вебинары, форумы, помогающие совершенствовать и повышать интеллектуальный уровень учащихся [1]. Более того, возможности мобильного обучения позволяют учиться в любом месте и в любое время, что, в условиях дефицита свободного времени, особенно актуально.

Критическое мышление - это сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения, формированием собственной позиции. Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода, принимать самостоятельные обоснованные решения как в стандартных, так и нестандартных ситуациях. По сути, это мыслительный процесс, посредством которого люди стремятся приобрести знания, реконструировать накопленные знания и создать новые [4].

В основе технологии формирования критического мышления лежат идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о необходимости развития аналитически-творческого подхода к любому материалу. Ученые, работающие в этой области, по-разному определяют понятие «критическое мышление». Рассмотрим некоторые из этих определений. С. Норрис заявляет, что критическое мышление - «это процесс рационального принятия решения о том, чему верить и чему не верить» [6]. По мнению Саймон и каплан, критическое мышление - «это формирование логических умозаключений» [5]. В. Майорана полагает: «Цель критического мышления - достижение понимания, оценка точек зрения и решение проблем» [Там же]. Мур и Паркер считают, что критическое мышление -

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

«это тщательное и обдуманное решение принять, отклонить или отложить какое-либо суждение» [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что критическое мышление - это самостоятельное мышление, отправной, а не конечной точкой которого является информация. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и осознания проблем, требует обоснованной аргументации и является социальным. Соответственно, личность, обладающая критическим мышлением, характеризуется такими свойствами, как умение задавать вопросы по существу; умение давать оценку заявлениям и аргументам; способность открыто признать непонимание аргумента или информации; чувство любопытства; заинтересованность в поиске новых эффективных решений; способность четко определить набор критериев для анализа идей; готовность рассмотреть убеждения, предположения и мнения, сопоставить их с фактами; умение быть внимательным слушателем, способным реагировать на услышанное; понимание того, что критическое мышление -это пожизненный процесс самооценки; способность не принимать суждение до тех пор, пока все факты не будут собраны и проанализированы; умение искать доказательства, подтверждающие предположения и убеждения; способность изменять, корректировать мнение по мере обнаружения новых фактов; умение тщательно анализировать проблемы; способность отклонить неверную или нерелевантную информацию.

Одним из наиболее эффективных инструментов формирования критического мышления учащихся является изучение иностранного языка. Языковое образование по своей сути - это процесс движения от цели к результату, тот «мостик», который позволяет перейти от этапа накопления знаний к этапу их свободного применения в любой жизненной ситуации. Современные тенденции обучения иностранным языкам предполагают развитие навыков и выработку умений пользования языком, а не овладение определенной суммой грамматических правил и лексических единиц. Основу владения языком составляют готовность и умение человека анализировать и оценивать все детерминирующие факторы ситуации общения и выбирать адекватную им модель речевого поведения.

Процесс формирования критического мышления имеет 3 фазы.

I. Evocation (вызов) - побуждение (смысловая стадия). На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка собственных целей обучения. Необходимо составить список «известной информации». Это можно сделать при помощи составления рассказа-предположения по ключевым словам или представления изученного материала в виде таблицы, кла-

стера или какой-либо графической системы. Эффективными на данном этапе будут мозговой штурм, проблемные вопросы, перепутанные логические цепочки, верные и неверные утверждения.

II. Realization (реализация) - осмысление новой информации Отличительными характеристиками данного этапа являются получение и осмысление новой информации, корректировка поставленных целей обучения.

III. Reflection - рефлексия. Размышление, зарождение нового знания, постановка новых целей обучения характеризуют заключительную фазу занятия. На данном этапе происходит заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация круглых столов, различных видов дискуссий, написание творческих работ, самостоятельные исследования.

Ниже представлен ряд заданий, которые используются при изучении темы «Ценные бумаги» студентами экономических специальностей. Форма некоторых из них может показаться традиционной, но главное здесь не форма, а мыслительный процесс, который приводит к генерации ответа. Важнее предварительные дискуссии, обсуждения, мозговые штурмы и т.п., а не получение немедленного ответа на поставленный вопрос.

1. Концептуальное колесо.

Эффективно используется на стадии вызова. Студентам необходимо подобрать ассоциативный ряд к слову, находящемуся в центре «колеса».

Securities: shares, stocks, bonds, f utures, options, swaps.

2. Круги по воде.

