Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / SWOT-АНАЛИЗ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / "ПОРТФЕЛЬ ПРОЕКТОВ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянова Е. А., Антонинкова М. С.

В статье рассмотрен опыт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №23» г. Озерска (далее - МБОУ «Лицей №23») по разработке программы развития образовательной организации. Представлены основные этапы разработки программы развития, а также приведены примеры управленческих решений на каждом этапе. В статье описаны особенности разработки программы развития, которая является на сегодняшний день одним из основных документов образовательной организации, определяющим ее функционирование и направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лукьянова Е. А., Антонинкова М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Г.В. Сложеникина, О.А. Птицына, Т.В. Елизарова

практической конференции (26-28 марта 2001г.). В 2-х ч. Ч.1 / под ред. И.В. Усачевой. -Москва, 2002. - С. 5-8.

References

1. Buneev, R. N. Ponjatie funkcionnal'noj gramotnosti / R. N. Buneev; // Obrazovatel'naja programma «Shkola 2100». Pedagogika zdravogo smysla : sbornik materialov / pod red. A.A. Leont'eva. - Moskva : «Balass», Izdatel'skij Dom RAO, 2003.

2. 200 tekstov dlja obuchenija skorochteniju / nauch. red. G. Abdulova - Moskva : Izdatel'stvo AST, 2018. - 238 s.

3. Kak priohotit' rebenka k chteniju: nestandartnye metodiki / A. P. Kashkarov. - Izd. 2-e. - Rostov na- Donu : Feniks, 2014. - 76 s.

4. Korenev, A. N. Narushenie chtenija i pis'ma u detej (diagnostika, korrekcija, preduprezhdenie) : uchebno-metodicheskoe posobie / A. N. Korenev - Sankt-Peterburg : ID MiM, 1997 - 286 s. - ISBN 5-7562-0004-5.

5. Leont'ev, A. A. Ot psihologii chtenija k psihologii obucheniju chtenija / A. A. Leont'ev // Materialy 5-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (26-28 marta 2001g.). V

2-h ch. Ch.1 / pod red. I.V. Usachevoj. - Moskva, 2002.-S.5-8.

Сведения об авторах

Сложеникина Галина Васильевна -

учитель-логопед высшей категории МБОУ С(К)Ш № 29, г. Озёрск

Птицына Ольга Анатольевна - учитель-логопед высшей категории МБОУ С(К)Ш № 29, г. Озёрск

Елизарова Татьяна Васильевна - учителя-логопеды высшей категории МБОУ С(К)Ш № 29, г. Озёрск

Information about authors Slozhenikina G.V. - Top-Rank Teacher-Logopedist of Municipal Budget General Education Institution Special School № 29, Ozersk

Ptitsyna O.A. - Top-Rank Teacher-Logopedist of Municipal Budget General Education Institution Special School № 29, Ozersk

Yelizarova T.V. - Top-Rank Teacher-Logopedist of Municipal Budget General Education Institution Special School № 29, Ozersk

УДК 371

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.А. Лукьянова, М.С. Антонинкова

В статье рассмотрен опыт Муниципального ляющим ее функционирование и направления

бюджетного общеобразовательного учрежде- развития. ния «Лицей №23» г. Озерска (далее - МБОУ

«Лицей №23») по разработке программы Ключевые слова: программа развития,

развития образовательной организации. SWOT - анализ, проектное управление,

Представлены основные этапы разработки «портфель проектов». программы развития, а также приведены

примеры управленческих решений на каждом Согласно статье 28 Федерального закона

этапе. № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. «Об образовании в

В статье описаны особенности разработки Российской Федерации» к компетенции программы развития, которая является на образовательной организации относится

сегодняшний день одним из основных доку- разработка и утверждение по согласованию с

ментов образовательной организации, опреде- учредителем программы развития образова-

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 73

тельной организации. Программа развития -нормативный документ, предназначенный для определения целей и задач деятельности, а также разработки плана реализации с конкретными сроками и необходимыми средствами, обеспечивающими их достижение и решение. В программе развития выделяются условия обеспечения эффективности деятельности, определяется ее содержание. Исходными положениями программы развития могут быть: концепция планируемого результата; основные направления развития; наиболее приоритетные программные проекты; финансово - экономическое обоснование деятельности. Назначение программы развития -определение показателей эффективности деятельности, выстраивание стратегии развития [1].

