Научная статья на тему 'Инновационные технологии в обучении студентов вуза'

Инновационные технологии в обучении студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
868
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕВЕРСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» / СИСТЕМА MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Мария Александровна

Современные тенденции в образовании требуют персонализации учебного процесса, его адаптации к психологическим особенностям, интересам и способностям студентов. Этому способствует применение инновационных технологий в образовании, в частности модели«перевернутый класс» и системы дистанционного образования Moodle. Они помогают развить критическое мышление студентов, использовать методы проектирования, моделирования, исследовательских задач, метод кейсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в обучении студентов вуза»

УДК 37.01

М. А. Миронова

Смоленский государственный университет, Смоленск

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Современные тенденции в образовании требуют персонализации учебного процесса, его адаптации к психологическим особенностям, интересам и способностям студентов. Этому способствует применение инновационных технологий в образовании, в частности модели «перевернутый класс» и системы дистанционного образования Moodle. Они помогают развить критическое мышление студентов, использовать методы проектирования, моделирования, исследовательских задач, метод кейсов.

Ключевые слова: смешанное обучение, реверсивное обучение, «перевернутый класс», система Moodle.

Сегодня технический прогресс влияет на все сферы жизни человека, в том числе и на образование. Меняются психологические особенности студентов: появляется рассеянное внимание, клиповое мышление. Современным студентам сложнее сосредоточиться и воспринимать слож-ную информацию длительное время, они избегают монотонной работы. Учитывая эти особенности, педагоги стремятся модернизировать процесс обучения, применяют игровые технологии на занятиях, используют технологические средства (мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, персональные компьютеры). Некоторые преподаватели стремятся индивидуализировать обучение для того, чтобы учитывать психологию каждого ученика, его склонности, интересы и способности. Этому помогает инновационная модель в образовании «перевернутый класс». Эта модель относится к смешанному типу обучения. Впервые ее применили американские педагоги Джонатан Бергман и Аарон Сэмс. В данном исследовании рассматривается реализация модели «перевернутый класс» в современном образовании и ее применение на практике в процессе преподавания курсов «Мультимедийная журналистика» и «История зарубежной журналистики».

В рамках концепции обучения «перевернутый класс» ученики изучают лекционный материал и презентации дома, а домашнее задание выполняют в классе. Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает исследовательский подход, а не простое запоминание фактов. Такой подход делает ставку на понимание информации. Ученик формулирует для себя вопросы, которые остались неясными, для того, чтобы задать их преподавателю во время занятия. В этом и заключается индивидуальный подход к обучению: преподаватель на занятии во время выполнения домашнего задания стимулирует учеников к осмыслению изученного материала и отвечает на вопросы каждого студента. Занятие в аудитории строится на основе упражнений, тренингов, дискуссий. Это также способствует глубокому анализу пройденного материала.

Некоторые преподаватели стремятся усовершенствовать эту модель обучения. Например, Брайан Бенетт на своих уроках в рамках модели «перевернутого класса» учитывает индивидуальные особенности учеников. Он делит их на группы в зависимости от того, какой тип восприятия информации им ближе: аудиальный или графический. В зависимости от этого он подбирает задания для учеников, а затем смешивает группы, чтобы ученики могли поделиться опытом обучения друг с другом [1].

Преподаватель, работая по модели «перевернутого класса», может использовать разные формы представления лекционного материала. Он может выслать студентам текст лекции с мультимедийной презентацией в качестве иллюстрации теоретического материала. Некоторые преподаватели записывают подкасты или водкасты. Подкаст - это лекция, прочитанная преподавателем и записанная в форме аудиофайла. Студент может скачать подкаст на свой компьютер и прослушать в удобное время. Водкаст - это лекция, записанная как видеофайл. Лекции в видеоформате более востребованы студенческой аудиторией, однако они требуют более тщательной подготовки. Если у преподавателя нет возможности записать видеолекцию, он может воспользоваться различными видеохостингами. Например, на канале You Tube есть большое количество лекций на самые разные темы, записанные другими преподавателями.

Первый этап изучения темы, который студент осваивает самостоятельно, состоит из видеолекции, поясняющих текстов и тестов, проверяющих начальное освоение темы. На следующем этапе, в аудитории, преподаватель объясняет студентам сложную часть теоретического материала, отвечает на их вопросы, а студенты выполняют исследовательские задания. И третий, заключительный, этап освоения темы - выполнение студентами более сложных тестов, проверяющих понимание и усвоение материала [7. С. 37].

