2. Проведение процедур экономии текущих затрат предприятия.
3. Реструктуризация кредиторской задолженности.
Таким образом, использование потенциала накопленного опыта ЮНИДО - специализированного учреждения ООН при осуществлении стратегий инвестирования в развитие промышленного бизнеса и применении методик составления бизнес-планов, основанных на методике ЮНИДО, в антикризисном управлении может обеспечить выход промышленного предприятия из состояния неплатёжеспособности и реализацию новой российской промышленной политики.
Список литературы
1. Проект Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации. - URL: http://asozd2.duma.gov.ru (Дата обращения 09.11. 2014).
2. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конку -рентоспособности». Официальный портал Министерства промышленности и торговли РФ. URL: http://minpromtorg.gov.ru/ (Дата обращения 06.11. 2014).
3. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) как партнер в системе глобального развития http://www.un.org/ru/ecosoc/unido/facts.shtml (Дата обращения 16.10 2014).
4. Центр ЮНИДО в РФ. - URL: http://www.unido.ru/overview/center/ (Дата обращения 01.11 2014).
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Туракулова Феруза Аминовна, Шерматова Хуршида Каримовна, Джурабаева Дилобар Шералиевна
Узбекистан, г. Коканд, КГПИ,
В данной статье расскрывается использование интерактивных методов обучения студентов.
Авторы изложили, содержание, методику, формы таких интерактивных методов как: «Инсерт», «ЗХУ», «Мозговая атака», «Кластер», «Син-квейн» и др.
Использование подобных интерактивных методов являются одним из средств пробуждения интереса к знаниям, способствуют более глубокому усвоению материала, развивают критическое и логическое мышление студентов.
На современном этапе модернизации сферы образования особое значение приобретают эффективные методы обучения. Модернизация образования направлена на изменение не только содержания изучаемых предметов, но и подходов к методам преподавания, на расширение арсенала методических приемов, активизации деятельности студентов в ходе занятий,
приближение изучаемых тем к реальной жизни, творческий подход и поиск путей решения различных ситуаций.
Проблема методов в педагогике - одна из важнейших. Это сердцевина учебного процесса, важное связующее звено между запрограммированной целью и конечным педагогическим результатом. Методы обуславливают цели, содержание, принципы, формы обучения. В практике используется такие методы: -традиционные -интерактивные.
На этапе актуализации (восстановление) знаний используются такие методы как: «Кластер», «Мозговой штурм», фокусирующие вопросы, проблемные вопросы, блиц-опрос, блиц-игра; на этапе осмысления новой информации: продвинутая лекция, взаимное обучение, ЗХУ - Знаю/ Хочу знать/ Узнал, двойной дневник, зигзаг I, II, инсерт (метод пометок), дискуссия, обучение сообща, кейс-метод (кейс-стади), метод проектор, дебаты, академическая полемика, АВВ: альтернативы, возможности, выбор, Дель-фи и др.
На этапе размышления и систематизации новой информации используются: синквейн, категориальный обзор, эссе, концептуальная таблица, кластер, Т-схема, диаграмма Венна, инсерт и др.
Модернизация образования дало эффективное использование интерактивным методам в обучении. Приведем пример использования таких интерактивных методов как «Инсэрт», ЗХУ, Мозговой штурм и Мозговая атака в обучение студентов.
«Инсэрт» - интерактивная система пометок для эффективного чтения мышления (по начальным буквам на английском языке), процедура, кото -рая начинается с поиска предыдущих знаний и постановки вопросов для пометок в тексте, а затем разметка различных видов информации, которая встречается в тексте.
Инсэрт -это мощный инструмент, поскольку он дает студентам возможность активно отслеживать свое собственное понимание в процессе чтения. Такое явление, когда человек дочитывает страницу и совершенно не может вспомнить ничего из того, что он только что прочитал, является типичным для многих читателей. Это пример того, как человек читает, не понимая, что читает, не принимая активного познавательного участия в процессе чтения, не отслеживая понимания. Очень часто студенты подходят и к другим видам познавательной деятельности столь же пассивно. Реализация стадии осмысления имеет важное значение для процесса познания, так как можно упустить возможности обучения, если обучаемый пассивен.
Инсэрт-это инструмент для поддержания активности в работе с текстом. Текст должен быть по темам. Глубокому усвоению материала студентам поможет таблица «Инсэрт».
Таблица «Инсэрт» помогает структуризировать имеющиеся знания в какой - либо области:
1. Определить известное
2. Новую информацию
3. Предварительные заблуждения (ошибки)
4. Дальнейшие направления для исследования
V (1) + (2) - (3) ? (4)
Перед выполнением таблиц надо знать, что обозначают символы.
«V» - (да) - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете,
или думали, что знаете;
«-» - (минус), - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
«+» - (плюс) если то, что вы читаете, является для вас новым;
«?» - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Таблица делается индивидуальной, чтобы разяснить полученную информацию по категориям, аналогично тому, как это представлено в верней таблице.
Тексты раздаются всем по одному и педагог объясняет: читаете текст, вы одновременно должны делать пометки на полях текста.
В таблице ЗХУ имеется рациональное новшество:
1. В колонке «хотим узнать» студенты определяют направление исследования, которое позволит расширить их базу опорных знаний
2. Когда ученик ставит перед собой вопрос и сам пытается найти на него ответ, по сути это и есть осмысленное и творческое познание
Таблица «ЗХУ»
Знаем Хотим узнать Узнали
Мозговой штурм - способ группового поиска решений определённой проблемы в процессе обучения.