Потребность в формировании программы развития возникает в случае, если выполнена предыдущая программа развития, либо, когда перед образовательной организацией возникает проблема, решить которую невозможно в рамках текущей деятельности [2].

Срок действия программы развития не закреплен на федеральном уровне. Чаще всего срок реализации программы развития общеобразовательной организации (программа развития) составляет 5 лет. При этом, программа развития разрабатывают для всех уровней общего образования, реализуемых в образовательной организации, и учитывает окружающую социальную среду (партнеры, сетевое взаимодействие, совместные программы и проекты).

Учитывая, что программа развития является инструментом стратегического уровня управления, в ней должны найти отражение ясность и четкость управленческой мысли. Это значит, что прогнозирование направлений развития на ближайшие годы должно отражаться в программе развития образовательной организации.

Структура программы развития на федеральном уровне не определена. Поэтому структура, порядок разработки и утверждения программы развития, организационные мероприятия для ее реализации определяются

образовательной организацией самостоятельно. В связи с этим структура программы развития лицея и содержательное наполнение ее разделов определяется Положением о программе развития МБОУ «Лицей № 23» (далее - лицей) и Модельной программой развития общеобразовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования [2].

С целью разработки новой программы развития в лицее был создан приказ об утверждении дорожной карты по разработке программы развития на 2023-2028 годы. Этапы дорожной карты были согласованы с коллективом на педагогическом совете. Дорожная карта по разработке программы развития на 20232028 годы включала в себя 8 этапов.

I этап разработки программы развития -этап формирования творческой группы.

На основании приказа Минтруда России от 18.10.2013 № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» одной из трудовых функций педагога является участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. Таким образом, в разработке программы развития могут принимать участие все педагоги образовательной организации. Для снижения риска непринятия педагогами новой программы развития, необходимо активно привлекать педагогов к разработке программы развития, в связи с чем в лицее на педагогическом совете была сформирована творческая группа по разработке программы развития лицея на период с 2023 по 2028 год. В творческую группу вошли 11 работников лицея: директор, заместители директора, руководители общественных профессиональных объединений педагогов, главный бухгалтер, педагог - психолог. К разработке новой программы развития лицея были привлечены и родители обучающихся, а именно, 3 представителя общешкольного родительского комитета.

II этап разработки программы развития -изучение стратегических документов.

На данном этапе творческая группа проанализировала содержание стратегических документов федерального уровня, таких, как Национальный проект «Образование»; Стратегия научно-технологического развития РФ (утверждена Указом Президента РФ 01.12.2016 № 642); Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России); Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 (утверждена распоряжением Правительства РФ № 207-р от 13.02.2019), Указ Президента РФ от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Концепция «Школа Минпросвещения России». Результатом работы творческой группы на этом этапе стало определение ключевой идеи, отражающей общий образ будущего желаемого состояния образовательной организации. Необходимо обратить внимание, что также при разработке программы развития должны быть учтены главные идеи основной образовательной программы, а именно: цели, задачи, принципы, подходы, планируемые результаты освоения основной образовательной программы, направления внеурочной деятельности и программы воспитания.

III этап разработки программы развития -это этап проведения оценки потенциала организации, выявления и определения причин возникновения проблем. На данном этапе творческая группа выявила ресурсный, материально-технический, кадровый и организационный потенциал лицея. Были описаны основные проблемные ситуации и выявлены причины возникновения этих проблем. Творческая группа осуществила ранжирование проблем по степени важности и необходимости оперативного решения. Также на этом этапе был проведен SWOT-анализ. SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон организации, внешних угроз и возможностей, которые могут помешать или же помочь организации в ее деятельности и

развитии. Данный анализ относят к группе ситуационных и предпринимают для того, чтобы перед организацией появилась отчетливая картина, состоящая из лучшей возможной информации и данных, а также сложилось понимание внешних сил, тенденций и препятствий, в условиях которых организация намеревается занять конкурентоспособное место [5].