Модель «перевернутого класса» - это модель активного обучения. Даже усвоение лекционного материала - это не пассивное слушание, а интерактивный процесс. Просматривая видеолекцию, ученик может повторно прослушать непонятные моменты и пропустить то, что он уже хорошо знает. Во время аудиторных занятий студенту также предоставляется больше возможностей для активного обучения. Он может обсудить содержание лекции, самостоятельно искать решения в рамках исследовательских задач, в ходе групповой работы обмениваться опытом друг с другом. Модель «перевернутого класса» ориентирована на большую самостоятельность студента в учебном процессе и отработку практических навыков [6. С. 63].

Модель «перевернутого класса» имеет свои достоинства и недостатки. Преимущества этой модели обучения состоят в том, что формат видеолекций способствует лучшему усвоению материала. Студент может повторно прослушать непонятный момент лекции благодаря тому, что все видеолекции находятся в свободном доступе, студент может вернуться к тому материалу, который он забыл. Пропуск аудиторного занятия не влияет на степень освоения учебного курса, так как видеолекции доступны на интернет-платформе. Во время аудиторных занятий преподаватель ориентирован на проверку и контроль знаний учеников с учетом их психологических особенностей, интересов, способностей, то есть реализуется индивидуальный подход в обучении. Недостатки этой модели заключаются в том, что она ориентирована на активную роль ученика и требует большей ответственности студентов при обучении. Одно из условий успешности модели «перевернутого класса» - мотивация к обучению и умение работать самостоятельно. Если у студента нет этих качеств, ему будет сложно работать в рамках этой модели. Концепция «перевернутого класса» тесно связана с использованием технических средств (компьютеров, ноутбуков, планшетов, мобильных телефонов). Это вносит определенные ограничения в учебный процесс [5]. Не случайно исследователь О. А. Дергачева отмечает, что модель «перевернутого класса» успешнее всего реализуется в классах с повышенной мотивацией к обучению и при обязательном наличии у учеников домашних компьютеров с выходом в Интернет. Эта модель обучения нацелена на отработку практических навыков на материале исследовательских заданий, упражнений, проблемных дискуссий, для чего необходима познавательная активность студента, желание принимать участие в исследовательских экспериментах, способность к анализу и инициативность в обучении [2. С. 98].

Исследователь Н. А. Толстова рассматривает модель «перевернутого класса» в контексте синхронного и асинхронного обучения. Эти термины, как правило, применяют в отношении онлайн-обучения. В контексте рассматриваемой инновационной модели асинхронное обучение - это самостоятельное изучение теоретического материала студентом дома на основе образовательных ресурсов, размещенных на определенном интернет-портале. Преподаватель выкладывает лекционный материал и проверочные тесты в сети Интернет и предоставляет студентам временной интервал для изучения этих материалов, например неделю. Каждый из учеников проходит обучение в удобное для него время. Синхронное обучение происходит в учебной аудитории под руководством преподавателя. Именно такая организация учебного процесса позволяет отнести модель «перевернутого класса» к образовательной модели смешанного обучения [8. С. 110].

Исследователь Д. Е. Жданова определяет концепцию «перевернутого класса» как разновидность реверсивного обучения. Это направление в образовании развивает бельгийский педагог Марсель Лебрен. В рамках реверсивного обучения педагог может осуществлять более сложный тип преподавания с использованием творческих заданий. В такой усложненной модели обучения студенты самостоятельно ищут материал на заданную тему и готовят презентации. Во время аудиторных занятий они представляют подготовленный материал, в то время как их однокурсники критически оценивают и обсуждают их работу. При такой модели обучения студенту предоставляется полная свобода для творческой самореализации. Преподаватель при этом

выступает модератором образовательного процесса. Он направляет студентов, ведет проблемные дискуссии, подсказывает направление творческих поисков. Реверсивное обучение позволяет использовать такие методы, как проектное обучение, моделирование, метод кейсов. Оно может быть успешно реализовано при обучении нынешнего поколения студентов, ориентированных на быстрый результат и технологизацию образовательного процесса [3. C. 131].

Применение модели «перевернутого класса» вызывает необходимость размещать учебные материалы в сети Интернет. Для этого можно использовать разные базы данных и интернет-платформы. Сегодня наиболее распространенной образовательной интернет-платформой является система дистанционного обучения Moodle. Она предназначена для разработки электронных курсов и управления обучением. Курс, разработанный в Moodle, состоит из нескольких модулей, сгруппированных по темам и неделям обучения. В каждый модуль можно включать мультимедийные элементы: интерактивную лекцию, тест, задание, гиперссылку, форум [4. C. 170].

