«Она» (первая группа).
Ключевые слова (из текста):
- Он что-то подозревает;
- Подобрал ключ к моему столу;
- Я должна быть страшно осторожна;
- Лучше смерть, чем такие муки.
Мотивируя через ключевые слова поступки
героини, обучающиеся маркируют текст:
- «+» (она — жертва, одинока, стремится к любви; я ее понимаю и не осуждаю; так поступила бы любая современная женщина);
- «-» (она живет во грехе, изменяет человеку, который ее любит; это противоречит моим нравственным принципам);
- «?» (мне трудно определить свое отношение к этому; я не осуждаю и не оправдываю ее; почему она так поступила, мне непонятно).
Данный прием сделает зримым процесс накопления информации. Вырабатывая собствен-
Библиографический список
ную позицию, студенты в группах накапливают опыт совместной деятельности.
На занятиях с применением технологии развития критического мышления реализуется как знаниевый, так и компетентностный подход в обучении. На таких уроках студенты учатся сотрудничать, совершенствуют коммуникативные навыки: работают в парах, группе, принимают совместные решения в процессе выполнения разнообразных заданий. Кроме того, они учатся ставить перед собой цели и достигать их в процессе своей работы. В результате студенты становятся соавторами своего обучения. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу применения разных приемов и методов, но нельзя забывать о главном — определяющей при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и методов.
1. Лыжина, Л. А. Применение технологии критического мышления на занятиях по литературе в колледже [Текст] / Л. А. Лыжина // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 12. — С. 27-34.
2. Гладкова, Н. Г. Формирование общих компетенций на занятиях по литературе с использованием приемов технологии РКМ [Текст] / Н. Г. Гладкова // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 12. — С. 34-49.
УДК 377 Ж. Г. Патрушева, преподаватель Челябинского
техникума промышленности и городского хозяйства (ЧТПиГХ) им. Я. П. Осадчего, г. Челябинск, е-твИ: pl10@mail.ru
ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
В статье рассмотрен опыт использования методов и приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории и обществознания. Автором представлены примеры заданий по разным темам указанных учебных дисциплин, позволяющих развивать умение работать с разными источниками информации, анализировать полученные знания, преобразовывать информацию и представлять результаты изучения в разных видах. Все предложенные задания позволяют формировать критическое мышление у студентов СПО.
Ключевые слова: педагогическая технология, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), методы, приемы, критическое мышление, история, обществознание.
В настоящее время в образовательную практику активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо. Думать критически означает проявлять любознательность, ставить перед собой вопросы и осу-
ществлять планомерный поиск ответов. В пояснительной записке к примерной программе по истории говорится, что обучающиеся должны уметь «осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления» [1, с. 4].
На уроках мною часто используются отдельные приемы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее — РКМЧП). Главная роль при работе в режиме РКМЧП отводится тексту. Студенты, работая с текстом, учатся анализировать, задавать вопросы, обобщать, систематизировать, делать выводы и главное — критически мыслить.
Наиболее интересны, с моей точки зрения, следующие методы и приемы РКМЧП.
I. Кластер — это способ графической организации материала, который позволяет более наглядно представить мыслительные процессы, происходящие при погружении в ту или иную тему. Кластер является нелинейной формой мышления. Например, при изучении темы «Демократические выборы» по обществознанию я использую кластер.
1. Посередине классной доски написано ключевое словосочетание «Демократические выборы».
2. Студенты предлагают слова-понятия, которые они относят к данной теме: «выборы», «голосование», «избирательный участок», «депутат», «бюллетень», «избиратель», «предвыборная агитация», «агитационные материалы» и т. д.
3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы: «выборы» — «выборное должностное лицо», «кандидат в депутаты»; «агитация» — «агитационные материалы», «агитационный период»; «избиратель» — «электорат», «активное избирательное право», «пассивное избирательное право», «совершеннолетие», «лица недееспособные», «лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда»; «избирательный участок» — «бюллетень», «урны для голосования», «списки избирате-
Образец заполнения сводной та(
лей»; «принципы демократических выборов» — «равные», «прямые», «тайные», «свободные», «добровольные»; «референдум» — «вопрос»; «избирательна система» — «мажоритарная», «пропорциональная».
При организации работы над кластерами необходимо соблюдать некоторые правила:
1) записывать все, что приходит на ум;
2) продолжать работу до тех пор, пока не закончится время или не иссякнут идеи;
3) пытаться построить как можно больше связей;
4) ни в коем случае нельзя следовать заранее определенному плану.
II. Продолжением данной работы является другой прием — ИНСЕРТ, предполагающий маркировку текста специальными значками по мере его чтения. Название приема складывается из первых букв его назначения на английском языке: «интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления».
Это также прием графического оформления текста. Например, студентам раздаются отдельные статьи Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В процессе чтения текста каждый студент карандашом делает пометки на полях: «V» — «уже знал», «+» — «что-то новое», «-» — «думал иначе», «?» — «не понял, есть вопросы».
Прием ИНСЕРТ помогает студентам читать текст источника более внимательно, что безусловно способствует лучшему запоминанию материала.
III. Еще один прием графического оформления текста, который я активно использую на уроках, — это сводная таблица «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ). Например, на уроке истории при изучении темы «Индустриализация в СССР» на этапе подведения итога урока студенты заполняют таблицу, в которой знаком «+» помечают факты, носящие положительный характер, знаком «-» — факты, имеющие отрицательное значение, а знаком «?» — то, что им интересно (табл. 1).
Таблица 1
ицы «Плюс. Минус. Интересно»
Плюс (+) Минус (-) Интересно (?)