IV этап - этап разработки сводного плана реализации программы развития образовательной организации.

На этом этапе творческая группа сформулировала обоснование необходимости разрешения выявленных противоречий и проблем на основе применения проектного управления. Проектное управление можно характеризовать, как процесс, систему, метод, в ходе которого люди интегрируют свои усилия, ресурсы, навыки, знания из большого количества областей, а также объединяют практический опыт, методы и инструменты управления, которые необходимы для достижения определенных целей и для решения различного рода задач [2].

Творческая группа осуществляла оценку обоснования, определила цели, задачи и способы реализации программы развития образовательной организации. В рамках этого этапа была приведена характеристика основных проектов, содержащихся в программе развития, определены стратегии и организационные механизмы реализации этих проектов, сформулированы предполагаемые результаты реализации программы развития.

Необходимо отметить, что предполагаемые результаты реализации программы развития образовательной организации должны быть четко очерчены при помощи целевых индикаторов и показателей (индикативные показатели), которые в свою очередь представлены системой оценочных процедур, реализуемых в рамках внутренней системы оценки качества образования [5]. На данном этапе были также определены индикативные показатели реализации программы развития образовательной организации. Завершением IV этапа стало формирование сводного плана реализации

75

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования

«портфеля проектов» программы развития лицея. Под портфелем проектов понимают комплект программ и проектов, интегрированных для обеспечения продуктивного управления и достижения стратегических целей организации [1].

V этап разработки программы развития -описание управления реализацией программы развития образовательной организации. В рамках данного этапа творческая группа определила организационную структуру по управлению реализацией программы развития лицея, сформулировала содержание деятельности должностных лиц и перечень документов, отражающих содержание деятельности по управлению реализацией программы развития лицея.

VI этап разработки программы развития -этап составления мониторинга и оценки реализации программы развития образовательной организации. В рамках данного этапа творческая группа описала текущий, промежуточный и итоговый мониторинг достижения индикативных показателей программы развития МБОУ «Лицей .№23» (сроки проведения, ответственных лиц, форма фиксации результатов). Также была определена направленность управленческих решений в рамках оперативной, ежегодной и итоговой оценки.

VII этап разработки программы развития -этап проведения экспертизы программы развития. На данном этапе проводится внутренняя и внешняя экспертизы программы развития. В рамках проведения внутренней экспертизы производится оценка полноты программы развития, наличия всех структурных частей; целостности программы (согласованность проблем, целей, задач, способов их реализации). Для проведения внутренней экспертизы программы развития используются экспертные листы. В качестве внешней экспертизы можно использовать возможность участия в региональном конкурсе программ развития.

На заключительном VIII этапе проводится согласование с учредителем разработанной программы развития. После согласования программа развития должна быть опубликова-

на на официальном сайте образовательной организации.

Таким образом, каждый из приведенных выше этапов разработки программы развития образовательной организации характеризуется принятием соответствующих задачам этапа управленческих решений.

При разработке программы развития стоит помнить, что результат программы развития тесно связан с ее целью и определяет ее.

Опыт работы лицея по разработке программы развития показывает, что программа развития является инструментом, с помощью которого образовательная организация строит свое будущее, она необходима образовательной организации для осуществления целенаправленных и планомерных сдвигов в образовательной организации. Разработка программы развития образовательной организации - это творческий процесс, который опирается на поиск инновационных решений, которые будут способствовать переводу образовательной организации из режима функционирования в режим развития. Процесс разработки программы развития необходимо рассматривать с позиции не только разработки документа, но и организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений. Разработка Программы развития общеобразовательной организации требует от творческой группы реализации таких компетенций в процессе разработки программы развития: моделирование ситуации; выявление необходимости изменений; разработка стратегии изменений; составлении SWOT-анализа, использования методов проектного управления и разработки портфеля проектов для; реализации основной инновационной стратегической идеи образовательной организации.

