УДК 378+37.0
Мжельская Татьяна Владимировна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории, истории культуры и музеологии Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
приёмы технологии ркмчп в процессе обучения студентов иигсо нгпу
Аннотация. Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы приемы технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо). С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В статье предлагается конкретный опыт применения данных приемов в процессе обучения студентов института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета (ИИГСО НГПУ). На занятиях со студентами применялись такие приемы технологии критического мышления как ФИШБОУН, РЕКЛЕ, 6 шляп мышления, ИНСЕРТ, таблица ЗХУ, линия времени, КЛАСТЕР. Приведены примеры их использования, в том числе формирование умений работы с текстом. Показано, что применение приемов технологии РКМЧП в процессе обучения позволяет формировать коммуникативные компетенции, которые содействуют социальной адаптации будущего специалиста на рабочем месте, и группу компетенций, связанных с работой с информацией и определяющих умения и навыки научной (исследовательской) деятельности.
Ключевые слова. Деятельностно-компетентностный подход, приемы технологии РКМЧП, самостоятельная работа студентов.
Mzhelsky Tatyana Vladimirovna
Candidate of historical sciences, associate professor of the department of theory, cultural history and museology of the Institute of history, humanitarian and social education at the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk
critical thinking through reading and writing technology receptions in the course of students training
Abstract. For the effective solution of the tasks set by FGOS VPO of the third generation, technology receptions (Development of critical thinking through reading and writing ) can be used. With their help it is possible to organize activity of students in an interactive form, to form certain competences. In article concrete experience of application of these receptions in the course of training of students of institute of history, humanitarian and social education at the Novosibirsk state pedagogical university (IIGSO NGPU) is offered. On occupations with students such receptions of technology of critical thinking as FIShBOUN, REKLE, 6 hats of thinking, INSERT, the table ZHU, time line, the CLUSTER were applied. Examples of their use, including formation of abilities of work with the text are given. It is shown that application of receptions of the technology in the course of training allows to form communicative competences which promote social adaptation of future expert on a workplace, and group of the competences connected with work with information and defining skills of scientific (research) activity.
Keywords. Activity and competence-based approach, development of critical thinking through reading and writing technology receptions, independent work of students.
В последние годы в России осуществляется переход на двухуровневую систему высшего образования, в которой первая ступень - бакалавриат -позиционируется как практико-ориентированное обучение.
Существует несколько подходов к пониманию такого рода обучения, в том числе деятельностно-компетентностный подход, который заключается в приобретении опыта деятельности, уровень которого определя-
ется методами компетентностного подхода [7]. Подразумевается, что деятельность преподавателя и студентов в процессе обучения должна быть организована таким образом, чтобы сформировать у последних определенные компетенции, предусмотренные ФГОС ВПОтретьего поколения. Следует учитывать также то, что гостандарт по подготовке бакалавров предусматривает значительное количество часов, которые должны проводиться в интерактивной форме.
Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы приемы технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо). Они описаны как в учебниках, так и в аналитических статьях [2; 3, с. 14-53].Поэтому предлагаем конкретный опыт их применения в процессе обучения студентов института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета (ИИГСО НГПУ). Для этого сначала проанализируем компетенции, формированию которых способствует применение приемов технологии РКМЧП, затем приведем примеры занятий.
Остановимся на анализе двух групп компетенций: 1-я группа: компетенции, которые содействуют социальной адаптации будущего специалиста на рабочем месте;2-я группа: компетенции, определяющие умения и навыки научно-исследовательской деятельности.
Первая группа имеет разные, но практически идентичные по смыслу формулировки ФГОС ВПО третьего поколения. Например, историк должен обладать готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3) [5, с. 5].Коммуникативные компетенции подразумевают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Они предполагают наличие необходимой для эффективного общения совокупности знаний и умений; системы внутренних ресурсов, важных для построения эффективной коммуникации в ситуациях межличностного взаимодействия [2, с. 38]. Данные компетенции необходимы будущему специалисту для того, чтобы успешно адаптироваться в коллективе, слаженно работать с коллегами, клиентами или учениками (если подразумевать будущего учителя). Важно, что требования наличия
коммуникабельности к соискателю все чаще озвучиваются работодателями при приеме на работу. Умение работать в коллективе, договориться с людьми для достижения общих целей, необходимо и в личной жизни, если рассматривать семью как единую команду. Формирование коммуникативных компетенций происходит в процессе работы в малых группах, при проведении презентаций или-дискуссий, что является неотъемлемой частью технологии РКМЧП.