Модель «перевернутый класс» и система дистанционного обучения Moodle использованы нами при подготовке курсов «Мультимедийная журналистика» и «История зарубежной журналистики». Курс «Мультимедийная журналистика» рассчитан на формирование практических навыков для работы журналиста в digital-среде. В связи с этим лекционный теоретический материал сведен к минимуму. Студенты изучают теорию по готовым материалам из Интернета, специально подобранным преподавателем. Эти материалы, как правило, содержат необходимые иллюстрации, поэтому преподавателю нет необходимости готовить презентации на основе лекционного материала, что существенно экономит его рабочее время. Студенты изучают теорию во время аудиторных занятий и могут сразу же задать вопросы преподавателю, если что-то осталось для них непонятным. Самостоятельное изучение теоретических материалов способствует более успешному их усвоению, потому что студент изучает тексты в удобном для него темпе, может перечитать непонятные места. Материалы доступны в системе Moodle в любое время, так что студент может обратиться к ним, если что-то забыл. После изучения теории учащиеся приступают к выполнению практических заданий. Они посвящены изучению мультимедийных сервисов, полезных для журналиста интернет-издания. Для наиболее сложных сервисов предусмотрены видеоинструкции. Однако большинство сервисов имеет интуитивно понятный интерфейс, и современные студенты довольно быстро их осваивают самостоятельно. Система Moodle предоставляет возможность размещать на своей платформе аудио-, видео-, фото-и мультимедийные элементы. Это позволяет сделать курс «Мультимедийная журналистика» визуально насыщенным, что очень важно для привлечения внимания современных студентов. В рамках курса «Мультимедийная журналистика» мы немного модернизировали концепцию «перевернутого класса». Основная работа проходит в аудитории под руководством преподавателя, однако при этом преподаватель выступает только как модератор, а студенты изучают тему полностью самостоятельно. Такая активная роль учащегося позволяет ему лучше включаться в учебный процесс и быть более ответственным при обучении.

В рамках курса «История зарубежной журналистики» учебный процесс разделен на два этапа. Сначала студенты самостоятельно изучают лекционный материал. В системе Moodle в каждом тематическом модуле размещена учебная литература и монографии в формате pdf для более глубокого изучения темы. На практическом занятии в аудитории студенты готовят презентацию одного из вопросов семинара на основе лекционного материала и дополнительной литературы. Для выполнения задания учащиеся выбирают один из мультимедийных сервисов, список которых размещен также в системе Moodle. Такая форма выполнения задания преследует несколько целей. С одной стороны, она обеспечивает наличие межпредметных связей: в курсе «История зарубежной журналистики» закрепляются практические навыки, формируемые в рамках курса «Мультимедийная журналистика». С другой стороны, интерактивная и мультимедийная форма подготовки ответа на вопрос семинара позволяет использовать разные формы контента: текстовый, фото, аудио, видео, что способствует более разностороннему изучению темы. В процессе преподавания курса «История зарубежной журналистики» выяснилось, что студенты редко обращаются к размещенным в системе Moodle учебникам и монографиям. Их больше привлекает визуальный и мультимедийный контент, что вполне объяснимо, поскольку это поколение воспитывается в digital-среде.

Таким образом, использование инновационных технологий в образовании позволяет адаптировать учебный процесс к психологическим особенностям современного студенческого поколения. Сегодня важным становится формирование практических навыков, активной и самостоятельной роли в обучении, использование мультимедийных технологий. В эпоху информационной перенасыщенности и фейковых новостей в преподавании журналистики важным становится формирование критического мышления у будущих журналистов. Этому также способствует применение технологии «перевернутый класс». В рамках этой модели студенты на занятиях решают исследовательские задачи, предлагают свои варианты выхода из проблемных ситуаций, готовят учебные проекты. Навыки аналитического мышления, которые формируются на практических занятиях в модели «перевернутый класс», позволяют студентам в будущем быть более подготовленными к профессии журналиста.

Список литературы

1. Гараев, И. М., Варфоломеева, Т. Н. Структурные особенности и рекомендации по использованию смешанной модели обучения «перевернутый класс» [Электронный ресурс] / И. М. Гараев, Т. Н. Варфоломеева. - URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6731 (дата обращения: 15.08.2018).

2. Дергачева, О. А. Перспективы применения технологии «перевернутый класс» [Текст] / О. А. Дергачева // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. - М., 2017. - С. 98-100.

3. Жданова, Д. Е. Анализ понятия реверсивного обучения [Текст] / Д. Е. Жданова // Наука нового времени: сохраняя прошлое - создаем будущее. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 130-132.

4. Заводчикова, Н. И., Плясунова, У. В., Суворова, М. А. Использование системы дистанционного обучения Moodle для организации самостоятельной работы студентов дневной формы обучения [Текст] / Н. И. Заводчикова, У. В. Плясунова, М. А. Суворова // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». - 2016. - Т. 22. № 4. - С. 170-174.