- Никакой взаимной оценки и критики! Воздержись от оценки предлагаемых идей, если даже они фантастичны и невероятны - всё дозволено.
Не критикуй - все высказываемые идеи равносильно ценные.
- Не прерывай выступающего! Воздержись от замечаний!
- Целью является количество! Чем больше будет высказано идей, тем лучше: больше вероятности для появления новой и ценной идеи.
- Не огорчайся и не возмущайся, если идеи повторяются.
- Разреши воображению «бушевать»! Не отбрасывай возникающие у тебя идеи, даже если они на твой взгляд. Не соответствуют принятым схемам.
- Не думай, что эта проблема может быть решена только известными способами.
- Идеи обобщаются, корректируются, по возможности вырабатывается единое мнение и определяется представитель для презентации.
Мозговая атака - действие по свободной выработке множества идей относительно темы, первоначально без их критики
Во-первых, старайтесь планировать урок на основе трехступенчатой модели обучения (ВОР). Необходимо принимать во внимание, что проект не является набором отдельных стратегий. Каждая из стратегий преследует определенную цель на каждом из этапов трехступенчатой модели урока. Поэтому, целесообразно использовать 2-3 стратегии, которые четко вписываются в общую структуру урока. В качестве образца предлагаем следующую модель:_
Стадия вызова Стадия Осмысления Стадия Размышления
Кластер Категориальный обзор Новый материал, Пометки Инсерт Аргументированное эссе
Цели: обобщить известное по теме, вызывать интерес Цели: соотнести новую информацию по теме с уже известной, поддержать интерес Цели: применить новые знания, основываясь на собственном опыте, интегрировать полученные знания
Кластер (англ. cluster - гроздь, кисть) - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (кучка, связка). Стимулирует актуализацию (восстановление) знаний, помогает свободно и открыто вовлекать в мыслительный процесс новые ассоциативные представления по теме.
1. В центре классной доски или большого листа бумаги пишется ключевое слово (название темы из 1-2-х слов).
2. По ассоциации с ключевым словом приписывают сбоку от него в кружках меньшего размера «спутники» - слова или предложения, которые связаны с данной темой; соединяют их мнениями с «главным» словом. У этих «спутников» могут быть «малые спутники» и т.д.
3. Записывайте всё, что приходит вам на ум. Не судите о качестве идей: просто записывайте всё, что связано с данной темой.
4. Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы.
5. Не переставайте писать, пока не закончится отведённое время. Если идеи вдруг перестанут приходить вам на ум, то порисуйте на бумаге, пока у вас не появятся новые идеи.
6. Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
Кластер «Дидактика»
В заключении можно констатировать, что интерактивные методы обучения - это специальные способы познавательной деятельности, построенные на основе взаимодействия педагога и студента, студента и студента, студента и компьютера. Цель применения: организация познавательной деятельности обучаемых, создание комфортных условий для продуктивного процесса обучения. Задачи: активизация познавательной деятельности; создание высокой мотивации; развитие критического мышления; овладение логикой поиска; формирование умений принимать или предлагать оптимальное решение, вовлечение всех обучаемых в процесс коллективного творчества, личностный подход; обеспечение благоприятного психологического климата в учебной группе; развитие коммуникативных способностей и др.
Список литературы
1. Юзликаева Э.Р. Современные педагогические технологии в подготовке будущих специалистов// Современные технологии в учебно-воспитательном процессе. Монография/ Под общ. ред. д.п.н. Р.Х.Джураева. - Т.: 2009.
2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. Москва: Издательский центр «Академия», 2009
3. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в вышей школе. Саратов: ИЦ «Наука», 2009
4. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Туракулова Феруза Аминовна, Махмудова Озода Юлдашевна
Узбекистан, г.Коканд, КГПИ
В данной статье раскрыта технология организации и проведения образовательных мероприятий в период педагогической практики.
Авторы изложили цели организации и проведения образовательных мероприятий, а также дали проект содержания мероприятия.
В выводах авторов подобные образовательные мероприятия, являются одним из основных видов развития интеллектуальных способностей учащихся общеобразовательных школ, побуждают интерес к знаниям, способствуют более глубокому усвоению материала, а также помогают бу-душему педагогу спланировать отдельные внеклассные мероприятия.
Педагогическая практика является основной движущей силой учебного процесса, где будущий педагог впервые полученные теоретические знания может применить на практике. В настоящее время накоплен большой опыт успешного проведения студентами квалификационной педагогической практики.
Исходя из опыта преподавателей Кокандского Государственного педагогического института, приведем проект внеклассного мероприятия, организованное студентами-практикантами факультета математики
Данное мероприятие проходило в форме игры, местом проведения кото -рой был спортивный зал.
Участники игры - учащиеся двух пятых классов, из числа которых были сформированы две команды. Каждая команда имела капитана и состояла из команды девочек и команды мальчиков, остальные учащиеся - болельщики. Каждой команде предстояло сначала пройти эстафету, а затем выполнить определённое математическое задание.
Главная цель мероприятия - пробуждение и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету.
Задачи мероприятия:
• способствовать возникновению интереса у большинства учеников к предмету, привлечение некоторых из них в ряды "любителей математики";
• повысить уровень математического мышления;
• пропаганда здорового образа жизни.
Внеклассное мероприятие по математике "Математическая спартакиада"