Еще одно универсальное средство активизации знаний учащихся и их речевой активности на стадии вызова. опорным словом здесь может стать изучаемое понятие, явление. К каждой букве ключевого слова подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) по изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начинаться в аудитории и продолжаться дома.

Security.

S - shares, stocks, supply, stockexchange, solvency; sufficient, solvent; to supply, to satisfy, to save, to subordinate, to swap; Securities and Exchange Commission (SEC), securities house, share index, sight draft, Square Mile.

E - exchange, earning, expenses, enterprise, equity, expiry; economic, eligible, external; to expire, to execute, to exercise; equity capital, exchange rate, excess reserves, evergreen fund, earnings per share (EPS).

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

C - currency, capital, cash, cheque, commodity; current, correct, certified; to consume, to check, to charge, to compete, to consolidate; capital gains tax, cash dispenser, chamber of commerce, clearing bank, confirmed letter of credit, creative accounting.

U - unit, underwriter, unitization; unamortized, uncalled, unconfirmed, undisclosed, unincorporated, universal, unquoted, unsecured; to use, to unite, to unify, to underwrite; ultra vires, undistributed profit, unitary taxation, unliquidated damages, unsecured debt.

R - rate, ratio, recession, revenue, risk; retail, required, receivable, returned, revocable; to receive, to rally, to rent, to repay, to register, to reserve, to retain, to restrict; rate of return, refinance credit, reserve asset ratio, retail banking, retail price index (RPI).

I - income, issue, indemnity, inflation, interest, insurance, insolvency; illegal, insurable, irrevocable, inverse, internal; to invest, to issue, to incorporate, to integrate, to increase; income tax, indemnity insurance, income statement, interest rate, in-the-money option.

T - tax, takeover, term, trademark, treasure, trust, treaty, turnover; tangible, total, tax-free, temporal; to terminate, to trade, to transfer; trust fund, trade barrier, tax relief, tax holiday, tangible assets.

Y - yield, yielder, yielding, yen; yearly; yield curve, Yellow book, yearling bond, yield gap, yield to maturity; yieldtoredemption.

3. «Тонкие» и «толстые» вопросы.

Таблица так называемых «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех фаз занятия. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. «Тонкие» - это вопросы, требующие знания фактов, «толстые» вопросы предполагают развернутые ответы, понимание и размышление над смыслом материала. по ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правую колонку записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. после того, как прозвучат ответы на все вопросы, предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям. На стадии осмысления содержания этот прием используется для активной фиксации ответов во время чтения, слушания; при рефлексии - для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии требуется составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрать наиболее интересные и задать их всей группе (пример - таблица 1).

Таблица 1

Who has the right to issue shares? What is a bond (a share)?

Where are securities traded?

When was the first stock exchange opened?

What was its name? etc.

Why are shares issued?

What is the difference between a share and a bond?

What are the main challenges of modern stock exchanges?

If you traded shares of your company, what stock exchange would you prefer? etc.

4. Метод инсерт (Insert: I - interactive, N - notion, S - system, E -effective, R - reading, T - thinking).

Этот метод представляет собой систему разметок для эффективного чтения и осмысления материала. При чтении текста учащиеся на полях расставляют следующие пометки: «•/ » - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; «-» - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; «+» - если то, что вы читаете, является для вас новым; «?» - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Прочитав текст, учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причем заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.

5. Прослушайте аудиозапись новости и дайте свою оценку, заполнив таблицу (таблица 2).

Таблица 2

What are the causes of the event?

What are the consequences of the event?

What are the possible ways of solving the problem?

6. Прочитайте газетную статью о финансовом кризисе и связанных с ним проблемах. Прокомментируйте их с точки зрения правительства Вашей страны и с точки зрения правительства США, заполнив таблицу (таблица 3). Обсудите и дайте Вашу личную оценку.

Таблица 3

The RF government’s view on:

1) the causes of the crisis;

2) the economic consequences of the crisis;

3) the political consequences the crisis;

4) the social consequences of the crisis;

5) the possible ways out.

The US government’s view on:

1) the causes of the crisis;

2) the economic consequences of the crisis;

3) the political consequences the crisis;

4) the social consequences of the crisis;

5) the possible ways out.

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

7. Деловая игра.

Разыграйте данную ситуацию. Убедите Вашего партнера в необходимости подписания контракта. Приведите аргументы в пользу Вашей позиции. Опровергните контраргументы (таблица 4).

Таблица 4

Arguments for Arguments against

1. ... 1. ...

