Научная статья на тему 'Кейс метод на начальном этапе изучения иностранного языка в вузе'

Кейс метод на начальном этапе изучения иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / МЕТОДИКА / METHOD / СИТУАЦИЯ / SITUATION / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ / LEARNING FOREIGN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL / ИННОВАЦИОННЫЙ / ДИСКУССИЯ / DISCUSSION / TECHNIQUE / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Светлана Алексеевна

В статье описывается относительно новый метод в рамках отечественного образования, который успешно можно применять на занятиях при изучении иностранного языка в вузе кейс метод. Его суть состоит в проведении дискуссии, подразумевающей наличие проблемы и поисков вариантов её решения. Преимуществами данного метода считаются приобретение студентами умения работать самостоятельно, находить нужную информацию и работать с ней, структурировать, обобщать, анализировать и делать выводы по теме. Освоив методику работы с кейсом, студенты овладевают умением вести дискуссию, аргументировать, представлять и защищать собственные проекты, проявляют инициативу, доказывают и обосновывают свою точку зрения. Также данный метод, несомненно, позволяет сформировать у студентов самостоятельность мышления, и развивают его критическую грань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Case method at the basic stage of learning a foreign language in high school

The article describes a relatively new technique in the national education used in the classroom when learning a foreign language in high school the case method. Its essence consists in the discussion, implying the existence of a problem and searching for solutions. The advantages of this method are considered to provide students with the ability to work independently, to find and work with the right information, to structure, summarise, analyse and draw conclusions on the topic. Having mastered the technique of working with casemethod, students improve the ability to debate, to argue, to present and defend their own projects, they show initiative, prove and justify their point of view. Also, this method, beyond doubt, allows the students to form independent thinking, and develop its critical line.

Текст научной работы на тему «Кейс метод на начальном этапе изучения иностранного языка в вузе»

УДК 378.881.111.1

Смирнова Светлана Алексеевна

кандидат культурологии, доцент Костромской государственный университет Grace-noire@yandex.ru

КЕЙС МЕТОД НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

В статье описывается относительно новый метод в рамках отечественного образования, который успешно можно применять на занятиях при изучении иностранного языка в вузе - кейс метод. Его суть состоит в проведении дискуссии, подразумевающей наличие проблемы и поисков вариантов её решения. Преимуществами данного метода считаются приобретение студентами умения работать самостоятельно, находить нужную информацию и работать с ней, структурировать, обобщать, анализировать и делать выводы по теме. Освоив методику работы с кейсом, студенты овладевают умением вести дискуссию, аргументировать, представлять и защищать собственные проекты, проявляют инициативу, доказывают и обосновывают свою точку зрения. Также данный метод, несомненно, позволяет сформировать у студентов самостоятельность мышления, и развивают его критическую грань.

Ключевые слова: метод, ситуация, изучение иностранного языка в вузе, методика, инновационный, дискуссия.

Преподаватель иностранного языка современного вуза, учитывая новые требования ФГОС, стремительно развивающиеся потребности общества, запросы и стремления самих студентов, просто обязан непрерывно самосовершенствоваться, повышать свою квалификацию, изучать и применять инновационные эффективные методики обучения своему предмету [3].

Иностранный язык - предмет специфический, но в связи с внедрением двухуровневой системы высшего образования, изучение его приобрело первостепенное значение, так как должное владение иностранным языком открывает перед выпускниками вузов новые возможности продолжения учёбы в зарубежных образовательных учреждениях или получение искомой должности в ведущих организациях выбранной ими отрасли или за рубежом.

В настоящее время студенту вуза не достаточно только уметь читать и переводить тексты на иностранном языке в сфере своей профессиональной деятельности, а также понимать иноязычную речь, ему необходимо уметь общаться, то есть быть активным участником иноязычной коммуникации, а для этого необходимо владеть грамматическим и лексическим материалом. Современный студент должен быть активным участником образовательного процесса, он способен вести самостоятельный поиск и обрабатывать полученные сведения. Особенную ценности приобретают такие навыки, как умение анализировать и оценивать информацию, представить и защитить собственный проект, проявить инициативу, вести дискуссию и обладать критическим мышлением.

Чтобы помочь студенту достигнуть поставленных целей преподавателю следует совмещать традиционные методики преподавания с инновационными. Последние всегда вызывают живой отклик среди обучаемых, интерес и повышение мотивации при изучении предмета.