Вторая группа компетенций направлена на формирование навыков научно-исследовательской работы. Так будущий историк должен владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1). Он также должен быть способным логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2). Должен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12). Осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14) [5, с. 5, 6].
Хотя ФГОС разных направлений и профилей имеет различные формулировки компетенций, суть одна - формирование навыков исследовательской деятельности, которая имеет дело с несколько иным содержанием образования - под ним понимается не определенный объем предметной информации, а функциональные навыки мышления, развиваемые средствами учебного исследования [6, с. 144].
Одним из основных умений для формирования компетенций бакалавров по работе с различного рода источников, является умение читать и понимать научные тексты, выявлять в них основные структурные единицы, подбирать факты, анализировать полученную информацию. Важно также умение ставить цель, определять задачи для ее достижения, делать выводы. Данные навыки необходимы не только для научно-исследовательской деятельности. Одна из задач, которая стоит перед современным высшим образованием на сегодняшний день - это не давать некий объем уже готовых знаний,
а научить студента учиться самостоятельно. Потребность непрерывно развиваться в профессиональной сфере, самореализоваться, повышать уровень квалификации, менять направление профессиональной деятельности в течение жизни ставит перед высшими учебными заведениями задачу подготовки студентов к овладению методами и приемами построения нового знания на основе получения информации, умений перерабатывать, фильтровать, структурировать и представлять ее таким образом, чтобы обеспечить понимание, взаимодействие с Другим для решения совместных профессиональных задач [1, с. 30].
Формированию обеих групп компетенций способствует применение приемов технологии РКМЧП, которое позволяет создать условия для формирования мыслящих людей, способных компетентно оценивать высказывания своих коллег, быть вдумчивым слушателем и читателем, критически относится к мнениям других людей, сопоставляя их с другими точками зрения и собственным мировоззрением и опытом [2, с. 39, 40].
Автор статьи преподавала студентами ИИГСО специалитета (история, юриспруденция, культурология, социальная педагогика), бакалаврита (история, правовое образование, история и МХК, история и обществознание, музеология) разные дисциплины (история первобытного общества, концепции современного естествознания, история науки, наука в системе культуры и другие). Последние несколько лет практически все занятия проводится в интерактивной форме, в том числе с применением приемов технологии критического мышления, таких как ФИШБОУН, РЕКЛЕ, 6 шляп, ИНСЕРТ, ЗХУ, линия времени, КЛАСТЕР.
Приведем несколько примеров. Удачным был опыт применения приема «Шесть шляп» для изучения темы «Научно- технический прогресс и развитие науки в ХХ-на-чале XXI веке» в рамках дисциплины «История науки». Занятие «Генетика: успехи и противоречия» было посвящено развитию данной науки. Анализировали такие дефиниции как генная инженерия и клонирование на основании переработанных текстов из журнала «Популярная механика». Данная тема подразумевает наличие у студентов определенного количества знаний по заяв-
ленной теме из школьного курса, СМИ, научно-популярных литературы или фильмов. Часть студентов действительно показали некоторое количество знаний и умение их анализировать, сравнивать с предложенным текстом.Практически на всех занятиях возникала дискуссия, в процессе которой шло формирование, как коммуникативных компетенций, так и умения вырабатывать и доказывать свою точку зрения.
В современной системе высшего образования большое значение имеет обучение студентов навыкам самостоятельной работы, так как значительное количество студентов не владеют навыками чтения научных текстов. Поэтому в учебных планах подготовки бакалавров предусмотрено преподавание для 1 курса такой дисциплины как «Технологии организации самостоятельной работы студентов».