2. ... 2. ...

При выполнении трех вышеприведенных заданий требуется заполнить таблицы. Это позволяет более точно определить проблему, детально проанализировать ее, построить логическое и аргументированное высказывание по теме.

8. Business Case. Обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свои пути решения. обоснуйте.

При обучении английскому языку case study применяют и как метод обучения, и как часть профессионального образования, особенно экономического и юридического. Кейсы, используемые на занятиях по английскому языку, не такие объемные и сложные, как на профильных предметах. Их можно назвать мини-кейсами, но все они базируются на реальных данных, требующих анализа сложившейся ситуации и принятия эффективного решения. кейсы дают возможность, используя иностранный язык, применить сочетание полученных теоретических знаний по менеджменту, маркетингу, финансам и навыков критического мышления в процессе выработки плана решения поставленной проблемы.

Работа над кейсом обычно проводится в командах, которые соревнуются, предлагая наиболее эффективные решения. особое внимание уделяется развитию навыков говорения, т.к. студенты выражают свои мнения, критикуют, возражают, соглашаются, аргументируют, ведут переговоры и т.д. Навыки письменной речи формируются при выполнении таких заданий, как написание плана обсуждения, ведение протокола обсуждения, составление отчета и плана действий по осуществлению решений. При работе над кейсом целесообразно использовать материал открытых интернет-ресурсов, аудио- и видеоподкасты, что, несомненно, повышает мотивацию студентов и делает процесс решения проблемы более интересным и динамичным [2].

9. Подготовьте и представьте Ваш проект по данной проблеме.

Проекты требуют тщательной предварительной работы, поэтому они,

как правило, предлагаются на заключительном этапе работы по теме,

когда материал изучен и можно креативно использовать его в новом формате. Лучшие результаты достигаются при групповой работе над проектами.

10. Дискуссия.

один из наиболее успешных и широко применяемых приемов работы - особая форма коллективного сотрудничества, вызывающая активную мыслительную деятельность. С помощью дискуссии преподаватель умело включает студентов в разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться, и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.

Формирование современного мышления у молодого поколения (самостоятельного принятия ответственных решений в ситуациях выбора, прогнозирования их возможных последствий) является одной из задач, поставленных в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Решение этой задачи невозможно без развития у будущих специалистов критического мышления. Гуманизация образования, расширяющееся информационное поле, которое надо критически осмысливать, требуют интенсификации процесса обучения, использования новых технологий, помогающих искать, анализировать, исследовать и творчески перерабатывать учебный материал.

Технология «Развитие критического мышления» направлена на приобретение комплекса умений и навыков: извлекать необходимую информацию, вырабатывать собственное мнение, логично выстраивать цепь доказательств, отделять важное от второстепенного, интерпретировать имеющуюся информацию. Технология имеет интерактивный характер, следовательно, она повышает познавательный интерес, развивает воображение и коммуникативные навыки. Использование различных видов работы в течение занятия позволяет удержать внимание студентов, снижает утомляемость и перенапряжение. кроме того, эта технология направлена на развитие толерантности, уважения к личности человека, выдержки и доброжелательности, стимулирует потребность в новых знаниях, умениях, а также выдвижении новых гипотез, интерес к самостоятельным исследованиям, способам решения задач.

понимание роли критического мышления, с одной стороны, говорит об актуальности и перспективности данной технологии, с другой - о необходимости его целенаправленного формирования и совершенствования на всех этапах обучения.

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

)

Библиографический список

1. Варенина Л.П. Эффективность смешанного метода обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 2. С. 48-52.

2. Герасименко Т.Л., Гулая Т.М. Опыт использования подкастов и видеока-стов при интегрированном обучении профессионально-ориентированному деловому английскому языку // Открытое образование. 2013. № 1. С. 73-76 .

3. Комлева Н.В., Коновалов В.В., Никульчев Е.В. Информационно-образовательная среда современного вуза // Экономика. Налоги. Право. 2011. № 2. С. 209-212.

4. Развитие языковой компетенции у студентов неязыкового вуза с помощью смарт-технологий / Герасименко Т.Л., Грубин И.В., Гулая Т.М., Жидкова О.Н., Романова С.А. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. № 1. С. 3-6.

5. Critical Thinking Definitions // Isites.harvard.edu. URL: http://isites.harvard.edu/ fs/docs/icb.topic204027.files/01_Critical_Thinking_Definitions_and_Context pdf (дата обращения: 15.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.