Одним из интересных методов, который является достаточно новым в рамках отечественного

образования является так называемый метод Case Method (от английского case - случай, то есть «обучающий случай»). Это метод проведения дискуссии со студентами. Он пользуется большой популярностью, так как он основан на прорабатывании реальных жизненных ситуаций, которые всегда интересны обучающимся.

Суть кейс метода заключается в том, что на учебном занятии преподаватель организует дискуссию, исходя из определённых учебных тем, ситуаций, ориентирующих студентов на формулировании проблемы (или формулирует её сам) и поиске вариантов её решения. Зачастую, поняв суть использования метода, студенты с удовольствием предлагают свои темы для обсуждения, интересные и волнующие конкретную возрастную группу. Это могут быть абсолютно любые темы от политических и социальных обсуждений до предпочтений в музыке и кино.

Кейсы могут быть практическими, обучающими, научно-исследовательскими и даже развлекательными. Но на занятиях по иностранному языку в вузе, разумеется, абсолютно любой кейс обязательно несёт в себе обучающую функцию, так как требует правильного употребления грамматических и лексических структур.

Кейс метод имеет большое количество преимуществ. При подготовке к подобным занятиям студенты много работают самостоятельно, учатся находить и работать с нужной информацией, структурировать, обобщать, анализировать и делать выводы по теме. Здесь каждый может проявить себя творчески, предложить что то своё, при этом немаловажным является умение работать в группе, слушать своих собеседников, поддерживать сторонников и отвечать оппонентам, доказывать свою точку зрения. Студенты учатся выстраивать логические схемы решения проблемы. На подобных занятиях студенты никогда не скучают, даже те, кто владеет иностранным языком хуже, чем другие, активно и с удовольствием включаются в работу, ведь им предоставляется возможность подготовиться заранее.

© Смирнова С.А., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

145

KBQRWfliWiM ЕТОДМКОМ бШШИИреЯмя иностранного языка в вузе

Большим достоинством данного метода в применении его на занятиях по иностранному языку представляется то, что он является комплексным и затрагивает все виды речевой деятельности, а именно чтение, говорение, письмо и аудирование. Обучающиеся имеют практическую возможность общения на иностранном языке в живом взаимодействии с другими участниками учебной группы и преподавателем.

Разумеется, при всей своей привлекательности подобные уроки требуют больших трудозатрат и со стороны студентов и самого педагога, поэтому необходимо провести тщательную предварительную подготовку.

Темы кейсов могут быть абсолютно любыми, но в самом начале обучения, на одном из первых уроков иностранного языка, предпочтительно провести занятие по теме «Relationship. Love. Making couples. Marriage». Студентам, в силу их возраста, обычно интересна и близка эта тема, они много и горячо дискутируют, увлечённо работают с материалом. Также немаловажным является стремление обучаемых продемонстрировать свои знания и «отличиться» перед педагогом и сокурсниками. Также эта тема является удобной и для самого преподавателя, так как является одной из самых несложных и даёт возможность сразу же увидеть возможности каждого обучаемого, задействовать в работе всех, оценить их общий и индивидуальный потенциал.

Итак, роль преподавателя на начальном этапе -объявить тему проблемного занятия-кейса, предварительно проработать лексический и грамматический материал. Учитывая то, что уровень владения иностранным языком у всех студентов разный, они должны изучить материалы кейса индивидуально в качестве домашнего задания. Как показала практика, после подобной проработки групповая работа проходит легче, участие в дискуссии - более плодотворно. Студенты не стесняются высказывать своё мнение, дискутировать, так как чувствуют себя более подготовленными в языковом плане.

После изучения лексического материала и его проработки в упражнениях, преподаватель определяет проблемное направление занятия «Which is the best relationship for me?» Согласно заявленной теме студенты проводят опросы «Идеальные отношения, какие они?», «Ранний или поздний брак», «Замуж за иностранца», «Гостевой брак», «Дети и гражданский брак», «Причины частых разводов». Изучив полученные сведения, студенты в группах составляют сравнительную таблицу полученных данных. После этого они проводят социальный мониторинг данных в своей стране (своём городе) и в Англии (Америке, Канаде, или другой стране изучаемого языка) по заданной теме, после чего должны выразить своё мнение по проблеме, сделать выводы.

Вначале преподаватель готовит кейс - то есть студентам сначала объясняется, как провести

опрос (среди родителей, друзей, однокурсников), как составить сравнительную таблицу, где взять информацию для проведения мониторинга, можно дать ссылки в Интернете на видеофильмы и телепрограммы по теме.