Как указано выше значительная группа компетенций предполагает умение работать с информацией, структурировано излагать свои мысли в устной или письменной форме. Этому можно научить, в том числе, на примере чужих текстов. Поэтому была выстроена система занятий, где студенты, работая с текстами, учатся их читать, структурировать и анализировать, выделять цель и задачи, видеть выводы, к которым пришел автор. Так как профессиональная подготовка будущих историков предполагает глубокое и всестороннее изучение основных групп источников и организацию историографического поиска [4, с. 101], в процессе работы над научной литературой студенты получают задания выделять в тексте источники и историографию. Подобная систематичность выполнения заданий закладывает основы умений написания собственных текстов: от рефератов до выпускной квалификационной работы.
Так на первой лекции студентам предлагается текст, посвященный реформе образования России. В нем затрагиваются вопросы перехода на двухуровневую систему, анализируются задачи высшего образования, ком-петентностный подход, требования работодателя к будущему работнику. Хотя текст является лекцией, он не имеет названия, плана, не разбит на части. Студенты получают задание: прочитать текст с маркировкой, дать ему название, разбить на части, соста-
вить план и сформулировать ответ на вопрос в чем заключаются цели и задачи предаваемой дисциплины. Так уже на первой лекции студенты не занимают пассивную позицию слушателя, а активно участвуют в обсуждении поставленных вопросов, переживая их через свои чувства и эмоции.
Все семинарские занятия проходят в интерактивной форме - либо применяются приемы технологии РКМЧП, либо презентуются выполненные домашние задания в форме конференции. Составляя на занятии кластеры, студенты учатся выделять в тексте отдельные смысловые части. Далее применяется прием ФИШБОУН, когда необходимо сопоставлять уже имеющиеся знания с новыми, а также сформулировать тему и сделать выводы.
Применение приема РЕКЛЕ при грамотном подходе также является достаточно продуктивным. Работа идет в малых группах по 3-4 человека. Студенты получают отдельные отрывки, из которых им необходимо создать связный единый текст, дать ему название, составить план, сделать выводы и в процессе презентации обосновать почему они выбрали именно такую структуру. Далее студенты получают задание анализа научной статьи и монографии по определенному алгоритму. Полученные ранее навыки позволяют большинству студентов выполнить такое задание успешно.
Удачным примером применения приема «линия времени» явилось изучение историографии истории первобытного общества в процессе преподавания соответствующей дисциплины. Здесь наиболее ярко проявилась определенная закономерность в представлении графической презентации. Историки выполнение данного задания поняли буквально и изобразили линию, в которой, с одной стороны, указывали периоды и даты, а с другой - особенности развития взглядов на первобытное общество в соответствующих хронологических промежутках. Студенты, обучающиеся по сдвоенному профилю «История и МХК» подошли к графическому изображению творчески: линия времени у них была в виде ступенек, вагонов поезда, дерева, разворачивающейся киноленты и т.д. Такая разница в презентациях отмечается и в процессе преподавания других дисциплин. Это можно объяснить тем, что у тех,
кто изучает МХК более развито воображение, художественный вкус и умение рисовать.
Таким образом, применение приемов технологии РКМЧП в процессе обучения позволяет формировать коммуникативные компетенции и группу компетенций, связанных с работой с информацией и научно- исследовательской деятельностью, предусмотренных ФГОС ВПОтретьего поколения.
Библиографический список
1. Ахматова С. С., Степанова И. Ю. Дидактические аспекты формирования у студентов умения структурировать учебный материал в процессе профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 6. - С. 30-38.
2. Дерига Е.С. Реализация технологии развития критического мышления в условиях реформирования системы высшего образования // Современные образовательные технологии: Доводы в пользу активных форм обучения. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. - С. 35-40.
3. Турик Л. А., Осипова Н. А. Педагогические технологии в теории и практике: развитие критического мышления через чтение и письмо, «дебаты», «образ и мысль», медиатехнология, проектная технология, портфолио: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 281 с.
4. Умбрашко К. Б. Классификация исторических источников в профессиональной подготовке бакалавров (культурологические аспекты) // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 4. - С. 95-101.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 История (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 декабря 2009 г. № 732 [электронный ресурс] // Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www. edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm732-1.pdf (дата обращения 09.07.2013).
6. Ширяева Н. А. Специфика реализации исследовательской деятельности в организации образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 7. - С. 144-148.
7. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетент-ностный подход к практико-ориентированному образованию [электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 15 января. URL: http:// www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected]. (дата обращения 09.06.2013).