5. Ищенко, А. «Перевернутый класс» - инновационная модель обучения [Электронный ресурс] / А. Ищенко // Учительская газета. - URL: http://www.ug.ru/method_article/876 (дата обращения: 15.08.2018).

6. Кайгородцева, Н. В., Шкуро, Е. Ю. Применение концепции «перевернутого класса» в системе высшего образования [Текст] / Н. В. Кайгородцева, Е. Ю. Шкуро // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». - 2016. - № 1. - С. 61-64.

7. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. - М.: Луч, 2016. - 640 с.

8. Толстова, Н. А. «Перевернутый класс» как модель смешанного обучения [Текст] / Н. А. Толстова // Теоретические и прикладные аспекты лингвистики. М., 2015. - С. 105-113.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING UNIVERSITY STUDENTS

Mironova M. A., Smolensk State University, Smolensk, [email protected]

Modern trends in education require personalization of the educational process, its adaptation to the psychological characteristics, interests and abilities of students. The use of innovative technologies in education, in particular, the inverted classroom model and the Moodle distance education system helps it. The technologies, design methods, modelling, research tasks, case method help students to develop critical thinking. The inverted classroom model refers to the type of mixed or reverse training. This means that students have to study topic first by themselves, and then condense theoretical material in the classroom under the guidance of the teacher. Creative tasks, problematic discussions within the framework of this model allow students to examine the topic more deeply, to learn how to analyze theoretical material, and not just memorize it, to learn how to express predicaments based on the studied material and independently seek solutions to complex problems. The inverted classroom model trains the responsible attitude in the learning process. But the

student is the one on who depends how deeply and versatile he/she will study the proposed topic of the training course.

Key words: mixed education, reverse education, inverted classroom, Moodle system.

References

1. Garaev, I. M. and Varfolomeeva, T. N. "Strukturnye osobennosti i rekomendacii po ispol'zovaniyu smeshannoj modeli obucheniya «perevernutyj klass»" [=Structural features and recommendations on the use of the mixed model of training "flipped classroom"], in: Sovremennaya pedagogika [=Modern Pedagogy], available at: http://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6731, accessed 15.08.2018 (in Russ.).

2. Dergacheva, O. A. (2017), "Perspektivy primeneniya tekhnologii «perevernutyj klass»" [=Prospects for using the technology "flipped classroom"], in: Aktual'nyeproblemyfilologii i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov [=Actual problems of philology and methods of teaching foreign languages], Moscow, pp. 98-100 (in Russ.).

3. Zhdanova, D. E. (2017), "Analiz ponyatiya reversivnogo obucheniya" [=Analysis of the concept of reverse learning], in: Nauka novogo vremeni: sohranyaya proshloe - sozdaem budushchee [=The Science of Modern Times: Preserving the Past - Creating the Future], St. Petersburg, pp. 130-132 (in Russ).

4. Zavodchikova, N. I., Plyasunova, U. V. and Suvorova, M. A. (2016), "Ispol'zovanie sistemy distancionnogo obucheniya Moodle dlya organizacii samostoyatel'noj raboty studentov dnevnoj formy obucheniya" [=Using the Moodle Distance Learning System to organize the independent work of full-time students], in: Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika [=Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Socio-kinetics], Т. 22, № 4, Kostroma, pp. 170-174 (in Russ.).

5. Ishchenko, A. "«Perevernutyj klass» - innovacionnaya model' obucheniya" [="Flipped classroom" - innovative model of training], in: Uchitel'skaya gazeta [=Teacher's newspaper], available at: http://www.ug.ru/method_article/876, accessed 15.08.2018 (in Russ.).

6. Kajgorodceva, N. V. and SHkuro, E. YU. (2016), "Primenenie koncepcii «perevernutogo klassa» v sisteme vysshego obrazovaniya" [=The application of the concept of "flipped classroom" in the system of higher education], in: Omskij nauchnyj vestnik. Seriya: Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost' [=Omsk Scientific Bulletin. Series: Society. History. Modernity], Omsk, pp. 61-64 (in Russ.).

7. Klarin, M. V. (2016), Innovacionnye modeli obucheniya: Issledovanie mirovogo opyta [=Innovative Learning Models: A World Experience Study], Moscow, pp. 640 (in Russ.).

8. Tolstova, N. A. (2015), "«Perevernutyj klass» kak model' smeshannogo obucheniya" [="Flipped classroom" as a model of mixed learning], in: Teoreticheskie iprikladnye aspekty lingvistiki [=Theoretical and applied aspects of linguistics], Moscow, pp. 105-113 (in Russ.).

Миронова Мария Александровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и журналистики филологического факультета, Смоленский государственный университет.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.