Для опроса подойдут такие вопросы как:

1. What is the best age for a woman (a man) to get married?

2. When would you like to marry?

3. What are the qualities you want to see in you beloved person?

4. What is more important nowadays: financial stability or love?

5. What in your opinion is the key to family happiness?

Большой интерес вызывает тема "Mixed marriages" и вопросы, связанные с ней:

1. Could you marry a man (a woman) from other country?

2. What are the pros and cons of such families?

3. Do you agree that such couples are more stable than one nationality's couples?

В качестве одного из заданий предлагается составление таблицы: Build up a list of problems you think russian (mixed) couple will face. Discuss the importance of the following in the family life:

1. family and career

2. in-laws

3. children, their education and upbringing

4. religion

5. attitude to men and women

Согласно заданным преподавателем проблемным вопросам (а студенты могут предложить и свои) проводится социальный мониторинг, а именно наблюдение, оценка и прогноз на будущее.

В целом работа над кейсом может продолжаться в течение довольно длительного времени. Вначале преподаватель готовит текст кейса и все «вкладки» (тексты, диалоги, видео фильмы, аудио записи, презентации). Затем студенты работают в группе, проводят исследования и опросы, предоставляют результаты. На следующем этапе кейс анализируется, полученные результаты сравнивают и обсуждают. Далее, самое важное, происходит дискуссия и выдвигается решение проблемы (если кейс содержит проблему) или вывод. После чего следует обобщающее выступление преподавателя, в котором обобщаются результаты и подводятся итоги.

Завершающий этап - это оценка обучающихся. При этом рекомендуется использовать десятибалльную систему, так как по традиционной пятибалльной, бывает сложно оценить уровень подготовки, правильность речи, грамматики, лексики, соблюдения речевых норм и этикета, творческий подход, объем проделанной работы и другое.

Разумеется, как и у всех других, у данного метода есть свои недостатки. Преподаватель, несо-

146

Вестник КГУ 2018

мненно, потратит много времени на подготовку к подобному уроку. Сложно спланировать деятельность обучаемых, учитывая недостаточное количество аудиторных часов, зачастую слабый уровень владения иностранным языком у обучаемых, их разные интересы и даже их психологические особенности. Также необходимо умело сочетать индивидуальные и групповые виды работы.

Не смотря на то, что применение метода учебных кейсов требует от преподавателя много усилий и педагогического мастерства, однако он позволяет сформировать у студентов самостоятельность мышления, умение аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Участники дискуссии учатся корректно задавать вопросы и высказываться, не перебивая друг друга, делать грамотные комментарии, соблюдать регламент, проявлять активность, уметь работать в коллективе и принимать решения. Но, в случае, если педагог и обучаемые увидят результаты своего труда, они получат удовлетворение и удовольствие от проделанной работы.

Представляется, что преподаватели иностранного языка могут с успехом задействовать данный метод в рамках аудиторных часов, при этом будет задействована вся группа студентов. Подобные виды работы значительно повышают интерес обучаемых к изучению иностранного языка, учат работать индивидуально и в коллективе, помогают снять психологический стресс, который испытывают ученики, недостаточно хорошо владеющие иностранным языком, раскрепощают и предоставляют возможность раскрыть творческий потенциал не только студентов, но и самого педагога. Поэтому студенты обычно охотно и с удовольствием принимают участие в подобного рода видах деятельности.

Библиографический список

1. Ефремова О.И. Структурно-функциональная модель подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 2. - С. 160-164.

2. Писаренко В. И. Система инновационного гуманитарного образования в техническом вузе. -Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. - 375 с.

3. Смирнова С.А. Исследование инновационных методик преподавания иностранного языка в вузе с целью развития критического мышления обучаемых // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 2. - С. 151-154.

References

1. Efremova O.I. Strukturno-funkcional'naya model' podgotovki budushchih uchitelej inostrannogo yazyka k ispol'zovaniyu igrovyh tekhnologij v professional'noj deyatel'nosti // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. - 2015. - T. 21. -№ 2. - S. 160-164.

2. Pisarenko VI. Sistema innovacionnogo gumanitarnogo obrazovaniya v tekhnicheskom vuze. -Taganrog: TTI YUFU, 2007. - 375 с.

3. Smirnova S.A. Issledovanie innovacionnyh metodik prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuze s cel'yu razvitiya kriticheskogo myshleniya obuchaemyh // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. -2017. - № 2. - S. 151-154.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.