Список литературы

1. Жураковская, В. М. Управление портфелем проектов в образовательной организации. Направления модернизации образования / В.М. Жураковская, О.А. Оличева // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. - 2021. - N° 2-18. -С.87 - 100.

2. Муравьева, Н. Н. Проектное управление в сфере образования / Н. Н. Муравьева,

A. М. Лебедева // Журнал «У». Экономика. Управление. Финансы. - 2019. - № 2. - URL: https://portal-u.ru/journal/article/view/217 (Дата публикации: 30.06.2019).

3. Патрахина, Т. Н. SWOT-анализ как инструмент планирования стратегии образовательной организации / Т. Н. Патрахина // Науковедение : интернет-журнал. - 2015. - Том 7. № 2 - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/08 PVN215.pdf (дата обращения: 11.11.2022).

4. Профессионально-педагогические понятия : словарь : учебное пособие для вузов / Рос. гос. проф.-пед. ун-т, сост. Г. М. Романцев,

B. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк ; под ред. Г. М. Романцева. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2005. - 455 с.

5. Управление разработкой и реализацией программы развития образовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования : учебно-методическое пособие для программы повышения квалификации «Управление качеством образования в образовательной организации на основе реализации региональной модели оценки качества образования» / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, Д. С. Ильина [и др.]. -Челябинск : РЦОКИО, 2018. - 156 с.- ISBN 9785-906934-33-8.

References

1. Zhurakovskaya, V.M. Upravlenie portfelem proektov v obrazovatel'noy organizatsii. Napravleniya modernizatsii obrazovaniya / V.M. Zhurakovskaya, O.A. Olicheva // Vestnik Samarskogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta. - 2021. - № 2-18. - S. 87 - 100.

2. Murav'eva, N.N. Proektnoe upravlenie v sfere obrazovaniya / N.N. Murav'eva, A. M. Lebedeva // Zhurnal «U». Ekonomika. Upravlenie. Finansy. - 2019. - № 2. - URL: https://portal-u.ru/journal/article/view/217 (Data publikatsii: 30.06.2019).

3. Patrakhina, T.N. SWOT-analiz kak instrument planirovaniya strategii obrazovatel'noy organizatsii / T. N. Patrakhina //

Naukovedenie : internet-zhurnal. - 2015. - Tom 7. № 2 - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/08P VN215.pdf (data obrashcheniya:11.11.2022).

4. Professional'no-pedagogicheskieponya tiya : slovar' : uchebnoe posobie dlya vuzov / Ros. gos. prof.-ped. un-t, sost. G. M. Romantsev, V. A. Fedorov, I. V. Osipova, O. V. Tarasyuk ; pod red. G. M. Romantseva. - Ekaterinburg : Izdatel'stvo RGPPU, 2005. - 455 s.

5. Upravlenie razrabotkoy i realizatsiey programmy razvitiya obrazovatel'noy organizatsii po rezul'tatam vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya : uchebno-metodicheskoe posobie dlya programmy povysheniya kvalifikatsii «Upravlenie kachestvom obrazovaniya v obrazovatel'noy organizatsii na osnove realizatsii regional'noy modeli otsenki kachestva obrazovaniya» / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, D. S. Il'ina [i dr.]. - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2018. - 156 s.- ISBN 978-5-906934-33-8.

Сведения об авторах

Лукьянова Елена Анатольевна - директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 23» г. Озерск

Антонинкова Милана Сергеевна -

заместитель директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 23» г. Озерск

Information about authors

Lukyanova E.A. - Director of Municipal Budget General Education Institution «Lyceum № 23», Ozersk

Antoninkova M.S. - Deputy Director of Municipal Budget General Education Institution «Lyceum № 23», Ozersk

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.