За очень короткие сроки было восстановлено разрушенное хозяйство Произошло перераспределение средств из сельского хозяйства в тяжелую промышленность Возросло количество высших и средних технических учебных заведений; за несколько лет было подготовлено 128,5 тыс. специалистов
Страна стала индустриальной державой Под лозунгом соревнования скрыт неоплачиваемый труд Колхозники не имеют паспортов
Окончание таблицы 1
Плюс (+) Минус (-) Интересно (?)
СССР занял второе место в мире по объему ВВП и первое место по среднегодовым темпам роста промышленности Крестьянство исчезло как класс, на смену пришло колхозное крестьянство Продажа произведений искусства
СССР стал индустриальным, экономически независимым государством Включение труда заключенных в плановую экономику Источник индустриализации — продажа винно-водочных изделий
Ликвидация безработицы Формирование командной экономики Жизненный уровень населения — один из самых низких среди развитых стран
IV. Для формирования навыков работы с источниками используется прием ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот прием помогает высказывать аргументированную точку зрения не только автора документа, но и самого студента.
Приведу пример из бинарного урока по истории и литературе на тему «Судьбы людей в годы гражданской войны». На уроке подводились итоги гражданской войны в России с использованием романа М. Булгакова «Белая гвардия». Была использована работа по группам. Студенты получили исторические документы, в которых приводились факты красного и белого террора. Работа студентов осуществлялась в соответствии со следующим алгоритмом.
1. Выделялась главная мысль (террор).
2. Далее следовало обоснование (потому что это — идейная борьба).
3. Обоснование подтверждалось словами из текста. Например, русский писатель Владимир Короленко в годы гражданской войны жил в Полтаве, которая много раз переходила из рук в руки. Приводятся отрывки из его писем и дневников: «Большевик — это наглый начальник, часто грабящий и расстреливающий без суда и формальностей»; «... немцы и гайдамаки вступили в город. заводят во дворы и расстре-
ливают»; петлюровцы «очень часто казнят»; «после прихода деникинцев. эти дни прошли в сплошном грабеже. начались подлые бессудные расстрелы.».
4. Студенты сделали вывод, что такие методы недопустимы и ничем не могут быть оправданы для достижения цели.
V. Перепутанные логические цепочки. На уроке обществознания по теме «Демократические выборы» к доске были прикреплены отдельные листы с наименованием стадий избирательного процесса. Студенты должны были их расставить в порядке очередности, например:
1) назначение выборов;
2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей;
3) выдвижение кандидатов, списков кандидатов и их регистрация;
4) информационное обеспечение выборов и проведение агитации;
5) голосование и определение итогов голосования, их официальное опубликование.
После чтения текста предлагалось внести поправки, если они были.
Такие формы работы на уроке помогают обучающимся лучше подготовиться к предстоящему дифференцированному зачету, проводимого по принципу ЕГЭ.
Рис. 1. Метод фишбоун. Схема 46
VI. На уроке истории по теме «Феодальная раздробленность на Руси» использовался метод фишбоун («рыбий скелет»). Голова рыбы — это вопрос темы, верхние косточки — основные понятия, нижние косточки — суть понятий, хвост — ответ на поставленный вопрос. При этом записи должны быть краткими и представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. На верхних косточках студенты записывают причины возникновения изучаемой проблемы. На нижних косточках, расположенных напротив них, по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.
VII. Эссе — один из приемов, который используют в технологии развития критического мышления. Очень часто студенты сначала не понимают, что значит написать эссе, но в ходе объяснения, что это мини-сочинение или небольшое сочинение-рассуждение, им все ста-
Библиографический список
новится понятно. При работе над эссе нужно учитывать уровень подготовленности группы, поэтому время на выполнение работы может варьироваться от 5 до 15 минут. Студентов сразу предупреждаю, что за орфографические и пунктуационные ошибки оценка не снижается. Например, на уроке обществознания при изучении темы «Социальная значимость здорового образа жизни» предлагаю выполнить следующее задание: докажите, что для личности и для общества важно вести здоровый образ жизни.
Таким образом, приемы и методы РКМЧП гармонично ложатся на материал учебных дисциплин «История» и «Обществознание». Тем, интересных вопросов эти предметы дают великое множество. А критическое мышление — один из видов интеллектуальной деятельности человека — характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю [2].
1. Артемов, В. В. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций [Текст] / В. В. Артемов. — М. : Изд. центр «Академия», 2015. — 47 с.
2. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] / А. К. Колеченко. — СПб. : Изд-во «Каро», 2006. — 368 с.
УДК 378 Е. Н. Перевозчикова, ст. преподаватель Русско-
британского института управления (РБИУ), г. Челябинск, е-mail: perevozchikova@inbox.ru
ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ КОМПЕТЕНЦИЯМ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
В данной статье рассматривается проблема несоответствия структуры профессионального образования и рынка труда, в первую очередь «навеса» высшего образования невысокого качества. Отмечается, что современные стандарты высшего образования уделяют внимание формированию предпринимательской компетентности не только в профилирующих специальностях, но и в специальностях, которые напрямую не связаны с предпринимательской деятельностью. Приводится пример инновационно-предпринимательских компетенций ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» (бакалавриат). Представлено понятие инновационного потенциала как элемента структуры предпринимательской компетентности будущего бакалавра.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, предпринимательские компетенции, инновационно-предпринимательские компетенции, предпринимательский потенциал студентов, инновационно-предпринимательская деятельность студентов, мотивация развития инновационно-предпринимательской деятельности студентов.
В системе среднего профессионального серьезные перемены, обусловленные потреби высшего образования России происходят ностями рынка труда. Стабильное развитие